Проект с детьми подготовительной группы "Мировые головоломки"
Оценка 4.7

Проект с детьми подготовительной группы "Мировые головоломки"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
другое
Детсад
03.04.2020
Проект с детьми подготовительной группы "Мировые головоломки"
развитие комбинаторного мышления у старших дошкольников с нарушениями речи в процессе коррекционно-образоватеьной работы и различных видов детской деятельности (игровая деятельность, изодеятельность, ФЭМП)
мировые головоломки.docx

МБДОУ д/с 16 «Голосок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект для детей подготовительной  логопедической группы

«Мировые головоломки»

 

 

 

 

 

 

Подготовлен:

воспитателем высшей кв. категории

Лосевой Е.А

 

 

 

 

 

Вязники 2020г

 

Цель проекта: развитие комбинаторного мышления у старших дошкольников с нарушениями речи в процессе коррекционно-образоватеьной работы и различных видов детской деятельности (игровая деятельность, изодеятельность, ФЭМП)

Задачи:

1. Формировать у детей основные логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, смысловое соответствие, ограничение.

2. Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

3. Формировать у детей способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим.

3. Воспитывать у детей потребность в умственной деятельности.

4. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

5. Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.

 

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Дети способны решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

·        могут применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослыми, так и ими самими; в зависимости от ситуации могут преобразовывать способы решения задач (проблем), способны предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.,

·        склонны к экспериментированию.

 

Ожидаемый  результат:  Дети научатся :

·        создавать на плоскости силуэты предметов по образцу или по замыслу.

 

·        устанавливать связь между целью, осуществлением какого-либо действия и результатом;

·        понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно;

·        сформируется навык самоконтроля и самооценки;

·        разовьётся мелкая моторика, комбинаторные способности, логическое мышление, творческое воображение,

·        совершенствуется звуковая культура речи, диалогическая и связная речь;

·        сформируются представления о  зрительно-пространственных отношениях;

·        дети смогут свободно общаться по поводу игр с взрослым и сверстниками.

 

 

Расписание деятельности по проекту

Вид деятельности

Время проведения

«Зарядка для ума»

ежедневно

Вечер мировых головоломок

Еженедельно по вторникам

2-я половина дня

НОД

(ФЭМП или ХПД)

1 раз месяц

Взаимодействие с семьями

1 мероприятие в месяц

 

Перспективное планирование.

Сроки

 реализации

Деятельность

(диагностика, игры, заняятия и т.д.)

Цель деятельности

Содержание деятельности

Октябрь

1-2 неделя

 

 

 

 

Диагностика

(ФЭМП – Новикова;

ИЗО –Сафонова;

Игра -

Комбинаторное мышление «Подбери костюм для мишки » А.Н.Поддъяков

Выявить уровень знаний по данному разделу для планирования дальнейшей деятельности

 

 

 

 

3 неделя

«Зарядка для ума» (словесные игры)

 

 

 

 

 

 

 

Развивать речевую активность детей; формировать средства межличностного взаимодействия детей в ходе специально созданных ситуаций и в свободное от занятий время, использовать речевые и неречевые средства коммуникации.

«Придумай загадку» по теме «Осень», «Фрукты и овощи»;

 «Кто больше знает»

«Наборщик»

«Живые слова»

(Смотри картотеку)

 

 

Вечер мировых головоломок

«Танграм»

 

Знакомство с историей возникновения игры.

 

 

Ознакомление с набором геометрических фигур, преобразование их с целью составления квадрата

4 неделя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вечер мировых головоломок

«Танграм»

 

 

Формировать умение анализировать способ расположения частей, составлять, фигуру-силуэт, ориентируясь на образец

 

 

Упражнять детей в сравнении треугольников по размеру, составлении из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников,составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам.

НОД с использованием головоломки «Танграмм»

по ФЭМП в рамках  тематической недели «Труд людей осенью»

 

 Формировать умение определять зависимость при делении целого на части; создавать силуэты из геометрических фигур; упражнять в определении овощей и фруктов наощупь, в решении логических игр и головоломок.

Создавать атмосферу принятия, взаимопонимания и любви; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

 

Огранизационный момент «Назови цифры»(Танграм)

2.Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

3. Дид. игра «Собираем урожай» д/и «Танграмм» составление силуэта дома по расчлененному образцу

Консультация для родителей

«Игры – головоломки для детей старшего дошкольного возраста»

Повысить уровень компетенции родителей в области комбинаторики и ее использовании в работе с детьми  в ДОУ

 

 

См. приложение 1.

ноябрь

 

Зарядка для ума» (словесные игры)

 

Развивать речевую активность детей; формировать средства межличностного взаимодействия детей в ходе специально созданных ситуаций и в свободное от занятий время, использовать речевые и неречевые средства коммуникации

«Юный волшебник»

«Придумай загадку» по темам «Птицы»,

«Мой организм», 

«Мой дом. Мебель»

 «Кто больше знает»

 

(Смотри картотеку)

1 неделя

Вечер мировых головоломок

«Танграм»

 

Формировать у детей умение предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход составления упражнения в составлении изображений по собственному, замыслу.

воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным) . Материал: наборы, фигур к игре "Танграм",образец, доска и мел.

 

2 неделя

Вечер мировых головоломок

«Танграм»

 

Развитие умения предвидеть сочетание фигур, изменения в их расположении и форме составляемого силуэта.

