Проект: "Шаль - узорчатый женский платок"
Оценка 4.8

Проект: "Шаль - узорчатый женский платок"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
технология
Все классы
31.12.2022
Проект: "Шаль -  узорчатый женский платок"
Шаль накидывают на плечи, чтобы преобразить скромное платье, сделать наряд более выразительным, придать строгость костюму или, напротив, смягчить его «деловитость», в конце концов, просто согреться в холодные осенние или зимние дни. В русском языке есть еще слово «полушалок» или, как поется в известной песне, «полушалочек» («Стою на полустаночке в цветастом полушалочке…»). Так называют небольшую шаль.
Проект Шаль узорчатый женский платок.docx

Государственное образовательное казенное учреждение иркутской области  

«Специальная (коррекционная) школа – г. Киренска»

 

 

 

 

 

 

«Шаль- узорчатый женский платок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили: Савельев Равшан

                                                                                   Кипровский Максим

 

 

Руководитель:   учитель

Зикрацкая Елена Николаевна

 

 

 

2017 год

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………3

 

Глава 1. История шали…………………… …... 6

 

Глава 2. Значение элементов орнамента ……………………………10

 

Глава 3. Целебные свойства шали ………………… …………………  11

 

Глава 4. Технологии вязания …………………………14

 

Заключение……………………………………………………….17

 

Литература…………………………………………………………. 18

 

Приложения…………………………………………………………19

 

 

 

 

 

Введение

 Мы произносим теплое пушистое для русского уха слово «шаль», и наше воображение рисует морозную зиму, российскую глубинку XIX века и красавицу «кровь с молоком» с пуховым платком на голове. Наступает лето, и она спускает его на плечи и платок, уже расписанный крупными цветами, длинной золотистой бахромой завлекает женихов. Кажется, что шаль – это исконно русское изобретение, ведь кому, как ни нам знать, что такое суровая снежная зима и придумывать разные способы укрыться от трескучих холодов. На самом же деле шаль - это вовсе не русская, а восточная накидка, которую по заслугам оценил весь мир. В начале XIX века шаль покорила Европу. Пуховая шаль — это изысканное и красивое изделие, популярность которого стремительно растёт. Это универсальный аксессуар женского гардероба, который никогда не выходит из моды. Универсальна она тем, что носить её можно в любое время года. В зимние холода она, несмотря на свою тонкость и лёгкость, подарит мягкое тепло и защиту, а в нежаркий летний вечер она укутает своей нежностью, защищая от ветра, и подарит ни с чем н сравнимое ощущение комфорта и уюта. 

Универсальна оренбургская шаль ещё и тем, что носить её можно практически с любой одеждой — она станет шикарным украшением любого наряда. Пуховая шаль — это один из немногих аксессуаров, который с удовольствием носят женщины любого возраста. Юным леди она придаёт особое очарование, делая образ оригинальным. Пуховая шаль для пожилых дам — незаменимая вещь, которая подарит целебное тепло и комфорт, и, в то же время, придаст образу шик и благородство.

Женщина, создающая индивидуальный, неповторимый, женственный образ, должна иметь в своём арсенале несколько вариантов платков, и пуховый среди них должен присутствовать обязательно. Пуховый платок зимой на женщине выглядит настолько идеально и женственно, что никакие другие головные уборы не идут в сравнение. Забыть женщину в таком платке невозможно.

Медицина подтверждает благотворное влияние пуховых шалей на здоровье человека.

Проект посвящён истории появления шалей на Руси, их целебным свойствам и технологии изготовления шали.

Цель проекта: исследовать, как изготавливаются    шали.

Задачи проекта:     

-  познакомить детей с историей возникновения шали;

-  развивать творческие способности, эстетический вкус;

-  воспитывать интерес к народному ремеслу.

Тип проекта: творческо-исследовательский, краткосрочный, групповой.

Участники проекта: воспитанники и воспитатели.

Объект исследования: шали.

Предмет исследования: технология изготовления шалей.

Этапы реализации проекта:

1 этап Организационно-подготовительный

- Формирование групп учащихся.

- Составление плана работы.

- Формулирование вопросов для исследований.

- Подбор информационный ресурсов для проекта.

-  Создание дидактических материалов (словарь понятий, бланки для разработки планов исследования в группах, списка рекомендуемых ресурсов).


2 этап  Обучающий

- Введение в проблематику проекта с помощью вводной презентации.

- Выявление предварительных знаний детей по теме проекта с помощью теста, листа контроля.

- Определение групп по интересам.

- Определение темы исследования каждой группы.

- Определение этапов работы над проектом.

- Составление плана исследований.

 

3 этап  Исследовательский

-Работа по группам. Проведение исследований.

- Самостоятельный поиск информации в сети Интернет. Знакомство с памяткой по эффективному поиску информации в Интернет, листами для оценивания Веб-сайтов, помощь в подборе ключевых слов по теме исследования, корректировка плана работы групп.

- Сохранение результатов в формате Word.

- Работа с печатными материалами.

- Изучение методических материалов по проекту.

- Составление плана презентации.

- Оформление результатов исследований с помощью выбранного инструмента презентаций.

 

4 этап Итоговый. Защита проекта. Исследования, проведенные в рамках проекта:

- Презентация результатов проекта (конференция с обсуждением полученных выводов).

