ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение.
1). Здоровье, что это такое?
2). Актуальность проблемы
3). Цель, задачи, гипотеза исследования
4). Материал и методика исследования
II. Основная часть.
1.Оценка показателей физического состояния учащихся:
А. Изучение восстановительной способности организма
Б. Сравнение результатов выполнения упражнения в начале учебного года и спустя 3 месяца
В. Изучение показателей физического развития школьников
2. Самооценка текущего состояния здоровья учащихся по результатам анализа объективных и субъективных показателей:
А. Определение риска возникновения неинфекционных заболеваний у учащихся
Б. Определение уровня напряженности учащихся 11 класса
В. Проверка школьного расписания 11 класса.
1). Значение летней экологической практики для формирования экологической культуры школьников
2). Цель, задачи летней экологической практики
3). Объекты исследования, оборудование и методики для проведения летней экологической практики школьников
II. Основная часть.
1. План летней экологической практики для учащихся МБОУ Софьинской школы 5 - 7-х классов
2. Содержание экологического исследования «Оценка экологического состояния деревьев и физических показателей почвы липовой аллеи в деревне Софьино»:
А. оценка степени нарушенности древостоя липовой аллеи;
Б. оценка состояния деревьев липовой аллеи.
III. Заключение
1. Выводы по результатам проведенного исследования
2. Рекомендации по сохранению или восстановлению липовой аллеи
IV. Литература
V. Приложения
«Мы должны научиться
жить на Земле как люди»
Б. Шоу
I. 1) Значение летней экологической практики для формирования экологической культуры школьников
В современном мире задачи экологического образования и воспитания выходят на первое место, потому что нынешнее состояние природы таково, что незнание экологии или пренебрежение ее знаниям равносильно гибели. Природа нашей Земли уже не в состоянии нейтрализовать негативные последствия человеческой деятельности. Изменить такую ситуацию можно лишь перестройкой отношений человека к природе: потребительское отношение нужно менять на ответственное и бережное. На перестройку этого отношения и нацелено экологическое образование и воспитание. Экологическая культура человека – это утверждение в сознании и деятельности принципов рационального природопользования, овладения навыками решения социально-экономических задач без ущерба для окружающей среды и здоровья людей, это потребность и умение следовать режиму экономии как общенародному делу [1, с. 6].
Современный уровень биологического и экологического образования на фоне все большего вторжения человечества в природу требует от учителей биологии и экологии знания методики проведения занятий не только в школьном кабинете, но и на природе. Летние биоэкологические занятия закрепляют и углубляют знания учащихся, знакомят с живой природой и полевой практикой. Они дают возможность приобрести необходимые навыки «полевой экологии», изучить основные методы наблюдений и исследовательской работы в природе, принять непосредственное участие в мероприятиях по оценке состояния и сохранению природной среды [2, с. 5].
Под словосочетанием «полевая экология» [3, с. 1] понимают такие формы и методы экологического образования, которые помогают учащимся непосредственно изучать окружающий мир на примере реальных объектов – растений, животных, целых природных комплексов (экосистем), - в их естественных условиях существования. Экологическая исследовательская работа способствует приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе [4, с. 2].
Можно постоянно говорить детям о необходимости сохранения природы, «природных богатств» и ресурсов, бережном к ним отношении, но это так и не дойдет до их глубин разума, если они не поймут, что Природа это не просто наше «окружение», а нечто большее, «разумное», дышащее существо. Невозможно беречь и заботиться о том, кого ты не любишь и не знаешь, поэтому очень сложно беречь и охранять Природу, которую ты не понимаешь. Во время летних практических занятий школьник имеет возможность самостоятельно «поисследовать» (посмотреть, пощупать) реальную живую природу. Особенность летней экологической практики состоит в том, что исследуемые проблемы берутся из реальной жизни, ученик наблюдает их в природе и самостоятельно их решает, применяя при этом полученные на уроках биологии и экологии знания.
Экологическое образование школьников деревни Софьино Наро-Фоминского района Московской области осуществляется в процессе изучения учебных дисциплин: экологии, биологии, химии, физики, географии. Но многие принципы экологического образования нельзя полноценно реализовать в рамках урока [5, с. 96]. Решение задач, стоящих перед учителем по экологическому образованию школьников, осуществимо лишь при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы и одной из таких форм работы является летняя экологическая практика учащихся.
2). Цель, задачи летней экологической практики
Цель работы: оценить экологического состояния деревьев липовой аллеи в деревне Софьино.
Задачи:
1) изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
2) оценить степень нарушенности древостоя лесного фитоценоза под влиянием экологических факторов; 3) оценить состояние деревьев липовой аллеи;
4) оценить фактического состояния липовой аллеи в д. Софьино; 5) научиться проводить эколого-биологические наблюдения в природной обстановке; 6) ознакомить учащихся с основными методами изучения биологических объектов в природных условиях, методами сбора и обработки собранного материала; 7) ознакомить с результатами данного исследования учащихся, их родителей и
педагогов школы для дальнейшего формирования экологической культуры наших школьников.
