Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области
«Школа- интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам №2 г. Энгельса»
ПРОЕКТ
«Образ Бабы Яги в русских народных сказках»
Участники проекта – обучающиеся 5 - 9 класса школы- интерната №2 Руководитель проекта – Сухова Надежда Геннадьевна
2020г.
Энгельс
Проект «Образ бабы Яги в русских народных сказках»
Предмет Литературное чтение, 5 - 9 класс
Визитная карточка проекта
Фамилия, имя отчество Сухова Надежда Геннадьевна
Регион Город Энгельс Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ Номер и/или название школы/ОУ
ГБОУ СО «Школа – интернат АОП №2 г. Энгельса»
Описание проекта
Краткая аннотация проекта
Цель: изучить образ Бабы Яги в русских народных сказках. Объект исследования: русские народные сказки. Предмет исследования: образ Бабы Яги. Методы исследования: изучение энциклопедической литературы, чтение русских волшебных сказок в обработке А.Н. Афанасьева, В.П. Аникина, где одним из персонажей является Баба Яга, анализ образа Бабы Яги, выявление средств её создания (портрет, интерьер жилища, её речь, место обитания, действия и поступки,) анкетирование детей, анализ работ художников, иллюстрировавших русские народные сказки и продуктов детского изобразительного творчества, посвящённых Бабе Яге.
Планируемые результаты обучения
Умение формулировать свою нравственно-эстетическую позицию (научиться понимать нравственный смысл сказки, поступков, характер героев);делать выводы научиться связывать и оценивать мотивы и поступки персонажей сказок, а на основе этого – реальных людей; развить образное мышление, навыки анализа и синтеза.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Основные черты характера Бабы Яги и ее роль в русских народных сказках.
Проблемные вопросы
1.Этимологическое и лексическое значение слова "Баба Яга". 2. Происхождение этого образа. 3. Как она попала в сказку? 4. Существовала ли когда-нибудь Баба Яга или это вымышленный герой?
Учебные вопросы
1. Облик Бабы Яги. 2.Где живёт Бабя Яга? 3. Какой характер у костяной ноги? 4. Род занятий. 5. В каких отношениях Баба Яга находится с людьми?
План проведения проекта
Организационный этап: Определение темы (проблемы)проекта. Формирование интереса у детей к данной теме. Формулировка целей, задач. Составление учителем визитки проекта. Подбор методических и дидактических материалов к проекту. Формирование исследовательских групп.
Основной этап: Чтение сказок, фрагментов с описанием Бабы Яги, их пересказ. Рассматривание иллюстраций, фрагментов мультфильмов, в которых присутствует образ Бабы Яги. Сбор информации, литературы (образ Бабы Яги в художественных фильмах- сказках). Самостоятельная работа групп по выполнению заданий (подбор загадок, стихов, песен о Бабе Яге, сочинение сказок). Обработка информации. Совместное обсуждение в группах результатов проекта. Оформление результатов исследования в форме презентаций, публикации. Самооценка и взаимное оценивание работ учащимися.
Защита проекта: Каждая группа демонстрирует свои работы в форме презентации, буклета, докладов. Выводы, служащие ответом на основополагающий вопрос проекта. Рефлексия.
Заключительный этап проекта: - анализ результатов исследования - оценивание работы по проекту участниками - подведение итогов, рефлексия
Краткое содержание проекта
Проект посвящен образу Бабы Яги в русских народных сказках. Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку. Целью проекта является развитие творческого потенциала детей через изучение русских народных сказок, привить им любовь к чтению как к процессу, научить читать вдумчиво, анализировать, уметь высказывать свое отношение к прочитанному. Во время работы над проектом, обучающиеся будут развивать навыки и умения решать практические задачи, развивать творческие способности, применять уже имеющиеся умения, знания в поисках решений проблемных ситуаций. У школьников будет формироваться познавательный интерес к чтению. Результатом проекта будет представление обучающихся своих работ в творческом деле «Неделя сказки» и коллективное создание видеофильма «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».
1 - Инсценирование фрагмента русских народных песен и частушек
2 - конкурс рисунков - « Баба Яга в рисунках»
3 - Проба пера «Сочини свою сказку про Бабу Ягу»
4 – беседы для 5 класса «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».
Приблизительная продолжительность проекта 20 часов
Основа проекта Образовательные стандарты
Образовательным стандартом предметной области «Литературное чтение» определены задачи:
- Привлечь учащихся к систематическому чтению.
- Расширить читательский и культурный кругозор учащихся.
Цели:
Обучающие:
• Научить школьников различать жанровые особенности волшебных русских народных сказок.
• Расширить читательский и культурный кругозор учащихся.