- Первая группа исследует вопрос «История возникновения шали».

- Вторая группа собирает материал о полезных свойствах шалей

- Третья занимается поиском материала по теме «Технология изготовления шали».

- Четвёртая занимается поиском материала по теме «Значение элементов орнамента»

 Предполагаемый результат:

- У детей сформированы знания об истории возникновения шали, материалах, инструментах, необходимых для её изготовления.

- У детей развиваются творческие способности, эстетический вкус и интерес к изучению народного промысла, потребность к здоровому образу жизни.

- Совместная деятельность воспитателей и помогает расширить социальные связи.

Во время работы над проектом мы развивали навыки и умения решать практические задачи, развивали способности, применять уже имеющиеся умения, знания в поисках решений проблемных ситуаций. У нас формировался познавательный интерес к изучению окружающего мира

 

Глава 1 История шали

     Шаль дала рождение своим модным последователям - широкому палантину и более узкому шарфу, появляясь то в зимнем варианте для защиты от холода, то становясь практически невесомой и служа лишь для красоты. Вязание крючком – вид рукоделия, зарождение и первые опыты которого теряется в глубинах истории. Период развития этого ремесла был, без сомнения, очень длительным. При всей недолговечности пряжи и трикотажа чудом дошедшие до наших дней старинные вязаные изделия и их изображения дают нам некоторое представление о древности промысла.

    Шаль – это большой вязаный платок. Платок – это элемент одежды, который пришёл к нам из глубины веков. Кто и когда его придумал? История умалчивает. Первое упоминание о платке как о головном уборе восходит во времена египетских фараонов – в 2000 год, только до нашей эры. И в Египте, и в Ассирии платок демонстрировал общественное положение владельца. Головной убор фараонов назывался немéс. Это был платок, который являлся знаком власти и подчёркивал богоподобие властителя. Платок закручивался сзади в узел, по бокам спускался до плеч длинными фалдами. Чаще всего платок был в яркую синюю-золотую полоску. Спереди на голове крепился урей – символ богини-кобры Уаджит, покровительницы Нижнего Египта.

   Покровительницей Верхнего Египта была богиня-коршун. Вместе эти два изображения символизировали единство Египта. В древности знаки и символы имели огромное значение, подчёркивая не только статус владельца, но и особые достоинства. Сфинкс в Гизе с телом льва и лицом человека (с чертами лица фараона Хефрена) также покрыт немесом.

     Однако ещё в древней Руси платок был неизменной частью женского одеяния, являясь символом благочестия. По православным традициям требовалось, чтобы головы женщин обязательно были покрыты платками.

    Покрывали голову платком с древних времён и в Европе. Среди многих народов покрывать голову платком являлось правилом благопристойности. Чаще всего платок был обязателен женщине, незамужней девушке разрешалось быть с непокрытой головой. Кроме того, платок на голове женщины также подчёркивал её статус и в то же время защищал от непогоды

    Словарь Даля определяет шаль, как английский женский платок длиною до плеча. Шали возникли ещё в 15-м веке в исторической области Южной Азии, г. Кашмире. Там производили большие квадратные накидки из пашмины. Сложенные треугольником и накинутые на голову, они спадали на плечи и закрывали весь стан.

      У многих народов (немцев, французов, англичан, поляков, турок, русских и др.) слово «шаль» звучит примерно одинаково, так как заимствовано из персидского языка, и обозначает тканое или вязаное полотнище разного вида и размера (квадратное, длинное прямоугольное или в виде прямоугольного треугольника).

 Шаль накидывают на плечи, чтобы преобразить скромное платье, сделать наряд более выразительным, придать строгость костюму или, напротив, смягчить его «деловитость», в конце концов, просто согреться в холодные осенние или зимние дни. В русском языке есть еще слово «полушалок» или, как поется в известной песне, «полушалочек» («Стою на полустаночке в цветастом полушалочке…»). Так называют небольшую шаль. 
Считается, что первые шали, тонкие и вместе с тем теплые, были изготовлены в XV веке в городе Сринагар, что в Кашмирской долине (историческая область в Азии, ставшая в прошлом столетии частью индийского штата Кашмир). Раньше других шали появились в Испании, где уже в позднем Средневековье они становятся непременным атрибутом женского костюма. Их окраска отличалась строгостью — преобладал черный цвет.

    К началу XIX века появилась мода на шали. Предполагают, что возникла она после египетского похода Наполеона а 1799 году, возвратившись из которого, он привёз своей Жозефине кашмирские шали. Она украшала ими свои наряды, порой использовала как покрывала и даже делала из них подушки. С легкой руки супруги императора кашемировые шали очень скоро стали неотъемлемой частью гардероба титулованных француженок и постепенно распространились по всей Европе. Они прекрасно дополняли платья с завышенной талией, низким декольте и маленькими рукавами - так называемую «холодную моду» в стиле ампир, подражавшую античным нарядам. Шали тогда стоили достаточно дорого. Особенное предпочтение у дам имели индийские шали. Но и турецкие не уступали им в красоте и в цене. Затем появились английские и французские. Когда дамы открывали коробки с подарками, привезёнными им с Востока – первое, что они могли ощутить – запах пачули. О чём это говорило? Ну конечно же – там была шаль. А причём здесь пачули, которые вскоре стали использовать в парфюме? Дело в том, что шали пересыпали пачулями, чтобы уберечь их от моли.  

