Проект программа "Чудеса зелёного дома"

  • doc
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала План работы по проекты программы Чудеса зелёного дома.doc

Департамент общего образования Томской области

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ  ПРОГРАММЫ «ЧУДЕСА ЗЕЛЁНОГО ДОМА»

 

по экологическому воспитанию дошкольников с нарушениями слуха.

 

2014/2015 год

 

 

 

 

 

 

 

Творческая группа дошкольного отделения

                                                                школы-интерната

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дошкольное образование.


Проект  «Чудеса зелёного дома»

по экологическому воспитанию дошкольников с нарушениями слуха.

 

«Зелёный дом».

Этот дом со всех сторон открыт.

Он зелёной крышей крыт…

                     Заходи в «зелёный дом»,

                     «Чудеса» увидишь в нём…

                                          Там растения растут

                                            и насекомые живут,

                                           там животные гуляют

    и птицы песни распевают…

                                                Люди пользу получают

                                              и природу охраняют.

 

План работы над проектом « Чудеса зелёного дома»

 

направления работы

месяц

ответственный

Наблюдения

 

 

 

сентябрь

 

октябрь

 

ноябрь

 

 

 

Корсунова М.Р.

Воткина Р.П.

Маталасова М.Н.

Ширякова Л.А.

- Осень. Листья разные на деревьях.

- Рассмотрение иллюстрации «Лес точно

терем расписной…»

- Листопад

- Плоды деревьев: ягоды рябины, семена

клёна ясеневого

- Рассмотрением иллюстрации «Перелётные птицы»

- «Синичкин день» (кормление синичек на прогулке)

Сбор материала. Труд. ИЗО.

 

сентябрь

 

Маталасова М.Н.

-панно «Осень в лесу» (аппликация из засушенных листьев)

- изо (аппликация) «Листопад»

октябрь

Корсунова М.Р.

-изо (аппликация) «Осенний букет»

октябрь

Воткина Р.П.

- поделки «Перелётные птицы»

октябрь

Маталасова М.Н.

- поделка из ягод рябины «Рябиновые бусы»

октябрь

Ширякова Л.А.

- поделка из семян клёна ясеневого «Волшебный букет»

октябрь

Маталасова М.Н.

- изо (лепка) «Кисть рябины»

ноябрь

Ширякова Л.А.

-поделка из шишки «Ёжик»

ноябрь

Маталасова М.Н.

- поделки из природного материала (шишки, семена клёна ясеневого, скорлупа грецкого ореха) «Птичий базар»

 

 

ноябрь

 

Воткина Р.П.

Дидактические игры. Развлечения.

 

сентябрь

 

октябрь

 

ноябрь

 

Коврова И.Г.

Шацкая Н.А.

Корсунова М.Р.

Воткина Р.П.

Маталасова М.Н.

Ширякова Л.А.

Бурцева А.С.

- д/и «Когда это бывает?»

- д/и «С какого дерева упал листочек?»

- д/и «Узнай плод»

- д/и «Подарки осени»

- д/и «Что тут лишнее?» (деревья-цветы)

- праздник «Осень в лесу»

Занятие – беседа « Лес вокруг нас» (бережное отношение к деревьям).

сентябрь

октябрь

ноябрь

 

воспитатели

Методические рекомендации.

 Обработка материала. Фотосъёмка.

сентябрь

октябрь

ноябрь

Коврова И.Г.

Шацкая Н.А.

 

Наблюдения

 

 

 

декабрь

 

январь

 

февраль

 

 

 

 

Корсунова М.Р.

Воткина Р.П.

Маталасова М.Н.

Ширякова Л.А.

- Зима. Деревья зимой (в инее, в снегу, голые).

- Зимой и летом одним цветом (ель, сосна)

- Как пахнут деревья? (хвойный запах).

- Деревьям холодно зимой (окапывание снегом стволов деревьев).

- Какое дерево на участке самое высокое? Самое низкое?

- Рассмотрение коры дерева (гладкая, шершавая).

- Кто соседи дерева? (на участке).

- Чьи шишки короче, чьи длиннее?

-Зимующие птицы. Кто прилетает к нам на участок?

- Что и как едят птицы? Корм для птиц. Подсыпание корма в кормушки.

- «Что за чудо, эти снежинки»?!

