Проект "Осень - чудесная пора"

  • docx
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МЕНЬШИКОВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНАjob_24417_1605627192.docx

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №93 г. Томска

 

 

 

 

 

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический проект

 

«Осень - чудесная пора»

                                                                  

                                  

 

 

 

 

 

 

 

По доминирующей деятельности: познавательный –исследовательский,  творческий  

По количеству участников: групповой

По характеру контактов: среди детей одной группы

По продолжительности: долгосрочный (1 мес.)

Заявители проекта: дети  подготовительной группы

Автор проекта: Меньшикова Светлана Викторовна,  воспитатель

Руководитель проекта: Меньшикова Светлана Викторовна, воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск- 2020 г

 

Проблема: Недостаточно сформированы представления о времени года «Осень».

 

Актуальность проекта:

 

     Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в словаре по общественным наукам, звучит, как активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям, и задача педагогов развивать этот активный интерес. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через прямой контакт ребенка с природой. 

     Особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать. Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых реализуется в процессе различных видов деятельности.

      Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в значительной степени зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.

 

Объект проектной деятельности: процесс формирования   представлений об окружающем мире у детей подготовительной  группы.

 

Предмет проектной деятельности: время года «Осень».

 

Гипотеза: я предполагаю, что если познакомить детей со временем года «Осень», изменениями в природе, её признаками  и явлениями, трудом взрослых, дарами природы,  то у детей расширится кругозор об окружающем мире.

 

Цель проекта: сформировать представления о времени года «Осень».

 

Задачи:

- расширить и обогатить представления детей, о времени года «Осень», ее признаках и явлениях, изменениях в природе (подготовка животных и птиц к зиме), о «дарах осени»,  труде людей в осенний период;

-  способствовать развитию познавательной активности, связной речи, внимания, памяти, мышления, воображения, пространственных представления, коммуникативных  качеств;

- активизировать и обобщать словарный запас детей;

- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций;

-воспитывать у детей бережное отношение к живой и не живой природе;  

- сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.

 

Ресурсы проекта:

- материально – технические: наглядный материал (иллюстрации, картинки), планшеты, магнитофон;

- информационные: информационные  образовательные интернет – порталы.

- научно – методические: методическая литература, художественная литература,  дидактические игры, оснащение развивающей среды.

                                                     

 

Этапы проекта:

1.Организационный:

Педагог:  - раскрывает проблему ;

                 - определяет цель;

                 - намечает задачи для реализации поставленной цели;

                 - определяет  продукт проекта;

                 - создает интерес у участников проекта.

Дети:       - вхождение в проект.

Родители: - вызвать положительный  отклик родителей на существенную  проблему.

 

2 Планирование деятельности:

Педагог:  - подбор наглядного   и демонстративного  материала, стихов, загадок, примет, чистогово-

                  рок, пословиц;

                 - подбор дидактических и подвижных игр;

                 - изготовление атрибутов для с-р игр;

                 - проведение бесед ;

                 - рассматривание  иллюстраций;

                 - размещение информации в родительский  уголок: папка передвижка « Осенние месяца»;

                 - консультация для родителей: ««Витамины в саду и на грядке», «Одежда детей для прогу-

                     лок осенью»;

                 - предложить родителям сходить с детьми  в парк, лес;

Дети:        - разучивание игр, стихов;

Родители: -  экскурсия: сходить в парк - понаблюдать листопад, в осенний лес - за грибами;
                 - принести фотографию ребёнка  на тему: «Осенние деньки»;
                 - изготовление с детьми поделок из природного материала «Дары осени», сбор природного

                      материала.

 

3 Заключительный:

Педагог:  - диагностика детей на знание;

                  - организация выставки поделок «Дары осени»;

                  - выставка рисунков «Золотая осень»;

                  - презентация проектной деятельности.

 Дети:       - повысился интерес к времени года «Осень»;

                - участие в презентации проекта.

Родители: - сходили на экскурсию к в парк – понаблюдали  листопад,  в осенний лес - за гриба

                    ми;

                  - изготовили с детьми  поделки из природного материала собрали  природный  

                    Материал;

                  - принесли фотографии ребёнка на тему: «Осенние деньки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемый результат проектной деятельности:

 

В результате работы над проектом у детей:

- расширятся  и обогатятся представления о времени года «Осень», ее признаках и явлениях, изменениях в природе (подготовка животных и птиц к зиме), о «дарах осени»,  труде людей в осенний период;

- разовьются  познавательная  активность,  связная речь,  внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные  качества;

- активизируется  и обогатиться словарный запас детей;

- с удовольствием будут наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

- будут видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм ;

- в детях воспитается  бережное отношение к живой и не живой природе;  

- родители будут  заинтересованы и  принимать  активное  участие  в образовательном процессе.

