ФИО автора проекта: Петрушенко Ирина Анатольевна, учитель начальных классов.
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение Новохоперского муниципального района Воронежской области "Новохоперская средняя общеобразовательная школа №91"
г. Новохоперск, Воронежская область.
Вид проекта: краткосрочный педагогический проект.
Тип проекта: информационно–творческий.
Место реализации проекта: урок внеклассного чтения, урок–погружения.
Тема проекта: Путешествие «БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ – КРЕПОСТЬ ГЕРОЙ»
Предметное и внепредметное направление
Учащиеся, выполняя задания проекта, привлекаются к разным видам деятельности.
Интеллектуальная деятельность
Работа с подбором информации по теме. Разгадывание кроссворда.
Литературная деятельность
Чтение наизусть и выразительное чтение стихотворений о войне.
Музыкальная деятельность
Исполнение песни, чтение под музыкальное сопровождение.
Целевая аудитория (участники проекта): 2-4 классы, учащиеся в возрасте 8-11 лет
Номинация конкурса: «Групповые проекты о Брестской крепости»
Актуальность проекта
Одной из актуальных задач нашего общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Важно в раннем возрасте заложить у ребенка чувство патриотизма и любви к Родине. Это чувство возникает у ребенка с отношения к самым близким людям. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Этот урок-погружения напомнит о великом подвиге советского народа, народа-победителя, народа-освободителя в Великой Отечественной войне, познакомит с мужеством и героизмом наших соотечественников, ставших олицетворением исключительной моральной стойкости и патриотизма. Образ женщины у детей ассоциируется с образом матери, хранительницы домашнего очага, познакомит с подвигом детей и женщин - участников этой страшной войны, а исследование памятников культуры вернет в героическое прошлое нашей Великой страны.
Цель и задачи проекта:
познакомить детей с событиями ВОВ, закреплять знания о том, как люди защищали свою Родину; воспитывать у детей чувство гордости за свою Родину;
развитие интереса к
историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой
Отечественной войны;
воспитание чувства патриотизма и гражданственности;
воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы
Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения;
показать, что подвиг героев Великой Отечественной войны – это великий пример
для подражания, образец мужества, стойкости, патриотизма;
расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны.
Этапы реализации проекта:
I этап подготовительный. Подбор материала по теме Путешествие «БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ – КРЕПОСТЬ ГЕРОЙ»
Предварительно обучающиеся разделены на группы:
1. «Умники» изучали информацию о героях Брестской крепости.
2. «Эрудиты» собирали информацию о женщинах и детях Брестской крепости.
3. «Знатоки» занимались исследованием памятников культуры Брестской крепости.
II этап деятельностный. Урок-погружение.
Обучающиеся работают в группах, в каждой из которых представители, чтобы после выступлений учеников каждая группа могла представить свой проект.
III этап завершающий. Проект. «БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ – КРЕПОСТЬ ГЕРОЙ»
Продукт проектной деятельности: выставка, защита проекта в классе, выступление с защитой проекта на линейке в начальной школе.
Внеклассное чтение
Урок-погружения
Тема: Путешествие «БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ – КРЕПОСТЬ ГЕРОЙ»
Цели и задачи:
развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через
изучение событий Великой Отечественной войны;
воспитание чувства патриотизма и гражданственности;
воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы
Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения;
показать, что подвиг героев Великой Отечественной войны – это великий пример
для подражания, образец мужества, стойкости, патриотизма;
расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны.
Ход урока
Вступление.
Учитель:
Дорогие ребята, уважаемые гости.
Приближается
великий праздник для каждого человека нашей великой страны – день Победы! В 2020
году наша страна будет праздновать 75-летие Победы в Великой Отечественной
войне.
Мы с вами ребята уже знакомились с историей праздника.
Много лет прошло с окончания ВОВ, но память о героях жива до сих пор. Нет в нашей стране ни одной семьи, которой бы не коснулось страшное слово ВОЙНА.
Дети зачитывают по одной строке стихотворение А.Твардовского «Война -жесточе нету слова» с музыкальным сопровождением.
«Война -жесточе нету слова»( стихотворение А.Твардовского)
Война - жесточе нету слова,
Война - печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
Они стоят у вечного огня
Над Волгой, у Мамаева кургана.
Они и за тебя, и за меня
Сражались, умирая слишком рано.
Они стоят у Бреста, под Москвой,
На их груди застыли автоматы,-
Они стоят, на лицах их покой,-
Надежные советские солдаты.