- Свойства снега: снег тает, превращается в воду

- Поделки из снега.

- Экскурсия в парк «Следы на снегу»

Сбор материала. Труд. ИЗО.

 

декабрь

 

воспитатели

- корм для птиц (хлебные крошки, крупа, ягоды, семечки).

- изготовление замороженного корма для птиц.

декабрь

Ширякова Л.А.

- поделка «Сезонное дерево» (из картона)

декабрь

Маталасова М.Н.

- изо (аппликация-конструирование) «Птички на дереве». Кроссворд «Зимующие птицы»

декабрь

Воткина Р.П.

- поделка из салфеток «Лесная красавица»

декабрь

Корсунова М.Р.

- изготовление из бумаги снежинок.

январь

Маталасова М.Н.

- уголок  «Зима на окошке»

январь

Корсунова М.Р

Воткина Р.П.

- коллективная поделка «Птичья сказка»

февраль

Ширякова Л.А.

- поделка «Зимняя ветка» (из бросового материала)

февраль

Корсунова М.Р

 

 Дидактические игры. Развлечения

 

 

 

декабрь

январь

февраль

 

 

Коврова И.Г.

Шацкая Н.А.

Корсунова М.Р.

Воткина Р.П.

Маталасова М.Н.

Ширякова Л.А.

Бурцева А.С.

- д/и «Буква потерялась» (по т. Птицы)

- д/и «Собери птицу по частям»

- п/ и «Воробушки»

- «Птичья сказка» (фланелеграф)

- п/и «Филин и пташки»

- развлечение «Зимние забавы» (игры на    улице)

- д/и «Подбери цвет» (ель, сосна)

- оздоровительный досуг

- праздник «Чудеса зимнего леса»

Занятие – беседа «Зелёная красавица» (бережное отношение к ёлкам).

декабрь

 воспитатели

Методические рекомендации.

Обработка материала. Фотосъёмка.

декабрь

январь

февраль

Коврова И.Г.

Шацкая Н.А.

 

Наблюдения

 

 

 

март

 

апрель

 

май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корсунова М.Р.

Воткина Р.П.

Маталасова М.Н.

Ширякова Л.А.

- Весна. Сосульки. Почему они появляются?

- Набухание почек и появление зелёных листочков на деревьях, срезанных веточках.

- «Зелёные островки» (проталины, первая зелень)

- «Жёлтые пушистые комочки» (цветение вербы)

- Первые цветы «мать и мачехи»

- Скворцы  прилетели.

- Как дерево дышит, питается и растёт

- Сравни хвойное и лиственное дерево

- Лес – многоэтажный дом

Сбор материала. Труд. ИЗО.

 

март

 

воспитатели

- посадка лука в стакан. Появление корней и перьев зелёного лука.

- изо «Заколдованные животные» (дорисуй животное из геометрических фигур)

март

Ширякова Л.А.

- конструирование из бумаги «Тюльпаны»

март

Корсунова М.Р.

- оригами «Птицы прилетели»

март

Маталасова М.Н.

- изготовление книжек-малышек о деревьях

 

апрель

Маталасова М.Н.

поделка из природного и бросового материала «Насекомые» (стрекоза, жук, божья коровка)

апрель

Воткина Р.П.

- «Цветы» (поделка из подручного материала)

апрель

Ширякова Л.А.

- оформление коллективного плаката «Как лесник заботится о лесе»

май

Маталасова М.Н.

Ширякова Л.А.

- «Цветочная поляна»

(аппликация и конструирование)

май

Воткина Р.П.

Дидактические игры. Развлечения

 

 

март

апрель

май

 

Коврова И.Г.

Шацкая Н.А.

Корсунова М.Р.

Воткина Р.П.

Маталасова М.Н.

Ширякова Л.А.

Бурцева А.С.

- д/и «У кого какие клювы и ноги»

- сказка на фланелеграфе «Отчего у журавля длинные ноги»

- п/и «Назови меня»(повадки животных)

- развлечение «Птицы наши друзья»

- д/и «Части дерева»

- пальчиковая игра «Этот лист берёзовый…»

- «Что тут лишнее?» (деревья-цветы)

Занятие – беседа «Птичьи домишки» (разнообразие птичьих гнёзд).

Бережное отношение к птицам.

