«Формирование и развитие творческого потенциала педагогов»
Оценка 4.9

«Формирование и развитие творческого потенциала педагогов»

Оценка 4.9
Семинары
docx
другое
26.05.2024
«Формирование и развитие творческого потенциала педагогов»
Основная цель выступления – раскрыть глубже понятие «креативность учителя», выявить источники формирования и способы развития этого качества.
«Формирование и развитие творческого потенциала педагогов».docx

 

«Формирование и развитие творческого потенциала педагогов»                               

В последние годы укоренилось утверждение «Только творческий педагог может развить творческое начало в ребёнке». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.

Креативность выражается в готовности принять новые идеи, внедрить инновации в учебный процесс, что может послужить толчком для более эффективного и увлекательного образовательного процесса. Творческие способности преподавателя, которые можно считать синонимом  понятия «креативность», определяют заинтересованность учащихся, что немало важно. Поэтому основная цель моего выступления ­­– раскрыть глубже понятие «креативность учителя», выявить источники формирования и способы развития этого качества.

Креативность (от лат. creatio – созидание) – это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.

Характеристики креативности педагога предлагаю посмотреть на слайде: (В это время раздаю тесты)

- продуцирование большого числа решений в процессе взаимодействия с детьми (вариативность педагогической деятельности);

- независимость суждений (открытость в выражении собственного мнения);

- развитость фантазии, воображения (интеллектуальная легкость в обращении с идеями);

- способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления;

- готовность и стремление к риску, апробации нового;

- чувствительность к проблемам в педагогической деятельности;

- критичность мышления, способность к оценочным суждениям;

- способность к самоанализу, рефлексии;

- высокая работоспособность в творческой деятельности;

- убежденность в социальной значимости творческой деятельности.

Известно, что творческие люди проявляют способности во всем. А насколько вы проявляете творческие способности в своей ежедневной жизни? Проведем тест «Какой Ваш творческий потенциал?»

Подсчет очков: за ответ “а” – 3; “б” – 1; “в” – 2.

Сумма набранных очков покажет примерный уровень вашего творческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, ограничен. Но, может быть, вы просто недооцениваете себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы мешает вашему творчеству? Вам необходимо больше уверенности. Начните какое-то новое интересное дело и доведите его до конца. Таким образом вы и решите проблему.

 

Уважаемые коллеги! Я уверена, что у большинства из вас заложен высокий творческий потенциал, ведь педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, так как неповторимы дети, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”. (М.М. Поташник)

Сложность современной социальной жизни, значительное возрастание объемов информации, их быстрая устареваемость, требует иных качественных способностей и навыков мышления, другой парадигмы знания - креативной. Поэтому проблема развития креативности учителя, реализации его творческого потенциала так же является сейчас одной из главных задач педагогики.

Мы, педагоги, как никто другой должны быть креативными людьми. Ведь чтобы развивать в детях творчество, нужно самим быть творческими людьми. Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в детях, но и в себе, прежде всего в себе.

Творческое развитие педагога – это длительный процесс, целью которого является формирование человека, как мастера своего дела, настоящего профессионала.

Уровень творческого потенциала педагога определяет результативность работы педагога с детьми. Следствием недостаточной творческой активности педагога является снижение мотивации у детей к получению знаний, снижение уровня воспитательно-образовательного процесса.

 

Для успешного развития творческого потенциала педагога необходимы следующие педагогические условия:

– высокий профессиональный и личностный потенциал педагога;

– мотивационная готовность педагога;

– информированность о нововведениях;

– материальная база.

Важнейшее из качеств креативного человека – это открытость к новому жизненному опыту. Такой человек готов принимать все то новое, что появляется вокруг, способен к изменению сложившихся представлений, комфортно чувствует себя в ситуациях неопределенности и не испытывает при этом тревоги, смел, любознателен, игрив. Зачастую такие люди внешне напоминают «больших детей». С креативностью слабо совместима излишняя «серьезность», отсутствие спонтанности, желание организовать свою жизнь по раз и навсегда заведенным правилам. Конечно, вышесказанное не отрицает важность организованности жизни, наличия правил и принципов, однако креативный человек при изменении обстоятельств готов к их пересмотру, а не обладающий этим качеством – продолжает жить «по старинке», упорно не замечая происходящих изменений.

Креативный человек сознательно выбирает активную, преобразовательскую жизненную позицию.

Лучший способ воспитывать творчество в учащихся – это самому быть творческой личностью.