Их омывают ветры и дожди,
Их опаляет солнце летним зноем.
И никуда с поста им не уйти,
Ни каменным, ни бронзовым героям.
Учитель: Много
испытаний выпало на долю людей. Дорогой ценой досталась Победа нашему народу.
Долг живых - не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину от фашистов.
Забыть - это значит предать настоящее и прошлое. Наша задача сейчас - это помнить и чтить память тех людей, благодаря которым мы можем находиться здесь.
Сегодня мы отправляемся в заочное путешествие в БРЕСТСКУЮ КРЕПОСТЬ – КРЕПОСТЬ ГЕРОЙ.
Поговорим об этой героической и удивительной странице нашей истории.
Каждое историческое место по-своему уникально. Но Брестская крепость – особый свидетель. На всю страну стал известен подвиг пограничников Брестской крепости, которые около месяца сдерживали дивизию противника.
КОГДА ГОВОРЯТ О МУЖЕСТВЕ, ВСПОМИНАЮТ БРЕСТ,
КОГДА ГОВОРЯТ ОБ ИСПЫТАНИЯХ, ВСПОМИНАЮТ БРЕСТ,
КОГДА ГОВОРЯТ О ЖИЗНЯХ, ОТДАННЫХ ЗА НАШУ ЗЕМЛЮ, ВСПОМИНАЮТ БРЕСТ.
1 станция «Историческая»
Начнем мы с домашнего задания, вспомним исторические события Брестской крепости.
Дети рассказывают.
1. Фашистские самолеты сбрасывали на крепость бомбы, приказывали сдаться, но наши бойцы продолжали обороняться.
2. У русских солдат были винтовки и пулеметы, а у фашистов – самолеты, танки, тяжелые орудия.
3. Бойцы, рискуя жизнью, собирали оружие и боеприпасы, брошенные фашистами. Продовольствия добыть неоткуда. Плохо обстояло дело с водой.
4. Стонали тяжелораненые, плакали дети, страдали от жажды женщины. Вода находилась рядом. Добраться невозможно.
5. Люди на веревках бросали в реку простыни, выжимали в котелок грязную жижу. Бойцы отказывались от воды в пользу детей и раненных.
6. Фашисты несли крупные потери. Они пускали в ход танки и бронемашины.
7. В крепости бушевало море огня. Казалось, оно уничтожит все живое.
8. Голод и жажда мучительны. Защитники крепости приняли решение вывести из укрепления женщин и детей. Их ждет плен.
9. Брестская крепость держалась больше месяца, до последнего патрона.
Учитель: На стенах крепости спустя 3 года смогли прочитать последние слова, обращенные к нам: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина. 20 июля 1941год». Это были слова прощания, но это была клятва. Сдержали солдаты клятву, не сдались они врагу.
Предварительно обучающиеся разделены на группы:
1.«Умники» изучали информацию о героях Брестской крепости.
2.«Эрудиты» собирали информацию о женщинах и детях Брестской крепости.
3.«Знатоки» занимались исследованием памятников культуры Брестской крепости.
Обучающиеся работают в группах, в каждой из которых представители, чтобы после выступлений учеников каждая группа могла представить свой проект.
Работа начинается с вступительного слова учителя, который обращает внимание ребят на эпиграф к уроку, внимательно слушать участников групп, анализировать выступления, подводить итоги.
Переходим к работе наших групп.
Слушаем 1 группу.
Учитель: «Умники» изучали информацию о героях Брестской крепости. Многие погибли, защищая крепость. Подвиг их велик, память о них вечна.
Защитникам крепости не хватало патронов, еды, но хуже всего было с водой. Фашисты обстреливали берег реки и днём, и ночью.
Брестская крепость всё же пала. Но фашисты поняли, что сломить советский народ будет не так-то просто. До последнего сражались бойцы. Об этом говорят надписи на стенах крепости.
Клятва защитников Брестской крепости была:
«Умрём, но не сдадимся!»
Разбитая крепость над Бугом стоит,
В ней камни, омытые кровью.
Мы верим, навеки народ сохранит
Бессмертную славу героев...
Итак, герои - защитники Брестской Крепости. Расскажем о некоторых из них.
Дети рассказывают:
Майор Гаврилов Петр Михайлович
Командир стрелкового полка. В начале войны попал в плен. Освобожден в мае 1945 г., за мужество и героизм ему было присвоено звание Героя.
