Проект по литературе "Духовное и православное в содержании литературы 21 века "

  • docx
  • 17.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Работа по литературе Скродер.docx

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

1 Духовное и православное в содержании литературы 21 века

5

2 Биография Надежды Веселовской

13

3 Анализ произведения "Путь к Имени, или Мальвина-Евфросиния"

17

Заключение

22

Список литературы

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный литературный процесс – явление сложное и многоплановое. В его рамках выделяется малоизученный, но активно развивающийся феномен – православная художественная проза.

В данном ключе речь идет о значительном корпусе художественных произведений малой и средней прозы, характеризующихся повышенным вниманием к миру православия как на мировоззренческом, так и сакрально- институциональном уровнях. Авторами этих произведений становятся право- славные священнослужители и миряне, цель которых можно определить сле- дующим образом: с помощью искусства слова, без лишнего дидактизма по- знакомить читателя рубежа XX–XXI вв. с миром православной культуры, догматическими основами веры, своеобразием жизни в оцерковленной личности. Очевидно, что церковная жизнь с ее нравственным, богослужебным и художественным богатством малознакома современному читателю. В этом ключе задача православных писателей должна быть понята как «нахождение точек соприкосновения» между современниками и глубоким этическим и эстетическим богатством христианского мира.

К современным отечественным православным авторам, обратившимся к художественной прозе, относят священнослужителей Николая Агафонова, Ярослава Шипова, Александра Шантаева, Алексея Мокиевского, Александра Торика, а также светских авторов: Бориса Спорова, Татьяну Шипошину, Валерия Лялина, Сергея Козлова, Александра Горшкова и других. В этом списке фигурируют далеко не все писатели, творчество которых можно отнести к исследуемому художественному явлению, однако произведения упомянутых авторов во многом отражают его важнейшие тенденции.

Центральным персонажем православной прозы чаще всего является со- временник читателя, человек, принадлежащий предперестроечному или перестроечному времени. Его духовный мир, нравственные запросы и мировоззрение во многом определяются сложными социально-политическими и духовно-нравственными требованиями эпохи рубежа веков. Разочаровавшись в идеологии советского периода, он пытается найти новые духовные ориентиры, что иногда приводит его к ранее незнакомому миру православия.

Таким образом, тема эволюции человека может быть определена как важнейшая содержательная доминанта большинства произведений современной духовной  прозы.

Следует заметить, что подлинная сущность духовной эволюции чело-века скрыта в христианской метафизике. Для более глубокого понимания этой проблемы следует обратиться к трудам отечественных ученых-богословов, исследующих православно-религиозный взгляд на природу человека.

Целью настоящей работы является изучение духовного и православного в литературе 21 века на примере произведения Надежды Веселовской "Путь к Имени, или Мальвина-Евфросиния".

Задачи:

- ознакомление с  основами духовного и православного в содержании литературы 21 века;

- ознакомление с  биографией Надежды Веселовской;

-  анализ произведения "Путь к Имени, или Мальвина-Евфросиния".

Объектом исследования является произведение Надежды Веселовской "Путь к Имени, или Мальвина-Евфросиния".

Предметом исследования – духовное и православное в произведении Надежды Веселовской "Путь к Имени, или Мальвина-Евфросиния".

 

 

 

 

 

 

 

1 ДУХОВНОЕ И ПРАВОСЛАВНОЕ В СОДЕРЖАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ 21 ВЕКА

 

В настоящее время читательская и научная филологическая общественность столкнулись с новым и пока малоизученным литературным явлением: на прилавках книжных магазинов стали появляться художественные произведения, написанные православными священниками и светскими авторами, посвященные религиозной проблематике и знакомящие современного человека с миром русского православия и церкви. То, что речь идет о художественных произведениях, в которых поставленная задача реализуется с помощью сюжета, образной системы, специфики литературных жанров, вызывает особый интерес.

Можно с уверенностью сказать, что данное явление принадлежит уже не XX в., а XXI в. Это обусловлено целым рядом социальных и культурных причин. Во-первых, прошло около 20 лет с тех пор, как был снят искусственно созданный в советские годы гнет атеистической пропаганды. Многие люди получили доступ к православному учению, в обществе возник интерес к религии и церковной традиции. Кроме того, сейчас в христианский мир входят представители отечественной интеллигенции: ученые, артисты, художники, музыканты, писатели становятся прихожанами храмов, а многие из них принимают священный сан, при этом продолжая реализовывать свои таланты уже в новом качестве (такова, например, судьба писателя-священника Ярослава Шипова).

Во-вторых, церковь нуждается в том, чтобы наладить диалог с современным обществом, познакомить его со своими обычаями, традициями, этическим и мировоззренческим богатством. Понятно, что неподготовленному человеку часто бывает трудно прийти к чтению серьезной богословской литературы [1].

