Департамент общего образования Томской области
Областное
государственное бюджетное образовательное учреждение
для обучающихся с нарушениями слуха»
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ «ЧУДЕСА ЗЕЛЁНОГО ДОМА»
по экологическому воспитанию дошкольников с нарушениями слуха.
2014/2015 год
Творческая группа дошкольного отделения
школы-интерната
Дошкольное образование.
Проект «Чудеса зелёного дома»
по экологическому воспитанию дошкольников с нарушениями слуха.
«Зелёный дом».
Этот дом со всех сторон открыт.
Он зелёной крышей крыт…
Заходи в «зелёный дом»,
«Чудеса» увидишь в нём…
Там растения растут
и насекомые живут,
там животные гуляют
и птицы песни распевают…
Люди пользу получают
и природу охраняют.
План работы над проектом « Чудеса зелёного дома»
направления работы |
месяц |
ответственный |
Наблюдения |
сентябрь
октябрь
ноябрь |
Корсунова М.Р. Воткина Р.П. Маталасова М.Н. Ширякова Л.А. |
- Осень. Листья разные на деревьях. |
||
- Рассмотрение иллюстрации «Лес точно |
||
терем расписной…» |
||
- Листопад |
||
- Плоды деревьев: ягоды рябины, семена |
||
клёна ясеневого |
||
- Рассмотрением иллюстрации «Перелётные птицы» |
||
- «Синичкин день» (кормление синичек на прогулке) |
||
Сбор материала. Труд. ИЗО. |
сентябрь |
Маталасова М.Н. |
-панно «Осень в лесу» (аппликация из засушенных листьев) |
||
- изо (аппликация) «Листопад» |
октябрь |
Корсунова М.Р. |
-изо (аппликация) «Осенний букет» |
октябрь |
Воткина Р.П. |
- поделки «Перелётные птицы» |
октябрь |
Маталасова М.Н. |
- поделка из ягод рябины «Рябиновые бусы» |
октябрь |
Ширякова Л.А. |
- поделка из семян клёна ясеневого «Волшебный букет» |
октябрь |
Маталасова М.Н. |
- изо (лепка) «Кисть рябины» |
ноябрь |
Ширякова Л.А. |
-поделка из шишки «Ёжик» |
ноябрь |
Маталасова М.Н. |
- поделки из природного материала (шишки, семена клёна ясеневого, скорлупа грецкого ореха) «Птичий базар»
|
ноябрь |
Воткина Р.П. |
Дидактические игры. Развлечения. |
сентябрь
октябрь
ноябрь |
Коврова И.Г. Шацкая Н.А. Корсунова М.Р. Воткина Р.П. Маталасова М.Н. Ширякова Л.А. Бурцева А.С. |
- д/и «Когда это бывает?» |
||
- д/и «С какого дерева упал листочек?» |
||
- д/и «Узнай плод» |
||
- д/и «Подарки осени» |
||
- д/и «Что тут лишнее?» (деревья-цветы) |
||
- праздник «Осень в лесу» |
||
Занятие – беседа « Лес вокруг нас» (бережное отношение к деревьям). |
сентябрь октябрь ноябрь |
воспитатели |
Методические рекомендации. Обработка материала. Фотосъёмка. |
сентябрь октябрь ноябрь |
Коврова И.Г. Шацкая Н.А.
