ПРОЕКТ
«Организация предметно - развивающей среды в группах раннего детства, как средство формирования познавательной активности.»
Выполнила Бактыбаева И.Н.
Содержание проекта
Введение…………………………………………………………………… 3
1.1 Краткое обоснование проекта ………………………………….......... 3
1.2 Цели и задачи проекта……………………………………….……….. 5
2. Основное содержание проекта …………………………………….. 6
2.1 Теоретическое обоснование проекта……………………………….... 6
2.2 Моделирование предметно-развивающей среды в ДО …………… 7
2.3 Планирование предметно-пространственной среды и её содержание в ДО …………………………………………………………... 8
2.4 Интегративный подход к организации развивающих центров активизации детей …………………………………………………….... 11
2.5 Функции предметно-образовательной среды ДО …………….... 12
3. Результаты и трудности ………………………………………… 15
3.1 Ожидаемые результаты внедрения проекта …………………..... 15
3.2 Возможные трудности, препятствующие созданию предметно-развивающей среды …………………………………….…………….... 15
3.3 Оценка эффективности реализации проекта …….…………….... 15
Заключение ………………………………………………………………….. 16
Список использованной литературы .......................................................... 17
Приложения ...................................................................................................... 18
Введение
«Развивающая предметная среда-это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.»
(С.Л.Новоселова.)
Важной задачей ДОУ становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Предметно-развивающая среда является важным фактором развития детей раннего возраста.
Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо создать такие условия, чтобы дети воспринимали яркий, насыщенный впечатлениями мир.
В ДОУ этот мир представляет предметно-развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей. Поэтому так важно, чтобы среда, созданная в условиях дошкольного образовательного учреждения, была направлена на развитие дошкольника.
Понятие моделирование предметно-игровой среды рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность.
Моделирование предметно-развивающей среды – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Большое значение предметно-развивающей среде в развитии детей отмечается и в нормативно-правовых документах. В Концепции развития образования Республики Казахстан сказано, что дошкольное воспитание и обучение-первый уровень непрерывного образования, создающий развивающую среду для полноценного формирования личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
1.1 Краткое обоснование проекта «Моделирование предметно-развивающей среды, направленной на социализацию ребёнка»
В педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С.Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П.П. Блонский), «окружающая среда» (А.С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты(качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия-среда, окружение, деятельность, а также внутренние условия-эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе жизненный опыт.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир, и вызывает существенное изменение в его психике.
Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...»
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
Игра выступает как важное средство воспитания. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, если принять во внимание, что будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого – совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели.
Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает.
Социальный мир, в котором ребенок живет и развивается, наполнен содержанием к познанию, к которому дети дошкольного возраста проявляют интерес и, которое они вполне могут усвоить и понять. Это познание себя как представителя человеческого рода, людей, характера взаимоотношений с ними, содержания их деятельности, образа жизни, познание предметного и природного мира.
Социальный мир многогранен и разнообразен, он противоречив и неоднозначен – все это дает основание для развития активности ребенка в процессе его познания и понимания.
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Жизнь 21 века ставит много новых проблем перед нами. Актуальность проблемы и темы исследования на научно-теоретическом уровне объясняется тем, что в настоящее время недостаточно разработана проблема организации предметно-развивающей среды для детей раннего возраста. Поскольку ребенок большую часть времени проводит в дошкольном учреждении, развивающая среда является неотъемлемой частью, «стартовой площадкой», и определенной ступенью постижения культуры и «выращивания» в ней личности в организованном образовательном пространстве.
1.2 Цели и задачи проекта
Цель проекта –
Влияние условий предметно-развивающей среды детского сада на социализацию детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать нормативно-правовые основы принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ, а также теоретические исследования и практический опыт по данному вопросу с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей;
2. повысить эффективность социализации дошкольников в ДО, то есть развития у них познавательных и коммуникативных компетентностей, творческих способностей через моделирование предметно-развивающей среды дошкольного учреждения и включения инновационных педагогических технологий;
3. разработать рекомендации, направленные на построение игровой предметно-развивающей среды;
4. выяснить возможности реализации данного проекта через взаимодействие педагогического коллектива и семьи детей;
Условия успешной реализации целей проекта
необходимо:
1. Создание в ДО развивающего образовательного пространства, направленного на повышение роли жизненных ценностей у детей, их всестороннего развития и для успешной реализации целей социального развития ребёнка-дошкольника.