    Шали делали в технике ручного ткачества из шерсти и пуха кашмирских коз. (Эту породу с длинным остевым волосом и мягким пуховым подшерстком, волокна которого на удивление однородны, издавна разводят на Тибете, в Иране, Монголии, Средней Азии и на севере Индии.) Над обыкновенной шалью три ткача работали несколько месяцев, над дорогой - от полутора до четырех лет.

    С 1800 года было налажено изготовление имитаций индийских тканей и шалей в Европе, в частности в городе Пейсли (Шотландия). В результате цены на кашмирские изделия упали. После 1877 года, когда голод заставил многих сринагарских ткачей покинуть родные места, производство шалей здесь резко сократилось. Между тем их продолжали вывозить в Европу - на сумму 180 тысяч фунтов стерлингов. В России цены на кашмирские шали колебались между 500 и 3000 рублей. 
В Россию первые шали были привезены с Востока. В 1806 году в России начали производство своих русских шалей. Русская нижегородская помещица Надежда Мерлина, затем саратовский помещик Д. А. Колокольцов, воронежская помещица В. А. Елисеева – все они начали производство шалей. Сначала шали в России производили по принципу восточных – кашмирских, персидских и турецких. Они были больших размеров.  В.А. Елисеева начинает пятилетний эксперимент, она пытается разгадать секрет изготовления тканей индийских шалей. Елисеева вырезает кусочки с узорами и распускает их, раздергивая ткань различными способами.

    Одновременно она стремится заменить шерсть тибетских коз на отечественную. Наконец ей удается выработать пряжу из пуха сайгака, который обитал в степях Западной Сибири. Из тринадцати граммов сайгачьей пряжи вытягивали нить длиной в четыре с половиной километра. О качестве полученной нити писали следующее: «Пух сей… оказался столь тонким и мягким, что пряжа, из него выпряденная, уподобляется шелку…» 

     Основное отличие этих шалей было в их высоком качестве, а также двусторонность. Яркие краски, тонкие цветовые переходы, тончайшие, но при этом прочность – все это моментально завоевало сердца всех модниц.  Пряжу для тканья пряли из пуха сайгаков и шерсти тибетских коз так искусно, что она получалась тоньше волос. Также выполнялись английские и французские шали.  Сделанные руками крепостных девушек, они по качеству ни в чем не уступали индийским. До нас не дошли имена тех мастериц, которые трудились в мастерских вышеназванных помещиков, но их современники высоко ценили мастерство этих безымянных женщин. Шали выполнялись длительный срок – от шести месяцев до 2,5 лет и стоили очень дорого. Ткали шали не на больших станках, а на миниатюрных станочках, при этом использовали не челноки, а небольшие иголочки, количество которых было столько, сколько оттенков в будущей шали. Такие шали весили всего несколько десятков грамм, а ткали их от полутора до двух лет, и за год выпускалось не более 16 изделий. Крепостные мастерицы у помещицы В. А. Елисеевой трудились до 10 лет, после чего получали свободу с небольшим капиталом, да и не нужны они были, проработав такой срок работницы, теряли зрение. В старину принимались за вязание, когда домашние дела уже были переделаны, и село окутывалась сонной тишиной. Тогда и приходило время женского священнодействия. Мастерица устраивалась у лампы, подальше от уснувших домочадцев. Лёгкие маленькие спицы быстро настраивались на привычный лад работы –  и рождалась своя мелодия труда. Ударам металлических спиц вторили вздрагивающие на их концах бусины. Постепенно, отдавая нить платку, в своём темпе перекатывались горошины в подмотке клубка. Звуки походили на шёпот, мягкий, но настойчиво напоминающий о себе. 
    Желание подольше посидеть за работой требовало от женщины дополнительных усилий.
Наряду со звуковыми раздражителями, сон отгоняла жвачка – сагус (или сага) –тонизирующее средство для вязальщиц. Делали её из берёзовой коры, расщепляя на тонкие, почти прозрачные полоски, которые томили в печке с топлёным маслом. В результате получалась чёрная тягучая ароматная масса. Её сушили, нарезали на кусочки и жевали. Сагус можно было купить на любом базарчике. Особым спросом он пользовался у мастериц промысла. Его доля участия в рабочем процессе достаточно весома, по мнению «старейших», «без сагуса  – беда, уснешь за иглами». Шали обязательно входили в приданое девицы, и чем больше у нее было шалей, тем богаче была невеста. Платок на голове замужней женщины еще с библейских времен был символом женского благородства и чистоты, покорности и смирения перед мужем и Богом, вот почему не используя платок женщина выражала свою гордыню, непокорность, в связи с чем не могла быть допущена в храм для духовного покаяния. 
Также считается, что замужняя женщина демонстрировала платком свою зависимость от
мужа, и посторонний мужчина не мог ее тронуть или побеспокоить. 
Платок дает женщине ощущение защищенности, безопасности, принадлежности мужу, добавляет женственности, скромности и целомудрия.   Стоимость одной шали составляла 200 рублей, что равнялось годовому жалованью фабричного рабочего. 