Лейтенант Кижеватов Андрей Митрофанович
Был несколько раз ранен. 29 июня погиб в бою. Немцами была зверски расстреляна его семья.
Полковой комиссар Фомин Ефим Мойсеевич
Возглавлял оборону. Его гитлеровцы расстреляли. Посмертно награжден орденом.
Командир взвода лейтенант Наганов Алексей Федорович на рассвете 22 июня 1941 года с группой бойцов занял оборону в водонапорной башне. Погиб в бою в тот же день.
Капитан Шабловский Владимир Васильевич, командир батальона. Фашистам удалось взять его в плен вместе с женой и детьми. Когда пленных вели через мост, Шабловский бросился в воду. Автоматная очередь оборвала жизнь. Награжден орденом.
Курсант Мясников Михаил Иванович. С группой прорвался из вражеского кольца и соединился с частями нашей Армии. За героизм было присвоено звание Героя.
Переходим ко 2 группе. Группа «Эрудиты» собирали информацию о женщинах и детях Брестской крепости».
Учитель: Защитники крепости стойко сражались с врагом, отбивая атаку за атакой. Через несколько дней стало ясно, что уберечь женщин и детей они уже не смогут. И тогда командование приняло решение отправить детей, жен, матерей в плен, чтобы сохранить им жизнь.
Но сдаться в плен согласились не все, многие женщины остались в крепости, ухаживали за раненными бойцами и сами брали в руки оружие. Даже дети героически сражались с фашистами.
Около месяца продолжалась героическая оборона. Ничто не сломило волю и мужество гарнизона.
Женщины в обороне Брестской крепости
Дети сообщают:
Вера Хорецкая
«Верочка» - так называли ее все в госпитале. Выносила больных из горящего здания. Погибла, прикрыв собой обессилевшего воина.
Раиса Абакумова
Военфельдшер. Из-под огня противника она выносила на себе тяжелораненых бойцов, в укрытиях оказывала им медицинскую помощь.
Прасковья Ткачева
Медсестра. С первых минут войны бросается в дым объятого пламенем госпиталя. Ей удалось спасти более 20 человек. После тяжелого ранения попала в плен.
А сейчас о маленьких героях, дети- герои войны.
Дети продолжают:
Валя Зенкина, мужество и героизм этой девочки мог послужить примером даже взрослым бойцам. Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен.
Валя в крепость пробралась, но осталась там помогать.
Петя Васильев. С первых минут войны помогал вытаскивать боеприпасы, доставлял продукты, выполнял задания по разведке, добывал воду. Меткий огонь Пети заставил фашистов залечь, а потом побежать назад. Был смертельно ранен.
Петр Клыпа. Доставлял бойцам боеприпасы и продукты, добывал воду для детей, женщин, раненых и сражающихся защитников крепости. Вел разведку. Во время прорыва из крепости попал в плен.
Учитель: 3 Группа «Знатоки» приготовила информацию «Памятники культуры Брестской крепости».
8 ноября 1956 года был открыт музей обороны Брестской крепости. Накануне Дня Победы, был опубликован Указ о присвоении Брестской крепости почётного звания «Крепость-герой».
Свыше 200 участников обороны были награждены орденами и медалями (многие посмертно).
Учитель:
СЕЙЧАС КРЕПОСТЬ-ГЕРОЙ – ЭТО ОГРОМНЫЙ МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ. ЛЮДИ СО ВСЕГО МИРА ПРИЕЗЖАЮТ СЮДА, ЧТОБЫ ПОЧТИТЬ ПАМЯТЬ ГЕРОЕВ.
Дети выступают с сообщениями.
1.Обелиск «Штык»
Самое
высокое сооружение в Брестской крепости. Обелиск выполнен в виде штыка,
винтовки. Штык стал настоящим символом крепости.
2. «Мужество»
Черты
лица солдата говорят о решительности и мужестве защитников крепости. У подножия
находится захоронение героев, погибших при обороне. Всегда горит Вечный огонь.
3. «Жажда»
Участники обороны крепости мучились от страшной жажды, водопровод был разрушен, а подступы к реке обстреливались. Стараясь добыть воду, погибло большое количество бойцов.
4. «Звезда»
Вход в Брестскую крепость оформлен в форме пятиконечной звезды. Всегда играет торжественная музыка и звуки обстрелов.
5.Братская могила советских воинов и партизан
Захоронены тела погибших воинов и партизан. На могиле бойцов установлен обелиск из гранита со звездой на вершине.
