Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Оценка 5 (более 1000 оценок)
docx
02.03.2020
Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"
ПРОЕКТ.docx

 

ПРОЕКТ

«Развитие речи через коммуникативные игры»

      Каждый взрослый знает, насколько важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Несмотря на то, что стремление к общению заложено в человеке с рождения, не все умеют выстроить взаимоотношения с окружающими. Психологи доказывают, что общению нужно учиться с детства, при этом важная роль отводится семье. Что могут сделать родители для правильного обучения своего ребенка коммуникативным навыкам? На помощь семейному воспитанию, несомненно, приходит игровая деятельность, которая является основной в дошкольном возрасте. В данном случае среди всех игр нужно выделить коммуникативные игры для детей, потому что именно с их помощью формируется умение общаться. 

     Педагоги детских учреждений постоянно напоминают родителям, что сегодня в общении дошколят с окружающим миром возникает много проблем. Это вызвано разными причинами: появлением интернета и всевозможных гаджетов, заменяющих порой общение не только со сверстниками, но и с близкими. Кроме того, сами родители недостаточно общаются со своими малышами, мало кто из них может похвастаться тем, что в семье принято совместно обсуждать какие-либо события, мирно разрешать конфликты, выслушивать мнение детей. Все это отрицательно влияет на коммуникативное развитие дошкольников и вызывает у специалистов серьезную тревогу. Дошкольник, плохо общающийся со сверстниками или не умеющий вообще включаться в общение, не интересен для окружающих, вырастает замкнутым, со сниженной самооценкой, высокой тревожностью и даже агрессивным поведением. Поэтому для родителей все средства для обучения деток азам общения будут хороши, но особая роль отводится коммуникативной игре.

     Проблема межличностных отношений является очень актуальной на сегодняшний день. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.

Развитие речи у детей  в процессе игровой деятельности является актуальным вопросом коррекционной педагогики и психологии. Речь всегда входит в какую-то другую интеллектуальную или практическую деятельность. Речь порождается потребностями жизни – труда, познавательной деятельности, игры и пр. При нарушении связной речи отмечаются коммуникативные трудности, отклонения в познавательном развитии. Дети, которые испытывают психологические проблемы, не всегда могут правильно построить речевое развёрнутое высказывание.

 

     Цель проекта:  развитие речи в процессе игровой деятельности

     Задачи :

1.     Помочь детям в установлении контактов друг с другом; 

2. Создать атмосферу доброжелательности и взаимопомощи;

     3.     Дать элементарные сведения о культуре общения и через игры и упражнения, стимулировать развитие диалогической и монологической речи, развития умения выражать свои суждения и мнения.

   4. Умение дифференцированно использовать интонационную выразительность в экспрессивной речи

  5. Совершенство­вание навыков группового взаимодействия.

  6.  Развивать у детей способность ставить себя на место другого че­ловека, выражать сочувствие, сопереживание.

 

     Участники: дети старшего дошкольного возраста, имеющие нарушение речи ОНР III-IV  уровня, учитель-логопед, воспитатели, родители.

     Приемы и методы

Наглядные: показ иллюстраций, просмотр видеоматериала,

Словесные: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка речи

Игровые: игровой персонаж, сюрпризный момент, дидактические игры

Материал:

Длительность: 1 месяца

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 этап – подготовительно-информационный, сбор информации

Календарно - тематический план на месяц

Содержание

Приёмы работы

Игры на снятие психологического и мышечного напряжения

Игры «Насос и мяч», «Надувала кошка шар», «Поезд идет», «Прорвись в круг»

Физически упражнения «Возьми себя в руки», «Врасти в землю», «Замри», «Гора с плеч»

Изучение  и уточнение эмоциональных состояний и формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние

Беседа.
Рассматривание фотографий людей, изображающих разные эмоциональные состояния

Игровые упражнения «Тренируем эмоции», «Встреча эмоций», «Зеркало настроений», «Угадай настроение», «Посочувствуй другому», «Эстафета настроений», «Закончи предложение», «Цветовое настроение»

Чтение художественной литературы и драматизация:

Б.Заходер "Кискино горе";  В.Левин "Песенка о варенье"; Л Яковлева "Жираф"; Ф Бобылева "Мила"

- Прослушивание музыкальных фрагментов и определение эмоционального настроения.

Игры, развивающие коммуникативные навыки

Игры «Веселая сороконожка», «Кто твой друг», «Поменяйся местом», «Лесные братья»

Игры, направленные на развитие коммуникативных умений

 

Игры «Рассказ по кругу», «Волшебные водоросли», «Вежливые слова»

Игры-ситуации

Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Театр», «Магазин»

 

 

 

 

 

 

 

 

 Модель взаимодействия учителя-логопеда  с другими педагогами.

 

Учитель-логопед и воспитатель.

Формы взаимодействия:

Рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики с детьми;

по проведению работы над развитием лексико-грамматических категорий;

по организации двигательного режима детей на прогулках (подвижные игры с речевым сопровождением, закрепление логоритмических упражнений);

по проведению пальчиковых игр в стихах для использования их на физминутках, во время занятий изодеятельностью;

по проведению работы над развитием связной речи, контроля за правильным звукопроизношением.

Индивидуальные беседы с воспитателями о динамике развития двигательной активности детей с нарушениями речи.

