Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Нижневартовска детский сад №86 «Былинушка»
Проект «Огород на подоконнике»
(средняя группа)
Составила воспитатель:
Лазарева М.М.
г. Нижневартовск
Проект «Огород на подоконнике»
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Вид проекта: краткосрочный
Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели, родители
Срок реализации проекта: 2 месяца
Актуальность проекта: Ребенок среднего дошкольного возраста в недостаточной степени знает о культурных растениях, о том, где они растут и какие условия необходимы для их роста. Познакомить его с этим можно и в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные растения из семян и луковиц, используя для этого огород на подоконнике. Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он способен расширить представления ребенка о растениях, как о живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, воспитание у детей любви к природе, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Цель: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Обобщение и расширение знаний дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
Обучающие:
-Расширить знания и представления детей о растениях, выращиваемых на подоконнике;
- Уточнить представления о том, что растения вырастают из семян.
-Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
Развивающие:
- Развивать интерес к исследовательской деятельности.
-Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
-Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Воспитательные:
-Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
-Получить положительные эмоции от полученных результатов.
Ожидаемые результаты:
1. Дети опытным путем получат знания о том, что растения живые, их выращивают из семян, поливают.
2. Дети научатся сажать и ухаживать за культурными растениями. Познакомятся с условиями их содержания.
3. Дети научаться вести наблюдения.
4. С помощью вовлечения в практическую деятельность по выращиванию культурных растений на подоконнике, дети получат представление об этапах роста растений и получении конечного результата.
5. Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
6. Создание в группе огорода на подоконнике.
Формы реализации проекта
Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная
деятельность, викторины, дидактические игры, настольно-печатные игры,
сюжетно-ролевые игры, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной
литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки.
Формы работы с родителями: индивидуальные
беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих
заданий, конкурсы.
Методы:
- наглядный (методы иллюстраций и демонстраций): плакаты, сюжетные картинки, муляжи овощей.
- словесный: беседы, чтение рассказов и стихов, загадки, пословицы и поговорки.
- практический: посадка семян (редиски итд), полив, рыхление почвы.
- наблюдения: наблюдение за прорастанием лука.
Этапы проекта:
Первый этап. Подготовительный. (1 неделя)
1. Составление плана мероприятий по организации деятельности воспитанников
2. Беседа с родителями «Огород на подоконнике».
3.Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.
4.Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена).
5.Разбивка огорода на подоконнике.
6.Изготовление табличек - указателей с названиями растений.
7. Изготовление плоскостных фигурок и шапочек для инсценировок.
8. Изготовление алгоритмов выращивания растений «От семени к плоду»
9. Беседы с детьми (выявление знаний детей о растениях).
Второй этап. Исследовательский. (7 недель)
1. Рассматривание и сравнение семян
2. Посадка: лук (коллективно), семена - индивидуально
3. Наблюдение за ростом растений
4. Проведение опытов, экспериментов. Установка связи: растения - земля, растения - вода, растения – свет, растения - человек.
5. Ознакомление с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривание иллюстрации, картин.
6. Использование дидактических, настольно-печатных игр.
7. Проведение занятии, сюжетно-ролевых игр, бесед.
8. Установка дежурства по уходу за огородом.
9. Ведение дневника наблюдения.
Третий этап. Заключительный.
1. Подведение итогов реализации проекта.
2. В группе был создан огород на окне.
3. Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта.
4. Оформление выставки творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями.
5. Презентация фотоальбома «Огород на подоконнике.
№ п/п |
Мероприятия |
Цели |
Ответственные |
Сроки реализации |
1 этап. Подготовительный |
|
|||
1. |
Составление плана мероприятий по организации деятельности воспитанников |
Реализация мероприятий по проектной деятельности |
Воспитатель |
1 неделя |
2. |
Беседа с родителями «Огород на подоконнике». |
Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта |
Воспитатель Родители
|
1 неделя |
3. |
Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки. |
Создать условия для реализации проекта |
Воспитатель
|
1-я неделя |
4. |
Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена) |
Создать условия для реализации проекта |
Воспитатель Родители |
1 неделя |
5. |
Разбивка огорода на подоконнике. |
Определение правильного места для каждого элемента «Огорода на подоконнике», вызывать желание создать «огород». |
Воспитатель Дети |
1-я неделя |
6. |
Изготовление табличек - указателей с названиями растений |
Создать условия для реализации проекта |
Воспитатель |
1 неделя |
7. |
Изготовление плоскостных фигурок и шапочек для инсценировок. |
Создать атрибуты для сюжетно-ролевых игр, инсценировок |
Воспитатель Родители |
1-я неделя |
8. |
Изготовление алгоритмов выращивания растений «От семени к плоду» |
Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян.
