Проект по речевому развитию старших дошкольников "Учимся правильно говорить"
Оценка 4.7

Проект по речевому развитию старших дошкольников "Учимся правильно говорить"

Оценка 4.7
docx
06.02.2022
Проект по речевому развитию старших дошкольников "Учимся правильно говорить"
Цель: способствовать развитию связной речи детей посредством обогащения, активизации и уточнения словаря детей. Задачи: - обогащать словарь детей на основе расширения представлений об окружающей действительности; - закреплять представления об обобщающих понятиях; - развивать представления о смысловой стороне слова: -работа над правильным пониманием значений многозначности слова; -раскрытиесемантических отношений (ознакомление с синонимами и антонимами разных частей речи существительных, прилагательных, глаголов, наречий); - способствовать активизации словаря дошкольников.
Проект Учимся правильно говорить ст.гр.docx

МДОУ «Детский сад № 235»

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект по речевому развитию

в  старшей группе на тему:

«Учимся правильно говорить»

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Акифьева Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

2021 год.

Актуальность проекта.С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие монологической речи. Ее невозможно развить без систематической словарной работы. Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Окружающая ребенка действительность - предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа - предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи. Знакомство с окружающим - одно из средств развития словаря у детей старшего дошкольного возраста. В программах детского сада не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров приводятся некоторые слова. Отсутствие определенного словаря, подлежащего усвоению детьми, приводит к эпизодичности и стихийности словарной работы, ее планирования и проведения. В связи с этим актуально выявление особенностей развития словаря детей дошкольного возраста; разработка и экспериментальная апробация комплексной системы разнообразных форм и методов обогащения словаря детей 5-6лет в процессе ознакомления с окружающим миром.

Цель: способствовать развитию связной речи детей посредством обогащения, активизации и уточнения словаря детей.

Задачи: - обогащать словарь детей на основе расширения представлений об окружающей действительности; - закреплять представления об обобщающих понятиях; - развивать представления о смысловой стороне слова: -работа над правильным пониманием значений многозначности слова; -раскрытиесемантических отношений (ознакомление с синонимами и антонимами разных частей речи существительных, прилагательных, глаголов, наречий); - способствовать активизации словаря дошкольников.

Участники проекта: воспитатель, родители, воспитанники старшей группы.                               Продолжительность проекта: с 15 февраля по 23 марта 2021 года.                                      

Предполагаемые результаты: Развитие связной монологической речи. Расширение знаний детей по теме проекта, повышение уровня нравственно - эстетической воспитанности дошкольников. Обогащение предметной среды группы, улучшение взаимоотношений между взрослыми и детьми, детьми между собой.