март

 

 

воспитатели

Занятие – беседа «Будь природе другом» (правила  поведения в природе)

апрель

воспитатели

Занятие – беседа

 «Зелёная аптека» с использованием фланелеграфа для воспитанников дошкольного отделения и обучающихся начальной школы.

 

 

май

воспитатели дошкольного отделения и учителя начальных классов школы

Методические рекомендации.

Обработка материала. Фотосъёмка.

март

апрель

май

Коврова И.Г.

Шацкая Н.А.

 

Информационный материал для родителей

 

в течение учебного года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в течение учебного года

 

 

воспитатели

дошкольного отделения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

воспитатели

дошкольного отделения

 

- экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта (материал для чтения)

- познавательный материал о животных и птицах (материал для чтения)

- флористика (материал для чтения)

- беседа «Фитотерапия в нашей жизни» (здоровье наших детей)

- домашние растения (красота и польза)

- целительная сила деревьев (материал для чтения)

- загрязнение окружающей среды (материал для чтения)

-влияние человека на природу(материал для чтения)

-ознакомление с природой родного края через экологическую тропу (материал для чтения)

- познаём природу - готовимся к школе.

-анкета для родителей (экологическое воспитание для родителей)

-тест для родителей (проверьте свой уровень экологической культуры)

Методические рекомендации.

Обработка материала. Фотосъёмка.

в течение года

Коврова И.Г.

Шацкая Н.А.

 

 

 


Департамент общего образования Томской области

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
 «
Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

 

 

 

Дополнительная образовательная программа

познавательной направленности

 

«Чудеса зелёного дома»

 

Экологическое воспитание

дошкольников с нарушениями слуха.

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Разработала программу Коврова И.Г.,

учитель-дефектолог

дошкольного отделения

 школы-интерната

для обучающихся с нарушениями слуха.


Пояснительная записка.

Экологическое образование и воспитание должно быть комплексным, охватывающим все сферы окружающей среды. Тенденции развития содержания экологического образования: максимальный учет возрастных возможностей учащихся, создание минимального ядра содержания и опора на идеи комплексной и интегральной экологии. Содержательную сущность комплексной экологии в программе составляют экосистемы разного уровня: человек – природное существо и член общества; многообразие природного окружения человека; экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой, труд и поведение человека в окружающей среде.

Серьезный резерв программы представляет региональный компонент содержания – элементы народной культуры – этнопедагогики, приобщающих детей к традициям бережного отношения к природе, к природным богатствам, к здоровью, к грамотному и разумному природопользованию,

Цель:

– формирование у детей нового ответственного отношения к природе, элементарных понятий, раскрывающих закономерности жизни природы, ее роль и значение для нормального существования человеческого общества.

Задачи:

В обучении:

- углубление и расширение имеющихся у школьников знаний о природе нашего края, формирование целостного представления о природном, социальном окружении как среди жизни человека , понятии о целостности природных комплексов, путях их рационального использования и охраны.

В развитии:

- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, позновательного интереса, активное участие в практической деятельности по охране природы, освоение методов анализа и синтеза, моделирование простых экосистем, развитие умения четко и лаконичео излагать и обосновать свои мысли.

В воспитании:

- воспитание эстетичного и нравственного отношения к окружающей среде и жизнедеятельности человека, умения вести себя в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

Краткое описание реализации проекта

Реализация проекта предусматривает использование разнообразных форм обучения:

- для дошкольников – практическое занятия в уголке природы, комплексные экскурсии, игры.

- для учащихся начальной школы – вводные и обобщающие занятия, полевые практикумы по изучению и охране окружающей среды, комплексные экскурсии, дидактические игры, практическая деятельность в окружающей среде.

Методы изучения: наблюдения, постановка экспериментов, восприятий произведений искусств, изучение, моделирование, проектирование, прогнозирование своего поведения и деятельности.

1-й год обучения (детский сад)

  1. Формирование знаний о живой и неживой природе, экологической культуры, навыков и поведения в природе.
  2. Научить определять растения и животных нашего края.
  3. Научит проводить фенологическое наблюдение.