|
Наблюдения |
декабрь
январь
февраль |
Корсунова М.Р. Воткина Р.П. Маталасова М.Н. Ширякова Л.А. |
- Зима. Деревья зимой (в инее, в снегу, голые). |
||
- Зимой и летом одним цветом (ель, сосна) |
||
- Как пахнут деревья? (хвойный запах). |
||
- Деревьям холодно зимой (окапывание снегом стволов деревьев). |
||
- Какое дерево на участке самое высокое? Самое низкое? |
||
- Рассмотрение коры дерева (гладкая, шершавая). |
||
- Кто соседи дерева? (на участке). |
||
- Чьи шишки короче, чьи длиннее? |
||
-Зимующие птицы. Кто прилетает к нам на участок? |
||
- Что и как едят птицы? Корм для птиц. Подсыпание корма в кормушки. |
||
- «Что за чудо, эти снежинки»?! |
||
- Свойства снега: снег тает, превращается в воду |
||
- Поделки из снега. |
||
- Экскурсия в парк «Следы на снегу» |
||
Сбор материала. Труд. ИЗО. |
декабрь |
воспитатели |
- корм для птиц (хлебные крошки, крупа, ягоды, семечки). |
||
- изготовление замороженного корма для птиц. |
декабрь |
Ширякова Л.А. |
- поделка «Сезонное дерево» (из картона) |
декабрь |
Маталасова М.Н. |
- изо (аппликация-конструирование) «Птички на дереве». Кроссворд «Зимующие птицы» |
декабрь |
Воткина Р.П. |
- поделка из салфеток «Лесная красавица» |
декабрь |
Корсунова М.Р. |
- изготовление из бумаги снежинок. |
январь |
Маталасова М.Н. |
- уголок «Зима на окошке» |
январь |
Корсунова М.Р Воткина Р.П. |
- коллективная поделка «Птичья сказка» |
февраль |
Ширякова Л.А. |
- поделка «Зимняя ветка» (из бросового материала) |
февраль |
Корсунова М.Р
|
Дидактические игры. Развлечения |
декабрь январь февраль |
Коврова И.Г. Шацкая Н.А. Корсунова М.Р. Воткина Р.П. Маталасова М.Н. Ширякова Л.А. Бурцева А.С. |
- д/и «Буква потерялась» (по т. Птицы) |
||
- д/и «Собери птицу по частям» |
||
- п/ и «Воробушки» |
||
- «Птичья сказка» (фланелеграф) |
||
- п/и «Филин и пташки» |
||
- развлечение «Зимние забавы» (игры на улице) |
||
- д/и «Подбери цвет» (ель, сосна) |
||
- оздоровительный досуг |
||
- праздник «Чудеса зимнего леса» |
||
Занятие – беседа «Зелёная красавица» (бережное отношение к ёлкам). |
декабрь |
воспитатели |
Методические рекомендации. Обработка материала. Фотосъёмка. |
декабрь январь февраль |
Коврова И.Г. Шацкая Н.А.
|
Наблюдения |
март
апрель
май
|
Корсунова М.Р. Воткина Р.П. Маталасова М.Н. Ширякова Л.А. |
- Весна. Сосульки. Почему они появляются? |
||
- Набухание почек и появление зелёных листочков на деревьях, срезанных веточках. |
||
- «Зелёные островки» (проталины, первая зелень) |
||
- «Жёлтые пушистые комочки» (цветение вербы) |
||
- Первые цветы «мать и мачехи» |
||
- Скворцы прилетели. |
||
- Как дерево дышит, питается и растёт |
||
- Сравни хвойное и лиственное дерево |
||
- Лес – многоэтажный дом |
||
Сбор материала. Труд. ИЗО. |
март |
воспитатели |
- посадка лука в стакан. Появление корней и перьев зелёного лука. |
||
- изо «Заколдованные животные» (дорисуй животное из геометрических фигур) |
март |
Ширякова Л.А. |
- конструирование из бумаги «Тюльпаны» |
март |
Корсунова М.Р. |
- оригами «Птицы прилетели» |
март |
Маталасова М.Н. |
- изготовление книжек-малышек о деревьях
|
апрель |
Маталасова М.Н. |
поделка из природного и бросового материала «Насекомые» (стрекоза, жук, божья коровка) |
апрель |
Воткина Р.П. |
- «Цветы» (поделка из подручного материала) |
апрель |
Ширякова Л.А. |
- оформление коллективного плаката «Как лесник заботится о лесе» |
май |
Маталасова М.Н. Ширякова Л.А. |
- «Цветочная поляна» (аппликация и конструирование) |
май |
Воткина Р.П. |
Дидактические игры. Развлечения |
март апрель май |
Коврова И.Г. Шацкая Н.А. Корсунова М.Р. Воткина Р.П. Маталасова М.Н. Ширякова Л.А. Бурцева А.С. |
- д/и «У кого какие клювы и ноги» |
||
- сказка на фланелеграфе «Отчего у журавля длинные ноги» |
||
- п/и «Назови меня»(повадки животных) |
||
- развлечение «Птицы наши друзья» |
||
- д/и «Части дерева» |
||
- пальчиковая игра «Этот лист берёзовый…» |
||
- «Что тут лишнее?» (деревья-цветы) |
||
Занятие – беседа «Птичьи домишки» (разнообразие птичьих гнёзд). Бережное отношение к птицам. |
март
|
воспитатели |
Занятие – беседа «Будь природе другом» (правила поведения в природе) |
апрель |
воспитатели |
Занятие – беседа «Зелёная аптека» с использованием фланелеграфа для воспитанников дошкольного отделения и обучающихся начальной школы. |
май |
воспитатели дошкольного отделения и учителя начальных классов школы |
Методические рекомендации. Обработка материала. Фотосъёмка. |
март апрель май |
Коврова И.Г. Шацкая Н.А.