Этапы проекта.                                                                                                                     1. Подготовительный этап:                                                                                                          - постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;                           – подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.);                                                                                                                     - подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы;                 - организация развивающей среды в группе.                                                                  2. Основной этап.                                                                                                           Реализация намеченной цели была спланирована по следующим направлениям:                                                                                                                      1. Обогащение словаря на интегрированных занятиях в рамках НОД.                             2. Обогащение и активизация словаря в дидактических играх и упражнениях. План работы: Февраль: 3 неделя                                                                                        - Категория одушевленности имен существительных: обучение постановке вопросов: Кто это? Что это?                                                                                                      - Слова – действия. (Что делает?)                                                                                              - Слова – признаки. (Какой, какая, какие)                                                                             - Подбор однородных прилагательных к существительному.                                  4 неделя – «Мир зимней природы», «Мир весенней природы»,                                  «Мир растений», «Перелётные и зимующие птицы», «Мир животных»                       (дикие и домашние животные и их детеныши).                                                    НОД изодеятельность рисование «Зимний лес», «Следы на снегу».                  Лепка: «Любимое животное».                                                                                Март: 1-2 неделя: Рассматривание репродукций Исаак Левитан «Март»,                                 Алексей Саврасов «Грачи при летели».                                                                              НОД изодеятельность рисование «Весенняя природа», «Подснежники».                                                                                                                                Образование в речи:                                                                                                                 - существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;                               - прилагательных относительно названия фруктов, овощей, деревьев (яблочный, морковный, дубовый);                                                                                          - использование глаголов;                                                                                                       - употребление слов с эмоционально-оттеночным значением;                                          - образование существительных от глаголов;                                                                                                     -  объяснение переносного значения слов: весна ранняя, поздняя.                                 -  Подбор слов-антонимов;                                                                                               - Усвоение простых случаев переносного значения слов.                                        - Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений.                                                                                                              - Закрепление знаний детей о различных свойствах предметов.                            - Образование сравнительной степени прилагательных.                                        - Усвоение простых случаев переносного значения слов (вьюга злится, ветер бушует, воет, лес уснул, природа уснула, проснулась).                                                                                             - Многозначность слов: снег идет, дождь идёт, человек идет, поезд идет, часы идут, время идёт.                                                                                                                               -Образование сложных слов (снегопад, родственных (снег, снеговик, снежинка, снежок).                                                                                                                                   - Подбор однородных определений;                                                                                          - усвоение слов с противоположным значением.                                                                                                                                        - Образование прилагательного типа: одно-двух-этажный, многоэтажный.           - Подбор однородных определений, дополнений, сказуемых.                                            - Самостоятельная постановка вопросов; закрепление слов – антонимов.                         - Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже, грязнее, светлее, чище).                                                                                                              3 неделя – Чтение рассказов В. Бианки «Синичкин календарь»;                                        «Мир сказок» (чтение сказок). Виды театров (Би-ба-бо, настольный                        «Три поросёнка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», пальчиковый «Теремок»,  теневой театр «Колобок», «Репка», «Маша и медведь»,        «Красная шапочка».                                                                                               Мнемотаблицы: Расскажи сказку по мнемотаблице.                                                                        Дидактические игры по речевому развитию:                                         «Времена года», «Во саду ли, в огороде», «Чей малыш?», «Чей домик?», «Мама, папа и я», «Паровозик для зверят», «Транспорт», «Профессии», «Найди пару и букву», «Буквознайка», «Антонимы», «Найди лишнее», «Слова и числа», «Мой, моя, моё, мои», «Времена года – чего не хватает?», «Что лишнее?», «Назови одним словом», «Один - много», «Найди подходящую картинку», «Найди и назови», «Собери  из частей сказку»,«Шумовые коробочки».                                                                                             Картотеки «Речевые игры и упражнения», «Физминутки», «Считалки», «Пословицы и поговорки на разные темы», «Чистоговорки», «Пестушки», «Скороговорки», «Фонематические потешки», «Присказки», «Пальчиковая гимнастика».                                                                                                            Дыхательная гимнастика нетрадиционное оборудование: бумажные «Бабочки», «Снежинки».  Бутылочки и трубочки: «Салют», «Снегопад». Подвижные и малоподвижные игры:                                                                             «У медведя во бору», «Совушка», «Кот и мыши», «Два мороза», «Мышеловка», «Огуречик», Х/и «Как у дедушки Трифона», «Снежинки и ветер», «Караси и щука, «Белые медведи», «Пожарные на учении», «Быстрей по местам», Х/и «Солнышко», «Ветер по морю гуляет», Х/и «Весенний хоровод»,«Наседка и цыплята», «Охотники и зайцы», «Найди свой домик», «Белки в лесу», «Лошадки», Х/и «Хоровод».                           Театрализованная деятельность: Театрализованные игры: «Оркестр»,                                «Расскажи стихи руками»;                                                                                 Инсценировка сказки  «Вежливые слова» (Э.Машковская);                                                                                                  Театральная игротека: «Весёлые стихи» (с использованием театра «живой руки»);                                                                                                                   Драматизация знакомых отрывков из русских народных сказок (куклы би-ба-бо) «Театр сказок»,«Лисичка сестричка и серый волк»;                                         Театрализованная игра по материалу потешек и закличек «Проговори и изобрази»;                                                                                                           Театрализованная викторина «Гости из сказок».

Взаимодействие с родителями:                                                                                             1. Помощь в пополнении уголка «Абвгедейка»,                                               изготовление дидактических игр.                                                                                               2.  Консультации для родителей по речевому развитию.                                            3. Беседы индивидуальные и подгрупповые.                                                                  4. Анкетирование «Речевое развитие вашего ребёнка».                                                  5. Рекомендации по речевому развитию детей 5-6 лет.                                             6. Самостоятельная работа по речевому развитию: чтение художественной литературы, заучивание стихотворений наизусть, просмотр сказок, мультфильмов, пересказ увиденного.

3. Заключительный этап.                                                                                                                                                                                                        Результатом проекта является:                                                                                                - итоговаянод «Спасение Весны» с использованием кейс технологии;                                                                                                                    - речевой уголок «Абвгедейка»;                                                                                              - конспекты занятий, бесед по речевому развитию; картотеки, дидактические игры и пособия.Заключение.Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает действительность - разноцветную, звучащую, различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь. Так ребенок получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы. Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей. Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями.

Список литературы:

1. Алябьева Е. А. От слова к диалогу. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с. 2. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.- 270 с. 4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет.сада. – 2 е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с. 5. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с. 6. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с. 7. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: Сфера, 2003. – 176 с. 8. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с. 9. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развитияречи детей дошкольного возраста: Учеб-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

 

 

 

 

 


 

МДОУ «Детский сад № 235»

МДОУ «Детский сад № 235»

Актуальность проекта. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям

Актуальность проекта. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям

Основной этап.

Основной этап.

Самостоятельная постановка вопросов; закрепление слов – антонимов

Самостоятельная постановка вопросов; закрепление слов – антонимов

Беседы индивидуальные и подгрупповые

Беседы индивидуальные и подгрупповые

Проект по речевому развитию старших дошкольников "Учимся правильно говорить"

Проект по речевому развитию старших дошкольников "Учимся правильно говорить"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2022