МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
_________базовый____ уровень профиль обучения: технологический________
Регион |
Хабаровский край |
|
Наименование ФПП |
КГБ ПОУ ХТГИПП |
|
Наименование специальности |
15.01.05 Сварщик (ручной и механизированной сварки (наплавки) |
частично |
ФИО преподавателяучастника апробации, контакты (e-mail, тел.) |
Попова Анна Владимировна |
|
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО:
Общеобразовательная дисциплина «Астрономия» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины
«Астрономия» направлено на достижение следующих целей:
1) сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
2) понимание физических процессов, происходящих на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде;
3) владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
4) сформированность представлений о методах получения научных астрономических знаний; владение приемами проведения астрономических наблюдений невооруженным глазом, с помощью оптического телескопа;
5) сформированность умения решать астрономические задачи;
6) сформированность представлений о значении астрономии в деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
7) осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
В рамках программы общеобразовательной дисциплины обучающимися осваиваются следующие предметные результаты:
Коды результатов |
Результаты освоения дисциплины |
РД 1. |
Определять влияние наблюдаемых процессов и явлений Солнечной системы и Вселенной на Землю |
РД 1.1. |
Определять влияние движения планет и малых тел Солнечной системы на Землю |
РД.1.2. |
Определять влияние Солнца и звезд, естественного спутника Луны на Землю |
РД 1.3. |
Характеризовать физические процессы, происходящие на звездах, в |
|
звездных системах, в межгалактической среде |
РД 2. |
Характеризовать влияние космических технологий на практическую деятельность человека |
РД 2.1. |
Описывать роль отечественной и зарубежной науки в освоении и использовании космического пространства |
РД 2.2. |
Определять влияние космических технологий на практическую деятельность человека и дальнейшее научно-техническое развитие |
Логика формулирования результатов обучения по астрономии отражает этапность формирования результатов обучения: от представлений к способам деятельности. Одновременно с этим, в логике компетентностного подхода определение целей дисциплины должно быть ориентировано на компетенции, определенные во ФГОС СПО, и формируемые при освоении обучающимися предметного содержания.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК по специальности 15.00.00 - машиностроение
Код и наименование формируемых компетенций |
Планируемые результаты освоения дисциплины |
|
Общие |
Дисциплинарные |
|
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
Уметь: - распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; - анализировать задачу и/или проблему и выделять еѐ составные части; - определять этапы решения задачи; - выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; - составлять план действия; - определять необходимые ресурсы; - владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; - реализовывать составленный план; - оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) |
Уметь: • описывать историческую роль отечественной науки в процессе освоения космоса; • объяснять значение современных астрономических открытий и технологий
|
|
Знать: - актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; - основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; - алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; - методы работы в профессиональной и смежных сферах; - структуру плана для решения задач; - порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
Знать: горизонтальные и экваториальные координаты небесных светил по карте Звездного неба (Солнца, Луны и звезд и т.д.) из условий их видимости и особенностей движения Солнца на различных широтах, в т.ч. с применением специализированного программного обеспечения; роль космических станций в научных исследованиях
|
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
Уметь: - определять задачи для поиска информации; - определять необходимые источники информации; - планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; - выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; - оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; - использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач |
Уметь: • описывать особенности строения Солнечной системы и Вселенной, используя основополагающие астрономические понятия, теории, законы; • формулировать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; • сравнивать эволюционные изменения, строения планет и малых тел Солнечной системы; описывать наблюдаемые явления, происходящие во Вселенной; • определять возраст Вселенной, расстояние до галактики и звездных скоплений на основе закона Хаббла и диаграммы Герцшпрунга — Рассела; устанавливать взаимосвязь между законами Кеплера и движением планет и малых тел в Солнечной системе |
