Проект по теме: « Развитие творческих способностей и воображения младших школьников »
Оценка 4.6

Проект по теме: « Развитие творческих способностей и воображения младших школьников »

Оценка 4.6
docx
29.01.2023
Проект по теме: « Развитие творческих способностей и воображения младших школьников »
Проект по теме Развитие творческих способностей и воображения младших школьников.docx

 

 

 

Проект по теме: « Развитие творческих способностей и воображения младших школьников »

Учащейся : Жук Надежды

Руководитель: Линник Татьяна Емельяновна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: подобрать творческие задания, формирующие позитивное влияние через развитие творческих способностей и воображения младших школьников на психо-эмоциональное состояние в период обучения

Актуальность: развитие творческих способностей и воображения позволяет школьникам улучшить логику, мышление и внимание. Также оно научит детей аккуратности, уважению к чужому труду и усидчивости.

                                               Задачи:

1)    Коррекционно-образовательные:

·        Познакомить обучающихся с разнообразием приёмов и методов для развития творческих способностей;

·        Научить обучающихся применят и комбинировать задания на развитие творческих способностей и воображения.

2)    Коррекционно-развивающие:

·        Развивать творческие способности и воображение младших школьников;

·        Развивать мышление, логику и внимание обучающихся.

3)    Коррекционно-воспитательные:

·        Воспитывать аккуратность при выполнении заданий,

усидчивость, уважение к своему и чужому труду.

 

Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно имеет 2 психологических аспекта: личностный и процессуальный; предполагает наличие способностей, мотивов и знаний для производства оригинального продукта.

В основе творческих способностей лежат фантазия и воображение. В психологическом словаре под фантазией подозревается психическая деятельность человека, создающая образы и мысленные ситуации, не имевшиеся до этого в его непосредственно жизненном опыте. Первые формы воображения проявляются в конце раннего детства ( около 3 лет ), когда ребёнок учится строить новые образы из имеющихся представлений.

Существует 2 вида воображения:

·        Воссоздающее – это представление чего-либо нового, опирающегося на словестное описание или условное изображение этого нового.

·        Творческое – это такой вид изображения, в ходе которого человек самостоятельно создаёт новые образы и идеи. Оно требует отбора материала, необходимого для построения образа желаемого и более менее отдалённого, то есть не даёт непосредственно и немедленно объективного продукта.

Одной из значимых задач школы является создание благоприятных условий для развития учеников в разных видах деятельности, познание учащимся самого себя, развитие на определённом уровне мышления, воображения и фантазии.

Для того, чтобы у младших школьников развить творческий потенциал надо создать подходящие условия: вовлечь ребёнка в творческую деятельность; воспитание должно охватывать все виды деятельности и проходить через совместную деятельность детей и взрослых. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение детей к продуктивной школьной деятельность с 1 класса.

Выделяют несколько видов способностей:

·        Основные ( элементарные ) способности – это совокупность отдельных свойств личности как обобщение психических процессов, свойственных всем людям примерно в равной степени.

·        Сложные общие способности – это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом.

·        Сложные частные ( специальные ) способности – это совокупность отдельных свойств личности, обеспечивающих достижение человеком выдающихся результатов в какой-либо специальной области деятельности.

Существуют определённые критерии творческой активности учащихся:

·        Психологические задатки

·        Способность к концентрации внимания

·        Интеллект

·        Память, воображение

·        Личностный статус

·        Мотивация достижений

·        Привычки

·        Талант

·        Устремлённость

План работы по выявлению творческих способностей

Личностно-ориентированная модель образовательной среды направлена на обеспечение успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в социум. Наличие задатков творческих способностей будет этому всячески способствовать. Ребенок, обладающий творческим потенциалом, будет легче адаптироваться к переменчивым условиям окружающего мира. В начальной школе учитель стоит на самой первой ступени развития творчества у детей, а поскольку творчество – это сложный и многогранный процесс, то помощь педагога просто незаменима.

