Проект в подготовительной группе № 4 «Речецветик» «Здравствуй, осень!»
По социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому развитию
Разработали:
Рыбала Л. Н
Гончарова И .В
Цитата по теме:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
(Ф. И. Тютчев)
Проблема:
На сегодняшний день, экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей - это огромный потенциал их всестороннего развития.
Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект, который будет направлен на развитие познавательного интереса детей к природе.
Тема проекта:
«Здравствуй, осень!»
Актуальность:
У детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру.
Осень - это не только удивительная пора. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши - мы потеряли веру в волшебство и сказку. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в значительной степени зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.
Цель:
создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта «Здравствуй, осень золотая!»
Задачи проекта:
Образовательные:
- расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени (растительный и животный мир родного края, погодные явления);
- обогащать словарь детей образной лексикой, упражнять в подборе эпитетов, сравнений к заданному слову;
- учить детей чувствовать настроение, выраженное в музыке, поэтическом слове, живописи.
Развивающие:
- развивать воображение, мышление, речь в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
- развивать эстетическое восприятие окружающего мира, любознательность;
- развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру детей;
- воспитывать коммуникативные навыки (свободное общение со сверстниками, педагогом, родителями);
- воспитывать ребенка, как субъект детской деятельности.
-привлекать родителей к совместной творческой деятельности.
Проект будет использоваться в следующих видах деятельности:
игровой, двигательной, продуктивной, творческой, совместной
Новизна проекта
заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. В проект включены все ОО: деятельность их интегрируема.
Период проведения проекта
в рамках перспективно-тематического планирования блок «Краски осени» с 01.09.2020- 05.10.2020 года
Материал и техническое оборудование:
подбор художественного, иллюстрированного, игрового материала, картотека дидактических, подвижных игр, ноутбук.
Участники проекта:
1. Дети и родители подготовительной группы (6 - 7 лет)
2.Воспитатели: Рыбала Л Н
Гончарова И В
Вид проекта:
групповой, средней продолжительности - 1 месяц (01.09.2020- 05.10.2020)
Тип проекта…
познавательно-творческий.
Методы:
наглядный, словесный, практический, интерактивный, исследовательский.
Форма:
-ситуативный диалог.
-ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта;
-экскурсии по осенним аллеям парка;
- проведение НОД по данной направленности;
-чтение стихов, рассказов по теме
-рассматривание репродукций картин русских художников;
- творческая мастерская по изо-деятельности;
- дидактические игры;
- проведение релаксационных пауз с использованием музыкальных средств во время режимных моментов;
-конкурсы;
-выставки детских работ;
-консультации для родителей;
- культурно-досуговая программа :»День знаний», «День воспитателя»;
«Здравствуй, осень золотая!»
-подготовка и вручение подарков ко дню пожилого человека
-презентации для реализации проекта «Овощи»; «Фрукты»; «Хлеб-всему голова», «Перелетные птицы»
-онлайн викторина «Приметы осени»
Мероприятие
(НОД, культурно – досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д, но обязательно интегрируемые).
1.Ситуативный диалог: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?», «Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?», «Почему я люблю (не люблю) осень?»
2.Беседа с детьми и родителями по ОБЖ: «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?», «Как вести себя у водоёмов поздней осенью?»
Беседы: «Как одеваться осенью?», «Если хочешь быть здоров»
Беседы: «Почему деревья сбрасывают листья», «Осень. Что ты о ней знаешь?»
Беседы: «Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной»,
3. Беседа по картине «Труд людей осенью».
4. Составление рассказов по опорной схеме «Откуда хлеб пришел». Составление описательных рассказов о осени и ее дарах.
5. Целевые прогулки, «Деревья и кустарники нашего детского сада»,
«Ищем приметы осени». Наблюдение за паутиной, за улетающими перелетными птицами. Наблюдения за продолжительностью светового дня
«Почему исчезли насекомые?»
6. Творческая мастерская «Осенний букет» -Учить детей рассматривать натуру, делать подготовительный набросок простым карандашом.Учить располагать изображение по всему листу: выше, ниже, правее, левее передавать цветом характерные признаки осенних листьев, закрашивать акварелью прозрачно
«Осеннее дерево» - Воспитывать у детей интерес к природе, желание её изображать, развивать эстетическое восприятие, передавать строение дерева, располагать рисунок на всем листе бумаги (по вертикали, горизонтали)
«Рисование с натуры овощей и фруктов»- Учить детей передавать характерные особенности натуры: форму овощей и фруктов, и цвет, делать подготовительный набросок карандашом. Закреплять умение красиво располагать рисунок на листе бумаги. Упражнять в рисовании акварелью, кистью (всем ворсом и его концом). Учить сопоставлять рисунок с натурой, добиваться большей точности изображения.
