Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №93 г. Томска
Педагогический проект
«Осень - чудесная пора»
По доминирующей деятельности: познавательный –исследовательский, творческий
По количеству участников: групповой
По характеру контактов: среди детей одной группы
По продолжительности: долгосрочный (1 мес.)
Заявители проекта: дети подготовительной группы
Автор проекта: Меньшикова Светлана Викторовна, воспитатель
Руководитель проекта: Меньшикова Светлана Викторовна, воспитатель
Томск- 2020 г
Проблема: Недостаточно сформированы представления о времени года «Осень».
Актуальность проекта:
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в словаре по общественным наукам, звучит, как активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям, и задача педагогов развивать этот активный интерес. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через прямой контакт ребенка с природой.
Особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать. Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых реализуется в процессе различных видов деятельности.
Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в значительной степени зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.
Объект проектной деятельности: процесс формирования представлений об окружающем мире у детей подготовительной группы.
Предмет проектной деятельности: время года «Осень».
Гипотеза: я предполагаю, что если познакомить детей со временем года «Осень», изменениями в природе, её признаками и явлениями, трудом взрослых, дарами природы, то у детей расширится кругозор об окружающем мире.
Цель проекта: сформировать представления о времени года «Осень».
Задачи:
- расширить и обогатить представления детей, о времени года «Осень», ее признаках и явлениях, изменениях в природе (подготовка животных и птиц к зиме), о «дарах осени», труде людей в осенний период;
- способствовать развитию познавательной активности, связной речи, внимания, памяти, мышления, воображения, пространственных представления, коммуникативных качеств;
- активизировать и обобщать словарный запас детей;
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций;
-воспитывать у детей бережное отношение к живой и не живой природе;
- сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.
Ресурсы проекта:
- материально – технические: наглядный материал (иллюстрации, картинки), планшеты, магнитофон;
- информационные: информационные образовательные интернет – порталы.
- научно – методические: методическая литература, художественная литература, дидактические игры, оснащение развивающей среды.
Этапы проекта:
1.Организационный:
Педагог: - раскрывает проблему ;
- определяет цель;
- намечает задачи для реализации поставленной цели;
- определяет продукт проекта;
- создает интерес у участников проекта.
Дети: - вхождение в проект.
Родители: - вызвать положительный отклик родителей на существенную проблему.
2 Планирование деятельности:
Педагог: - подбор наглядного и демонстративного материала, стихов, загадок, примет, чистогово-
рок, пословиц;
- подбор дидактических и подвижных игр;
- изготовление атрибутов для с-р игр;
- проведение бесед ;
- рассматривание иллюстраций;
- размещение информации в родительский уголок: папка передвижка « Осенние месяца»;
- консультация для родителей: ««Витамины в саду и на грядке», «Одежда детей для прогу-
лок осенью»;
- предложить родителям сходить с детьми в парк, лес;
Дети: - разучивание игр, стихов;
Родители:
- экскурсия:
сходить в парк - понаблюдать листопад, в осенний лес - за грибами;
- принести фотографию ребёнка на тему: «Осенние деньки»;
- изготовление с детьми поделок из природного материала «Дары
осени», сбор природного
материала.
3 Заключительный:
Педагог: - диагностика детей на знание;
- организация выставки поделок «Дары осени»;
- выставка рисунков «Золотая осень»;
- презентация проектной деятельности.
Дети: - повысился интерес к времени года «Осень»;
- участие в презентации проекта.
Родители: - сходили на экскурсию к в парк – понаблюдали листопад, в осенний лес - за гриба
ми;
- изготовили с детьми поделки из природного материала собрали природный
Материал;
- принесли фотографии ребёнка на тему: «Осенние деньки».
Ожидаемый результат проектной деятельности:
В результате работы над проектом у детей:
- расширятся и обогатятся представления о времени года «Осень», ее признаках и явлениях, изменениях в природе (подготовка животных и птиц к зиме), о «дарах осени», труде людей в осенний период;
- разовьются познавательная активность, связная речь, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные качества;
- активизируется и обогатиться словарный запас детей;
- с удовольствием будут наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- будут видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм ;
- в детях воспитается бережное отношение к живой и не живой природе;
- родители будут заинтересованы и принимать активное участие в образовательном процессе.
