государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 4
городского округа Отрадный Самарской области
структурное подразделение «детский сад № 9»
ПРОЕКТ
по нравственно- патриотическому
воспитанию для детей
старшего дошкольного возраста
«Растим настоящих
патриотов»
Разработали: Трухова К.Г.
Соболева Л.И.
г. Отрадный, 2024 г.
Наша Родина – Россия!
Здесь родились мы на свет,
Нет земли для нас красивей
И любимей в мире нет!
Здесь твой дом, твоя семья,
Здесь живут твои друзья!
Будем Родину, как мать,
Мы беречь и защищать!
«Растим настоящих патриотов»
происхождение работы (модифицированная)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Академик Д.С. Лихачёв
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родной стране, городу. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Быть гражданином, патриотом - это непременно любить свою Родину,
место где родился и где живешь..
Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Для успешности работы с детьми по этой теме предлагаем вам проектный метод.
Тема проекта: Растим настоящих патриотов
Цель проекта: Формирование у детей основ гражданственности, патриотизма, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного края, к Родине.
Вид проекта: групповой, информационный, долгосрочный
По сроку реализации: 1 год (сентябрь – май ).
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители
Актуальность проекта:
Тема нравственности и патриотизма – сейчас актуальнейшая тема для нашей страны. Как пробудить в ребенке чувство любви к родине, воспитать нравственные качества? Кто из нас, педагогов не задавался этими вопросами. Нельзя заставить любить окружающую природу, людей, Родину. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Задачи проекта:
· расширять представления детей о семье, доме, городе, в котором они живут; о России, как о родной стране;
· формировать нравственно-патриотические чувства посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, литературы, музыки, архитектуры;
· развивать коммуникативные навыки;
· развивать познавательный интерес дошкольника, любознательность, его творческие способности;
· воспитывать чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
· обогащать предметно-пространственную развивающую среду группы.
· вовлекать родителей воспитанников в процесс патриотического воспитания детей.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный (сентябрь ).
- Познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы.
- Разработать план мероприятий для реализации проекта.
- Работа с познавательной и художественной литературой
- Подготовить наглядно-дидактический материал.
- подготовить консультации и папки-передвижки для родителей
2. Основной этап (сентябрь – май .).
Форма работы взаимодействия с детьми:
- Непосредственно образовательная деятельность
- художественно-эстетическое развитие, выставки детских работ
- тематические беседы
- презентации
- календарные праздники
- развлечения, досуги
- чтение детям художественной литературы
- рассматривание иллюстраций
- пальчиковые игры
- дидактические игры
- просмотр мультфильмов
Форма работа взаимодействия с родителями:
- консультации;
- папки-передвижки
- творческие конкурсы
Перспективный план работы с детьми и родителями |
|
месяц |
Содержание работы |
сентябрь |
1. «Моя семья» Работа с детьми: - Беседы на тему «Моя семья», «Семейные традиции». - Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество. - Д/игры «Как тебя зовут по-другому», «Назови ласково», «Кто старший (младший) в семье?» - Пальчиковые игры» «Моя семья» - Чтение стихотворений на тему «Моя семья», сказка «Гуси-Лебеди» - Сюжетно-ролевые игры: «Семейный ужин», «С семьей на пикнике». - Рисование на тему «Я и моя семья». Работа с родителями: - Фотоальбом «Моя семья» - Консультация «Традиции семьи в воспитании детей – дошкольников» |
октябрь |
2. «Дом, в котором я живу. Мой город» Работа с детьми: - Беседы на тему «Моя малая родина», «Дом, в котором я живу», «Улицы нашего города», «Какие бывают дома?», «Мой адрес» - Рассматривание картинок, иллюстраций, изображающих людей разных профессий, рассматривание предметов, необходимых людям разных профессий. - Д/ игры «Расскажи, где ты живешь», «У кого, какой дом?» - Просмотр мультфильма «Домик на колёсах». - С/р игра «Мы строители», «Семья. Дом» - Фотоальбом «Путешествие по родному поселку» - Рисование «Мой город» 3. Тематическая акция, посвященная всемирному дню пожилых людей «Давайте будем возраст уважать!» - Выставка рисунков ко Дню пожилого человека, открытки Работа с родителями: - Консультация «Как воспитать маленького патриота». |
ноябрь |
4. «Мой край» Работа с детьми: - Беседы на тему «Богатства моего края», «Животные нашего леса» - Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Край родной», М. Пляцковского «Родные места» - Дидактические игры «Животные нашего леса», «Зеленая аптека», «С какого дерева лист?» 5. Тематическая акция, посвященная международному дню толерантности «Доброе сердце». - Аппликация из бумаги с элементами оригами Работа с родителями: - Консультация «Воспитание чувства любви к своей малой Родине» |
декабрь - январь |
