Проект «Работа с активом как средство повышения эффективности деятельности школьной библиотеки»
Пояснительная записка
Библиотечный актив – это наиболее активная часть пользователей библиотеки, помогающих библиотекарям в осуществлении различных видов работ.
Библиотечное дело: терминологический словарь / Российская государственная библиотека. – Москва, 1997. – С. 23.
Библиотечный актив... Нужен ли он современным школьным библиотекам, таким разным, живущим и выживающим в различных территориальных, финансовых и других условиях, в современных условиях, когда так развита индивидуальность, когда каждый за себя? Действенны ли существующие библиотечные активы? Какую конкретную пользу они приносят школьным библиотекам, какие проблемы с их помощью решаются? В чем их реальная сила и действенность? Библиотечный актив в современной школе – это благо или никчемный балласт?
Раньше все библиотеки в обязательном порядке должны были создавать свой библиотечный актив, отчитываться о его работе, что-то планировать. В 90-е годы все это тихонечко, как-то само собой сошло на нет. Так, все же существует ли жизненная необходимость в подобной организации? По прошествии 2-х лет, моя точка зрения— актив нужен, и может принести ощутимую пользу в работе библиотеки.
Библиотечный актив – это одна из перспективных форм работы с читателями.
С одной стороны, очевидна выгода для библиотечных работников, поскольку они получают возможность лучше понять своего читателя, выявить его информационные потребности. Немаловажно то, что работа с активом помогает привлечь к сотрудничеству непосредственных получателей библиотечных услуг – читателей, установить доверительный контакт с читателем.
Актив «Планета книголюбов.
Вся работа библиотечного актива проводится по плану работы, составленному на год, а его заседания проходят 1–2 раза в месяц, на них планируется работа, направления, варианты мероприятий, разбор полётов, подводятся итоги работы актива, анализ работы.
Цель работы библиотечного актива – пропаганда книги, чтения, развитие творческих способностей ребенка, расширение кругозора, организация досуга на новом уровне, способствовать самореализации, возможность ощутить результаты своего труда, воспитание сотрудничества, создание среды взаимопонимания, воспитание позитивного отношения к библиотеке.
активисты, включаемые в разные виды деятельности, получают навыки:
· умение работать в коллективе
· планировать свой труд
· проявлять самостоятельность и инициативу
· нести ответственность за свою работу
актив строит работу на принципах:
· добровольности
· коллективно принятых решений
· творческого подхода к любой деятельности
Ожидаемый результат:
· В результате совместной работы устанавливается более тесный контакт с ребятами, формируется отношение современных детей к профессии библиотекаря. Они оценивают не только профессиональные и деловые качества библиотекаря, но и человеческие: доброжелательность, тактичность, любовь к детям и книгам. Творческий подход позволяет создать в библиотеке творческую атмосферу, окрашенную добром и искренностью.
· Работа библиотечного актива позволит лучше понять современного читателя-школьника, выявить его потребности, узнать мнения по разным проблемам и вопросам.
· Использование библиотечного актива должно повысить эффективность деятельности библиотеки, направленной на реализацию задач эстетического, патриотического, духовного, нравственного воспитания школьников, выполнения воспитательной задачи школы.
· На перспективу: вывод актива на уровень творческого объединения (внеурочной деятельности). Повышение уровня общей и информационной культуры активистов. Необходимо систематически проводить обучающие мероприятия для активистов (индивидуальные, групповые)
Место реализации проекта: библиотека МАОУ «СОШ №4».
Участники проекта: актив библиотеки (учащиеся 3-11 классов), классные руководители, педагоги-организаторы, педагог-библиотекарь
Срок реализации проекта: учебный год.
Этапы реализации проекта и организация работы:
I. Подготовительный (август-сентябрь):
1) Изучение опыта работы коллег-библиотекарей по данной теме;
2) Планирование актива библиотеки;
3) Разработка проекта;
5) Установление взаимовыгодных отношений с классными
руководителями, знакомство их с содержанием проекта;
7) Подготовка дидактических материалов для мероприятий;
8) Информирование всех участников о начале реализации проекта
(выпуск буклета).