 

2-й год обучения

  1. Сформировать обобщенное представление об окружающем мире, об экологических связях между живой и неживой природой, между природой и человеком.
  2. Создать необходимую базу знаний по основным понятиям и законам экологии, этноэкологическим принципам коренных народов Байкальского региона.
  3. Научить определять растения и животных нашего края.
  4. Научит проводить фенологическое наблюдение и исследования.
  5. Научить правилам поведения в природе.

 

 

3-й год обучения

  1. Расширить и закрепить умение наблюдать за животными организмами в природе.
  2. Закрепить знания о биотических связях в экосистемах.
  3. Продолжить работу над фенологическими наблюдениями и исследованиями.
  4. Научить практическим умениям, навыкам по благоустройству природного и социального окружения.
  5. Научить младших школьников методам познания окружающего мира.

 

4-й год обучения

  1. Научить проводить экологические исследования, фиксировать свои наблюдения, анализировать и оформлять их.
  2. Научить выявлять связи здоровья человека с состоянием окружающей среды.
  3. Расширить представления о многообразии живого в почве.
  4. Расширить знания учащегося по экологическому образованию, о роли природы в укреплении и охране организма человека.
  5. Научить простейшим методам охраны природы от загрязнения, разрушения и истощения.

 

Общие сведения о проекте

Возраст обучаемых – старшая группа детского сада, учащиеся 1-3 классов.

Проект рассчитан на 4 года обучения.

Количество часов занятий в неделю – 1 час.

в год – 34 часа.

Проект рассчитан на реализацию в дошкольном учреждении, в общеобразовательной школе.

 

Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы все это вдруг исчезло, как случилось со многими видами растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут поменять свое качество. Люди в результате производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Действующая в рамках экологической необходимости.

Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету ее биосферу такой, в которой люди могли бы существовать, условия которой оставались хоть мало-мальски пригодными для их жизни. А еще лучше, как сохранить эту биосферу в том же виде, который дает возможность не существовать, а жить человечеству долго и счастливо.

Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих.

Программа «Экология в начальной школе» разработана в форме туристско-краеведческой деятельности.

Цель курса – освоить основные понятия и закономерности экологии и применять эти знания при рассмотрении природных явлений. Кроме того, нужно научиться смотреть на природу глазами эколога, и не занимаясь экологией, понимать суть окружающих нас явлений.

Программа призвана решить следующие задачи:

- расширение экологических представлений учащихся начальной школы, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;

- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный» срез экологии как науки;

- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, города, республики.

В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.

В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению, к самим себе. Дети начинают также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, их деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.

Для экологических исследований используются различные методы. Поскольку экологам приходится изучать как сами организмы, так и их группировки, а кроме того, еще и окружающую среду, учитывая изменения ее физических параметров, то естественно, что экологическое исследование всегда имеет комплексный характер. Оно используется не с помощью одного какого-то метода, а с использованием их сочетаний. Обработка сведений требует применение математической статистики.

Используются лабораторные методы. Эти приемы позволяют глубже познать экологические особенности организмов. В них (при их проведении) можно точно дозировать воздействие факторов среды и определять зависимость изменений живого от каждого из них.

Лабораторному анализу весьма способствует широкое использование в экологических исследованиях методик физиологических, биохимических и других экспериментов.

Большое значение приобретают современные дистанционные методы: телеслежение, видеослежение за животным и растительным миром.

Для правильного подхода к явлениям природы, для выбора правильного пути и метода работы необходимо ясно представлять себе границы биологических наук и особенности экологических исследований.

Для учащихся начальных классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней.

В туристско-краеведческой деятельности учащихся также присутствуют элементы игры.

^ Показателями высокой экологической культуры детей первого года обучения следует считать:

- интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания («веселый», «грустный», «здоровый», «обеспокоенный» и т.д.);

- желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, мини-сочинений;

- проявление заботы о личной гигиене;

- потребность в физической активности;

- желание заботиться о своем именном дереве, домашнем питомце;

- желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

- стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;

- попытка оценивать свое поведение.

^ В течение второго года обучения дети подробнее знакомятся с природным лесом как домом диких растений и животных.

Продолжают изучение воздуха и во время тренировочных прогулок определять, где самый чистый и где самый грязный воздух, снег в микрорайонах города.

Изготовление (самостоятельно) кормушек из бытового мусора (пакеты из-под молока, чая…).

Овладеть навыками ориентирования и пешего туризма.

