Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 126»
Проект по электробезопасности
«Электричество»
Составители: И.Ю. Шарова.
Дзержинск, Нижегородская обл.
Актуальность проекта
Сегодня без электроэнергии немыслима жизнь современного человека. Электричество – наш верный помощник в труде и в быту, но оно становится опасным для жизни человека, если с ним неправильно и небрежно обращаться. К сожалению, из года в год повторяются несчастные случаи с детьми, связанные с электротравматизмом по причине их незнания об опасности электрического тока. И зачастую они приводят к печальному исходу от действия поражающих факторов.
Во избежание электрических травм необходимо строго соблюдать элементарные требования техники безопасности и следовать правилам эксплуатации электрооборудования.
Для предупреждения травматизма с детьми необходимо постоянно вести разъяснительную работу об опасности электрического тока и мерах безопасности.
Сегодня в каждом доме имеется десяток, а то и более различных электрических устройств. Это осветительные приборы, телевизоры, холодильники, стиральные машины, чайники, обогреватели и т.п.
Проект поможет детям научиться выделять среди предметов домашнего обихода электроприборы; усвоить, что электричество может быть очень опасным; научит, как уберечь себя от поражения электрическим током; запомнить правила безопасного обращения с электроприборами и электрооборудованием (проводами, выключателем, розеткой); познакомит с правилами безопасного обращения с электричеством дома и на улице;
Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Цель проекта: Расширить представления детей о бытовых электроприборах, их
назначении и правилах пользования. Активизировать умение избегать опасных
ситуаций. Довести до понимания детей необходимость бережного отношения к себе и
другим.
Задачи
проекта:
· Обобщить знания детей об электричестве.
· Расширять представления о том, где «живёт» электричество, как оно помогает человеку и как может быть опасно для жизни.
· Закреплять правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
· Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
· Вызывать радость от открытий, полученных из опытов.
· Воспитывать умение работать в коллективе.
· Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
· Воспитывать сознательное отношение к вопросам личной безопасности в доме.
По окончании работы предполагается получить следующий результат: Владение правилами безопасного обращения при работе с электроприборами в быту.
Соблюдение правил безопасности на улице вблизи электрообъектов повышенной опасности.
Довести до понимания детей необходимость бережного отношения к себе и другим.
Содержание проекта
Форма проведения |
Тема |
Цель |
Беседа |
О пользе электричества |
Дать детям информацию, что такое электричество, для чего оно нужно человеку. |
Рассматривание иллюстраций |
«Предметы помощники» |
Закрепить знания детей о бытовых приборах, как они помогают человеку. |
НОД |
« Чем опасно электричество» |
Изучение правил техники безопасности и пожарной безопасности при использовании электрических приборов доме. |
Рассматривание иллюстраций |
«Знаки безопасности»
|
Закрепить знания правил электробезопасности. |
Дидактические игры
|
«Найди не выключенный электроприбор» «Собери картинку» «Можно и нельзя» |
Закрепить знания правил электробезопасности.
|
Экспериментальная деятельность |
Опыты со статическим электричеством |
Выявить способности наэлектризованных предметов, развивать любознательность. |
Чтение художественной литературы |
Рассказ «Искрёнка» Загадки стихи |
Обсуждение с детьми ситуации, которая произошла с героем. Закрепить знания правил электробезопасности. |
Просмотр документального фильма
|
« Тайна жёлтого треугольника» |
Показать, как и где вырабатывается электроэнергия. Как электричество помогает людям и чем оно может быть опасно. |
Изобразительная деятельность Выставка |
«Электричество» (правила безопасности) |
Закрепить знания детей и напомнить родителям о правилах безопасности с электричеством. |
Викторина по ОБЖ
|
«В мире электроприборов» |
Обобщить знания детей о бытовых электроприборах, их назначении и правилах пользования. Активизировать умение избегать опасных ситуаций.
|
Презентация проекта |
«Электричество» |
Обобщить знания детей об электричестве.
|
Работа с родителями
1. Консультация для родителей «Электричество опасно»
2. Совместная выставка рисунков «Электричество» (правила безопасности).
3. Изготовление буклетов для родителей «Когда опасно электричество?».
Беседа о пользе электричества
Цель: дать детям информацию, что такое электричество, для чего оно нужно человеку.