Учитель-логопед и педагог-психолог.

Работа педагога-психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, ВПФ, снятия эмоционального напряжения.

Формы взаимодействия:

Индивидуальные беседы о психолого-педагогических особенностях детей с речевыми нарушениями.

Совместный поиск путей коррекции поведения некоторых воспитанников.

Подбор материала для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, дидактическими речевыми играми, со строительным материалом.

Участие в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей и мелкой моторики, особенностей познавательной деятельности.

Участие в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.

Консультирование и направление родителей к разным специалистам по совместному решению с педагогом-психологом.

Учитель-логопед и музыкальный руководитель.

На музыкальных занятиях проводится работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной, мелкой и общей моторики, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировке в пространстве. Все это благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.

Формы взаимодействия.

Беседы с музыкальным руководителем о развитии просодической, темпо-ритмической стороны речи, развитии речевого дыхания у детей-логопатов на музыкальных занятиях.

Участие в составлении сценариев праздников, программ развлечений и досугов, распределении ролей.

Помощь музыкальному руководителю в подготовке к утренникам и праздникам, присутствие на репетициях, участие в различных праздничных мероприятиях.

Участие в организации и проведении театрализованных представлений.

 

 

Методы и приемы на развитие коммуникации

Словесные методы

      Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец— правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции.           Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах.

     Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.

     Объяснение— раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

     Указания — разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.

     Оценка детской речи — мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы она повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке

подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.

     Вопрос — словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) — «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями — «почему? зачем? чем похожи?». Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.

Наглядные методы

      Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Практические методы

      Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

     В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

      Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т. е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.

       Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому,

приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

Игровые методы

-дидактические игры,
-подвижные игры,
 -игры-забавы, инсценировки.
Приемы: 
а) Внесение игрушек,
б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)
в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения "Уронили Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит")
г) сюрпризность, эмоциональность 

д) Внезапность появления, исчезновение игрушки.
е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом).
ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает).
 з) интригующие обстановки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Этап – Практический – познавательный

Особенности речевого развития детей  ОНР III  уровня

Общее недоразвитие речи III  уровня – это умеренные отклонения в формировании различных сторон речи, касающиеся, главным образом, сложных лексических и грамматических единиц.

Характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Характерным является недифференцированное произнесение звуков ( в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Например, мягкий звук Сь, сам еще недостаточно четко произносимый, заменяет звук С («сяпоги»), Ш («сюба» - шуба), Ц («сяпля» - цапля), Ч («сяйник» - чайник), Щ («сётка» - щётка); замены групп звуков более простыми по артикуляции. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.

Правильно повторяя вслед за логопедом 3-4-хсложные слова, дети нередко искажают их в речи, сокращая количество слогов (Дети слепили снеговика -  «Дети сипили новика»). Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.

На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами, наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные , временные и пространственные отношения.

Описанные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя у детей школьного возраста проявляются более отчетливо при обучении в школе, создавая  большие трудности в овладении письмом, чтением и учебным материалом.

 

 

Методики коммуникативного развития

Многообразие игр может быть упорядочено в соответствии со сферой влияния. Исходя из типа воздействия принято различать следующие игровые упражнения:

1.     Развитие вербальных и невербальных способов общения предполагает использование одноименных форм общения. Можно сосредоточиться на описании ярко выраженных пережитых эмоций, в число которых входят гнев, грусть, страх и т.д. Хорошую результативность показывает и игра «Испорченный телефон». Из невербальных способов общения следует отметить мимику, жесты и такую разновидность, как пантомима. Дети могут попытаться воспроизвести стихотворения жестами, поговорить через стекло или показать с помощью мимики, чего им хочется в данный момент.

2.     Воздействие на физиологию не ограничивается развитием пластичности или гибкости. Игры данной направленности способствуют избавлению от мышечных зажимов и подталкивают детей к самовыражению посредством эмоционального движения. Концентрация на телесных ощущениях — отличный способ борьбы с проявлениями замкнутости, закрепощенности, скованности и пассивности. Внутреннее равновесие и спокойствие достигаются за счет расслабления мышц тела. Отвлечься от собственных переживаний и страхов дети могут посредством изображения любимого сказочного героя или животного. Приветствуется наиболее точное воспроизведение повадок и движений.

3.     Формирование осознанного отношения к семье (единой целостной структуре), домочадцам (отдельно взятым элементам) и собственному Я. Ребенок должен рассматривать себя в качестве полноправного члена семьи. В рамках подобных игровых упражнений можно предложить малышу нарисовать дом и семью. Положительные сдвиги намечаются в ходе бесед, тематика которых связана с понятием любви к родителям. На этом этапе могут пригодиться альбомы с фотографиями. Каждый снимок может сопровождаться озвучиваемыми вслух комментариями. Основная цель занятий сопряжена с активизацией чувства родства. Дошкольники учатся испытывать любовь к людям, составляющим сплоченный семейный круг. При этом они осознают, что родственники испытывают по отношению к ним аналогичные теплые чувства.