|
Информационный материал для родителей |
в течение учебного года
в течение учебного года
|
воспитатели дошкольного отделения
воспитатели дошкольного отделения
|
- экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта (материал для чтения) |
||
- познавательный материал о животных и птицах (материал для чтения) |
||
- флористика (материал для чтения) |
||
- беседа «Фитотерапия в нашей жизни» (здоровье наших детей) |
||
- домашние растения (красота и польза) |
||
- целительная сила деревьев (материал для чтения) |
||
- загрязнение окружающей среды (материал для чтения) |
||
-влияние человека на природу(материал для чтения) |
||
-ознакомление с природой родного края через экологическую тропу (материал для чтения) |
||
- познаём природу - готовимся к школе. |
||
-анкета для родителей (экологическое воспитание для родителей) |
||
-тест для родителей (проверьте свой уровень экологической культуры) |
||
Методические рекомендации. Обработка материала. Фотосъёмка. |
в течение года |
Коврова И.Г. Шацкая Н.А.
|
Департамент общего образования Томской
области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Дополнительная образовательная программа
познавательной направленности
«Чудеса зелёного дома»
Экологическое воспитание
дошкольников с нарушениями слуха.
Разработала программу Коврова И.Г.,
учитель-дефектолог
дошкольного отделения
школы-интерната
для обучающихся с нарушениями слуха.
Пояснительная записка.
Экологическое образование и воспитание должно быть комплексным, охватывающим все сферы окружающей среды. Тенденции развития содержания экологического образования: максимальный учет возрастных возможностей учащихся, создание минимального ядра содержания и опора на идеи комплексной и интегральной экологии. Содержательную сущность комплексной экологии в программе составляют экосистемы разного уровня: человек – природное существо и член общества; многообразие природного окружения человека; экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой, труд и поведение человека в окружающей среде.
Серьезный резерв программы представляет региональный компонент содержания – элементы народной культуры – этнопедагогики, приобщающих детей к традициям бережного отношения к природе, к природным богатствам, к здоровью, к грамотному и разумному природопользованию,
Цель:
– формирование у детей нового ответственного отношения к природе, элементарных понятий, раскрывающих закономерности жизни природы, ее роль и значение для нормального существования человеческого общества.
Задачи:
В обучении:
- углубление и расширение имеющихся у школьников знаний о природе нашего края, формирование целостного представления о природном, социальном окружении как среди жизни человека , понятии о целостности природных комплексов, путях их рационального использования и охраны.
В развитии:
- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, позновательного интереса, активное участие в практической деятельности по охране природы, освоение методов анализа и синтеза, моделирование простых экосистем, развитие умения четко и лаконичео излагать и обосновать свои мысли.
В воспитании:
- воспитание эстетичного и нравственного отношения к окружающей среде и жизнедеятельности человека, умения вести себя в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Краткое описание реализации проекта
Реализация проекта предусматривает использование разнообразных форм обучения:
- для дошкольников – практическое занятия в уголке природы, комплексные экскурсии, игры.
- для учащихся начальной школы – вводные и обобщающие занятия, полевые практикумы по изучению и охране окружающей среды, комплексные экскурсии, дидактические игры, практическая деятельность в окружающей среде.
Методы изучения: наблюдения, постановка экспериментов, восприятий произведений искусств, изучение, моделирование, проектирование, прогнозирование своего поведения и деятельности.
1-й год обучения (детский сад)
2-й год обучения
3-й год обучения
4-й год обучения
Общие сведения о проекте
Возраст обучаемых – старшая группа детского сада, учащиеся 1-3 классов.
Проект рассчитан на 4 года обучения.
Количество часов занятий в неделю – 1 час.
в год – 34 часа.
Проект рассчитан на реализацию в дошкольном учреждении, в общеобразовательной школе.
