Департамент общего образования Томской области
Томское областное государственное казённое образовательное
учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат № 15 I, II вида»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
школы-интерната № 15 I, II вида
________________ А.В. Маланина
ПроЕКТ
«ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»
База реализации проекта: обучающиеся 2 «а» класса
слабослышащего отделения
(апрель 2013 г. - май 2013 г.)
Автор проекта: Т.П. Мурина,
учитель начальных классов
Томск
2013г.
ВВЕДЕНИЕ
Экологическое воспитание подрастающего поколения является неотъемлемой частью всестороннего воспитания человека, особенно это важно в обучении детей, имеющих нарушения со стороны работы слухового анализатора. Окружающий мир природы, её красота, неповторимость, очарование, завораживающая сила притяжения является одним из наиболее эффективных средств обучения слабослышащих детей.
Для познания окружающего мира природы очень важны такие процессы чувственного восприятия, как обнаружение (узнавание), различение, идентификация объекта. Каким образом можно развить эти процессы у ребёнка? С уверенностью скажем, только с помощью экспериментальной деятельности.
У детей, проживающих в условиях школы-интерната №15, нет возможности в полной мере «соприкоснуться» с окружающим миром природы, комплексно провести наблюдение за ростом и развитием того или иного растения. А вот создать искусственные условия для эксперимента, с использованием информационных компьютерных технологий – это вполне реальная ситуация, поскольку с уверенностью можно утверждать, что такое направление в работе повысит интерес к миру растений, научит видеть необычное в том, что находится рядом, поможет относиться к миру природы как к живому, неповторимому организму.
Чем более разнообразна по форме и богата по содержанию жизнь ребят в школе, на уроках и во внеклассной деятельности, тем успешнее развиваются творческие способности учащихся, раскрываются сильные стороны личности ребёнка с особенностями в развитии, растёт его интерес к знаниям, плодотворнее протекает процесс обучения и воспитания.
I. МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Ÿ Побуждать учащихся к использованию различных источников информации для решения поставленной проблемы (печатные и электронные энциклопедии; и т.д.; наблюдения за ростом лука в искусственных условиях; опрос родителей).
Ÿ Формировать умения анализировать полученную информацию, делать простые выводы, составлять план деятельности в соответствии с полученной информацией.
Ÿ Развивать умения работать в группе слушать друг друга, согласовывать свои действия и приходить к единому мнению).
Ÿ Учить оформлять результаты своей деятельности в устном и письменном направлении.
Цель:
Ÿ Определение роли зелёного лука в жизни человека.
Задачи:
Ÿ Подобрать и изучить литературу о луке (работа в школьной библиотеке, с Интернет-ресурсами, помощь родителей).
Ÿ Провести наблюдение за ростом лука в искусственно созданных условиях.
Ÿ Определить значение лука в жизни человека.
Ÿ Написать памятки «Как вырастить и сохранить лук» и «Как оберегать лук от вредителей».
Ÿ Составить полезные советы о луке.
Методы и приёмы:
Ÿ Сбор информации.
Ÿ Беседы.
Ÿ Самостоятельная работа с литературой.
Ÿ Обработка собранной информации.
Ÿ Наблюдение за ростом и развитием лука в искусственно созданных условиях классной комнаты.
Ÿ Творческая работа (поделки из лука, проведение праздника «Лук от ста недуг»).
Ÿ Творческая деятельность «луковые фантазии».
Типология проекта:
Ÿ По доминирующей в проектной деятельности – экспериментально-поисковый.
Ÿ По предметно-содержательной области – межпредметный.
Ÿ По характеру координации проекта – непосредственный.
Ÿ По характеру контактов – внутриклассный, частично межклассный.
Ÿ По количеству участников – групповой.
Ÿ По продолжительности – средний.
Гипотеза:
Ÿ Если выращивать лук в искусственных условиях, то можно ли получить два урожая зелени?
Объект исследования:
Ÿ Лук
Актуальность проекта:
Главное достоинство заключается в том, что он обеспечивает школьникам высокий уровень самостоятельности – учащиеся выступают в роли экспериментаторов и исполнителей проекта.
Главная идея проекта:
Ÿ Развитие понимания роли личной ответственности за посаженное растение.
Ÿ Взаимодействие педагога и учащихся в ходе реализации проектной деятельности.
Виды представления проекта:
Ÿ Сообщение, проиллюстрированное на бумажном и электронном носителе (презентация «Лук, лучок – витаминный пучок » в программе Power Point).
Ÿ Сообщение, проиллюстрированное натуральным объектом (рост лука).
Ÿ Коллективная поделка (Луковые человечки).
Ÿ Праздник «Лук от ста недуг».
