Описание проекта «Оставить в памяти»
1. Описание проекта (деятельности в рамках проекта)
Патриотизм в России традиционно был частью сознания людей и достигал наивысшего проявления в тяжелые для Отечества времена. Все дальше и дальше удаляются от нас годы Великой Отечественной войны. Все меньше остается в живых ветеранов, участников страшных военных событий, да и те, кто сегодня жив, уже порой не могут, по состоянию здоровья, полноценно познакомить детей с историческими событиями прошлого, рассказать о своих воспоминаниях.
В годы Великой Отечественной войны территория Калининской (ныне - Тверской) области стала ареной боев, по масштабам и кровопролитности превосходивших Сталинградское сражение. Калинин стал последним областным центром на пути у гитлеровцев, рвавшихся к Москве.
Вплоть до полного освобождения этой территории от оккупантов в местных лесах скрывались партизаны, а воины регулярных частей и соединений, участвовавшие в боях на рубеже Ржев - Вязьма - Смоленск, погибали здесь не ротами - армиями. Под городами Ржев, Белый, Зубцов на земле просто нет живого места: она вся перемолота снарядами и минами.
Однако, термин «Ржевская битва» долгое время не признавался официальной советской историографией лишь по одной причине: в течение 18 месяцев, что длились бои, советским войскам не удавалось выбить гитлеровцев с занимаемого плацдарма. Ржев был захвачен фашистами 14 октября 1941 года и 18 месяцев находился в оккупации. С октября 1941 года по март 1943 года на подступах к Ржеву проходили кровопролитные сражения. В конце января 1942 года, в результате наступления советских войск на центральном участке советско-германского фронта образовался выступ, получивший название Ржевско-Вяземский плацдарм. Он охватывал территорию Ржева и соседних районов Калининской и Смоленской областей.
Здесь и развернулась самая масштабная Ржевская битва. По оценкам института военной истории в битве участвовало более 7 миллионов человек. Общие потери Советской Армии в боях на плацдарме составили свыше 2 миллионов человек. Ржев и Ржевский район были освобождены 3 марта 1943 года.
Время все расставило по своим местам. В настоящее время это сражение заняло истинное место в военной истории СССР. Героический Ржев стал городом воинской славы, федеральным центром военно-патриотической работы. И сотни тысяч родственников и потомков погибших хотели бы сюда приехать...
30 июня 2020 года Президент Владимир Владимирович Путин открыл Ржевский мемориал Советскому солдату. Это первый военный мемориал таких масштабов в современной России. Впервые такое строительство велось исключительно на пожертвования граждан. Инициаторами возведения монумента подо Ржевом, где советские воины вели ожесточенные бои с захватчиками, выступили ветераны Великой Отечественной войны, обратившиеся в адрес комитета Союзного государства и поисковиков Российского военно-исторического общества (РВИО) с просьбой увековечить память своих боевых товарищей к 75-летию Победы. По итогам открытого международного конкурса на лучшее архитектурно-художественное решение победил проект скульптора Андрея Коробцова и архитектора Константина Фомина – это 25-метровая бронзовая фигура советского солдата, возведенная на 10-метровом насыпном кургане. Проект реализовало РВИО при поддержке Союзного государства, Министерства культуры РФ, правительства Тверской области и Музея Победы. Помимо самого памятника, мемориальный комплекс также включает в себя павильон, где можно ознакомиться с историями тех, кто ценой собственной жизни приближал Победу.
Рядом с мемориалом размещена площадка для поисковиков, которые ежегодно приезжают в Тверскую область со всей страны для проведения поисковых работ.
На территории мемориального комплекса, являющегося филиалом Музея Победы в городе Москве, создан уникальный интерактивный музей. С помощью современного мультимедийного и акустического оборудования посетители полностью погружаются в атмосферу событий Великой Отечественной войны на Ржевско-Вяземском направлении. Также, под стеклянным полом, создана диорама, отображающая поисковые работы на поле боя. Кроме того, каждый желающий может найти информацию об участниках боёв, своих родных, воевавших на Ржевско-Вяземском направлении. Сейчас база содержит около 200 тысяч записей и постоянно пополняется новыми данными.
