Проект "Образ Бабы - Яги в русских народных сказках"

  • docx
  • 11.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проект Образ бабы ягиWord.docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области

«Школа- интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам №2 г. Энгельса» 

 

 

ПРОЕКТ

«Образ Бабы Яги в русских народных сказках»

 

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/f/fd/Milyar2.jpg/250px-Milyar2.jpg 

 

Участники проекта – обучающиеся 5 - 9 класса школы- интерната №2 Руководитель проекта – Сухова Надежда Геннадьевна

 

2020г.

Энгельс

Проект «Образ бабы Яги в русских народных сказках»

Предмет  Литературное чтение, 5 - 9 класс

Визитная карточка проекта

Фамилия, имя отчество Сухова Надежда Геннадьевна

Регион Город Энгельс Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ Номер и/или название школы/ОУ   

ГБОУ СО «Школа – интернат АОП №2  г. Энгельса»

Описание проекта

Краткая аннотация проекта

Цель: изучить образ Бабы Яги в русских народных сказках. Объект исследования: русские народные сказки. Предмет исследования: образ Бабы Яги. Методы исследования: изучение энциклопедической литературы, чтение русских волшебных сказок в обработке А.Н. Афанасьева, В.П. Аникина, где одним из персонажей является Баба Яга, анализ образа Бабы Яги, выявление средств её создания (портрет, интерьер жилища, её речь, место обитания, действия и поступки,) анкетирование детей, анализ работ художников, иллюстрировавших русские народные сказки и продуктов детского изобразительного творчества, посвящённых Бабе Яге.

Планируемые результаты обучения

Умение формулировать свою нравственно-эстетическую позицию (научиться понимать нравственный смысл сказки, поступков, характер героев);делать выводы научиться связывать и оценивать мотивы и поступки персонажей сказок, а на основе этого – реальных людей; развить образное мышление, навыки анализа и синтеза.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Основные черты характера Бабы Яги и ее роль в русских народных сказках.

Проблемные вопросы

1.Этимологическое и лексическое значение слова "Баба Яга". 2. Происхождение этого образа. 3. Как она попала в сказку? 4. Существовала ли когда-нибудь Баба Яга или это вымышленный герой?

Учебные вопросы

1. Облик Бабы Яги. 2.Где живёт Бабя Яга? 3. Какой характер у костяной ноги? 4. Род занятий. 5. В каких отношениях Баба Яга находится с людьми?

План проведения проекта

Организационный этап: Определение темы (проблемы)проекта. Формирование интереса у детей к данной теме. Формулировка целей, задач. Составление учителем визитки проекта. Подбор методических и дидактических материалов к проекту. Формирование исследовательских групп.

Основной этап: Чтение сказок, фрагментов с описанием Бабы Яги, их пересказ. Рассматривание иллюстраций, фрагментов мультфильмов, в которых присутствует образ Бабы Яги. Сбор информации, литературы (образ Бабы Яги в художественных фильмах- сказках). Самостоятельная работа групп по выполнению заданий (подбор загадок, стихов, песен о Бабе Яге, сочинение сказок). Обработка информации. Совместное обсуждение в группах результатов проекта. Оформление результатов исследования в форме презентаций, публикации. Самооценка и взаимное оценивание работ учащимися.

Защита проекта: Каждая группа демонстрирует свои работы в форме презентации, буклета, докладов. Выводы, служащие ответом на основополагающий вопрос проекта. Рефлексия.

Заключительный этап проекта: - анализ результатов исследования - оценивание работы по проекту участниками - подведение итогов, рефлексия

Краткое содержание проекта

Проект посвящен образу Бабы Яги в русских народных сказках. Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку. Целью проекта является развитие творческого потенциала детей через изучение русских народных сказок, привить им любовь к чтению как к процессу, научить читать вдумчиво, анализировать, уметь высказывать свое отношение к прочитанному. Во время работы над проектом, обучающиеся будут развивать навыки и умения решать практические задачи, развивать творческие способности, применять уже имеющиеся умения, знания в поисках решений проблемных ситуаций. У школьников будет формироваться познавательный интерес к чтению. Результатом проекта будет представление обучающихся своих работ в творческом деле «Неделя сказки» и коллективное создание видеофильма «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».

 1 - Инсценирование фрагмента русских народных песен и частушек

 2 - конкурс рисунков - « Баба Яга в рисунках»

 3 - Проба пера «Сочини свою сказку про Бабу Ягу»

 4  – беседы для 5 класса «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».

Приблизительная продолжительность проекта 20 часов

 Основа проекта Образовательные стандарты

Образовательным стандартом предметной области «Литературное чтение» определены задачи:

 - Привлечь учащихся к систематическому чтению.

- Расширить читательский и культурный кругозор учащихся.

