МБОУ Приморская СОШ
Образовательный проект
«Повышение качества обучения обществознанию»
Анализ проблемы.
Введение в практику новых приёмов, технологий происходит в школе по отработанной схеме: выделение проблемы – обучение педагога на курсах повышения квалификации – проведение практико-теоретических семинаров для всего педагогического коллектива – включение нового приёма в практику – представление нового опыта отдельными педагогами. Такая организационная форма методической работы, как и организация учебного занятия общим фронтом, даёт низкий процент введения в базовый процесс эффективных приёмов, технологий.
Разработка и реализация образовательного школьного проекта по повышению качества математического образования (2017, 2018 гг) через консолидацию педагогических кадров, организацию деятельности педагогов по структурированию учебного материала, изменение организационной формы урока (введение ИУП), введение приёмов КСО в базовый процесс позволили повысить качество образования по математике.
Анализ деятельности школы за 2018-2019 учебный год выявил низкое качество образования по ряду предметов. Одним из предметов с низкими результатами обучения на протяжения трёх последних лет является предмет обществознания. В ходе анализа рассматривались результаты независимой экспертизы (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР); соотношение отметок годовых и за ВПР; участие педагогов в процессе непрерывного повышения квалификации; организация учебного процесса уроков обществознания.
Результаты независимой экспертизы.
ЕГЭ |
ОГЭ |
||||||
|
2017 |
2018 Т. С. А. |
2019 Т.С.А. |
|
2017 |
2018 |
2019 К.Г.Н. |
|
|
|
|
«5» |
- |
- |
- |
|
|
|
|
«4» |
7 |
4 |
1 |
мин. балл |
|
|
42 |
«3» |
13 |
6 |
3 |
макс. балл |
68 |
51 |
56 |
«2» |
4 |
- |
- |
ср. балл по школе |
53 |
43,1 |
49,5 |
|
3 |
3,4 |
3 |
Соотношение отметок годовых и за ВПР.
|
Класс |
Уч-ся |
Максимальный балл |
Средний балл по школе |
На 2 балла ниже |
На 1 балл ниже |
Соответствует годовой |
На 1 балл выше |
ВПР 18 |
6 |
13 |
21 из 22 |
11,2 |
1 |
4 |
6 |
2 |
ВПР 19 |
6 |
21 |
19 из 23 |
8,6 |
2 |
12 |
6 |
1 |
В 2019 году при выполнении ВПР из 17 шестиклассников 7 учеников получили двойки, 6 – тройки и лишь 2 ученика четверки, хотя годовых отметок было: «3» - 10, «4» - 7.
Если рассматривать результаты ВПР с точки зрения компетенций, можно выделить умения, которые наименее сформированы у всех обучающихся:
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Компетенция (Умения) |
Составление рассказа по плану |
Выбор варианта ответа |
Работа с диаграммой |
Установление соответствия |
Извлечение информации, данной в тексте в неявном виде, формулирование выводов |
Интерпритация и обобщение информации из текста |
Работа с текстом из окр. жизни |
Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста |
%справившихся учеников |
76
|
49 |
53 |
53 |
35 |
12 |
94 |
35 |
Самый маленький процент выполнения у заданий 5, 6 и 8. Эти задания направлены на проверку сформированности группы умений, связанных со смысловым чтением. Из результатов выполнения заданий видно, что обучающиеся не умеют извлекать информацию, данную в тексте в неявном виде, формулировать выводы; интерпретировать и обобщать информацию из текста; анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста. Дефицитами при обучении у таких учащихся будет то, что при поиске ответа на вопрос ученики, как правило, обращаются к нужному фрагменту текста, но часто выделяют искомую информацию неточно, включая в ответ избыточные или смежные сведения, испытывают затруднения при выстраивании причинно-следственных связей. Каждое умение состоит из микроумений, выйти на которые можно, осуществляя операционализацию заданий. Данная компетентность у учителей-предметников не сформирована. Учителя испытывают затруднения при отборе текстов для учебных занятий, преобразовании текстов, составлении к тексту заданий и вопросов, которые обеспечат понимание текста.
Таким образом, перед коллективом школы стоит проблема обеспечения формирования и развития у обучающихся умений, связанных со смысловым чтением.
Выше изложенные данные являются обоснованием образовательного проекта «Повышение качества обучения обществознанию».
Идея проекта заключается в том, что если у педагога будет сформирована компетенция подбора заданий под решение конкретной учебной задачи, то повысится качество обучения по предмету и улучшатся результаты выполнения работ независимой экспертизы.