Задачи: раскрыть роль электричества в быту. Научиться выделять среди предметов домашнего обихода электроприборы; Усвоить, что электричество вырабатывается на электростанциях и приходит в наш дом по проводам. Воспитывать бережливость электроэнергии.
Воспитатель: ребята, почему человеку очень нужно электричество, что оно даёт людям?
(Электрический ток даёт людям свет в доме).
- Ребята, вы, наверно, знаете из книг, из рассказов своих бабушек, как раньше люди освещали своё помещение? (Люди использовали свечки, керосиновые лампы, лучины, лампады)
- Да, люди очень радовались, когда, наконец, была изобретена первая электрическая лампочка, которая пришла на смену свечке, лампаде, лучине.
- Ребята, в старших классах на уроках физике вы узнаете, что электрическую лампочку накаливания изобрёл русский изобретатель Александр Николаевич Лодыгин в 1879 году. С тех пор, в наших домах всегда горит свет!
- А, как вы думаете, почему, когда вы уходите из дома, нужно всегда выключать свет? А, иногда, родители просят вас выключить свет даже, если вы ненадолго выходите из комнаты?
(Электричество дорого стоит, и очень много труда требуется, чтобы электричество пришло к нам в дом)
- Электрическая энергия широко применяется в экономике и быту. С ее помощью производится не только освещение, но и отопление, водоснабжение и вентиляция жилых, производственных и административных помещений.
- Ребята, давайте отгадаем загадки, и вы вспомните, какую ещё пользу приносит людям электричество.
1) Он охотно пыль вдыхает, не болеет, не чихает. (пылесос)
2) Ходит-бродит пароход, остановишь – горе, Продырявит море. А за ним такая гладь – ни морщинки не видать. (утюг)
3) Летом папа нам привёз в белом ящике мороз. И теперь мороз седой дома летом и зимой Бережёт продукты: мясо, рыбу, фрукты. (холодильник)
4)Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: пейте чай, вода вскипела. (чайник)
5) У носатого, у Фоки постоянно руки в боки. Фока воду кипятит и, как зеркало, блестит. (самовар)
6) Нам шагать по лестнице незачем с тобой – Лестница-чудесница бежит сама собой (метро)
7) Из края города в другой ходит домик под дугой (трамвай)
8) Удивительный вагон! Посудите сами, Рельсы в воздухе, а он держит их руками. (троллейбус)
9) Земля дрожит, силач бежит. Тянет он за собой хвост огромный стальной. (электровоз)
(На электричестве работают электроприборы: холодильник, телевизор, компьютер, стиральная машина, обогреватель, электрическая печь, фен, утюг. Виды транспорта, которым необходима электрическая энергия: троллейбус, электричка, метро, электропоезд)
- Какой вывод вы можете сделать о пользе электричества?
( Без электрической энергии встанут троллейбусы, трамваи, метро, автомобили, остановится железная дорога, не будут работать компьютеры, телевизоры и другие бытовые электроприборы.)
- Ну как, ребята, смогли ли вы ещё раз убедиться в том, что ЭЛЕКТРИЧЕСТВО очень важно и его нужно уважать и беречь?
НОД «Чем опасно электричество?»
Цель:
изучение правила техники безопасности и пожарной
безопасности при использовании электрических приборов доме.
Задачи:
Воспитатель: Ребята у нас сегодня будет интересное занятие, а о чём вы догадаетесь, отгадав загадки.
СЛАЙД
Посмотрите на меня
В
брюхе жарко у меня
А в носу моем дыра.
когда всё во мне кипит
из
неё пар валит.(чайник)
Есть у меня в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (пылесос)
Только я, только я,
Я на кухне главная.
Без меня, как не трудитесь,
Без обеда насидитесь. (плита)
То назад, то вперёд
Ходит бродит пароход
Остановишь – горе
Продырявишь
море(утюг)
Стоит ящик на нога
Весь запутан в проводах
Этот
ящик не простой
Он волшебный голубой
Вилку в дырочку воткнёшь
В мир чудесный попадёшь (телевизор)
Что общего у всех этих предметов? (Это электрические бытовые приборы).
Что
нужно всем этим предметам, чтобы они заработали? (электрический ток).
Для
чего человеку нужны электроприборы? (Для своего удобства ).
Ребята, а по каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества (розетки, выключатели, лампочки, провода). С помощью электричества работают все электроприборы.