В этом случае художественные произведения религиозно-церковной проблематики становятся своеобразными «посредниками» между верой и современным миром.

Следует признать, что на данный момент это литературное явление остается малоизученным, что вполне объяснимо его недавним возникновением. Нет ни монографий, ни учебных пособий, посвященных духовной прозе сегодняшнего дня. Однако можно встретить ряд работ в Интернете (как комплексные рецензии, так и отдельные реплики, касающиеся либо феномена в целом, либо творчества некоторых авторов, многие из них собраны на сайте «Православный писатель»), а также научных статей, опубликованных в сборниках, вышедших по итогам тематических конференций. Среди них интерес заслуживает работа В.В. Рецова «Черты «нового реализма» в современной православной прозе». Автор рассматривает это явление с позиции теории литературы, пытается найти ему место в системе современных литературных направлений. Особенностям мировосприятия героев посвящена статья Т.С. Власовой, в которой рассматриваются некоторые произведения современной православной прозы «с точки зрения проявления в них темы детства и детскости в восприятия мира их героями». Целый ряд исследований посвящен изучению художественного мира отдельных авторов [2].

Наиболее часто литературоведы обращаются к творчеству протоиерея Николая Агафонова. Анализ поэтики его малой прозы содержится в работах И.С. Леонова, С.В. Тарасовой. В ряде статей анализу подвергаются отдельные рассказы автора. Среди них внимания заслуживает исследование Н.С. Жарковой, основанное на сопоставление рассказа Л. Андреева «Жизнь Василия Фивейского» и протоиерея Н. Агафонова «Мы очень друг другу нужны». К творчеству священника Я. Шипова обращаются Е.Л. Зайцева и М .К. Парамонова.

В данной статье не ставится задача дать исчерпывающую информацию обо всех произведениях современной духовной литературы. Это невозможно как по причине большого перечня подобных текстов, так и в силу их различного художественного уровня. Речь пойдет о некоторых, наиболее ярких и глубоких произведениях, способных в то же время отразить основные тенденции данного литературного явления. Основное внимание уделяется наиболее известным авторам, чье творчество востребовано как читательской аудиторией, так и среди специалистов-филологов. В качестве критериев отбора материала учитывались: актуальность поставленных тем и проблем, отражающих состояние современного мира и человека; идейно-ценностный комплекс, отвечающий христианскому мировосприятию; принадлежность произведений к художественной литературе, отсутствие назидания или миссионерства «в чистом виде»; ориентация на традиции русской классической литературы; хороший литературный язык.

Наиболее интересными представителями данного литературного явления можно назвать:

- протоиерея Николая Агафонова (рассказы, романы «Иоанн Дамаскин» «Жены мироносицы»),

- священника Ярослава Шипова (рассказы из сборников «Долгота дней», «Райские хутора»),

- священника Александра Шантаева (рассказы из сборника «Асина память»),

- Татьяну Шипошину (повести «Полигон», «Как мне хочется чистой воды»),

- Бориса Спорова (повести «Наследники», «Монах-спаситель», «Осада»),

- протоиерея Александра Торика (повести «Флавиан» и «Флавиан: жизнь продолжается»),

- Валерия Лялина (рассказы),

- протоиерея Алексия Мокиевского (роман «Незавершенная литургия»),

- Александра Сегеня (повесть «Поп») и др. Названные писатели и их произведения ориентированы на русскую реалистическую традицию, восходящую к творчеству Н.С. Лескова, И.С. Шмелева, Б.К. Зайцева, Б.Н. Ширяева, В.И. Немировича-Данченко и т.д., тесно соприкасающихся с миром русского православия.

Особо следует отметить, что параллельно с этим в настоящее время активно развивается еще и фантастический пласт православной литературы. Это книги Ю. Вознесенской, Я. Завадской, И. Тырданова, Т. Крюковой и др. Герои их произведений действуют в неординарных ситуациях, попадают в прошлое или будущее, в необычный сказочный мир, и, проходя через испытания, очищаются духовно и обретают веру в Бога. Однако в данной работе акцент будет сделан исключительно на первую группу произведений.

Стоит обратить внимание на терминологическое определение данного художественного явления. Заметим, что для его обозначения синонимичными могут быть понятия: христианская проза, православная проза, духовная проза. Однако же, принимая во внимание близость этих определений, следует сделать ряд существенных оговорок.

«Христианская проза» – понятие необоснованно широкое, так как авторы изучаемых произведений принадлежат исключительно православной традиции, а сюжеты и проблемы не затрагивают ценностный и сакральный пласт иных христианских конфессий [3].

«Православная проза» – наиболее верное понятие. Но и здесь требуются оговорки. Во-первых, в издательстве Сретенского монастыря выходит серия художественных книг, которая называется «Современная православная проза», что, безусловно, отвечает содержанию публикуемых произведений.

