Департамент общего образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
ПроЕКТ
«ОБРАЗ БАБЫ ЯГИ В РУССКих НАРОДных сказках»
База реализации проекта: обучающиеся 3 класса слабослышащего отделения.
Автор проекта:
Раиса Ивановна Моисеева
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
rimoiseeva@list.ru
Томск
Цель: проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности.
Задачи:
Ÿ Создать условия для вдумчивого прочтения русских народных сказок, в которых действует Баба Яга.
Ÿ Узнать, что значит имя – Баба Яга, как она выглядит и где живёт.
Ÿ Выяснить, какие поступки совершает Баба Яга: хорошие или плохие.
Ÿ Отразить полученные результаты документально.
Объект исследования: Баба Яга.
Предмет исследования: русские народные сказки.
Методы исследования: чтение книг, опрос, размышления, анализ результатов, обобщения, выводы, предположения.
Ресурсы проекта:
Ÿ Работа с Интернет-сайтами.
Ÿ Работа в школьной библиотеке по подбору литературы о Бабе Яге.
Ÿ Ведение исследовательского блокнота.
Ÿ Чтение стихов, загадок, пословиц, поговорок о Бабе Яге;
Ÿ Выполнение рисунка «Как я представляю себе Бабу Ягу».
Ÿ Проведение внеурочно-праздничной викторины «Бабки-Ёжкина игра» посредством «погружения» учащихся в русское народное творчество с целью осмысления образа жизни, поступков и выделения тайн исследуемого объекта – Бабы Яги.
Параметры требований к содержанию проекта:
Ÿ Адаптивно-коррекционный проект соответствует современному уровню требований ФГОС.
Ÿ В нём чётко определены цель и задачи творческой деятельности.
Ÿ Проект реализует принцип системного подхода в отборе дидактического, наглядного, информационного материала.
Ÿ Проект соединяет преемственность элементов содержания, учитывает межпредметные связи, конкретизирует требования к приобретаемым учениками знаниям, умениям и навыкам.
Ÿ Дозирует материал с учётом индивидуальных, психофизиологических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Сказка живёт повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы. Сказка родилась с человеком, и пока живёт человек, жива и сказка. Сказку любят все: и взрослые, и дети. В сказках много разных чудес. Интересно, а как попала Баба Яга в сказку? Почему она охотится за маленькими детьми? Почему она хочет съесть маленьких детей? Почему живёт одна в тёмном лесу? Кто её придумал?
Со временем забываются дела даже великих людей, а сказочные герои продолжают жить, и кажутся настолько реальными, что и через много лет после детства трудно поверить, что у фольклорной героини Бабы Яги не было исторических прототипов, или всё-таки были? (Вадим Эрлихман)
Проект состоял из трёх частей. Основная часть проекта включала:
1. Баба Яга в русских народных сказках.
Прежде чем приступить к реализации проекта среди учащихся младших классов был проведён опрос.
Кто такая Баба Яга?
Откуда возник образ Бабы Яги?
Как ты её себе представляешь?
Где она живёт?
Почему она летает на метле или в ступе?
|
Для достоверного представления данного сказочного героя ребята прочитали 6 русских народных сказок: Гуси-лебеди, Царевна-лягушка, Василиса Прекрасная, Марья Моревна, Баба Яга, Терешечка, где Баба Яга выступала главным героем.
Анализируя каждую сказку, ребята выражали производимое впечатление, особенности её телосложения (внешний вид), выясняли место обитания Бабы Яги, волшебные вещи и другие чудеса, определяли животных, служащих Бабе Яге, положительный или отрицательный этот персонаж. На основании полученных данных составляли общую характеристику.
2. Общая характеристика Бабы Яги.
Баба Яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрёпанными волосами. Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя её пестом или железной палицей. Баба Яга – это самый запоминающийся, хотя и далеко не положительный герой сказок. На печи, на девятом кирпичи лежит Баба Яга нос в потолок врос. Самая колоритная деталь её внешности – костяная нога. Живёт в избушке на курьих ножках, которая умеет поворачиваться вокруг себя. Во всех сказках Яга действует в таких воплощениях, как Яга-похитительница (крадёт маленьких детей), Яга-дарительница (вкусно угощает, парит в баньке, даёт советы)
3. Баба Яга – мифологическое существо.
Работая над проектом, ребята выяснили, что сказку всегда предваряет миф. Баба Яга – лесная старуха-волшебница, ведьма, которой подвластны все явления природы. Баба Яга – очень древнее славянское божество. Она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей. Прообразом Бабы Яги послужили ведуны и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса.
4. Основные черты Бабы Яги.
При работе в библиотеке с литературой было выяснено, что костяная нога Бабы Яги во всех сказках упоминается в единственном числе, потому можно предположить, что Баба Яга – одноногая, старая и беззубая женщина. Костяная нога – это атрибут смерти (нога мертвеца или скелета). Баба Яга имеет змеиное происхождение, её одноногость является достаточным основанием, чтобы предполагать, что она входит в круг божества, ведущих свою родословную от змеи. «Яга» происходит от санкристского «змей».
Вторая часть проекта заключалась в анализе результатов исследования.
На основе связей между различными действиями Бабы Яги, образом жизни, образом мыслей был сделан вывод о её сущности.
Баба Яга ведает судьбой, связана со смертью и подземным миром, она повелительница зверей и леса, владеет воздушной стихией, повелительница времени, управляет огнём небесным, подземным и домашним.
Третья и последняя часть проекта явилась анализом всей проделанной работы.
В ходе исследования учащиеся нашли ответы на многие вопросы, которые были непонятны на начальном этапе. Из дополнительной литературы узнали многое о Бабе Яге, составили словарь терминов, нашли значение трудных для понимания слов, сделали выводы о сущности образа Бабы Яги. Пришли к осознанию того, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только такое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.
Практическое значение проекта.
Представленный проект тесно связан с такими дисциплинами, как ознакомление с окружающим миром, развитие речи, трудовая деятельность, изобразительное искусство, чтение.
Результаты работы апробированы и внедрены в начальный блок слабослышащего отделения школы-интерната и могут быть использованы другими школьными учреждениями, в том числе учреждениями I, II вида.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.