Поэтому вашему вниманию я предлагаю следующие рекомендации, которые помогут вам в развитии и реализации творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе.

1. Источники творчества

- изучение опыта коллег,

- чтение научной литературы,

- картотека интересных фактов,

- вопросы учащихся, которые анализируются,

- общение с коллегами, друзьями, учащимися.

2. Условия для творческого развития преподавателя

- нравственно- психологический климат коллектива,

- стимулирование к нестандартным решениям,

- материальная база,

- свобода критики,

- проведение дискуссий,

- влияние личности руководителя,

- наличие свободного времени.

3.Качества преподавателя, позволяющие развить творческий потенциал учащегося

- педагогический такт,

- способность к сочувствию,

- сопереживанию,

- артистизм,

- умение ставить неожиданные вопросы,

- создание проблемных ситуаций,

- поощрение учителем детского воображения

4. Формы педагогического творчества

- творческие группы: проблемные, инициативные;

- разработка моделей, схем рекомендаций по применению на практике.

 

В качестве результата творческой работы над собой можно представить следующие модели учителя

Модель учителя, развивающего творческую активность учащихся

- Доброжелателен и чуток.

- Разбирается в психологии детей, в том числе одаренных.

- Имеет высокий уровень интеллекта.

- Имеет еще одно, кроме педагогического, образование или хобби.

- Широкий круг интересов и умений.

- Имеет живой и активный характер.

- Обладает чувством юмора, без склонности к сарказму.

- Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

- Имеет творческое мировоззрение.

- Обладает жизнестойкостью.

- Обладает целеустремленностью и настойчивостью.

- Обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих способностей.

- Эмоциональная стабильность.

- Коммуникабельность.

- Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности.

Какие факторы мешают развитию   творческого потенциала:

- стремление быть похожим на других людей, не слишком сильно отличаться от них в своих суждениях и поступках, соответствовать ожиданиям педагогического сообщества;

- боязнь оказаться «белой вороной» среди других коллег, непринятым или/и отвергнутым другими, не найти поддержки своим творческим суждениям и поведению у разных участников образовательного процесса, приспособление к культуре педагогического сообщества;

- опасение вызвать у человека, чье поведение или деятельность критикуется, агрессивную ответную реакцию;

- личностная тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие и заниженная самооценка собственной личности;

- затрудненность использовать те или иные знания в иных ситуациях во всем их разнообразии, воспринимать новые идеи и изменяться в соответствии с изменяющейся средой.

Плохое самочувствие ( чувство усталости, недосып или болезни. Активности мозга хватает только на базовое «ходить прямо», а на творческое переосмысление рабочего процесса ресурсов уже недостаточно.)

Лень (Человеку проще идти по накатанному пути без напряжения и попыток изменить хоть что-то. Но тогда и новых идей ждать не надо.)

Страх («А вдруг не получится?», «Я буду выглядеть глупо!», «У меня не хватит сил» и прочие сомнения напрочь убивают любые стремления мыслить нестандартно.  )

Ожидание удобного момента (Вроде бы накоплено много классных идей, но начать их использовать на практике лучше с понедельника…или даже с понедельника 1 января… и год какой-то не по фен-шую! В результате воз и ныне там.)

Итог

Современный хороший учитель - уникальный менеджер, уверенный в себе человек, открытый для новых идей, находящийся в постоянном поиске интересных подходов, необычных форм, энергичный, мобильный, эрудированный, интересующийся областью информационных технологий, способный обращаться с компьютером, являющийся не просто специалистом в области своего предмета, а педагогом-психологом, формирующим у учеников личностные, надпредметные компетенции.

Именно креативный педагог будет считаться востребован, конкурентоспо-собным и любимым  детьми.

Лучший способ воспитывать творчество в учащихся – это самому быть творческой личностью.


 «Каждый из нас - человек неограниченными возможностями. А другие люди и внешние обстоятельства не ограничивают нас, а только испытывает на прочность. Так, что единственный человек, кто может нас ограничить – мы с вами».

В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры для развития креативности

Делюсь играми, к которым я обращаюсь время от времени, чтобы раскачать собственный мозг.

 предложенные мной игровые ситуации, упражнения являются универсальными и могут использоваться не только в работе с педагогами, но также с родителями и с детьми.

·         Что в имени: написать буквы ФИО в столбик и для каждой подобрать характеристику. Например, Н — незабываемая, А — активная, Т — талантливая и т.д. Более сложный вариант — придумать предложение: Ночью Ароматные Трактористы Аккуратно Лопают Изюм, Ягоды.

