АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 40
Дошкольное отделение «Радуга» г. Томск
ПРОЕКТ
«Песочные сказки»
для детей старшего дошкольного возраста
(5-6 лет)
Выполнил: Филипова Г. А.,
педагог-психолог 1 кв. к.
Томск 2020
Паспорт проекта:
1. Тема проекта: «Песочные сказки»
2. Название и адрес организации:
Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 40 дошкольное отделение «Радуга»
3. Автор проекта: педагог – психолог 1 кв. категории Филипова Г. А.
4. Участники проекта: дети старшей группы, родители
5. Тип проекта: практико – ориентированный, среднесрочный
Актуальность проекта: В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально - личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Психологи, работающие в дошкольных учреждениях, констатируют у детей некоторые проблемы в поведении, связанные с агрессией, страхами, гиперактивностью, замкнутостью и др.
Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутри личностные проблемы.
Ребёнок - дошкольник очень впечатлителен, открыт для усвоения культурных ценностей, социальных, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, воображения, мышления. Эмоции оказывают влияние на все формы активности детей, окрашивают общение, процесс познания, отражения действительности, дают возможность наиболее ярко раскрыться, самореализоваться в деятельности.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и реагировать на неё.
Таким образом, эмоциональное развитие дошкольников в настоящее время - одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Краткая аннотация проекта: данный проект реализовывался на базе МАОУ СОШ № 40 ДО «Радуга».
Проект направлен на развитие эмоциональной сферы, гармонизацию отношений детей старшего дошкольного возраста, умение понимать свое эмоциональное состояние.
Данный проект органично вписывается в программу дополнительной индивидуальной деятельности «Исцеляющие силы песка» и обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса, предусматривающего обогащенное всестороннее развитие детей, создание эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.
Используя методику песочной сказкотерапии, проводится коррекция эмоциональных проблем с помощью продуктов их творческой деятельности.
В своей работе мы опирались на труды С. Б. Богачёвой (использование песочниц и техники «Закопанные предметы» при создании сказок), Т. Д. Зинкевич - Евстегнеевой («Основы сказкотерапии); Эсауловой Е. «Сказки, созданные детьми».
В процессе проекта будут рассмотрены основные эмоциональные состояния (радость, грусть, обида, злость, страх, упрямство и т. д.).
Результат проекта – альбом детских авторских сказок «Песочные сказки».
После завершения проекта работы будут представлены на семинаре в детском саду.
Цель проекта: Создание условий для ознакомления детей с миром эмоций. Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников с помощью продуктов их творческой деятельности. Развитие связной речи.
Задачи проекта:
1.Научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать их, и регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим и окружающим их людям.
2.Сформировать представления о положительных и отрицательных эмоциях.
3.Развивать у детей навыки самостоятельного словесного творчества через использование сказочного материала и сочинение собственных сказок.
Вид проекта: практико-ориентированный.
По продолжительности проведения – среднесрочный (январь – апрель 2020г)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста.
Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности:
· Картотека логоритмических упражнений;
· картотека психотерапевтических игр;
· игры и упражнения на формирование умения выражать эмоции;
· игры и упражнения на саморегуляцию и снятие психоэмоционального напряжения;
· игры и упражнения на формирование социально приемлемых способов выражения эмоций.
Продукт проектной деятельности: альбом детских авторских сказок «Песочные сказки».
Предполагаемые итоги реализации проекта:
-повышение уровня эмоционального развития детей;
-рефлексия эмоциональных переживаний дошкольниками;
-эффективное развитие связной речи;
-развитие творческого потенциала.
Этапы работы:
1.Подготовительный этап.
· Подбор информационных ресурсов по теме проекта;
· чтение русских — народных сказок;
· обучение составлению пересказа (занятия учителя – логопеда);
· подбор игр и упражнений по теме: релаксационные упражнения, психогимнастика;
· подбор наглядного материала, мультимедиа, СD и DVD- диски;
· подбор диагностических методик («Рисунок семьи», «Рисунок человека»).
2.Основной этап.
Цикл из 6 занятий по подгруппам (8 человек, время 30-35 мин, 8 мини - песочниц, по 6 - 8 игрушек в каждой песочнице).
Индивидуальная работа.
3.Завершающий этап.
Оформление альбома детских авторских сказок «Песочные сказки».
Защита проекта.