 

Задумав составить какое-либо изображение, мысленно, в плане представления, членят его на составные части, соотнося их с формой танграмов., затем составляют

3 неделя

Вечер мировых головоломок

«Танграм»

 

Формирование у ребенка самостоятельности и умения принимать решения, оценивать сою деятельность и деятельность товарища

составлять силуэты из 2-3 одинаковых наборов фигур к игре «Танграм»

4 неделя

Вечер мировых головоломок

«Танграм»

 

 

Развитие связной речи.

д/и

« Играть в Танграм –это хорошо или плохо»

Дети называют ,что им понравилось когда они играли в Танграм, а что нет. Воспитатель ведет учет ответов и помогает сделать вывод.

 

НОД

По ФЭМП в рамках  тематической недели    «Домашние животные»

 

См. приложение 2.

Взаимодействие с семьями

Мастер-класс для родителей «Использование головоломок «Танграм»  в работе с детьми»

 

Повысить уровень компетенции родителей в области комбинаторики и ее использовании в работе с детьми  в ДОУ

См. приложение 3.

 

декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зарядка для ума» (словесные игры)

 

 

 

 

 

 

 

Развивать речевую активность детей; формировать средства межличностного взаимодействия детей в ходе специально созданных ситуаций и в свободное от занятий время, использовать речевые и неречевые средства коммуникации

 

«Придумай загадку» по темам «Зима», «Дикие животные»

«Ассоциация» «Небылицы» «Что было бы, если…»

(Смотри картотеку)

 

 

 

 

 

 

1 неделя

Вечер мировых головоломок

«Волшебный круг»

 

 

Пространственные представления;          воображение;                конструктивное мышление;               комбинаторные способности;               сообразительность;             Целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач

Ознакомление с головоломкой «Волшебный круг».

Преобразование фигур головоломки с целью составления круга.

2 неделя

Вечер мировых головоломок

«Волшебный круг»

Формировать умение анализировать способ расположения частей, составлять, фигуру-силуэт, ориентируясь на образец

составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам.

 

3 неделя

Вечер мировых головоломок

«Волшебный круг»

Формировать у детей умение предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход составления

воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным) . Материал: наборы, фигур к игре «Волшебный круг», образец, доска и мел

4 неделя

Вечер мировых головоломок

«Волшебный круг»

Развитие умения предвидеть сочетание фигур, изменения в их расположении и форме составляемого силуэта.

составлять силуэты из 2-3 одинаковых наборов фигур к игре «Волшебный круг»

 

ХПД НОД с использование головоломок «Танграм»

«Волшебный круг» коллективная аппликация на тему «Зимняя прогулка»

 

Формировать умение конструировать на плоскости Развитие умения предвидеть сочетание фигур, закрепить умение вырезать, правильно держать ножницы и пользоваться ими.

- закрепления навыков аккуратного наклеивания

развитие диалогической речи, мелкой моторики рук.

Аккуратно вырезать ножницами каждую часть головоломки составить силуэты, дорисовывать сюжет по теме «Зима»

Взаимодействие с семьей  Памятка для родителей

Повысить уровень компетенции родителей в области комбинаторики и ее использовании в работе с детьми  в ДОУ

Информация «Как изготовить игру-головоломку «Волшебный круг» в домашних условиях» Приложение 4.

январь

 

 

Зарядка для ума» (словесные игры)

Развивать речевую активность детей; формировать средства межличностного взаимодействия детей в ходе специально созданных ситуаций и в свободное от занятий время, использовать речевые и неречевые средства коммуникации

«Придумай загадку» по темам «Материалы», «Посуда, продукты питания», «Предметы быта облегчающие труд»;

«Юный волшебник», «Закончи предложение»

 

 

2-3неделя

 

 

 

 

Диагностика

(ФЭМП – Новикова;

ИЗО –Сафонова;

Игра -

Комбинаторное мышление «Подбери костюм для мишки » А.Н.Поддъяков

Выявить уровень знаний по данному разделу для планирования дальнейшей деятельности

 

 

 

 

4 неделя

Вечер мировых головоломок

«Колумбово яйцо».

 

Формировать умение анализировать способ расположения частей, составлять, фигуру-силуэт, ориентируясь на образец

 

Ознакомление с историей головоломки «Колумбово яйцо».

Преобразование фигур головоломки с целью составления овала.

ХПД НОД с использование головоломки «Колумбово яйцо»

Аппликация в рамках тематической недели «Предметы быта облегчающие труд»

 

Формировать умение конструировать на плоскости силуэт телефона, закрепить умение вырезать, правильно держать ножницы и пользоваться ими.

- закрепления навыков аккуратного наклеивания

 

Колумбово яйцо представляет собой овал, который необходимо разрезать на 10 частей. В результате получатся треугольники, трапеции с ровными и округлыми сторонами. Из этих частей дети составляют силуэт телефона. Для этого предлагаю рассмотреть внимательно схему.

Взаимодействие с семьей. Родительское собрание.  Показ презентации «Колумбово  яйцо» —

увлекательная головоломка для детей и взрослых

Повысить уровень компетенции родителей в области комбинаторики и ее использовании в работе с детьми  в ДОУ

Информация как изготовить игру-головоломку, правила и цель игры

февраль

 

 

Зарядка для ума» (словесные игры)

Развивать речевую активность детей; формировать средства межличностного взаимодействия детей в ходе специально созданных ситуаций и в свободное от занятий время, использовать речевые и неречевые средства коммуникации

«Придумай загадку» по темам «Книги», «Животные севера и жарких стран»; «Закончи предложение»

«Ассоциации», «Угадай, про что говорю»

1 неделя

Вечер мировых головоломок

 

«Вьетнамская игра»

Пространственные представления;          воображение;                конструктивное мышление;               комбинаторные способности;               сообразительность;             Целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач

Ознакомление с историей головоломки «Вьетнамская игра».