4.     Знакомство с эмоциями, привитие навыков выражения собственных чувств и развитие способности распознавания эмоционального состояния находящегося рядом индивида предполагает участие в играх, основанных на использовании специфических учебных материалов. В качестве последних могут выступать карточки со схематическими рисунками, соответствующими разнообразным эмоциям. Карточки без изображений могут быть задействованы детьми для изображения собственного лица, выражающего грусть, обиду или радость.

5.     Умение концентрироваться на собственных ощущениях и состоянии развивается в рамках выполнения упражнения «Психологический автопортрет». Малыши по очереди дают ответы на вопросы о себе. При этом они стараются уяснить, за какие качества и поступки их можно наказать или, наоборот, похвалить. Каждый ответ должен начинаться с имени отвечающего ребенка, за которым следует описание черт характера, личных качеств и увлечений. Заключительная часть упражнения «Опиши себя» имеет форму совместного обсуждения. В тех случаях, когда дошкольник испытывает трудности с выполнением задания, разрешены подсказки ровесников. Озвученное сверстниками мнение подталкивает ребенка к размышлениям о своих возможностях и о том, в каком свете он предстает перед окружающими.

6.     Активизация развития способности взаимодействия с ровесниками и взрослыми взращивает чуткость по отношению к другим участникам общения, учит ребенка пребывать в дружественном расположении духа и учитывать интересы товарищей. При этом малыши ощущают себя неотъемлемой частицей общего для группы процесса (в частности, создания общего для нескольких детей рисунка). Во время такой игры дошкольники обсуждают особенности будущего шедевра, учатся распределять подручные средства (краски, карандаши, фломастеры и т.д.) и идти на уступки.

Эффективно также проигрывание разнообразных ситуаций, предполагающих применение принципов взаимодействия на практике. Участвующие в сценках дети дают ответы на вопросы нравственного характера. В зависимости от исходных условий они делают выбор в пользу тех или иных поступков, дают оценки другим людям. В качестве оценочных критериев выступают добро, отважность, вежливость, смелость, честность, трусость и другие категории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картотека коммуникативных игр

 ИГРЫ И ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

НА СНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Насос и мяч

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Первый вариант. Дети разбиваются на пары. Один — надувной мяч, другой — насос. "Мяч" стоит, обмякнув всем телом на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена. "Насос" на­чинает надувать "мяч", движение сопровождается звуком "с". С каждой подачей воздуха "мяч" надувается все больше и больше — поднимает голову, надувает щеки, руки отводит от туловища и т.д. "Мяч" надут. Затем шланг "насоса" выдер­гивают. "Мяч" сдувается со звуком "ш". Тело игрока вновь обмякло, вернулось в исходное положение.

Второй вариант. "Насос и надувная кукла" или "Насос и надувная игрушка". Дети разбиваются на пары. Один—"насос", другой — "надувная игрушка". Игра проводится аналогичным образом.

Надувала кошка шар

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Дети находятся в расслабленной позе, они изображают сдувшиеся шарики. Ве­дущий произносит текст:

Надувала кошка шар, А котенок ей мешал: Подошел и лапкой — топ! А у кошки шарик—лоп!

На слова: "Надувала кошка шар..."— дети выпрямляют туловище, надувают щеки... и т. д. На сигнал "лоп" — "шарики" со звуком сдуваются и возвращаются в исходное положение.

Поезд идет

Цель: снятие эмоционального напряжения и скованности, совершенство­вание навыков группового взаимодействия.

Дети выстраиваются в затылок друг другу, положив руки на плечи стоящего впереди. Игроки начинают медленно двигаться с пыхтением и свистом. Воспи­татель хлопками задает скорость передвижения поезда. Скорость поезда увеличива­ется, и по сигналу воспитателя происходит "крушение": все валятся на пол.

Игра повторяется несколько раз. Каждый раз происходит смена ведущего.

Прорвись в круг

Цель: снятие робости, застенчивости во взаимодействии с другими, раз­витие уверенности в своих силах.

Ребенка, испытывающего наибольшие трудности при вступлении в контакт со сверстниками, отводят в сторону. Остальные дети встают в круг, крепко взяв­шись за руки. Ребенок должен разбежаться, прорвать круг и проникнуть в него.

Физические упражнения

 «Возьмите себя в руки»

Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочет­ся кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень про­стой способ доказать себе свою силу: обхвати ладо-нями локти и сильно при­жми руки к груди — это поза выдержанного чело­века».

«Врасти в землю»                                                                                                    

 «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты — могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».

 «Замри»

 «Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!» Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно согласится, и тебе будет интересно».

 «Гора с плеч»

 Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5—6 раз, и тебе, сразу станет легче.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ЧУВСТВОВАТЬ

НАСТРОЕНИЕ, ЭМОЦИИ И СОПЕРЕЖИВАТЬ ОКРУЖАЮЩИМ

«Тренируем эмоции» 

Попросите ребенка: нахмуриться, как:

—       осенняя туча;

—       рассерженный человек;

—       злая волшебница.

Улыбнуться, как:

—     кот на солнце;

—     само солнце;

—     как Буратино;

—     как хитрая лиса;

—     как радостный ребенок;

—     как будто ты увидел чудо. Позлись, как:

—     ребенок, у которого отняли мороженое;

—     два барана на мосту;

—     как человек, которого ударили.