Без
воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить,
чтобы все это вдруг исчезло, как случилось со многими видами растений и
животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут
поменять свое качество. Люди в результате производственной деятельности
способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.
Человек будущего – это всесторонне развитая
личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Действующая в
рамках экологической необходимости.
Формирование экологической культуры есть
осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с
ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление
самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот
процесс.
Нужно задуматься о том, как же сохранить эту
планету ее биосферу такой, в которой люди могли бы существовать, условия
которой оставались хоть мало-мальски пригодными для их жизни. А еще лучше, как
сохранить эту биосферу в том же виде, который дает возможность не существовать,
а жить человечеству долго и счастливо.
Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни
земной природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное
в природе, в людях, творениях рук человеческих.
Программа «Экология в начальной школе»
разработана в форме туристско-краеведческой деятельности.
Цель курса – освоить основные понятия и
закономерности экологии и применять эти знания при рассмотрении природных
явлений. Кроме того, нужно научиться смотреть на природу глазами эколога, и не
занимаясь экологией, понимать суть окружающих нас явлений.
Программа призвана решить следующие задачи:
- расширение экологических представлений
учащихся начальной школы, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом
ярких, доступных примеров;
- углубление теоретических знаний учащихся в
области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий,
составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный»
срез экологии как науки;
- обеспечение более широкой и разнообразной
практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды
микрорайона, города, республики.
В целом эта программа позволит полнее
реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит
более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.
В этом возрасте в сознании учащихся происходит
формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции
личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному
окружению, к самим себе. Дети начинают также проявлять интерес к миру
человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, их
деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций
законов, принятых в обществе.
Для экологических исследований используются
различные методы. Поскольку экологам приходится изучать как сами организмы, так
и их группировки, а кроме того, еще и окружающую среду, учитывая изменения ее
физических параметров, то естественно, что экологическое исследование всегда
имеет комплексный характер. Оно используется не с помощью одного какого-то
метода, а с использованием их сочетаний. Обработка сведений требует применение
математической статистики.
Используются лабораторные методы. Эти приемы
позволяют глубже познать экологические особенности организмов. В них (при их
проведении) можно точно дозировать воздействие факторов среды и определять
зависимость изменений живого от каждого из них.
Лабораторному анализу весьма способствует
широкое использование в экологических исследованиях методик физиологических,
биохимических и других экспериментов.
Большое значение приобретают современные
дистанционные методы: телеслежение, видеослежение за животным и растительным
миром.
Для правильного подхода к явлениям природы, для
выбора правильного пути и метода работы необходимо ясно представлять себе
границы биологических наук и особенности экологических исследований.
Для учащихся начальных классов наиболее
значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем переход от
игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней.
В туристско-краеведческой деятельности учащихся
также присутствуют элементы игры.
^ Показателями высокой экологической
культуры детей первого года обучения следует считать:
- интерес к объектам природы своего ближайшего
окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания
(«веселый», «грустный», «здоровый», «обеспокоенный» и т.д.);
- желание наблюдать за объектами природы и
фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций,
мини-сочинений;
- проявление заботы о личной гигиене;
- потребность в физической активности;
- желание заботиться о своем именном дереве,
домашнем питомце;
- желание помогать сверстникам, родителям,
педагогу;
- стремление следовать правилам поведения на
природе и в обществе;
- попытка оценивать свое поведение.
^ В течение второго года обучения дети подробнее знакомятся с природным лесом как
домом диких растений и животных.
Продолжают изучение воздуха и во время
тренировочных прогулок определять, где самый чистый и где самый грязный воздух,
снег в микрорайонах города.
Изготовление (самостоятельно) кормушек из
бытового мусора (пакеты из-под молока, чая…).
Овладеть навыками ориентирования и пешего
туризма.
^ В третьем классе образовательное пространство еще более
расширяется. Изучение взаимосвязей между растениям и животными между собой в
лесу, на лугу, в водоеме.
Формирование знаний ребенка об окружающем мире и
новому взгляду на место и роль человека на Земле, системы нравственных
ценностей, активной личной позиции.
Дети изучают свою родословную в пяти поколениях,
а также историю своего родного края.
^ В четвертом классе дети изучают
социальное окружение, изучая
глубже свою родословную, природные и культурные объекты республики.
Изучают экологические законы, которые помогают
формировать представление о природном равновесии и роли человека в его
сохранении.