- А бытовые приборы могут быть опасны? КАРТИНКИ
чем может быть опасен электрочайник, электрический утюг, электроплита. (ответы детей)
Сегодня мы поговорим о безопасности при использовании электрических приборов.
- А как вы думаете, всеми ли электроприборами вы можете пользоваться?
давайте с вами разделим электро приборы на те которыми нельзя пользоваться детям (НЕЛЬЗЯ САМОМУ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ! – миксер, электродуховку, утюг, микроволновую печь и т.д)
И приборы, которыми вы можно пользоваться с осторожностью или с разрешения родителей (ОСТОРОЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ! телевизор, компьютер, магнитофон.)
Неправильное обращение с электроприборами может привести к ожогам, ранам, но ещё может произойти поражение электрическим током и чтобы с вами такого не случилось давайте запомним несколько очень важных правил сейчас мы рассмотрим картинки и попробуем догадаться, о чём они нас предупреждают, какие правила нам необходимо запомнить. СЛАЙДЫ
НЕльзя пользоваться неисправными электроприборами, если от чайника, телевизора или пылесоса пахнет гарью, он искрит и дымится надо немедленно сообщить взрослым, чтобы они вынули вилку из розетки. Даже не пробуй сделать это сам.
НЕльзя вставлять в розетку посторонние предметы (спицы, гвозди, пальцы)
НЕльзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.
Нельзя ни в коем случае трогать повреждённые провода
НЕльзя одновременно касаться включенного электроприбора и батареи, электрический ток пойдет прямо по телу человека и поразит жизненно-важные органы.
НЕльзя пользоваться электроприборами в ванной, трогать провода и приборы мокрыми руками, Вода тоже делает электрический ток сильнее и опаснее.
Мы ещё раз смогли убедиться в том, что ЭЛЕКТРИЧЕСТВО – очень для нас важно, что в современном мире невозможно обойтись без электричества .Но не смотря на то, что электричество так необходим человеку, оно очень опасен!
Если человек по своей неосторожности попал под воздействие электрического тока, у него может остановиться сердце. Человек умирает. Если человек выживет, у него на всю жизнь могут остаться сильные ожоги.
НО есть люди которые работают с электричеством, они знают всё о электричестве смогут прийти на помощь если нужно устранить неполадки, подвергая свою жизнь постоянной опасности. Ребята, а знаете ли вы, как называется профессия людей, которые работают с электричеством? (электрик) СЛАЙД
Как правило, на электроустановках, где находится высокое напряжение, нанесены предупредительные специальные знаки. Они предупреждают человека об опасности поражения электрическим током, и пренебрегать ими, а тем более снимать и срывать их недопустимо.
Этти знаки предупреждают
о высоком напряжении внутри изделия |
о
необходимости следовать инструкциям |
Предупреждение. Опасность! Не вскрывать опасность получения электрошока.
|
Итог:
Воспитатель: Что мы сегодня узнали об электричестве?
Дети: С помощью электричества работают электрические приборы.
Электричество может быть опасными. Есть профессия – электрик. Места, где может быть опасное электричество, обозначаются специальными знаками.
Воспитатель: Мне понравилось, что вы сегодня были активны, хорошо работа. Молодцы.
«Опыты со статическим электричеством»
Опыт № 1.
На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой красивый шарик весит на доске! Давайте и мы попробуем повесить эти шарики на стены. Дети пытаются повесить шарики, но у них не получается.
Воспитатель: Ребята, почему эти шарики висят, а ваши падают? Как вы думаете? Дети: Не знаем.
Воспитатель: Давайте ваши шарики превратим в волшебные. Я вам покажу, как это можно сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали .Попробуйте. Дети пробуют.
Воспитатель: Вот и ваши шарики висят на стене, они стали волшебными. Это произошло из-за того, что в ваших волосах живёт электричество и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы.
Опыт № 2
Воспитатель: Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите?
Дети: Лежат спокойно.
Воспитатель: Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им пластмассовую палочку. Вот так (показ воспитателя). Медленно поднесите палочку к бабочке и потихоньку поднимите её. Что произошло с бабочкой?
Дети: Бабочки притянулись, прилипли.
Воспитатель: Как вы считаете, почему бабочки притянулись к палочкам? Примерные ответы детей: Палочки натёрли кусочком шерстяной ткани и они стали электрическими.
Воспитатель: И так, ребята, доброе или волшебное электричество живёт не только в волосах, но и в одежде – оно не опасно.