Ход проекта:
Подготовительный этап:
На первом этапе нашей работы была запланирована диагностика психоэмоциональных особенностей воспитанников. Психологические особенности детей выявлялись в процессе бесед и психологических рисуночных тестовых методик «Рисунок семьи», «Рисунок человека». (Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. - М.: Владос - Пресс, 2006.). Рисунки выполнялись детьми в ситуации психологического обследования с соблюдением стандартной процедуры: в кабинете у психолога в индивидуальном порядке. Беседу по тестам проводили в свободной форме. Перечислим некоторые психологические особенности в процессе обследования:
-Тревожность (как личностная черта);
-страхи (темноты, привидения);
-агрессивность (физическая, вербальная);
-экстравертность или интравертность;
-авторитетность одного из родителей;
-неудовлетворённость потребности в общении, избегание общения, нарушение общения;
-низкая самооценка;
-изолированность в семье;
-конкурентные отношения в семье;
-эмоциональный дискомфорт;
-отношение к семье в целом и к отдельным членам семьи.
После проведения диагностики мы перешли непосредственно к занятиям, предусмотренным по проекту.
Основной этап:
Основной этап работы по проекту включал в себя:
-Цикл из 6 подгрупповых занятий.
-Индивидуальная работа.
В начале основного этапа работы с детьми планировалось провести цикл из 6 подгрупповых занятий с использованием методики песочной сказкотерапии (техника «Закопанные предметы»). Работа велась с учётом выявленных трудностей у детей при помощи тестовых методик. Во время проведения групповых занятий дети учились самостоятельно создавать сказки, уделяли большую роль речевому аспекту, и неотъемлемой частью каждого занятия была психоэмоциональная коррекция.
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ
1. Занятие «Волшебный мир сказки»
Цель: Ознакомление детей с песочницами, игрушками, используемыми в сказках, сказочными карточками.
Задачи:
Образовательные:
-Обобщить знания о персонажах русских и зарубежных сказок;
-активизировать словарь детей;
-развивать операции мышления (анализ, обобщение).
Коррекционно-развивающие:
-развивать воображение;
-развивать логику, память, внимание;
-работать над общей и мелкой моторикой, развивать координацию движений.
Воспитательные:
-Воспитывать самостоятельность на занятии;
-воспитывать дружелюбное отношение к сверстникам;
Предварительная работа:
Чтение детям русских - народных и зарубежных сказок.
Оборудование и наглядный материал:
Пластмассовые разносы любой формы с прокалённым песком — 8 штук; магнитная доска, магниты; фигурки и муляжи животных, резиновые игрушки, искусственные растения, картонные предметные карточки для составления плана сказки.
Ход занятия:
П - психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждёт необычное занятие. Дополните мой стих и вы узнаете, чему оно будет посвящено:
В них враги есть и друзья,
И без них прожить нельзя.
Мамы, папы и все дети
Любят их на всей планете.
Мысли мудрые рождают,
И добро в них побеждает.
Отгадайте без подсказки,
Что же это?
Дети: Сказки!
П - психолог: Правильно! Сегодня мы будем придумывать сказки и знакомиться с оборудованием и игрушками, которые нам в этом помогут. Давайте вспомним сказочных персонажей из разных сказок.
Ответы детей: Золушка! Царевна — Лягушка! Красная шапочка! Крошечка - Хаврошечка! Вини - Пух и Пятачок!
Основная часть:
Обобщение знаний о сказочных персонажах.
П - психолог: Сейчас я вам загадаю несколько загадок, а вы попробуете угадать их.
· Трудно девочке живётся, хоть в труде она всегда
Только мачехе неймётся, не похвалит никогда. (Золушка).
· К бабушке с корзинкой смело я иду.
И в лесу тропинку я всегда найду. (Красная Шапочка).
· Испугались, встретив волка, страшно он зубами щёлкал.
Братьев спас один из них: дом построил для троих! (Три поросёнка).
· Скрипит зубами, водит носом, и русский дух не переносит.
Старуха с костяной ногой зовётся (Бабой-Ягой).
· Сладких яблок аромат заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём, и светло в ночи, как днём! (Жар- птица).
П - психолог: Молодцы, все сказки знаете! Все эти герои являются персонажами сказок. Значит, для того, чтобы создать сказку, нам нужно придумать для неё героев. Для этого у нас есть игрушки из киндер-сюрпризов.
Знакомство с песочницами.
Придвиньте к себе песочницы. Опустите руки в песок, дотроньтесь до нет, поиграйте с ним, пересыпьте его из руки в руку. Что вы чувствуете? (ответы детей).