·         Бредогенератор хорош для работы в паре. Задача — придумать историю, можно фантастическую. Игрок говорит предложение, потом перекидывает партнеру «ход» — 3 слова (существительное, прилагательное, глагол). Второй игрок придумывает с ними свое продолжение истории. Смех и работа для мозга гарантированы!

·         Ох уж эти сказочники! Вариант для одиночной работы. Придумываем истории с лихо закрученным сюжетом любого жанра. Важно детально проработать характеры героев, линии развития, обстоятельства и прочее.

·         Новый взгляд: на листе бумаги располагаем любой предмет (например, скрепку) или чертим фигуру, букву, знак. Задача —дорисовать, чтобы получился полноценный рисунок. Чем-то игра напоминает детское: «А это облако похоже на кошку!».

·         Я вижу: надо назвать все предметы на букву Р, которые есть вокруг.

Игра «Поменяйтесь местами»

Вам необходимо будет меняться местами, кто с  кем желает. Слушаем меня внимательно.

Поменяются местами те,

ü Кто любит яблоки.

ü Кто носит часы.

ü Кто умеет играть на гитаре.

ü Кто носит только брюки.

Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого.

Поменяются местами те, кто:

ü любит свою работу;

ü работает педагогом уже больше 10 лет;

ü мечтал быть педагогом с детства и т.д.

 

Итак, уважаемые коллеги, сейчас у вас появится возможность на собственном опыте испытать эффективность предлагаемого мной метода.

Уверена, что у вас всё получится!

Упражнение «Мячик».

Для этой игры необходимо сесть в круг. Сейчас вы будете перекидывать друг другу мячик.

Тот, кто бросает мяч, придумывает название какого-либо места, а тот, кто его поймал, очень быстро, не раздумывая, называет три предмета, которые он возьмёт с собой. После этого мяч перекидывается любому другому участнику, пока не побывает в руках у каждого.

Напоминаю, прежде чем бросить мяч, необходимо придумать название какого-нибудь места. Внимание! Нельзя повторять предметы и подсказывать! Я начну первая: например, «магазин».

Обсуждение.

- Поделитесь, пожалуйста, чувствами, которые вы испытали во время упражнения.

Можете ли вы привести примеры жизненных ситуаций, в которых требуется умение так же быстро реагировать на неожиданные вопросы?

Психологический смысл упражнения.

Во время этого упражнения тренируется беглость мышления, умение быстро реагировать на неожиданные вопросы. Так же упражнение служит неплохой разминкой перед остальными игровыми ситуациями и может повторяться в различных вариантах на нескольких занятиях.

 

 

 Заповеди творческой личности.

1. Будь хозяином своей судьбы.

2.Достигни успеха в том, что ты любишь.

3.Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.

4.Строй свои отношения с людьми на доверии.

5.Развивай свои творческие способности.

6.Культивируй в себе смелость.

7.Заботься о своём здоровье.

8.Старайся мыслить позитивно.

9. Не теряй веру в себя.

10. Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Формирование и развитие творческого потенциала педагогов»

Формирование и развитие творческого потенциала педагогов»

Известно, что творческие люди проявляют способности во всем

Известно, что творческие люди проявляют способности во всем

Уровень творческого потенциала педагога определяет результативность работы педагога с детьми

Уровень творческого потенциала педагога определяет результативность работы педагога с детьми

Условия для творческого развития преподавателя - нравственно- психологический климат коллектива, - стимулирование к нестандартным решениям, - материальная база, - свобода критики, - проведение дискуссий, -…

Условия для творческого развития преподавателя - нравственно- психологический климат коллектива, - стимулирование к нестандартным решениям, - материальная база, - свобода критики, - проведение дискуссий, -…

Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию

Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию

Ожидание удобного момента (Вроде бы накоплено много классных идей, но начать их использовать на практике лучше с понедельника…или даже с понедельника 1 января… и год…

Ожидание удобного момента (Вроде бы накоплено много классных идей, но начать их использовать на практике лучше с понедельника…или даже с понедельника 1 января… и год…

Игры для развития креативности

Игры для развития креативности

Итак, уважаемые коллеги, сейчас у вас появится возможность на собственном опыте испытать эффективность предлагаемого мной метода

Итак, уважаемые коллеги, сейчас у вас появится возможность на собственном опыте испытать эффективность предлагаемого мной метода

«Формирование и развитие творческого потенциала педагогов»

«Формирование и развитие творческого потенциала педагогов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2024