Опыт № 3
Воспитатель: Я беру чистый сухой картофель. Вставляю в картофель провод на одном конце, которого, стальной штырь, а на другом медная пластина и втыкаю в картофель с одной и с другой стороны. Другой провод я втыкаю в картофель чуть подальше от предыдущего. Теперь два свободных конца провода прикладываю к контактам лампочки с помощью крокодильчиков. Что произошло? (загорелась лампочка). Почему лампочка загорелась?
Вывод: Потому, что в картофеле есть соли и кислоты, которые создают природный электролит, а это и есть электричество. Значит в картофеле есть ток.
Опыт № 4
Воспитатель: если мы поднесём расчёску к мелким кусочкам бумаги, то ничего не происходит. Давайте проведем пару раз по волосам расчёской и снова поднесём к бумажкам, они притягиваются к расчёске, так как расчёска стала наэлектризованной.
Опыт№ 5
Воспитатель: Посмотрите у меня в руках игрушка. Я нажимаю на кнопки, а она молчит.
Как вы думаете, почему не слышна мелодия? Как ты думаешь? А ты?
Примерные ответы детей: она сломана. Нет батарейки.
Воспитатель: Действительно, в ней нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку – плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему?
Дети: Мы поставили батарейку, через игрушку пошёл электрический ток, и она заработала.
Воспитатель: В батарейке тоже живёт неопасное электричество. С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть. Но запомните правило, батарейки нельзя брать в рот, ломать, разбирать.
Игра «МОЖНО ИЛИ НЕЛЬЗЯ»
Дети становятся в круг, воспитатель называет какое – либо действе. Кому из детей он бросит мяч, тот отвечает можно это делать или нельзя.
- детям включать утюг;
-играть рычагом управления стиральной машины;
- самостоятельно гладить бельё;
-детям стирать бельё в машине автомате;
-самостоятельно включать настольную лампу;
-протирать включенный телевизор влажной салфеткой;
-тянуть электропровод руками;
-подходить и дотрагиваться до оголённого провода; т.д.
Игра «НАЙДИ НЕ ВЫКЛЮЧЕНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИБОР»
Картинки с электроприборами у которых перепутаны провода, нужно найти прибор который не выключен.
Игра «СОБЕРИ КАРТИНКУ»
Собрать из деталей картинку электроприбора, назвать прибор и объяснить его назначение.
Викторина по ОБЖ « Мир электроприборов»
Цель:
Обобщить знания детей о
бытовых электроприборах, их назначении и правилах пользования.
Задачи:
- Активизировать умение
избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать.
- Способствовать развитию осторожности и осмотрительности.
- Воспитывать внимание, чуткость, отзывчивость.
Ход занятия:
Игрушка Карлсон с перебинтованной рукой, охает
Карлсон: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Здравствуй, Карлсон. А что с тобой случилось?
Карлсон: Что, что? Вы же знаете, что я очень люблю пошалить. Так вот, со мной столько всего случилось: во-первых, я катался на люстре, а она оборвалась. И меня чуть током не ударило, когда я хотел спуститься на проводе. Во-вторых, я очень люблю пить чай с малиновым вареньем, поставил чайник и забыл про него. А он кипе, кипел, и весь выкипел и чуть не начался пожар. В-третьих, я обжегся об утюг. И еще много чего со мной приключилось.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, хорошие поступки совершал Карлсон?(ответы детей). А ты знаешь Карлсон, у нас ребята никогда так не поступают. Они хорошо знают правила пользования электроприборами и всегда их выполняют.
Карлсон: Да ладно, прямо-таки все знают, и все выполняют...
Воспитатель: А давай проверим?
Карлсон: Конечно, давайте проверим. (Дети разбиваются на две команды «Лампочка» и «Проводок»).
Воспитатель: Запомните правила игры: Вопросы выслушивать внимательно. Не подсказывать, не выкрикивать. Если вы готовы ответить – поднимите руку. Тему нашей викторины вы узнаете, отгадав загадку:
К дальним селам, городам Кто идет по проводам?
Светлое величество! Это ... (электричество) Итак, 1 задание.
1 задание-разминка
Задание команде «Искорка»:
Продолжите предложение: электроприборы – это….(телевизор, холодильник и так далее). То есть необходимо перечислить.