В каждой песочнице закопаны маленькие игрушки — фигурки животных. Вам нужно их отыскать! Рассмотрите их внимательно. Эти персонажи и будут героями наших сказок.
Знакомство со сказочными карточками.
П - психолог: Хочу познакомить вас со сказочными карточками, которые помогут нам придумывать наши сказки.
1.Смайлик с эмоцией - обида, упрямство, злость, грусть, радость, страх.
2.Дворец - дом в котором живёт персонаж или куда попал в ходе странствий.
3.Волшебная палочка - волшебство, фокус.
4.Плюс - радостное событие.
5.Минус - плохое событие, препятствие, беда.
6.Два перекрещенных меча - битва, сражение.
7.Рука - чья - то помощь.
8.Солнце - победа добра.
Физминутка
Логоритмическое упражнение « Наша - то хозяюшка»
Наша — то хозяюшка сметлива была, (идём по кругу)
Всем в избе работу к празднику дала: (складываем ладони в «чашечку» и «лижем» язычком)
Мышка собирает крошки под окном, (приседаем и ритмично покачиваем головой вверх вниз)
Под столом котище лапою скребёт, (машем руками перед собой)
Половичку козочка веничком метёт («Метём пол»)
Составление сказки.
П - психолог: Ребята, давайте вместе попробуем придумать сказку и выберем главного персонажа. Например, Барашек. Представьте себе, он был задиристым, бодливым и у него не было друзей. Давайте придумаем такую сказку, где в конце барашек изменился и стал добрым и надёжным другом. Начинаем отбирать карточки, которые нам пригодятся в ходе сказки.
П - психолог помогает детям наводящими вопросами:
С каких слов начинается сказка — Жили — были...и т. д.
Куда мог попасть барашек?
Каким был барашек?
Что говорили друзья про барашка?
Как вели себя звери при барашке?
Подключаем те карточки, которые выбрали сами дети.
П- психолог: Ребята, сказке обязательно надо дать название.
«УПРЯМЫЙ БАРАШЕК»
П- психолог читает сказку, придуманную детьми.
Итог занятия:
П - психолог: Чем мы сегодня занимались на занятии.(сочиняли сказку).
Какая у нас получилась сказка? (добрая).
Чему эта сказка учит? (добру, вежливости, взаимопомощи).
Если вам понравилось сочинять сказки, тогда мы обязательно продолжим сочинять сказки.
2. Занятие «Сказка в гости к нам пришла»
Цель: Обучение самостоятельному созданию сказки.
Задачи:
Образовательные:
-Расширить словарный запас;
-совершенствовать навыки связной речи;
-развивать операции мышления ( анализ, обобщение).
Коррекционно-развивающие:
-развивать воображение;
-учить отреагированию эмоций;
-работать над общей и мелкой моторикой, развивать координацию движений.
Воспитательные:
-Воспитывать самостоятельность на занятии;
-воспитывать дружелюбное отношение к сверстникам;
Оборудование и наглядный материал:
Пластмассовые разносы любой формы с прокалённым песком — 8 штук; магнитная доска, магниты; фигурки и муляжи животных, резиновые игрушки, искусственные растения, картонные предметные карточки для составления плана сказки.
Ход занятия:
Организационный момент. Психологический настрой на работу.
-П - психолог: Здравствуйте, ребята! Предлагаю поиграть в игру «Товарищи капитаны». Я буду называть какие-то действия (поднять руки, присесть, топнуть и т. д.). Если я добавлю слова «Товарищи капитаны!», вы это действие выполняете. Если не добавлю, действие выполнять не надо! Начинаем!
Основная часть:
Ознакомление детей с темой занятия.
П - психолог: Ребята, сегодня мы вами будем продолжать учиться составлять сказки. Для того чтобы понять, о ком у нас сегодня пойдёт сказка, попробуйте отыскать в своих песочницах сказочных персонажей.
Кто сегодня будет нашим героем! Какой смайлик эмоцию мы выберем. Выбираются и карточки для сказки.
Сочинение сказки.
Проводится работа по аналогии с предыдущим занятием. Вариативность может состоять в подборе нескольких главных персонажей. Эмоция выбирается в соответствии с проблемой нарушения, выявленной в ходе процесса диагностики.
Чтение сказки детям.
Физминутка
Логоритмическое упражнение
Проговаривание стихов с движениями на автоматизацию звуков «Ш» и «Ж».