6. Скульптурная композиция «Героям границы, женщинам и детям мужеством своим в бессмертие шагнувшим»
2 станция «Литературная»
До последнего сражались бойцы Брестской крепости. Об этом говорят надписи, оставленные защитниками в развалинах. Они написаны кровью, мелом, выцарапаны на камнях и стенах: «Прощай, Родина!», «Умрем, но не сдадимся».
Вашему вниманию замечательное стихотворение о героях Брестской крепости.
Дети читают по четверостишию наизусть:
1.Ревут самолеты, и танки гремят,
Дымится гранит опаленный.
Врагу не сдаются тринадцать солдат,
Последних бойцов гарнизона.
2.На стенах
грохочет разрывов гроза,
Дрожит под ударами
камень,
Но, раненный дважды, зовет комиссар:
«На стены, за мною, под знамя!
3.А враг, атакуя, бросает: «Держись!..
Гробницею будет вам крепость.
Склоните знамена — оставим вам жизнь.
А нет — так пойдете на небо».
4.И снова неравные схватки кипят,
На крепость летят самолеты.
Врагу не сдаются тринадцать солдат,
Героев советской пехоты.
5… Последний боец на граните лежит,
Запрятано знамя героем.
Пусть топчут враги его юную жизнь,
Но тайны святой не откроют.
Учитель: Защитники Брестской крепости погибли, но не сдались. Последний солдат так и не выпустил из рук оружия, выходя навстречу врагу и верной смерти.
Дети выступают:
6.Не ветер гуляет,
не вьюга.
Бушуют огонь и свинец.
У плавней широкого Буга,
у тихой реки Муховец.
7.Ни молнии там,
ни зарницы,
Ни грома весенний раскат.
В неравном бою на границе
Товарищи насмерть стоят.
8.Не пали в бою бастионы,
Не сломлена воля солдат
Победные наши знамена
Над крепостью Брестской парят.
Учитель: Ребята очень часто любят играть в войну, не зная всего смысла этого слова…
Дети продолжают:
9.Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!
10.Мы пушки сохраним, чтоб дать салют,
Стволы их станут трубами
органа,
И в дружном хоре голоса сольют
Под мирным небом в песне мира страны!
11.Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна
И как огонь с водой
Несовместимы,
Несовместимы
Дети и война!
Подведение
итогов
Разгадываем Кроссворд
1.
Исписанный лист бумаги в конверте.
2. Высшая награда за достижения во время войны.
3. Несчастье, неприятность, ужасное происшествие.
4. Народ, с которым воевали русские во время Отечественной войны.
5. Кто помогал взрослым во время войны в тылу (работал на заводах, в госпиталях, писал солдатам письма, вязал носки и варежки).
6. Наступление на врага.
По вертикали получается очень значимое для русского народа во время войны слово ПОБЕДА.
Дети выходят с проектами.
Учитель: 9 мая 1945 года наша страна победила.
В этом году 75 лет со дня Великой Победы мы вспоминаем с глубоким уважением и почтением людей, воевавших за нашу Родину против фашисткой Германии!
С
Победой вас!
Учитель: Память человека слабеет с годами. Память народная наоборот - крепнет. Чем дальше мы отходим во времени от Великой Отечественной войны, тем выше и значительнее становится в нашем представлении подвиг борцов против гитлеровского фашизма.
Мы должны помнить …гордиться людьми, которые сражались ради мира на Земле. Спасибо за внимание!!!
Заключительная наша 3 станция «Музыкальная» .
Дети поют песню, в руках голуби, как символ Мира.
Солнечный круг, небо вокруг
Это рисунок мальчишки
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке
Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я
Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я
Милый мой друг, добрый мой друг
Людям так хочется мира
И в тридцать пять сердце опять
Не устаёт повторять
Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я
Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я
Тише солдат, слышишь солдат
Люди пугаются взрывов
Тысячи глаз в небо глядят
Губы упрямо твердят
Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я
Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я
Против беды, против войны
Станем за наших мальчишек
Солнце навек, счастье навек
Так повелел человек
Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я
Спасибо, молодцы!!!
Учащиеся, выполняя разные познавательные по содержанию задания, имели возможность расширить свои знания и представления о героях Великой Отечественной войны, узнать и открыть для себя новое о Брестской крепости.
Анализ: Данный проект - целенаправленная системная работа по приобщению учащихся к духовно-нравственным и патриотическим ценностям и формированию элементарных представлений о великом подвиге нашего народа.
Отчёт о проделанной работе. Наши проекты. Выступление представителей от каждой группы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.