Строить взаимоотношения со своим окружением дети
стараются в соответствии с кодексом чести юного эколога, который попытаемся
разработать сами.
Программа предназначена для 1-4 классов
начальной школы и рассчитана на 36 занятий.
М/ц
|
Название предмета |
1кл |
2кл |
3кл |
4кл |
Осень |
час |
час |
час |
час |
|
1.Сентябрь 2. Октябрь 3. Ноябрь
|
ОЗМ |
1 |
2 |
2 |
|
Технология |
1 |
|
|
|
|
Природоведение |
|
|
|
1 |
|
ИЗО |
|
1 |
1 |
1 |
|
Зима |
|
1кл |
2кл |
3кл |
4кл |
1. Декабрь 2. Январь 3. Февраль |
ОЗМ |
|
|
|
|
Технология |
|
|
|
|
|
Природоведение |
|
|
|
|
|
ИЗО |
|
|
|
|
|
Весна |
|
1кл |
2кл |
3кл |
4кл |
1. Март 2. Апрель 3. Май |
ОЗМ |
|
|
|
|
Технология |
|
|
|
|
|
Природоведение |
|
|
|
|
|
ИЗО |
|
|
|
|
Программа экологического воспитания младших школьников
«Чудеса зелёного дома»
месяц |
Предмет |
Класс |
Тема |
Кол-во часов |
|
СЕНТЯБРЬ |
ОЗМ |
1 |
Период – ранняя осень, начало осени. Смена времен года (осень после лета, после осени зима). Приметы ранней осени: - в погоде -в неживой природе - в живой природе (объяснение) |
1 |
|
|
|
2 |
1. «Синичкин день» (беседа, рассказ). 2. Практическая деятельность. Заготовка корма и кормление синичек на прогулке. |
2 |
|
|
|
3 |
«Лес точно терем расписной…» . - Чтение рассказов об осени. - Чтение стихов. - Практическая деятельность (рисунки) |
2 |
|
|
Технология |
1 |
Сбор семян для зимней подкормки птиц. Сбор красивых листьев для гербария. Укрытие листьями корней деревьев, объясните, почему это нужно делать. |
1 |
|
|
Природоведение |
4 |
«Почему осень называют золотой», «Куда и почему улетают птицы», «Что нам дарит осень» (диалог, беседа, слайд-шоу, составление рассказов) |
1 |
|
|
ИЗО |
2 |
«Осенний букет» (аппликация) |
1 |
|
|
|
3 |
Обрывная аппликация «Осеннее дерево» |
1 |
|
|
|
4 |
Объемная аппликация «Ветка рябины» |
1 |
|
ОКТЯБРЬ |
ОЗМ |
1 |
«Почему деревья осенью раздеваются», «Что ты видел по дороге в школу» (беседа)
|
1 |
|
|
|
2 |
Роль неживой природы в жизни живого (живая природа – это растения, животные и люди. Неживая природа – вода, воздух, песок). Экскурсия. «Где живет рыбка». Работа с книгой. |
2 |
|
|
|
3 |
1. Что такое экология? (экскурсия). 2. Познание окружающей среды с помощью искусства (Рассматривание произведений искусств и прослушивание музыки). |
2 |
|
|
Технология |
1 |
Сравнение комнатных растений (герань душистая, бальзамин и алоэ). Растения растут лучше, где земля поливается, удобряется или где мало поливается и не удобряется (опыты). Зарисовки. |
1 |
|
|
Природоведение |
4 |
Экология и здоровье (влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека. (Просмотр фильма, беседа) Экскурсия. |
1 |
|
|
ИЗО |
2 |
Отразить приметы золотой осени в рисунках. |
1 |
|
|
|
3 |
Заготовка разнообразного природного материала. Изготовления поделок. |
1 |
|
|
|
4 |
Поделка из семян клёна ясеневого «Волшебный букет» |
1 |
|
НОЯБРЬ |
ОЗМ |
1 |
«Почему звери меняют шубки», «Как медведь готовится к зиме», «Нужно ли человеку готовиться к зиме». Чтение рассказов, осмысление прочитанного.