Назовите лишний прибор на картинках: микроволновая печь, стиральная машина, чайник, вилка.
Задание команде «Электрик»:
Назови одним словом: магнитофон, компьютер, утюг, пылесос, это…. (электроприборы).
Назови лишний предмет на картинках:
2 задание «Загадки про электроприборы»
Есть у меня в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (пылесос)
Только я, только я,
Я на кухне главная.
Без меня, как не трудитесь,
Без обеда насидитесь. (плита)
В полотняной стране,
По реке простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь-
Ни морщинки не видать. (утюг)
Посмотри на меня
В брюхе жарко у меня,
А в носу моем дыра.
Когда все во мне кипит,
Из нее пар валит. (чайник)
Стоит ящик на ногах,
Весь запутан в проводах.
Этот ящик не простой,
Он волшебный, голубой.
Вилку в дырочку воткнешь,
В мир чудесный попадешь. (телевизор)
3 задание «Что для чего»
(Воспитатель показывает электроприборы, а дети рассказывают об их назначении).
Электроплита (для приготовления пищи).
Фен (для сушки волос).
Чайник (вскипятить воду).
Пылесос (убирает квартиру).
Холодильник (для хранения продуктов).
Утюг (гладить вещи).
Магнитофон (слушать музыку).
Миксер (взбивать крем, тесто).
5 задание «Обобщение»
По очереди каждая команде отвечает правила пользования электроприборами. Какие электроприборы можно включать в розетку? (исправные).
Можно ли прикасаться к оголенному проводу? (нет).
Какими руками нельзя трогать электроприборы? (влажными).
К чему может привести, если включить в одну розетку много электроприборов? (к пожару).
Можно ли оставлять без присмотра включенные электроприборы? (нет).
Можно ли класть различные предметы на плиту, даже выключенную? (нет, потому что можно забыть про них, когда включишь плиту).
Воспитатель: Ну что, Карлсон, убедился, что наши дети знают правила пользования электроприборами?
Карлсон: Да, ребята, вы молодцы. Ну и я тоже буду теперь выполнять правила безопасности.
Конспект НОД в старшей группе на тему «Электричество»
Цель: Обобщение знаний детей об электричестве и электроприборах.
Задачи: Расширять представления о том, где «живёт» электричество и как оно помогает человеку. Закреплять правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, чтение художественной литературы, просмотр документальных фильмов.
Ход: Воспитатель держит в руках большую книгу сказок.
Воспитатель: Ребята, хотите, узнать какую сказку я читаю?
Дети: Да.
Воспитатель: Про бедную Золушку сказку читаю,
Но как ей помочь, к сожалению, не знаю.
Не справится девушке с тяжкой работой,
А на балу оказаться охота.
Никто не оценит бедняжки стараний!
Ей так не хватает машины стиральной.
Приходиться Золушке дом убирать.
Но где пылесос, чтобы ей помогать?
Как трудно тарелок огромную груду
Помыть без машины, что моет посуду.
А надо ещё приготовить обед:
Как жаль, что электроплиты в доме нет.
Присела бедняжка – всего не успеть.
Сейчас телевизор бы ей посмотреть!
Однако работает, сил не жалея,
Надеется только на добрую фею.
Воспитатель: А вот и сама Золушка.
Показывает куклу Золушку.
Золушка: Здравствуйте, ребята! Помогите мне справиться с домашними делами и попасть на бал.
Воспитатель: Ну, что же, Золушка, мы с ребятами тебе поможем. Садись, Золушка, и послушай нас. Дети, подумайте, как можно помочь Золушке.
Примерные ответы детей: Можно позвать Фею. Можно помочь помыть посуду и пропылесосить
Воспитатель: Дети нас окружают предметы, которые как добрые волшебники помогают нам везде. Как можно назвать эти предметы?
Дети: Нам помогают электроприборы.
Воспитатель: Правильно нас окружают электроприборы. Ребята, а какие электроприборы есть у вас дома?
Примерные ответы детей: У нас дома есть стиральная машина. А у нас дома есть пылесос….. и т.д.
Воспитатель: ребята, я загадаю вам загадки, а вы мне назовёте, что это за электроприборы.
Видишь – пар весёлый вьётся
Чай кипит, пирог печётся:
Распыхтелась неспроста
Наша электро….( плита)
Вот простынки гладит мама:
Это кто снуёт упрямо?