Преобразование фигур головоломки с целью составления круга.

2 неделя

Вечер мировых головоломок «Вьетнамская игра»

 

Формировать умение анализировать способ расположения частей, составлять, фигуру-силуэт, ориентируясь на образец

составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам.

 

3 неделя

Вечер мировых головоломок «Вьетнамская игра»

 

Формировать у детей умение предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре

Ребенку дается крупный нерасчлененный образец игры, ребенок выбирает фигуру и выкладывает на столе.

Если ребенок затрудняется, можно дать образец и выкладывать на нем.

 

4 неделя

Вечер мировых головоломок «Вьетнамская игра»

 

Развитие связной речи.

д/и

 Играть в «Вьетнамскую игру» – это хорошо или плохо»

Дети называют, что им понравилось, когда они играли, а что нет. Воспитатель ведет учет ответов и помогает сделать вывод.

 

 

ХПД НОД Аппликация «Открытка для папы» из геометрических фигур игры «Танграм» и «Колумбово  яйцо» ,«Вьетнамская игра».

 

Формировать умение конструировать на плоскости Развитие умения предвидеть сочетание фигур, закрепить умение вырезать, правильно держать ножницы и пользоваться ими.

- закрепления навыков аккуратного наклеивания

 

Из этих частей  головоломки дети составляют человека, корабль и самолет.

 

Взаимодействие с семьей Папка передвижка головоломка «Вьетнамская игра».

 

Повысить уровень компетенции родителей в области комбинаторики и ее использовании в работе с детьми  в ДОУ

История головоломки .как ее изготовить, этапы игры

март

 

 

Зарядка для ума» (словесные игры)

Развивать речевую активность детей; формировать средства межличностного взаимодействия детей в ходе специально созданных ситуаций и в свободное от занятий время, использовать речевые и неречевые средства коммуникации

«Придумай загадку» по темам «Весна» «Комнатные растения «Профессии» «Юный волшебник», «Закончи предложение»

«Найди пару»

1 неделя

Вечер мировых головоломок

 

«Головоломка Пифагора»

Пространственные представления;          воображение;                конструктивное мышление;               комбинаторные способности;               сообразительность;             Целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач

Ознакомление с историей головоломки «Головоломка Пифагора». Преобразование фигур головоломки с целью составления квадрата.

2 неделя

Вечер мировых головоломок

«Головоломка Пифагора»

Формировать умение анализировать способ расположения частей, составлять, фигуру-силуэт, ориентируясь на образец, воспитывать звуковую культуру речи

составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам. в названии которых 2, 3 слога

 

3 неделя

Вечер мировых головоломок «Головоломка Пифагора»

 

Формировать у детей умение предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре

Ребенку дается крупный нерасчлененный образец игры, ребенок выбирает фигуру и выкладывает на столе.

Если ребенок затрудняется, можно дать образец и выкладывать на нем.

 

4 неделя

Вечер мировых головоломок

«Головоломка Пифагора»

 

Развитие связной речи.

д/и

 Играть в «Головоломку Пифагора» – это хорошо или плохо»

Дети называют, что им понравилось, когда они играли, а что нет. Воспитатель ведет учет ответов и помогает сделать вывод.

 

 

НОД  По ФЭМП «Головоломка Пифагора» Из геометрических фигур головоломки собрать прямоугольник и треугольник» «Волшебный круг»

 

Пространственные представления;          воображение;                конструктивное мышление;               комбинаторные способности;               сообразительность;             Целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач

На занятии воспитатель предлагает детям образцы прямоугольника и треугольника на выбор - расчлененные и

контурные. Каждый из детей может выбрать образец по желанию и составить

фигуру. Воспитатель указывает, что сложнее и интереснее составлять фигуру-

силуэт по образцу без указания составных частей. При этом надо

самостоятельно найти способ расположения частей.

 

Взаимодействие с семьей Семейный праздник «В головоломки мы играем, в эстафетах побеждаем»

Повысить уровень компетенции родителей в области комбинаторики и ее использовании в работе с детьми  в ДОУ

Семейные эстафеты с использованием головоломок «Головоломка Пифагора», Танграм» и «Колумбово  яйцо», «Вьетнамская игра».

 

 

апрель

 

 

Зарядка для ума» (словесные игры)

Развивать речевую активность детей; формировать средства межличностного взаимодействия детей в ходе специально созданных ситуаций и в свободное от занятий время, использовать речевые и неречевые средства коммуникации

«Придумай загадку» по темам «Перелетные птицы», «Космос» «Обитатели водоемов», «Растения»

«Что было бы если…»,

«Кто больше знает», «Закончи предложение»

 

 

 

1 неделя

Вечер мировых головоломок

«Листик»

 

Пространственные представления;          воображение;                конструктивное мышление;               комбинаторные способности;               сообразительность;             Целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач

Знакомство с историей возникновения игры.

