Муниципальное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №10»
Информационно – познавательный проект по математике
Тема: «Числовые забавы»
Выполнил: ученик 5 «А»
МОУ «СОШ №10»
Решетнюк Владимир
Наставник: Казакова Н.С.
учитель математики
Кыштым, 2021 год
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….………..3
Глава I Понятия числовых забав
1.1 Числовая забава и классификация числовых забав ...................................................4
1.2 Числовые фокусы……………………………………………………………….……..4
1.3 Магические квадраты………………………………………………………………....5
1.4 Числовые ребусы……………………………………………………………………...6
Глава II Анкетирование обучающихся 5 класса……………………………….…………….8
1.2 Копилка математических фокусов …………………………………………………...8
Заключение ……………………………………………………………………………………11
Список литературы……………………………………………………………………………12
Приложение1 ………………………………………………………………………………….13
«Числа управляют миром»
Введение.
Мир математики многообразен и не так скучен, как может показаться на первый взгляд. Числовые забавы могут завлечь и развлечь, ничуть не меньше, чем компьютерные игры. Умное обращение с цифрами дает возможность каждому попасть в удивительный мир математики.
Числовые забавы очень просты в своем исполнении. Не нужно проводить долгих тренировок, дополнительного реквизит не требуется, но эффектность проведения таких забав вам гарантирована. Головоломки, числовые фокусы, ребусы отлично подходят для учащихся, желающих удивлять своих сверстников и не только! Смысл любой числовой забавы в угадывании чисел. Главный секрет - отсутствие секрета! Все чудеса основаны на реальных математических закономерностях, поэтому эта тема актуальна в наше время. Существует достаточно много числовых свойств, о которых простому ученику не известно и даже неинтересно, но нам в своей работе хочется приоткрыть занавес для тех, кто стоит только в начале своих математических открытий. Провести всех в загадочный мир «числовой иллюзии».
Цель работы: изучение и знакомство с числовыми забавами по математике.
Задачи:
1. Дать определение термину «числовая забава»;
2. Классифицировать числовые забавы.
3. Привести примеры различных числовых забав.
4. Показать в классе самые интересные числовые забавы.
5. Создать презентацию
Методы исследования: поиск, изучение, систематизация, применение
Практическая значимость состоит в том, что материалы данного проекта могут применяться на классных часах, уроках математики и во внеурочной деятельности.
Глава I Понятия числовых забав
1.1 Числовая забава и классификация числовых забав
К числовым играм можно относиться по - разному, неоспоримым является тот факт, что любой способ, позволяющий, заинтересоваться и увлечься предметом, уже хорош сам по себе, потому что позволяет развивать устный счет, логику, мышление. Толковый словарь Ожегова дает нам такое обозначение слова «забава» - развлечение, игра! Мы уверены, что немногие свяжут слово игра и математика в одно единое, оттого наше исследование становится еще интереснее. Что же такое числовая забава в нашем понимании? Головоломки, иллюзии, фокусы, или все это вместе взятое?
Числовая забава – это математическая закономерность, позволяющая изучать мир точных наук с помощью игры.
Классификация числовых забав.
Проведя наше исследование можно выделить несколько видов числовых забав:
· Числовые фокусы
· Магические квадраты
· Числовые ребусы
1.2 Числовые фокусы
В каждом уголке нашей большой планеты можно найти человека, увлекающимся числовыми фокусами. И это закономерно. “Гимнастика ума” полезна для каждого. Разгадывание таких числовых забав тренируют память, развивают смекалку, вырабатывают упорство, учат мыслить логически, анализировать, систематизировать и сопоставлять.
Числовой фокус – это математическая закономерность, в основе которой лежит не иллюзия, как может показаться на первый взгляд, а конкретное правило действий с числами.
Приведем пример числового фокуса.
Задание:
Угадать день рождения постороннего человека. Необходимо:
1. Увеличить в два раза число, являющееся днем рождения.
2. Прибавить пятерку, к получившемуся результату.
3. Полученную сумму умножить на 50.
4. К этому произведению необходимо прибавить номер месяца рождения
5. Произнести получившееся число.
Через некоторое время можно назвать день рождения этого постороннего человека.
Секрет фокуса:
От произнесенного в результате вычислений числа надо отнять 250. Получается трехзначное или четырехзначное число. Дата рождения это первая и вторая цифры. Месяц рождения - две последние.
1.3 Магические квадраты.
Арифметические действия с числами известны человеку с древних времен. Постепенно развивая математическую науку, люди обнаружили самостоятельную жизнь чисел, удивительную, таинственную.