Цель: организация деятельности проектной группы по сопровождению формирования у педагогов компетентности обучения навыкам смыслового чтения обучающихся.
Задачи.
1. Провести разработческие семинары по формированию у педагогов умения выполнять операционализацию заданий.
2. Создать банк заданий по формированию навыков смыслового чтения у обучающихся.
3. Выстроить систему мониторинга сформированности навыков смыслового чтения у обучающихся.
4. Включить в систему ВШК рефлексивные сборы с учителями обществознания.
План
|
Мероприятие |
Сроки |
Ответственный |
Деятельность |
|
Подготовительный этап |
|||
1. 1 |
Заседание рабочей группы |
июнь, 2019 |
Брацук Т.В. |
Обсуждение проблемы обучения обществознанию, цели и задач проекта, конкретизация плана реализации проекта. |
2. |
Теоретический семинар |
август, 2019 |
Зотова Е.В. |
Изучение основ теории технологии смыслового чтения. |
3. 2 |
Практический семинар |
август, сентябрь,2019 |
Зотова Е.В. |
Структурирование учебного материала |
Основной этап |
||||
4. |
Заседание проектной группы |
сентябрь, 2019 |
Брацук Т.В. |
Анализ результатов ОГЭ, ЕГЭ, ВПР с целью выделения заданий, с которыми не справляются большинство обучающихся |
5. |
Практико-разработческий семинар |
сентябрь,октябрь, 2019 |
Зотова Е.В. |
Подбирают/ разрабатывают задания, проектируют этапы урока (уроки) |
6. |
Рефлексивный сбор ПГ |
октябрь, 2019 |
Брацук Т.В. |
Анализ хода реализации проекта |
7. 7 |
Проведение уроков |
ноябрь, декабрь, 2019 |
Зотова Е.В. |
Анализ эффективности используемых приёмов на уроках |
8. |
Рефлексивный сбор ПГ |
октябрь, 2019 |
Брацук Т.В. |
Анализ хода реализации проекта |
9. |
Заседание педагогического совета |
декабрь, 2019 |
|
Представление наработанных материалов |
10. |
Административные срезы |
февраль, март, 2020 |
Зотова Е.В. |
Составление пакетов КИМ, проведение срезов |
11. |
Совещание при заместителе директора |
|
|
Анализ результатов срезов |
12. 12 |
Рефлексивный сбор проектной группы |
март, 2020 |
|
|
Заключительный этап |
||||
13. 13. |
Административные срезы |
февраль, март, 2020 |
Зотова Е.В. |
Составление пакетов КИМ, проведение срезов |
14. |
Совещание при заместителе директора |
апрель, 2020 |
Зотова Е.В. |
Анализ результатов срезов |
15. |
Совещание при директоре |
май, 2020 |
Брацук Т.В. |
Анализ реализации годового проекта |
16. 14. |
Заседание РМО учителей обществознания |
сентябрь, 2020 |
|
Получение внешней оценки учителей-предметников района |
Ресурсы.
Кадровый: Брацук Т.В. имеет опыт разработки образовательных проектов; Зотова Е.В. имеет опыт работы с группой обучающихся, имеющей низкие учебные результаты; Шугалей Е.А., учитель начальных классов, имеет опыт работы по формированию навыков смыслового чтения; Иккес Г.Н., учитель химии, Могуренко Н.Б., учитель географии, имеют опыт разработки и применения на практике приёмов педагогики понимания; Афиндулиди Л.В., учитель русского языка, Пивинская А.А., учитель начальных классов, имеют опыт по применению приёмов КУЗ.
Методический: имеется опыт разработки и реализации образовательного проекта по повышению качества образования по математике; участие всех членов проектной группы в семинарах школы и района по освоению приёмов КСО; применение приёмов КСО, ПП в базовом процессе учителями химии, географии, русского языка.
Риски.
№ |
Предполагаемый риск |
Способ устранения риска |
1 |
Проектная группа не сможет подобрать объективные способы снятия результативности реализации проекта (у педагогов и обучающихся). |
Получение консультации у методистов района
|
2 |
Отказ педагогов обществознания от сотрудничества по реализации проекта |
Выполнение технических заданий проектной группы |
Результаты проекта.
Разработан План реализации задач проекта.
Составлен перечень приёмов формирования навыков смыслового чтения, которые будут осваиваться учителями обществознания.
Разработаны тексты по освоению теории смыслового чтения (теория Ривина).
Составлена Матрица учебного курса обществознания.
Составлена Таблица микроумений.
Создан рефлексивный текст. Проведена коррекция плана (по необходимости).
Создан Банк дидактических материалов по обществознанию для 5-11 классов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.