II. Основной (сентябрь-апрель).
Предполагает создание условий для реализации проекта
Библиотекарь даёт только направление, конкретные идеи, темы, формы проведения мероприятий предлагают активисты. Примеры: идеи мероприятий в начальных классах (в том учебном году: », «В гостях у Зимушки-зимы» «Удивительный мир животных», «Памятники литературным героям», в этом: «Богатыри» к 23 февраля, «Зимние истории», «День рождения Деда мороза»,)
Активисты участвуют в викторинах, акциях, конкурсах (школьных, совместно с др. библиотеками города, интернет- конкурсах), сами придумают, предлагают вопросы к викторинам, например викторина к 23 февраля, к НДК Книжная викторина...Совместно придумываем сценарии бесед, викторин... В Конкурсе «Допиши историю» начало(варианты) историй помогали придумывать активисты...
Интересно, что мероприятия (презентации, беседы, викторины), подготовленные участниками актива, оказываются более интересны младшим школьникам. Школьники среднего звена часто находят нестандартные творческие решения, они ещё хорошо помнят, что именно увлекало их в недавнем прошлом. И даже, если, по оценке учителя, самих активистов, беседа прошла не очень удачно, почти всегда наблюдается рост читателей после проведенных активистами мероприятий.
Распределение по секторам
· организационно-массовый
организация выставок, подбор материалов для стендов, подготовка и участие в массовых мероприятиях, помощь в обслуживании читателей на абонементе, помощь в выборе книг учащимся начальных классов, проведение опроса, анкетирования
· организационно-хозяйственный
ремонт книг, помощь в обработке вновь поступившей литературы, работа с задолжниками, рейды по сохранности.
Актив может выполнять самую разнообразную работу: обрабатывать и расставлять книги, проверять фонд, организовывать книжные выставки (идеи), работать с задолжниками, рекламировать деятельность библиотеки...
В течение года активисты следят за сохранностью учебников ( как в своем классе, так и в начальных), участвуют в работе «Книжкиной больницы», рекламируют книжные новинки, помогают библиотекарю в проведении библиотечных мероприятий.
Компьютеризация библиотек образовательных учреждений увеличила нагрузку на работника библиотеки и предъявила к нему немалые требования. Ребята из библиотечного актива оказывают помощь в наборе и редактировании текстов, сканирование электронных учебников, делать презентации...
№ п/п |
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ |
Сроки проведения |
Примечание |
1 |
Реклама деятельности библиотеки |
В течение года |
|
2 |
Рейды по проверке учебников |
В течение года |
|
3 |
Организация, проведение ремонта библиотечных книг. |
В течение года, итоги – в марте |
|
4 |
Обработка и расстановка книг. |
В течение года |
|
5 |
Помощь в организации книжных выставок. |
В течение года |
|
6 |
Библиотечно-библиографическая классификация |
Март |
|
7 |
Составление и доведение информации до должников школьной библиотеки |
Конец каждого месяца |
|
8 |
Подготовка и проведение мероприятий |
В течение года |
|
9 |
Подведение итогов работы за год на заключительном заседании |
Май |
|
10 |
Помощь в проведении мероприятий (лагерь) |
Июнь |
|
11 |
Помощь в подготовке электронной базы данных учебников (сканирование) |
Сентябрь-декабрь |
|
Календарно-тематическое планирование работы актива школьной библиотеки «Планета книголюбов» на 2020-2021 учебный год.