    Старинные шали, как восточные, так и русские, были очень длинными и исключительно с тканым орнаментом. Умению носить их придавалось большое значение. Один конец обертывали вокруг руки, другой спускали до земли. Чтобы удерживать шаль в нужном положении, в ее углы вшивали металлические шарики (иногда шарики вплетали в кисти). 
    В царствование Александра I воспитанниц женских учебных заведений начали обучать танцу с шалью. Так девушки демонстрировали свое изящество, грациозность и хорошую осанку. Эта традиция сохранилась до конца XIX века. Подтверждение данному факту можно найти в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», где титулярный советник Мармеладов рассказывает Раскольникову: «Знайте же, что супруга моя в благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила». 

   Великолепными вязаными шалями из козьего пуха прославился Оренбургский край. Как гласит легенда, первая оренбургская шаль была подарена императрице Екатерине II одной казачкой. Царица поразилась искусной работе, щедро одарила мастерицу, но приказала слугам ослепить ее, чтобы никто ничего подобного больше не сделал. К счастью, у казачки была дочь, которой она успела передать секреты вязания. 

С середины XIX века в России стали массово производить шали с набивным рисунком, что их значительно удешевило. И постепенно шали превратились из предмета роскоши в повседневную вещь, доступную всем слоям населения. Шали ткали из хлопка, льна, шелка, шерсти и смеси из этих волокон. В зависимости от места производства орнаменты и цвета шали различались, поэтому, с первого взгляда, можно было определить  чьего производства изделия — на платках фабрики Шараповых из Владимирской губернии размещались ярко-желтые, зеленые и синие цветы, а платки московской Трехгорки купцов Прохоровых славились орнаментом с темно-синими и красными розами, тюльпанами и гвоздиками.

   В это же время купцы из города Павловский Посад Лабзин Яков Иванович и Грязнов Василий Иванович наладили производство платков и шалей.  С 1865 года павло-пасадсские шали неоднократно отмечались призами российских и международных выставок.

   В 1862 году на всемирной выставке в Англии оренбургские пуховые шали произвели фурор и  оренбургская казачка Ускова М. Н. получила медаль «За шали из козьего пуха».

С тех пор, шали прочно вошли в русский костюм и стали неотъемлемой частью женского образа. Шали изображали на портретах красавиц, их воспевали в стихах, романсах и песнях. Ведь «чем глуше деревня, тем ярче платок» – так говорится в русской пословице. Закутанная «в плат узорный» русская женщина – это и есть образ нашей Родины – России. Зимние праздники с катанием на санках русские красавицы встречали в цветастых шалях или в оренбургских платках, тех самых, которые легко проходили сквозь обручальное кольцо, а согревали в самые трескучие морозы.

   Давным-давно, когда гармония правила миром, все предметы на земле считались одушевлёнными. И даже платок имел своё сакральный смысл, ритуальное предназначение. Он был проводником, передающим внутреннюю красоту через внешнюю, вдохновлял и создавал определённое настроение. И потому он мог быть и своеобразной визитной карточкой женщины, и семейной реликвией, памятным подарком или талисманом семьи...

   Шали вошли в национальный костюм испанок, у них они назывались «манильскими» так как прибывали из юго-восточной Азии и Китая.

Не надо забывать, что шали с удовольствием носили и мужчины, среди ее почитателей замечены Байрон и Стендаль.

   Шёлковые платки стали необычайно популярны. Их носили все, и звёзды в том числе – Брижит Бардо, Грейс Келли, Одри Хепберн, Жаклин Кеннеди и многие другие. Именно звёзды принесли славу некоторым из них, ставших фирменными знаками знаменитых брендов. Например, платок «каре» Hermès стал знаменит благодаря княгине Монако Грейс Келли.

   Затем платки и шали снова немного отошли в сторону, чтобы уступить место беретам, капюшонам, вязаным шапочкам, спортивным кепкам, элегантным мужским шляпам.

Сейчас снова платки и шали вернулись, чтобы не только украсить женскую голову, но и создать оригинальные модели одежды. Их используют в разных интерпретациях. Сегодня это снова стильный и модный аксессуар. Широкую шаль можно перекинуть по диагонали по телу и на поясе стянуть ремешком. Вы будете похожи на греческую богиню. Шаль можно завязать вокруг талии или на бёдрах, главное, подберите правильно цвет шали к своему наряду, лучше в контрастном тоне.

 

 

 

 Сохранилось таких шалей на сегодняшний день мало, но если посмотреть на картины русских живописцев, мы всё же сможем представить ту красоту, которую создавали русские женщины-мастерицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 
Глава 2 Значение элементов орнамента