2. Необходим высокий уровень профессиональной компетентности, единство педагогических воздействий и взаимодействия со стороны всех, кто участвует в воспитании и образовании, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее психическое самочувствие, успешное развитие детей.
2. Основное содержание проекта
2.1 Теоретическое обоснование проекта
Основной результат эффективной социализации, по мнению большинства ученых, научить воспитанников быть продуктивными членами общества, приобщение их к правам, социальным ролям и обязанностям, хорошая адаптация к социальной среде, интеграция в жизнь общества. В качестве критериев и показателей социализация предлагается использовать отношение ребенка к обществу, социально-значимой деятельности; степень активности жизненной позиции; направленность личности на предмет социальных отношений; степень сформированности социального опыта.
Социализация – это процесс становления личности. Сущностный смысл социализации раскрывается через процессы адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации.
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития, гуманизации процесса воспитания и обучения, то есть субъективные отношения между детьми и педагогами. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.
Одна из наших задач – создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность проявить себя.
Объективная необходимость моделирования содержания созданной предметно-развивающей среды продиктовано следующими факторами:
Ø должна закладывать основы первичного мировоззрения;
Ø способствовать успешной социализации ребенка;
Ø необходимостью формирования ключевых компетентностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей;
Ø обеспечением взаимодействия дошкольной организации и семьи с целью вовлечения родителей в оказании помощи по созданию условий для социализации дошкольника;
Ø необходимостью использования инновационного опыта отечественной и зарубежной методических технологий для развития физических, социальных, информационных навыков;
Ø обеспечение потребности дошкольника в социализации.
Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения даёт определение предметно-образовательной среде следующее: образовательная среда – целостная характеристика внутренней жизни дошкольной организации, построенной в логике перспективных задач и набора средств, используемых для эффективного личностного, эмоционального, социального и интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Выдвигает требования к структуре образовательной программы дошкольного образования в качестве основной цели педагогической работы – индивидуальное развитие каждого ребенка. В стандарте так же учитываются индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из направлений образовательной программы является создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Следовательно, развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада должна обеспечить:
Ø Реализацию различных образовательных областей;
Ø В случае организации инклюзивного образования – необходимые условия для их реализации;
Ø Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
Ø Учет возрастных особенностей детей.
И, в условиях внедрения ГОСО в дошкольное образование, возникла остро проблема по созданию развивающей образовательной среды для позитивной социализации и личностного развития каждого ребенка.
1.2 Моделирование предметно-развивающей среды в ДО
Создавая развивающее пространство в ДОУ и в групповых помещениях, педагоги дошкольного учреждения придерживаются принципов, изложенных в «Концепции дошкольного воспитания», а так же руководствуются педагогическими принципами, что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. При построении предметно-пространственной среды соблюдаются принципы:
- Открытости;
- Гибкого зонирования;
- Стабильности – динамичности;
- Полифункциональности;
- Гендерный подход.
Обогащение воспитательно - образовательного процесса развивающей предметной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда в группах целесообразна, информирована, создает образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.
Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир детского сада включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Программы «Я – Человек» (С. И. Козлова и др.), «Наследие» (Я.М. Новицкая и др.), «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р.Б. Стеркина и др.), используемые в детском саду, ориентируют педагогов дошкольных учреждений на следующие цели:
- Создавать условия для полноценного социального развития детей.
- Продумывать виды и формы педагогической деятельности, в том числе специальные занятия, формирующие уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, потребность в сопереживании и т.п.
- Определять уровень развития каждого ребенка на основе специальных показателей (интерес к себе, интерес к сверстникам, к группе детского сада и др.).
Организуя предметно-развивающую среду в различных возрастных группах детского сада, надо учитывать принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей. Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по образовательной программе, соответствующей возрастным критериям. Это означает, что, создавая в дошкольном учреждении условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации различных видов игр.
Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Созданы условия для занятий физической культурой, изо деятельностью, опытнической работой. Воспитатели создали атмосферу не только уюта и комфорта, но и стараются сделать пребывание детей в детском саду радостным.
1.3 Планирование предметно-пространственной среды в ДО.
Предметно-развивающая среда оказывает формирующее воздействие на все стороны развития ребенка: умственное, физическое, нравственное, эстетическое, потому что ребенок не только познает предметы, овладевает действиями с предметами, усваивает их названия. Окружающая среда эмоционально воздействует на ребенка раннего возраста, а следовательно воспитывает эстетически и этически. Физическое состояние детей во многом определяется их эмоциональным комфортом. Вместе с тем удобство и соответствие возрасту предметов мебели, пособий, игрушек и пр., обеспечивающих достаточное освоение окружающего пространства, постепенное овладение основными видами движений. Особенность ребенка раннего детства состоит в том, что без специального воздействия со стороны взрослого его мышечная система не реализуется. Именно взрослый, беря малютку на руки, укладывая на живот, поворачивая на спину «задает» систему целенаправленных движений для созревания мышечной ткани. Движение-органическая потребность ребенка и ее надо полностью удовлетворять. В ранний период жизни ребенок познает мир по-своему, по-детски, на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его видению, пониманию. Однако необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира, сохраняя свою значимость и в последующем освоении действительности. Предметно-развивающая среда в группах детей раннего возраста должна способствовать реализации всех компонентов образования и воспитания детей. В настоящее время детские сады реализуют общеобязательный стандарт образования и программы «Алғашқы қадам», «Зерек бала», «Біз мектепке барамыз», поэтому создание среды в соответствии с содержанием программ требует ориентации на концепцию целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности. Ребенок не просто общается в развивающей среде, он должен чувствовать себя полноправным владельцем пространства, в котором он находится, он становится творцом своего окружения, своего «Я.»
Главной целью воспитания и обучения детей дошкольного возраста является: создание полноценного пространства и организация комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка дошкольного возраста, способствующего благоприятной социализации и усвоению им ключевых компетентностей, базирующихся на общечеловеческих и национальных ценностях, воспитание творческой личности, способной к позитивным отношениям в социуме.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Поэтому среда в ДОУ выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.
При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:
-пространство;
-время;
-предметное окружение.
Современные требования предполагают деление группового пространства на зоны. Каждая зона отражает предметную среду определённого развития ребёнка: оздоровительная среда, образовательная, экспериментальная и т.д. Предметно-развивающая среда должна соответствовать комплексу материально-технических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических, эстетических условий, обеспечивающих организацию жизни детей.
Важным требованием к среде является учет особенностей развития всех видов деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Ребенок и взрослый действуют вместе, им должно быть удобно в этой предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие.
В работах педагогов О.А .Артамоновой, Т.М. Бабуновой, М.П. Поляковой раскрываются педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:
Безопасность - в помещении не должно быть опасных предметов: острых бьющихся, тяжелых, углы должны быть закрыты.
Доступность-используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребенок мог дотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ему быть самостоятельным.
Яркость, привлекательность.
Постоянство-оборудование и игрушки лежат на одних и тех же местах, ребенок всегда знает, где находятся те или иные предметы, при желании может ими воспользоваться, также это приучает к порядку.
Свобода выбора.
Насыщенность - наличие материалов для продуктивных видов деятельности, игрушки, дидактический материал. В разных детских садах названия этих зон дают исходя из фантазий педагогов. Например, можно создать следующие трансформируемые тематические центры развития для детей:
*«Центр Здоровья»
*«Мир Творчества»
*«Уголок природы»
* «Островок сказки»
* «Кукольный мир»
Помня о том, что статус детского сада, его имидж во многом зависит от мнения родителей, необходимо строить свои отношения на взаимном доверии. Психолого-педагогическое просвещение родителей вести дифференцированно, используя разные формы работы. Одна из них - информация на стендах. Ведь родители не только наши основные заказчики и потребители, но и самые заинтересованные, надежные союзники в деле воспитания детей.