Правительство Тверской области включило посещение Ржевского мемориала в число рекомендованных экскурсий для школьников старших классов нашего региона. Разработан региональный туристический маршрут «Земля воинской славы», предусматривающий посещение воинских захоронений и мемориальных комплексов Ржевского и Зубцовского районов Тверской области.
Ржевский мемориал включен в туристскую зону «Балтийская стрела»,
в пределы которой входят Жарковский, Зубцовский,
Ржевский, Оленинский, Бельский, Андреапольский, Западнодвинский, Нелидовский и
Торопецкий районы. Эти районы связаны воедино трассой «Балтия», что делает
возможность ориентироваться на гостей из стран Европы. Во время Великой
Отечественной войны эта земля стала ареной боевых действий, поэтому Зубцов,
Ржев и Белый являются центрами военно-патриотического туризма.
Учитывая исторические реалии, военно-патриотический туризм признан в Тверском регионе приоритетным направлением. Созданы несколько тематических маршрутов для туристов: «Долина смерти», «Сашка идет в госпиталь», «Сталин под Ржевом» (в годы войны генералиссимус лишь однажды выезжал на линию фронта - именно сюда). Есть и проекты, связанные с партизанским движением. В местных лесах еще сохранились остатки укреплений: окопов, дотов, блиндажей. В городе Ржеве уже воплощается в жизнь проект «Город воинской славы».
Но память о сражениях увековечена и в других мемориалах, расположенных на Тверской земле в Калининском, Ржевском, Старицком районах. К сожалению, о месте нахождения многих памятников, зачастую, знают только местные жители.
5 января 2022 г исполнится 80 лет со дня начала Ржевской битвы. 30 июня 2020 года был открыт Ржевский мемориальный комплекс Советскому солдату. Сегодня очень важно передать подрастающему поколению ту историческую правду, которая иногда замалчивается или трактуется по-новому. Нам важно, чтобы в патриотический и образовательный туризм в Тверской области вышел на новый уровень, а информация об исторических событиях воспринималась школьниками как нечто увлекательное и, вместе с тем, очень важное.
Проект «Оставить в памяти» предусматривает ряд мероприятий, направленных на сохранение памяти о битвах на Ржевско-Вяземском направлении. Сюда включены:
- проведение лекций и мастер-классов по теме «Город воинской славы». Школьники знакомятся с основными событиями Ржевско-Вяземской битвы и осваивают азы 3d-моделирования;
- проведение конкурса рисунков «Дороги войны» на тему воссоздания пейзажей, портретов или предметов быта на тему военных действий;
- реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Оставить в памяти», состоящей из 2-х модулей. При изучении 1-го модуля обучающиеся совершат исторический экскурс в события Ржевской битвы, освоят методы оцифровки исторических объектов и технологий фотограмметрии, изучат основы 3D-моделирования. В процессе работы 2-го модуля будет произведена оцифровка исторических объектов, 3D-моделирование, построение трехмерной виртуальной модели, составление карты расположения объектов, создание мобильного приложения для обеспечения широкого доступа;
- проведение конкурса 3D-моделирования «Дороги мира» путём создания элементов ржевского мемориала и соседних мемориальных комплексов.
- экскурсионная программа «На пути к победе»;
Результатами проекта станет:
1) мобильное приложение «Ржев» (виртуальная интерактивная карта-гид), которое будет бесплатно и доступно в онлайн-магазинах;
2) реальная объемно-пространственная копия местности с выполненными в масштабе 1:400 макетами памятников, установленных на местах сражений, со специально разработанной подсветкой. После завершения проекта макет будет передан в павильон мемориального комплекса.
Социальная значимость: мобильное приложение дает возможность всем желающим узнать больше о Ржевском мемориале и легче находить необходимые сведения о происходивших на нашей земле боях, а детям - участникам проекта, освоить современные технологии, реализовать творческие решения и успешно применять полученные умения и навыки в жизни.
Реализация данного проекта дает возможность всем желающим узнать больше об исторических событиях Великой Отечественной войны и с помощью информационных технологий легче находить необходимые сведения о происходивших на нашей земле событиях, а детям - участникам проекта, реализовать индивидуальные творческие решения, чтобы в последующем полученные умения и навыки успешно применять в жизни.