Испугайся, как:

—       ребенок, потерявшийся в лесу;

—       заяц, увидевший волка;

—       котенок, на которого лает собака;

Устань, как:

—      папа после работы;

—      человек, поднявший тяжелый груз;

—      муравей, притащивший большую муху.

Отдохни, как:

—      турист, снявший тяжелый рюкзак;

—      ребенок, который много потрудился, но помог маме;

—      как уставший воин после победы.

 «Встреча эмоций»    

Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить ребенка представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и та, которая неприятна. Ведущий (родитель) изображает «хоро­шую», ребенок «плохую». Затем они берут карточку из противоположной кучки и так меняются. Инте­ресно пронаблюдать изменение выражений лица при «встрече эмоций» — это может быть удивление, смех, отвращение и т. д. — и обсудить, как можно «помирить» эмоции.

Зеркало настроения

Цель: развивать один из механизмов проникновения во внутренний мир другого человека — моторное проигрывание. Учить детей воспроизводить некоторые компоненты выразительного поведения партнера.

Упражнение выполняется в паре. Дети стоят лицом друг к другу. Один ребе­нок — зеркало. Другой — тот, кто смотрится в зеркало. Последний пытается с помощью мимики, жестов, поз отразить различные состояния (человек грустит, радуется, удивляется, гордится и т.д.), а "зеркало" повторяет выразительные дви­жения партнера.

Угадай настроение человека

Цель: учить детей по мимике лица, застывшим жестам, позам, располо­жению партнеров в пространстве распознавать эмоциональное состояние человека.

Воспитатель подбирает на каждого ребенка фото. Это могут быть вырезки из журналов, газет или любительское фото. На фото изображены люди разного воз­раста, пола, в разных ситуациях общения.

Дети садятся в круг. У воспитателя в руках коробка, в ней фотографии. Фото­графии лежат так, что изображения не видно. Коробка переходит из рук в руки. Каждый ребенок берет по одной фотографии, рассматривает ее, показывает ос­тальным и отвечает на следующие вопросы:

—          Кто изображен на фото?

—          Какое настроение у человека? Как ты определил его настроение?

—          Почему возникло это настроение?

— Если настроение плохое, как бы ты помог, поддержал человека?

Посочувствуй другому

Цель: развивать у детей способность ставить себя на место другого че­ловека, выражать сочувствие, сопереживание.

Упражнения выполняются в парах. Воспитатель задает разнообразные си­туации:

—         Девочка упала, поранила руку, ей больно (один ребенок с помощью мими­ки, жестов, позы показывает боль; другой — пытается найти ласковые слова, же­сты, оказывает помощь).

—           Два друга давно не виделись. Они мечтают о встрече (дается задание по­казать, как встретятся два друга после долгой разлуки).

—       Малыш потерялся, плачет (нужно показать, как поступит старший ребенок).

—            Девочку обидели. Ее пожалела подружка (завязала бант, дала игрушку, обняла).

—         Девочки подобрали котенка, пожалели его, напоили молоком.

—               Друг угощает конфетами (у одного ребенка воображаемый пакет с кон­фетами. Он протягивает его другому. Ребенок берет конфету, благодарит, развора­чивает обертку, кушает конфету. На лице написано, что угощение очень вкусное).

Пары по очереди показывают свои этюды. Остальные дети оценивают выра­зительность мимики лица и движений.

Эстафета настроений

Цель: учить детей понимать и передавать с помощью мимики лица раз­личные эмоциональные состояния.

Эстафета настроений напоминает игру в испорченный телефон. Дети стоят в шеренгу друг за другом. В конце шеренги — педагог. У него в руках карточка с изображением мимического эталона ("веселый человечек", "грустный", "злой", "удивленный" — по ходу игры карточки могут меняться). Воспитатель дотраги­вается до плеча последнего ребенка, тот поворачивается, рассматривает карточку и пытается воспроизвести такое же настроение на своем лице. Затем игрок воз­вращается в исходное положение и дотрагивается до плеча впереди стоящего, пе­редавая ему эстафету настроения и т.д. В конце дети сравнивают настроение чело­века, изображенного на карточке, настроение игроков, получивших эстафету первым и последним.

Закончи предложение

Цель: учить детей понимать чувства и переживания другого человека.  

В руках у педагога фишки или эстафета (листок, веточка, палочка и др). Он начинает предложение, а ребенок заканчивает и возвращает эстафету взрослому (фишки остаются у игроков):

Моя мама любит...

Мой папа доволен, когда...

У моего друга хорошее настроение, когда...

Мама сердится, если...

Бабушка всегда хвалит меня за ...

Мой друг боится...

Наша воспитательница огорчается, если...

Любимый певец моей мамы...

Мой друг гордится...

Мой брат (сестра) обрадовался, когда... и т. д.

"Цветовое настроение"

Цель: учить детей распознавать настроение людей и соот­носить его с цветом; развивать наблюдательность.

Описание: педагог рассказывает детям о том, что настрое­ние можно передать не только словами (дети называют слова, которые характеризуют настроение), но и цветом. Далее пред­лагает детям сказку про Радужку, которая разукрасила лепестки растений в разные цвета. Среди этих растений есть "веселые" и "грустные"

Детям предлагается сложить "веселые" и "грустные" цве­точки, затем собрать цветочки своего настроения, а также на­строения друга, воспитателя, мамы, папы, бабушки.

«Определи тон».