 

 

Продукт проекта

-поделка из природного материала «Дары осени»;

- выставка рисунков детей «Золотая осень»;

- папка-передвижка: «Осенние месяца».

         

 

Презентация  проекта:

Развлечение  «Осенний лес», «Осенние хлопоты».

 

Рефлексия.

     В результате работы над проектом,  у детей расширились  и обогатились представления о времени года «Осень», ее признаках  и явлениях, изменениях в природе (подготовка животных и птиц к зиме), о многообразии «даров осени»,  труде людей  в осенний период.

     В познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.  С удовольствием наблюдали  за живыми объектами и явлениями неживой природы. Например: наблюдая с детьми расцветку листьев, обращали внимание на условия, в которых происходят эти явления: дни стали короче и холоднее, листьям не хватает солнечного света и тепла. Листочки начинают менять свою окраску и опадать — это явление называется листопад, т.ж. собирали природный материал. Дети стали видеть и замечать  красоту окружающего природного мира.

     В ходе реализации проекта  у детей  развилась  связная речь, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные  качества, творческие способности; расширился и обогатился словарный запас в  процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре. У детей укрепилось представление о необходимости бережного отношения к живой и не живой природе.  

     Во время проекта дети вели наблюдения, экспериментировали, принимали участие в развлечениях , рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями и т.д. Родители были   заинтересованы и  приняли  активное  участие  в проекте, они с удовольствием изготовили с детьми, поделки из овощей и фруктов, принесли гербарий.

 

 

 

Прогноз возможных негативных последствий и способы их  коррекции.

 

Негативные последствия

Способы коррекции

Незаинтересованность родителей помогать в реализации проекта

Подробно объяснить родителям проблему проекта, вызвать интерес

Недостаточно материально – технических ресурсов

Помощь родителей

Недостаточно литературы по теме проекта

 Обращение к интернет – ресурсам за дополнительной литературой

Отсутствие совместной деятельности «ребенок – родитель»

Беседы с родителями, призывать к выполнению совместно с детьми задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План реализации проекта

Образовательные области

Вид детской деятельности

Формы работы

Тема

Задачи

Познавательное развитие

 

 

 

коммуникативная

 

рассматривание  картин «Осень глазами художников»

И. С. Остроухов «Золотая осень»,

 И. И. Левитан «Золотая осень»,

 Г. Мясоедов «Осенний пейзаж»,

В. Поленов «Золотая осень»,

П. Кончаловский «Первый снег»

 

Развитие познавательных интересов, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей; развитие  свободного общения со взрослыми и детьми.

коммуникативная

 

Беседа

«Грибы»

«Осенний лес»

 «Животный и растительный мир осеннего леса»

 «Почему деревья сбрасывают листья»,

«Что нам осень принесла»,

«Осень. Что ты о ней знаешь?»,

«Могут ли овощи принести вред нашему здоровью?»

 

Социально - коммуникативное развитие

 

 

 

коммуникативная

Ситуативная беседа

 

 

 «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»,

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»,

«Почему я люблю (не люблю) осень?»

 

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи.

игровая

Дидактические игры

«Съедобные и ядовитые грибы»

«Запасы зверей»

«Времена года»,

 «Чудесный мешочек", 

«Что растёт на грядке?»

 «Овощи-фрукты»

 «С какого дерева лист?»

«Что лишнее»,

«Собери картинку»,

 «Узнай по описанию»

«Найди дерево по описанию»

 

Развитие игровой деятельности.

игровая

Сюжетно –ролевые игры

«Овощной , фруктовый магазин»,

  «Семья.  Готовим обед из овощей и фруктов»

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками.

 

Конструирование

из танграмма:

«Перелетные  птицы»,

«Дикие животные»

постройка из конструктора:

«Машина для перевозки овощей и фруктов»,

«Магазин»

оригами:

«Птицы»,

 «Грибок»,

 «Осеннее дерево»

 

Учить строить  по схеме.

