Конспект урока "Превращения круговорот воды в природе"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

урок окружающий мир
Иконка файла материала Круговорот воды в природе.docx

Этапы урока

Деятельность учителя

Слайды

Организационный момент

   Мы снова на пути к новым знаниям.

О чём же мы будем говорить? Слушаем шум воды….    

Что вы услышали?       

 

1

Создание ситуации успеха. Целеполагание

Правила работы в группе

 

Актуализация знаний.

Исследуя воду на предыдущем уроке, мы узнали много её свойств.

1.      Задание 1: Тест «Свойства воды»

Вода – жидкость белого цвета

Вода - растворитель

При нагревании вода сжимается

Вода –  хороший проводник тепла и холода

Вода не имеет запаха

При охлаждении вода сжимается

Вода – прозрачная жидкость

При нагревании вода расширяется

Вода имеет запах

Вода бесцветная жидкость

  1. Какое свойство воды позволяет человеку пить сладкий чай? ________________
  2. Благодаря этому свойству воды на земле есть реки?              ______________
  3. О каком свойстве воды мы говорим, когда видим в стакане опущенную ложку?_______________________________________

 

-Работу закончили.

Молодцы.  Ребята, а теперь   запишите , что вы уже знаете о воде в колонку «Знаем».

- Давайте посмотрим, что вы записали в свои таблицы.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Первичная      рефлексия, самооценка

 

 

 

Изучение нового материла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка знаний

- Карта урока

Таблица №1

 

Задание 2: Фенологическая задача.

Феноло́гия (от греч. φαινόμενα — явления) — система знаний и совокупность сведений о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки.

          

       Я и туча, и туман,

        И ручей, и океан

        И летаю, и бегу

        И стеклянной быть могу.

 

-О чём же эта загадка?

Почему приготовил именно эту загадку?

А   что она именно   хотела рассказать о воде?

В каком состоянии вода может быть в природе? (твёрдом,жидком,газообразном)

Задание: разложите слова в зависимости от состояния воды в природе

Как вы думаете,  каким сложным словом можно назвать этот процесс.

Изменение свойств воды , как можно по- другому назвать.

 

- Сегодня мы познакомимся с еще одним удивительным процессом в природе, который очень важен для всего живого на Земле: для растений, животных, для человека, а значит – для каждого из нас. Вы попробуете сами угадать название этого процесса после того, как мы поговорим о том, как он протекает в природе .

Как назовём тему нашего урока?

«Превращения и круговорот воды»

 

 

 

 

 

 

5,6,7,8

Открытие новых знаний. Демонстрация опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

  Нагреем воду   спиртовкой. Спиртовка- это горелка.

 Что происходит с водой?

Вода нагревается и под действием высокой температуры из жидкого состояния переходит в…(Газообразное, т.е. становится паром)

Тёплый воздух легче холодного, поэтому поднимается вверх.

Поставим над поднимающимся паром холодное стекло.

 

Что происходит? ( остывая вода превращается снова в жидкое состояние, собираются капельки.)

 Достигая холодного стекла капли охлаждаются – этот процесс получил  название конденсация.

 

-Мелкие капельки стекаются в более крупные и что же с ними происходит (капельки воды увеличиваются, отрываются и падают)

 

Сделайте вывод. ( Мы увидели, что вода нагрелась, стала испаряться, т.е. превращаться в пар. Пар от соприкосновения с холодным стеклом снова превратился в воду. Получился круговорот.)

 

 - Ребята,   а  как вы думаете, в природе может такое быть?

 

Вывод: также происходит и в природе, только за более длительный промежуток времени.

 

 

А теперь надо немного размяться. Встаньте. Сейчас мы поиграем   в игру «Превращения воды»

 Сам туман — ЖИДКОЕ состояние воды, а не газообразное, потому что туман — мелкие капельки воды.
Кстати, вода в газообразном состоянии называется:
до + 365° паром
выше + 365° водяным газом.
Чистый водяной пар (без капелек воды) — совсем прозрачный и невидимый. Его можно наблюдать (вернее не наблюдать) непосредственно над носиком чайника. Выше носика чайника на 2 - 3 см пар уже смешивается с мельчайшими капельками воды (туманом) , и становится от этого видимым. Ещё выше туман опять испаряется, и пар пропадает.
В морозный день туман может быть и твёрдым — состоящим из ледяных кристалликов.

    Облако, лужа,  дождь,  туман,  пар, град, иней, снег.

    Молодцы, вы справились. Садитесь на свои места.

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

12

Работа в группе

 

А сейчас   поработаем в группах, давайте сделаем модель круговорота воды в природе. 

 

Ребята посмотрите, работы были разные, а к результату мы пришли к одинаковому.

Какой можно сделать вывод, посмотрев на эти рисунки?

(Мы увидели, что вода постоянно совершает круговорот, испаряется с поверхности земли, в виде дождя и снега возвращается на землю)

- А теперь оценим работу своей группы. Лист самооценки лежит у вас на столах.  

          Лист самооценки.

  1. Выполнение этой работы нам понравилась - синяя капелька.

2.                             Это задание нам показалось трудным –зелёная капелька.

3.                             Работа не получилась   - красная капелька.

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест«Проверим себя»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия деятельности на уроке

 

 

   

 

 -  Расскажем о путешествии капельки .

  «Жила Капелька когда-то в большом океане. Но жила  не одна, вместе с ней жили  сестра и братья, их было очень много. 