Знать: - номенклатура информационных источников, |
Знать: виды звездного неба в течение суток, года |
|
применяемых в профессиональной деятельности; - приемы структурирования информации; - формат оформления результатов поиска информации, - современные средства и устройства информатизации; - порядок их применения и программное обеспечение в - профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств |
(экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, и вид звездного неба); • смысл понятий космологии, Вселенной, модели Вселенной, Большого взрыва, реликтового излучения, светимости; • основные параметры Галактик и звездных скоплений (размеры, состав, тип и структуру); • основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва
|
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде |
Уметь: - организовывать работу коллектива и команды; - взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности |
Уметь: описывать роль науки в становлении и развитии гелиоцентрической системы мира |
Знать: - психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; - основы проектной деятельности |
Знать: космические комплексы связи для развития информационнотелекоммуникационных систем |
|
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
Уметь: - соблюдать нормы экологической безопасности; - определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии (специальности), осуществлять работу с соблюдением принципов бережливого производства; - организовывать профессиональную деятельность с учетом знаний об изменении климатических условий региона |
Уметь: устанавливать взаимосвязь между законами астрометрии и наблюдаемыми невооруженным глазом движениями звезд и Солнца, Луны на различных географических широтах; объяснять влияние Солнца, звезд и Луны на природные явления и катаклизмы |
Знать: - правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; |
Знать: системы космического мониторинга участков земной поверхности и атмосферы; определять влияние движения |
|
|
- основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; - пути обеспечения ресурсосбережения; - принципы бережливого производства; - основные направления изменения климатических условий региона |
астероидов и комет на Землю
|
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем в часах |
Объем образовательной программы дисциплины |
36 |
в т.ч. |
|
Основное содержание |
|
в т. ч.: |
|
теоретическое обучение |
29 |
практические занятия |
6 |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) |
1 |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) |
Объем часов |
Формируемые компетенции |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Солнечная система |
19 |
ОК 01 ОК 02
|
|
Тема 1.1. Наблюдаемые явления и процессы в Солнечной системе |
Содержание учебного материала: |
4 |
|
Теоретические занятия |
2 |
||
1.Объект, предмет и методы исследования Астрономии, ее связь с другими науками. Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил |
1 |
||
2. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь |
1 |
||
Практические занятия |
2 |
||
Практическая работа ―Основные элементы небесной сферы. Небесные координаты‖ |
1 |
||
Практическая работа ―Видимое движение звезд на различных географических широтах‖ |
1 |
||
Тема 1.2. Небесная механика тел Солнечной системы |
Содержание учебного материала: |
6 |
ОК 01 ОК 02
|
Теоретические занятия |
4 |
||
1. Развитие представлений о строении мира: от геоцентрической к гелиоцентрической системе мира |
1 |
||
2. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе |
1 |
||
3. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс |
2 |
||
Практические занятия |
2 |
||
Практическая работа "Особенности движения Солнца на различных широтах" |
2 |
Тема 1.3. Строение Солнечной системы |
Содержание учебного материала: |
9 |
ОК 01 ОК 02 |
Теоретические занятия |
6 |
||
1. Планеты Солнечной системы |
2 |
||
2. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Влияние движения астероидов и комет на Землю |
2 |
||
3. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета |
2 |
||
Практические занятия |
2 |
||
Практическая работа "Физические условия на поверхности планет земной группы. Сравнительная характеристика планет" |
2
|
||
Контрольная работа "Солнечная система" |
1 |
||
Раздел 2. Строение и эволюция Вселенной |
8 |
ОК 01 ОК 02
|
|
Тема 2.1 Солнце, звезды и звездные скопления |
Содержание учебного материала: |
4 |
|
Теоретические занятия |
4 |
||
1. Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю |
1 |
||
2. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр-светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд |
1 |
||