План работы по выявлению способностей осуществляется по трём направлениям:

  1. Наблюдение за обучающимися
  2. Беседа с родителями
  3. Диагностирование обучающихся

Наблюдение - основной доступный метод диагностики, осуществляется он как  в урочное так и внеурочное время. В ходе наблюдений учитель отслеживает особенности игровой, художественной, трудовой деятельности учеников, степень участия в творческих заданиях.

Беседа с родителями необходима для установления представлений родителей о творческих возможностях их детей, об их интересах и предпочтениях. Эта информация необходима для составления общих представлений о личностных  особенностях каждого ученика.

Диагностические исследования необходимы для планирования и организации коррекционной работы учебно-воспитательного процесса, а так же прогнозирования возможных результатов. Диагностические методики подобраны с учетом психофизических особенностей учащихся и их индивидуальных возможностей, направлены на выявление потенциальных творческих возможностей. Проводятся они в игровой форме. На основе анализа проведенных методик, наблюдения за обучающимися и индивидуальных бесед с родителями составляется общее мнение об уровне развития творческих способностей детей.

План  проведения диагностических исследований

Диагностическая методика

Критерии

1.Опросник (Ф.Татл и Л.Беккер)

Любознательность, познавательный интерес, наблюдательность

2.Методика оценки сочиненной ребенком сказки Дьяченко О.М. и Пороцкой Е.Л.

Продуктивность, вариативность  и оригинальность изложения

3. Творческое задание «Три краски»

Образное мышление, художественное восприятие

 

Для того, чтобы выявить степень предрасположенности к творческим способностям проведём тест по материалам Е.Е.Туника. Опросник имеет 10 пунктов, в каждом из которых отмечены некоторые характеристики креативности. Заполняющий анкету использует четырёхбалльную систему оценки. Максимальная оценка – 40 баллов.

Способ проведения 

Заполнение опросников можно проводить как в групповой, так и в индивидуальной форме, то есть оценку могут проводить либо несколько экспертов единовременно, либо. Аналогично можно оценивать либо целую группу детей,  либо только одного. Время заполнения опросника неограниченно.

         Следует оценить каждую характеристику с помощью четырёхбалльной шкалы, а затем просуммировать выставленные баллы по всем характеристикам каждой шкалы для каждого оцениваемого.

После проведения опросника и подсчёта результатов у 6 детей оказался средний показатель творческих способностей. Психологами был выделен ряд условий, стимулирующих и способствующих развитию творческого мышления:

·        ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;

·        создание, разработка приемов и стратегий, предметов и инструментов для последующей деятельности;

·        стимулирование ответственности и независимости;

·        акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях.

 

Для повышения уровня творческих способностей будем выполнять с детьми определённые упражнения в течении месяца.

Игры для развития творческих способностей

        

Игры размещены по мере сложности, некоторые из них связаны между собой.

·        Составление предложений:

Наугад берут три слова, мало связанные по содержанию, например "озеро", "карандаш" и "медведь". Нужно составить больше всего предложений, которые обязательно включают в себя все эти слова. Творческим ответом можно считать установление нестандартных связей между этими словами (мальчик, тонкий, как карандаш, стоял у озера, которое ревело, как медведь).

Игра развивает способность быстро находить многообразные, иногда совсем новые связи и отношения между привычными понятиями, творчески создавать новые целостные комбинации из отдельных разрозненных элементов.

 

·        Исключение лишнего слова:

Берут любые три слова, например "собака", "помидор", "солнце". Нужно оставить только те слова, которые имеют что-то общее, а одно слово, лишнее, которое не имеет этого общего признака — изъять. Нужно найти больше всего вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше всего признаков, которые соединяют пару слов, которые остались, и не свойственных исключённому лишнему.

Побеждает тот, у кого ответов больше.

Игра развивает способность не только устанавливать неожиданные соотношения между разрозненными объектами, но и легко переходить от одних связей к другим, не "зацикливаться" на них.

