Содержание
Введение. 3
1.1. Понятие толерантности. 4
1.2. Формы толерантности. 5
2. Практическая часть. 7
2.1. Сложно ли отличить толерантного человека от человека не толерантного?. 7
3. Список литературы.. 10
Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила
Введение.
В последнее время чаще возникают разговоры о толерантном мире, мире без насилия и жестокости, о мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.
Формирование толерантного мышления происходит в комплексе социальных, общеобразовательных, спортивных, развлекательных мероприятий, в основе которых заложены гуманистические духовные и материальные ценности. Этим задачам были посвящены универсиада (Казань, 2012г.) и Олимпиада (Сочи, 2014г.). В тоже время острота проблемы усиливается: налицо имущественное расслоение населения, наблюдается активизация миграционных потоков из стран «ближнего зарубежья», во многих точках планеты идёт война, гибнут люди, страдают дети.
Формирование толерантного сознания у человека происходит в течение всей жизни, однако его основы закладываются в процессе первичной социализации. Важнейшим институтом социализации наряду с семьей является образование.
Важно не только формирование у школьников чувства гордости за свое национальное «Я», но и воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к традициям и культуре разных народов. Важно, чтобы всех нас объединяла ДРУЖБА. Для нашей школы характерны случаи асоциального агрессивного поведения среди детей и подростков. В основном это драки и хулиганские поступки. Исходя из этого, была сформулирована проблема, поставлены цели и задачи проекта.
Основная идея проекта заключается в том, чтобы создать условия для развития ценностных качеств личности учащихся основной школы – пятиклассников. Акцент при этом делается на качествах, которые помогают беречь и ценить дружбу, уметь прощать, договариваться.
Исходя из всего вышеизложенного, объект данного исследования – нравственные качества личности. Предмет исследования – уровень развития толерантности у младших подростков.
Цель проекта: актуализация навыков толерантности среди пятиклассников.
Задачи:
1. изучить и проанализировать основные концептуальные положения и подходы к определению сути толерантности и опыт работы по данной проблеме;
2. разработать и провести кроссворд, направленный на расширение знаний о толерантности среди учащихся 5 «А» класса.
3. создать рекомендации по развитию толерантности среди подростков.
Целевая группа проекта: обучающиеся 5 «А» класса.
Методы: теоретическое исследование, опрос, наблюдение, кросворд.
1.1. Понятие толерантности.
Изучая данную проблему и, анализируя научно-методическую литературу, мы поняли, что рассматриваемое нами явление толерантности представляется сложным и может быть представлено с разных точек зрения: философской, культурологической, социологической, этнологической, политологической, а также психолого-педагогической.
Декларация принципов толерантности. Статья 1.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
1. К.М. Хоруженко Культурология. Энциклопедический словарь. Феникс. Р-н-Д. 1997: (англ., фр. tolerance - терпимость, лат. tolerantia-терпение) – терпимость, снисходительность к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям, один из основных демократических принципов, неразрывно связанный с концепциями плюрализма, свободы и прав человека.
2. Политология. Краткий словарь. Р-н-Д. 2001: терпимость по отношению к другим людям, отличающимся по их убеждениям, ценностям и поведению.
3. Социальная психология. Словарь-справочник. Минск-Москва. 2001: способность личности или общества относиться непредвзято к мнению группы, отличающемуся от распространённых стереотипов. При этом следует отличать терпимость внутригрупповую, когда нетрадиционное мнение высказано субъектом, принадлежащим к группе, и экстрагрупповую, когда мнение высказано «посторонним». Терпимость способствует достижению взаимопонимания и согласованности в действиях без применения давления, принуждения. Терпимость не только смягчает противоречия, но и выражает надежду на улучшение отношений между людьми.
Таким образом, анализируя все определения, можно сделать вывод: в первом случае акцент в определении сделан на снисхождение, которое близко в данном контексте к высокомерию. Вторая формулировка переносит центр внимания на личностный или социальный аспект. Наконец, в третьем определении говорится об общественных и межгрупповых отношениях.
1.2. Формы толерантности
Выделяют 12 форм толерантности.
1. Политическая толерантность - отношение к деятельности различных партий и объединений.
2. Межнациональная толерантность - отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные поступки отдельных представителей национальности на других людей.
3. Расовая толерантность - отсутствие предубеждений к представителям другой расы.
4. Религиозная толерантность - признание религиозных особенностей различных конфессий.
5. Гендерная толерантность – непредвзятое отношение к представителям другого пола.
6. Возрастная толерантность – непредвзятость в отношении людей разных возрастов.
7. Физиологическая толерантность – отношение к больным, инвалидам, людям с внешними недостатками.
8. Образовательная толерантность – терпимое отношение к высказываниям и поведению людей с низким образовательным уровнем со стороны более образованных слоев населения.
9. Географическая толерантность – непредвзятость к жителям небольших городов, сел, других регионов со стороны столичных жителей и наоборот.
10. Межклассовая толерантность – терпимое отношение к представителям разных имущественных слоев – богатых к бедным, бедных к богатым.
11. Сексуально-ориентационная толерантность – терпимое отношение к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
12. Маргинальная толерантность (толерантность по отношению к маргинальным представителям общества) – отношение к нищим, бомжам, заключенным и т.д.