    Центральная часть шалей либо была гладкой - красной, голубой, белой, либо представляла собой контрастные полосы. Кайму украшали пышным многоцветным растительным узором из гирлянд и букетов цветов, абсолютно одинаковым с лица и изнанки. Иногда в него органично включали восточные мотивы в виде "турецких бобов" или "огурцов", своеобразно переработанные. Цвет шали и соотношение каймы с фоном подчинялись моде. В первой четверти XIX века предпочитали резкие контрасты, например желтая кайма и черный фон. Затем стал модным светло-кофейный фон. Позднее орнаментом начали покрывать не только края шали, но и всю ее поверхность. 
    Орнамент у всех был в одном восточном стиле – мотивы в виде арок, бобов и прочих элементов, заполненных мелким растительным орнаментом. Все шали – и восточные, и западные имели лицевую и изнаночную сторону. Шали, производившиеся в России, отличались высоким совершенством и славились на мировом рынке. Следует отметить, что в мастерских Веры Андреевны Елисеевой впервые заменили шерсть тибетских коз на шерсть сайгаков. По отзывам того времени из «Журнала мануфактур и торговли» «…пух сей оказался столь нежным, тонким, мягким, что пряжа, из него выпрядаемая, уподобляется шёлку, и шали, из оной изготовляемые, не токмо не уступают… кашмирским, но и превосходят их». В 13 граммах шерсти было 450 метров нити. Представьте себе, насколько тонка была пряжа и изделие из неё. Но это ещё не всё. Ткали на маленьких станочках, содержащих не челноки, а небольшие иголочки, количество которых было столько, сколько оттенков в изделии. И наши русские шали не имели лицевой и изнаночной стороны, они были одинаковы с обеих сторон. Как хочешь, так и повязывай. Цветовая гамма была разнообразна – яркая, красочная, с богатым растительным миром – здесь были розы, маки, сирень, флоксы.

   В разные десятилетия XX столетия мода на это дополнение к одежде то затухала, то вспыхивала вновь. Были популярны японские кремовые шали, отделанные вышивкой того же цвета, испанские шали, расшитые букетами из крупных и ярких цветов, павловопосадские шали, выполненные в народном стиле. Их украшают бахромой, кистями, длина которых достигала полуметра. Последний всплеск пришелся на середину 70-х годов. Иностранные туристы увозили из Москвы в числе прочих сувениров: матрешек, самоваров, расписных деревянных ложек — и яркие павловские платки. И их можно понять: ведь именно шаль создает не сравнимое ни с чем состояние уюта.

 

 

Глава 3  Целебные свойства шалей

   Пуховый платок – согревающая, полезная, лечебная красота. Пух степной козы обладает, кроме эстетических качеств, еще и лечебными свойствами, которые определены его химическим составом, механическими и физическими особенностями. Наиболее ценным свойством является гигроскопичность. Пух может поглощать до 35% влаги по отношению к собственной массе (для сравнения хлопок – около 8%, синтетика – 0%). Это обуславливает его высокие гигиенические свойства.  Пух содержит ланолин – вещество, входящее во все антиаллергические и противовоспалительные препараты, способствующее заживлению ран и переломов, обладающее болеутоляющими свойствами. Козий пух не вызывает аллергических реакций ни у детей, ни у взрослых. 
Козий пух при непосредственном воздействии на кожу стимулирует кровообращение в ее верхних слоях и оказывает легкое стимулирующее и массажное воздействие на подкожные нервы. В состав пуховых волокон входит 20 аминокислот, главные из них – те, которые содержат серу — цестин, цестеин, метеонин. Пух обладает очень низкой теплопроводностью, что способствует сохранению тепла, выработанного телом. Прогревание сухим теплом лечит лимфаденит, успокаивает ревматические боли в суставах. При радикулитах, полиневритах рекомендуется повязать пуховый пояс на поясницу. При варикозном расширении вен полезно укутывать ноги пуховым платком. При мигрени, воспалении тройничного нерва – надеть пуховую шапочку или платок на голову. При простуде или пневмонии врачи рекомендуют прогреть ребенка, завернув его в 
пуховый платок, вместо того, чтобы мучить банками и горчичниками. 
    Изделия из пуха способствуют излечению от таких заболеваний как остеохондроз, артроз, помогают в профилактике простудных заболеваний, ангины, способствуют уменьшению дискомфорта при пяточной шпоре. Ношение теплого белья из пуха помогает при заболеваниях почек и органов малого таза. Козий пух - это натуральное волокно с массой достоинств: оно отталкивает воду, но поглощает влажность, становясь при этом более теплым, способно обогреть и защитить Вашу кожу, так как удерживает воздух. Оно устойчиво к пятнам, очень практично и эластично в носке. Кроме того, козий пух не задерживает влагу, не препятствует испарению излишней воды с кожи, благодаря чему жители пустынь защищаются от палящего солнца связанной из пуховой пряжи одеждой. 
    Жители Севера, в свою очередь, одевшись в 
пуховые одежды, спасаются от лютых морозов. Одежда из козьего пуха по своим теплоизолирующим свойствам идеально подходит для любых температурных и влажностных условий жизни человека. Тонкая структура вязаной пуховой материи испаряет нужное количество влаги, предохраняя тело от перегрева в жару и переохлаждения в холод, обеспечивая оптимальный тепло - влагообмен с окружающей средой