Раз — бежит к нам жеребёнок (бег на месте)
Два — был рыжим верблюжонок (округляем спинку)
Три журавля в вышине (машем руками, как крыльями)
Четыре кошки на окне (лев. И прав. Рукой касаемся носика, как кошечка умывается)
Пять жирафов ужин ждут (вытягивая шею, смотрим по сторонам)
Шесть ежей в норе живут (сжимаем и разжимаем кулачки)
Семь мышат сидят на суше (изображаем мышат с лапками перед грудью)
Восемь жаб расселись в луже (садимся на корточки)
Девять вижу я ужей (извиваемся всем телом)
Десять нежится моржей (имитация движений моржа)
Итог занятия:
П - психолог: Чем мы сегодня занимались на занятии.(сочиняли сказку).
Какая у нас получилась сказка? (добрая).
Чему эта сказка учит? (добру, вежливости, взаимопомощи).
Если вам понравилось сочинять сказки, тогда мы обязательно продолжим сочинять сказки.
3. Занятие «Сказка в гости к нам пришла»
Цель: Обучение самостоятельному созданию сказки.
Задачи:
Образовательные:
-Расширить словарный запас;
-совершенствовать навыки связной речи;
-развивать операции мышления (анализ, обобщение);
-стимулировать детскую активность и креативность.
Коррекционно-развивающие:
-развивать воображение;
-учить отреагированию эмоций;
-работать над общей и мелкой моторикой, развивать координацию движений.
Воспитательные:
-Воспитывать самостоятельность на занятии;
-воспитывать дружелюбное отношение к сверстникам;
Оборудование и наглядный материал:
Пластмассовые разносы любой формы с прокалённым песком — 8 штук; магнитная доска, магниты; фигурки и муляжи животных, резиновые игрушки, искусственные растения, картонные предметные карточки для составления плана сказки.
Ход занятия:
Организационный момент. Психологический настрой на работу.
-П - психолог: Здравствуйте, ребята! Предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот». Я буду кидать вам мяч, и называть слово, а вы должны вернуть мне мяч, назвав слово наоборот. Начинаем!
-Существительные:
День - ночь
Свет - тьма
Утро - вечер и. т. д.
-Прилагательные:
Прямой - кривой
Острый - тупой
Сладкий - солёный ит. д.
-Наречия:
Долго - коротко
Далеко - близко
Глубоко - мелко и т. д.
- Глаголы:
Открывать - закрывать
Уезжать - приезжать
Лечь - встать и т. д.
Основная часть:
Ознакомление детей с темой занятия.
П - психолог: Ребята. Сегодня мы вами будем продолжать учиться составлять сказки. Для того чтобы понять, о ком у нас сегодня пойдёт сказка, попробуйте отыскать в своих песочницах сказочных персонажей.
Кто сегодня будет нашим героем и какой смайлик -эмоцию мы выберем. Выбираются и карточки для развития сюжета сказки.
Сочинение сказки.
Проводится работа по аналогии с предыдущим занятием. Вариативность может состоять в подборе нескольких главных персонажей. Эмоция выбирается в соответствии с проблемой нарушения, выявленной в ходе процесса диагностики.
Чтение сказки детям.
Физкультминутка. Танцевальная терапия.
П - психолог: Приглашаю всех потанцевать. Мы будем играть в игру « Танцы вместе». Правила игры: когда включается музыка (любая танцевальная), все танцуют. Когда музыка останавливается, я называю число, например 3. Это означает, что все дети объединяются по 3 человека. Лишние выходят из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся 2 победителя.
Итог занятия:
П - психолог: Чем мы сегодня занимались на занятии.(сочиняли сказку).
Какая у нас получилась сказка? (добрая).
Чему эта сказка учит? (добру, вежливости, взаимопомощи).
Если вам понравилось сочинять сказки, тогда мы обязательно продолжим сочинять сказки.
4. Занятие «Сказка в гости к нам пришла»
Цель: Обучение самостоятельному созданию сказки.
Задачи:
Образовательные:
-Расширить словарь;
-совершенствовать интоннационную сторону речи;
Коррекционно-развивающие:
-учить отреагированию эмоций;
-работать над общей и мелкой моторикой, развивать координацию движений.
Воспитательные:
-Воспитывать самостоятельность на занятии;
-воспитывать дружелюбное отношение к сверстникам;
Оборудование и наглядный материал:
Пластмассовые разносы любой формы с прокалённым песком — 8 штук; магнитная доска, магниты; фигурки и муляжи животных, резиновые игрушки, искусственные растения, картонные предметные карточки для составления плана сказки.