3). Объекты, оборудование и методы исследования
Объекты исследования:
растения трех участков липовой аллеи в деревне Софьино:
№ 1 – участок вблизи Киевской трассы;
№ 2 – участок около школы (центральная часть аллеи);
№ 3 – участок в конце липой аллеи (вблизи Второй окружной дороги).
Материалы и оборудование: рулетка, лупа, садовый секатор на сборной штанге, бумажные и полиэтиленовые пакеты, фильтровальная бумага, вата, линейка, определитель растений и насекомых вредителей леса.
Методики исследования
1. Теоретическим методом изучается специальная литература по данной проблеме.
2. Визуальным методом (с использованием лупы) осуществляется исследование деревьев липовой аллеи в деревне Софьино [6, с. 164, 166].
3. Статистическим методом проводится обработка и анализ полученных
результатов исследования [6, с. 165-167].
II. Основная часть.
1. План летней экологической практики для учащихся МБОУ Софьинской школы 5 - 7-х классов по теме: «Оценка экологического состояния деревьев липовой аллеи в деревне Софьино».
№ п/п |
Этапы практики |
Задания |
Количество часов |
1 |
Подготовительный |
1. Изучить историю создания липовой аллеи в деревне Софьино и ее особенности как экосистемы. Ознакомление с задачами практики, правилами наблюдений, сбора материала, ведения дневника исследований, техника безопасности. Закладка пробных площадок на липовой аллеи. |
3
|
2 |
Исследовательский |
1. Инструктаж по технике безопасности при работе в полевых условиях. 2. Определение состояния отдельных деревьев каждого вида на пробных площадках. 3. Проведения полевого отбора проб листьев. 4. Подготовка образцов для исследований в кабинете биологии. |
6 |
3 |
Обработка полученных результатов исследования |
1. Определение степени нарушения древостоя липовой аллеи. 2. Определение состояния древесных растений на пробных площадках. |
3 |
4 |
Анализ проведенного исследования |
1. Сравнение полученных результатов с существующими экологическими нормативами и литературными данными. 2. Составление заключения об экологическом состоянии деревьев липовой аллеи 3. Учащиеся предоставляют дневники и отчитывается по результатам проведенных исследований. |
3 |
5 |
Заключительный |
1. Оформление исследовательской работы. 2. Проведение деловой игры «Создание концепции и проекта липовой аллеи будущего в деревне Софьино». |
3
3 |
Всего |
21 ч. |
2. Содержание летнего экологического исследования по теме: «Оценка экологического состояния деревьев липовой аллеи в деревне Софьино»
А. Оценка степени нарушенности древостоя липовой аллеи [6, с. 164-166].
1) Закладываем в фитоценозе не менее 3-х пробных площадок (20 м на 20 м), например,
№ 1 – участок вблизи Киевской трассы;
№ 2 – участок около школы (центральная часть аллеи);
№ 3 – участок в конце липой аллеи (вблизи Второй окружной дороги). Площадки не должны выходить за пределы выбранного лесного сообщества (чтобы главный доминирующий вид был везде в пределах выбранных площадках).
2) Определяем виды деревьев (используем определитель растений и насекомых вредителей леса), растущих на пробных площадках.
3) Определяем состояние отдельных деревьев каждого вида. Оценку состояния деревьев проводим по внешним признакам по 5-балльной шкале (приложение № 1).
4) Определяем коэффициенты состояния древесных пород. Коэффициенты состояния (К1, К2, К3 и т.д.) определяют для каждого вида деревьев по формуле:
К1= Е b1 . n1/ N; где К1 – коэффициент состояния конкретного вида деревьев;
b1- баллы состояния отдельных деревьев одного вида; n1 – число деревьев каждого балла состояния; N – общее число учтенных деревьев каждого вида.
5. Полученные результаты визуальных определений и расчетов оформляем в виде таблицы (таблица № 1).
Виды деревьев |
Количество деревьев |
Состояние деревьев (баллы) |
Коэффициент состояния вида |
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Затем определяем коэффициент состояния лесного древостоя в целом (К) как среднее арифметическое коэффициентов состояния отдельных видов деревьев на пробной площадке:
К= К1 + К2+… + Кr / R, где К1 + К2+… + Кr – коэффициенты состояния видов деревьев; R – число видов деревьев.
7. Оцениваем состояние древостоя на пробных участках, используя полученные коэффициенты состояния отдельных видов деревьев на пробных площадках и шкалу градации состояния древостоя (приложение № 2).
Б. Определение состояния древесных растений на пробных площадках [6, с. 166-168].
1) На каждом участке выбираем не менее 10 деревьев одной породы.
2) С каждого дерева отбираем по 10 листьев. Отбор листьев с деревьев, нужно осуществлять на высоте 1,5-2 м. Каждый лист помещаем между двумя слоями увлажненной фильтровальной бумаги и слегка проглаживаем руками.
3) Определяем степень запыленности листовых пластинок.
От листьев на фильтровальной бумаге остаются отпечатки, по интенсивности которых определяем степень их запыленности по трем градациям (приложение № 3).
Полученные результаты занесены в таблицу № 2 под буквой «А».