Глава 4  Технология изготовления шали

4.1

     В старину принимались за вязание, когда домашние дела уже были переделаны, и село окутывалась сонной тишиной. Тогда и приходило время женского священнодействия. Мастерица устраивалась у лампы, подальше от уснувших домочадцев. Лёгкие маленькие спицы быстро настраивались на привычный лад работы –  и рождалась своя мелодия труда. Ударам металлических спиц вторили вздрагивающие на их концах бусины. Постепенно, отдавая нить платку, в своём темпе перекатывались горошины в подмотке клубка. Звуки походили на шёпот, мягкий, но настойчиво напоминающий о себе. 
Желание подольше посидеть за работой требовало от женщины дополнительных усилий. Наряду со звуковыми раздражителями, сон отгоняла жвачка – сагус (или сага) –тонизирующее средство для вязальщиц. Делали её из берёзовой коры, расщепляя на тонкие, почти прозрачные полоски, которые томили в печке с топлёным маслом. В результате получалась чёрная тягучая ароматная масса. Её сушили, нарезали на кусочки и жевали. Сагус можно было купить на любом базарчике. Особым спросом он пользовался у мастериц промысла. Его доля участия в рабочем процессе достаточно весома, по мнению «старейших», «без сагуса  – беда, уснешь за иглами».  

     При вязании крючком используют пряжу из шерсти, хлопчатобумажную, из льна, шёлка или синтетических ниток, а также полосы из ткани или трикотажа и различные шнуры. Но лучшими считаются шерстяные: на них хорошо смотрится вязаный узор, они упруги, эластичны, не скользят.

     Существует много сортов шерсти, из которой прядут нити для вязания. Лучшие из них имеют шелковистое, тонкое, длинное и эластичное волокно. К ним относятся ангорская, мериносовая, верблюжья шерсть и мохер.   

    Пряжа должна быть ровной по толщине, однородной и достаточно прочной, так как неодинаковая толщина нити обязательно скажется на внешнем виде и качестве готового изделия.

   При вязании крючком главным инструментом является крючок. Различают два вида крючков - короткие, которые используются для простой вязки (воздушные петли и столбики), и длинные - для вязки длинным крючком (тунисское вязание).

     Крючки для вязания бывают различной толщины и изготавливаются из различных материалов. Самые тонкие сделаны из стали, более толстые – из алюминия, пластмассы и дерева.

    Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах. Чем больше цифра, тем толще крючок. Тонкие крючки производятся с рукояткой и наконечником, который надевают для защиты на хрупкое острие крючка.

    Крючки для вязания нитками изготавливают из никелированного алюминия, они имеют номера от 0,6 до 1, 75.Крючки для шерстяной пряжи, изготовленные из алюминия, имеют номера от 2,0 до 7,0, изготовленные из пластмассы – номера от 2,5 до 15.

    Чтобы получить желаемый результат, номер крючка должен соответствовать толщине пряжи. Плотность вязания также зависит и от индивидуального стиля каждой вязальщицы. Поэтому тот, кто вяжет рыхло, должен взять более тонкий крючок, а тот, кто вяжет плотно – более толстый крючок.   Кроме крючков используют вилку, на которой можно выполнять очень своеобразную вязку. Расправить нить и смотать её в клубок - это трудоёмкий процесс, поэтому нужна лебёдка. Чтобы смотать нитку в клубок, на лебёдке расправляют моток, тянут за один конец нитку, лебёдка крутится, и пряжа легко сматывается в клубок. Лебёдку применяют и в том случае, если пряжу надо размотать из клубка в моток. Клубок укладывают в корзину и ставят её внизу, у лебёдки. Конец нитки привязывают к одному из штырей лебёдки, крутят лебёдку, разматывая клубок в моток. Намотанную нитку перевязывают в двух-трёх местах и снимают с лебёдки. Моток стирают или красят.  Чтобы клубок можно было смотать быстро и красиво, рекомендуется приобрести сматыватель клубков или мотать клубок руками, подкладывая под нитку указательный и средний пальцы.

Кроме выше перечисленного, вам потребуются и дополнительные инструменты : иголка с длинным ушком (штопальная) для сшивания деталей изделия, ножницы, сантиметровая лента для снятия мерок с фигуры, линейка для построения выкроек, швейные булавки. В своей работе мы использовали крючок №3, а в качестве материала – акриловую пряжу.

4.2 Организация рабочего места

   Вязание крючком – кропотливая и трудоёмкая работа. Она требует терпения, усидчивости. Для того, чтобы не чувствовать усталости от работы, надо оборудовать рабочее место и приготовить все необходимые инструменты и материалы.

Особое значение при работе имеет посадка.

   При выполнении работы следует помнить, что свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.

   Во время работы сидеть нужно прямо, на всей поверхности стула. Изделие должно находиться на расстоянии 30 – 40 см от глаз работающего.

     При чтении схем и вязании петель напрягаются глаза, поэтому ухудшается зрение. Для того чтобы это предотвратить, надо через каждые 10 минут работы делать короткие перерывы, выполняя при этом упражнения для глаз.

    Я приготовила рабочий стол, на котором расположила инструменты и приспособления. На рабочем месте должны находиться только обрабатываемые детали, инструменты и приспособления которые необходимы для выполнения работы. Вся работа выполняется на столе, обрабатываемую деталь следует держать перед собой. Освещение должно падать с левой стороны.

Вот правила, которые мы будем выполнять при работе:

1.      Ноги должны твердо опираться о пол;

2.      Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперед;

3.      Нельзя опираться грудью о стол;

4.      При работе не следует ставить локти о стол;

5.      Расстояние от глаз до изделия должно быть в среднем 30 см.