|
Воспитатель |
1 неделя |
9. |
Беседы с детьми: «Что такое огород и что на нём растёт»;
|
Выявление знаний детей о растениях Расширять кругозор детей.
|
Воспитатель Дети |
1-я неделя |
2 этап. Исследовательский |
||||
1. |
Рассматривание и сравнение семян
|
Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. |
Воспитатель Дети |
2 неделя |
2. |
Беседы с детьми: «Что такое «Огород на окне»; «Откуда берутся овощи?». «Как нужно ухаживать за овощными культурами». "Овощи, фрукты, полезные
продукты" |
Дать понятие о назначении почвы, её свойствах; подготовке огорода к посадке: перекопка, рыхление, формирование грядок. Научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья, вызвать стремление к здоровому питанию. |
Воспитатель Дети |
2 – 7 неделя |
3. |
Практическая деятельность: посадка лука и семян …. |
Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры |
Воспитатель Дети |
2 – 3 неделя |
4. |
Опыт – наблюдение за ростом
Опыт – наблюдение за ростом лука в земле и в воде
Опыт – наблюдение «Рост рассады в тени и на солнце»
Опыт – наблюдение «Установление связи: растения - земля, растения - вода, растения – человек» |
Развивать у детей умение замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц и семян. Помочь установить зависимость роста и состояния растений от произрастания в земле или в воде. Получить необходимые условия для роста растений (свет, вода, тепло) Выявить свойства земли необходимые для роста растений; насколько необходима вода растениям; роль солнечного света в жизни растений; насколько растение нуждается в уходе. |
Воспитатель Дети |
5 – 7 неделя |
5. |
Рассматривание цветочных семян через лупу. |
Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. |
Воспитатель Дети |
2 неделя |
6. |
Наблюдение за всходом и ростом растений.
|
Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений |
Воспитатель Дети |
4 неделя |
7. |
Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). |
Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, расширять знание о растениях |
Воспитатель Дети |
В течение всего проекта |
8. |
Педагогические мероприятия: «Вкусный урок» «Растения огорода» «Вершки и корешки» «Посев семян» «Овощи и фрукты». |
Закреплять знания у детей об овощах и фруктах |
Воспитатель Дети |
3 – 8 неделя |
9. |
Чтение художественной литературы: Д. Родари «Чипполино», Н. Носов «Огородники» Потешки об овощах, Е. Благинина «Приходите в огород», В. Волина «Наша грядка», Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали» Сказки «Репка», «Пых» , «Вершки и корешки». Стихотворение В. Коркина «Что растет на нашей грядке?». Стихотворение-игра-считалка Г. Сапгир «Садовник». Отгадывание загадок об овощах. |
Развивать у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное. |
Воспитатель Дети |
2 – 8 неделя |
10. |
Художественное творчество: Лепка «Наши овощи созрели». Рисование «Что растѐт в огороде?» Аппликация «Овощи и фрукты» |
Учить передавать форму овощей, развивать речь. Расширять представления детей об овощах. |
Воспитатель Дети |
4 – 8 неделя |
11. |
Слушание Б. Можжевелова «Огородная – хороводная». Игра-хоровод «Урожай». Музыкально-динамическая пауза «Репка» |
Учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей. |
Воспитатель Дети |
3 – 8 неделя |
12. |
Сюжетно-ролевые игры «Цветочный магазин». «Овощной магазин» |
Закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах и цветах |
Воспитатель Дети |
В течение всего проекта |
13. |
Дидактические игры: «Что за овощ?», «Найди по описанию», «Что лишнее?», «Большой-маленький», «Разрезные картинки». |
Развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога. |
Воспитатель Дети |
В течение всего проекта |
14. |
П/и «Огуречик» «Овощи — фрукты»
Игра м/п «Огород у нас в порядке» |
Формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом. Развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей. |
Воспитатель Дети |
В течение всего проекта |
15. |
Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление. |
Установка дежурства по уходу за огородом |
Воспитатель Дети |
В течение всего проекта |
16. |
Оформление дневника наблюдений. |
Зафиксировать наблюдение за растениями. |
Воспитатель Дети |
В течение всего проекта |
17. |
Раскрашивание картинок «Овощи» и «Фрукты».