Однажды в жаркий день они  так разыгрались, что одна капелька оторвалась от своих братьев и сестер, стала легкой и полетела вверх.

Летела она , летела и на своем пути    стала встречать своих братьев и сестер. Их уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Они начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться. И они превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз.

Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море, а некоторые просачиваются

под землю и грунтовые воды несут их обратно в моря и океаны.

  И приземлилась Капля в речку, и снова встретила там своих родных, ей понравилось путешествовать,  она  все время ждала, когда же такой момент наступит снова»

 

-Вспомним все этапы круговорота воды в природе.

-Скажите, что произошло  с каплей в жаркий день?(испарилась)

Это какое состояние воды? (газообразное)

- Найди    соответствующие карточки и прикрепи  к доске.

 

газообразное              ИСПАРЕНИЕ                                                  

 

- Когда капля с тёплой поверхности поднялась наверх, подул холодный ветер, капли начали прижиматься друг к другу, чтобы согреться , превратились в большую  каплю

-Это какое состояние воды? (жидкое)

-Как  называется превращение газообразного состояния воды  в жидкое?

Прикрепи нужные карточки.

жидкое         КОНДЕНСАЦИЯ 

                                               

-

- В виде чего выпали на землю капли? (в виде осадков)

-Какие  бывают  осадки?

-Какие  вы карточки прикрепили?

твёрдоежидкое        ОСАДКИ                                                               

                                    

 

- В конце она мечтала, чтобы снова наступил жаркий день и опять можно было попутешествовать. Путешествия в жаркий день, что произойдёт снова с капелькой? (испарится)

-  И превратится снова во что? (в газообразное состояние)

В какое состояние она хотела снова превратиться?

газообразное     ИСПАРЕНИЕ 

                                      

Значит, что произошло  с водой в природе?

(круговорот воды в природе)

-Какие факторы повлияли на это превращение?(холод и тепло)

 

 

 

А теперь давайте проверим, что вы узнали и запомнили на этом уроке?  Тест «Проверим себя»

    Вам нужно соединить стрелками названия процессов.

испарение воды                                  превращение воды в лёд

замерзание воды                                превращение пара в воду

таяние льда                                         превращение воды в пар

конденсация пара                              превращение льда в воду   

 

Поменяйтесь листочками.   Оцените работу своего соседа.

 –  4 правильных ответ- это «5»

-3 правильных ответа- это «4», если 2 ответа верно-, то «3», у кого «2», им дадим возможность ответить на следующем уроке.

 

О каких трех состояниях воды вы узнали? (Вода в природе бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном)

 

Где можем наблюдать воду в твёрдом состоянии  .

  В холодных морях встречаются ледяные горы – айсберги. Это огромные куски льда, которые откололись от ледников Арктики и Антарктиды. Айсберги бывают разной величины. Но всегда большая их часть находится под водой. Над поверхностью воды айсберги поднимаются на 70-100 метров. Лед легче воды, поэтому айсберги плавают в морях и океанах. Под лучами солнца они медленно тают. Айсберги опасны для кораблей.

- Айсберг-это какое состояние воды? (твёрдое)

 

-Роса-  это какое состояние воды? (жидкое)

Где можно встретить воду в газообразном состоянии   расскажет Егор  . (Сообщение подготовленного ученика, на   картинка с изображением тумана)

 

Что такое туман?

Днем над рекой воздух нагрелся,    и в нем собралось много водяного пара.  И когда вечером воздух   остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над рекой появился туман. Будто облако легло на землю.   

Туман может быть и в   городе и в деревне – везде, если теплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет. Туман иногда бывает такой густой, что машины днем едут с включенными фарами, чтобы не столкнуться.

А пригреет солнышко, и туман исчезнет, опять растворится в воздухе.

-Туман-это какое состояние воды? (жидкое)

- А какой вывод вы сделали, прослушав рассказы ребят?

 

(вывод   Вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли , образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю)

-Ребята, давайте вернёмся к тому, что вы записали о воде в начале урока на листочках.

-Что ещё нового мы могли бы добавить и записать в графу «Что мы узнали на уроке?»  посовещайтесь в группах и допишите.

 

Где можно встретить воду в газообразном состоянии   расскажет Семён . (Сообщение подготовленного ученика, на   картинка с изображением тумана)

 

Что такое туман?

Днем над рекой воздух нагрелся,   и в нем собралось много водяного пара.  И когда вечером воздух  остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над рекой появился туман. Будто облако легло на землю.   

Туман может быть и в городе и в деревне – везде, если теплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет. Туман иногда бывает такой густой, что машины днем едут с включенными фарами, чтобы не столкнуться.

А пригреет солнышко, и туман исчезнет, опять растворится в воздухе.

-Туман-это какое состояние воды? (жидкое)

- А какой вывод вы сделали, прослушав рассказы ребят?

 

(вывод  Вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли , образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю)

-Ребята, давайте вернёмся к тому, что вы записали о воде в начале урока на листочках.

-Что ещё нового мы могли бы добавить и записать в графу «Что мы узнали на уроке?»  посовещайтесь в группах и допишите.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

Итог урока

 

 

В дневниках запишем домашнее задание. Домашнее задание будет трёх видов.

  1. Для всех ребят   в учебнике с.55-58 прочитать  и   в рабочей тетради  на с.33-34 выполнить  № 1-5.
  2. Подготовить интересную информацию «Вода в природе»
  3. Сочините сказку «Путешествие капельки»

 

 

 

 


 

Посмотрите также