Цели:

Обучающие:

• Научить школьников различать жанровые особенности волшебных русских народных сказок.

• Расширить читательский и культурный кругозор учащихся.

• Сформировать у учащихся навыки проектной и исследовательской деятельности

Развивающие:
• Развивать у учащихся познавательный интерес.

• Развивать творческие способности учащихся.

• Совершенствовать словарный запас учащихся.

• Развивать способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

Воспитательные:

• Воспитывать доброе отношение друг к другу.

• Совершенствовать навыки совместной коллективной работы.

• Приобщать детей к чтению художественной литературы.

Прогнозируемый результат
Умение формулировать свою нравственно-эстетическую позицию (научиться понимать нравственный смысл сказки, поступков, характер героев);делать выводы научиться связывать и оценивать мотивы и поступки персонажей сказок, а на основе этого – реальных людей; развить образное мышление, навыки анализа и синтеза.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос: Основные черты характера Бабы Яги и её роль в русских народных сказках.

Проблемные вопросы учебной темы 1. Этимологическое и лексическое значение слова "Баба Яга". 2. Происхождение этого образа. 3. Как она попала в сказку? 4.. Существовала ли когда-нибудь Баба Яга или это вымышленный герой?

Учебные вопросы 1. Облик Бабы Яги. 2.Где живёт Баба Яга? 3. Какой характер у костяной ноги? 4. Род занятий. 5. В каких отношениях Баба Яга находится с людьми?

План оценивания График оценивания До работы над проектом Ученики работают над проектом и выполняют задания После завершения работы над проектом • Анкетирование исходных знаний • Составление плана работы. • Формулирование вопросов для исследований.

• Самооценка • Рефлексия • Отчеты по выполнению проекта • Презентации •  • Иллюстрации • Инсценирование фрагмента сказки
(умение работать в группах, парах, самостоятельно находить материал на данную тему, анализировать, делать выводы) • Оценивание готовых презентаций • Соответствие теме проекта • Опыт публичного выступления • Тестирование Описание методов оценивания

В плане проекта обговариваются такие компоненты как цели, график работы, критерии оценивания обучения. План проекта создаётся при поддержке учителя. Созданный план помогает детям отслеживать прогресс в обучении, исправлять недочеты и просить поддержки в случае необходимости. Этот метод позволяет удерживать равновесие между выбором учеников и их ответственностью. Используя самооценивание и рефлексию, ученики учатся оценивать собственную работу и улучшать ее. Чтобы научиться оценивать собственное обучение, учащиеся нуждаются в ясных целях обучения, возможности создать качественную работу, в постоянной обратной связи и в возможности корректировать свою работу перед тем, как ее выполнить. Отчеты по продвижению проекта помогают ученикам записывать свое продвижение и пояснять новые моменты в понимании изучаемого материала. Отчет может быть в виде черновика проекта или обзора данных. Оценивание продуктов деятельности и представлений обращает внимание на то, что ученики делают, а не только на то, что они знают. Такой вид оценивания обеспечивает учителя информацией о том, как школьники понимают и применяют знания, а также об их мышлении и рассуждении. Использование результатов оценивания позволяет делать заключения о деятельности учащихся в конкретные сроки. Контрольные листы, бланки оценок создаются до начала наблюдения и могут быть переданы ученикам, так что им заранее известны требования и необходимые навыки, которые им предстоит продемонстрировать, и они могут подготовиться к этим требованиям. Это открывает перед учениками свободу по работе с навыками и умениями.

Сведения о проекте Необходимые начальные знания, умения, навыки

Знать/понимать

• Знать сказки

Уметь

• Умение работать с книгой
Учебные мероприятия
1. этап. Организационно-подготовительный

 • Формирование групп учащихся.

 • Составление плана работы.

• Формулирование вопросов для исследований.

 • Информационный подбор ресурсов для проекта.

• Создание буклета, вводной презентации для учащихся.

 • Создание дидактических материалов (словарь понятий, бланки для разработки планов исследования в группах, критерии оценивания, списка рекомендуемых ресурсов).

2. этап. Обучающий

 • Введение в проблематику проекта с помощью вводной презентации.

 • Выявление предварительных знаний детей по теме проекта с помощью теста, листа контроля.

 • Определение групп по интересам.

• Определение темы исследования каждой группы.

• Определение этапов работы над проектом.

 • Планирование исследований (цели, гипотеза, методы).

• Знакомство с критериями оценки работ.

3. этап. Исследовательский

 • Работа по группам. Проведение исследований.

• Самостоятельный поиск информации в Интернете, помощь в подборе ключевых слов по теме исследования, корректировка плана работы групп.

 • Сохранение результатов в формате Word.

 • Работа с печатными материалами.

• Изучение методических материалов, предлагаемых к проекту.

• Составление плана презентации.

• Создание презентации.

• Взаимооценка работ друг у друга.