1.4 Интегративный подход к организации развивающих центров активности детей
Одним из требований, предъявляемых к основной общеобразовательной программы дошкольного образования – учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей также должны решаться интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
«Интеграция развивающих центров активности детей обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность познавательно-речевой, физической, художественно-эстетической и социально-личностной сфер развития ребенка в образовательном процессе.
Освоение ребенком мира ближайшего (социального, природного) окружения обеспечивается через интеграцию образовательных областей в интегрированных формах совместной, самостоятельной, образовательной деятельности.
Основой формирования компетенций ребенка дошкольного возраста являются общие способности: коммуникативные, познавательные, регуляторные, творческие.
Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Инновационность подхода к организации среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ГОСО, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.
Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-пространственной среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.
1.2 Функции предметно-образовательной среды ДО
Основные закономерности воспитания и обучения детей позволяют сформулировать функции образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в соответствии
Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.
Информационная функция. Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.
Функция сохранения психологического здоровья. Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызывать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и индивидуальной («уголок уединения» и пр.) деятельности.
Воспитывающая функция среды не требует особой расшифровки. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.
Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие. Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремиться к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Место педагога в развивающей среде
Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушевляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка.
Воспитатель, с одной стороны, является автором среды, с другой стороны – ее компонентом. Автор потому, что, зная особенности развития каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду. Создавая «среду обитания» ребенка, мы решаем много творческих задач. Воспитатель становится дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником, конструктором, психологом, мастеровым и т.д. Компонент – потому, что определяет свое место в среде относительно каждого ребенка. Вот сильный ребенок в интеллектуальном развитии – он не нуждается в объяснении, разъяснении задач, действий, результатов деятельности, ему надо создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Этому ребенку достаточно только подсказать, подложить в среду деятельности подсказку, и он сам решит эту задачу. А вот ребенок, которому нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, показ, совместное выполнение действий и т.д.
Все эти виды использования среды и самого педагога как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами развития.
Известные тезисы К.Д. Ушинского «Передается не опыт, а мысль, выведенная из опыта» и Л.С. Выгодского «Научишься сам, когда научишь другого» можно интерпретировать следующим образом. Образовательное новшество можно считать до конца состоявшимся и освоенным в полной мере, когда данный опыт упакован в текст статьи, методических рекомендаций, выступления на педсовете, семинаре, конференции.
Проектирование модели осуществляется в три этапа.
· Первый этап-анализ модели. Действия по изучению объекта исследования, получение модели. Основное содержание деятельности на этом этапе: вычленение модели, формулировка цели и задач, представление модели в виде компонентов, изучение связи между ними.
· Второй этап-компоновка модели. Процесс создания модели приобретет необходимое единство, целостность, при объединении отдельных компонентов. Этап завершится, когда будет окончательно разработана модель предметно-развивающей среды ДОУ.
· Третий этап-проверка состоятельности модели. Достижения точности описания модели и ее эффективного внедрения. Данный этап связан с представлением модели коллегам и частичной ее апробацией.
Модель предметно-развивающей среды.
Младший возраст.
,,011 Апрель
Зона отдыха |
|
|
Интеллектуально-познавательная зона. |
|
|
Зона самостоятель - ной изодеятельности
|
|
При создании предметно-развивающей среды нужно использовать следующий алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в группе детского сада.
· Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной дошкольной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.
· Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды группового помещения, определив проблемное поле.
· Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей
· Составить план - схему, модель определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.
· Продумать последовательность внесения изменений в предметно-развивающую среду в течение года, с учётом положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
Таким образом, каждый последующий шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время часть целого, поэтому каждый шаг служит всей организационно-педагогической деятельности и обеспечивает достижение поставленной цели – организации предметно- развивающей среды, позволяющий реализовать содержание основной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения.
3. Результаты и трудности внедрения и оценка эффективности проекта
3.1 Ожидаемые результаты внедрения проекта
для воспитанников
· активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др. видов детской деятельности;
· проходят через закономерные стадии развития;
· обеспечены социальным взаимодействием направленным на эмоциональное и всестороннее развитие ребенка;
· неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.