Магические квадраты можно найти в математических работах арабов, индусов, после чего они стали известны и получили свою популярность в Римской империи, после чего появились и в Западной Европе. Им приписывали волшебные свойства, поэтому методы их получения заинтересовали ума многих ученых. В мистическую силу люди верили, поэтому магические квадраты использовали для изготовления всевозможных амулетов и оберегов.
Магический квадрат - это таблица, которая составлена из целых чисел. В ней сумма чисел в каждых строках и столбцах, а так же в любой из двух диагоналей должна равняться одному и тому же числу.
Приведем пример.
Задание: Клеточки квадрата нужно заполнить числами от 1 до 9. Сумма чисел во всех столбцах и строках, а так же по диагоналям квадрата должна равняться числу 15.
1. Прибавим
средний столбец и в среднюю строку к исходному квадратику дополнительные
окошки.
2. Выделим диагональные клетки, их мы будем заполнять числами в первую
очередь.
3. В выделенные клетки записываем числа от 1 до 9.
4. Передвинем числа из дополнительных окошек внутрь квадрата, пример
показан в таблице.
1.4 Числовые ребусы
Числовые ребусы – это математические примеры на сложение, вычитание,
умножение и деление, часть цифр в которых заменена на различные символы. Это
могут быть и буквы, и значки, и какие-то объекты. Задача состоит в том, чтобы
расшифровать эти выражения.
Для разгадывания таких ребусов необходимо подставить нужную цифру так, чтобы
это выражение стало верным.
Можно выделить три вида числовых ребусов:
1. Буквенный. Такие ребусы называются криптарифмами. В них разгадываемые цифры заменены буквами.
Приведем пример буквено - числового ребуса.
Задание:
2. Символьно - численный. В нем присутствуют и числа, и символы.
Приведем пример символьно - числового ребуса.
Задание: Ответ:
3. Символьный. В нем, все разгадываемые цифры, спрятаны только за всевозможные символы.
Задание:
Ответ: Квадратом является 2
|
Одинаковые фигуры это одинаковые цифры. Необходимо найти эти цифры.
Глава II Анкетирование обучающихся 5 класса и копилка математических фокусов.
Среди своих одноклассников, в 5а классе, я показал математические фокусы и провел анкетирование по нескольким вопросам.
Фокус 1.
Вот один из фокусов М.Ю. Лермонтова:
-Задумайте число, меньше 10
-Увеличьте его на 5
-Полученный результат удвойте
-К полученному числу прибавьте 3
-Из полученной суммы вычесть удвоенное задуманное число.
Если все действия были выполнены верно, то у вас должно получится число 13.
Фокус 2.
Фокус из учебника информатики 5 класс. Задумайте произвольное число с помощью калькулятора выполните следующую цепочку преобразований:
-Прибавьте к задуманному числу 25
-К ответу прибавьте ещё 125
-Из ответа вычтите 36
-Из ответа вычтите задуманное число
-Ответ умножьте на 5
-Ответ разделите на 2
У вас должно получится 285.
Проводя конкур среди своих одноклассников, я прошу объяснить, почему у всех получился один и тот же ответ, хотя исходные числа были различными.
Секрет фокуса прост: одним из действий мы из полученного результата вычитаем задуманное число и, поэтому, у всех получается один и тот же ответ.
Фокус 3.
-Напишите на листе бумаги любое трехзначное число так, чтобы я его не видела.
-Теперь напишите число из тех же цифр, но записанных в обратном порядке.
-Вычтите из большего числа меньшее и назовите мне только последнюю цифру полученной разности, и я отгадаю, сколько у вас получилось.
Секрет фокуса прост: средняя цифра всегда 9, а сумма первой и третьей тоже 9.
Фокус 4.
Подумайте о важной дате в вашей жизни, будь то день рождения, общественный праздник или даже совершенно выдуманный день. Проделайте следующие операции на калькуляторе, и я отгадаю какой день вы задумали.
-номер месяца (январь — 1-й, декабрь — 12-й)
-умножить на 5
-прибавить 6
-умножить на 4
-прибавить 9
-умножить на 5
-прибавить номер дня
-прибавить 700
Секрет фокуса: надо из полученного числа вычесть 865 . Число, которое получится и есть точная дата. Первая цифра числа — это номер месяца, а последняя номер дня.
Фокус 5.
Это фокус-шутка, он поможет выяснить количество дней в неделю, по которым вы или ваши друзья хотите есть морковку и ваш возраст.
Напишите, сколько дней в неделю вы хотите есть морковку
2. Умножьте это число на 2.
