Филиал №2 "Звёздочка" МБДОУ д/с №129 г. Пензы
Проект
«От зёрнышка до каравая»
в подготовительной группе
Воспитатели: Ивахина Е.А.
Шаманова Т.И.
Пенза 2023г.
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Вид проекта: групповой, краткосрочный ( 04.12. 2023 - 15.12. 2023). .
Участники проекта: дети подготовительной группы «Светлячки», воспитатели, родители.
Актуальность:
Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?
Проблема:
Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски). Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Цель проекта: формирование у детей представлений о ценностях хлеба, развитие познавательной активности, мышления, обогащение детей новыми знаниями , привитие уважения к хлебу и людям, вырастившим его.
Задачи:
· расширить знания дошкольников о значении хлеба в жизни человека;
· показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
· воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
· расширить и обогатить словарный запас воспитанников по данной теме проекта.
Ожидаемые результаты:
• сформировать у детей представления о ценности хлеба;
• дать знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания дошкольников, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• воспитывать бережное отношения к хлебу.
Реализация проекта
1 этап- подготовительный:
• сбор информации;
• беседы;
• наблюдения.
2 этап -основной :
Образовательные области |
Формы работы с детьми |
Познавательное развитие (ФЦКМ)
Познавательное развитие (ФЭМП) |
ООД «Как хлеб на стол пришел». Беседы: "Какой бывает хлеб"; "Берегите хлеб", "Как появился хлеб на Руси" . Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь, кондитер. Рассматривание колосков пшеницы, ржи, ячменя на страницах гербария. Решение задач в стихах. |
Речевое развитие |
Театрализованная деятельность: драматизация сказки "Как мышка хлеб испекла". Заучивание стихотворений: Т.Лаврова "Из чего печется хлеб?", Я.Аким "Пашут каждую весну", И.Токмакова "Что такое хлеб?". Проговаривание и заучивание скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок о хлебе. Отгадывание загадок о хлебобулочных изделиях. Чтение произведений художественной литературы: русская народная сказка "Лёгкий хлеб"; сказка Н. Телешова "Крупеничка"; русская народная сказка "Крылатый, мохнатый да масляный" ( в обработке И Карноуховой); укр. нар. сказка "Колосок"; стихотворение К. Чуковского "Чудо – дерево"; стихотворение С.Михалкова "Булка", стихотворение С. Погореловского "Слава хлебу". |
Социально-коммуникативное развитие |
Сюжетно-ролевые игры: "Магазин хлебобулочных изделий", "Семья","Булочная". Д/и:"Что сделано из муки? ", "Что из какой муки испекли?", Что сначала, что потом?", "Кто больше назовет хлебобулочных изделий?"; "Назови профессию", "Скажи, какой?", "Разрезные картинки", "Доскажи словечко". |
Художественно-эстетическое развитие |
Рассматривание репродукции картины И. Шишкина "Рожь". Лепка из пластилина "Хлебобулочные изделия" . Конструирование из бумаги "Торт". Рисование "Золотые колоски!. |
Музыкальное развитие |
Слушание и исполнение песен: "Прянички для мамочки" (муз. А. Филиппенко), "Пироги" ( муз. В.Алексеева, сл. И. Лейме), "Песня о хлебе" (муз. В. Витлина, сл. П. Каганова). |
Физическое развитие |
Пальчиковые игры: "Тесто", "Хлебные изделия", "Пирог", "Гости", "Дождик". Физкультминутки : "Трактора", "В землю зёрнышко попало", "Подрастает зёрнышко", "Мельница", "Колоски" (рефлексия). Игра- эстафета "Хлебный магазин", подвижные игры: "Мышеловка". "Найди и промолчи", "Каравай". |
Мероприятия с родителями:
1. Предложить родителями вместе с детьми найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
2. Консультация в родительском уголке "Берегите хлеб!"
3. Рекомендации для родителей по теме "Хлеб - всему голова".
4.Консультация для родителей "Готовим вместе с детьми".
5. Предложить родителям принести книги, журналы по кулинарии.