Педагог произносит фразу разным тоном. Дети должны определить характер тона, то есть, с каким чувством была произнесена фраза Завтра обещают дождь: радостно, грустно, равнодушно, удивленно, с досадой и огорчением.

 «Произнеси по-разному».

Произнесите маленькое слово «О» с разной интонацией:

 

•        Удивленно.

•        Радостно.

•        Недовольно.

•         Испуганно.

 

«Угадай, кто пришел» 

 Выработка умения владеть голосом, интонацией, соблюдать темп и ритм речи. Ребенок входит, имитируя движения одного из животных, птиц, сопровождая это соответственно речью, звукоподражаниями, например: «Долго шел я, устал, хочу меду» (медведь — «толстым» голосом).

«Весело — грустно, медленно — быстро, громко — тихо»

Предварительно необходимо подготовить карточки с изображением весёлого лица, грустного, лицо с широко открытым ртом — громко, с пальчиком около рта — тихо, ракетой — быстро, черепахой — медленно.

Взрослый показывает детям картинку, на которой изображена улыбка и дети рассказывают стихотворение с веселой интонацией, если дети видят грустное лицо — рассказывают грустно и так далее. Карточки педагог меняет по своему усмотрению (рекомендуют менять на каждую строку).

«Чей домик?»

 Отработка вопросительной интонации, дикции, голоса. Один ребенок стучит (тук-тук) и спрашивает: «Кто в домике живет?» Ему отвечают голосами лисы, медведя, а он должен узнать, чей это домик. В свою очередь и его спрашивают: «А ты кто?»

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Веселая сороконожка

Цель игры: развить коммуникативные способности, координацию, внимание, наблюдательность.

Необходимые материалы и наглядные пособия: веселая музыка.

Ход игры

В этой игре участвуют, как минимум, 6 человек. Большее количество игроков только приветствуется.

Все участники должны встать друг за другом и положить руки на плечи стоящего впереди. Игрок, который окажется первым, будет направляющим и водящим. Ребята должны наблюдать за водящим и идти строго по его следам. С помощью музыки можно ускорять и замедлять движение. Если ребята справляются с этим заданием, его можно усложнить. Ведущий может показывать не только направление, но и какие-то замысловатые движения. Например, передвижение на одной ноге, передвижение в ритме ламбады (в этом поможет музыка), какие-нибудь манипуляции руками и т. д. Те участники, которые не справились с заданием, выбывают из цепочки.

Кто твой друг?

Цель игры: развить коммуникативные навыки, внимание.

Необходимые материалы и наглядные пособия: чистые листы бумаги, карандаш.

Ход игры

Эта игра рассчитана на длительное проведение. Она может длиться целый вечер, день или несколько дней. При этом может совмещаться с другими играми. В ней могут даже принимать активное участие взрослые. Перед началом игры вам нужно записать имена всех участников на отдельных бумажках. Рядом нужно подписать ту роль, которую человек, вытянувший эту бумажку, будет играть по отношению к тому, кто на ней обозначен. Это может быть влюбленный, друг, мама. Затем все участники должны вытянуть себе имя тайного друга. При этом его имя нельзя озвучивать, так как никто другой не должен пока этого знать. После этого каждый участник игры по отношению к обозначенному для него другу должен вести себя так, чтобы он смог догадаться, какую тот играет роль. Причем следить за своим поведением нужно на протяжении всей игры.

Поменяйся местом

Цель игры: развить коммуникативные навыки, внимание, координацию, аналитические способности.

Необходимые материалы и наглядные пособия: стулья для каждого участника, кроме одного.

Ход игры

Эта игра подходит для первоначального знакомства. Она помогает наладить контакт между детьми, способствует возникновению неформальной обстановки.

Все участники, кроме одного (он будет первым водящим), должны сесть на стулья. В это время ведущий должен назвать какой-нибудь признак, общий для всех (или для некоторых) участников. Это может быть цвет волос, половая принадлежность, детали гардероба и др. После того как он его назовет, те участники, к которым относится названное определение, должны поменяться местами. При этом цель ведущего — самому успеть занять стул. Тот участник, который не успел сесть на стул, становится новым водящим. Он должен назвать новое качество, способное объединить нескольких участников. Теперь по команде они должны поменяться местами.

Для ведущего важно делать сообщение внезапно, чтобы самому успеть занять место.

Лесные братья

Цель игры: развить коммуникативные, артистические способности, внимание. Игра способствует общению и взаимопониманию детей.

Необходимые материалы и наглядные пособия: негромкая, но веселая музыка.

Ход игры

В начале игры среди участников распределяются роли. Это могут быть определенные звери (заяц-именинник, обманщица-лиса, медведь-защитник и т. д.), характерные сказочные персонажи (Незнайка, Мальвина, Буратино, Знайка, Бармалей). Можно даже просто дать имена, отражающие их положительные и отрицательные человеческие качества (добрый, злой, общительный и т. д.).

Когда роли будут распределены, нужно подробно объяснить ребятам, что они должны в течение всей игры вести себя так, как вел бы себя в данной ситуации их персонаж. Если девочка играет роль Мальвины, она, как и ее героиня, па протяжении всей игры должна быть гостеприимной и доброжелательной (будет лучше, если такую роль получит скромная и незаметная девочка). Если мальчик играет роль Буратино, то он должен всем задавать вопросы, быть немного навязчивым. Подобным образом необходимо разобрать и проанализировать все роли.

