Этапы урока |
Деятельность учителя |
Слайды |
Организационный момент |
Мы снова на пути к новым знаниям. О чём же мы будем говорить? Слушаем шум воды…. Что вы услышали?
|
1 |
Создание ситуации успеха. Целеполагание |
Правила работы в группе
Актуализация знаний. Исследуя воду на предыдущем уроке, мы узнали много её свойств. 1. Задание 1: Тест «Свойства воды» Вода – жидкость белого цвета Вода - растворитель При нагревании вода сжимается Вода – хороший проводник тепла и холода Вода не имеет запаха При охлаждении вода сжимается Вода – прозрачная жидкость При нагревании вода расширяется Вода имеет запах Вода бесцветная жидкость
-Работу закончили. Молодцы. Ребята, а теперь запишите , что вы уже знаете о воде в колонку «Знаем». - Давайте посмотрим, что вы записали в свои таблицы. |
2
3 |
Первичная рефлексия, самооценка
Изучение нового материла
|
Самооценка знаний - Карта урока Таблица №1
Задание 2: Фенологическая задача. Феноло́гия (от греч. φαινόμενα — явления) — система знаний и совокупность сведений о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки.
Я и туча, и туман, И ручей, и океан И летаю, и бегу И стеклянной быть могу.
-О чём же эта загадка? Почему приготовил именно эту загадку? А что она именно хотела рассказать о воде? В каком состоянии вода может быть в природе? (твёрдом,жидком,газообразном) Задание: разложите слова в зависимости от состояния воды в природе Как вы думаете, каким сложным словом можно назвать этот процесс. Изменение свойств воды , как можно по- другому назвать.
- Сегодня мы познакомимся с еще одним удивительным процессом в природе, который очень важен для всего живого на Земле: для растений, животных, для человека, а значит – для каждого из нас. Вы попробуете сами угадать название этого процесса после того, как мы поговорим о том, как он протекает в природе . Как назовём тему нашего урока? «Превращения и круговорот воды»
|
5,6,7,8 |
Открытие новых знаний. Демонстрация опыта.
Физминутка
|
Нагреем воду спиртовкой. Спиртовка- это горелка. Что происходит с водой? Вода нагревается и под действием высокой температуры из жидкого состояния переходит в…(Газообразное, т.е. становится паром) Тёплый воздух легче холодного, поэтому поднимается вверх. Поставим над поднимающимся паром холодное стекло.
Что происходит? ( остывая вода превращается снова в жидкое состояние, собираются капельки.) Достигая холодного стекла капли охлаждаются – этот процесс получил название конденсация.
-Мелкие капельки стекаются в более крупные и что же с ними происходит (капельки воды увеличиваются, отрываются и падают)
Сделайте вывод. ( Мы увидели, что вода нагрелась, стала испаряться, т.е. превращаться в пар. Пар от соприкосновения с холодным стеклом снова превратился в воду. Получился круговорот.)
- Ребята, а как вы думаете, в природе может такое быть?
Вывод: также происходит и в природе, только за более длительный промежуток времени.
А теперь надо немного размяться. Встаньте. Сейчас мы поиграем в игру «Превращения воды» Сам туман — ЖИДКОЕ состояние воды, а не газообразное,
потому что туман — мелкие капельки воды. Облако, лужа, дождь, туман, пар, град, иней, снег. Молодцы, вы справились. Садитесь на свои места.
|
9
10
11
12 |
Работа в группе |
А сейчас поработаем в группах, давайте сделаем модель круговорота воды в природе.
Ребята посмотрите, работы были разные, а к результату мы пришли к одинаковому. Какой можно сделать вывод, посмотрев на эти рисунки? (Мы увидели, что вода постоянно совершает круговорот, испаряется с поверхности земли, в виде дождя и снега возвращается на землю) - А теперь оценим работу своей группы. Лист самооценки лежит у вас на столах. Лист самооценки.
2. Это задание нам показалось трудным –зелёная капелька. 3. Работа не получилась - красная капелька.
|
13
|
Систематизация и обобщение полученных знаний
Тест«Проверим себя»
Рефлексия деятельности на уроке
|
- Расскажем о путешествии капельки . «Жила Капелька когда-то в большом океане. Но жила не одна, вместе с ней жили сестра и братья, их было очень много. Однажды в жаркий день они так разыгрались, что одна капелька оторвалась от своих братьев и сестер, стала легкой и полетела вверх. Летела она , летела и на своем пути стала встречать своих братьев и сестер. Их уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Они начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться. И они превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз. Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море, а некоторые просачиваются под землю и грунтовые воды несут их обратно в моря и океаны. И приземлилась Капля в речку, и снова встретила там своих родных, ей понравилось путешествовать, она все время ждала, когда же такой момент наступит снова»
-Вспомним все этапы круговорота воды в природе. -Скажите, что произошло с каплей в жаркий день?(испарилась) Это какое состояние воды? (газообразное) - Найди соответствующие карточки и прикрепи к доске.