Ÿ Трудовая деятельность «Луковые фантазии».
II. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
№ |
Параметры проекта |
Методический паспорт проекта |
1. |
Название проекта |
«Огород на подоконнике» |
2. |
ФИО разработчика |
Мурина Татьяна Петровна – учитель начальных классов слабослышащего отделения |
3. |
Название ОУ |
ТОГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 15 I, II вида» |
4. |
Год разработки учебного проекта |
апрель 2013 – май 2013 |
5. |
Опыт использования и степень распространения |
Участие во Всероссийской детской акции «С любовью к России мы делами добрыми едины» (размещение фоторепортажа на сайте детского экологического движения «Зелёная планета»); |
6. |
Проблемная ситуация |
У учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья отсутствует интерес к проектной деятельности, безразличны к самостоятельному поиску, исследованию, экспериментированию. Почему это происходит? Одна из причин – нарушение слуховых функций и как следствие недоразвитие речевой, когнитивной деятельности, познавательной активности |
7. |
Проблема проекта |
У детей, проживающих в условиях школы-интерната в течение длительного времени, нет возможности в естественных условиях провести экспериментальное наблюдение за ростом и развитием культурных растений, «соприкоснуться» с фазами развития, увидеть и почувствовать красоту окружающей природы, раскрыть её тайны, поэтому у учащихся не сформированы в полной мере природоведческие знания, умения и навыки |
8. |
Цель |
Проводя наблюдения за ростом и развитием лука, активизировать интерес к окружающему миру природы, заложить основы нового экологического мышления у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, проявляющиеся в его этико-гуманном отношении к растениям, как к живому, неповторимому организму. Создать условия для эксперимента, заинтересованности учащихся новыми «неразгаданными» тайнами природы |
9. |
Задачи – этапы – способы решения |
Ÿ сформировать систему знаний о росте и развитии огородной культуры - лука; Ÿ познакомить более углубленно (выход за рамки программы) учащихся с историей и способом выращивания огородной культуры в разных климатических условиях, в разных районах России; Ÿ проводить дифференцированную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу в соответствии с особенностями развития детей, имеющих ограниченные возможности здоровья |
10. |
Форма организации детей |
В процессе выполнения того или иного вида деятельности организуется групповая, межклассная работа |
11. |
Ведущая деятельность |
Экспериментально-творческая деятельность с поисковыми, реабилитационными, игровыми, проблемно-эвристическими элементами |
12. |
Сфера применения результатов |
Проект «Огород на подоконнике» развивает любознательность, познавательный интерес; оказывает положительное влияние на предупреждение и преодоление вторичных проявлений (нарушение речи) – следствий первичного дефекта (нарушение работы слухового анализатора) и как результативность прослеживается в экологическом, физическом, языковом, практико-предметном, информационном направлениях |
13. |
Используемые технологии |
Информационно-наглядные, компьютерные, беглая коррекция, игровые, опытно-исследовательские, реабилитационные, социальные |
14. |
Форма продуктов проектной деятельности |
Мультимедийные презентация, беседы, уроки, внеклассная деятельность, сопряжённая деятельность (родитель-ребёнок-педагог), работа с Интернет-ресурсами |
15. |
Способ объединения результатов на презентации |
Отчёт с использованием видеоматериалов на педагогическом совете школы-интерната №15 май-август 2013 г. |
16. |
Виды презентации |
Компьютеро-демонстрирующий |
17. |
Класс или возраст |
2 «а» класс слабослышащего отделения школы-интерната №15; Уроки в компьютерном классе, игровая деятельность объединяет 1- 5 классы |
18. |
Количество участников |
7 обучающихся |
19. |
Предметная область |
Основная предметная область, «Ознакомление с окружающим миром»; в качестве дополнительной предметной области – развитие речевой деятельности; межпредметные области: экскурсии, беседы, празднично-игровые мероприятия |
20. |
Состав участников, предполагаемое распределение ролей в проектной группе |
Классный, межклассный, разновозрастной (от 7 лет до 14 лет) |
21. |
Характер координации |
Явный (открытый) |
22. |
Темы учебно-тематического плана предметов |
Коллективная работа «Луковые человечки»; Реабилитационный урок трудового обучения «Луковые фантазии»; Праздник «Лук от ста недуг»; Беседы: «Виды лука», «Как лук попал к нам на стол», «Лук – кладезь витаминов», Презентация «Лук, лучок – витаминный пучок» Использование сайтов Internet |
23. |
Время работы |
Краткосрочный с 02.04.2013 г. по 15.05.2013 г. (1,5 месяца) |
24. |
Цели обучения, развития, воспитания: образовательные, развивающие, воспитательные, коррекционные |