Преобразование фигур с целью составления листика

2 неделя

Вечер мировых головоломок

«Листик»

 

 

Формировать умение анализировать способ расположения частей, составлять, фигуру-силуэт, ориентируясь на образец

составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам.

 

3 неделя

Вечер мировых головоломок

«Листик»

 

Формировать у детей умение предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре, воспитывать звуковую культуру речи

Ребенку дается крупный нерасчлененный образец игры, ребенок выбирает фигуру на заданный звук и выкладывает на столе.

Если ребенок затрудняется, можно дать образец и выкладывать на нем.

 

4 неделя

Вечер мировых головоломок

«Листик»

 

Формирование у ребенка самостоятельности и умения принимать решения, оценивать свою деятельность и деятельность товарища воспитание звуковой культуры речи

составление изображений предметов, в названии которых 2, 3 слога

 

НОД По ФЭМП

«Танрам» Д/и «Угадайте, какую цифру пропустили?»

 

Формировать умение анализировать способ расположения частей, составлять, фигуру-силуэт, ориентируясь на образец, закрепить знания и последовательности цифр.

 

Детям даются карточки с пропущенной цифрой второго десятка, и предлагается выложить, используя фигуры «Танграм» с опорой на расчлененный  образец

 

Взаимодействие с семьей Игротека для родителей

Повысить уровень компетенции родителей в области комбинаторики и ее использовании в работе с детьми  в ДОУ

«Головоломка Пифагора», Танграм» и «Колумбово  яйцо», «Вьетнамская игра».

 

май

 

 

Зарядка для ума» (словесные игры)

Развивать речевую активность детей; формировать средства межличностного взаимодействия детей в ходе специально созданных ситуаций и в свободное от занятий время, использовать речевые и неречевые средства коммуникации

«Придумай загадку» по темам «Насекомые», «Спорт», « Времена года» «Закончи предложение»

«Найди пару»

1-2 неделя

 

 

 

 

Диагностика

(ФЭМП – Новикова;

ИЗО –Сафонова;

Игра -

Комбинаторное мышление «Подбери костюм для мишки » А.Н.Поддъяков

Выявить уровень знаний по данному разделу для планирования дальнейшей деятельности

 

 

 

1-2 неделя

 

 

 

 

3 неделя

Вечер мировых головоломок

«Колумбово  яйцо» «Головоломка Пифагора» «Танрам» «Листик» «Вьетнамская игра».

 

Формировать у детей умение предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход составления упражнения в составлении изображений по собственному, замыслу.

воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным) . Материал: «Колумбово  яйцо» «Головоломка Пифагора» «Танрам» «Листик» «Вьетнамская игра».

 

4 неделя

Вечер мировых головоломок

«Колумбово  яйцо» «Головоломка Пифагора» «Танрам» «Листик» «Вьетнамская игра».

 

Развитие связной речи.

д/и

 Играть в «Мировые головоломки» – это хорошо или плохо»

Дети называют, что им понравилось, когда они играли, а что нет. Воспитатель ведет учет ответов и помогает сделать вывод.

 

 

ХПД НОД Аппликация

«Колумбово  яйцо»

Формировать умение конструировать на плоскости, закрепить умение вырезать, правильно держать ножницы и пользоваться ими, закрепления навыков аккуратного наклеивания Развитие связной речи, знания русских народных сказок

 

Изготовление персонажей сказки «Курочка ряба» пересказ ее. Придумать другой вариант сказки

 

Взаимодействие с семьей Выставка «Мировые головоломки Консультация « Роль мировых головоломок в развитии личности ребенка»

Повысить уровень компетенции родителей в области комбинаторики и ее использовании в работе с детьми  в ДОУ

 

 

Приложение 1.

 Консультация для родителей

«Игры – головоломки для детей старшего дошкольного возраста»

Игры – головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Долгое время эти игры служили для развлечения взрослых и подростков .Но современными исследованиями установлено ,что они могут быть также эффективным средством умственного ,и в частности математического, развития детей дошкольного возраста.

Игры-головоломки: «Танграм» , «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Пентамино» все эти игры объединяет общность цели, способов действия и результата. Они расположены по принципу от простого к сложному .Овладев одной игрой, ребенок получает ключ к освоению следующей.

Цель взрослых: научить детей анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контакт за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат. Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у детей умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества.

Цель: Формирование сенсорных процессов, 
пространственных представлений, наглядно-образного и логического мышления.
Задачи: 
1. Научить детей создавать на плоскости силуэты предметов по образцу или по замыслу.
2. Развивать пространственные представления, воображения ,конструктивное мышление , целенаправленность в решении практических задач.
3 . Способствовать совершенствованию практической ориентировки детей в геометрических фигурах.

4.Воспитывать познавательный интерес. 

Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей ,их склонности, возможности ,уровень подготовки. Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество и фантазию.

Способ действия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности и заключается в постоянном преобразовании, изменении пространственного расположения частей набора (геометрических фигур).
На любой плоскости (пол ,стол  и т.д) из геометрических фигур, входящих в набор ,выкладываются силуэты дома ,лисы, моста, человека или сюжетная картинка.

Все игры результативны: получается плоскостное, силуэтное изображение предмета. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, строению пропорциональному соотношению частей , форме. Из любого набора можно составить абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Если силуэт ,составленный играющим ,интересен , нов, оригинален по характеру решению ,то это свидетельствует о сформированности у ребенка сенсорных процессов, пространственныхпредставлений , наглядно-образного и логического мышления.

