Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 183
Проект
«Сказки-шумелки
в музыкально-творческом развитии
детей старшего дошкольного возраста»
Разработали воспитатели:
Банникова Н.А.
музыкальный руководитель
Астахова Н.А.
г. Ульяновск,2021 г.
Вид проекта: творческий.
По количеству детей: групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 1.11.2021-30.11.2021)
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Интеграция образовательных областей:
- Социально – коммуникативное развитие
- Речевое развитие
- Познавательное развитие
- Физическое развитие
- Художественно – эстетическое развитие
Педагогические технологии:
- Проблемно – игровая ситуация
- Информационно – коммуникационные технологии
- Здоровьесберегающие технологии (физкультминутка)
- Игровые технологии
- Познавательно - исследовательские технологии
По уровню контактов и масштаба организации: на уровне МБДОУ
Цель проекта: развивать интерес к музыкальным играм, желание детей в самовыражении, самостоятельность, активность в воплощении идей, вовлекать родителей в совместную музыкально-игровую деятельность.
Задачи проекта:
Образовательные
- Создавать условий для экспериментов ребенка дошкольного возраста со звуком.
- Развивать коммуникативные качества, научить преодолевать барьеры в общении.
- Учить детей определять тембры музыкальных инструментов.
- Обучать игре на металлофоне, точно передавать ритмический рисунок.
- Способствовать развитию детского воображения, развивать навык коллективного творчества.
- Создавать условия для возможности реализовать свои представления о ритмах звуках, шумах, в сказочном игровом оформлении.
- Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальными инструментами и культурой.
- Вовлекать дошкольников в изготовление шумовых игрушек.
Воспитательные
- Воспитывать нравственные качества личности: внимательность, наблюдательность, дисциплинированность;
- Воспитывать привычку использовать подручные средства для озвучивания потешек, стихов, сказок;
- Активизировать работу по изготовлению музыкальных шумовых инструментов среди родителей;
Развивающие
- Развивать музыкальный слух и способности, творческий потенциал
- Развивать ассоциативные представления: что напоминает и на что похоже звучание.
- Развивать творческое самовыражение ребенка с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
- Развивать желание детей импровизировать при игре на самодельных музыкальных игрушках – инструментах.
Актуальность проекта:
Проект направлен на развитие у ребенка мыслительных процессов посредством проведения занятий «сказки – шумелки». Огромные возможности открываются у детей, включенных в детский оркестр. Самым простым и интересным для детей видом является оркестр из самодельных музыкальных инструментов. Это способствует развитию музыкальной памяти, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. Шумовые инструменты, созданные руками детей с помощью взрослого, будят творческую мысль, помогают детям понять, как рождаются звуки.
Сказки – шумелки с потешным шумовым эффектом обеспечат задорные и результативные развивающие занятия с детьми. Этот проект позволяет использовать звукоподражание на различных детских и шумовых инструментах. Развивает у детей выдумку, обучает способам и приемам игры на музыкальных инструментах.
Реализация детьми сказок – шумелок во внеурочное время развивает у детей коммуникативные навыки, уверенность во время публичных выступлений. Слушая сказки, у детей формируется усидчивость, внимание, умение следить за действием. Это способствует развитию выдержки, умению управлять своим поведением. Занятия можно проводить как в группе, так и в семье.
На занятиях с музыкальным руководителем, в ходе режимных моментов, дошкольники учатся понимать мир звуков. При выполнении музыкальных заданий у них развиваются чуткость, умение сопоставлять и анализировать, находить связи, что способствует развитию творческих способностей.
Ребенок, сделав совместно с родителями звучащую игрушку, по-иному воспринимает окружающий мир, с активностью вливается в инсценирование и сопровождение сказки музыкальными инструментами. Благодаря проекту, дети раскрепощаются. Они становятся более общительными, выступают на публику. Мы использовали озвучивание сказок с помощью музыкальных игрушек, сделанных своими руками. Это помогает экспериментировать, нетрадиционно взаимодействовать с ребёнком, а ребёнку выражать себя.
Продукт проектной деятельности:
- Разработка картотек сказок-шумелок;
- Разработка консультаций для родителей;
- Разработка НОД;
- Подборка произведений художественной литературы, потешек;
- Конкурс музыкальных шумовых инструментов своими руками;
- Исполнение детьми сказки-шумелки перед родителями;
- Мастер-класс для родителей «Изготовление музыкальных шумелок»;
- Изготовление масок, костюмов для инсценирования сказки;
- Музыкальные инструменты, сделанные своими руками: пакет – шуршалка, деревянная расческа, деревянные палочки, барабан, музыкальная коробочка, шаркунчики (маракасы) и т.д.;
- Презентация «Шумовые инструменты своими руками».
