Проект по экологическому воспитанию в средней группе
«Люби и знай родной край»
Тип проекта: познавательно-творческий, исследовательский.
Участники проекта: дети средней группы, педагоги группы, родители.
Сроки проведения: две недели
Актуальность проекта.
Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь.
Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.
Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этомуспособствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т.д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.
Цель проекта: познакомить детей с природой родного края, способствовать проявлению осознанно-нравственного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста и их родителей через непосредственное общение с экосистемой, сформировать у детей умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, развивать творческое воображение, формировать экологическую культуру.
Задачи проекта:
-Дать детям представление о видах рядом растущих растений, о видах насекомых и животных родного края.
-Воспитывать бережное отношение к природе через поступки
-Познакомить с природоохранными знаками
Прогнозируемый результат:
- повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, края, охране природы
- создание в ходе проекта стенгазет, листовок и фотоальбомов
- привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей
- осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.
Этапы проекта.
Подготовительный:
– что случится, если в природе исчезнет один вид насекомых, (растений или животных?)
- Почему это может произойти?
- Как это повлияет на нас?
- Как не допустить этого?
- Чтение детской литературы, экологических сказок и просмотр презентации «Что будет, если исчезнут насекомые »
Формы детской деятельности
Рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»;
Разучивание стихов о жителях степи, о природе;
Отгадывание загадок о животных и растениях ;
Конструирование тюльпана из бумаги
Раскрашивание картинок на тему «Береги тюльпаны», «Охрана природы»
Рисование «Степь весной»
Дидактические экологические игры «Собери насекомое», «Четвертый лишний», «Один – много», «Назови ласково» и т.д.
Просмотр мультфильма, презентации
2 этап - организационно – практический
Содержание работы по экологическому воспитанию
Задача этапа: создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме;
1.Провести блок детской деятельности экологической направленности по изучению кустов, равстущих на участке.
2.Формировать навыки экологически грамотного поведения подрастающего поколения.
4.Разработать консультацию для родителей;
Методы и приемы работы с детьми по экологическому воспитанию
- беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
- дидактические игры;
- чтение литературы;
- рассматривание демонстрационного материала;
- заучивание стихов, пословиц, поговорок;
- оформление стенгазеты «Береги природу родного края!»
Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (экологический уголок).
Пополнение экологического уголка дидактическим и наглядным материалом.
Беседы:
- «Птицы родного края»
- «Санитары леса»
- «Правилах поведения в природе.»
Сочинение загадок, рассказов и сказок о степи;
Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля»https://www.youtube.com/watch?v=EEdn6igiEXo
Исследовательская деятельность на прогулке.
1. Взять лупу и рассмотреть муравья.
Обобщение: Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились. У муравья утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти. Как у всех насекомых, у муравьев есть усики- антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.
Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.
Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.
Муравьи — хищники, они уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой. Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также
барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда рыжих лесных муравьев используются как места зимних ночевок кабанами.
2. Засыпать дорожку сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.
Результат: сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Затем они успокоятся, и ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.
Объяснение:Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества - феромоны, выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае сахар, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек. Поиски еды - это только одна из многих функций феромонов. Феромоны передают сложную химическую информацию. Если ты напугаешь муравья, он сразу подаст другим муравьям сигнал, предупреждающий об опасности. При этом муравьи, находящиеся близко, по этому сигналу будут убегать, а муравьи-солдаты, находящиеся дальше, наоборот, приготовятся к нападению.
Наблюдения.
Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
Изобразительная деятельность.
Программные задачи:продолжать формировать у детей представление о живой природе; уточнить знания об охране природы; познакомить с пословицами, потешками, чистоговорками, пословицами о природе; воспитывать любовь к природе; воспитывать привычку сохранять правильную осанку во всех видах деятельности.
