Урок окружающего мира в 3 классе
Тема: «Почва и ее свойства»
По учебнику О.Т. Поглазовой «Окружающий мир», УМК «Гармония»
Учитель: Сахарова Л.Е., МОУ «Средняя школа № 8» г.Сергиев Посад
Уважаемые коллеги, во время просмотра презентации рекомендуется включить звук, так как в ней есть запись «сообщения ученого крота».
Цели и задачи:
- познакомить детей с понятием «почва», с составом почвы и ее главным отличием от горной породы – плодородием;
- продолжить формирование умений работать с научным текстом и схемами;
- делать выводы на основе проведенных опытов;
- воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе.
Оборудование: учебник - тетрадь Поглазовой О.Т. (3 кл.), ручки, цветные карандаши, карточки со словами «Земля», «земля», образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло лабораторное, спиртовка, штатив, фильтр, воронка, сковорода, спички, презентация «Почва», проектор, компьютер.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- Расскажите все, что узнали о воде.
- Как можно очистить воду от нерастворенных в ней веществ?
- Как получить из соленой воды пресную?
- Почему море не переполняется, приняв многие реки?
Работа с диском «Мир природы» (круговорот воды в природе).
3. Физминутка.
4. Работа по новой теме.
1) Чтение стихотворения на стр. 29
Сказала лопата:
- Земля, чтобы рыть.
Ботинки сказали:
- Земля, чтоб ходить.
А люди сказали:
- земля, чтобы жить. Слайд 1.
2) Ответы на вопросы:
- Как вы понимаете слова «Земля» и «земля»? После высказываний слайд 2.
- Почему так сказали люди о земле?
- Что сказали бы о земле растения и животные?
3) – Какие условия нужны, чтобы росли растения, жили животные и могли поселиться на земле люди?
- Всякая ли суша становится местом обитания растений, животных и человека?
Слайд 3.
Вывод: одним из главных условий является наличие в этих местах почвы.
Слайд 4.
- Везде ли на Земле есть почвенный слой? + Вывод. (после высказываний)
- Сможете ли вы назвать признак того, что в данном месте есть слой почвы?
(Там растут растения)
4) Сообщение ученого крота. Работа с текстом на стр. 29. Слайды 5 – 13
- Отметьте в тексте, что могут изучать почвоведы.
5. Физминутка.
6. Практическая работа.
- Сегодня на уроке мы будем учёными - исследователями. Что же мы будем исследовать? Для чего?
Опыт 1.
Положите в стакан с водой небольшой комок почвы. Наблюдайте, что происходит. Зарисуйте результат опыта и сделайте вывод. Запишите его в тетрадь.
Вывод: в почве есть воздух. Слайд 14.
Опыт 2.
Размешайте почву в стакане. Дайте воде успокоиться. Наблюдайте, каким стал цвет воды, что осело на дне стакана.
Зарисуйте, что наблюдаете и сделайте вывод.
Вывод: в почве есть песок и глина. Слайд 15.
Опыт 3. Выполняет учитель.
Положим на сковородку немного почвы и нагреем ее. Что появилось на холодном стекле, помещенном над почвой? Сделайте вывод.
Вывод: в почве есть вода. Слайд 16.
Опыт 4. Выполняет учитель.
Продолжим прокаливать почву. Проследите за появлением дыма с запахом. Что может гореть?
(Остатки растительных и животных организмов)
Опыт 5.
Насыплем остатки прокаленной почвы в стакан с водой и попробуем растворить ее.
Профильтруем воду, нальем немного на стекло и дадим ей высохнуть.
- Как называется этот процесс?
- Что останется на стекле после испарения воды?
- Подумайте, что растворилось в воде и осталось на стекле после ее выпаривания?
- Зарисуйте результаты опыта и сделайте выводы.
Вывод: в почве есть органические и минеральные вещества. Слайд 17.
7. Подведение итогов.
- По результатам опытов заполните схему. Слайд 18. + проверка
8. Рефлексия.
- Легко ли вы справлялись с заданиями?
- В чём вы испытывали затруднения?
- С каким настроением вы работали?
- Что расскажите дома о почве?
9. Домашнее задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.