«Арбуз и груша» - Учить детей рассматривать натуру, сравнивая длину, ширину, цвет, форму; делать подготовительный набросок, т. е. строить рисунок, намечая основные контурные очертания простым карандашом, закрашивать акварелью, вливая один цвет в другой.
«Узор из осенних листьев» - Развивать у детей любознательность, закреплять умение составлять узор из растительных форм, располагать узор на различных формах (квадрате, полосе,развивать чувство цвета, воспитывать дружеские взаимоотношения
«Узор из фруктов, ягод» - Развивать у детей любознательность, закреплять умение составлять узор из растительных форм, располагать узор на различных формах (квадрате, полосе,развивать чувство цвета, воспитывать дружеские взаимоотношения.
«Праздник урожая в нашем городе»- Учить детей передавать праздничные впечатления: нарядные люди, украшенные дома, машины, везущие урожай. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе, передавать фигуру человека в движении.
«Рисование иллюстраций к сказке Д. Н. Мамина Сибиряка „Серая Шейка“»
Развивать интерес к созданию иллюстраций к литературному произведению. Формировать умение выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке; создавать образы сказки (лес, лесная поляна, река и ее берега; птицы, собирающиеся в стаи, летящие в небе; лиса, зайцы, охотники, Серая Шейка). Закреплять приемы рисования красками, закрашивания рисунка кистью, сангиной; использования простого карандаша для набросков при рисовании сложных фигур (лиса, охотник и др.)
«Осенний ковер» - Закреплять умение работать ножницами. Упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое (цветы, листья). Развивать умение красиво подбирать цвета (оранжевый, красный, темно красный, желтый, темно желтый и др.). Развивать чувство цвета, композиции. Учить оценивать свою работу и работы других детей по цветовому и композиционному решению.
Ваза с фруктами, ветками и цветами» (декоративная композиция) - Закреплять умение детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Развивать зрительный контроль за действиями рук. Учить красиво располагать изображение на листе, искать лучший вариант, подбирать изображения по цвету. Воспитывать художественный вкус.
«Корзина с грибами» - Упражнять детей в передаче формы разных грибов с использованием приемов лепки пальцами. Закреплять умение лепить корзину. Уточнить знание формы (диск). Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.
«Фрукты для игры в магазин» - Учить детей передавать форму и характерные особенности фруктов при лепке с натуры,использовать знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание и др. Уточнить знание форм (шар, цилиндр). Учить детей сопоставлять изображение с натурой и оценивать его в соответствии с тем, как натура передана в лепке.
7. НОД «Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях»
Дать детям представление о том, что лягушки – это обитатели сырых мест.
Они часто встречаются вблизи пруда, озера,болота. Лягушки хорошо приспособлены передвигаться как по земле,так и в воде
8.Чтение художественной литературы: Чтение рассказов М. Глинской «Хлеб», М. Пришвина «Лисичкин хлеб». В. Коркина «Что растет на нашей грядке?», Е. Трутнева «Урожай, урожай!», «Осень», «Листопад» С. Маршака «Синьор Помидор», Я. Акима «Яблонька», В. Сутеева «Мешок яблок», К. Ушинского «История одной яблоньки», Л. Толстого «Косточка», Рассказывание сказок «Каравай», «Вершки и корешки», «Мужик и медведь», «Легкий хлеб». А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Унылая пора! Очей очарованье!», А. Плещеев «Осенняя песенка», «Скучная картина», К. Бальмонт «Осень», «Веселая осень», Н. Сладков «Осень на пороге», Е. Благинина «Улетают, улетели», Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень», «Белка готовится к зиме», А. Ерикеев «Наступила осень», Л. Толстой «Дуб и орешник», И. Соколов- Микитов «Листопадничек», А. Фет «Задрожали листы, облетая…», М. Ивенсен «Падают, падают листья», «Лежебока рыжий кот», И. Бунин «Лес, точно терем расписной».