3. Термоядерный синтез. Эволюция звезд. Образование планетных систем. Солнечная система. Галактики |
1 |
||
3. Наша Галактика. Ее размеры и структура. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Квазары |
1 |
||
Тема 2.2. Изучение Вселенной |
Содержание учебного материала: |
4 |
ОК 01 ОК 02 |
Теоретические занятия |
3 |
||
1. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Всеволновая астрономия |
1 |
||
2. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. |
2 |
||
|
Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. Расширяющаяся Вселенная. Возможные сценарии эволюции Вселенной |
|
|
Контрольная работа "Строение и эволюция Вселенной" |
1 |
||
Раздел 3. Космические технологии в деятельности человека |
8 |
ОК 01 ОК 02 ОК 04 |
|
Тема 3.1. Освоение и использование космического пространства |
Содержание учебного материала: |
2 |
|
Теоретические занятия |
2 |
||
1. Научные достижения в изучении гелиоцентрической системы мира. История отечественной и зарубежной науки в освоении космоса |
1 |
||
2. Современные астрономические открытия и технологии. Исследование объектов Солнечной системы. Освоение космического пространства. Радиотелескоп и его принцип действия |
1 |
||
Тема 3.2 Космические технологии в научнотехническом развитии |
Содержание учебного материала: |
6 |
ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Теоретические занятия |
6 |
||
1. Цифровые технологии для изучения небесных тел. Комплексы наземных, орбитальных телескопов и обсерваторий для исследования земной атмосферы, космического излучения в различных спектрах и его влияния на Землю |
2 |
||
2. Космические комплексы связи, ИСЗ для мониторинга объектов строительства, состояния водохранилищ, нефтегазовой отрасли, агропромышленного и энергетического комплекса, решения задач метеорологии и геофизики |
2 |
||
3. Системы космического мониторинга участков земной поверхности повышенного экологического риска. Космические станции для пребывания людей на околоземной орбите. Спутниковые системы контроля движения космических аппаратов |
2 |
||
Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачет) |
1 |
ОК 01; ОК 02 ОК 04; ОК 07 |
|
Всего |
|
36 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрено наличие учебного кабинета «Физики и астрономии»
Оборудование учебного кабинета
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-методической документации;
- учебно-наглядные пособия;
- учебники и учебные пособия;
- плакаты;
Технические средствами обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением,
- мультимедиапроектор
- телескоп;
- модель небесной сферы;
- звездный глобус;
- подвижная карта звездного неба;
- справочник любителя астрономии;
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Алексеева, Е. В. Астрономия: учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования / Е. В. Алексеева, П. М. Скворцов, Т. С. Фещенко, Л. А. Шестакова; под ред. Т. С. Фещенко. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2020. – 256 с.
2. Воронцов-Вельяминов, Б. А. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 5-е изд., пересмотр. – Москва: Дрофа, 2021. – 238 с.
3. Засов, А. В. Астрономия. 10–11 классы: учебник / А. В. Засов, В. Г. Сурдин. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. – 303 с.
4. Чаругин, В. М. Астрономия. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / В. М. Чаругин. – 2-е изд., испр. – Москва: Просвещение, 2021. – 144 с.
3.2.2. Интернет-ресурсы
1. Stellarium // Stellarium AstronomySoftware [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://stellarium.org/ru/
3.2.3. Дополнительные источники
1. Засов А. В. Астрономия. 10–11 классы. Методическое пособие для учителя / А. В. Засов, В. Г. Сурдин. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.
2. Страут Е. К. Методическое пособие к учебнику Б. А. ВоронцоваВельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / Е. К. Страут. – Москва: Дрофа, 2020. –29 с.
3. Страут, Е. К. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. – Москва: Дрофа, 2020. – 11 с.
4. Stellarium: сайт / Stellarium AstronomySoftware. – URL: https://stellarium.org/ru/ (дата обращения: 15.06.2022). – Текст: электронный.
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/профессиональная компетенция |
Раздел/Тема |
Тип оценочных мероприятий |
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
Раздел 1. Тема 1.1.
|
- составление ментальной карты / глоссария; опрос; - составление таблицы / ментальной карты / иллюстраций / каталога; опрос; - решение кейсов (ситуационных заданий); - практическая работа. |
Раздел 1. Тема 1.2. |
- практическая работа; - решение разноуровневых задач; - составление структурной схемы; - тестирование. |
|
Раздел 1. Тема 1.3. |
- составление структурной схемы / опорного конспекта / ментальной карты; опрос; - практическая работа; - решение кейсов (ситуационных заданий) / дискуссия. |
Раздел 2. Тема 2.1.