Каждая игра имеет свой комплект элементов ,отличающих от элементов других игр, и обладает только ей присущими возможностями в создании силуэтов на плоскости. Так, из деталей «Танграма» можно выкладывать силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода, буквы,  цифры, из «Колумбова яйца»-силуэты птиц и животных.

 Знакомить детей с играми надо постепенно. Вначале ребенок узнает название игры, рассматривает набор фигур. Полезно поупражнять его в развлечении и правильном назывании геометрических фигур, входящих в комплект игры. Затем можно предложить сгруппировать фигуры по форме, размеру, составить из нескольких новую: выложить квадрат из двух треугольников, четырехугольник из квадрата и двух треугольников, треугольник из имеющихся фигур и т.д. Взрослый может предложить ребенку составить новые геометрические фигуры по чертежу, а затем по собственному замыслу. Желательно при этом спрашивать, как называется новая фигура, из чего и как она получилась. 
Важно, чтобы дети усвоили и хорошо запомнили основные правила игры: при составлении силуэтных изображений используется целиком весь комплект, детали геометрического конструктора при этом плотно присоединяются друг другу.

Благодаря образцу цель игры приобретает образную форму. Это усиливает мыслительную активность ребенка, создает у него положительное эмоциональное состояние, стимулирует интерес и целенаправленную поисковую деятельность. Приобретенные умения позволяют ребенку постепенно переходить к составлению силуэтов только по рисунку или собственному замыслу.

Каждая игра – это необходимый этап подготовки к следующей , содержащей освоенные способы действий и новые , более сложные. Со временем можно предоставить ребенку возможность самому выбирать игру по желанию.

Поддерживать интерес к играм помогают загадки , стихотворения, рассказы, сказки, скороговорки . 


ТАНГРАМ


http://i.pinimg.com/originals/d7/4f/49/d74f4957aea8725046529485cd43b559.jpgЭто древняя китайская игра. Если разделить квадрат на семь геометрических фигур , как это показано на рисунке , то из них можно составить огромное количество самых разнообразных силуэтов: человека , предметов домашнего обихода, игрушек, различных видов транспорта, фигур, цифр, букв и т.д.Игра очень проста. Квадрат (величина его практически может быть любой: 5+ 5, 7+7 , 10+10, 12+12 см и т.д.)разрезается так, чтобы получилось пять прямоугольных треугольников разных размеров (два больших, один средний, два маленьких).;один квадрат, равных размеров (два больших ,один средний, два маленьких); один квадрат, равный по размерам двум маленьким треугольникам; параллерограм , по площади равный квадрату. 

https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/919/101919919_5111852_Tangram_games.jpgИгра «Танграм» вызывает у детей огромный интерес, способствует развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности, открывает новые возможности для совершенствования сенсорики , развития творческого, продуктивного мышления, а также нравственно- волевых качеств личности.
При составлении силуэтов взрослый постоянный напоминает детям ,что необходимо использовать все части набора, плотно присоединяя их друг другу.

Взрослый может применять некоторые приемы, которые помогут дошкольнику достичь наилучших результатов: предложить анализ образца в целом или наиболее сложной его части, указать на расположение одной-двух фигур в составляемом силуэте , начать выкладывание ,а затем предложить ребенку закончить силуэт или, наоборот, завершить то ,что начато ребенком.

 

 

ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ

https://best-children.com/upload/resize_cache/iblock/46b/210_170_140cd750bba9870f18aada2478b24840a/46bd29a96f1dc9ffaf1444d0d04a5196.jpgИгра «Волшебный круг» дает возможность создавать силуэты человека, домашних и диких животных, рыб, птиц, предметов обихода и т.д. Округлость форм придает им особую выразительность. По желанию дети раскрашивают силуэты, дорисовывают их, наклеивают в виде аппликации на лист бумаги, включают силуэтные изображения в сюжетно- ролевые игры. 

 

https://jili-bili.ru/files/products/11/big/144661292045.jpgДетали игры получаются в результате деления круга на десять частей, как это показано на рисунке. В наборе образуется несколько пар одинаковых по форме и симметричных частей, поскольку деление круга происходит по принципу «каждый раз пополам». Величина круга существенного значения не имеет: большие наборы можно использовать для игр на полу, фланелеграфе, меньшие - на столе.

В составлении силуэтов должны быть использованы все части набора. Однако на первых порах можно не требовать строгого выполнения этого правила. По мере овладения игрой ребенок использует все детали одного- двух наборов.


                                                           ГОЛОВОЛОМКА ПИФАГОРА 

https://fs00.infourok.ru/images/doc/104/123584/img20.jpg
Эта игра напоминает «Танграм»: квадрат делится на семь частей. Однако детали игры получаются иные. Эту общность и различия в играх можно показать детям. В набор «Головоломки Пифагора» входят два квадрата (большой и маленький), четыре треугольника (два больших и два маленьких)и один параллелограмм.

Изобразительные возможности игры достаточно велики и позволяют создавать силуэты разнообразных предметов и геометрических фигур сложной конфигурации, которые отдаленно напоминают объекты реальной действительности. 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1207/0006dc4e-e9d52599/hello_html_57343302.pngСамый простой вариант игры- это создание силуэтного изображения путем последовательного укладывания деталей на расчлененный образец, выполненный в том же масштабе, что и набор для игры. Такой способ действия практически исключает поиски , пробы, ошибки. Тем же способом можно получать силуэтные изображения, пользуясь нерасчлененным образцом , хотя это более сложная для ребенка задача. Если образцы берутся большего или меньшего размера, чем создаваемое силуэтное изображение, то ребенок постоянно прибегает к зрительному контролю своих действий. 