|
Раскрашивать овощи, стараться не выходить за контур изображения |
Воспитатель Дети |
В течение всего проекта |
18. |
Игра драматизация по русской народной сказке «Репка» на новый лад. |
Развивать у детей актёрские способности. |
Воспитатель Дети |
7 неделя |
19. |
Викторина «Кто больше знает?» |
Закрепление знаний по теме овощи и фрукты |
Воспитатель Дети |
7 неделя |
3 этап. Заключительный |
||||
1. |
Подведение итогов реализации проекта. |
Дети получили знания о том, что растения живые, их поливали, сажали, выращивали из семян. |
Воспитатель Дети |
9 неделя |
2. |
Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта |
Развивать
творческие способности; |
Воспитатель Дети |
9 неделя |
3. |
Оформление выставки творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями. |
Подвести итог проделанной работы |
Воспитатель Дети Родители |
9 неделя |
4. |
Презентация фотоальбома «Огород на подоконнике. |
Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. |
Воспитатель |
9 неделя |
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с культурными растениями.
2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. В группе был создан огород на окне.
7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
8. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Список литературы
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.
2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.
3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г.
4. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005г.
5. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
6. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2013 год.
7. Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» - М., 1992
8. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду» - М., 1991
9. Интернет ресурсы
Приложение
План – сетка мероприятий
Неделя |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
2 |
Рассматривание и сравнение семян ЧХЛ Д. Родари «Чиполино» |
Беседа «Что такое огород на окне» |
Замачивание семян |
Рассматривание цветочных семян через лупу |
Посадка лука |
3 |
Рассматривание иллюстраций и картинок
|
Педагогическое мероприятие «Посев семян» |
Слушание Б. Можжевелова «Огородная – хороводная». |
П/и «Огуречик»
|
Д/и «Что лишнее?» ЧХЛ Н. Носов «Огородники» |
4 |
Художественное творчество: Р. «Что растѐт в огороде?» |
Д/и «Что за овощ?» |
Беседа «Как нужно ухаживать за овощными культурами». |
Раскрашивание картинок «Овощи» и «Фрукты». Потешки об овощах |
Наблюдение за всходом и ростом растений.
|
5 |
Педагогические мероприятия «Растения огорода» ЧХЛ Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали» |
Опыт – наблюдение за ростом лука в земле и в воде
|
Художественное творчество: Ап. «Овощи и фрукты» ЧХЛ В. Волина «Наша грядка» |
Игра-хоровод «Урожай». Отгадывание загадок об овощах. |
Д/и «Найди по описанию» Чтение сказки «Пых» |
6 |
Беседа «Откуда берутся овощи?». Д/и «Разрезные картинки».
|
Педагогические мероприятия «Вершки и корешки» Чтение сказки «Вершки и корешки». |
Опыт – наблюдение за ростом П/и «Овощи и фрукты» |
С-р игра «Овощной магазин» |
Д/и «Большой-маленький» «Репка»,
|
7 |
Музыкально-динамическая пауза «Репка» Чтение стихотворения В. Коркина «Что растет на нашей грядке?» |
Игра драматизация по русской народной сказке «Репка» на новый лад. |
Педагогические мероприятия «Вкусный урок»
|
Опыт – наблюдение «Рост рассады в тени и на солнце»
|
Викторина «Кто больше знает?» |
8 |
С-р игра «Цветочный магазин» |
Опыт – наблюдение «Установление связи: растения - земля, растения - вода, растения – человек» Игра м/п «Огород у нас в порядке» |
Беседа «Овощи, фрукты, полезные продукты» Чтение стихотворение-игра-считалка Г. Сапгир «Садовник». |
Педагогические мероприятия «Овощи и фрукты». |
Опыт – наблюдение за ростом Художественное творчество: Л. «Наши овощи созрели».
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.