Однако к православной прозе относятся также многие книги, выходящие в других издательствах и не относящиеся к этой серии.

Во-вторых, данное определение может вызвать ложные ассоциации, будто бы в этих изданиях речь идет исключительно о жизни православных приходов и духовенства, что значительно сузило бы их идейно-тематическую составляющую. Очевидно, что тематика и круг проблем, затронутых в данных произведениях, значительно шире.

Понятие «духовная проза» также допустимо. Однако и здесь следует оговориться, что под духовностью понимается именно православное представление о ней.

Кроме того, необходимо определить, чем эта литература отличается от остальной, в первую очередь русской классической, в которой часто встречаются религиозные мотивы и образы?

Важной стержневой доминантой, объединяющей различные в жанровом и стилевом отношении произведения, является теоцентризм мышления их авторов, отразившийся на страницах произведений. Центром мироздания признается Бог, при этом он понимается не в отвлеченном контексте, а через призму религиозной, православной традиции. Миро- воззрение православных авторов основано на трех аспектах. Речь идет о беспрекословном следовании евангельским заповедям (этический аспект), полном принятии догматов церкви, ее таинств и обрядов (сакральный аспект), а также авторитета, как ее древних основоположников, так и современной иерархии (институционально-иерархический аспект).

Иначе говоря, современная духовная проза говорит о том, что следование церковной традиции есть основа духовного возрождения человека. Этим современная духовная литература отличается от произведений многих писателей XIX–XX вв., например, Л. Толстого, который в целом принимал христианскую этику, но не признавал церковь в ее сакральном и институционально-иерархическом значениях.

Типология духовной прозы также представляет собой отдельную литературоведческую проблему. При внимательном прочтении многих произведений, становится очевидным, что теоцентрическое мировоззрение отражается в них по-разному. Существенный ряд произведений посвящен теме внутренней эволюции человека, которая воспринимается как отход от материалистического мировоззрения и обретение веры. Очевидно, что это очень сложный процесс, сопровождающийся противоречивыми психологическими явлениями. Надо заметить, что вера, особенно при учете религиозно-конфессионального аспекта – малознакомое явление для человека советской и постсоветской эпохи. Для того чтобы прийти в церковь, герою нужно изменить себя, сломать прежние стереотипы, критически осмыслить предшествующую жизнь.

Этой проблеме посвящена большая часть произведений духовной литературы, к примеру, многие рассказы протоиерея Н. Агафонова: «Колдовские сети», «Безработный», «По щучьему велению», «Победа над смертью», «Утешение в старости», «Командировка в иную реальность» и др. К этому же кругу можно отнести дилогию протоиерея А. Торика «Флавиан» и «Флавиан: жизнь продолжается», некоторые рассказы В. Лялина (например, «Наваждение»), повести Б. Спорова «Наследники» и «Монах-спаситель», Т. Шипошиной «Полигон» и «Как мне хочется чистой воды», а также роман протоиерея А. Мокиевского «Незавершенная литургия». В центре внимания этих произведений находится герой, который изначально пребывает в состоянии разлада с действительностью и самим собой.

Его главная проблема – отсутствие смысла и цели в жизни, безверие. Подобное внутреннее состояние часто оборачивается для него жизненной катастрофой. Она может проявляться в реальных жизненных обстоятельствах: семейная измена («Колдовские сети»), потеря работы («Безработный»), конфликт отцов и детей («Утешение в старости»), война и лишения («По щучьему велению»), болезнь («Наваждение»), муки совести и тоска («Флавиан»), одиночество («Наследники»). Все это позволяет персонажу несколько абстрагироваться от внешней суеты и, заглянув в свою душу, обнаружить в ней духовный вакуум. Поиск веры и обращение к православию – процесс далеко не простой, болезненный, часто сопровождающийся сомнениями и противоречиями. Это вызвано стереотипами воспитания и особенностями психологии человека, пережившего определенные жизненные испытания. Так, герой повести Б. Спорова «Монах-спаситель» Иван Коровин на определенном этапе жизни отказывается признать Бога, апеллируя к собственному несчастью: в результате армейской дедовщины он оказался инвалидом.

В процессе повествования он проходит путь от безверия и ожесточения к признанию Бога и примирению с ним. Однако и в конце произведения окончательный выбор героя еще не сделан. Автор объективно осознает, что принятие веры и воцерковление – только начало внутреннего возрождения человека.

