Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 «Солнышко»
Проект по экспериментально - исследовательской деятельности
"Летние приключения"
Подготовила: воспитатель
Вихарева Оксана Вячеславовна
Ветлуга
Проект по экспериментально - исследовательской деятельности
"Летние приключения"
Вид проекта: познавательно – игровой.
Срок реализации: среднесрочный (май - август 2020г.)
Состав участников: воспитатель, дети старшей группы и их родители.
Актуальность
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Проблема
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира детьми является экспериментально-исследовательская деятельность. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим способом познания мира.
В реальной же действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Цель проекта
Расширять знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность
Задачи проекта
· Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
· Знакомить с различными свойствами веществ.
· Развивать представления о некоторых факторах среды, об основных физических явлениях.
· Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
· Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
· Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы
для решения познавательных задач.
· Воспитывать любознательность, активность.
· Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.
Для реализации проекта используются следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
1. С детьми:
· опыты, эксперименты
· экспериментирование на прогулке
· индивидуальная работа с детьми
· самостоятельная экспериментальная деятельность
· дидактические игры
· подвижные игры
· труд в природе и в уголке природы
· чтение художественной литературы
· беседы
· просмотр презентаций, мультфильмов.
2. С родителями:
· Консультация
· Буклеты, памятки
· Беседы
Предполагаемые результаты:
Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Материалы и оборудование:
Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий.
Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.
Этапы реализации проекта
1. Организационно – диагностический этап (май 2020г.)
· Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
· Разработка перспективного плана работы с детьми и родителями.
· Организация предметно – развивающей среды
· Оформление консультативного материала для родителей
2. Практический этап (июнь - 1-2 недели августа)
Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями в форме игры-путешествия по стране Удивляндии с маленьким Почемучкой.
3. Заключительный этап (3-4 недели августа)
Создание лэпбука по экспериментированию совместно с детьми, оформление результатов проекта в виде презентации и фотооотчета.
Литература
1.Дыбина О. В. "Ребёнок в мире поиска"; 2.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников); 3. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»; 4.Иванова А.И.«Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
5 .Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с. 6.Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. – 128 с. 7. Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;
Приложение
Перспективное планирование работы с детьми и родителями
«Экспериментирование с песком - Песочный город» |
|
Тема |
Цели |
Движение песка |
Закрепить знания детей о свойствах песка. |
Ветер и песок |
Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком |
Чей след |
Формировать умение оставлять следы на песке, выяснить, на каком песке это лучше делать – сухом или мокром |
Другие виды деятельности: Постройки из песка на участке «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги) |
|
Работа с родителями: Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников» Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию" |
|
«Экспериментирование с воздухом - станция Воздушная» |
|
Тема |
Цели |
Почему кораблики не плывут |
Обнаружить воздух, образовать ветер |
Вдох – выдох |
Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. |
Муха – цокотуха |
Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых. |
Пузырьки-спасатели |
Выявить, что воздух легче воды и имеет силу |
Другие виды деятельности: Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме Ручной труд «Смешарики» (нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью воздушного шара) «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку) Рисование мыльными пузырями |
|
Работа с родителями: Придумать с родителями сказку «О воздухе» Консультация «Соблюдение правил безопасности |
|
«Экспериментирование с водой - Подводная деревня» |
|
Тема |
Цели |
Разноцветная вода |
Знакомить детей с водой, с тем, что она бывает чистая, прозрачная, но ее можно сделать цветной, непрозрачной |
Рыбалка |
Закрепить знания о свойствах воды |
Предметы впитывают воду |
Формирование представления о свойствах предметов впитывать воду |
Сказка о камешке |
На примере опыта показать, что предметы могут быть легкими и тяжелыми |
Другие виды деятельности: «Волшебная вода» («Красочные брызги») «Путешествие капельки» (рисование по-мокрому). |
|
Работа с родителями: Консультация для родителей по экспериментированию с водой, предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома |
|
"Экспериментирование со светом - город Солнышка" |
|
Тема |
Цели |
Солнечный зайчик |
Познакомить с естественным источником света - солнцем |
Что-то в коробке |
Познакомить со значением света и его источниками |
Радуга |
Показать, что свет состоит из разных цветов |
Другие виды деятельности: Беседа: «О пользе и вреде солнечных лучей», «Что такое загар» Пускание солнечных зайчиков Создание калейдоскопа |
|
Работа с родителями: Буклет «Экспериментируем дома», познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми Создание альбома: «Наши открытия» |
|
«Экспериментирование с объектами живой природы - лес Приключений»
|
|
Тема |
Цели |
Как дышат растения |
Определить, что все части растения участвуют в дыхании |
Для чего корешки |
Уточнить функцию корней растения |
Свет и тень |
Уточнить необходимость света для роста растений |
Другие виды деятельности: «Чудо-дерево» (оттиск корой) Беседовать с детьми о растениях, уходе за ними. Что необходимо для их роста Закреплять знания классификации растений (трава, кусты, деревья, цветы) |
|
Работа с родителями: Памятка: «Береги лес!» Фотовыставка: «Как мы экспериментируем |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.