Реализация данного проекта создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности обучающихся, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития их познавательной активности и творческой самореализации и оставить значимый след в сознании обучающихся, «заразив» молодых людей энергией поиска и радостью от совместных дел на благо своего города, своей страны.
2. Целевая группа проекта
Подростки в возрасте 12 - 17 лет, обучающиеся в общеобразовательных организациях, проявляющие интерес к историческим исследованиям, техническому творчеству и информационным технологиям.
3. Описание проблемы целевой группы, обоснование социальной значимости проекта
Социологические исследования, проведенные среди молодежи Тверской области и опубликованные в статистическом сборнике «Молодежь Тверской области», показали, что ценностные ориентиры молодежи, в настоящее время, деформируются и смещаются в сторону материально-прагматического подхода. И, несмотря на то, что в Тверской области осуществлялась работа по патриотическому воспитанию в рамках реализации региональной программы Тверской области «Патриотическое воспитание граждан в Тверской области на 2016 – 2020 годы», она часто носила формальный характер. Да, проводились классные часы, организовывались экскурсии, в том числе, на Ржевский мемориал, но обучающиеся воспринимали это как развлекательное мероприятие, как поход в кино.
Проблема состоит в том, что подростки не ощущают своей сопричастности к героическим событиям прошлого, происходившим на Тверской земле, а часто воспринимают это как рассказ, придуманный писателем.
Для активизации и повышения интереса молодых граждан к изучению истории Отечества, в том числе, военной истории, к историческому прошлому нашей страны, Тверского края, ее героическим страницам была выбрана форма привлечения подростков через близкие и актуальные для молодого поколения направления - это информационные технологии. Особенность подростков состоит в том, что им, как детям, часто не хватает дисциплины и усидчивости, но при этом они уже не маленькие дети - с ними можно и нужно говорить серьезно, как со взрослыми. Они хорошо разбираются в гаджетах, интересуются программированием. Для поддержания мотивации к обучению нужно понимать, что интересно для подростков, взаимодействовать с ними и быть с ними на одной волне.
Нами выяснено, что совмещение процесса изучения событий Великой Отечественной войны, происходивших на Ржевско-Вяземском направлении с возможностью самостоятельно создать новый информационный продукт будет интересно для подростков. Использование информационных технологий, разработка заданий, близких к увлечениям подростка, создают высокую заинтересованность, в которой им важна визуализация процесса и результата работы. Подростки смогут ощутить сопричастность к событиям, моделируя визуальные объекты Ржевской битвы в виртуальной реальности, разрабатывая дизайн и создавая стендовые композиции. Кроме того, подростки смогут продемонстрировать полученный виртуальный продукт ветеранам Великой Отечественной войны, что позволит закрепить связь поколений.
Социальная значимость проекта состоит в том, что созданный информационный продукт даст возможность всем желающим узнать больше об историческом событии Великой Отечественной войны - Ржевской битве, и, с помощью информационных технологий, легче находить необходимые сведения о происходивших на Тверской земле боях и мемориалах, установленных на этих местах. Кроме того, лица с ограниченной двигательной активность, в том числе, ветераны Великой Отечественной войны, смогут совершить виртуальную экскурсию пометам боёв с помощью подростков - участников проекта.
4. Цель проекта
1. Создание условий для гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан, активизация работы по военно-патриотическому воспитанию детей, подростков и молодёжи.
2. Популяризация исследовательской и изобретательской деятельности в областях научно-инженерного творчества и повышение интереса детей к проблемам и перспективам исследований и разработок в технических направлениях, создание условий для формирования инженерного мышления, развитие естественного интереса к познанию, выстраивание личной и командной истории успеха обучающихся.
3. Повышение уровня использования новых технологий и современных подходов к патриотическому воспитанию в средствах массовой информации, создание условий для знакомства широких слоев граждан с информацией в области патриотического воспитания, создание условий для развития гражданской активности по формированию патриотической культуры в электронных средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
5. Качественные результаты и способы их измерения
Формирование сообщества специалистов, ведущих работу в сфере патриотического воспитания, создания проектов патриотической направленности - анализ активности вовлечения в сферу патриотического воспитания специалистов из других сфер деятельности.
Активизация интереса подростков к изучению истории Отечества, в том числе, военной истории, путем применения современных информационных технологий в командной проектной работе – оценка выполненных проектов.