Художественное пространство произведений, относящихся к данному типу, можно условно разделить на две части: секулярное и церковное. Последнее целесообразно назвать именно так, поскольку обретение веры понимается авторами произведений в единстве трех названных ранее аспектов: этическом, сакральном и институционально-иерархическом; проще говоря, оно созвучно народному выражению: «Кому церковь не мать, тому Бог не отец». В процессе развития сюжета читатель становится свидетелем того, как герой, принадлежащий изначально первому пространству, постепенно знакомится со вторым, проникает в него. При этом последующая судьба героя раскрывается далеко не всегда. Чаще всего читатель оставляет его в момент, когда тот решает переступить порог храма. Автор тем самым дает ему возможность понять, насколько труден путь искреннего и обдуманного воцерковления. Так, герой рассказа протоиерея Н. Агафонова «Безработный» Евгений Полетаев, направляется в храм, услышав следующие слова случайной знакомой: «Поверьте, самые сильные доказательства не в области разума, а в сердце человека. Пойдите сами в храм и постарайтесь увидеть то, что невозможно увидеть глазами, и понять то, что невозможно понять разумом, и тогда ваша жизнь изменится». Рассказ заканчивается следующим образом: «Полетаев долго смотрел им вслед, затем решительно повернулся и пошел в храм». Заметим, что церковный мир здесь представлен несколько штрихообразно, в основном лишь через разговоры героя с верующими людьми. В этом проявляется особая деликатность автора, желающего избежать категоричных оценок и идеализации.

Он лишь показывает, что герою дается шанс изменить свою жизнь, дальнейшее же зависит во многом и от него самого, и от множества других обстоятельств.

Преодоление границы секулярного и церковного мира может протекать и по другим параметрам. Так, например, главный персонаж рассказа протоиерея Н. Агафонова «Колдовские сети» Светлана, испытавшая жизненную драму, чуть было не приведшую ее к самоубийству, услышала вдруг колокольный звон, что послужило для нее определенным толчком к открытию нового мира – мира русского православия. Героиня рассказа «По щучьему веленью» Анна Соколова, живущая во время Великой Отечественной войны, приходит к вере, испытывая страх за детей, а ее муж – военный врач – через знакомство с профессором-хирургом архиепископом Лукой (Войно-Ясенецким). Таинство исповеди, совершенное накануне смерти, определяет обращение к Богу учительницы-пенсионерки Веры Семеновны («Утешение в старости»), а знакомство и неожиданно возникшая дружба со сверстником-священником приводит в храм и обрекает на карьерную жертву молодого советского журналиста Алексея Агапова («Командировка в иную реальность»).

Иногда фактором, подталкивающим героя к изменению собственного мировоззрения, может стать чудо, которое проявляется совершенно неожиданно для светского человека, но при этом оно вполне закономерно для религиозного сознания. Этот момент следует раскрыть более подробно. Главным чудом, с точки зрения православных авторов, является человек, наделенный способностью к переосмыслению своей жизни и духовному возрождению. Это происходит только тогда, когда он начинает следовать Божьей воле, жить в соответствии с его заповедями. В то же время в ряде произведений встречаются более конкретные эпизоды, свидетельствую- щие о вторжении сверхъестественного, сакрального начала в жизнь человека. Эти явления могут быть связаны с воскресением умерших («Флавиан» протоиерея А. Торика), исцелением безнадежных больных («Наваждение» В. Л ялина), явлением человеку представителей высших сил («Незавершенная литургия» протоиерея А. Мокиевского, «Колдовские сети» протоиерея Н. Агафонова).

2 БИОГРАФИЯ НАДЕЖДЫ ВЕСЕЛОВОЙ

 

Надежда Владимировна Веселовская - член Союза писателей России, кандидат филологических наук. Родилась в Москве, окончила Литературный институт им. А.М. Горького. Выпустила несколько поэтических сборников, автор пьес и сценариев. Лауреат поэтического конкурса журнала "Смена" и драматургического конкурса "Филантроп". В 1999 г. стала дипломантом Конкурса поэзии им. А.С. Пушкина. В 2000 г. ее книга "Союз любви" стала лауреатом конкурса "Новая русская книга", посвященного 2000-летию Рождества Христова. С 2005 г. пишет прозу. В 2005 г. была удостоена Ордена Святой равноапостольной княгини Ольги. В настоящее время занимается педагогической деятельностью.

Автор популярных мистико-приключенческих повестей дает людям надежду и веру в то, что человеческая жизнь бесценна, что у нее есть смысл и что даже в XXI в. никто не отменял любви, мужества, дружбы и нашего выбора между служением добру и злу.

Выпустила несколько поэтических сборников, автор пьес и сценариев. Лауреат поэтического конкурса журнала "Смена" и драматургического конкурса "Филантроп". В 1999 г. стала дипломантом Конкурса поэзии им. А.С. Пушкина. В 2000 г. ее книга "Союз любви" стала лауреатом конкурса "Новая русская книга", посвященного 2000-летию Рождества Христова. С 2005 г. пишет прозу - так, в издательстве "Лепта" вышли следующие книги: "Переселение" (2005), "Спастись от чар" (2005), "Путь к имени, или Мальвина-Евфросиния" (2006); серия "Линии судьбы": "Три кольца, или Тест на устойчивость" (2006), "Древний клад, или Избранная жертва" (2006), "Дети индиго, или Время лунного бэби" (2006). В 2005 г. была удостоена Ордена Святой равноапостольной княгини Ольги. В настоящее время занимается педагогической деятельностью [4].