|
1 |
|
|
|
2 |
Как дикие животные приспосабливаются к жизни в зимних условиях. В.Зотов «Лесная мозаика» (рассказы о диких животных, см. приложение). Работа по тексту. |
2 |
|
|
|
3 |
Н.Сладков «Почему ноябрь пегий», Чтение, беседа. Вопросы по тексту. Пересказ. |
2 |
|
|
Технология |
1 |
Изготовление кормушек для птиц из пакета для молока или пластиковой бутылки, корочек апельсин.
|
1 |
|
|
Природоведение |
4 |
«У природы нет плохой погоды» (Активизировать знания о животных и растениях, познакомить с понятием «погода», с влиянием изменений погоды на растения, животных и людей, способствовать формированию умения оценивать состояние окружающих растений и животных). |
1 |
|
|
ИЗО |
2 |
«Погода сегодня» (рисование триз). |
1 |
|
|
|
3 |
Поделки «Перелётные птицы» |
1 |
|
|
|
4 |
Дары осени (рисование) |
1 |
|
Декабрь |
ОЗМ |
1 |
«Зимние явления в неживой природе» (наблюдения за снегом, зимняя погода, свойства снега, рассматривание снежинок). Снег укрывает землю, растения и защищает их от мороза. |
1 |
|
|
|
2 |
«О чем грустит растение», «Почему люди зимой не мерзнут», «С кем дружит ель». |
2 |
|
|
|
3 |
«Как помочь птицам зимой». Беседа. Кормушки для птиц повесить на участке. |
2 |
|
|
Технология |
1 |
Новогодняя ёлка. Изготовление украшений из бытового мусора. |
1 |
|
|
Природоведение |
4 |
«Зимующие птицы». Птицы нашего леса. |
1 |
|
|
ИЗО |
2 |
«Сезонное дерево» (рисование) |
1 |
|
|
|
3 |
«Моя варежка» Узор. Обвести ладонь (сомкнутые пальцы), пофантазировать над узором. |
1 |
|
|
|
4 |
«Снегирь на ветке» (аппликация) |
1 |
|
Январь |
ОЗМ |
1 |
Знакомство с зимними явлениями в неживой природе (гололед, снегопад, сугробы, метель, вьюга, оттепель). (Показ слайдов со звуковым сопровождением). |
1 |
|
|
|
2 |
Жизнь растений и животных зимой. «Где найти медведя зимой», «Зачем белке пушистый хвост», «Холодно ли птицам зимой», «Живые ли деревья зимой», «Если дома живет птичка» (Беседа).
|
2 |
|
|
|
3 |
Дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий Зимний лес. Прогулка в парк Изучение «писем» на снегу (следы птиц, зверей). |
2 |
|
|
Технология |
1 |
Подкормка птиц (насыпать в кормушку зерна, подвесить сало). Рисование на снегу. |
1 |
|
|
Природоведение |
4 |
«Деревья зимой» (в инее, в снегу, голые). Беседа. |
1 |
|
|
ИЗО |
2 |
Изготовление из бумаги снежинок. |
1 |
|
|
|
3 |
«Новогодняя ёлка» (аппликация) |
1 |
|
|
|
4 |
«Зимний лес» (рисование, акварель) |
1 |
|
Февраль |
ОЗМ |
1 |
«Зимующие птицы» (Сорока, воробей, ворона, синица, снегирь, голубь). Беседа. Показ слайдов со звуковым сопровождением. |
1 |
|
|
|
2 |
Февраль называют «лютым» месяцем. Беседа об явлениях неживой природы в феврале (морозы, дуют холодные ветры, метут метели). Времена года и состояние растений зимой (жизнь растений замирает, растениям зимой не хватает тепла, воды, но они живые и зимой как бы спят – опыт с веточкой, поставить в воду). |
2 |
|
|
|
3 |
«Что будет, если не убирать снег зимой», «Почему люди зимой мерзнут, а звери нет», «Где раньше начинает таять снег — в лесу или в городе. Почему?», «Мой домашний любимец». Наблюдения. Беседа. Рассказ. |
2 |
|
|
Технология |
1 |
«Зимние забавы» (рисование) |
1 |
|
|
Природоведение |
4 |
«Птица в клетке» (беседа, о разных условиях проживания птиц и животных). Экскурсия в зоопарк.
