Проект "Русская изба"
Оценка 4.7

Проект "Русская изба"

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
воспитательная работа
6 кл—7 кл
19.11.2020
Проект "Русская изба"
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое и нравственно – духовное воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Русская изба.docx

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                             детский сад №369 г Пермь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Русская изба»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составили воспитатели:

КоваленкоН.Н

ДоронинаН.А

педагог- психолог Константинова Е.Л

 

 

 

Пермь 2020

 

Паспорт проекта.

Учреждение

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 369» г. Перми

Полное название проекта

Русская изба

Авторы проекта

Воспитатели

Коваленко Наталья Николаевна

Доронина  Нина  Алексеевна

Педагог-психолог

Константинова Елена Леонидовна

Руководитель проекта

Зобачева Ирина Александровна

Кадры, реализующие проект

Специалисты ДОУ, воспитатели

Город, район

г. Пермь, Свердловский район

Адрес организации

г. Пермь, 614083, Ул. Балхашская, 203

Телефон

Тел./факс 241-98-63; тел. 241-91-01; 241-83-33

Электронная почта

ds369@mail.ru;

Сайт учреждения

http://detsad369.caduk.ru/

Вид, тип проекта

познавательно-творческий

Цель, направления деятельности проекта.

• Организацию различных видов деятельности, воздействующих на формирование у детей интереса к устройству русской избы и ведению домашнего хозяйства;

• Создание условий для совместной деятельности детей, их родителей и педагогов.

Краткое содержание проекта

Знакомство детей с устройством русской избы и ведения домашнего хозяйства;

Место проведения

МАДОУ «Детский сад № 369» г. Перми

Сроки проведения

Февраль-апрель

Количество участников

26 – детей, педагоги - 3

Возраст детей

От 6 лет до 7 лет

Форма проведения

Совместная деятельность ребёнка и взрослого(посещение мини-музея, занятия, беседы, разучивание народных песен и танцев).

Продукт проекта

  • Сценарии, фотографии, дидактические игры, альбомы для рассматривания, книги для самостоятельного чтения детьми,проведение  народных игр; Выступление на фестивале.

 

Актуальность:

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое и нравственно – духовное воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Данный музей  предполагается создать  совместно с родителями. Создание  музея в группе объединяет родителей и детей,развивает интерес к совместной деятельности.

 

Гипотеза.

Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность. Чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.

 

Формы работы с родителями.

·         папки-передвижки,

·         выставки детских работ;

В работе с детьми используются различные методы и приемы:

·         просмотррусских народных сказок и мультфильмов;

·         рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

·         проведение дидактических игр;

·         чтение литературных произведений;

·         проведениенародных игр;

·         загадывание загадок;

·         организация  продуктивной деятельности; 

 

Цели:

·        познакомить детей с устройством русской избы и ведения домашнего хозяйства;

 

Задачи:

·         дать представление об истории быта русского народа;

·         обогащать словарь детей названиями и выражениями традиционного русского языка(добро пожаловать, милости просим, «скатертью дорожка» и др.)

·        развивать эстетическое восприятие красоты, окружающего мира предметов и быта;

·        воспитывать интерес, уважение к культурному прошлому России.

1 Этап. Планирование мини-музея:

·        Определение цели и задач проекта;

·        Ознакомление родителей с целью и задачами проекта;

·        Подбор наглядности, художественной, познавательной литературы, дидактических материалов;

·        Определение места расположения мини-музея.

2 Этап. Основной:

·        Знакомство детей с русской печкой, русским костюмом, предметами быта, народными игрушками и  музыкальными инструментами.

·        Тематические беседы, используя наглядность;

·        Чтение художественной литературы по данной теме (потешки, попевки, поговорки, стихотворения).

·        Прослушивание аудиозаписей с русскими народными песнями.

·        Продуктивная деятельность(изготовление оберега, куколок).

·        Проведение русских народных игр.

·        Рассказ о народных обычаях и традициях.

3 Этап. Заключительный.

·        Торжественное открытие мини- музея «Русская изба».

·        Приглашение гостей.

·        Создание презентации мини - музея.

Создание мини-музея позволит:

1. Расширить познавательный интерес детей, приобщить к наследию русской народной культуры;

2. Пополняя музей новыми экспонатами, обогатить предметно-развивающую среду.

3. Мини-музей «Русская изба» используется для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получают  положительные эмоции, учатся фантазировать.

4. Экспонаты музея используются воспитателями на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности.

Ожидаемый результат:

У детей:

·        Отражение в художественно – творческой деятельности темы любви к родному краю;

·        Обогащение словарного запаса детей;

·        Развитие коммуникативных навыков, уважительного отношения к

взрослым, сверстникам, малышам;

·        Обогащение представлений детей о культурном наследии своего народа.