Художественная литература
Чтение произведения О.М. Масленниковой «Почему ёжик весну не встречает», («Экологические проекты в детском саду» О.М. Масленникова, А.А. Филлиппенко, стр. 219)Татьяна Яковлева «Сказка про хламище – окаянище»http://www.sreda-info.ru/projects/skazki.html
Игровая деятельность
Конструирование из бумаги «Тюльпан»
Дидактические игры:
1. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.
2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка) .
3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.
4. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.
Игры: «Хорошо – плохо», «Живая – неживая», «Кто - где живет», «Узнай, какой зверь», «С какого дерева лист»,«Когда это бывает? », «Посели животное», «Что было бы… », «Чей, чья, чьи? », «Я знаю 5 названий… », «Экологические цепочки»;
3 этап-заключительный.
Разработка и создание стенгазеты «Берегите природу родного края».
Итоговое мероприятие : экологический праздник «День степи»
Фотовыставка
Работа с родителями:
-Консультация «Учите детей любить природу»!
-Участие вэкологическом празднике
Сценарий экологического праздника «БЕРЕГИТЕ СТЕПЬ»
Воспитатели: Харцхаева Т.И.
Убушаева С.В,
Музыкальный руководитель Зубков О.Е.
Цель: Продолжать знакомить детей с обитателями и растениями степи. Развивать творчество, любознательность, память, внимание, исследовательские навыки.
Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Материал и оборудование: стенгазета «Берегите степь!», выставка рисунков детей и родителей «Берегите природу», картинки животных и растений Калмыкии, USB-носитель с записями песен для праздника
Ход праздника
Воспитатель: Дорогие ребята! Каждый день мы обнаруживаем вокруг себя что-то новое. Можно не замечать этого, а можно задуматься обо всём, что видишь вокруг. И тогда вы все полюбите красоту родной степи особенной любовью. Давайте уточним чтоже такое степь?
. Степь - как море! Ранней весной это море разноцветное - зеленое, желтое, красное, голубое; а когда загустеют белые ковыли – станет степь серебристой. И потекут по серебристой равнине волны степного ветра и темные тени светлых облаков.
Степь
калмыцкая весной
Как зеленый океан.
Словно в дымке голубой
В ней качается тюльпан.
Изо
всех своих силенок
Жаворонок песни льет,
Словно маленький ягненок,
В небе облачко плывет.
. (Г.Кукарека).
Воспитатель: Раз в степи много трав, то должны быть и животные, жизнь которых связана с травами.
- Кто в степи у нас живёт?
- Мышка, суслик, заяц, крот,
А ещё в степи живут
И корова и верблюд…
-Нет названиям конца?
- Есть сайгак, и есть овца.
- Всех, кто есть, не перечесть?
- Есть кабан, и лошадь есть.
- Что же, папа, ты умолк?
- Есть лиса, и даже волк…
- Кто ещё живёт, скажи!
- Есть и змеи, и ужи…
Мы с тобой уже устали,
Но не всех пересчитали.
(Е.Мазуркевич)
Воспитатель:Отгадайте загадку.
1) Выходя из норки в степь
Буду столбиком стоять.
И прерывисто свистеть,
На заре весну встречать (суслик).
У калмыков говорят: «Если суслик из норы вылез и засвистел, значит весна пришла.
Песня «Хавр»
Хорошо
в степи весной
Травы светятся росой,
Пахнет мятой ветерок,
Пахнет медом тонконог
Вышли
суслики из норок,
Дружно встали на пригорок.
Очень нравится им, как
Пахнут клевер и типчак.
. (Г.Кукарека).
Воспитатель: Отгадайте загадки.
2) Знай, две пары ног имею,
В норке целый день я сплю.
Солнце сядет и стемнеет…
В ночь охотиться люблю (тушканчик)
Тушканчика называют земляным зайцем, потому, что похож на зайца, а «земляной»потому, что живет под землей и только по ночам выходит из норы пастись и бегать.
4) Как колючий колобок
В этом домике зверёк
Его в руки не возьмёшь
Потому что это —
(Ёж)
Песня «Зара»
Воспитатель: Всех этих животных называют грызунами. Питаются они травами и семенами, живут в норах под землей, потому, что там не жарко летом и тепло зимой, а нора – надежное убежище от хищников. Живут в степи и более крупные животные.