Продукт проекта
-поделка из природного материала «Дары осени»;
- выставка рисунков детей «Золотая осень»;
- папка-передвижка: «Осенние месяца».
Презентация проекта:
Развлечение «Осенний лес», «Осенние хлопоты».
Рефлексия.
В результате работы над проектом, у детей расширились и обогатились представления о времени года «Осень», ее признаках и явлениях, изменениях в природе (подготовка животных и птиц к зиме), о многообразии «даров осени», труде людей в осенний период.
В познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень. С удовольствием наблюдали за живыми объектами и явлениями неживой природы. Например: наблюдая с детьми расцветку листьев, обращали внимание на условия, в которых происходят эти явления: дни стали короче и холоднее, листьям не хватает солнечного света и тепла. Листочки начинают менять свою окраску и опадать — это явление называется листопад, т.ж. собирали природный материал. Дети стали видеть и замечать красоту окружающего природного мира.
В ходе реализации проекта у детей развилась связная речь, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные качества, творческие способности; расширился и обогатился словарный запас в процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре. У детей укрепилось представление о необходимости бережного отношения к живой и не живой природе.
Во время проекта дети вели наблюдения, экспериментировали, принимали участие в развлечениях , рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями и т.д. Родители были заинтересованы и приняли активное участие в проекте, они с удовольствием изготовили с детьми, поделки из овощей и фруктов, принесли гербарий.
Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции.
Негативные последствия |
Способы коррекции |
Незаинтересованность родителей помогать в реализации проекта |
Подробно объяснить родителям проблему проекта, вызвать интерес |
Недостаточно материально – технических ресурсов |
Помощь родителей |
Недостаточно литературы по теме проекта |
Обращение к интернет – ресурсам за дополнительной литературой |
Отсутствие совместной деятельности «ребенок – родитель» |
Беседы с родителями, призывать к выполнению совместно с детьми задания. |
План реализации проекта
Образовательные области |
Вид детской деятельности |
Формы работы |
Тема |
Задачи |
Познавательное развитие
|
коммуникативная
|
рассматривание картин «Осень глазами художников» |
И. С. Остроухов «Золотая осень», И. И. Левитан «Золотая осень», Г. Мясоедов «Осенний пейзаж», В. Поленов «Золотая осень», П. Кончаловский «Первый снег»
|
Развитие познавательных интересов, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей; развитие свободного общения со взрослыми и детьми. |
коммуникативная
|
Беседа |
«Грибы», «Осенний лес», «Животный и растительный мир осеннего леса»; «Почему деревья сбрасывают листья», «Что нам осень принесла», «Осень. Что ты о ней знаешь?», «Могут ли овощи принести вред нашему здоровью?»
|
||
Социально - коммуникативное развитие
|
коммуникативная |
Ситуативная беседа
|
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?», «Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?», «Почему я люблю (не люблю) осень?»
|
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи. |
игровая |
Дидактические игры |
«Съедобные и ядовитые грибы», «Запасы зверей», «Времена года», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?», «Овощи-фрукты», «С какого дерева лист?», «Что лишнее», «Собери картинку», «Узнай по описанию», «Найди дерево по описанию»
|
Развитие игровой деятельности. |
|
игровая |
Сюжетно –ролевые игры |
«Овощной , фруктовый магазин», «Семья. Готовим обед из овощей и фруктов» |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками. |
|
|
Конструирование |
из танграмма: «Перелетные птицы», «Дикие животные» постройка из конструктора: «Машина для перевозки овощей и фруктов», «Магазин» оригами: «Птицы», «Грибок», «Осеннее дерево»
|
Учить строить по схеме.