Когда в качестве образца используется рисунок предмета или силуэт составляется по замыслу, то для достижения цели дети вынуждены прибегать к мысленным или практическим пробам. На этом пути возможны ошибки, неудачи. Но это полезный опыт, который многому научит дошкольника. Не стоит искусственно оберегать его от неудач, подсказывая каждый раз решение. Вместе с тем необходимо предотвратить постоянные разочарования, действия, не ведущие к положительному результату. Предлагая образцы разной степени сложности , можно поддерживать интерес к игре, достижению результата, учить преодолевать трудности.

Полезно составление силуэтов на одну тему: человек, выполняющие разнообразные движения, разные породы собак, различные виды кораблей, заданий и т. д.

 

https://static-eu.insales.ru/images/products/1/1075/106251315/%D0%93716.jpgВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА

Игра предназначена для развития умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов, напоминающих животных, людей, предметы быта, транспорт, буквы, цифры, цветы и т.д.

https://podrastu.ru/wp-content/uploads/2017/08/matematika-dlya-dosh.jpgВсе действия ребенка целесообразно облечь в игровую форму, стимулировать проявление смекалки, сообразительности, находчивости как в выдвижении замысла, так и в самостоятельном поиске способа осуществления задуманного. Желание достичь результата стимулирует активные действия, повышает интерес к процессу составления. А удачно найденное самостоятельное решение вызывает радость, положительный настрой на требующую умственного напряжения деятельность. Увлекает детей наряду с составлением силуэтов подрисовка, создание фона, сюжета.

 

http://manas71.ru/sites/default/files/kolumbovo-yayco.jpg
КОЛУМБОВО ЯЙЦО

Известно несколько разрезов фигуры овальной формы с целью получения игры «Колумбово яйцо». Колумбово яйцо представляет собой овал, который необходимо разрезать на 10 частей. В результате получатся треугольники, трапеции с ровными и округлыми сторонами. Именно из этих частей необходимо сложить силуэт предмета, животного, человека и т. п. Особенно выразительными получаются силуэты пеликана, лебедя, клоуна.

http://www.puzzles.com/puzzleplayground/TheEggOfColumbus/TheEggOfColumbusSol.gifВначале следует ознакомить ребенка с игрой. Показать элементы, сгруппировать их по форме и размерам, найти одинаковые. Пусть малыш сам попробует проявить фантазию и создать простейшее изображение без схемы. После предложите выполнить конкретное задание, показав рисунок с определенным очертанием. Для этого предлагаю распечатать нижеприведенные схемы, ребенок будет собирать фигурки, смотря на шаблон.

Такая игра развивает пространственное воображение, сообразительность, смекалку, комбинаторные способности, усидчивость и мелкую моторику.

 

 

 

 

Приложение 2.

Тема: Развитие комбинаторных способностей дошкольников

Название: НОД по ФЭМП в рамках тематической недели «Домашние животные»

Программное содержание: Воспитывать  дружеские взаимоотношения, умение помогать друг другу в случае затруднения.

Продолжать учить обрабатывать информацию, делать выводы: обобщать, сравнивать предметы по определенному признаку,  умению высказывать и аргументировать свою точку зрения. Упражнять в порядковом и количественном счете до 10, согласовании существительных с прилагательными. Соотнесении цифры и количества движений.

 

Материалы и оборудование: Картинка «Собака»  3шт. Таблица для описания конуры. Геометрические фигуры. Игра «Танграмм»  для каждого ребенка.

Взаимосвязь с образовательной деятельностью в режимных моментах:игра «Танграмм» 

 

                                              Содержание деятельности:

Этапы деятельности

Содержание

Время

Процесс вовлечения

Игра «Запрещенное движение»

 Дети повторяют все движения за воспитателем, кроме одного, например: "Руки вверх!". Тот, кто выполняет "запрещенное" движение, садится. Побеждает тот, кто остался на месте. Воспитатель берет конверт и предлагает детям отгадать загадку,чтобы узнать,  что в конверте.

Загадка:У меня отличный слух,Умный взгляд и тонкий нюх.Я, друзья, совсем не злая. В дом чужой идет – залаю. (собака)

В. Достает из конверта 3 собак.

5-7 мин

Процесс целеполагания

Дети сравнивают собак,и  делают вывод ,что они одинаковые. Придумывают клички В. Спрашивает, как же их различить хозяину. Предложение детей: разные ошейники, построить разные дома (конуру)

2 мин.

Процесс осуществления деятельности

«Строим разные дома для собак» Цель: развиваем гибкость мышления у детей. Для выполнения этого задания нам понадобиться геометрические фигуры: по три квадрата разного цвета (красный , синий ,зеленый) и два различных треугольника (для крыши  конуры). Задание: сколько разных домов можно построить, если использовать предложенный материал. Для выполнения этого задания можно воспользоваться таблицей. Которую заполняем вместе с детьми стоя у доски

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Физкультминутка

Хлопни, …., наклонись столько раз ,какую цифру покажу.

Игра «Посчитайка»

Воспитатель предлагает посчитать собак. В. Достает следующее задание. Игра «Танграмм » выложить собаку.Дети ,справившиеся с заданием могут помочь товарищу

10-15 мин.