3 этап -Заключительный:
Драматизация сказки "Как мышка хлеб испекла".
Познавательная игра «Цепочка».
Выставка детских работ.
Организация выставки книг, журналов по кулинарии.
Результаты проекта
Цель достигнута:
У детей вырос интерес к тому, как появился хлеб, имеются знания и представления о хлебе. Воспитанники узнали, что труд взрослых приносит не только заработок, но и огромную пользу.
Развивающая предметно-пространственная среда пополнилась новыми дидактическими играми, атрибутами к сюжетно-ролевым играм, новыми познавательными материалами.
Приложение
Дидактические игры по теме «Хлеб – всему голова»
· «Что сделано из муки?»
Задачи: развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.
Ход игры: дети отмечают фишками только те продукты питания, в состав которых входит мука.
· «Что из какой муки испекли?»
Задачи: закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают; развивать зрительные функции; способствовать накоплению зрительных образов.
Ход игры: дети соединяют линиями изображения колосков пшеницы и ржи с хлебобулочными изделиями из ржаной и пшеничной муки.
· Игра с мячом «Скажи, какой?» (Хлеб какой? Мука какая?)
Задачи: обогащать словарный запас детей, развивать речь.
Ход игры: дети встают в круг, передают друг другу мяч и подбирают слова-признаки к заданным словам.
· «Назови профессию» .
Задачи: Расширить представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.
Ход игры: педагог начинает предложение, дети заканчивают (например: на комбайне работает … комбайнер; на мельнице работает … мукомол и т.д.)
· «Что сначала, что потом?» .
Задачи: закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи, связную речь.
Ход игры: дети рассматривают картинки, изображающие разные этапы выращивания хлеба, раскладывают их в правильной последовательности, составляют по ним рассказ.
· «Разрезные картинки»
Задачи: упражнять в умении составлять целое из частей, развивать восприятие цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов и их деталей, логическое мышление, самоконтроль, умение концентрировать внимание.
Ход игры: дети складывают картинки из частей.
· «Кто больше назовет хлебобулочных изделий?»
Задачи: развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас.
Ход игры: дети, стоящие по кругу, называют различные хлебобулочные изделия; победит тот, кто назовет больше таких изделий.
· "Доскажи словечко"
Задачи: упражнять детей в подборе рифмы, активизировать словарь по данной теме, развивать логическое мышление.
-Зерно, скорее созревай,
Испечём мы ... (каравай).
-Для больших и малышей
Будет много ...(калачей).
-Для маленькой публики
Свяжем в вязку ... (бублики).
-Всем без исключения –
Вкусное ...(печенье).
-Наберём зерна мы вволю
На пшеничном зрелом… (поле).
Задачи в стихах
-Начинаем отнимать.
Кренделёчков было пять,
А теперь осталась пара.
Сколько съела их Тамара? (3)
-Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо — совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани, дочурки соседа...
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки. (6)
- Пять пирожков лежало в миске,
Два пирожка взяла Лариска,
Ещё один стащила киска.
А сколько же осталось в миске? (2)
-Посадила мама в печь
Пироги с капустой печь.
Для Наташи, Коли, Вовы,
Пироги уже готовы,
Да еще один пирог
Кот под лавку уволок.
Да еще из печки пять
Маме нужно вынимать.
Если можешь помоги,
Сосчитай-ка пироги! (9)
-Как-то птичка-невеличка
Угощала всех пшеничкой:
Два зерна дала чижу,
Два зерна дала стрижу,
Воробью одно досталось,
Больше зёрен не осталось.
Сколько зёрнышек пшенички
Раздарила невеличка? (5)
Пальчиковые игры
« Дождик»
Дождик, дождик, поливай,
(Указательным пальцем постукивать по ладони другой)
Будет хлеба каравай,
(образовать перед собой круг руками)
Будут булки, будут сушки,
(похлопывать поочередно одной ладонью другую)
Будут вкусные ватрушки.
(соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг)
«Пирог»
Падал снег на порог,( 2 раза медленно опускают ладони на стол.)
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пек, (Прижимают ладонь к ладони, «лепят» пирог.)