 

У родителей:

1.     Активизировать участие вместе с детьми в поисковой, художественно – творческой и здоровье сберегающей деятельности ДОУ

2.     Побуждать родителей активно участвовать в воспитательном и образовательном процессе.

 

У педагогов:

Пополнение педагогического арсенала научно обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников.

 

Интеграция образовательных областей.

 №п/п

Образовательная      область

Содержание

Цель

1

Физическое развитие

Проведение народных игр на прогулке, занятиях, досугах, праздниках.

Формирование интереса к народным играм. Укрепление физического здоровья. Воспитывать желание самостоятельно организовывать и проводить народные игры.

2

Познавательное развитие.

Беседы о быте русского народа, его праздниках. Просмотр  презентаций, создание мини-музея, сюжетно-ролевые игры.

Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установление связи между ними.

3

Коммуникативно-личностное развитие

Беседы, электронные презентации, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры.

Развивать умение общаться  при знакомстве с народным фольклором. 

4

Речевое развитие

Чтение русских народных сказок, заучивание с детьми потешек, поговорок, считалок.

Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к художественным произведениям.

5

Художественно-эстетическое развитие

Знакомство с народным прикладным искусством; изготовление поделок к праздникам и для украшения интерьера. Знакомство с народным музыкальным творчеством; введение в использование детьми знакомых песенок, закличек, считалок при организации совместной и самостоятельной деятельности. Оформление выставок.

 

Использование музыкальных произведений, как средства обогащения представлений детей культуре русского народа. Формирование интереса и приобщение к народным видам творчества, развитие детского творчества.

 

 

 

Тематический план работы

по приобщению детей к истокам русской народной культуры

месяц

тема

цель

Задачи

Методы, приемы

февраль

Добрая изба-добрый хозяин

Знакомство с устройством  избы и главным атрибутом печкой

 

 

 

 

 

 

 

 

Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарный запас детей: изба, лежанка, печь, утварь. Дать понятия, для  чего нужна была печь  раньше. Объяснить его функции.

 

 

Создание комнаты русского быта. Беседа.

Сюрпризный момент: (Домовенок)

 Загадки,пословицы

 

март

К нам гости пришли

Знакомство детей со старинной посудой  и утварью и традициями русского гостеприимства.

 

Сравнить современную и старинную посуду. Дать представления как и в чём  готовилось еда.. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Рассказать о традиционных правилах приёма гостей в русской избе.

 Загадки про посуду.

  Показ экспонатов.

Дидактическая игра:

 «Собери целое».

 

апрель

Как у наших у ворот

Знакомство детей с музыкальным фольклором

 

 

Познакомить детей  с устным творчеством русского народа.

Разучивание хороводных песен, пение частушек.

Появление девицы – красавицы Весны.

Игры, пение хороводов «как у наших у ворот», «Сидит ворон на дубу», «балалаечка», «Гулять Катенька пошла»

 

 

Список литературы (или интернет ресурсы адреса сайтов).

1.     программа О.Л.Князевой «Приобщение детей к русской национальной культуре».

2.     Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008

3.     А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях» СПб.: 2002г.

4.     А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

5.     Т.А Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Санкт-Петербург. Издательство Детство-Пресс 1999год.

6.     О.Л.Князева «Как жили люди на Руси».

7.     Интернет ресурсы.

Приложение:

Русская изба – это деревянный бревенчатый дом, располагавшийся, как правило, в сельской местности, окруженной лесами. Само по себе понятие «Русская изба» является неотъемлемой частью фольклора и русской национальной культуры. Изба упоминается в русских народных сказках, таких как «Избушка на курьих ножках», пословицах и поговорках: «Не красна изба углами, красна пирогами» и т.д. И именно она была тем самым местом, где человек мог чувствовать себя в безопасности под надежной защитой родных стен. Не зря же в народе и по сей день говорят: «мой дом – моя крепость». Давайте же разберемся, что представляла собой русская изба и как обустраивалась.

Многие и по сей день считают, что есть места сильные, есть нейтральные, а есть и вовсе гиблые, на которых не только нельзя возводить дома, но и даже приближаться к ним надо с опаской. Наши предки каких-то несколько веков назад в этом были абсолютно уверены и относились к выбору места для строительства избы со всей ответственностью и тщательностью, ведь от этого могла зависеть вся дальнейшая жизнь домочадцев.

Во времена наших предков дом был одним из самых главных мест, а строительство избы считалось очень важным жизненным событием. Избы строили по всем традициям и правилам, строго соблюдая древние заветы. Ведь только дома человек мог чувствовать себя спокойно, ощущать благодать, любовь и тепло семейного очага. Так же немало внимания при строительстве избы отдавали и строительному материалу. Нельзя было строить из сухостоя, из деревьев, росших вдоль дорог. Чаще всего строили из молодых ровных сосен, елей и лиственницы.