• Сформировать у учащихся навыки проектной и исследовательской деятельности
Развивающие:
• Развивать у учащихся познавательный интерес.
• Развивать творческие способности учащихся.
• Совершенствовать словарный запас учащихся.
• Развивать способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
Воспитательные:
• Воспитывать доброе отношение друг к другу.
• Совершенствовать навыки совместной коллективной работы.
• Приобщать детей к чтению художественной литературы.
Прогнозируемый результат
Умение формулировать свою нравственно-эстетическую позицию
(научиться понимать нравственный смысл сказки, поступков, характер
героев);делать выводы научиться связывать и оценивать мотивы и поступки
персонажей сказок, а на основе этого – реальных людей; развить образное
мышление, навыки анализа и синтеза.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос: Основные черты характера Бабы Яги и её роль в русских народных сказках.
Проблемные вопросы учебной темы 1. Этимологическое и лексическое значение слова "Баба Яга". 2. Происхождение этого образа. 3. Как она попала в сказку? 4.. Существовала ли когда-нибудь Баба Яга или это вымышленный герой?
Учебные вопросы 1. Облик Бабы Яги. 2.Где живёт Баба Яга? 3. Какой характер у костяной ноги? 4. Род занятий. 5. В каких отношениях Баба Яга находится с людьми?
План оценивания График оценивания До работы над проектом Ученики работают над проектом и выполняют задания После завершения работы над проектом • Анкетирование исходных знаний • Составление плана работы. • Формулирование вопросов для исследований.
• Самооценка • Рефлексия • Отчеты по выполнению проекта • Презентации
• • Иллюстрации • Инсценирование фрагмента сказки
(умение работать в группах, парах, самостоятельно находить материал на данную
тему, анализировать, делать выводы) • Оценивание готовых презентаций •
Соответствие теме проекта • Опыт публичного выступления • Тестирование Описание
методов оценивания
В плане проекта обговариваются такие компоненты как цели, график работы, критерии оценивания обучения. План проекта создаётся при поддержке учителя. Созданный план помогает детям отслеживать прогресс в обучении, исправлять недочеты и просить поддержки в случае необходимости. Этот метод позволяет удерживать равновесие между выбором учеников и их ответственностью. Используя самооценивание и рефлексию, ученики учатся оценивать собственную работу и улучшать ее. Чтобы научиться оценивать собственное обучение, учащиеся нуждаются в ясных целях обучения, возможности создать качественную работу, в постоянной обратной связи и в возможности корректировать свою работу перед тем, как ее выполнить. Отчеты по продвижению проекта помогают ученикам записывать свое продвижение и пояснять новые моменты в понимании изучаемого материала. Отчет может быть в виде черновика проекта или обзора данных. Оценивание продуктов деятельности и представлений обращает внимание на то, что ученики делают, а не только на то, что они знают. Такой вид оценивания обеспечивает учителя информацией о том, как школьники понимают и применяют знания, а также об их мышлении и рассуждении. Использование результатов оценивания позволяет делать заключения о деятельности учащихся в конкретные сроки. Контрольные листы, бланки оценок создаются до начала наблюдения и могут быть переданы ученикам, так что им заранее известны требования и необходимые навыки, которые им предстоит продемонстрировать, и они могут подготовиться к этим требованиям. Это открывает перед учениками свободу по работе с навыками и умениями.
Сведения о проекте Необходимые начальные знания, умения, навыки
Знать/понимать
• Знать сказки
Уметь
•
Умение работать с книгой
Учебные мероприятия
1. этап. Организационно-подготовительный
• Формирование групп учащихся.
• Составление плана работы.
• Формулирование вопросов для исследований.
• Информационный подбор ресурсов для проекта.
• Создание буклета, вводной презентации для учащихся.
• Создание дидактических материалов (словарь понятий, бланки для разработки планов исследования в группах, критерии оценивания, списка рекомендуемых ресурсов).
2. этап. Обучающий
• Введение в проблематику проекта с помощью вводной презентации.
• Выявление предварительных знаний детей по теме проекта с помощью теста, листа контроля.
• Определение групп по интересам.
• Определение темы исследования каждой группы.
• Определение этапов работы над проектом.
• Планирование исследований (цели, гипотеза, методы).
• Знакомство с критериями оценки работ.
3. этап. Исследовательский
• Работа по группам. Проведение исследований.
• Самостоятельный поиск информации в Интернете, помощь в подборе ключевых слов по теме исследования, корректировка плана работы групп.
• Сохранение результатов в формате Word.
• Работа с печатными материалами.
• Изучение методических материалов, предлагаемых к проекту.
• Составление плана презентации.
• Создание презентации.
• Взаимооценка работ друг у друга.
4. этап. Итоговый. Защита проекта.