Ход занятия:
Организационный момент. Психологический настрой на работу.
-П - психолог: Здравствуйте, ребята! Предлагаю поиграть в игру «Назови звук в слове». Я буду кидать вам мяч, и называть слово, а вы должны вернуть мне мяч, назвав первый звук в слове. Начинаем!
СЛОВА ДЛЯ ИГРЫ:
медведь, картофель, трамвай, бегемот, конфета и т. д.
Основная часть:
Ознакомление детей с темой занятия.
П - психолог: Ребята. Сегодня мы вами будем продолжать учиться составлять сказки. Для того чтобы понять, о ком у нас сегодня пойдёт сказка, попробуйте отыскать в своих песочницах сказочных персонажей.
Кто сегодня будет нашим героем и какой смайлик -эмоцию мы выберем. Выбираются и карточки для развития сюжета сказки.
Сочинение сказки самостоятельно ( в песочнице предметы посуды)
П - психолог: Кто-то из персонажей будет сердитым, с ним что-то случится, и он изменится к концу сказки в лучшую сторону.
Проводится работа по аналогии с предыдущим занятием. На данном занятии дети по очереди рассказывают свою, самостоятельно придуманную сказку. В случае затруднения их друзья помогают сформулировать предложения.
Чтение сказки детям.
П - психолог: Ребята, вставайте на ковёр. Проведём физминутку. Закройте глаза и представьте себе ясный пригожий день. Мы выходим на прогулку. Что мы там видим? Светит солнце, летят облака, растут цветы, травка, деревья стоят и шелестят своими листочками. А теперь сядьте на колени друг за другом по кругу и на спине того, кто сидит впереди вас, нарисуйте то, о чём сейчас услышали.
Дети выполняют упражнение.
Итог занятия:
П - психолог: Чем мы сегодня занимались на занятии (сочиняли сказку).
Какая у нас получилась сказка? (добрая).
Чему эта сказка учит? (добру, вежливости, взаимопомощи).
Если вам понравилось сочинять сказки, тогда мы обязательно продолжим сочинять сказки.
5. Занятие «Сказка в гости к нам пришла»
Цель: Обучение самостоятельному созданию сказки.
Задачи:
Образовательные:
-Обобщить знания о персонажах русских и зарубежных сказок;
-активизировать словарь детей;
-развивать операции мышления (анализ, обобщение).
Коррекционно-развивающие:
-развивать воображение;
-развивать логику, память, внимание;
-работать над общей и мелкой моторикой, развивать координацию движений.
Воспитательные:
-Воспитывать самостоятельность на занятии;
-воспитывать дружелюбное отношение к сверстникам;
Оборудование и наглядный материал:
Пластмассовые разносы любой формы с прокалённым песком — 8 штук; магнитная доска, магниты; фигурки и муляжи животных, резиновые игрушки, искусственные растения, картонные предметные карточки для составления плана сказки.
Ход занятия:
Организационный момент. Психологический настрой на работу. Развитие мышления.
П - психолог: Здравствуйте, ребята! Предлагаю поиграть в игру «Назови звук в слове». Я буду кидать вам мяч, и называть слово, а вы должны вернуть мне мяч, назвав последний звук в слове. Начинаем!
СЛОВА ДЛЯ ИГРЫ:
алоэ, сок, колокол, Москва, душ и т. д.
Основная часть:
Ознакомление детей с темой занятия.
П - психолог: Ребята. Сегодня мы вами будем продолжать учиться составлять сказки. Для того чтобы понять, о ком у нас сегодня пойдёт сказка, попробуйте отыскать в своих песочницах сказочных персонажей.
Кто сегодня будет нашим героем и какой смайлик - эмоцию мы выберем. Выбираются и карточки для развития сюжета сказки.
Сочинение сказки самостоятельно (в песочнице предметы посуды)
П - психолог: Кто-то из персонажей будет сердитым, с ним что-то случится, и он изменится к концу сказки в лучшую сторону.
Проводится работа по аналогии с предыдущим занятием. На данном занятии дети по очереди рассказывают свою, самостоятельно придуманную сказку. В случае затруднения их друзья помогают сформулировать предложения. Вариативность -выбрать главного героя сказки не из песочницы.
Чтение сказки детям.
Физкультминутка. ЛОГОРИТМИКА «Зайка».