6.      Периодически менять расположение корпуса;

7.      Выполнять гимнастику для глаз через каждые 15 минут.

4.3 Техника безопасности

Правила безопасной работы инструментами при вязании крючком и спицами:

1. Со спицами и крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу, хранить в коробках и пеналах.

2. Спицы, иглы и булавки необходимо пересчитывать до начала работы, и после ее окончания.

3. Спицы и крючки не должны быть очень острыми, иначе ими можно поранить пальцы.

4. Нельзя пользоваться ржавыми спицами, крючками, иглами и булавками — они портят пряжу, нитки.

5. Сломанные иглы, булавки и другие отходы следует складывать в отдельную коробку, а потом выбрасывать, завернув в лист ненужной бумаги или газеты.

6. Булавки вкалывают в изделие в три прокола таким образом, чтобы острие осталось по возможности между слоев ткани.

7. Ножницы следует хранить в рабочей коробке. Во время вязания класть их кольцами к себе, сомкнув лезвия.

 

4.4 Последовательность изготовления.

 

Технологическая карта

 

№ п\п

Последовательность изготовления

Материалы, инструменты

1.  Подготовить материалы и инструменты

Крючок, пряжа, схема

2.   Вязать по схеме.

3. Готовое изделие обвяжите по всему периметру столбиками без накида.

Крючок, пряжа, ножницы

4. Короткие края шали украсьте бахромой длиной 10-15 см.

Крючок, пряжа, ножницы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 5. Эколого-экономическое обоснование.

5.1.Экологическая оценка изделия

     Для любого изделия, сделанного своими руками необходима экологическая оценка.

С точки зрения экологии производство данного изделия не нанесёт большого вреда окружающей среде. Мое изделие выполнено из акриловой пряжи. На текстильном рынке акрил также может называться «ПАН-волокно», «нитрон», «орлон», «прелана». Сырье из природного газа добывают для получения акрила. К его основным свойствам можно отнести прочность, светостойкость, термопластичность. Его нередко называют «искусственной шерстью», так как акрил близок к натуральной шерсти по своим качествам, более того, он имеет еще целый ряд уникальных свойств. Очень хорошо прокрашиваются акриловые волокна, что способствует получению пряжи ярких и насыщенных оттенков. Акрил обладает высокой прочностью, высокой светостойкостью, не выцветает и не выгорает. Вещи из пряжи с акрилом гораздо менее скатываются, они удобны при носке, теплые и комфортные.

Изделия из акрила следует стирать только ручным способом универсальными моющими средствами, не содержащими отбеливателей, при 40'С, полоскать в теплой, затем в холодной воде, отжимать легкими движениями без выкручивания. Сушить в расправленном состоянии на горизонтальной поверхности на сухой ткани. Утюжить через влажную ткань утюгом при t не более110'С.

В процессе изготовления изделия мусора не осталось. Остатки пряжи я использовала для кисточек на шали.

Утилизировать изделие можно, распустив нитки и связав новое изделие.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   Таким образом, в ходе своей работы мы выяснили, что корни изготовления шалей уходят в века. Над этим проектом было работать интересно, увлекательно.

  Мы убедились, что вязание шалей – процесс длительный, требующий усилий и упорства, но одновременно   творческий. Удивительно, как из  разноцветных нитей путём  вязания и переплетения нитей создаётся – образ нашей культуры.  Анализируя выполненную работу, мы считаем, что выполнили цель и задачи, поставленные перед собой.

   Работая с литературой и справочным материалом, мы получили много новых теоретических знаний.  В процессе выполнения работы мы старались выполнить изделие аккуратно и качественно, следуя схеме. В процессе изготовления изделия мы совершенствовали навыки и приемы работы с крючком. Результат работы понравился не только нам, но и нашим педагогам и одноклассникам. Выполнив работу, мы испытали радость и чувство глубокого удовлетворения от того, что изделие получилось таким, каким мы хотели.

Проходит время, сменяются столетия - мода меняется все быстрее и быстрее, заимствуя детали и элементы прошлых лет. Поэтому и сейчас в вашем гардеробе русская шаль не будет лишней. Она не подвержена влиянию времени. Это классический предмет женского гардероба. Настоящей гордостью русской культуры являются платки, шали и косынки, изготовленные талантливыми руками настоящих мастеров. 
Понятие «Русский платок» получило мировое признание, благодаря кропотливому труду русских художников и мастериц. 
Данную работу можно использовать классных, воспитательных, клубных часах, внеклассных мероприятиях, в выступлении старших ребят перед младшими с целью ознакомления с историей возникновения шалей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.       Негри И. Учись вязать. Москва, Просвещение, 1981.

2.       Уткина Т.М. Академия Умелые ручки. 2001г.

3.       titovaelena.ucoz.ru

4.       pryazha.su

5.       vse-sama.ru

6. Источникhttp://mylitta.ru/710-russian-shawls-scarfs.html

      Источник: http://www.stranamam.ru/post/7236561/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Пословицы, стихи, загадки и частушки про варежки.