|
- устный опрос; - составление структурной схемы / рисунка; - тестирование; - решение задач. |
|
Раздел 2. Тема 2.2. |
- устный опрос; - заполнение таблицы; - решение задач. |
|
Раздел 3. Тема 3.1. |
- составление хронологической таблицы. |
|
Раздел 3. Тема 3.2. |
- защита промежуточных результатов выполнения проектного задания. |
|
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
Раздел 1. Тема 1.1.
|
- составление ментальной карты / глоссария; опрос; - составление таблицы / ментальной карты / иллюстраций / каталога; опрос; - решение кейсов (ситуационных заданий); - практическая работа. |
Раздел 1. Тема 1.2. |
- практическая работа; - решение разноуровневых задач; - составление структурной схемы; - тестирование. |
|
Раздел 1. Тема 1.3. |
- составление структурной схемы / опорного конспекта / ментальной карты; опрос; - практическая работа; - решение кейсов (ситуационных заданий) / дискуссия. |
|
Раздел 2. Тема 2.1.
|
- устный опрос; - составление структурной схемы / рисунка; - тестирование; - решение задач. |
|
Раздел 2. Тема 2.2. |
- устный опрос; - заполнение таблицы; - решение задач. |
|
Раздел 3. Тема 3.1. |
- составление хронологической таблицы. |
|
Раздел 3. Тема 3.2. |
- защита промежуточных результатов выполнения |
|
|
|
проектного задания. |
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде |
Раздел 3. Тема 3.1. |
- составление хронологической таблицы. |
Раздел 3. Тема 3.2. |
- защита промежуточных результатов выполнения проектного задания. |
|
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
Раздел 3. Тема 3.2. |
- защита промежуточных результатов выполнения проектного задания. |
Раздел 1 |
Солнечная система |
|
Результат раздела 1 |
РД 1.1. Определять влияние Солнца и звезд, естественного спутника Луны на Землю РД 1.2. Определять влияние движения планет и малых тел Солнечной системы на Землю |
|
Оценочное мероприятие рубежного (тематического) контроля |
Контрольная работа «Солнечная система» |
|
Тема |
Результаты обучения по темам по разделу 1 |
Как планируется проверять достижение РО: оценочное мероприятие с кратким описанием его проведения |
Тема 1.1 Наблюдаемые явления Солнечной системы |
РД 1.1.1. Объяснять изменение вида звездного неба в течение суток, года |
ФОМ: Практическая работа «Основные элементы небесной сферы. Небесные координаты» ФОМ: составление таблицы / ментальной карты / иллюстраций / каталога по основным созвездиям ФОМ: составление ментальной карты / глоссария основополагающих понятий, теорий и законов строения Солнечной системы и Вселенной |
РД 1.1.2. Вычислять горизонтальные и экваториальные координаты небесных светил по карте Звездного неба и на модели небесной сферы, в том числе с применением специализированного |
ФОМ: Практическая работа «Видимое движение звезд на различных географических широтах» |
|
программного обеспечения |
|
РД 1.1.3. Объяснять влияние Солнца, звезд и Луны на природные явления и катаклизмы |
ФОМ: решение кейсов (ситуационных заданий) для объяснения влияния тел Солнечной системы на природные явления на планете Земля |
|
Тема 1.2. Небесная механика тел Солнечной системы. |
РД 1.2.1. Описывать становление и развитие гелиоцентрической системы мира |
ФОМ: тестирование по теме «Гелиоцентрическая система мира» |
РД 1.2.2. Устанавливать взаимосвязь между законами астрометрии и наблюдаемыми невооруженным глазом движениями звезд и Солнца, Луны на различных географических широтах |
ФОМ: составление структурной схемы искусственного спутника Земли ФОМ: практическая работа «Особенности движения Солнца на различных широтах»
|
|
РД 1.2.3. Устанавливать взаимосвязь между законами Кеплера и движением планет и малых тел в Солнечной системе |
ФОМ: решение разноуровневых задач по теме: «Законы Кеплера и движение небесных тел»
|
|
Тема 1.3. Строение Солнечной системы |
РД 1.2.4. Описывать особенности строения Солнечной системы и Вселенной, используя основополагающие астрономические понятия, теории, законы |
ФОМ: составление ментальной карты / глоссария основополагающих понятий, теорий и законов строения Солнечной системы и Вселенной |