Таким образом , толерантность, как свойство представителя этнической общности включает такие компоненты, как:
Ø установка на уважение и самоуважение;
Ø склонность проявлять терпимость, снисходительность, такт по отношению к лицам противоположных взглядов, убеждений, культурных традиций;
Ø способность волевым усилием отсрочить свою эмоциональную реакцию на раздражающие факторы и вывести её за пределы напряженной ситуации;
Ø способность и готовность отказаться от действий, которые могут нанести ущерб людям, расстроить отношения с ними;
Ø способность преодолеть противоречия в отношениях с людьми путем разумных действий, основанных на внутреннем убеждении в необходимости взаимных уступок (А.Г. Асмолов. Слово о толерантности. Век толерантности. 2001, №1).
2. Практическая часть.
2.1. Сложно ли отличить толерантного человека от человека не толерантного?
Мы ежедневно общаемся с массой людей: родные, друзья, коллеги, случайные прохожие, продавцы в магазинах. Задумывались ли вы когда-нибудь, кто из них имеет подобное качество? Давайте попробуем ответить на вопрос: толерантный человек – это какой?
Для этого я предлагаю вам решить кроссворд, который поможет нам разобраться в понятии толерантность.
Учащимся 5 «А» класса во время классного часа, предлагается решить небольшой кроссворд, который поможет лучше разобраться в понятии толерантность, и дополнительных качеств, которые помогают развивать толерантность у себя. При этом перед началом кроссворда проводилась небольшая дискуссия по данной теме, выслушивали мнение одноклассников по проблеме толерантного отношения среди учащихся друг к другу, учителям и окружающим в целом.
Вопросы к кроссворду, который разгадывали учащиеся 5 «А» класса (фора кроссворда представлена в приложении I):
1.Спокойное ожидание чего-либо (терпение, 8 букв)
2.Тот момент, когда ты понял, как решать что-либо (понимание, 9 букв)
3.Это чувство мешают делать какое-либо действие (лень, 4 буквы)
4.Разговор в человеком или несколькими людьми (общение, 7 букв)
5.Момент, когда люди ругаются (ссора, 5 букв)
6.Позиция одного человека к другому, признание достоинства личности (уважение, 8 букв)
7.Не умение ждать (нетерпимость, 11 букв)
8.Чувство позволяющие сочувствовать другим (сострадание, 11 букв)
9.Стойкость перед трудностями (выносливость, 12 букв)
10.Момент, когда человек определился с чем-то (выбор, 5 букв)
11.К ней могут привести не разделенные вкусы (война, 5 букв)
В ходе разгадывания данного кросворда и дискуссии на классном часу, мы пришли к выводу, что толерантный человек, это тот кто умеет отвечать за свои поступки, в сложных ситуациях не перекладывает вину на других. Адекватная оценка собственной личности, критическое отношение к самому себе – вот основы толерантного человека.
Кроме этого, подобные люди всегда открыты для нового. Они общительны и неагрессивны. Им интересен мир во всех его проявлениях. Такие люди не делят все на черное и белое, а готовы рассматривать других в перспективе. Это независимые и сильные личности, умеющие работать на результат. Им не чуждо чувство юмора, особенно ярко это проявляется в возможности посмеяться над собственными недостатками, которых никто не лишен.
Достаточно просто сделать вывод, каким является антипод. Люди, которые эгоистичны, самовлюбленные, с сильнейшей верой в свою идеальность не являются толерантными. Они не привыкли проигрывать и в случае поражения винят всех, кроме себя. Социум вызывает у них опасения и страхи. Каждый кажется врагом, который замышляет что-то подлое. В связи с этим общение с такими людьми достаточно сложное. Они замкнуты и немногословны. В любых ситуациях, как бы они ни складывались, не видят собственного влияния. Им кажется, что от них ничего не зависит.
С возрастом все труднее развить качества толерантного человека, поэтому следует уделять этому внимание с самого рождения.
Заключение.
Таким образом, на основании изученной литературы и имеющихся подходов к пониманию сущности толерантности, выявлено следующее: под толерантностью следует понимать качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека.
Толерантность основывается на понимающем сопереживании, которое ведет к уяснению целей взаимодействия противоположной стороны, мотивации и точек зрения. Несогласие с рассуждениями, взглядами, образом поведения партнера не приводит к конфликту, а предусматривает существование его мнения как данности, как объективно существующей реальности, сохраняя при этом внутреннее спокойствие, самоуважение, свободу. Толерантность не предусматривает снисхождение, потворство, уступку, не предполагает отказ от критики, а проявляется в активном поиске точек соприкосновения и возможности выбора. А также мы убедились важности формирования такого качества личности как толерантность для того чтобы избегать конфликтов, или не создавать конфликтных ситуаций там, где можно решить все миром.
3. Список литературы
1. Декларация принципов толерантности.
2. А.Г. Асмолов. Слово о толерантности. Век толерантности. 2001, №1Богинская Ю. В., Байрак Т. А. Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы// Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.).— Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 118-120.
3. Политология. Краткий словарь. Р-н-Д. 2001
4. Сборник конкурсных методических разработок по теме «Толерантность», Уфа, 2004 г.
5. К.М. Хоруженко Культурология. Энциклопедический словарь. Феникс. Р-н-Д. 1997
6. Электронный ресурс Социальный проект «Возьмемся за руки, друзья!» < http://mgk.olimpiada.ru/media/work/606/Возьмемся_за_руки_друзья.pdf > (дата обращения 20.02.2020 г.).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.