Веселовская, Н. Переселение / Н.Веселовская. - М. : Лепта-пресс, 2005. - 284, [1] с.

Вы любите играть в компьютерные игры? Смотрите не заиграйтесь!

Компьютерные игры втягивают в себя самую сущность человека, оставляя лишь пустую телесную оболочку. Так и случилось однажды с Павлом Лучининым. Но сын Тимка не согласен его потерять и отправляается на опасные поиски затерявшейся личности отца прямо в "заэкранье"…

Веселовская, Н. Путь к Имени, или Мальвина-Евфросиния: повесть / Н.Веселовская. - Москва: Лепта, 2006. - 352, [1] с.

Книга повествует о судьбах современных молодых девушек, о напастях и опасностях, подстерегающих их на каждом шагу. Главная героиня носит необычное имя - Мальвина - но живет, между тем, обычной, ничем не приметной жизнью: она вынуждена работать дворником, колоть лёд, мыть лестницы, выгонять с чердака бомжей… У подруг ее жизнь тоже, кажется вполне обыкновенная, но не слишком-то радостная: у одной отняли ребёнка, другую заманили в секту… Различные трудности и перипетии приводят Мальвину к решению принять св. Крещение, и она получает новое имя - в честь св. благоверной княгини Евфросинии Московской. Проблемы понемногу начинают разрешаться. В сюжете причудливо переплетаются прошлое и настоящее, определяющие будущее России. Книга адресована широкому кругу читателей.

Веселовская, Н. Современность, старина, девочкины имена: православные сказки для девочек / Н.Веселовская. - Москва: Сибирская благозвонница, 2008. - 331, [3] с.

Авторские сказки Надежды Веселовской тесно связаны традиционным русским сказочным фольклором. Сказки – первое самостоятельное обращение детей к литературе. Именно в возрасте 6-8 лет у ребенка формируется собственная система ценностей. Впервые перед ним встает выбор – бороться на стороне справедливости и добра либо ликовать, что обрел власть над людьми и богатство посредством дружбы-службы у нечисти. И вот этот ранний духовный опыт может стать главным для человека в его видении миропорядка дальнейшей жизни.

Сказка Надежды Веселовской имеют два неоспоримых преимущества – сказочные события оцениваются в них с православных духовных позиций, а значит, с позиций добра и любви и завершается каждая сказка разъяснением, облеченным в легко постигаемую поэтическую форму.

Серия «Линии судьбы»

Веселовская, Н. Три кольца, или Тест на устойчивость / Н. Веселовская. - Москва: Яуза [и др.], 2006. - 313, [1] с. - (Линии судьбы).

Три различные по возрасту, профессии и характеру женщины привезли с русского Севера одинаковые сувениры - резные костяные кольца. После этого у каждой из них возникают особые проблемы: одна плачет без причины, другая не фиксирует собственной речи, третья бранит всех подряд, даже своего начальника. Врач-психолог берется разгадать тайну воздействия колец на их внутренний мир - тайну, которая лежит в плоскости необычного… 

Веселовская, Н. Древний клад, или Избранная жертва / Н.Веселовская. - Москва: Яуза [и др.], 2006. - 352 с. - (Линии судьбы).

Древние оставили в земле множество сокровищ… Во всяком случае, так считает человек, претендующий на клад, заложенный в Крыму греческими переселенцами задолго до нашей эры. Он собирается искать сокровище нетрадиционным методом, для чего набирает в школе "исторический кружок" - семь восьмиклассниц, которым отводится роль медиумов. Девочки не знают, что охраняющие клад древние духи согласны отдать его только за страшный выкуп: одна из школьниц должна стать жертвой "несчастного случая"… На помощь им спешат герои книги "Три кольца, или Тест на устойчивость": врач Сергей Григорьевич и учительница истории Марина Кирилловна…

Веселовская, Н. Дети индиго, или Время "лунного" бэби / Н.Веселовская. - Москва : Яуза [и др.], 2006. - 281 с. - (Линии судьбы).

Даша, знакомая читателям по предыдущим книгам серии, ждет ребенка и хочет наилучшим образом подготовиться к его рождению. Она идет на разрекламированные занятия для будущих мам и неожиданно узнает, что ей предложено выносить и родить не просто младенца, а сверхчеловека…

Вместе с героями книг «Три кольца, или Тест на устойчивость» и «Древний клад, или Избранная жертва», врчаом Сергеем Григорьевичем и учительницей истории Мариной Кирилловной, Даша пытается разобраться, «что колдовство, а что естество», где проходит грань между человечеством и сверхчеловеком.