9. Д/И: «Назови ласково» (образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами, «Чего не стало?», «Подскажи словечко», «Скажи наоборот», «Четвертый лишний», «Один – много» (образование множественного числа сущ. в родительном падеже, «Скажи со словом «осенний», «Лето или осень?» (игра с мячом, «Назови, какая погода» (образование качественных прилагательных, «Угадай, с какого дерева лист и плод» (закрепление названий деревьев, «Съедобно – несъедобно» (с мячом, «Послушай, запомни, повтори», «Поезд полезных продуктов», «Ящик ощущений» (развивать умение определять овощи и фрукты на ощупь, «Вершки и корешки», «Съедобные – ядовитые грибы», «Грибные блюда»
«Кому что?», «Отгадай по описанию» (овощи, фрукты и грибы)
«Собери картинку», «Составь предложение». Выкладывание схемы «Как хлеб на стол пришел», «Подбери пару» (подбор картинок с изображением х/б изделий и злаков, из которых изготовлены эти изделия, «Река времени» (этапы появления хлеба, «Собираем фрукты» (развивать умение употреблять знаки «равно», «не равно», «больше», «меньше»)
«Сосчитай урожай» (упражнять в пересчете предметов в пределах первого десятка).
10. П\И «Собираем урожай», «Огород у нас в порядке», «Кто скорее соберет», «Автомобили на уборке урожая», «Пирог», «Кто быстрее всех найдет свой калач», «Назвался груздем, полезай в кузовок», «Грибы и грибники», «Осенний наряд», «Осенние бусы».
- Пальчиковая гимнастка " Садовник", "Хозяйка однажды с базара пришла", «Компот», «Тесто».
11.Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в лес», Магазин «Овощи и фрукты», Магазин «Хлебушко», «Семья – школа – магазин», «Ярмарка», «Мы – хлеборобы», «Семья – летние заготовки»
12. Рассматривание фото, репродукций, иллюстраций, муляжей, натуральных овощей (фруктов, хлебобулочных изделий, грибов.
13.Инсценировка: «Лесной зонтик», «Урожай»
14. Слушание П. И. Чайковский «Осенняя песнь», А. Вивальди «Осень».Пение: «Дождик» слова Пикулевой, музыка Попляновой, «В золоте березонька» слова и музыка Вихаревой «Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Вихаревой, «Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина. Танец с осенними листочками, танец с зонтиками, танец грибочков.Музыкальные игры: «Лесовичок и листики», «Горошина», «Собираем урожай», «Что ты, осень, принесла?»
15. Выставка совместных творческих работ с родителями «Дары осени» и творческая выставка «Золотая осень» - Привлекать родителей воспитанников к совместной с детьми творческой деятельности по изготовлению композиций из природного материала.
16. Консультация родителей «Одежда детей осенью». «О полезных веществах в хлебе», «Витамины в саду и на грядке».
17. Культурно-досуговая программа праздник:
«День знаний»
«День воспитателя»;
«Здравствуй, осень золотая!» - воспитать уважение к труду людей, любовь к родному краю, развивать творческие способности, активность.
18. Онлайн-викторина «Приметы осени»
19. Вечер «Загадка-отгадка»-совместная работа с родителями, закрепление детьми знание примет перелетных птиц, развитие памяти, внимания, мышления.
20. В ходе проекта были подготовленыи просмотрены презентации: «Овощи»; «Хлеб-всему голова», «Перелетные птицы»
В ходе реализации проекта «Здравствуй, осень золотая!»
Предполагаемые результаты были достигнуты:
- закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках;
- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
- применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
- отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
- воспитание у детей чувства любви к родной природе.
- заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно – речевую, музыкально – игровую). Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта, с интересом знакомились с предложенным информационным материалом.
Используемая литература:
- Рабочая программа по организации деятельности в подготовительной группе (6 - 7 лет) на период 2020 -2021 учебного года. Разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы под общей редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.Составитель :Смирнова Е. А.
- С. Н. Николаева. Ознакомление дошкольников с неживой природой - Педагогическое общество России, Москва 2005.
- Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
-Ольга Соломенникова. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной группе детского сада Конспекты занятий,
-План работы с родителями подготовительной – логопедической группы на 2017–2018 учебный год Светлана Бабурова.
- Т. Г. Кобзева, Г. С. Александрова «Организация деятельности детей на
прогулке». – Изд. 2-е –Волгоград: Учитель, 2013г.
- В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду: подготовительная группа».- М: Мозаика- синтез, 2015г
- «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» В. А. Дрязгунова Москва Просвещение 1981
- «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т. С. Комарова Москва «Просвещение» 1991
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.