|
|
Речевое развитие |
коммуникативная
|
Пересказ, рассказывание:
|
К. Ушинского «Четыре желания», Н. Павловой «Опенки», В. Чаплиной «Лес осенью», «Что я видел в парке?», Мнемотаблица «Осень», «Компот» |
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми |
|
игровая |
Дидактические игры |
«Какой сок, варенье, овощ, фрукт?», «Доскажи словечко», «Осенние слова», «Какая бывает осень?», «Один много», «Подбери действие», «Назови наоборот», «Назови ласково», «Что в саду, что в огороде», «Веселый алфавит»
|
Развитие речевой, игровой деятельности |
Художественно –эстетическое развитие
|
изобразительная
|
Лепка пластилинография
|
«Лукошко с грибами», «Овощи и фрукты», «Перелетные птицы», «Дикие животные»
|
Приобщение к изобразительному искусству. Развитие интереса и желание лепить. |
изобразительная |
Рисование |
«Осенние мотивы», «Осенний натюрморт» , «Ветка рябины», «Разноцветный лес» (штампование листьями), «Яблоня с яблоками», «Осень – щедрая пора», «Разукрась»
|
Развитие детского творчества, мелкой моторике пальцев рук, интерес и желание рисовать самостоятельно. |
|
|
Аппликация |
«Осенний ковер» (из осенних листьев), «Осеннее дерево», «Перелетные птицы», «Морковь», Отрывная аппликация «Фрукты», «Засоли огурцы и помидоры», «Консервируем компот»
|
Развитие продуктивной деятельности детей. |
|
восприятие художественной литературы
|
Аудирование
|
Пословицы, поговорки, загадки об осени. - И. Соколов- Микитов «Листопадничек», - М. Пришвин «Птицы и листья», - К. Чашева «Деревья спят», - Ю. Тувим "Овощи", - А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», - А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…», -
Н. Егорова «Листопад»,
|
Формирование целостной картины мира, приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. |
|
музыкальная |
Восприятие и понимание смысла музыкальных произведений |
Разучивание песни «Дождик», сл. Ю. Верижников
|
Развитие музыкально- художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству. |
|
Физическое развитие |
двигательная |
Подвижные игры |
«Белкины запасы», «Раз, два, три – названный лист бери», «Перелет птиц», «Поедем в лес», «Вершки и корешки» , «Картошка», «Ежик и грибы»
|
Сохранение и укрепления физического здоровья детей; формирование представления о здоровом образе жизни. |
двигательная |
Пальчиковая гимнастка |
«Вышел дождик погулять», «Ветер по лесу летал», «Осенние листья», «Капуста», «Солнышко греет уже еле-еле»
|
Формирование умения координировать речь и движение, развитие мелкой моторике пальцев рук. |
|
двигательная |
физминутка |
«Дождик», «Листопад», «Грибы», «Овощи», «Осень солнцу улыбнулось» |
Формировать умение согласовывать действия с произносимыми словами, развивать интерес к физминуткам. |
Список использованной литературы
1. Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
2. Алябьева Е.А. « Развитие речи детей 4-7 лет», игровые технологии. - М., ТЦ «Сфера», 2006г.
3. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в подготовительной группе» 2008.
4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.
5. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группа. – М.: ВАКО, 2008. – 2420 с.
6. ДыбинаО.В, Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Неизведанное рядом», занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., ТЦ «Сфера», 2005 г.
7. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под. ред. Р.Г. Казаковой – М.: Т.Ц. Сфера, 2006. – 128с.
8. Кравченко И.В., Долгова Т.А. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселёвой, Л.И. Пономарёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2012, — 208 с.
9. Куцина Е., Созонова Н., Богуславская М. Издательский дом «Литур», 2013. «Чудо - обучайка» (Времена года. Осень)
10. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы»
11. Ковинько Л.В. Секреты природы – Это так интересно! – М.: Линка – Пресс, 2004. – 72с.: илл.
12. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада. - «Мозаика-синтез», 2008Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет: планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
13. Николаева С.Н. Юный эколог, 2004.
14. Павлова Л.Ю.Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающем миром.
15. Скоролупова О.А. Занятия с детьми по теме «Осень»
16. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет
17. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и метод, рекомендации / - М.: Мозаика-Синтез, 2020
18. Интернет – ресурсы: dohcolonoc.ru; vospitateiy.ru; planetadetstva.net/
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.