4) Затем проводим оценку изменения пигментации листьев. На каждой листовой пластинке отмечаем наличие красных, желтых, сине-фиолетовых, синих точек и пятен, вызванных попаданием на листья кислот, солей тяжелых металлов. Визуально оцениваем процент (суммарный), поврежденной ткани по сравнению с общей поверхностью листа и данные заносим в таблицу № 2 под буквой «Б».
5) На последнем этапе работы определяем наличие некрозов и площадь листьев, занимаемая отмершей тканью. Некротическая ткань – сухая, черновато-коричневого цвета, чаще встречается в большом количестве вдоль жилок листа и у основания черешка. Процент отмершей ткани определяем, как и в предыдущем этапе, визуально и полученные данные заносим в таблицу № 2 под буквой «В».
Участок обследования, учетные показатели |
Номера деревьев |
Среднее значение показателей |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
Участок № 1 А – группа запыленности листьев: 1) верхняя сторона листьев |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2) нижняя сторона листьев |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б – процент пигментированных участков |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В – процент отмершей ткани |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6) На основе полученных результатов делаем вывод о состоянии древесных растений на пробных площадках.
III. Выводы по результатам проведенных исследований.
1. Основываясь на проведенных исследованиях нужно оценить экологическое состояние фитоценоза:
- степень нарушенности древостоя на пробных площадках № 1 - № 3;
- степень угнетения деревьев на пробных площадках № 1 - № 3;
- степень деградации данного фитоценоза.
2. Предложить способы для сохранения или восстановления данного фитоценоза.
IV. Литература
1. Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. М.: ТЦ Сфера, 2005, 64 с. 2. Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. Биология. Материалы к урокам-экскурсиям. М.: НЦ ЭНАС, 2002, 288 с. 3. Банзанова С.Б. Полевая практика по экологии. http://festival.1september.ru/articles/634838/ 4. Гамичева Г.В. Летняя экологическая практика как форма работы по формированию экологической культу. http://viro.edu.ru/attachments/article/4072/Gamicheva%20G.V..pdf 5. Лебедева Л.Л. Проектно-исследовательская деятельность по экологии – основа формирования познавательной активности школьников. М.: Спутник+, 2011, 266 с. 6. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. М.: 5 за знания, 2005, 208 с.
7. Хомутова И.В. Методика организации и проведения экологических экскурсий. М. 2002
8. Мансурова С.Е. Кокуева Г.Н. Школьный практикум «Следим за окружающей средой». М.: Владос. 2001
9. Высоцкая М.В. Биология и экология. 10 – 11 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель. 2008, 203 с.
V. Приложения
Балл |
Характеристика состояния деревьев
|
1 |
Здоровые деревья без внешних признаков повреждения, величина прироста соответствует норме.
|
2 |
Ослабленные деревья. Крона слабоажурная, отдельные ветви усохли. Листья и хвоя часто с желтым оттенком. У хвойных деревьев на стволе сильное самотечение и отмирание коры на отдельных участках.
|
3 |
Сильно ослабленные деревья. Крона изрежена, со значительным усыханием ветвей, вершина сухая. Листья светло-зеленые, хвоя с бурым оттенком и держится 1 – 2 года. Листья мелкие, но бывают и увеличены. Значительные участки коры отмерли.
|
4 |
Усыхающие деревья. Усыхание ветвей по всей кроне. Листья мелкие недоразвитые, бледно-зеленые с желтым оттенком; отмечается ранний листопад. Хвоя повреждена на 60 % от общего количества. Прирост отсутствует. На стволах признаки заселения короедами и другими вредителями.
|
5 |
Сухие деревья. Крона сухая. Листьев нет, хвоя желтая или бурая (осыпается или осыпалась). Кора на стволах отслаивается или полностью опала. Стволы заселены ксилофагами (потребителями древесины).
|
Приложение № 2
Шкала градации – оценки состояния древостоя леса.
№ |
Коэффициент состояния древостоя в целом ( К ) |
Состояние древостоя леса |
1 |
К < 1,5 |
Здоровый древостой |
2 |
К = 1,6 – 2,5 |
Ослабленный древостой |
3 |
К = 2,6 – 3,5 |
Сильно ослабленный лес |
4 |
К = 3,6 – 4,5 |
Усыхающий лес |
5 |
К > 4,6 |
Погибающий лес |
При коэффициенте от 2,0 до 2,5 состояние насаждения оценивается как угрожающее, восстановление его возможно только при снижении уровня загрязнения атмосферы и применении комплекса мероприятий по оздоровлению данных лесных насаждений.
При коэффициенте, превышающим 2,5, состояние насаждения оценивается как критическое, соответствующее началу распада лесных насаждений.
Приложение № 3
Шкала
оценки загрязнения листовых пластинок
I группа – отпечатки на бумаге отсутствуют или слегка заметны;
II группа – загрязнение листьев около 50 %. Отпечаток средней интенсивности,
при просмотре на свет четко видны участки фильтровальной бумаги
разной толщины;
III группа – загрязнение листьев 100%. Отпечаток интенсивные, дефекты
фильтровальной бумаги на свет не просматриваются.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.