4. этап. Итоговый. Защита проекта.

 Исследования, проведенные в рамках проекта:

 • Презентация результатов проекта .

1 группа - Инсценирование фрагмента русской народной сказки « Гуси-Лебеди»

2 группа - «Баба Яга в рисунках»

3 группа - проба пера «Сочини свою сказку про Бабу Ягу»

4 группа – готовит доклад «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».
Подведение общих итогов: урок внеклассного чтения «Путешествие в сказку» (викторина, просмотр фрагмента сказки о Бабе Яге).

Ход проект «Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»

1.Цель работы: выявить роль Бабы Яги в сюжетах русских народных сказок. Выяснить положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба Яга

Задачи работы:

Познакомиться с русским фольклором для выбора тех произведений, в которых встречается Баба Яга.

Проанализировать сказки, фильмы, мультфильмы с участием Бабы Яги, и выявить её добрые и злые поступки.

Организовать работу по подбору песен и стихов о Бабе Яге.

Создать коллекцию поделок и рисунков о Бабе Яге.

Поделить отобранные сказки на группы по роли Бабы Яги.

Создать классификационную таблицу для выбора преобладающей роли Бабы Яги.

2.Проблема проекта:

Баба Яга – едва ли не самая популярная женщина из всех многочисленных волшебных героинь русских народных сказок. Ах, какая она страшная, ужасная, кровожадная. Внешность ее пугает. Вот-вот прилетит она в ступе, схватит непослушного мальчонку и унесет в свое логово-избушку на курьих ножках, а там, поди, и съест его. А может Баба Яга поможет Ивану-царевичу или другому богатырю вернуть похищенную красавицу? Где тут, правда, где вымысел? Почему бы в этом не разобраться?

Чтобы ответить на все вопросы

нужно было:

• прочитать много русских народных сказок

• научиться анализировать сказки

• находить полезную информацию в интернете и энциклопедиях, чтобы познакомиться с историческими сведениями возникновения образа Бабы-Яги

• учиться делать выводы

3.Из истории

Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.

4.Облик Бабы-Яги

Страшная, злая, косматая, нос — в потолок врос, слепая, у нее костяная нога. У Бабы-Яги волосы косматые, косы расплетены. В культуре древних славян распущенные волосы — связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога — умершая так давно, что тело истлело.

5.На уроках изобразительного искусства и технологии ребятами выполнялись: рисунки о Бабе Яге, избушке на курьих ножках; изделия из пластилина “Избушка на курьих ножках”; изделия из материала с использованием природных материалов “Баба Яга в ступе, с метлой”.

• На уроках музыки исполнялись песни Бабы Яги и о Бабе Яге

Вставить рисунки на 6 слайд

6.Где живет Баба-Яга

Баба-Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках. У избушки нет ни окон, ни дверей. Вход — со стороны леса, то есть из мира смерти. Забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе черепа.

7.Средства передвижения Бабы-Яги

Передвигается Баба-Яга подобно ведьме или нечистому духу. Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом, заметая следы помелом.

8.Окружение Бабы Яги

Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи - все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.

9.Руководит обрядом, знает прошлое и будущее

10.Отношение с людьми

Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:

1. Яга-воительница

2. Яга-похитительница

3. Яга-дарительница:

советчица; повелительница сил природы и животного мира; охранительница-покровительница, следящая с помощью своих волшебных помощников за похождениями героя

Баба-Яга – воительница

В некоторых сказках Баба-Яга выступает не как злая лесная старуха, а как степная Богатырка. Царство ее находится за тридевять земель в тридесятом царстве, за огненной рекой. Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю; она выступает против приехавших в ее царство богатырей, нападает во главе целого воинства.

С Бабой-Ягой нередко действуют ее дочери или жены ее сыновей

Баба-Яга – похитительница

Похищает детей и стремится изжарить их в печи.

В избушке старая Баба-Яга прядёт кудель. А на лавочке братец Иванушка сидит, серебряными яблочками играет («Гуси-лебеди»)

Баба-Яга – дарительница

Открывает героям секреты, дает советы, указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре.

- Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая. («Финист-ясный сокол»)

Вытащила она Василису из горницы и вытолкала за ворота, сняла с забора один череп с горящими глазами и, наткнув на палку, отдала ей и сказала:

-Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его; они ведь за этим тебя сюда и прислали. («Василиса Прекрасная»)

Топит баню и выпаривает героя.(«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»)

Кормит-поит пришедшего.

(«Марья Моревна»,Сказка о молодильных яблоках и живой воде»)

В русских сказках Баба-Яга злая и добрая. То она грозится поместить череп Ивана- царевича на шест около избушки, то советует Ивану- царевичу, как отыскать Елену Прекрасную.

Награждение участников проекта дипломами.


 

Скачано с www.znanio.ru