- Когда капля с тёплой поверхности поднялась наверх, подул холодный ветер, капли начали прижиматься друг к другу, чтобы согреться , превратились в большую каплю -Это какое состояние воды? (жидкое) -Как называется превращение газообразного состояния воды в жидкое? Прикрепи нужные карточки.
- - В виде чего выпали на землю капли? (в виде осадков) -Какие бывают осадки? -Какие вы карточки прикрепили?
- В конце она мечтала, чтобы снова наступил жаркий день и опять можно было попутешествовать. Путешествия в жаркий день, что произойдёт снова с капелькой? (испарится) - И превратится снова во что? (в газообразное состояние) В какое состояние она хотела снова превратиться?
Значит, что произошло с водой в природе? (круговорот воды в природе) -Какие факторы повлияли на это превращение?(холод и тепло)
А теперь давайте проверим, что вы узнали и запомнили на этом уроке? Тест «Проверим себя» Вам нужно соединить стрелками названия процессов. испарение воды превращение воды в лёд замерзание воды превращение пара в воду таяние льда превращение воды в пар конденсация пара превращение льда в воду
Поменяйтесь листочками. Оцените работу своего соседа. – 4 правильных ответ- это «5» -3 правильных ответа- это «4», если 2 ответа верно-, то «3», у кого «2», им дадим возможность ответить на следующем уроке.
О каких трех состояниях воды вы узнали? (Вода в природе бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном)
Где можем наблюдать воду в твёрдом состоянии . В холодных морях встречаются ледяные горы – айсберги. Это огромные куски льда, которые откололись от ледников Арктики и Антарктиды. Айсберги бывают разной величины. Но всегда большая их часть находится под водой. Над поверхностью воды айсберги поднимаются на 70-100 метров. Лед легче воды, поэтому айсберги плавают в морях и океанах. Под лучами солнца они медленно тают. Айсберги опасны для кораблей. - Айсберг-это какое состояние воды? (твёрдое)
-Роса- это какое состояние воды? (жидкое) Где можно встретить воду в газообразном состоянии расскажет Егор . (Сообщение подготовленного ученика, на картинка с изображением тумана)
Что такое туман? Днем над рекой воздух нагрелся, и в нем собралось много водяного пара. И когда вечером воздух остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над рекой появился туман. Будто облако легло на землю. Туман может быть и в городе и в деревне – везде, если теплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет. Туман иногда бывает такой густой, что машины днем едут с включенными фарами, чтобы не столкнуться. А пригреет солнышко, и туман исчезнет, опять растворится в воздухе. -Туман-это какое состояние воды? (жидкое) - А какой вывод вы сделали, прослушав рассказы ребят?
(вывод Вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли , образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю) -Ребята, давайте вернёмся к тому, что вы записали о воде в начале урока на листочках. -Что ещё нового мы могли бы добавить и записать в графу «Что мы узнали на уроке?» посовещайтесь в группах и допишите.
Где можно встретить воду в газообразном состоянии расскажет Семён . (Сообщение подготовленного ученика, на картинка с изображением тумана)
Что такое туман? Днем над рекой воздух нагрелся, и в нем собралось много водяного пара. И когда вечером воздух остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над рекой появился туман. Будто облако легло на землю. Туман может быть и в городе и в деревне – везде, если теплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет. Туман иногда бывает такой густой, что машины днем едут с включенными фарами, чтобы не столкнуться. А пригреет солнышко, и туман исчезнет, опять растворится в воздухе. -Туман-это какое состояние воды? (жидкое) - А какой вывод вы сделали, прослушав рассказы ребят?
(вывод Вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли , образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю) -Ребята, давайте вернёмся к тому, что вы записали о воде в начале урока на листочках. -Что ещё нового мы могли бы добавить и записать в графу «Что мы узнали на уроке?» посовещайтесь в группах и допишите.
|
15
16
|
Итог урока
|
В дневниках запишем домашнее задание. Домашнее задание будет трёх видов.
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.