ожидаемые результаты для ДО
· Обеспечение всестороннего развития детей дошкольного возраста,
· Охрана и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников,
· Комфортное состояние воспитанников и педагогических работников.
3.2 Возможные трудности, препятствующие внедрению проекта
· Условия пространственной среды группы
· Профессиональная компетентность педагога
· Взаимосвязь педагогов и родителей воспитанников
3.4 Оценка эффективности реализации проекта
Реализуя проект по созданию предметно-развивающей среды, с учетом ГОСО дошкольного образования необходимо провести мониторинг познавательных, коммуникативных и социальных компетентностей выпускников-дошкольников, с целью выявления динамики развития их личности и умения социализироваться в обществе сверстников и взрослых. Этот результат, может быть, достигнут комплексным и системным подходом педагогического состава по успешной социализации детей с учетом моделирования предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.
Необходимо в группах оформить познавательно-речевой уголок, представляющий возможность ребенку действовать индивидуально. Накопить и систематизировать разнообразный практический материал для организации учебной деятельности с детьми, познавательных игр: нестандартные пособия для проведения ОУД, иллюстрации, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры. Внедрять по мере возможности информационные и коммуникационные технологии в образовательный процесс.
Организовать работу с родителями, направленную на формирование познавательно-речевого развития детей в семье, так как развитие личности ребёнка, умения общаться со сверстниками и взрослыми является необходимым условием в нашей работе. Огромную помощь в сотрудничестве с родителями оказывают родительские собрания. Совместно с родителями необходимо заниматься изготовлением и приобретением игр и пособий по познавательно-речевому развитию, готовить атрибуты к праздникам, просматривать презентации по использованию нестандартного оборудования в условиях семьи.
Заключение
Чтобы не отставать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Усиления интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, – одна из важных задач образования.
Для нас, инновационная деятельность не самоцель, а инструмент, пространство профессионального, личностного роста педагогов. Главный результат при этом – повышение качества образовательного процесса.
Любое полученное знание, информация имеет какую-либо ценность только при условии их применения. Поэтому итоги инновационной деятельности должны находить отражение в работе педагогов.
Таким образом, можно сделать вывод:
· социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми;
· социальное развитие осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном педагогическом процессе;
· программа социального развития отражает различные сферы социальной культуры и может быть реализована в соответствующих разделах воспитания;
· эффективность социального развития каждого ребенка предопределяется своевременным и качественным мониторингом результатов с учетом
· возрастных особенностей дошкольников.
Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать, дошкольное учреждение является традиционной формой дошкольного образования, но в тоже время является базисом для организации вариативных форм: организации работы с педагогами, детьми, семьёй.
Предметно-пространственная среда групп, соответствующая возрастным особенностям, обеспечивает психофизическое здоровье детей, соответствует критерию безопасностей, способствует их оптимальной включенностей в образовательную деятельность, успешной саморелизации, уверенности ребенка проявлению его творчества. Оборудование, пособия и подобранный материал групп обеспечивают условия для игровой деятельности, двигательной активности, речевого, познавательного, сенсорного, музыкально-эстетического развития детей, самопознания, самореализации, а также умения логически думать, креативно рассуждать.
Если говорить о перспективах предметно-развивающей среды, то необходимо искать дальше вариативные формы организации предметно-образовательной среды, направленной на социально-ориентированную деятельность с дошкольниками.
Список использованной литературы:
1. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. - Пособие для практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2003.
2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
3. Калдыбаева Т.Ж. «Детский сад и жизнь: социальные проблемы развития детских дошкольных учреждений в Казахстане» - А.,1994
4. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. - М.: Владос, 2003. - 224 с.
5. Аксарина Н.М Воспитание детей раннего возраста/Н.М.Аксарина.-М.:Медицина 2007г.-304с..
6. Артамонова,О.Предметно-пространственная среда:ее роль в развитии личности/О.Артамонова//Дошкольное воспитание.-1995.-№4.с.37-42.
7. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 320с.
8. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Авт.-сост. Т.В.Пятница. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.
9. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
Приложение 1.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.