Веселовская, Н. Маргарита и ее мастер / Н.Веселовская. - Москва : Яуза-пресс [и др.], 2007. - 250 с. - (Линии судьбы). 

Книга, завершающая историю о трех магических кольцах, рассказывает о хозяйке кольца Маргарите, ставшей экстрасенсом. Она получает от своего талисмана возможности, не свойственные человеку, и в то же время вынуждена исполнять все его приказания. Однажды внутри кольца Маргарита видит "темных дел мастера", руководящего всем процессом. Теперь ей хочется лишь одного - спастись бегством… [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ " ПУТЬ К ИМЕНИ, ИЛИ МАЛЬВИНА-ЕВФРОСИНИЯ"

 

В своем рассказе Надежда Веселовская повествует о судьбах современных молодых девушек, о напастях и опасностях, подстерегающих их на каждом шагу. Главная героиня носит необычное имя - Мальвина - но живет, между тем, обычной, ничем не приметной жизнью: она вынуждена работать дворником, колоть лёд, мыть лестницы, выгонять с чердака бомжей… У подруг ее жизнь тоже, кажется вполне обыкновенная, но не слишком-то радостная: у одной отняли ребёнка, другую заманили в секту… Различные трудности и перипетии приводят Мальвину к решению принять св. Крещение, и она получает новое имя - в честь св. благоверной княгини Евфросинии Московской. Проблемы понемногу начинают разрешаться. В сюжете причудливо переплетаются прошлое и настоящее, определяющие будущее России. Книга адресована широкому кругу читателей.

Мама назвала героиню рассказа Мальвиной, в честь девочки-куклы с голубыми локонами. Когда она была маленькой, ей очень нравились картинки в книжке «Золотой ключик» — особенно те, где была Мальвина. Она надеялась, что и сама вырастет такой же красивой — ведь не зря же у них с ней общее имя!

В школе ее называли Малей, Малькой, Мальвинкой, даже Калинкой-Малинкой. А одна старая учительница звала Мальвой — это был ее любимый цветок. В общем, если в младших классах она радовалась своему необычному имени, то в средних ей уже хотелось отдохнуть, раствориться среди снующих вокруг Машек, Катек, Анек и Настей. А к окончанию школы она убедила себя, что имя вообще ничего не значит, важно, какой ты человек. Если люди будут ее уважать, то никому не покажется, что «Мальвина» звучит напыщенно.

Впрочем, у нее в то время было много других вопросов, которые требовалось решить. И самый первый — кем она будет в жизни, в смысле, какую профессию ей  выбрать. Хотелось, конечно, чтобы можно было хорошо заработать, ну и вообще: чтобы от нее был прок и чтобы она чувствовать себя на своем месте. Они с мамой устроили семейный совет и перебрали все варианты.

Первый — поступить в институт, но это само по себе не просто, и потом, еще пять лет сидеть на том же скудном бюджете. А уж если предложат платить за обучение, тут они с мамой и вовсе пас. Второй вариант — техникум или училище, третий — сразу на работу.

Ей, конечно, хотелось выбрать третий, потому что она давно мечтала зарабатывать деньги. Тут все сошлось: и жалость к маме, которая всю жизнь надрывалась, чтобы ее вырастить, и собственные желания — шубку там, сапоги.

А потом, она, естественно, понимала, что деньги могут в жизни практически все: вылечить, защитить, решить любую проблему. За деньги можно исполнить все мечты, кроме одной — полюбить и быть любимой. Потому что если тебя любят за деньги, это уже не любовь. Правда, в их выпускном классе было и другое мнение.

В повести Надежды Веселовской показаны жизненные пути трёх девушек-подруг, чья молодость пришлась на нелёгкие для России годы – становление капиталистического строя. Одна из подруг оказалась в тоталитарной секте, где её лишили всего имущества и превратили в рабыню.

Вторая стала любовницей богатого чеченца, родила от него сына, но отец забрал мальчика от матери и отдал на воспитание старухам в свой родной аул; от горя расставания с сыном девушка постепенно стала превращаться в запойную пьяницу.

Третья подруга – Мальвина – мечтала стать модельером, но её коллекцию присвоили другие люди, и ей ничего не оставалось, как стать простым дворником. Однако даже в таких тяжёлых жизненных обстоятельствах всегда есть выход – лишь бы не зачерствела душа, не была сломлена воля, была бы жива надежда да любовь.

Цель повести Надежды Владимировны – донести до читателя мысль, что от того, насколько духовно здоров каждый конкретный человек, зависит не только его собственная судьба, но и судьба нашей Родины, а, возможно, и всего мира.