Раздавать нужно роли тех персонажей, которые знакомы ребятам. Желательно, чтобы они были полной противоположностью характеру ребенка. Ведущий должен наблюдать за игрой, и, если у кого-то из ребят роль не получается, ее необходимо еще раз проанализировать или поменять.

Игры, направленные на развитие коммуникативных умений

Рассказ по кругу

Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Эта игра проста в организации проведения, поскольку не требует особой подготовки. Однако она очень эффективна для развития речевых умений детей, их воображения, фантазий, умений быстро ориентироваться в партнёрах и неизвестных ситуациях общения.

Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “Сегодня выходной день и ...” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.

Волшебные водоросли

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект фронтального  занятия логопеда

Тема занятия «Знакомство»

Возрастная группа: старшая группа

Цель: формирование коммуникативных навыков у детей, представлений об эмоциональных состояниях с ориентацией на их эмоциональную отзывчивость.

Задачи занятия:

Обучающие задачи:

Продолжать знакомить детей с основными эмоциональными состояниями человека и их внешними проявлениями.

Обогащение словарного запаса детей.

Развивающие задачи:

Создание положительной эмоциональной атмосферы, атмосферы принятия и доверия.

Продолжать знакомить детей со способами выражения различных эмоций и чувств человека.

Помочь понять причины возникновения разных эмоций, чувств.

Развивать навыки самоконтроля и саморегуляции старших дошкольников.

Закрепить навыки снятия психофизического напряжения.

Продолжать развивать навыки самооценки и самоанализа, оценки своего эмоционального состояния.

Развивать мимическую мускулатуру.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей культуру общения.

Развитие толерантности детей

Виды деятельности: игровая, двигательная

Методы и приёмы: словесные (стихи К.Чуковского, объяснение, беседа), наглядные (показ пособие « Азбука настроения»), игра (обучающая), релаксация.

Оборудование:

пособие « Азбука настроения», диск «Звуки природы» (для релаксации), магнитофон.

Приветствие.

Участники встают в круг и берутся за руки.

Логопед: Здравствуйте, дети. Я рада видеть вас. Я рада встрече с вами! предложить детям поприветствовать друг друга словами «Здравствуй, я очень рад тебя видеть!»

Дети, вы уже познакомились друг с другом, у вас появились друзья. Попробуйте описать своего друга. Расскажите, мальчик это или девочка, во что ваш друг одет, какие у него волосы, какая прическа, а мы попробуем отгадать, кто это. (Задание выполняется по желанию детей).

А по голосу вы сможете узнать своих друзей? Давайте поиграем в игру «Кто позвал?»

Дети становятся в круг. Один из играющих, закрывает глаза, дети по очереди называют имя водящего, а он угадывает, кто его позвал.

Игра «Расскажи о себе» (ребенок рассказывает, как его зовут, что больше всего на свете ему нравится, что он любит, что умеет делать).

Логопед: Сейчас я прочту отрывки из хорошо знакомых сказок К. Чуковского. А вы, как настоящие артисты. Будете изображать эмоции героев.

Удовольствие

Рано утром на рассвете

умываются мышата,

И котята и утята,

и жучки и паучки…

Гнев

Ты один не умывался,

и грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки…

- Какой голос у Мойдодыра? А почему? Как вы думаете?

Страх

Вдруг какой-то старичок

Паучок

Нашу муху в уголок

Поволок…

Ужас

Муха криком кричит,

Надрывается,

А злодей молчит

Ухмыляется…

Удивление

Вдруг откуда-то летит,

Маленький Комарик,

А в руке его горит

Маленький фонарик…

Радость

То-то стало весело

То-то хорошо!..

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра…

- Кому легко было изображать героев? Кому трудно?

Хороводная игра «Если нравится тебе…»

Если нравится тебе, то делай так…(Два щелчка пальцами над головой.)

Если нравится тебе, то делай так…(Два хлопка в ладоши.)

Если нравится тебе, то делай так…(Два хлопка по коленям.)

Если нравится тебе, то делай так… (Два притопа ногами.)

Если нравится тебе, то скажи «хорошо».

Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

Если нравится тебе, то делай все.

Игра «Ты мне нравишься» Дети по очереди произносят фразу, например: Вероника, ты мне нравишься тем, что… (начинает логопед).

Релаксация. Прогулка в лес.

- Мы сегодня отправимся на прогулку в летний лес с друзьями. В лесу растут высокие деревья. Покажите, какие? А под ними растут кусты. Они не такие высокие. А какие? Покажите. А под кустами растет трава, мох. Покажите, какая низкая трава, а мох еще ниже. А сейчас мы послушаем, как поют птицы в лесу. (Включается звукозапись).

Рефлексия

- Дети, понравилась вам прогулка у лесу с друзьями? Но пора возвращаться в детский сад.

Понравилась ли вам играть? Интересно ли было? Что очень важное произошло сегодня на занятии? Зачем люди знакомятся?

Раз мы с вами подружились, давайте поблагодарим друг друга за интересное

 занятие.

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся,

И какие же слова,

Говорим мы уходя?..