- Эй, зайчонок, серый зайка, мне сыграй на балалайке! Подыграй, а я спою (дети имитируют игру на балалайке!)
- Песню лучшую мою! (движение «Буратино»)
- Зайка серый разыгрался (бьём прямыми ладошками, как на тарелочках играем)
- Зайка очень постарался (присаживаемся)
-Балалаечка звенела (имитируем игру на балалайке)
-Белка рыженькая пела (скачем, как белочки)
-Ты, устал, ну отдохни! (руки вперёд ладошками вверх)
-И опять играть начни (хлопаем в ладоши из стороны в сторону)
-Молодчина, зайка! Вот так балалайка! (хлопаем в ладоши, имитируем игру на балалайке)
Итог занятия:
П - психолог: Чем мы сегодня занимались на занятии (сочиняли сказку).
Какая у нас получилась сказка? (добрая).
Чему эта сказка учит? (добру, вежливости, взаимопомощи).
Если вам понравилось сочинять сказки, тогда мы обязательно продолжим сочинять сказки.
6. Занятие «Сказка в гости к нам пришла»
Цель: Обучать самостоятельному созданию сказки.
Задачи:
Образовательные:
-Обобщить знания о персонажах русских и зарубежных сказок;
-активизировать словарь детей;
-развивать операции мышления (анализ, обобщение).
Коррекционно-развивающие:
-развивать воображение;
-развивать логику, память, внимание;
-работать над общей и мелкой моторикой, развивать координацию движений.
Воспитательные:
-Воспитывать самостоятельность на занятии;
-воспитывать дружелюбное отношение к сверстникам;
Оборудование и наглядный материал:
Пластмассовые разносы любой формы с прокалённым песком — 8 штук; магнитная доска, магниты; фигурки и муляжи животных, резиновые игрушки, искусственные растения, картонные предметные карточки для составления плана сказки.
Ход занятия:
Организационный момент. Психологический настрой на работу. Развитие внимания.
П - психолог: Здравствуйте, ребята! Предлагаю поиграть в игру «Шумелки — хлопушки - молчалки». Когда я показываю карточку с зелёным кружком, вы начинаете качаться, как деревья в лесу, поднимая руки в стороны, как ветки и шуметь. Когда я показываю карточку с жёлтым кружком, вы начинаете хлопать руками над головой и тянетесь к жёлтому солнышку, как лучики. Когда я показываю карточку с красным кружком, вы молчите, как рыбки в воде. Начинаем!
Основная часть:
Ознакомление детей с темой занятия.
П - психолог: Ребята, сегодня мы вами будем продолжать учиться составлять сказки. Для того чтобы понять, о ком у нас сегодня пойдёт сказка, попробуйте отыскать в своих песочницах сказочных персонажей.
Кто сегодня будет нашим героем! Какой смайлик - эмоцию мы выберем. Выбираются и карточки для развития сюжета сказки.
Сочинение сказки самостоятельно.
П - психолог: Сегодня мы с вами будем придумывать сказку, в которой уже есть начало, но нет середины и конца.
Ознакомление с зачином сказки.
Жил-был пес Шарик. У Шарика была конура, где он жил. Хозяева всегда держали его на цепи, потому - что думали он злой и всех покусает. Но хозяйская девочка любила Шарика. И один раз, когда девочка подошла его погладить, он залаял и сказал человеческим голосом: - Отпусти меня на волю, хочу поискать себе друзей! Девочка удивилась, но отпустила пса. А вот, что было дальше, вы сейчас и придумаете.
Чтение сказки детям.
Физкультминутка.
Логоритмическое упражнение «Что я делал?»
В понедельник я купался, (имитация плавания)
А во вторник — рисовал (имитация рисования)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал. (двигаемся, танцуя)
А в субботу, в воскресенье (хлопаем в ладоши)
Целый день я отдыхал. (садимся на корточки, руку под щёку - засыпаем)
Итог занятия:
П - психолог: Чем мы сегодня занимались на занятии.(сочиняли сказку).
Какая у нас получилась сказка? (добрая).
Чему эта сказка учит? (добру, вежливости, взаимопомощи).
Если вам понравилось сочинять сказки, тогда мы обязательно продолжим сочинять сказки.
После работы по подгруппам мы проводили индивидуальную работу с каждым ребёнком. Занятия проводились по 20-25 мин. Использовали 2 песочницы и закопанные игрушки. В зависимости от имеющейся проблемы ребёнку предлагалась определённая задача: Главный герой боится темноты, привидения, любил драться, с ним никто не общался. В конце сказки ребёнок сам должен был найти выход из создавшейся сложной ситуации и разрешить проблему, которая изначально была у главного героя.