Для автора книги «Мальвина-Евфросиния» – скорее, произведение которое ассоциируется с условиями местопроживания. Ее соседями в недавнем прошлом были бабушка и внучка, с которых списаны баба Тося и Валька Кабановы, а также «одеяльные бизнесмены».

Историю Мальвины, историю Нюты она узнала из других источников, кое-что домыслила, вспомнив свои прежние ощущения, отнюдь не забытые девичьи мечты… и решила связать все три судьбы девушек-ровесниц в одной повести.

 А еще в «Мальвине-Евфросинии» важна идея, иносказательно повествующая о мистической судьбе русского народа. Это повествование начинается со второй главы и периодически прорывает текст, относящийся к современной жизни. Но одно и другое не разобщено. В финале эти два плана связывает великий образ святой княгини Евфросинии, напоминающий нам о духовном наследии прошлого, которое может и должно быть воспринято нами сейчас.

Проблематика произведения взята из реальности. Каждому читателю книги в жизни часто доводится беседовать о жизни с детьми, их родителями. Окружающая действительность полна искушений приобщиться к магии, и часто люди, тем более еще не взрослые, этой опасности не осознают.

Они читают книги, где героями являются «добрые» ведьмы и обучающиеся колдовству подростки, играют в спиритические по сути игры, где требуется вызвать пиковую даму или гномика, или еще кого из той же компании, интересуются гороскопами. А уж медитацией заниматься прямо-таки модно. Автор хотела, чтобы книга остановила хоть кого-нибудь на этом пути. Конечно, с Божьей помощью.

При написании книги автор рассчитывала на широкую читательскую аудиторию, объединившую и воцерковленных, и невоцерковленных читателей. Последним эта книга могут сослужить еще и ту службу, что в художественном плане расскажут о православном мироощущении. Она уверена, что искусство является действенной убеждающей силой.

Ну и, конечно, ей хочется, чтобы всем читателям этой книги ее прочтение доставило удовольствие - ведь только в таком случае можно говорить о какой-то внутренней пользе книги.

Еще хочу сказать, что автору очень важна читательская поддержка, вдохновляющая на новые замыслы, новые труды. «Спасибо всем, кто уделит внимание любой из моих книг. Если она оставила у вас хорошее впечатление - моя цель, как писателя, достигнута».

И все-таки все проблемы решаются... В этой книге рассказано о судьбах современных девушек, о напастях, подстерегающих их на каждом шагу. В результате различных событий главная героиня приходит к мысли креститься. Она получает имя в честь преподобной княгини Евфросинии Московской. В повести переплетаются прошлое и настоящее, предопределяющие в своем единстве будущее России. [6]

В своей новой книге Надежда Веселовская предлагает вниманию читателей три занятных и поучительных истории из жизни девочек, носящих старинные русские имена. Древняя Русь и современная Россия — что может связывать героинь столь разных времен? Ответ прост — искренняя вера в чудеса и помощь Божию, любовь к ближним и готовность отдать свою жизнь за друзей.

Авторские сказки Надежды Веселовской тесно связаны традиционным русским сказочным фольклором. Сказки – первое самостоятельное обращение детей к литературе. Именно в возрасте 6-8 лет у ребенка формируется собственная система ценностей. Впервые перед ним встает выбор – бороться на стороне справедливости и добра либо ликовать, что обрел власть над людьми и богатство посредством дружбы-службы у нечисти. И вот этот ранний духовный опыт может стать главным для человека в его видении миропорядка дальнейшей жизни.

Книга Надежды Веселовской имеет два неоспоримых преимущества – сказочные события оцениваются в них с православных духовных позиций, а значит, с позиций добра и любви и завершается каждая сказка разъяснением, облеченным в легко постигаемую поэтическую форму.

Это не конец, что предполагается продолжение. То есть, завершение книги логично - девушка принимает Крещение, находит смысл, который давно был потерян. У ее подруг тоже все вроде бы идет на лад. Но остается подвешена личная линия - что там выйдет из отношений с этим журналистом (который, строго говоря, формально еще женат, хоть и на грани развода, да и староват для нее - хотя всякое бывает в жизни)), и с конкурсом. Ведь Крещение - только начало духовной жизни, а даже выигранный конкурс - только начало карьеры. Хотя, возможно, это преднамеренно открытый финал.

на получает имя в честь преподобной княгини Евфросинии Московской. У ее подруги отняли ребенка; другая подруга несколько лет провела в секте. В повести переплетаются прошлое и настоящее, предопределяющие в своем единстве будущее России. И все-таки все проблемы решаются. . . В этой книге рассказано о судьбах современных девушек, о напастях, подстерегающих их на каждом шагу.

