Проект по экспериментально-исследовательской деятельности "Летние приключения"
Оценка 4.9

Проект по экспериментально-исследовательской деятельности "Летние приключения"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
окружающий мир
Детсад
04.10.2021
Проект по экспериментально-исследовательской деятельности "Летние приключения"
Материал предназначен для организации работы с детьми в летний период
проект Вихарева детский сад Солнышко.doc

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Солнышко»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект  по экспериментально - исследовательской деятельности

"Летние приключения"

 

 

 

                                                                   

 

                                                                        Подготовила: воспитатель

                                                                        Вихарева Оксана Вячеславовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ветлуга

 

Проект  по экспериментально - исследовательской деятельности

"Летние приключения"

 

Вид проекта: познавательно – игровой.

Срок реализации: среднесрочный (май - август 2020г.) 

Состав участников:  воспитатель, дети старшей группы и их родители.

 

Актуальность

     Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления.  Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

     3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

     ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

     Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

     Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

 

Проблема

     Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира детьми является экспериментально-исследовательская деятельность. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим способом познания мира. 

     В реальной же действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

 

Цель проекта

     Расширять знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность

 

Задачи проекта

·       Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

·       Знакомить с различными свойствами веществ.

·       Развивать представления о некоторых факторах среды, об основных физических явлениях.

·       Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

·       Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.

·       Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы

для решения познавательных задач.

·       Воспитывать любознательность, активность.

·       Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей. 

 

    Для реализации проекта  используются  следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

     1. С детьми:

·       опыты, эксперименты

·       экспериментирование на прогулке

·       индивидуальная работа с детьми

·       самостоятельная экспериментальная деятельность

·       дидактические игры

·       подвижные игры

·       труд в природе и в уголке природы

·       чтение художественной литературы

·       беседы

·       просмотр презентаций, мультфильмов.

    

     2. С родителями:

·       Консультация

·       Буклеты, памятки

·       Беседы

 

Предполагаемые результаты:

     Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

 

Материалы и оборудование:

     Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий.

     Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.

 

Этапы реализации проекта

     1. Организационно – диагностический этап (май 2020г.)

·       Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.

·       Разработка перспективного плана работы с детьми и родителями.

·       Организация предметно – развивающей среды

·       Оформление консультативного материала для родителей

    

     2. Практический этап (июнь - 1-2 недели августа)

     Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями в форме игры-путешествия по стране Удивляндии с маленьким  Почемучкой.

    

     3. Заключительный этап (3-4 недели августа)

     Создание лэпбука по экспериментированию совместно с детьми, оформление результатов проекта в виде презентации и фотооотчета.

 

 

 

Литература

1.Дыбина О. В.  "Ребёнок в мире поиска";                                                                                                                                                                                           2.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);                                                                                                                                                                                                     3. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»;                                                                                                                                                                                      4.Иванова А.И.«Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».                                              

5 .Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.                                                                                                                                              6.Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. – 128 с.                                                                                                         7. Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Перспективное планирование работы с детьми и родителями

 

«Экспериментирование с песком - Песочный город»

Тема

Цели

Движение песка

Закрепить знания детей о свойствах песка.

Ветер и песок

Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком

Чей след

Формировать умение оставлять следы на песке, выяснить, на каком песке это лучше делать – сухом или мокром

Другие виды деятельности:

Постройки из песка на участке

«Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги)                    

Работа с родителями:

Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников»

 Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию"

«Экспериментирование с воздухом - станция Воздушная»

Тема

Цели

Почему кораблики не плывут

Обнаружить воздух, образовать ветер

Вдох – выдох

Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Муха – цокотуха

Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых.

Пузырьки-спасатели

Выявить, что воздух легче воды и имеет силу

Другие виды деятельности:

Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме

Ручной труд «Смешарики» (нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью воздушного шара) 

«Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку)

Рисование мыльными пузырями

Работа с родителями:

Придумать с родителями сказку «О воздухе» 

Консультация «Соблюдение правил безопасности

«Экспериментирование с водой - Подводная деревня»

Тема

Цели

Разноцветная вода

Знакомить детей с водой, с тем, что она бывает чистая, прозрачная, но ее можно сделать цветной, непрозрачной

Рыбалка

Закрепить знания о свойствах воды

Предметы впитывают воду

Формирование представления о свойствах предметов впитывать воду

Сказка о камешке

На примере опыта показать, что предметы могут быть легкими и тяжелыми

Другие виды деятельности:

«Волшебная вода» («Красочные брызги»)

«Путешествие капельки» (рисование по-мокрому). 

Работа с родителями:

Консультация для родителей по экспериментированию с водой, предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома

"Экспериментирование со светом - город Солнышка"

Тема

Цели

Солнечный зайчик

Познакомить с естественным источником света - солнцем

Что-то в коробке

Познакомить со значением света и его источниками

Радуга

Показать, что свет состоит из разных цветов

Другие виды деятельности:

Беседа: «О пользе и вреде солнечных лучей», «Что такое загар»

Пускание солнечных зайчиков

Создание калейдоскопа

Работа с родителями:

Буклет «Экспериментируем дома», познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми Создание альбома: «Наши открытия»

 

«Экспериментирование с объектами живой природы - лес Приключений»

 

Тема

Цели

Как дышат растения

Определить, что все части растения участвуют в дыхании

Для чего корешки

Уточнить функцию корней растения

Свет и тень

Уточнить необходимость света для роста растений

Другие виды деятельности:  

«Чудо-дерево» (оттиск корой)

Беседовать с детьми о растениях, уходе за ними. Что необходимо для их роста

Закреплять знания классификации растений (трава, кусты, деревья, цветы)

Работа с родителями:

Памятка: «Береги лес!»

Фотовыставка: «Как мы экспериментируем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Солнышко»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Солнышко»

Летние приключения" Вид проекта : познавательно – игровой

Летние приключения" Вид проекта : познавательно – игровой

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира детьми является экспериментально-исследовательская деятельность

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира детьми является экспериментально-исследовательская деятельность

С родителями : · Консультация ·

С родителями : · Консультация ·

Дыбина О. В. "Ребёнок в мире поиска"; 2

Дыбина О. В. "Ребёнок в мире поиска"; 2

Перспективное планирование работы с детьми и родителями «Экспериментирование с песком -

Перспективное планирование работы с детьми и родителями «Экспериментирование с песком -

Работа с родителями :

Работа с родителями :

Экспериментирование с объектами живой природы - лес

Экспериментирование с объектами живой природы - лес
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2021