Систематизировать представления детей о росте, развитии; пользе огородной культуры – лука для человека, что служит необходимой предпосылкой для изучения природоведения. Развивать общеучебные умения: наблюдение за объектом, его ростом, развитием, выделением существенных признаков; умение сравнивать, обобщать, делать выводы, умозаключения и доступно рассказывать об эксперименте; Воспитывать такие качества, как желание наблюдать, экспериментировать; умение организовывать свою работу и доводить её до конца; воспитывать живой интерес, гуманные чувства к растениям, желание заботиться о них, защищать их; Активизировать работу слухоречевого анализатора, недостатков эмоционально-личностного, общественно-бытового развития посредством беглой коррекции, использования фонетического экрана, нейропсихологических методик, навыка считывания с губ |
25. |
Стартовый уровень сформированности УУД и специфических умений |
Ÿ отсутствие самостоятельности в организации продуктивной экспериментальной деятельности; Ÿ неумение ориентироваться в информационном пространстве; Ÿ низкий уровень речевого развития; Ÿ слабый интерес к окружающему миру природы; Ÿ слабая ориентировка в причинно-следственных связях |
26. |
Формирование УУД и специфических умений |
Целенаправленная и систематическая деятельность данного проекта поможет детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющим выраженные отклонения в речевом развитии: Ÿ обогатить язык специальной терминологией, наполняя речь определённым содержанием; Ÿ активизировать познавательный интерес к окружающему миру природы; Ÿ установить более тесные связи между ростом и развитием растения и деятельностью человека; Ÿ понять взаимосвязи в системе «человек-природа-общество»; Ÿ осознать необходимость выполнения правил поведения на природе сущность нравственно-этических установок; Ÿ действовать самостоятельно в заданных условиях; Ÿ активно познавать мир; Ÿ понимать, что гибель одного природного фактора влечёт за собой гибель других (вырубка леса ведёт к пересыханию рек, разрушению почвы, уменьшению численности животных и т.д.); Ÿ подготовить к изучению базовых предметов в основной школе |
27. |
Режим работы (организационная форма) |
Урочно-внеурочный |
28. |
Техническое оснащение |
Компьютер, интерактивная доска, проектор, экран, цифровой фотоаппарат, магнитофон, инвентарный материал и продукт для проведения эксперимента |
29. |
Учебно-методическое обеспечение |
Ÿ Адаптивно-коррекционная программа по курсу «Ознакомление с окружающим миром» (I – II классы) слабослышащее отделение. Ÿ Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы: лекции 1-4 (68с), 5-8 (72 с.) – М.: Пед. университет «Первое сентября» 2008г. Ÿ Начальная школа: Естествознание: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2006. – 256 с. (Я иду на урок). Ÿ Начальная школа. Методическая газета объединения педагогических изданий «Первое сентября» для учителей начальной школы. Главный редактор газеты Мария Соловейчик. – М.: Учредитель ООО «Чистые пруды». 6/2010 г. Ÿ «Первое сентября». Festival.1september.ru. Диски с материалами участников Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007, 2008-2009, 2009-2010 гг. Ÿ Титова М.Ф. Изучение природы в 1 – 3 классах школ глухих: Кн. для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2006. – 152 с. |
30. |
Информационное оснащение |
Электронные программы: Word 2007, PowerPoint, Adobe Photoshop, Internet |
31. |
Кадровое оснащение |
Заместитель директора по НМР Дузькряченко Людмила Дмитриевна; специалисты НИИ психического здоровья СО РАМН: Карауш И.С. – врач-педиатр, Куприянова И.Е. - психотерапевт; школьный врач высшей категории, и учитель информатики Шахмайкина Ирина Олеговна; учитель начальных классов: Мурина Татьяна Петровна, воспитатель класса: Ядыкина Светлана Александровна, школьный библиотекарь Черемных Александра Ивановна |
32. |
Классификация проекта |
По доминирующей деятельности участников проект является социально - реабилитационным, интегрировано-игровым, практико-ориентированным, информационным, экспериментально-исследовательским (игры, экскурсии, конкурсы, беседы, внеурочные занятия, праздничные мероприятия) |
33. |
Комментарий |
Важными аспектами организации проектной деятельности младших школьников являются: создание условий для усвоения структуры и правил проектной деятельности; организация деятельности на основе личного опыта учащегося, его способностей и потребностей; постепенное увеличение уровня самостоятельности младшего школьника при работе над проектом; организация последовательного расширения среды коммуникативного взаимодействия учащихся в процессе работы над проектом; создание условий для самооценки результатов своей деятельности. Важной целью обучения на первой ступени данного проекта является формирование первоначальных представлений о свойствах информации о луке, способах работы с информацией с использованием компьютера. Ценность метода проекта заключается в развитии познавательных и творческих способностей младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья. Выполнение проекта предполагает использование справочной литературы из школьной библиотеки и кабинета информатики. Разработанный проект: «Огород на подоконнике» показал эффективность на практике. Результаты работы апробированы и внедрены в начальный блок слабослышащего отделения школы-интерната №15 и могут быть использованы другими школьными учреждениями, в том числе и учреждениями I, II вида. Специфика ориентирована на применение широкого комплекса технических средств. Особый акцент сделан на использование компьютерных технологий, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного и внеучебного процесса. При оказании небольшой обучающей помощи дети, имеющие нарушения в работе слухового анализатора (как следствие – нарушение речевой деятельности), следующие за учителем, обдумывают, осознают предлагаемые им решения и ответы. Стимулирующая помощь организует слабослышащего ребёнка, обостряет внимание, «включает» в работу, уточняя суть учебного и внеучебного задания. Получив эту помощь и справившись с заданием, ученик утверждается в своих возможностях и, что не менее важно, в дальнейшем успешнее, спокойнее и быстрее приступает к выполнению как учебных, так и домашних заданий. Направляющая помощь «ведёт» обучающегося от совместного с учителем первого операционного шага к следующим шагам, но уже собственным, самостоятельным (работа с информационными и другими источниками). Обучающая помощь при совместном выполнении задания не оставляет ученика младшего школьного возраста за гранью невыполнения задания, переводит на всё более сознательные и самостоятельные действия |
III. ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Этап |
Деятельность учащихся |
Деятельность педагога |
1. |
Формирование основополагающего и проблемного вопроса |
Создание проблемной ситуации: Можно ли вырастить два урожая лука в искусственных условиях? |
2. |
Определение темы и цели исследования |
Определение направлений исследовательской деятельности |
3. |
Формирование группы, планирование работы, определение задач |
Координация работы в группе. Наблюдения, советы, консультации, руководство деятельностью учащихся |
4. |
Сбор информации. Чтение литературы, выполнение творческих работ (поделок из лука), оформление собранного материала, игровая деятельность |
Организация выставки книг, сбор материалов для экспериментальной работы, работа с Интернет-сайтами совместно с родителями, работа со специалистами: учителями, врачами, библиотекарем |
5. |
Участие в защите проекта, представление своих работ |
Участие в подведении итогов проделанной работы. Размещение продукта проектной деятельности на сайте «Зелёная планета» |
6. |
Сбор информации в проект «Меню здорового школьника» |
Оформление проекта «Огород на подоконнике», представление проекта в методический кабинет школы, защита проекта на методическом объединении |
Выводы:
На, основе сбора информации о луке, изучения дополнительной литературы, экспериментальной деятельности, наблюдения за ростом и развитием лука в искусственно созданных условиях были сделаны выводы о том, что действительно возможно вырастить два урожая лука. На самом деле «огород на подоконнике» является кладезю витаминов зимой-весной для любой семьи.
Ресурсы проекта:
Ÿ Коллективная работа «Луковые человечки».
Ÿ Подготовка и посадка лука-севка в лоток.
Ÿ Наблюдение за ростом луковиц.
Ÿ Создание папки творческих и литературных работ о луке (рисунки, аппликации, кроссворд, загадки, советы, рецепты и т.д.).
Ÿ Составление вопросов для викторины.
Ÿ Создание памяток «Как бороться с вредителями лука».
Ÿ Выступление на уроке ознакомление с окружающим миром с сообщениями «Что мы знаем о луке».
Ÿ Реабилитационный урок трудового обучения «Луковые фантазии».
Ÿ Праздник «Лук от ста недуг».
Ÿ Итоговый урок с использованием компьютерных технологий (презентация «Лук, лучок – витаминный пучок»)
Вследствие чего ребёнок ощущает радость настоящего открытия, понимает, что удивительное действительно находится рядом, только нужно научиться замечать его.
Практическое значение проекта:
Результаты работы апробированы и внедрены в начальный блок слабослышащего отделения школы-интерната №15 и могут быть использованы другими школьными учреждениями, в том числе учреждениями I, II вида.
Достижение дидактических целей проекта:
Ÿ Систематизированы знания и представления детей о луке путём переосмысления причинно-следственных связей.
Ÿ Частично сформированы представления об экологической целостности природы, экспериментально-исследовательской деятельности.
Ÿ Осознание ребёнком важности отношения к экспериментальной деятельности.
Ÿ Прослеживается личностная траектория развития каждого участника проекта по результатам решения поставленной проблемы.
Тип проекта:
По доминирующей деятельности обучающихся – экспериментально-исследовательский.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.