Сентябрь |
3 октября – 125 лет со дня рождения русского поэта Сергея Есенина (1895-1925) «Есенинские дни в библиотеке»: Цикл мероприятий, посвященных 120- летию со дня рождения С. А. Есенина (книжные выставки, презентации, конкурс чтецов и итоговая стенгазета о творчестве Есенина) Подготовка мероприятий (бесед, классных часов, викторин) (октябрь)— актив выставки «В мире Есенина» «С любовью в сердце. Сергей Есенин», «Певец России». К 125-летию Сергея Есенина, «Мои стихи, спокойно расскажите про жизнь мою…»
Подготовка конкурса чтецов стихотворений С. Есенина «России стихотворная душа...» (1-4 классы) Конкурс рисунков и поделок «Сказочный осенний лес»
|
Октябрь |
«Есенинские дни в библиотеке»: Цикл мероприятий, посвященных 125- летию со дня рождения С. А. Есенина (книжные выставки, презентации, конкурс чтецов и итоговая стенгазета о творчестве Есенина)
Конкурс чтецов стихотворений С. Есенина «России стихотворная душа...» (1-4 классы) Викторина «Знаете ли вы Сергея Есенина» (сайт) Акция –конкурс творческих работ «Читая Есенина» |
Ноябрь |
Всероссийский словарный урок "Родные россыпи жемчужин" (к 219-летию В.И. Даля) 22 ноября 2020 года в день рождения Владимира Даля в рамках празднования Года литературы - Всероссийский словарный урок. "Родные россыпи жемчужин" Конкурс творческих работ «Миассу посвящаем» Акция «Сохраним школьный учебник!» Работа по сохранности школьных учебников построена совместно с активом библиотеки «Планета книголюбов» В ходе реализации для учащихся будут организованы уроки информационной грамотности «Без учебников друзья, нам прожить никак нельзя»; рейды-проверки «У кого учебникам лучше живется»; оформлены стенды «Исповедь школьного учебника», «уголок читателя»; памятки для детей и родителей по сохранности школьных учебников; выпущены буклеты «Учебник твой друг – без него как без рук», экран сохранности учебников;
|
Декабрь |
Сбор актива «Планета книголюбов». Познавательные часы (народные традиции, поверья, ремесла, фольклор…) |
Январь |
«Новогодний калейдоскоп» (Новогодние традиции: рождество, святки, гадания…) - беседы в начальных классах, Акция «Подари книге жизнь» -организация работы по мелкому ремонту книг с привлечением учащихся, актива. |
Февраль |
Сбор актива «Планета книголюбов». Подготовка мероприятий (бесед, классных часов, викторин) ко Дню защитников отечества «От былинных героев до героев наших дней» Мероприятия ко Дню защитников отечества «От былинных героев до героев наших дней»- актив
|
март |
Сбор актива «Планета книголюбов». 12 апреля – День космонавтики.
2021 год- 60 лет первому полёту человека в космос
Тематическая декада, посвященная 55-летию полета в космос Ю.А.Гагарина (тематические классные часы, акции, конкурсы рисунков, творческих работ) Стенд: « День космонавтики: факты, легенды, воспоминания»; «Вселенная и ее секреты» «Космические фантазии» - конкурс творческих работ Космическая викторина «Тайны звездного неба» «Космические фантазии» - конкурс творческих работ
Акция «Подари книгу библиотеке» |
Апрель |
Сбор актива «Планета книголюбов». К Международному дню детской книги: «Чтение в радость», «Новое поколение выбирает чтение», «Читайте! Дерзайте! Свой мир открывайте!»: Классный час «Похвала книге»; Хит-парад любимых книг «Читай всегда, читай везде! «Нескучная классика, или книги-юбиляры 2021 г.» Анкетирование «Мои любимые книги», по итогам— выставки «Любимые книги… класса»; Плакаты в защиту чтения и бережного отношения к книгам. Викторина «Герои любимых книг» (сайт) Конкурс: создание эмблемы (логотипа) для школьной библиотеки, коллективные и индивидуальные работы (графика, эскиз, макет, рисунок) 7-11-е классы; Конкурс творческих работ «Книга, о которой хочу рассказать» на лучшую рекламу любимой книги. Разработка и изготовление книжных закладок, буклетов, памяток и распространение их в библиотеке и за ее пределами. Тематические информационные закладки и листовки «Есть что почитать!» |
Май |
Сбор актива «Планета книголюбов». Мероприятия к 75-летию победы в Великой Отечественной Войне Уроки мужества «Твой бессмертный ровесник», Вставай, страна огромная! (урок памяти, посвящённый ВОВ) «Маленькие герои большой войны», актив -подготовка стенда: «Дети войны» - Акция «Прочтите книги о Великой Отечественной войне» -Конкурс иллюстраций к произведениям о Великой Отечественной войне |
Июнь |
Планирование работы актива библиотеки в летнем лагере ( беседы, викторины…) Программа летнего чтения – «Летние книжные острова».
|
III. Заключительный (май).
Предполагает:
- анализ диагностики (удовлетворённость проектом). Провести опрос
среди активистов, учителей по результатам проекта;
- анализ читательских формуляров;
- выяснение % охвата читаемостью в классах;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.