Над доской горячий юг!
Ну – ка, что это? …( утюг)
В кухне шкаф высокий белый
Охладит продукты смело,
Сделает в два счёта льдины
Это дети, ….(холодильник)
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (пылесос)
На голове пуговка,
В носу решето, одна рука,
Да и та на спине. (Чайник)
Стоит ящик на ногах
Весь запутан в проводах
Этот
ящик не простой
Он волшебный голубой
Вилку
в дырочку воткнёшь
В мир чудесный попадёшь. (телевизор)
Воспитатель: ребята, Золушка не знает, как могут выглядеть электроприборы. Давайте поможем ей. У вас на столах лежат картинки, но они разрезаны. Вам нужно собрать картинку. Собирать надо внимательно, чтобы прибор работал исправно.
Дети встают со стульчиков и проходят за столы.
Дидактическая игра «Собери картинку».
Дети выкладывают электроприборы из разрезных картинок.
Воспитатель: Какой электроприбор у тебя получился? А у тебя?
Дети: Я собрал пылесос. Я собрал утюг.
Воспитатель вместе с Золушкой проходит и проверяет картинки.
Воспитатель: Золушка запомнила все наши приборы, но она не знает, какой прибор для чего нужен? Сейчас ребята расскажут тебе, для чего нужен каждый электроприбор. (Что ты собрал?.... )
Ребёнок: Я собрал электроплиту.
Воспитатель: Для чего нужен этот электроприбор?
Ребёнок: Электроплита помогает готовить еду.
Много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Давайте на несколько минут вернемся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества. И за одно поможем Золушке запомнить электроприборы.
Игра «Что есть, что было». КАРТИНКИ
Дети раскладывают карточки, составляющие пары:
стиральная машина – корыто;
пылесос – веник;
миксер – венчик;
утюг - гладильная палка;
швейная машина – игла;
электролампа – свеча;
солнечные часы - электронные часы;
печка - газовая плита;
электрическая плита;
счеты - компьютер.
физминутка
Чайники кипят
Лампочки горят
Гладят утюги
Пекутся пироги.
Воспитатель: Теперь ты Золушка знаешь, какие есть прибор помощники. Как они выглядят и для чего они нужны.
Ребята, мы показали Золушке приборы, рассказали для чего они, но мы забыли рассказать ей, с помощью чего они работают и о правилах пользования электроприборами.
Воспитатель: Подумайте, что же такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться? (как ты считаешь…., а ты)
Дети: Электроприборы заставляет работать электрический ток.
Воспитатель: Правильно, дети. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. А без чего не будут работать электроприборы, мы с вами сейчас отгадаем.
Что течёт по проводам,
лампы зажигая вам? (ток)
Не посуда для варенья,
не бутон на ветке –
Эта штука, без сомненья,
называется ...... (розетка)
Чем едят приборы ваши:
Фен, стиральная машинка?
Электричество – не каша,
Но едят, конечно, .... (вилкой)
Воспитатель: правильно, если мы не включим вилку в розетку, то наши приборы работать не будут.
А сейчас давайте расскажем Золушке о правилах безопасности при обращении с электроприборами и как пользоваться приборами. Дети читают стихотворения.
Не дёргай шнур и не тяни
Затея выйдет боком
Порвётся провод и тебя
Ударить может током.
От короткого замыкания
Может произойти возгорание.
Никогда в одну розетку
Не включай, мой юный друг,
Телевизор и светильник,
И компьютер, и утюг.
Если все приборы разом
Ты в одну розетку включишь,
То пожар проводки сразу
В этой комнате получишь.
Если ты включил утюг
Убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь
Всё ли выключил, проверь.
Нельзя оставлять без присмотра
Включенные электроприборы.
Ты малыш запомнить должен
Будь с розеткой осторожен.
С ней никак нельзя играть
Гвоздики в неё совать.
Сунешь гвоздик ненароком
И тебя ударит током.
Дело кончится бедой
Ток в розетке очень злой.
Ты запомни, юный друг:
Ток не любит мокрых рук.
Прежде чем прибор включать,
Надо руки вытирать.
Воспитатель: Ребята, а я знаю маленький секрет его Величества Электричества, хотите с вами поделюсь? Есть электричество не опасное, тихое, незаметное. Оно живёт повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов», где мы научимся ловить доброе электричество.