Выводы

Рефлексия

Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на занятии, какие задания вам наиболее понравились

3 мин.

 

 

 

Приложение 3.

Мастер-класс для родителей «Использование головоломок «Танграм»  в работе с детьми»

ЦЕЛЬ: знакомство родителей с головоломками «Танграм», как средства развития комбинаторных способностей

Задачи:

Познакомить родителей с приемами использования головоломок и показать возможности для развития ребенка; содействовать развитию мышления (образного, образно-схематического, логического), комбинаторных способностей, гибкости мышления, сообразительности.

Материалы для работы: Выставка игр и пособий по развитию комбинаторных способностей, головоломка  «Танграм»   по количеству родителей





Ход мастер класса

     Вступление.

В быту и в профессиональной деятельности часто приходится использовать математические знания для выполнения повседневных дел и обязанностей. Встречаются задачи, решая которые следует составлять различные комбинации из определенного конечного числа элементов и подсчитывать число получившихся комбинаций. Такого вида задачи называются комбинаторными. Программа начального общего образования по математике показала необходимость формирования умения решать задачи логического и комбинаторного характера у младших школьников (разделы «Решение текстовых задач»«Работа с данными»). Поэтому дошкольников необходимо подготовить к изучению комбинаторики в школе. Овладение математическими знаниями, умениями и навыками должны стать средством творческого развития дошкольников. Наиболее успешными в школе те дети, которые умеют применять свои знания, умения и навыки в нестандартной ситуации. Т. е. обладают гибкостью мышления (быстрая смена способов решения, перестройка интерпретации ситуаций). Они предлагают сразу несколько вариантов решений, комбинируя и варьируя известные элементы задачи.Развитие гибкости мышления детей напрямую зависит от того, с какими задачами, упражнениями организована работа с детьми. Наибольшего внимания  в работе над этой проблемой заслуживают задачи, допускающие не одно возможное решение, а несколько.  На нашей выставке представлены игры и пособия ,которые в игровой форме помогают  развить у ребенка комбинаторные способности . Это :

Логические блоки Дьенеша;палочки Кюизенера; мировые головоломки; вкладыши Монтессори; «Цветовой код»…


Основная частьмастер – класса
Я предлагаю вам более подробно остановиться на одной из таких игр – головоломке ТАНГРАМ

Танграм в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства». Это головоломка, которая представляет из себя квадрат, разрезанный на 7 частей определенным образом. Из полученных частей можно складывать самые разнообразные фигуры.
Существуют различные легенды о появлении танграм. Одна  легенда гласит о том, как три мудреца придумали ТАНГРАМ.
Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик был здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.
Император призвал к себе трех мудрецов. 
- Один, из которых был известен как математик. 
- Другой прославился как художник. 
- А третий был знаменитым философом. 
И повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей.
Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю» — квадрат, разрезанный на семь частей.

Игра способствует у детей развитию умений играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно -образного мышления  и воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, комбинаторных способностей.

В результате упражнений и заданий ребенок научится анализировать  простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот сосавлять  из элементов заданную модель.

Задания развивающей игры «Танграм» для детей 4-5 лет.

Для малышей 4 - 5 лет достаточно сложным заданием будет наложить фигурки танграма на готовый образец (ответ) головоломки. При этом детям нужно сопоставить размер и форму фигурок, найти правильное положение, да и точно размесить фигурку на основе-подсказке не так-то просто как кажется. Естественно, что фигуры на карточке должны точно соответствовать размерам фигур игрушки.

Такие же задания нужно использовать и с детьми постарше, начиная их знакомить с этой развивающей игрой. Достаточно дать два-три таких задания и, если ребенок легко с ними справляется, можно переходить к более сложным заданиям.

Задания развивающей игры «Танграм» для детей 5-6 лет.

Для детей этого возраста будет по силам складывать модели из фигурок танграмауже рядом с карточкой-ответом. В этом случае, карточка может не соответствовать реальным размерам деталей танграма. Как только ребенок легко будет справляться с такими заданиями, можно переходить к следующему этапу. Ребенку предлагают собрать модель, предъявляя только карточку с силуэтом фигурки

При решении головоломки требуется соблюдать 2 условия.

• необходимо использовать все семь фигур танграма;

• фигуры не должны перекрываться между собой.

 1 этап собираем квадрат  

На втором этапе можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.

3 этап- складывание фигурок по образцу – контуру. На этом этапе дети визуально делят образец на геометрические фигуры.

Приступаем к работе.

 Собрать танграм в виде квадрата, кто быстрее соберёт. 

Расскажи мне – и я услышу,

Покажи мне – и я запомню,

Дай мне сделать самому – И я пойму! (Японская пословица)

Я предлагаю вам   попробовать собрать модель корабля.

Приятного вам время провождения за игрой.

Для развития творческих и умственных способностей деток идеально подходят головоломки.

Такая игра развивает пространственное воображение, сообразительность, смекалку, комбинаторные способности, усидчивость и мелкую моторику.


Спасибо за внимание!

Приложение 4. Памятка для родителей

«Как изготовить игру-головоломку «Волшебный круг» в домашних условиях»

https://best-children.com/upload/resize_cache/iblock/46b/210_170_140cd750bba9870f18aada2478b24840a/46bd29a96f1dc9ffaf1444d0d04a5196.jpg

Состоит из десяти фигур, четыре из которых представляют собой прямоугольныетреугольники, остальные имеют округлую форму. Круг разрезается на 10 частей. Разрезанный круг должен быть окрашен одинаково, с двух сторон.