Активизация проведения региональных конкурсов, семинаров, конференций, выставок и экспозиций, посвященных историческим и культурным событиям, знаменательным датам и видным деятелям России - анализ отчетности.
Реализация проекта «Оставить в памяти» позволит не только обеспечить выполнение поставленных обучающих, развивающих и воспитательных задач с группой детей – участников проекта, но и благотворно повлияет на развитие гражданского общества и его активное вовлечение в социально-экономическое преобразование Тверского региона.
Реализация проекта способствует решению воспитательных задач, оценка которых будет проводиться путём собеседования с подростками-участниками проекта:
- активизации и повышению интереса подростков к изучению истории Отечества, в том числе военной истории, к историческому прошлому нашей страны, ее героическим страницам, повышению уровня осознания необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества;
- развитию у молодого поколения чувства гордости, уважения и почитания символов государства, уважения к историческим святыням и памятникам Отечества;
- популяризации подвигов героев и видных деятелей российской истории, в том числе, Георгиевских кавалеров, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Труда, граждан, награжденных за большие заслуги перед государством и обществом, достижений и успехов профессионалов в различных сферах деятельности, формирующих позитивный образ нашей страны;
- формированию у молодежи моральной, психологической и физической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности.
6. Задачи проекта
Обучающие:
− изучить имеющуюся информацию о боевых действиях и о событиях Великой Отечественной войны, происходивших на Ржевско-Вяземском направлении;
− обучить необходимым знаниям анализа информации, алгоритмизации и программирования;
− познакомить с геоинформационными технологиями и основами фотограмметрии;
− обучить основным принципам механики и аэродинамики;
− обучить навыкам пилотирования беспилотных летательных аппаратов на практике;
− сформировать навыки обработки полученной информации в области геоинформатики;
− обучить работе на специализированном оборудовании и в программных средах;
− обучить основам разработки приложений для VR/AR устройств;
− сформировать навыки построения алгоритмов для решения задач с использованием VR/AR технологий;
− дать ключевые понятия оптического трекинга;
− изучить технологию привязки виртуального объекта к реальному объекту;
− сформировать навыки образного, технического мышления и умения выразить свой замысел;
− обучить грамотному представлению своей идеи, проектированию ее технического и программного решения, реализации в виде модели способной к функционированию;
− сформировать у обучающихся представление о проектной деятельности и навыки ведения проекта;
− реализовать межпредметные связи с историей, физикой, информатикой, географией, математикой.
Развивающие:
- формировать способности решать проблемы и актуальные задачи в заданные сроки;
- развивать умения работать в сфере конструирования, программирования, 3D-моделирования;
- развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность и изобретательность при создании картографических объектов;
- развивать геопространственное мышление и пространственное воображение;
- сформировать основы 4К компетенции (критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, кооперация);
- развивать личностные компетенции такие, как память, внимание, способность логически мыслить и анализировать, концентрировать внимание на главном при работе над творческими проектами в области геоинформатики;
- развивать самостоятельность, аккуратность, ответственность, активность, критическое и творческое мышление при организации работы в команде в процессе проведения исследований, выполнения индивидуальных и групповых заданий;
- формировать основы технической культуры и грамотности;
- способствовать развитию творческих способностей обучающихся, познавательных интересов, развитию индивидуальности и самореализации;
- расширять технологические навыки при подготовке информационных материалов;
- развивать познавательные способности обучающихся, аккуратность и изобретательность при работе с техническими устройствами;
- развивать навыки эффективного использования электронного вычислительного оборудования.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию высоких гражданских идеалов, любви к Отечеству, гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям;
- содействовать укреплению чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию;
- содействовать укреплению и развитию высокой нравственности, воспитанию чувства гордости за исторические и современные достижения страны;
- способствовать активизации интереса к изучению истории России и формированию чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;
- повышать интерес обучающихся к военной истории Отечества и памятным датам;
- развивать чувство гордости, глубокого уважения и почитания к Государственному гербу Российской Федерации, Государственному флагу Российской Федерации, Государственному гимну Российской Федерации, а также к другим, в том числе историческим, символам и памятникам Отечества;
- способствовать повышению интереса у обучающихся к техническим, гуманитарным и естественно-географическим наукам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.