Опыт №1
Воспитатель: Возьмите с подноса пластмассовые палочки и расчёски и прикоснитесь к бумажным кусочкам. Что вы видите?
Дети: Лежат спокойно.
Воспитатель: Сейчас мы сделаем эти обычные предметы волшебными. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им пластмассовую палочку, а расчёской расчешитесь, вот так (показ воспитателя). Медленно поднесите палочку к бумажке и потихоньку поднимите её. Что произошло с бумажкой?
Дети: Бумажка притянулись, прилипли.
Воспитатель: Как вы считаете, почему бумажки притянулись к палочкам и к расчёскам? Примерные ответы детей: Палочки натёрли кусочком шерстяной ткани, и они стали электрическими.
Воспитатель: И так, дети, доброе или волшебное электричество живёт по всюду, в волосах, в одежде – оно называется статическое электричество. Оно не опасно. Как ещё мы можем встретиться со статическим электричеством. ( когда снимаем вещи, девочки расчёсывают волосы, иногда мы просто передаём, что ни будь друг другу или просто дотрагиваемся и нас щёлкает статическим электричеством).
Опыт№2
Воспитатель: Посмотрите у меня в руках игрушка. Я нажимаю на кнопки, а она молчит. Как вы думаете, почему не слышна мелодия? Как ты думаешь? А ты?
Примерные ответы детей: она сломана. Нет батарейки.
Воспитатель: Действительно, в ней нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку – плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему?
Дети: Мы поставили батарейку, через игрушку пошёл электрический ток, и она заработала.
Воспитатель: В батарейке тоже живёт неопасное электричество. С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть. Но запомните правило, батарейки нельзя брать в рот, ломать, разбирать.
Итог:
Воспитатель: вы сегодня молодцы. Вы все дружно помогали золушке, рассказали ей о электроприборах, о их использовании. Мне понравилось, что вы сегодня были активны, хорошо работали. Молодцы.
Работа с родителями
Придумай и нарисуй свою историю, связанную с электричеством. Вот тебе в помощь вопросы-
подсказки:
1. Можно ли разговаривать во время грозы по мобильному телефону,
находясь в чистом поле?
2. Можно ли разводить костер и даже просто находиться под линиями
электропередачи?
3. Можно ли играть в футбол рядом с трансформаторной подстанцией?
4. Можно ли тянуть за провод, отключая утюг из розетки?
5. Можно ли заталкивать в розетки разные предметы?
6. Можно ли оставлять включенными электроприборы, уходя из дома?
«электричество опасно!»
Консультация для родителей
Дзержинск
Расскажите детям о том, какую опасность представляют собой уличные энергообъекты: подстанция, трансформаторная подстанция или распределительный пункт, воздушная или кабельная линия электропередачи. Только ваше участие поможет предотвратить беду!
Необходимо объяснить детям, почему нужно соблюдать меры безопасности вблизи энергообъектов и при обращении с электроприборами. В первую очередь, дети должны знать: электричество опасно тем, что его нельзя увидеть, услышать или потрогать. Обратите их внимание на предупреждающие знаки: «Стой! Напряжение!», «Не влезай! Убьет!», «Высокое напряжение – опасно для жизни». Эти знаки размещены на опорах воздушных линий, ограждениях и дверях электроустановок.
Дети должны помнить о том, что категорически запрещается влезать на опоры воздушных линий электропередачи, на крыши вагонов и строений, над которыми проходят электрические провода. Ни в коем случае нельзя пытаться проникнуть в трансформаторные подстанции или за ограждение энергообъектов, открывать дверцы распределительных щитов и других электрических устройств в подъездах, подвалах, на чердаках.
Кроме того, дети должны знать о том, что опасно разбивать лампы и изоляторы, а также играть под воздушными линиями. Постарайтесь, чтобы дети запомнили: смертельно опасно не только прикасаться, но даже подходить ближе, чем на восемь метров, к оборванному проводу линии электропередачи.
Обнаружив у дома открытый трансформаторный пункт, подстанцию, обрывы или провисания проводов воздушных линий, предупредите детей об опасности и немедленно сообщите об этом по телефонам компании:
Расскажите им о том, какую опасность представляют собой уличные энергообъекты: подстанция, трансформаторная подстанция или распределительный пункт, воздушная или кабельная линия электропередачи.
Только ваше участие поможет предотвратить беду!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.