 

 

^ В третьем классе образовательное пространство еще более расширяется. Изучение взаимосвязей между растениям и животными между собой в лесу, на лугу, в водоеме.

Формирование знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и роль человека на Земле, системы нравственных ценностей, активной личной позиции.

Дети изучают свою родословную в пяти поколениях, а также историю своего родного края.

^ В четвертом классе дети изучают социальное окружение, изучая глубже свою родословную, природные и культурные объекты республики.

Изучают экологические законы, которые помогают формировать представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении.

Строить взаимоотношения со своим окружением дети стараются в соответствии с кодексом чести юного эколога, который попытаемся разработать сами.

Программа предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 36 занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        

 

 

М/ц

 

 

Название предмета

1кл

2кл

3кл

4кл

Осень

час

час

час

час

1.Сентябрь

2. Октябрь

3. Ноябрь

 

ОЗМ

1

2

2

 

Технология

1

 

 

 

Природоведение

 

 

 

1

ИЗО

 

1

1

1

Зима

 

1кл

2кл

3кл

4кл

1. Декабрь

2. Январь

3. Февраль

ОЗМ

 

 

 

 

Технология

 

 

 

 

Природоведение

 

 

 

 

ИЗО

 

 

 

 

Весна

 

1кл

2кл

3кл

4кл

1. Март

2. Апрель

3. Май

ОЗМ

 

 

 

 

Технология

 

 

 

 

Природоведение

 

 

 

 

ИЗО

 

 

 

 

 

 

 

 


Программа экологического воспитания младших школьников

 «Чудеса зелёного дома»

 

месяц

Предмет

Класс

Тема

Кол-во часов

СЕНТЯБРЬ

ОЗМ

1

Период – ранняя осень, начало осени.

Смена  времен года (осень после лета, после осени зима).

Приметы ранней осени:

- в погоде

-в неживой природе

- в живой природе (объяснение)

1

 

 

2

1. «Синичкин день» (беседа, рассказ).

2. Практическая деятельность. Заготовка корма и кормление синичек на прогулке.

2

 

 

3

 «Лес точно терем расписной…» .

- Чтение рассказов об осени.

- Чтение стихов.

- Практическая деятельность (рисунки)

2

 

Технология

1

Сбор семян для зимней подкормки птиц. Сбор красивых листьев для гербария. Укрытие листьями корней деревьев, объясните, почему это нужно делать.

1

 

Природоведение

4

«Почему осень называют золотой», «Куда и почему улета­ют птицы», «Что нам дарит осень» (диалог, беседа, слайд-шоу, составление рассказов)

1

 

ИЗО

2

 «Осенний букет» (аппликация)

1

 

 

3

Обрывная аппликация «Осеннее дерево»

1

 

 

4

Объемная  аппликация «Ветка рябины»

1

ОКТЯБРЬ

ОЗМ

1

«Почему деревья осенью раздеваются», «Что ты видел по дороге в школу» (беседа)

 

1

 

 

2

Роль неживой природы в жизни живого (живая природа – это растения, животные и люди. Неживая природа – вода, воздух, песок).  Экскурсия. «Где живет рыбка».  Работа с книгой.

2

 

 

3

1. Что такое экология? (экскурсия).

2. Познание окружающей среды с помощью искусства (Рассматривание произведений искусств и прослушивание музыки).

2

 

Технология

1

Сравнение комнатных растений (герань душистая, бальзамин и алоэ). Растения растут лучше, где земля поливается, удобряется или где мало поливается и не удобряется (опыты). Зарисовки.

1

 

Природоведение

4

Экология и здоровье (влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека. (Просмотр фильма, беседа) Экскурсия.

1

 

ИЗО

2

Отразить приметы золотой осени в рисун­ках.

1

 

 

3

Заготовка разнообразного природного материала.  Изготовления поделок.

1

 

 

4

Поделка из семян клёна ясеневого «Волшебный букет»

1

НОЯБРЬ

ОЗМ

1

 «Почему звери меняют шубки», «Как медведь готовится к зиме», «Нужно ли чело­веку готовиться к зиме». Чтение рассказов, осмысление прочитанного.

 

1

 

 

2

 Как дикие животные приспосабливаются к жизни в зимних условиях.