Молоденькая девушка с необычным именем Мальвина вынуждена работать дворником: колоть лед, мыть лестницу, выгонять с чердака бомжей. Книга адресована широкому кругу читателей. В результате различных событий главная героиня приходит к мысли креститься.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время активно развивается творчество ряда современных писателей, ориентированных на религиозную христианскую традицию. Среди них встречаются имена священнослужителей и светских авторов, исповедующих православную веру. Сегодня можно говорить о постепенном формировании нового литературного явления – православной художественной литературы, в первую очередь прозы, по отношению к которой постепенно возрастает читательский интерес.  Современная православная проза – явление малоизученное на сегодняшний день. На данный момент нет целостного монографического исследования, посвященного этой теме. Существуют лишь отдельные статьи и рецензии, в которых делается попытка отразить тематику и художественную специфику православной литературы  или особенности творчества отдельных авторов и др.

Исследуемое литературное явление характеризуется жанровым и стилевым многообразием. В то же время большинство авторов обращаются к общей теме – нравственному поиску и духовной эволюции человека. Обнаруживается сходное понимание этой эволюции: поиск и обретение веры, а через нее – смысла собственного существования. В центре подобных произведений находится, как правило, одна личность, вокруг которой сконцентрированы иные персонажи и события. Читатель имеет возможность проследить жизнь героя на наиболее ответственном этапе ее развития. Важность этого этапа обусловливается тем, что на его протяжении происходит духовная трансформация персонажа, который находится в постоянном движении, лишен статичности и меняется от начала к финалу произведения. Характер духовных изменений героя, их временнáя протяженность и глубина во многих произведениях различаются. Анализ текстов позволяет выделить целый ряд сюжетных моделей, раскрывающих характер духовной эволюции человека. Наибольший интерес представляет следующая модель: «неверие – начальные попытки духовного поиска человека».

Надежда Владимировна Веселовская - член Союза писателей России, кандидат филологических наук. Автор популярных мистико-приключенческих повестей дает людям надежду и веру в то, что человеческая жизнь бесценна, что у нее есть смысл и что даже в XXI в. никто не отменял любви, мужества, дружбы и нашего выбора между служением добру и злу.

Книга повествует о судьбах современных молодых девушек, о напастях и опасностях, подстерегающих их на каждом шагу. Главная героиня носит необычное имя - Мальвина - но живет, между тем, обычной, ничем не приметной жизнью: она вынуждена работать дворником, колоть лёд, мыть лестницы, выгонять с чердака бомжей… У подруг ее жизнь тоже, кажется вполне обыкновенная, но не слишком-то радостная: у одной отняли ребёнка, другую заманили в секту… Различные трудности и перипетии приводят Мальвину к решению принять св. Крещение, и она получает новое имя - в честь св. благоверной княгини Евфросинии Московской. Проблемы понемногу начинают разрешаться. В сюжете причудливо переплетаются прошлое и настоящее, определяющие будущее России. Книга адресована широкому кругу читателей.

Пример такого выздоровления описан в другой повести Н.В. Веселовской «Путь к имени, или Мальвина-Евфросиния», опубликованной в 2006 году в преддверии празднования 600-летия памяти Великой княгини Московской Евдокии (в постриге Евфросинии), жены Дмитрия Донского. Прекрасно, если книга окажется в руках современной девушки, которую убеждает пример великой княгини и через века ощущается ее духовная поддержка. Три искалеченные девичьи судьбы выправляются на глазах читателя: одна подруга возвращает отнятого ребенка; другая после нескольких лет возвращается из секты. Помощь людям становится смыслом жизни и главной героини. Этим смыслом наполняет книга Н.В. Веселовской и жизнь современного молодого читателя.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М., 2011.

2. Солоницын А.А. Православная литература: возрождение жанра. Электронный ресурс.

3. Сохряков Ю.И. Благодатный дух соборности // Русская литература XIX века и христианство. М., 2013.

4. Сохряков Ю.И. Национальная идея в отечественной публицистике XIX -начала XX вв. М., 2011.

5. Тимина С.И. Современная русская литература конца XX — начала XXI века. Учеб.-метод. пособие, М.: «Академия», 2013.

6. Юсупов Р.Н. Православная духовная традиция как социокультурный феномен: истоки, философские интерпретации и место в диалоге культур. Дис.канд. филос. н. Екатеринбург, 2013.

7. https://www.livelib.ru/author/157591

8. http://odinnadz.blogspot.ru/2012/08/blog-post_10.html

9. http://www.golden-ship.ru/_ld/21/2120_1755.html



 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М., 2011.

[2] Солоницын А.А. Православная литература: возрождение жанра. Электронный ресурс.

[3] Сохряков Ю.И. Благодатный дух соборности // Русская литература XIX века и христианство. М., 2013.

[4] https://www.livelib.ru/author/157591

 

[5] http://odinnadz.blogspot.ru/2012/08/blog-post_10.html

[6] http://www.golden-ship.ru/_ld/21/2120_1755.html