Заключительный этап:
На этом этапе мы проанализировали уровень психологических трудностей у детей, исходя из их творческой деятельности.
Основные способы коррекции детских психологических трудностей данной группы:
· работа п-психолога по коррекции эмоционально-волевой сферы на подгрупповых и индивидуальных занятиях;
· совместная игровая деятельность детей;
· совместное планирование и претворение в жизнь детских проектов — проектная деятельность (аппликации, коллективные панно, рисунки);
· творческие игры;
· беседы и консультации с родителями;
· мероприятия в детском саду с привлечением родителей.
После проведённой коррекционной работы уже через несколько месяцев были отмечены значительные перемены в эмоциональной сфере детей: они стали общительными, дружелюбными, отзывчивыми, жизнерадостными.
При создании сказок было отмечено повышение уровня речевого развития.
Выводы:
Работа над проектом продемонстрировала хорошую результативность в совершенствовании связной речи и коррекции эмоционально — волевой сферы воспитанников в процессе решения их психологических проблем.
Дети нуждаются в творчестве, с удовольствием занимаются сочинительством сказок. Метод сказкотерапии можно применять педагогам без использования песочницы.
С помощью данного метода можно разнообразить занятия учителя - логопеда, педагога - психолога и воспитателя. Данный метод предоставляет детям простор для фантазии, делает их жизнь насыщенную эмоционально яркими переживаниями.
Список литературы:
· Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., Педагогика, 1986г.
· Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Основы сказкотерапии.
· КряжеваН.Л. Развитие эмоционального мира детей. М., 1997г.
· Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации / Под ред. А.В. Можейко. - М: ТЦ Сфера, 2009.(Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (3).
· Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М.:Генезис, 2011г.
· Эсаулова Е.Сказки, созданные детьми. М.: Линка - Пресс, 20016.
Приложение
Практические материалы (сказки, созданные детьми);
Фотолист занятий.
Перспективный план работы над проектом
№ п/п |
Формы работы |
Задачи |
Участники Дата |
Дата |
||
Подготовительный этап |
||||||
1. |
Создание проектной творческой группы |
|
Дети, педагог – психолог |
|
||
2. |
Определение темы, целей, задач, содержание проекта, срок реализации, прогнозирование результата |
|
Родители, дети, педагог - психолог |
|
||
3. |
Составление плана работы над проектом |
Определить последовательность мероприятий для достижения результата |
Педагог-психолог |
|
||
4. |
Подбор диагностического инструментария, методической литературы. (Игры и упражнения на формирование умения выражать эмоции; игры и упражнения на саморегуляцию и снятие психоэмоционального напряжения; игры и упражнения на формирование социально приемлемых способов выражения эмоций.) |
Систематизировать знания по теме проекта |
Педагог - психолог |
|
||
5. |
Создание условий для эмоционального и познавательного развития детей. |
Подготовить предметно – развивающую среду. |
Педагог - психолог |
|
||
6. |
Подбор печатной консультации по теме проекта «Детская тревожность».
|
Заинтересовать темой проекта. |
Педагог - психолог |
|
||
7. |
Диагностика психоэмоциональных особенностей воспитанников. Тест на определение тревожных состояний Тэммэл, Дорки, Амен, проективный рисуночный тест «Рисунок семьи». |
Сформировать группу детей, нуждающихся в коррекции для реализации проекта. |
Педагог – психолог. |
|
||
Основной этап |
||||||
1. |
Цикл из 6 занятий по подгруппам с использованием методики песочной сказкотерапии. (8 человек, время 30-35 мин, 8 мини - песочниц, по 6 - 8 игрушек в каждой песочнице).