Фундамент

Русская избы устанавливалась либо на столбы, либо прямо на грунт. Под углы дома помещались большие камни, пни или дубовые колоды, на которых собственно и держался сруб. В теплое время года под избой ветер создавал естественную вентиляцию, подсушивая половые доски снизу, а к зиме избу по периметру обсыпали землей, или делали завалинку из дерна.

Полы

Половые доски во времена наших предков представляли собой колотые вдоль бревна, из которых не только сооружался пол в избе, но и выкладывался двор. Стоит отметить, что далеко не в каждой избе на полу были доски, очень часто полы в избах были земляные, т.е. в качестве пола выступала утрамбованная земля.

Окна

Русская изба в первоначальном своем виде окон, как таковых не имела. Некое подобие современных окон стало появляться у зажиточных людей лишь в конце пятнадцатого века. Избы с печными трубами, окнами и деревянными полами стали широко распространяться лишь в восемнадцатом веке. Отверстия в стенах избы, которые использовались для вывода дыма, и были окнами того времени. В зависимости от времени года, они закрывались бычьим пузырем или слюдой.

Двери

Особое внимание в русской избе отводилось двери. Дверь была не просто неким элементом избы, который предназначался для входа и выхода из избы, она была, прежде всего, границей между двух миров: внешнего и внутреннего. Внешний мир полон опасностей, зависти, недоброжелательства, в котором таится скрытая угроза, а внутренний мир представлял собой безопасное место, в котором человек мог скрыться от всех невзгод и неприятностей. Из внешнего мира в дом наряду со злым человеком могла проникнуть и нечисть, от которой спасались различными амулетами и оберегами. От злых духов над дверью вешали крапиву или полынь. Вешали подкову, чтобы в доме всегда был достаток и лад. Конечно, сегодня можно без особого труда купить межкомнатные двери эко-шпон недорого, однако вряд ли они будут нести в себе какой-то магический смысл и защиту от злых духов. Но то, что прослужат верой и правдой долгие годы – это неоспоримый факт.

Внутреннее убранство русской избы

Потолок, как и пол, делали из колотых пополам бревен, которые укладывали на массивную несущую балку и обмазывали глиной. В качестве утеплителя поверх потолка насыпали просеянную землю. В несущую балку (матицу) вкручивали кольцо для очепа, к которому подвешивали колыбель. Стены в избе белили, обшивали тесом или липовыми досками. Вдоль стен стояли сундуки и лавки, на которых спали домочадцы. На стенах висели полки, между стеной и печью устраивали полати.

Обязательным атрибутом каждой русской избы был красный угол, представляющий собой особенное, наиболее важное место в доме. Красный угол располагался диагонально печи. На полках в красном углу висели иконы, хранились молитвенные книги. Возле него стоял обеденный стол, это было божье место в избе. Все обряды, проводимые в избе, будь то рождение ребенка, свадьба, или же похороны, совершались именно в красном углу.

Помимо красного угла в избе был и «бабий угол» (кут), который располагался напротив печного чела, «мужской угол» (коник) у входа, за печью был закут.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №369 г

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №369 г

Паспорт проекта. Учреждение

Паспорт проекта. Учреждение

Гипотеза. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа

Гипотеза. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа

Знакомство детей с русской печкой, русским костюмом, предметами быта, народными игрушками и музыкальными инструментами

Знакомство детей с русской печкой, русским костюмом, предметами быта, народными игрушками и музыкальными инструментами

Побуждать родителей активно участвовать в воспитательном и образовательном процессе

Побуждать родителей активно участвовать в воспитательном и образовательном процессе

Художественно-эстетическое развитиеЗнакомство с народным прикладным искусством; изготовление поделок к праздникам и для украшения интерьера

Художественно-эстетическое развитиеЗнакомство с народным прикладным искусством; изготовление поделок к праздникам и для украшения интерьера

К нам гости пришли Знакомство детей со старинной посудой и утварью и традициями русского гостеприимства

К нам гости пришли Знакомство детей со старинной посудой и утварью и традициями русского гостеприимства

Многие и по сей день считают, что есть места сильные, есть нейтральные, а есть и вовсе гиблые, на которых не только нельзя возводить дома, но…

Многие и по сей день считают, что есть места сильные, есть нейтральные, а есть и вовсе гиблые, на которых не только нельзя возводить дома, но…

Внешний мир полон опасностей, зависти, недоброжелательства, в котором таится скрытая угроза, а внутренний мир представлял собой безопасное место, в котором человек мог скрыться от всех…

Внешний мир полон опасностей, зависти, недоброжелательства, в котором таится скрытая угроза, а внутренний мир представлял собой безопасное место, в котором человек мог скрыться от всех…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2020