В.Зотов «Лесная мозаика» (рассказы о диких животных, см. приложение).

Работа по тексту.

2

 

 

3

 Н.Сладков «Почему ноябрь пегий», Чтение, беседа.

Вопросы по тексту. Пересказ.

2

 

Технология

1

Изготовление кормушек для птиц из пакета для молока или пластиковой бутылки, корочек апельсин.

 

1

 

Природоведение

4

«У природы нет плохой погоды» (Активизировать знания о животных и растениях, познакомить с понятием «погода», с влиянием изменений погоды на растения, животных и людей, способствовать формированию умения оценивать состояние окружающих растений и животных).

1

 

ИЗО

2

 «Погода сегодня» (рисование триз).

1

 

 

3

Поделки «Перелётные птицы»

1

 

 

4

Дары осени (рисование)

1

Декабрь

ОЗМ

1

«Зимние явления в неживой природе» (наблюдения за снегом, зимняя погода, свойства снега, рассматривание  снежинок).

Снег укрывает землю, растения и защищает их от мороза.

1

 

 

2

 «О чем грустит растение», «Почему люди зимой не мерзнут», «С кем дружит ель».  

2

 

 

3

«Как помочь птицам зимой». Беседа.  Кормушки для птиц повесить на участке.

2

 

Технология

1

Новогодняя ёлка. Изготовление украшений из бытового мусора.

1

 

Природоведение

4

«Зимующие птицы». Птицы нашего леса.

1

 

ИЗО

2

 «Сезонное дерево» (рисование)

1

 

 

3

«Моя варежка»  Узор.

Обвести ладонь  (сомкнутые пальцы),  пофантазировать над узором.

1

 

 

4

«Снегирь на ветке» (аппликация)

1

Январь

ОЗМ

1

Знакомство с зимними явлениями в нежи­вой природе (гололед, снегопад, сугробы, метель, вьюга, оттепель). (Показ слайдов со звуковым сопровождением).

1

 

 

2

Жизнь  растений и животных зимой.

«Где найти медведя зимой», «Зачем белке пушистый хвост», «Холодно ли птицам зимой», «Живые ли деревья зимой», «Ес­ли дома живет птичка» (Беседа).

 

2

 

 

3

 Дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий

Зимний лес. Прогулка в парк Изучение «писем» на снегу (следы птиц, зверей).

2

 

Технология

1

Подкорм­ка птиц (насыпать в кормушку зерна, подвесить сало). Рисование на снегу.

1

 

Природоведение

4

«Деревья зимой» (в инее, в снегу, голые). Беседа.

1

 

ИЗО

2

Изготовление из бумаги снежинок.

1

 

 

3

«Новогодняя ёлка» (аппликация)

1

 

 

4

«Зимний лес»

(рисование, акварель)

1

Февраль

ОЗМ

1

«Зимующие птицы»

(Сорока, воробей, ворона, синица, снегирь, голубь). Беседа. Показ слайдов со звуковым сопровождением.

1

 

 

2

Фев­раль называют «лютым» месяцем. Беседа об явлениях неживой природы в феврале (морозы, дуют холодные ветры, метут метели).

 Времена года и состояние растений зимой (жизнь растений зами­рает, растениям зимой не хватает тепла, воды, но они живые и зимой как бы спят – опыт с веточкой, поставить в воду).

2

 

 

3

«Что будет, если не убирать снег зимой», «Почему люди зимой мерзнут, а звери нет», «Где раньше начинает таять снег — в лесу или в городе. Почему?», «Мой домашний лю­бимец». Наблюдения. Беседа. Рассказ.

2

 

Технология

1

 «Зимние забавы» (рисование)

1

 

Природоведение

4

«Птица в клетке» (беседа, о разных условиях проживания птиц и животных). Экскурсия в зоопарк.

 

1

 

ИЗО

2

«Красивые снежинки» (акварель)

 

 

 

3

«Елка зимой в лесу» (рисование)

 

 

 

4

«Рисование  дерева по частям» (ветки, ствол, корень, листья).

 

март

ОЗМ

1

Пришла весна. Животные весной.

Беседа.

 

 

 

2

Признаки весны в неживой природе (прибавление светового дня, повышение температуры воздуха, таяние снега, сосульки).

 Кто живет в почве?