4) С ветром мчусь я наравне
По родной стороне.
Пронесусь я без оглядки,
Пахнет воздух пылью сладкой (сайгак)
Сайгаки – это степные антилопы. Они всю жизнь переходят с места на место. Раньше сайгаков на земле было много, но люди их отстреливали на мясо. Сейчас запретили на них охоту. Сайгаки занесены в Красную книгу.
У сайгака нос горбатый
А вот ноги тонковаты
Как промчится по степи-
Только рожки и видны.
Дети, послушайте стихотворение калмыцкого поэта Григория Кукарека –
«Сайгачонок на руках»
Словно маленьких ребят,
Берегите сайгачат.
Если ранен сайгачонок,
Выбился он из силенок,
Мать в просторах потерял,
От товарищей отстал,-
Заберите в теплый дом,
Напоите молочком,
От собак оберегайте,
Со двора не выпускайте.
А когда он подрастет,-
Пусть в родную степь уйдет.
. Загадки о птицах.
1) Раскинув крылья я парю -
В безмерной вышине.
На жертву камнем упаду,
Прижав когтем к земле (орел)
Воспитатель: А почему мы называем орла хозяином степи?
Дети отвечают, потому что он летает выше всех и всё видит. Его боятся мелкие грызуны.
Совсем недавно орлы были занесены в Красную книгу Калмыкии.
Игра «Птички»
Звучит фонограмма с записью голосов птиц.
Воспитатель: Чьи голоса вы слышали?
2) Глянь-ка, беленькая птица
Долго над рекой кружится,
Низко у воды летает,
Клювом рыбу забирает (чайка)
3) Любит гнездиться в болотных местах,
Поутру громко курлычет,
Серая птица на длинных ногах
Вдаль собираясь, птиц кличет
(журавль)
5) Она под крышами живет,
Гнездо своё из глины вьет,
Целый день суетится,
На землю не садится,
Высоко в облаках летает,
Мошек на лету поедает,
В черном фраке лапочка,
А зовется ?… (Ласточка)
Много растений растут в степи, но самым главным чудом степи всё же является Тюльпан…
Идет
весна калмыцкой степью,
Как обновленья благодать,
Зеленому великолепью
Конца и края не видать.
По всем
равнинным перекатам,
До горизонта, там и тут,
Наполнив воздух ароматом,
Тюльпаны радугой цветут. (Г.Кукарека).
Песня «Тюльпанчик»
Каждый год в Калмыкии проходит Фестиваль тюльпанов. Тюльпан является исчезающим видом растений и занесён в Красную книгу. Берегите же степное чудо!
Друзья,
родства живые души,
Ищите в мире красоты
И, как любовь свою, храните
Тюльпаны – дикие цветы! ( Д.Кугультинов)
вОСПИТАТЕЛЬ: пРАЗДНИК ОВедущий. Идёшь по степи, не трогай зверей!
Не рви зря цветы, не бей лебедей!
Ты все сохрани, что нужно беречь!
Всю нашу природу нужно сберечь!
ДЕНЬ степи был учрежден Законом РК в 2015 году. Новая праздничная дата, безусловно, будет способствовать комплексной работе по сохранению степи, ее природно-ресурсного потенциала. А сейчас ребята расскажут как надо вести себя в степи на природе.
Дети показывают природоохранные знаки и рассказывают о них.
«Песня о родном крае»
Берегите степь
Берегите степь родную
Берегите для себя
Потому что степь родная
Исцеляет на века.
Я хочу, чтоб степь жила,
Чтобы каждый год цвела,
Чтоб
смотря на степь родную
Веселилась детвора
Вручение детям медалей «Юный эколог»
Литература:
1.Стихи калмыцких поэтов о степи и природе.
2.Загадки о животных степи из разных источников.
3.Журнал «Байр» за 2015-2019г.г.
4. Интернет-ресурсы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.