 

ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ

ПРИЕМЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Организационный

момент

Создание положительной эмоциональной атмосферы, атмосферы принятия и доверия

 

«Приветствие»

 

 

«Опиши друга»

 

«Кто позвал?»

Предложить детям поприветствовать друг друга

Дети описывают другого ребенка

Дети на слух определяют чей голос

Основная часть

развивать навыки самооценки и самоанализа, оценки своего эмоционального состояния.

 

 

Знакомство детей со способами выражения различных эмоций и чувств человека.

 

 

Динамическая минутка

 

Развитие толерантности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Расскажи о себе»

 

 

 

 

 

 

 

«Эмоции героев»

 

 

 

 

 

Хороводная игра «Если нравится тебе»

Словесная игра «Ты мне нравишься»

Ребенок рассказывает о себе

 

 

 

 

 

 

Дети по тексту стихотворения передают различные эмоциональные состояния

 

Дети повторяют движения

 

Дети по очереди проговаривают друг другу  фразу «…. ты мне нравишься за …»

Заключительная часть

Закрепить навыки снятия психофизического напряжения

 

 

 

 

Релаксация «Прогулка в лес»

 

 

 

Рефлексия

Дети выполняют физические упражнения. Прослушивают релаксационную музыку.

Подведение итогов занятия

 

 

Выводы: Занятие имеет коррекционную направленность. На протяжении занятия у детей развиваются коммуникативные навыки.  Они учатся описывать свое состояние, состояние других людей. Эмоциональный фон на протяжении всего занятия положительный. Все этапы соблюдены.

Рекомендации:  недостаточно наглядных методов обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методики по речевому развитию

НАЗВАНИЕ

ЗАДАЧИ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ

Мнемотехника 

развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Ребенок научился составлять описательный рассказ по схеме.

Умеет пересказывать текст

Запоминает стихотворения

Умеет составлять загадки

Ребенок научился связно, красиво говорить, спрашивать, отвечать, делать выводы, поддерживать беседу.

Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами

 

Фонетическая ритмика

формирование у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной с помощью перехода от общей моторики к речедвигательной

 

 Ребенок овладел навыками телесного напряжения и координации макро- и микро­моторики

Речь стала более выразительной, ребенок умеет изменять силу, высоту, темп речи

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на :нормализацию речевого дыхания и слитность речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса; правильное вос- произведение звуков и их сочетаний; воспроизведение речевого материала в заданном темпе; различение и воспроизведение ритмов; выражение эмоций простыми интонационными средствами

 

Использование фонетической ритмики помогает развивать речевое дыхание, интонационную сторону речи, умение владеть своим голосом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный маршрут

 

Направление работы

Цели

Методическое обеспечение

Кол-во занятий

Развитие понимания речи

(развитие импрессивной речи)

Учить находить игрушки, предметы, картинки по устной инструкции

Учить понимать и отвечать на вопросы: кто это? Что это? Куда? С кем?

Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам

Учить понимать слова обобщающего значения

Учить показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией

Учить различать обращение к одному или нескольким лицам

 

Игры: «Послушай и сделай» «Покажи»

 

Предметные и сюжетные картинки

 

Игрушки

Презентации

 

 

     42

 

     20

 

     42

 

     30

    

     15

 

    

     20

 

        

Формирование произношения

Развивать навыки воспроизведения полных слов (слитное произношение без нарушения звукослогового состава)

Учить произносить фразы из 2-3 полных слов

 

Фонематическая ритмика

Игры :Скажи как я», «Пиктограммы»

     42

    

 

      42

 

 

 

 

 

Развитие речи

Учить выражать желания с помощью простых просьб, обращений

Обозначать наиболее распространенные действия , некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния

Учить отвечать на простые вопросы одним словом или двусоставной фразой

Развивать фразовую речь

Развивать артикуляционную моторику речевое дыхание

Развивать мелкую моторику

Рассматривание предметных и сюжетных картинок

Презентации

Пиктограммы

Р/и «Что делает», «Составь предложение», «Кто это? Что это?»

 

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Игры для развития мелкой моторики

     20

 

     30

  

 

 

     42

 

     

      42

 

      42

 

       

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации родителям

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.); в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.); обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы - глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.); привлекать внимание детей к правильному пониманию н употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т.д.); совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у те6я…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).

3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).

4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю - ребенку.

5. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.

6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.

Рекомендации воспитателям

Функции воспитателя:

1. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков, дифференцируя их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.

2. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей во всех режимных моментах.

3. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью речи детей в течение всего времени общения с ними.

4. Формирование связной речи

5. Развитие внимания, памяти, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Так же воспитатели должны знать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности.

 

Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:

·         организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий,

·         побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний,

·         создавать ситуацию общения,

·         формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи, организовывать игры на развитие звуковой культуры речи,

·         привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове,

·         проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти,

·         привлекать внимание к интонационной стороне речи.

 

Воспитатели не должны:

·         торопить ребенка с ответом,перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично давать образец правильной речи,

·         заставлять ребенка произносить фразу насыщенную еще не поставленными звуками;

·         давать заучивать текст и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

Рекомендуется выделять в группе место для логопедических уголков, в которых должны находится настольно-печатные игры, игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов и др.