Ручейком пирог утек. («Бегут» пальчиками по столу).
Пирожки себе пеки
Не из снега – из муки. (Прижимают ладонь к ладони, «лепят» пирог.)
«Гости»
К Жене гости прибежали, (пальцы "бегут" по столу.)
Все друг другу руки жали. (рукопожатие.)
- Здравствуй, Жора!
- Здравствуй, Жанна!
- Рад, Серёжа!
-Рад, Снежана!(пальцы по очереди здороваются с большими пальцами обеих рук.)
- Не хотите ль пирожок? (из ладоней сложить пирожок.)
- Может, коржик? (показать раскрытые ладони.)
- Иль, рожок? (пальцы сложить в виде рожка.)
Вот драже вам на ладошку, (постучать по ладони одной руки кончиками пальцев другой руки)
Всё берите понемножку. (двумя пальцами – большим и указательным, большим и средним и т.д.- осторожно брать драже)
С ручек все стряхнули крошки (энергично встряхнуть кистями рук).
И захлопали в ладошки.
«Хлебные изделия»
Бублик, (большой и указательный пальцы образуют круг.)
Баранку, (большой и средний пальцы образуют круг.)
Батон, (большой и безымянный пальцы образуют круг)
И буханку (большой и мизинец образуют круг.)
Пекарь из теста
Испёк спозаранку. (имитация лепки хлеба.)
"Тесто".
Тесто замесили мы, (сжимаем,
разжимаем кулачки)
Сахар не забыли мы, (имитация
посыпания)
Пироги пшеничные (соединили
ладошки вместе)
В печку посадили мы. (руки
вперед, вверх ладонями)
Мы печем пшеничные (имитация
лепки пирожков)
Пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать( поднимание, опускание плеч)
Пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра,( Показать ладонь, загибать пальцы )
Пес лохматый со двора
И другие, все кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
Наша мама говорит:
- Крошки, что останутся, воробьям достанутся.
Физкультминутки
«Трактора»
Тара – тара – та – ра – ра,
Выезжают трактора . (шагают на месте топающим шагом)
Будем землю пахать, (имитируют работу плуга)
Будем рожь засевать, (делают разбрасывающие движения руками, как будто сеют)
Будем рожь молотить, (руки в кулачках вращаем перед грудью)
Малых деток кормить (имитируют качание младенца).
«Мельница»
За работу, жернова,
Зёрна перетрём сперва. ( повторить 2 раза).
(делаем вращательные движения: руки в стороны на уровне плеч ,ладонями вниз).
Чтобы сделать каравай,
Жернова быстрей вращай. (вращательные движения кулачками пред грудью.)
Крепче трём зерну бока,
Получается – мука!(скользящие движения ладонь о ладонь, перед собой).
«Колоски» (рефлексия)
- Давайте представим, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю. (дети присаживаются) .
- Теплое солнышко пригрело землю, дождик полил. Зернышки росли, росли и стали колосками. (дети встают, поднимают руки вверх) .
-Колоски тянутся к солнышку. (дети протягивают руки вверх) .
-Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски. (дети постепенно опускают сначала руки, голову, плечи, туловище) .
-И вот полил дождик, ожили колоски. Снова тянутся они к солнышку. В поле выросли замечательные колоски. Улыбнитесь друг другу.(дети поднимают руки, улыбаются).
«В землю
зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало, (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал .(медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.
"Подрастает зёрнышко"
Подрастает зёрнышко -
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет! (потянулись, руки вверх, прогнулись, наклоны туловища, присели).
Игра "Цепочка"
-Давайте поиграем с вами в игру "Цепочка".
Я вам буду задавать вопросы , а вы внимательно слушайте и отвечайте.
· Откуда к нам домой хлеб пришел? (Из магазина.)
· В магазин откуда попал? (Из пекарни.)
· Что делают в пекарне? (Пекут хлеб.)
· Из чего пекут хлеб? (Из муки.)
· Из чего мука? (Из зерна.)
· Откуда зерно? (Из колоса.)
· Откуда колос? (Вырос в поле.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.