Приложение 5

Приложение 6

Музей Варежки в Санкт-Петербурге

Приложение 7

Технология изготовления шали

Приложение 8

Орнамент

Приложение 9

 

Интересное о шалях

  Русская история в памятных платках


    Самый ранний датированный печатный платок – карта Англии 1685 г. находится в Музее Виктории и Альберта. Такие карты и планы печатались на бумаге и шелке под эгидой Гильдии продавцов канцелярскими товарами. Со временем темами печатных платков (printedhandkerchiefs) стали важные государственные события, военные победы, политические скандалы, сатира, учебные пособия, головоломки, загадки и многое другое. Одни служили информацией, другие агитационным плакатом, а третьи – подарком.

  Эта английская традиция выпуска памятных платков стала примером для российских мануфактур.

Уникальные экспонаты из Музея платочной мануфактуры города Павловский Посад.

   Эхо Первой мировой войны: на платке изображена схема сбора-разбора винтовки.

Особенно интересны платки на политические и военные темы. Ярким примером служат платки, посвященные воинской славе русских моряков во время русско-японской войны 1904-1905 гг.

     На памятном платке из хлопчатобумажной ткани (70х80 см) на красном фоне напечатан портрет вице-адмирала С.О. Макарова (1848-1904); в угловых медальонах – рисунки моментов боя крейсера "Варяг" и канонерской подводной лодки "Кореец". На ткани отражены два события: бой у корейского порта Чемульпо 27 января (8 февр. по н.ст.) 1904 г. и гибель С.О. Макарова (командующего I Тихоокеанским флотом) при подрыве броненосца "Петропавловск" 31 марта (13 апреля по н.ст.) 1904 г.

     Другой подобный памятный платок с портретом генерал-адъютанта А.М. Стесселя и угловыми рисунками моментов защиты при 150-дневной осаде Порт-Артура.

На данных памятных платках нет клейма мануфактуры и даты, но стиль оформления дает основание предполагать, что платки напечатаны на Даниловской мануфактуре г. Москвы по рисункам одного художника. Красный фон платков подчеркивает трагичность событий и жертвенность русских моряков. Общее впечатление о художественной искренности, с которой выполнены рисунки, трудно выразить простыми словами, гораздо больше скажут строки из песни «Плещут холодные волны»
 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное образовательное казенное учреждение иркутской области «Специальная (коррекционная) школа – г

Государственное образовательное казенное учреждение иркутской области «Специальная (коррекционная) школа – г

Содержание Введение… ……………………………………………………………3

Содержание Введение… ……………………………………………………………3

Мы произносим теплое пушистое для русского уха слово «шаль», и наше воображение рисует морозную зиму, российскую глубинку

Мы произносим теплое пушистое для русского уха слово «шаль», и наше воображение рисует морозную зиму, российскую глубинку

Объект исследования: шали.

Объект исследования: шали.

Первая группа исследует вопрос «История возникновения шали»

Первая группа исследует вопрос «История возникновения шали»

Сфинкс в Гизе с телом льва и лицом человека (с чертами лица фараона

Сфинкс в Гизе с телом льва и лицом человека (с чертами лица фараона

Шали тогда стоили достаточно дорого

Шали тогда стоили достаточно дорого

Также выполнялись английские и французские шали

Также выполнялись английские и французские шали

Стоимость одной шали составляла 200 рублей, что равнялось годовому жалованью фабричного рабочего

Стоимость одной шали составляла 200 рублей, что равнялось годовому жалованью фабричного рабочего

С тех пор, шали прочно вошли в русский костюм и стали неотъемлемой частью женского образа

С тех пор, шали прочно вошли в русский костюм и стали неотъемлемой частью женского образа

Сохранилось таких шалей на сегодняшний день мало, но если посмотреть на картины русских живописцев, мы всё же сможем представить ту красоту, которую создавали русские женщины-мастерицы

Сохранилось таких шалей на сегодняшний день мало, но если посмотреть на картины русских живописцев, мы всё же сможем представить ту красоту, которую создавали русские женщины-мастерицы

Иногда в него органично включали восточные мотивы в виде "турецких бобов" или "огурцов", своеобразно переработанные

Иногда в него органично включали восточные мотивы в виде "турецких бобов" или "огурцов", своеобразно переработанные

Пух может поглощать до 35% влаги по отношению к собственной массе (для сравнения хлопок – около 8%, синтетика – 0%)

Пух может поглощать до 35% влаги по отношению к собственной массе (для сравнения хлопок – около 8%, синтетика – 0%)

В старину принимались за вязание, когда домашние дела уже были переделаны, и село окутывалась сонной тишиной

В старину принимались за вязание, когда домашние дела уже были переделаны, и село окутывалась сонной тишиной

Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах

Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах

При чтении схем и вязании петель напрягаются глаза, поэтому ухудшается зрение

При чтении схем и вязании петель напрягаются глаза, поэтому ухудшается зрение

Технологическая карта № п\п

Технологическая карта № п\п

Экологическая оценка изделия

Экологическая оценка изделия

Таким образом, в ходе своей работы мы выяснили, что корни изготовления шалей уходят в века

Таким образом, в ходе своей работы мы выяснили, что корни изготовления шалей уходят в века

Источник http://mylitta.ru/710-russian-shawls-scarfs

Источник http://mylitta.ru/710-russian-shawls-scarfs

Приложение 8 Орнамент Приложение 9

Приложение 8 Орнамент Приложение 9

Плещут холодные волны»

Плещут холодные волны»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.12.2022