|
Повысить уровень эмоционального развития детей; учить рефлексии собственных эмоциональных переживаний; развивать связную речь; познавательные процессы, творчество. |
Дети, педагог – психолог. |
|
||
2. |
Индивидуальная работа с каждым ребёнком. |
Учить детей рефлексии. |
Дети, педагог – психолог. |
|
||
3. |
Консультация для родителей «Песочные игры». |
Повысить психолого- педагогическую компетентность у родителей. |
Педагог – психолог, родители. |
|
||
4. |
Домашнее задание «Нарисуй рисунок к песочной сказке» |
Визуализация практического опыта. |
Дети, родители |
|
||
Заключительный этап |
||||||
1. |
Повторная диагностика на наличие тревожных состояний у детей. |
Проанализировать эффективность работы педагога – психолога по результатам работы в проекте. |
Дети, педагог – психолог. |
|
||
2. |
Создание продукта проектной деятельности (альбом детских авторских сказок «Песочные сказки»). |
Систематизировать полученный опыт. |
Педагог – психолог. |
|
||
Работа с родителями |
||||||
1. |
Совместное создание (ребёнок – родитель) рисунка по песочной сказке, придуманной ребёнком на занятии. |
В процессе работы над проектом. |
||||
2. |
Консультации по теме проекта. |
В течение работы над проектом. |
||||
3. |
Индивидуальные консультации по результатам психодиагностического обследования |
В процессе работы над проектом. |
||||
Приложение
СКАЗКИ СОЗДАННЫЕ ДЕТЬМИ
Жил-был дельфин. Он жил в подводном замке. В глубине моря всегда светило солнце. На дне моря дельфин собирал ракушки, играл с морскими мальками. Но вот на замок напали акулы. они были зубастые, злые; завязалось сражение. Акулы хотели захватить дворец и сделать подводное царство злым. Дельфин, как мог, сражался, но чувствовал, что силы его на исходе. Он догадался позвать на помощь. Дельфин пронзительно засвистел. И вот из морских глубин на помощь приплыли большие киты! Маленькие акулы испугались больших китов и уплыли. Дельфин подружился с китами. Теперь киты охраняют подводное царство, а дельфин понял, что в любой беде спасут друзья!
Жила-была принцесса овечка. Звали её «Блум». Она жила в замке. Она была феей. У неё была волшебная палочка. Она умела колдовать только добро. Фея летала по волшебной стране и делала всем чудеса. Она всегда видела, кому было плохо, опускалась и колдовала. Кому-то конфетку, кому-то яблочко. От этого маленького волшебства всем в королевстве становилось весело. Как приятно делать добрые дела!
Жил-был Пятачок. Он жил в простом домике. Как-то раз на домик Пятачка напал волк. Он узнал, что Пятачок живёт совсем один. Злой волк захотел съесть Пятачка! Волк хотел сдуть домик. Он дул изо всех сил. Домик начал шататься. Пятачок сильно, сильно испугался. Но он вспомнил про своего друга Винни-Пуха. Из окна стал звать его. Но Винни-Пух был в гостях у своего друга медведя и з сказки «Маша и медведь» Услышали они крик о помощи и побежали выручать Пятачка. Миша сказал волку: растопчу и проглочу! Волк струсил и убежал. С тех пор пятачок не боится волка, он берёт пример с храброго Миши.
Жила-была обезьянка Маша. Маша потерялась! Она не знала, откуда она и где живёт! Она пошла по дороге куда глаза глядят. Странствует она по свету долго. Но вот однажды она забрела в дремучий лес! страшно стало обезьянке, ни одного знакомого в этом лесу у неё не было. Но она решила, что обязательно найдёт себе друга. Этим другом оказалась белочка. Она пригласила обезьянку Машу остаться в этом лесу и жить вместе с ней на дереве. Обезьянка Маша обрадовалась, что теперь она не одинока!
Жила-была Черепашка. Она была очень упрямая. И всегда хотела делать, что ей вздумается! Она захотела поехать на море к своему другу дельфину. Но она была ещё маленькая и знала, что одной ехатьбез родителей нельзя. Но она была упрямая. Однажды ночью она сбежала из домика по дороге, ведущей к морю. Черепашка не знала, что ночью очень страшно оставаться одной на пустой дороге. Её от страха всю трясло. И она не видела, куда надо идти. И решила пойти обратно домой, пока мама и папа её не нашли. Она решила, что не будет больше упрямиться!
Жил-был Король Лев. Он жил в замке и был очень храбрым. Никого не боялся. Но на его царство напали тигры. Они были обижены на короля Льва. Он не давал им охотиться в его королевстве. И решили его убить. Но они не знали, что у Льва была волшебная палочка. Тигры схватили Льва. Лев успел взмахнуть волшебной палочкой и тут же к нему на помощь прибежали носорог с большим рогом, бегемот, ёжик с иголками и слон с клыками. Добро победило зло. Но Добрый Лев понял, почему на него напали тигры. Он сказал им не обижаться и разрешил охотиться в его королевстве!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.