РД 1.2.5. Формулировать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака |
ФОМ: составление структурной схемы / опорного конспекта / ментальной карты по основным положениям современной гипотезы формирования тел Солнечной системы |
|
РД 1.2.6. Сравнивать эволюционные изменения, строения планет и малых тел Солнечной системы |
ФОМ: практическая работа «Физические условия на поверхности планет земной группы. Сравнительная характеристика планет» |
|
РД 1.2.7. Определять влияние движения астероидов и комет на Землю |
ФОМ: решение кейсов (ситуационных заданий) / дискуссия по объяснению астероидно-кометной опасности для Земли |
|
Раздел 2 |
Строение и эволюция Вселенной |
Результат раздела 2 |
РД 1.3. Характеризовать физические процессы, происходящие на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде |
||
Оценочное мероприятие рубежного (тематического) контроля |
СОМ: Контрольная работа «Строение и эволюция Вселенной» |
||
Тема |
Результаты обучения по темам по разделу 2 |
Как планируется проверять достижение РО: оценочное мероприятие с кратким описанием, как оно будет проводиться |
|
Тема 2.1 Солнце, звезды и звездные скопления |
РД 1.3.1. Определять основные параметры Галактик и звездных скоплений (размеры, состав, тип и структуру) |
ФОМ: тестирование по теме «Параметры Галактик и звездных скоплений» ФОМ: составление структурной схемы / рисунка строения Солнца
|
|
РД 1.3.5. Определять возраст Вселенной, расстояние до галактики и звездных скоплений на основе закона Хаббла и диаграммы Герцшпрунга - Рассела |
ФОМ: решение задач на определение расстояний до галактик ФОМ: составление структурной схемы / рисунка эволюции звезд по диаграмме Герцшпрунга - Рассела |
||
Тема 2.2. Изучение Вселенной |
РД 1.3.2. Объяснять смысл понятий космологии, Вселенной, модели Вселенной, Большого взрыва, реликтового излучения, светимости |
ФОМ: устный опрос по основным понятиям |
|
РД 1.3.3. Описывать наблюдаемые явления, происходящие во Вселенной |
ФОМ: устный опрос по основным понятиям
|
||
РД 1.3.4. Характеризовать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва |
ФОМ: заполнение таблицы «Эволюция Вселенной по теории Большого взрыва» |
||
РД 1.3.5. Определять возраст Вселенной, расстояние до галактики и звездных скоплений на основе закона Хаббла и диаграммы Герцшпрунга - Рассела |
ФОМ: решение задач на определение возраста Вселенной |
||
Раздел 3 |
Космические технологии в деятельности человека |
||
Результат раздела |
РД 2.1. Описывать роль отечественной и зарубежной науки в |
||
3 |
освоении и использовании космического пространства РД 2.2. Определять влияние космических технологий на практическую деятельность человека и дальнейшее научнотехническое развитие |
||
Тема |
Результаты обучения по темам по разделу 3 |
Как планируется проверять достижение РО: оценочное мероприятие с кратким описанием, как оно будет проводиться |
|
Тема 3.1 Освоение и использование космического пространства |
РД 2.1.1. Описывать историческую роль отечественной науки в процессе освоения космоса |
ФОМ: составление хронологической таблицы «Достижения отечественной космонавтики» по теме проектного задания |
|
|
РД 2.1.2. Определять значение современных астрономических открытий и технологий для дальнейшего исследования объектов Солнечной системы и освоения космического пространства |
||
Тема 3.2 Космические технологии в научно-техническом развитии |
РД 2.2.1. Характеризовать значение космических комплексов связи для развития информационнотелекоммуникационных систем |
ФОМ: Защита промежуточных результатов выполнения проектного задания |
|
РД 2.2.2. Характеризовать системы космического мониторинга для прогнозирования природных катастроф и контроля участков земной поверхности повышенного экологического риска |
|||
РД 2.2.3. Описывать роль космических станций для пребывания людей на околоземной орбите с целью проведения научных исследований в условиях космического пространства, проведения астрономических наблюдений за поверхностью и атмосферой планеты |
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.