Правила игры

- Заинтересуйте Ребенка игрой, не навязывая ни себя, ни игру,

-Играйте с Ребенком на равных,

- Обойдитесь без "не" (не получится, неумеха, не старайся, все равно ничего не выйдет),

- Поощряйте Ребенка добрым словом, похвалой,

- Не сравнивайте своего Ребенка с другими детьми,

- Не обращайте внимания на временные неудачи. У него все получится,

- Старайтесь выслушать Ребенка до конца. Не перебивайте его,

- Постарайтесь понять: каждый ответ Ребенка правильный, даже если он расходится с

Вашим представлением о чем-либо,

- Учитывайте настроение Ребенка,

- Старайтесь не критиковать своего Ребенка, тем более, когда рядом чужие люди,

- Пусть Ваши занятия с Ребенком будут искренними, доступными и доброжелательными.

Похожее изображение


 

Скачано с www.znanio.ru

МБДОУ д/с 16 «Голосок»

МБДОУ д/с 16 «Голосок»

Цель проекта : развитие комбинаторного мышления у старших дошкольников с нарушениями речи в процессе коррекционно-образоватеьной работы и различных видов детской деятельности (игровая деятельность, изодеятельность,

Цель проекта : развитие комбинаторного мышления у старших дошкольников с нарушениями речи в процессе коррекционно-образоватеьной работы и различных видов детской деятельности (игровая деятельность, изодеятельность,

Расписание деятельности по проекту

Расписание деятельности по проекту

Вечер мировых головоломок «Танграм»

Вечер мировых головоломок «Танграм»

Юный волшебник» « Придумай загадку» по темам «Птицы», «Мой организм», «Мой дом

Юный волшебник» « Придумай загадку» по темам «Птицы», «Мой организм», «Мой дом

Использование головоломок «Танграм» в работе с детьми»

Использование головоломок «Танграм» в работе с детьми»

Волшебный круг» Развитие умения предвидеть сочетание фигур, изменения в их расположении и форме составляемого силуэта

Волшебный круг» Развитие умения предвидеть сочетание фигур, изменения в их расположении и форме составляемого силуэта

Колумбово яйцо». Формировать умение анализировать способ расположения частей, составлять, фигуру-силуэт, ориентируясь на образец

Колумбово яйцо». Формировать умение анализировать способ расположения частей, составлять, фигуру-силуэт, ориентируясь на образец

Целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задачОзнакомление с историей головоломки «

Целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задачОзнакомление с историей головоломки «

Вьетнамская игра» . Повысить уровень компетенции родителей в области комбинаторики и ее использовании в работе с детьми в

Вьетнамская игра» . Повысить уровень компетенции родителей в области комбинаторики и ее использовании в работе с детьми в

Развитие связной речи. д/и

Развитие связной речи. д/и

Придумай загадку» по темам «Перелетные птицы», «Космос» «Обитатели водоемов», «Растения» «Что было бы если…», «Кто больше знает», «Закончи предложение» 1 неделя

Придумай загадку» по темам «Перелетные птицы», «Космос» «Обитатели водоемов», «Растения» «Что было бы если…», «Кто больше знает», «Закончи предложение» 1 неделя

Взаимодействие с семьей Игротека для родителей

Взаимодействие с семьей Игротека для родителей

Вечер мировых головоломок «Колумбово яйцо» «Головоломка

Вечер мировых головоломок «Колумбово яйцо» «Головоломка

Задачи : 1. Научить детей создавать на плоскости силуэты предметов по образцу или по замыслу

Задачи : 1. Научить детей создавать на плоскости силуэты предметов по образцу или по замыслу

Приобретенные умения позволяют ребенку постепенно переходить к составлению силуэтов только по рисунку или собственному замыслу

Приобретенные умения позволяют ребенку постепенно переходить к составлению силуэтов только по рисунку или собственному замыслу

Детали игры получаются в результате деления круга на десять частей, как это показано на рисунке

Детали игры получаются в результате деления круга на десять частей, как это показано на рисунке

Полезно составление силуэтов на одну тему: человек, выполняющие разнообразные движения, разные породы собак, различные виды кораблей, заданий и т

Полезно составление силуэтов на одну тему: человек, выполняющие разнообразные движения, разные породы собак, различные виды кораблей, заданий и т

Приложение 2. Тема: Развитие комбинаторных способностей дошкольников

Приложение 2. Тема: Развитие комбинаторных способностей дошкольников

Задание: сколько разных домов можно построить, если использовать предложенный материал

Задание: сколько разных домов можно построить, если использовать предложенный материал

Процесс осуществления деятельности «Строим разные дома для собак»

Процесс осуществления деятельности «Строим разные дома для собак»

Овладение математическими знаниями, умениями и навыками должны стать средством творческого развития дошкольников

Овладение математическими знаниями, умениями и навыками должны стать средством творческого развития дошкольников

Задания развивающей игры « Танграм » для детей 4-5 лет

Задания развивающей игры « Танграм » для детей 4-5 лет

Спасибо за внимание! Приложение 4

Спасибо за внимание! Приложение 4

Проект с детьми подготовительной группы "Мировые головоломки"

Проект с детьми подготовительной группы "Мировые головоломки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2020