 

·        Способы использования предмета:

Называют какой-то хорошо известный предмет, например книгу. Нужно назвать больше всего способов её применения: книгу можно использовать в качестве подставки для кинопроектора, ею можно прикрыть от посторонних глаз письмо, что лежит на столе, и тому подобное.

Игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение рассматривать его в разных ситуациях и взаимосвязях, открывать в обычном неожиданные возможности. Кстати, психологический механизм, что лежит в основе многих открытий, заключается именно в способности увидеть в обычном предмете с традиционными, закреплёнными за ним свойствами совсем неожиданный способ его использования.

 

·        Составление предложений

Вы наугад даете ребенку три слова, которые абсолютно не связаны между собой. Например, вешалка, цветок, деревянный. Ребенку нужно составить предложение из этих слов. Творческим ответом можно считать тот, который содержит в себе нестандартные связи. Например: на деревянной вешалке висел шарф, который спускался так, словно цветок роняет свои листья. Это упражнение лучше выполнять не в группах, а индивидуально. Упражнение помогает развить новое видение на повседневные вещи, то есть помочь взглянуть на разные ситуации под другим углом.

·        Игра «Картинка»

Суть заключается в том, что вы договариваетесь с детьми «рисовать» картину. Например, пейзаж. Каждый ребенок загадывает, кем он будет: солнышко, дерево и т.д. Первый ребенок выходит и говорит, кто он (облачко). Он же выбирает, кто выйдет следующий, и спрашивает: «Кто ты»? Тот отвечает. Действие продолжается до последнего человека. Затем каждый ребенок изображает определенное действие в соответствие с тем, кем он является в картине. Данная задача позволяет развить актерские навыки, избавиться от стеснения. Также это упражнение направлено на сплочение класса/группы, выявления лидера и аутсайдеров

·        Архитектор

Представим, что ребенок – архитектор. Он получил заказ – проект дома. На листе написаны несколько совершенно несвязанных слов. Например, облако, кот, ботинок, круг. Эти слова – пожелания клиента, отражения которых он хочет видеть в проекте. Может быть, дом будет в форме ботинка с окнами в виде облаков, а на лужайке будет стоять фонтан в образе кота? Главное – отпустить свою фантазию и творить. Это задание поможет открыть изобразительные и дизайнерские способности ребенка, а также развить пространственное мышление. После вы можете попросить ребенка представить и прорекламировать свой проект. В этом случае будет развиваться ораторское искусство

·        Выразительные движения

Данную игру лучше проводить в группах. Дети делятся на две команды. Выходит ребенок из одной команды и изображает какую-либо эмоцию: восторг, радость, печаль, горе, испуг и т.д. Игроки противоположной команды должны отгадать слово. Игра выявляет артистические таланты

·        «Обведи свою ладонь и оживи»

Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Педагог предлагает превратить силуэт в какую-нибудь фигуру. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно.

·        История старого чайника

Дети собираются в кругу, придумывают и рассказывают друг другу, что же о своей жизни может поведать старый чайник. Это отличное упражнение на развитие творческих способностей. По сути, дети придумывают целую историю жизни от начала и до конца.

Спустя месяц был проведён тот же опросник и выяснилось, что творческие  способности детей гораздо улучшились.

Вывод: по результатам проделанной работы был сформирован комплекс творческих заданий, формирующих позитивное влияние через развитие творческих способностей и воображения младших школьников на психо-эмоциональное состояние в период обучения. А также отмечено, что при наличии внимания учителя к интересам обучающихся, их склонностям и способностям значительно повышается уровень результативности. По моему мнению, в развитии творческих способностей влияющих на психо-эмоциональное состояние в период обучения младших школьников необходима именно система. Поэтому, сегодня, как нельзя актуальны слова выдающегося педагога В.А.Сухомлинского о том, что очень важно, чтобы изумительный мир природы, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружающих детей до школы, не закрылся перед ребёнком классной дверью.