(как образуется почва, ее взаимосвязь с растениями и животными).

2

 

 

3

Опасные ситуации для леса (опасно разводить без взрослых костры, играть с огнем, какой большой бедой это может обернуться, как должны вести себя в ситуации пожара).
 Игры на свежем воздухе «Смелые пожарники».

2

 

Технология

1

Посадка гороха в уголке природы

1

 

Природоведение

4

«Кто просыпается весной», «Чему учит мама своих малы­шей» (поведение диких зверей весной).

1

 

ИЗО

2

«Жёлтые пушистые комочки» (цветение вербы, наблюдение – рисование).

1

 

 

3

«Зелёные островки» (проталины, первая зелень). Рисование.

1

 

 

4

«Птицы прилетели» (оригами)

1

апрель

ОЗМ

1

Набухание почек и появление зелёных листочков на деревьях, срезанных веточках. Беседа.

1

 

 

2

 «Почему весной бывают наводнения»,

 «О чем рас­сказал корень» (зачем мы пересаживаем комнатные ра­стения),

2

 

 

3

 «Опасный лед» (можно ли выходить на весенний лед).
Беседа. Рассмотрение иллюстраций «На льдине».

2

 

Технология

1

Поделка из природного и бросового материала «Насекомые» (стрекоза, жук, божья коровка)

1

 

 

Природоведение

4

Океан (океан – родной дом и среда обитания для бесчисленного множества жизни от одноклеточных бактерий до гигантских китов).

1

 

ИЗО

2

«Первые цветы «мать и мачехи»» (рисование)

1

 

 

3

Хвойный лес (рисование)

1

 

 

4

Поляна луговых цветов (аппликация)

1

май

ОЗМ

1

«Правила друзей леса» (поведение в лесу, экскурсия)

 

 

 

2

 «Весенний луг»

(строение и размножение растений луга) Беседа о бережном отношении к лесным и луговым цветам;
взаимосвязь растений и животных.
Чтение

2

 

 

3

Планета Земля.

Глобус. стихов и угадывание загадок.

2

 

Технология

1

«Заколдованные животные» (дорисуй животное из геометрических фигур)

1

 

Природоведение

4

 Песенки-потешки о весне, весенние загадки о явлениях природы. Фольклор.

 

1

 

ИЗО

2

 «Цветочная поляна»

(аппликация и конструирование)

1

 

 

3

 «Земля» из цветного пластилина.

1

 

 

4

 «Ветка с почками» (триз)

1

 

Ожидаемые результаты

  1. Повышение знаний детей о природе родного края, о целостности природных комплексов, о связи человека с окружающей средой.
  2. Осуществление преемственности между дошкольным и начальным звеном через экологическое образование и воспитание.
  3. Формирование готовности к правильному взаимодействию с окружающей средой, реализации своих знаний в разнообразных ситуациях.
  4. Осознание себя, как носителя экологической культуры.

Какое дерево на участке самое высокое? Самое низкое?
Дополнительный материал

 

Н.Сладков «Почему ноябрь пегий»

Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполоху!

Увидал тучу Заяц-беляк да как заверещит:

- Скорей, туча, скорей! Я давным-давно белый, а снегу всё нет да нет! Того и гляди, охотники высмотрят!

Услыхала туча Зайца и двинулась в лес.

- Нельзя, туча, назад, назад! - закричала серая Куропатка.

 - Землю снегом засыплешь - что я есть стану? Ножки у меня слабые, как я до земли дороюсь?

Туча двинулась назад.

- Давай вперёд, нечего пятиться! - заворчал Медведь.

- Засыпай берлогу мою скорей: от ветра и мороза укрой, от глаза чужого спрячь!

Туча помедлила и опять двинулась в лес.

- Сто-ой, сто-ой! - завыли волки.

- Насыплешь снегу - ни пройти, ни пробежать. А нас, волков, ноги кормят!

Туча заколыхалась - остановилась.

А из лесу крик и вой.

- Лети к нам, туча, засыпай лес снегом! - кричат одни.

- Не смей снег высыпать! - воют другие.

- Назад поворачивай!

Туча то вперёд, то назад. То посыплет снежком, то перестанет.

Потому-то ноябрь и пегий: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля чёрная.

Ни зима, ни осень!