 

Речевое развитие

коммуникативная

 

Пересказ, рассказывание:

 

К. Ушинского «Четыре желания»,

Н. Павловой «Опенки»,

В. Чаплиной «Лес осенью»,

 «Что я видел в парке?»,

Мнемотаблица «Осень», «Компот»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

 

игровая

Дидактические игры

 «Какой сок, варенье, овощ, фрукт?»,

«Доскажи словечко»,

 «Осенние слова»,

 «Какая бывает осень?»,

«Один много»,

«Подбери действие»,

«Назови наоборот»,

«Назови ласково»,

«Что в саду, что в огороде»,

«Веселый алфавит»

 

Развитие речевой, игровой деятельности

Художественно –эстетическое развитие

 

 

 

изобразительная

 

Лепка

пластилинография

 

 «Лукошко с грибами»,

«Овощи и фрукты»,

«Перелетные птицы»,

«Дикие животные»

 

 

Приобщение  к изобразительному искусству. Развитие интереса и желание лепить.

изобразительная

Рисование

 «Осенние мотивы»

«Осенний натюрморт» , «Ветка рябины»

«Разноцветный лес» (штампование листьями), 

 «Яблоня с яблоками»,

 «Осень – щедрая пора»,

«Разукрась»

 

Развитие детского творчества, мелкой моторике пальцев рук, интерес и желание рисовать самостоятельно.

 

Аппликация

«Осенний ковер» (из осенних листьев),

«Осеннее дерево»,

«Перелетные птицы»,

 «Морковь»,

 Отрывная аппликация «Фрукты»,

«Засоли огурцы и помидоры»,

«Консервируем компот»

 

 Развитие продуктивной деятельности детей.

восприятие художественной литературы

 

 Аудирование

 

Пословицы, поговорки, загадки об осени.

- И. Соколов- Микитов «Листопадничек»,

- М. Пришвин «Птицы и листья»,

- К. Чашева «Деревья спят»,

- Ю. Тувим "Овощи",

- А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»,

- А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»,

- Н. Егорова «Листопад»,
Н. Сладков «Осень на пороге»,
Е. Чарушин «Кто как живет?» (заяц, белка, волк),
Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

 

Формирование  целостной картины мира, приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического  вкуса.

музыкальная

Восприятие и понимание смысла музыкальных произведений

Разучивание песни «Дождик», сл. Ю. Верижников

 

 

Развитие музыкально- художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.

Физическое развитие

двигательная

Подвижные игры

«Белкины запасы»

«Раз, два, три – названный лист бери»,

«Перелет птиц»

«Поедем в лес»

«Вершки и корешки» ,

«Картошка»,

«Ежик и грибы»

 

Сохранение и укрепления физического здоровья детей; формирование представления о здоровом образе жизни.

двигательная

Пальчиковая гимнастка 

«Вышел дождик погулять»,

«Ветер по лесу летал»,

«Осенние листья»,

«Капуста»,

«Солнышко греет уже еле-еле»

 

Формирование умения координировать речь и движение, развитие мелкой моторике пальцев рук.

двигательная

физминутка

«Дождик»,

«Листопад»,

«Грибы»,

«Овощи»,

«Осень солнцу улыбнулось»

Формировать умение согласовывать действия с произносимыми словами, развивать интерес к физминуткам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.      Алябьева  Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.:  ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

2.      Алябьева Е.А. « Развитие речи детей 4-7 лет», игровые технологии. - М., ТЦ «Сфера», 2006г.

3.      Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в подготовительной группе» 2008.

4.      Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.

5.      Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группа. – М.: ВАКО, 2008. – 2420 с.

6.      ДыбинаО.В, Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Неизведанное рядом», занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., ТЦ «Сфера», 2005 г.

7.       Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под. ред. Р.Г. Казаковой – М.: Т.Ц. Сфера, 2006. – 128с.

8.      Кравченко И.В., Долгова Т.А. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселёвой, Л.И. Пономарёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2012, — 208 с.

9.       Куцина Е., Созонова Н., Богуславская М. Издательский дом «Литур», 2013. «Чудо - обучайка» (Времена года. Осень)

10.  Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы»

11.  Ковинько Л.В. Секреты природы – Это так интересно! – М.: Линка – Пресс, 2004. – 72с.: илл.

12.    Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада. - «Мозаика-синтез», 2008Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет: планирование и конспекты. – М.: ТЦ  Сфера, 2006.

13.  Николаева С.Н. Юный эколог, 2004.

14.  Павлова Л.Ю.Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающем миром.

15.  Скоролупова О.А. Занятия с детьми по теме «Осень»

16.  Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет

17.  Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и метод, рекомендации / - М.: Мозаика-Синтез, 2020

18.  Интернет – ресурсы: dohcolonoc.ru; vospitateiy.ru; planetadetstva.net/