3. К полученному числу прибавьте 5.
4. Умножьте сумму на 50.
5. Если в этом году у вас уже был день рождения, прибавьте 1750, если нет —
1749.
6. Из полученного числа надо вычесть ваш год рождения.
7. К полученному числу прибавьте 14.
Первая цифра полученного числа — это количество дней в неделю, по которым вы
хотите есть морковку. Две последние — ваш возраст.
Фокус 6.
Загадайте два числа, расположенных друг против друга на циферблате. Загадали? Теперь вычтите меньшее число из большего. Внимание! В результате получилось 6.
Фокус 7.
Числами Фибоначчи называют ряд чисел, в котором каждое, начиная с третьего, представляет собой сумму двух предшествующих. Допустим для примера, что были выбраны 8 и 5. Затем надо сложить эти числа. Найденное таким образом третье число складывается со вторым и получается четвертое число. Этот процесс повторяют до тех пор, пока в вертикальном столбце не окажется десять чисел: 8, 5, 13, 18, 31, 49, 80, 129, 209, 338. Сумму этих можно вычислить очень простым способом. Нужно четвертое число с конца умножить на одиннадцать. В нашем случае это число 80. Значит сумма чисел равна 880.
Анкетирование обучающихся 5 класса
1. Встречали ли вы математически фокусы?
ü Да
ü Нет
ü Затрудняюсь ответить
2. Как вы считаете, нужны ли математические фокусы?
ü Да
ü Нет
ü Затрудняюсь ответить
3. Как вы относитесь к математическим фокус?
ü С повышенным интересом
ü Положительно
ü Безразлично
ü Затрудняюсь ответить
|
да |
нет |
затрудняюсь ответить |
Встречали ли вы математически фокусы? |
25(89%) |
3(11%) |
0 |
Как вы считаете, нужны ли математические фокусы? |
19(68%) |
4(18%) |
5(14%) |
|
С повышенным интересом
|
Положительно
|
Безразлично
|
Затрудняюсь ответить |
3Как вы относитесь к математическим фокус? |
11(39%) |
9(32%) |
5(18%) |
3(11%) |
Проанализировав результаты анкеты, стало ясно, что из опрошенных 28 обучающихся, 3 не встречали математические фокусы, а 25 учеников были сними знакомы из газет, журналов, телевидения.
На второй вопрос «Нужны ли фокусы для развития логики и мышления», 5 затруднились ответить,4 сказали «нет», но большинство обучающихся 19 дали положительный ответ.
На вопрос «Как вы относитесь к математическим фокус?» были разногласия 11 и 9 учеников дали положительный ответ, так как заинтересовались их изучение, а 5 и 3 решили, что они не помогут им в жизни. (Приложение 1)
Заключение
В математике много различных числовых забав, если хорошо пофантазировать, можно придумать их самому. Математика — это не только утомительная учёба. Фокусы, ребусы, магические квадраты можно использовать в качестве игры, используя числа и фантазию. Задачи, представленные в увлекательной форме, очень занимательны. Трудный путь поиска ответов развивает желание невозможное сделать реальным, а именно использовать математику для забавы, игры.
Так же учебное пособие дает учащимся возможность понять, что числовые забавы могут завлечь и развлечь, ничуть не меньше, чем компьютерные игры. После опроса обучающихся 5 класса, я понял, что «Числовые забавы» не только полезный комплекс заданий, но и интересное занятие для работы в большой аудитории, на уроке и на классных часах. Цель моего проекта изучение и знакомство с числовыми забавами по математике достигнута, задачи решены: познакомились с термином «числовая забава»; получилось классифицировать числовые забавы; привели примеры различных числовых забав; показали в классе самые интересные числовые забавы; создать презентацию Процесс выполнения упражнений приносит много положительных эмоций. Таким образов, работая над проектом. Я могу сделать следующие выводы «Числовые забавы» действительно полезны и интересны, и данный комплекс упражнений можно использовать для индивидуальных и групповых занятий.
Список литературы
1. http://eqworld.ipmnet.ru/ru/pastime/puzzles.htm
2. http://kvant.mccme.ru/1991/02/chislovye_fokusy.htm
3. http://www.kakprosto.ru/kak-105258-kak-reshat-matematicheskie-rebusy
4. http://infourok.ru/proekt_po_matematike_matematicheskie_fokusy-118665.htm
5. http://www.zaitseva-irina.ru/html/f1129470577.html
6. «Занимательная арифметика» Перельман Я.И. 1926 год издания
Приложение 1
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.