6. «Народные праздники на Руси» Работа с детьми: - Беседа о народных праздниках. Разучивание малых фольклорных форм: пословиц, загадок, русских народных песен - Чтение художественной литературы В. Одоевский "Мороз Иванович", С. Маршак "Двенадцать месяцев", П. Бажов "Серебряное копытце" - Выставка детских рисунков «В гостях у Деда Мороза и Снегурочки» Работа с родителями: участие в Смотре – конкурсе «Снежная сказка на окне» |
февраль |
7. «Защитники отечества» Работа с детьми: - Беседы: «Что такое героизм», «Что такое патриотизм» - Рассматривание иллюстраций по теме «Армия России», «Наши защитники», «Военная техника». - Чтение С.Маршак «Наша армия» - Просмотр мультфильмов: «Волшебная птица», «Горе, не беда», «Молодильные яблоки», «Что такое хорошо и что такое плохо?». - Выставка рисунков к 23 февраля «Наша армия сильна», «Мой папа» - Аппликация «Подарок папе» Работа с родителями: - Семейная выставка работ «Военная техника». - Папка-передвижка: «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы». |
март |
8. «Международный женский день» Работа с детьми: - Беседы: «Лучше всех на свете мамочка моя», «Международный женский день» - Д/и «Скажи ласково», «Что умеет наша мама?», «Вот какая моя мама (бабушка)» - Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» - Выставка детских рисунков «Моя любимая мамочка» - Фотовыставка «Моя мама – лучше всех!» - Аппликация «Подарок маме» Работа с родителями: -Выставка творческих работ руками мам воспитанников ДОУ: «Золотые мамины ручки!» 9. «Народные игрушки» Работа с детьми: - Беседы: «Россия мастерами славится», «Русская народная игрушка», «Чем играли наши бабушки?» - Д/игры «Народные промыслы», «Которой игрушки не стало?», «Сложи узор», «Узнай узор» Работа с родителями: -Буклет «Что такое народная игрушка?» - Консультация «Как познакомить ребенка с народной культурой» - Участие в смотре - конкурсе «Лучший патриотический центр в ДОУ» |
апрель |
10. «Россия. Государственная символика» Работа с детьми: - Беседы: «Государственная символика», «Моя родина Россия» - Чтение стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина», пословиц и поговорок о Родине - Прослушивание фонограммы Гимна России - Презентация «Народы России» - Аппликация «Государственный флаг России 11. «День космонавтики» Работа с детьми: Беседа «Покорение космоса», "Юрий Гагарин - первый космонавт». - Чтение художественной литературы: главы из сказки Н. Носова "Незнайка на Луне - Рисование на данную тему. - Конструирование космического корабля из строительного материала. Работа с родителями: - Папка передвижка «День космонавтики» - Выставка поделок «Покорение космоса» |
май |
12. «Этот день победы» Работа с детьми: - Беседы: «Вечный огонь – символ бессмертия» -Чтение и обсуждение произведений о войне, рассматривание иллюстраций Чтение рассказов из сборника «Дети – герои Великой Отечественной войны». - Разучивание стихов, песен о войне -Изготовление подарков приглашенным ветеранам -Изготовление рисунков на выставку -Выставка художественной литературы о ВОВ. - Патриотический досуг «Победа в сердце каждого из нас». Работа с родителями:Консультация для родителей «Как рассказать ребёнку о войне?» |
3. Заключительный этап (май ).
Отчет о проделанной работе (Презентация).
Предполагаемый результат проекта:
Для детей:
1. Повышение нравственного уровня воспитанников.
2. Расширение кругозора детей, их интереса к истории страны и родного посёлка.
3. Развитие инициативы, самостоятельности.
4. Появление у детей чувства гордости за Россию, уважение к истории страны, родного посёлка, народу.
5. Ознакомление с родным посёлком продолжится в семье.
6. Расширение знаний детей об известных людях страны, родного посёлка, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях.
Для педагогов:
1. Обобщение, распространение и внедрение опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию;
2. Умение моделировать, составлять проекты, организовывать жизнедеятельность с применением современных технологий. Преобразование предметно-игровой среды группы.
Для родителей:
1. Вовлечение родителей, социальных партнёров в образовательно-воспитательный процесс;
2. Формирование положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми;
3. Совместное участие с детьми в конкурсах, праздниках.
Список литературы
1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: конспекты занятий. / Н.В. Алёшина. – М.: УЦ Перспектива, 2008.
2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие воспитателей детского сада. / А.К. Бондаренко. – М.: «Просвещение», 1977.
3. Вераксы Н. Е. , Комаровой Т. С., Васильевой М. А.. Программа «От рождения до школы»— М.: Мозаика-Синтез, 2014.
4. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
5. Горькова Л.Г., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. Старшая группа. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2009.
6. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика –Синтез, 2016.
8. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятия с детьми 4 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. / И.А. Лыкова. – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
10. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
11.Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. / Под редакцией Каушкаль О.Н., Карпеевой М.В. – М.: Центр педагогического образования, 2015.
12. Интернет ресурсы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.