Литература:

1)    https://www.eduneo.ru/5-uprazhnenij-dlya-razvitiya-tvorcheskogo-myshleniya/

2)    https://multiurok.ru/blog/oprosnik-f-tatl-i-l-biekkier.html

3)    https://studopedia.net/1_11509_metodika-otsenki-sochinennoy-rebenkom-skazki-omdyachenko-i-elporotskoy.html

4)    https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/11/05/diagnostika-tvorcheskih-sposobnostey-detey-f-tatla-l

5)    https://урок.рф/library/issledovatelskij_proekt_razvi..

6)    https://rus-ateist-dict.slovaronline.com/2003-фантазия

7)    https://infourok.ru/statya-na-temu-razvitie-vossozday..

8)    https://www.maam.ru/detskijsad/publikacija-na-temu-vo..

9)    https://studopedia.ru/11_51928_obshchie-i-spetsialnie..

10)                       https://psy.wikireading.ru/30253#:~:text=– сложные об..

11)                       https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/36.

12)                       https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/36..

13)                       https://yandex.ru/search/touch/?text=сложные+частные+(+%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5+)+%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8+%D1%8D%D1%82%D0%BE&lr=142&clid=2279978&suggest_reqid=149327091161468595472044087164525

Примечания :

                       I.            Опросник Е.Е.Туника

1)    Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задаёт вопросы о чём-либо и обо всём

2)    Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.

3)    Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда эмоционален и горяч в споре; упорный и настойчивый.

4)    Способен рисковать; предприимчив и решителен.

5)    Предпочитает знания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает развитым воображением; любит предлагать новые версии  и изменять идеи,  правила и объекты.

6)    Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание художественным характеристикам вещей и явлений.

7)    Имеет собственное мнение и не боится его отстаивать, не боится быть непохожим на других, индивидуалист, не интересуется деталями, спокойно относится к творческому беспорядку.

8)    Критикует инструктивно ( более старший возраст )

                    II.            Опросник (Ф.Татл и Л.Беккер)

1) Проявляет большую любознательность в отношении различных предметов, явлений, событий. Задаёт множество вопросов, в том числе «почему?», «зачем?», «отчего?»

2) Задаёт много «умных» вопросов о том, что обычно маленьких детей не интересует

3) Точно, правильно использует много слов в своей речи

4) Проявляет способность к очень подробному рассказу или пересказу историй, фактов

5) Может вести «интеллектуальные» разговоры с другими детьми, взрослыми

6) Склонен к серьёзным размышлениям, интересуется сложными, глобальными проблемами (например, может рассуждать о жизни и смерти и пр.)

7) Легко справляется с загадками и может их придумывать

8) Понимает сложные (для его возраста) определения, отношения. Находит общее в предметах, явлениях, даже если это не очевидно. Демонстрирует абстрактное мышление

9) Легко справляется со счётом. Простыми арифметическими действиями

10) Понимает значение чисел от 1 до 10

11) Понимает значение и способы использования схем, карт лучше, чем его ровесники

12) Проявляет большой интерес к часам. Календарям, может понять их функции

13) Проявляет большое желание учиться – приобретать новые знания, навыки

14) Проявляет способность к концентрации. Сохранению внимания в течение большого периода времени, чем его сверстники

15) Легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает больше подробностей, чем другие дети

16) Проявляет острую наблюдательность

17)Проявляет одарённость в области музыки, рисования, ритмики и других областях искусства

                 III.             Методика оценки сочиненной ребенком сказки Дьяченко О.М. и Пороцкой Е.Л

Ребёнку предлагалось сочинить сказку, которая оценивалась по пятибалльной шкале оценки с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:

0 баллов – за отказ от задания или пересказ знакомой сказки;

1 балл – за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;

2 балла – при внесении существенных элементов новизны в известную сказку;

3 балла – если это было дополнено деталями;

4 балла – за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку;

5 баллов – если изложение её было развёрнутым.

                 IV.             Творческое задание «Три краски»

Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие. Лучше всего использовать для младших школьников, но подходит и для дошкольников и подростков.

Предлагается ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешите ему немного дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку.

По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии, образном мышлении и художественном восприятии.