Исследования, проведенные в рамках проекта:
• Презентация результатов проекта .
1 группа - Инсценирование фрагмента русской народной сказки « Гуси-Лебеди»
2 группа - «Баба Яга в рисунках»
3 группа - проба пера «Сочини свою сказку про Бабу Ягу»
4
группа – готовит доклад «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».
Подведение общих итогов: урок внеклассного чтения «Путешествие в сказку»
(викторина, просмотр фрагмента сказки о Бабе Яге).
1.Цель работы: выявить роль Бабы Яги в сюжетах русских народных сказок. Выяснить положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба Яга
Задачи работы:
Познакомиться с русским фольклором для выбора тех произведений, в которых встречается Баба Яга.
Проанализировать сказки, фильмы, мультфильмы с участием Бабы Яги, и выявить её добрые и злые поступки.
Организовать работу по подбору песен и стихов о Бабе Яге.
Создать коллекцию поделок и рисунков о Бабе Яге.
Поделить отобранные сказки на группы по роли Бабы Яги.
Создать классификационную таблицу для выбора преобладающей роли Бабы Яги.
2.Проблема проекта:
Баба Яга – едва ли не самая популярная женщина из всех многочисленных волшебных героинь русских народных сказок. Ах, какая она страшная, ужасная, кровожадная. Внешность ее пугает. Вот-вот прилетит она в ступе, схватит непослушного мальчонку и унесет в свое логово-избушку на курьих ножках, а там, поди, и съест его. А может Баба Яга поможет Ивану-царевичу или другому богатырю вернуть похищенную красавицу? Где тут, правда, где вымысел? Почему бы в этом не разобраться?
Чтобы ответить на все вопросы
нужно было:
• прочитать много русских народных сказок
• научиться анализировать сказки
• находить полезную информацию в интернете и энциклопедиях, чтобы познакомиться с историческими сведениями возникновения образа Бабы-Яги
• учиться делать выводы
3.Из истории
Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.
4.Облик Бабы-Яги
Страшная, злая, косматая, нос — в потолок врос, слепая, у нее костяная нога. У Бабы-Яги волосы косматые, косы расплетены. В культуре древних славян распущенные волосы — связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога — умершая так давно, что тело истлело.
5.На уроках изобразительного искусства и технологии ребятами выполнялись: рисунки о Бабе Яге, избушке на курьих ножках; изделия из пластилина “Избушка на курьих ножках”; изделия из материала с использованием природных материалов “Баба Яга в ступе, с метлой”.
• На уроках музыки исполнялись песни Бабы Яги и о Бабе Яге
Вставить рисунки на 6 слайд
6.Где живет Баба-Яга
Баба-Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках. У избушки нет ни окон, ни дверей. Вход — со стороны леса, то есть из мира смерти. Забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе черепа.
7.Средства передвижения Бабы-Яги
Передвигается Баба-Яга подобно ведьме или нечистому духу. Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом, заметая следы помелом.
8.Окружение Бабы Яги
Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи - все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
9.Руководит обрядом, знает прошлое и будущее
10.Отношение с людьми
Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:
1. Яга-воительница
2. Яга-похитительница
3. Яга-дарительница:
советчица; повелительница сил природы и животного мира; охранительница-покровительница, следящая с помощью своих волшебных помощников за похождениями героя
Баба-Яга – воительница
В некоторых сказках Баба-Яга выступает не как злая лесная старуха, а как степная Богатырка. Царство ее находится за тридевять земель в тридесятом царстве, за огненной рекой. Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю; она выступает против приехавших в ее царство богатырей, нападает во главе целого воинства.
С Бабой-Ягой нередко действуют ее дочери или жены ее сыновей
Баба-Яга – похитительница
Похищает детей и стремится изжарить их в печи.
В избушке старая Баба-Яга прядёт кудель. А на лавочке братец Иванушка сидит, серебряными яблочками играет («Гуси-лебеди»)
Баба-Яга – дарительница
Открывает героям секреты, дает советы, указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре.
- Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая. («Финист-ясный сокол»)
Вытащила она Василису из горницы и вытолкала за ворота, сняла с забора один череп с горящими глазами и, наткнув на палку, отдала ей и сказала:
-Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его; они ведь за этим тебя сюда и прислали. («Василиса Прекрасная»)
Топит баню и выпаривает героя.(«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»)
Кормит-поит пришедшего.
(«Марья Моревна»,Сказка о молодильных яблоках и живой воде»)
В русских сказках Баба-Яга злая и добрая. То она грозится поместить череп Ивана- царевича на шест около избушки, то советует Ивану- царевичу, как отыскать Елену Прекрасную.
Награждение участников проекта дипломами.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.