Во время игр необходимо учить детей играть не молча, а проговаривать свои действия полным предложением, используя пример педагога.

 

 

 

Требования к речи воспитателей

 

Основной социальной потребностью, возникающей уже на первом году жизни ребенка, является потребность в общении. Условием своевременного формирования правильной речи у маленьких детей, а так же профилактики у них речевых нарушений является речь взрослых.  Поэтому, высоки требования к речи современного воспитателя , начиная с раннего возраста. Следует помнить, что речь ребёнка развивается в условиях физического и психоэмоционального комфорта, т.е. когда ребенок здоров, сыт, спокоен. 

Речь воспитателя должна быть:

·         Эмоциональная положительная окраска голоса, т.к. с первых дней жизни ребенок адекватно воспринимает именно эту сторону речи

·         Темп речи не должен быть слишком быстрым или слишком медленным.

·         Средняя громкость речи взрослого позволяет поддерживать охранительный речевой режим в группе.

·         Артикуляция правильнее формируется, если при речевом общении ребенок видит артикуляционный аппарат взрослого.

·         Артикуляцию и слоговую структуру слова правильно построить помогает четкое проговаривание гласных звуков в слове.

·         Слова и фразы воспитателя должны быть доступны для ребенка (в соответствии с возрастными особенностями).

·         Звукопроизношение четким и правильным.

·         Грамматическая правильность речи педагога должна быть примером не только для детей, но и для их родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры»

ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры»

Дать элементарные сведения о культуре общения и через игры и упражнения, стимулировать развитие диалогической и монологической речи, развития умения выражать свои суждения и мнения

Дать элементарные сведения о культуре общения и через игры и упражнения, стимулировать развитие диалогической и монологической речи, развития умения выражать свои суждения и мнения

Календарно - тематический план на месяц

Календарно - тематический план на месяц

Модель взаимодействия учителя-логопеда с другими педагогами

Модель взаимодействия учителя-логопеда с другими педагогами

Методы и приемы на развитие коммуникации

Методы и приемы на развитие коммуникации

Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам

Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам

Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит") г) сюрпризность, эмоциональность д)

Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит") г) сюрпризность, эмоциональность д)

Этап – Практический – познавательный

Этап – Практический – познавательный

Методики коммуникативного развития

Методики коммуникативного развития

Малыши по очереди дают ответы на вопросы о себе

Малыши по очереди дают ответы на вопросы о себе

Картотека коммуникативных игр

Картотека коммуникативных игр

Ребенка, испытывающего наибольшие трудности при вступлении в контакт со сверстниками, отводят в сторону

Ребенка, испытывающего наибольшие трудности при вступлении в контакт со сверстниками, отводят в сторону

Испугайся, как: — ребенок, потерявшийся в лесу; — заяц, увидевший волка; — котенок, на которого лает собака;

Испугайся, как: — ребенок, потерявшийся в лесу; — заяц, увидевший волка; — котенок, на которого лает собака;

Воспитатель подбирает на каждого ребенка фото

Воспитатель подбирает на каждого ребенка фото

Затем игрок воз­вращается в исходное положение и дотрагивается до плеча впереди стоящего, пе­редавая ему эстафету настроения и т

Затем игрок воз­вращается в исходное положение и дотрагивается до плеча впереди стоящего, пе­редавая ему эстафету настроения и т

Удивленно. • Радостно

Удивленно. • Радостно

Ребята должны наблюдать за водящим и идти строго по его следам

Ребята должны наблюдать за водящим и идти строго по его следам

Для ведущего важно делать сообщение внезапно, чтобы самому успеть занять место

Для ведущего важно делать сообщение внезапно, чтобы самому успеть занять место

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми

К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки

К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки

Конспект фронтального занятия логопеда

Конспект фронтального занятия логопеда

Развитие толерантности детей

Развитие толерантности детей

Рано утром на рассвете умываются мышата,

Рано утром на рассвете умываются мышата,

Вдруг откуда-то летит, Маленький

Вдруг откуда-то летит, Маленький

Мы сегодня отправимся на прогулку в летний лес с друзьями

Мы сегодня отправимся на прогулку в летний лес с друзьями

Приветствие» «Опиши друга» «Кто позвал?»Предложить детям поприветствовать друг друга

Приветствие» «Опиши друга» «Кто позвал?»Предложить детям поприветствовать друг друга

Основная часть развивать навыки самооценки и самоанализа, оценки своего эмоционального состояния

Основная часть развивать навыки самооценки и самоанализа, оценки своего эмоционального состояния

Методики по речевому развитию

Методики по речевому развитию

Фонетическая ритмика формирование у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной с помощью перехода от общей моторики к речедвигательной

Фонетическая ритмика формирование у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной с помощью перехода от общей моторики к речедвигательной

Индивидуальный маршрут

Индивидуальный маршрут

Развитие речи Учить выражать желания с помощью простых просьб, обращений

Развитие речи Учить выражать желания с помощью простых просьб, обращений

Рекомендации родителям Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков…

Рекомендации родителям Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков…

Рекомендации воспитателям Функции воспитателя : 1

Рекомендации воспитателям Функции воспитателя : 1

Требования к речи воспитателей

Требования к речи воспитателей
скачать по прямой ссылке

150.000 призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