 

                       V.            План работы

по выявлению и развитию интересов и способностей обучающихся

Класс: 2

Учитель: Орлова Наталья Викторовна

№ п/п

Мероприятия

Срок

1.

Осуществлять индивидуальный подход к мотивированным детям на уроках, используя дифференцированные карточки, разноуровневые задания, дополнительный дидактический материал.

в течение учебного года

2.

Привлекать мотивированных обучающихся к участию в олимпиадах, марафонах по предметам, конкурсах, интернет-конкурсах, исследовательских и проектных работах с целью максимальной реализации их потенциальных возможностей.

в течение учебного года

3.

Привлекать творчески способных учащихся к участию во внеклассных мероприятиях, театрализованных представлениях, творческих отчётах, концертах, смотрах и творческих конкурсах.

в течение учебного года

4.

Проводить педагогическую диагностику для прослеживания потенциального развития каждого мотивированного ребёнка.

в конце четверти

5.

Осуществлять взаимодействие с родителями с целью выявления способностей обучающихся начальных классов и предупреждения снижения мотивации к обучению и развитию.

в течение учебного года

6.

Продолжать сбор информации и материалов по всем аспектам деятельности обучающихся начальных классов и систематизировать их в портфолио обучающихся начальных классов.

в течение учебного года

9.

Осуществлять взаимодействие с педагогами дополнительного образования, учителями-предметниками, работающими с обучающимися начальных классов.

в течение учебного года

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Проект по теме: « Развитие творческих способностей и воображения младших школьников »

Проект по теме: « Развитие творческих способностей и воображения младших школьников »

Цель: подобрать творческие задания, формирующие позитивное влияние через развитие творческих способностей и воображения младших школьников на психо-эмоциональное состояние в период обучения

Цель: подобрать творческие задания, формирующие позитивное влияние через развитие творческих способностей и воображения младших школьников на психо-эмоциональное состояние в период обучения

В основе творческих способностей лежат фантазия и воображение

В основе творческих способностей лежат фантазия и воображение

Основные ( элементарные ) способности – это совокупность отдельных свойств личности как обобщение психических процессов, свойственных всем людям примерно в равной степени

Основные ( элементарные ) способности – это совокупность отдельных свойств личности как обобщение психических процессов, свойственных всем людям примерно в равной степени

План работы по выявлению способностей осуществляется по трём направлениям:

План работы по выявлению способностей осуществляется по трём направлениям:

Заполнение опросников можно проводить как в групповой, так и в индивидуальной форме, то есть оценку могут проводить либо несколько экспертов единовременно, либо

Заполнение опросников можно проводить как в групповой, так и в индивидуальной форме, то есть оценку могут проводить либо несколько экспертов единовременно, либо

Берут любые три слова, например "собака", "помидор", "солнце"

Берут любые три слова, например "собака", "помидор", "солнце"

Также это упражнение направлено на сплочение класса/группы, выявления лидера и аутсайдеров ·

Также это упражнение направлено на сплочение класса/группы, выявления лидера и аутсайдеров ·

По моему мнению, в развитии творческих способностей влияющих на психо-эмоциональное состояние в период обучения младших школьников необходима именно система

По моему мнению, в развитии творческих способностей влияющих на психо-эмоциональное состояние в период обучения младших школьников необходима именно система

D1%82%D0%BE&lr=142&clid=2279978&suggest_reqid=149327091161468595472044087164525

D1%82%D0%BE&lr=142&clid=2279978&suggest_reqid=149327091161468595472044087164525

Проявляет способность к очень подробному рассказу или пересказу историй, фактов 5)

Проявляет способность к очень подробному рассказу или пересказу историй, фактов 5)

I. Творческое задание «Три краски»

I. Творческое задание «Три краски»

Продолжать сбор информации и материалов по всем аспектам деятельности обучающихся начальных классов и систематизировать их в портфолио обучающихся начальных классов

Продолжать сбор информации и материалов по всем аспектам деятельности обучающихся начальных классов и систематизировать их в портфолио обучающихся начальных классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2023