|
1 |
|
|
ИЗО |
2 |
«Красивые снежинки» (акварель) |
|
|
|
|
3 |
«Елка зимой в лесу» (рисование) |
|
|
|
|
4 |
«Рисование дерева по частям» (ветки, ствол, корень, листья). |
|
|
март |
ОЗМ |
1 |
Пришла весна. Животные весной. Беседа. |
|
|
|
|
2 |
Признаки весны в неживой природе (прибавление светового дня, повышение температуры воздуха, таяние снега, сосульки). Кто живет в почве? (как образуется почва, ее
взаимосвязь с растениями и животными). |
2 |
|
|
|
3 |
Опасные ситуации для леса (опасно
разводить без взрослых костры, играть с огнем, какой большой бедой это может
обернуться, как должны вести себя в ситуации пожара). |
2 |
|
|
Технология |
1 |
Посадка гороха в уголке природы |
1 |
|
|
Природоведение |
4 |
«Кто просыпается весной», «Чему учит мама своих малышей» (поведение диких зверей весной). |
1 |
|
|
ИЗО |
2 |
«Жёлтые пушистые комочки» (цветение вербы, наблюдение – рисование). |
1 |
|
|
|
3 |
«Зелёные островки» (проталины, первая зелень). Рисование. |
1 |
|
|
|
4 |
«Птицы прилетели» (оригами) |
1 |
|
апрель |
ОЗМ |
1 |
Набухание почек и появление зелёных листочков на деревьях, срезанных веточках. Беседа. |
1 |
|
|
|
2 |
«Почему весной бывают наводнения», «О чем рассказал корень» (зачем мы пересаживаем комнатные растения), |
2 |
|
|
|
3 |
«Опасный лед» (можно ли
выходить на весенний лед). |
2 |
|
|
Технология |
1 |
Поделка из природного и бросового материала «Насекомые» (стрекоза, жук, божья коровка) |
1
|
|
|
Природоведение |
4 |
Океан (океан – родной дом и среда обитания для бесчисленного множества жизни от одноклеточных бактерий до гигантских китов). |
1 |
|
|
ИЗО |
2 |
«Первые цветы «мать и мачехи»» (рисование) |
1 |
|
|
|
3 |
Хвойный лес (рисование) |
1 |
|
|
|
4 |
Поляна луговых цветов (аппликация) |
1 |
|
май |
ОЗМ |
1 |
«Правила друзей леса» (поведение в лесу, экскурсия) |
|
|
|
|
2 |
«Весенний луг» (строение и размножение растений
луга) Беседа о бережном отношении к лесным и луговым цветам; |
2 |
|
|
|
3 |
Планета Земля. Глобус. стихов и угадывание загадок. |
2 |
|
|
Технология |
1 |
«Заколдованные животные» (дорисуй животное из геометрических фигур) |
1 |
|
|
Природоведение |
4 |
Песенки-потешки о весне, весенние загадки о явлениях природы. Фольклор. |
1 |
|
|
ИЗО |
2 |
«Цветочная поляна» (аппликация и конструирование) |
1 |
|
|
|
3 |
«Земля» из цветного пластилина. |
1 |
|
|
|
4 |
«Ветка с почками» (триз) |
1 |
|
Ожидаемые результаты
Какое
дерево на участке самое высокое? Самое низкое?
Дополнительный материал
Н.Сладков «Почему ноябрь пегий»
Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполоху!
Увидал тучу Заяц-беляк да как заверещит:
- Скорей, туча, скорей! Я давным-давно белый, а снегу всё нет да нет! Того и гляди, охотники высмотрят!
Услыхала туча Зайца и двинулась в лес.
- Нельзя, туча, назад, назад! - закричала серая Куропатка.
- Землю снегом засыплешь - что я есть стану? Ножки у меня слабые, как я до земли дороюсь?
Туча двинулась назад.
- Давай вперёд, нечего пятиться! - заворчал Медведь.
- Засыпай берлогу мою скорей: от ветра и мороза укрой, от глаза чужого спрячь!
Туча помедлила и опять двинулась в лес.
- Сто-ой, сто-ой! - завыли волки.
- Насыплешь снегу - ни пройти, ни пробежать. А нас, волков, ноги кормят!
Туча заколыхалась - остановилась.
А из лесу крик и вой.
- Лети к нам, туча, засыпай лес снегом! - кричат одни.
- Не смей снег высыпать! - воют другие.
- Назад поворачивай!
Туча то вперёд, то назад. То посыплет снежком, то перестанет.
Потому-то ноябрь и пегий: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля чёрная.
Ни зима, ни осень!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.