Этапы реализации проекта.
1 этап (постановка проблемы) 1-2 ноября 2021г.
Создание проблемы перед детьми «Сказки-шумелки»
2 этап (обсуждение проблемы, принятие задач) 3-8 ноября 2021г.
- Составление перспективного плана работы;
Изучение методической литературы: 3-8 ноября 2021г.
- Загоруля Т. А., Мазурик А. М. «Путешествие в мир фольклора»;
- Конова Н. Г «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах;
- Комарова Т. С «Народное искусство в воспитании детей»;
- музыкальные журналы «Палитра», «Музыкальный руководитель»;
- М. Ю. Картушина «Музыкальные сказки о зверятах»;
- Н. Сорокина «Кукольный театр для самых маленьких»;
- Зацепина М.Б. «Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет;
- Кононова Н.Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду»;
- Тютюнникова Т.Э. «Природные и самодельные инструменты в музыкально-педагогической концепции Карла Орфа.
Методические пособия:
- картотека «Сказок-шумелок», стихов, потешек;
- музыкальные инструменты: деревянные ложки, маракасы, бубен, металлофон, колокольчики и т.д.;
- музыкальные инструменты (самодельные): пакет- шуршалка, деревянная расческа, деревянные палочки, барабан, музыкальная коробочка, шаркунчики (маракасы) и т.д.;
- детская художественная литература.
Проведение предварительной работы: 8-12 ноября 2021г.
- подбор материала по музыкальным шумовым инструментам (новинки методической и детской литературы, современная познавательно - развивающая информация для дошкольников и родителей);
- подбор раскрасок для дошкольников, необходимого материала, пособий, оборудования;
- разработка конспектов мероприятий, презентаций;
- создание развивающей среды для создания сказок-шумелок;
- рассматривание рисунков, фотографий о музыкальных шумовых инструментах;
- просмотр видеоматериалов;
- сбор различного бросового материала для изготовления музыкальных
инструментов;
- изготовление музыкально-дидактических игр;
- консультация для родителей «Организация музицирования на детских
шумовых инструментах с детьми»;
- подбор музыкального репертуара к развлечению.
3 этап (работа над проектом) 15 ноября – 29 ноября 2021
Организовать работу по решению задач проекта через:
Неделя |
№ п/п |
Мероприятие |
15.11 -19.11.2021 |
1 |
Рассказывание сказки «Заяц Хваста» |
2 |
Музыкально-дидактическая игра «Угадай звук» |
|
3 |
Консультация для родителей «Изготовление шумовых инструментов на дому»
|
|
4 |
Д/игра «Кто внимательный»; |
|
5 |
Лепка «Музыкальный инструмент – труба» |
|
6 |
Беседа «Шумовые и музыкальные звуки» |
|
7 |
Музыкально-дидактические игры «Бубен» Г.Фрида, «Чудесный мешочек» |
Неделя |
№ п/п |
Мероприятие |
|
22.11 -26.11.2021 |
1 |
Беседа «Звуки разные бывают» |
|
2 |
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные варежки» |
|
|
3 |
Аппликация «Веселый оркестр» |
|
|
4 |
Чтение сказок: «Заяц в лесу», «Мышиная история», «Зима в лесу», «Глупая лисичка», «Страшный пых», «Три поросенка», «Сказка о глупом мышонке» |
|
|
5 |
Рисование «Музыкальные инструменты» |
|
|
6 |
Вечер развлечения «Веселые музыканты» |
|
|
7 |
Двигательные образные импровизации под музыкальное сопровождение простейших музыкальных и шумовых инструментов |
||
8 |
Консультация для воспитателей «Сказки с шумовым оформлением «Сказки-шумелки» |
Неделя |
№ п/п |
Мероприятие |
|
|
29.11 - 30.11.2021 |
1 |
Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие: («Кто что услышит»; «Угадай, что делать»; «Кто внимательный»; «Где позвонили?») |
|
|
2 |
Оформление наглядной информации в родительский уголок «Зачем нужны детские звучащие игрушки и музыкальные инструменты?» |
|
||
3 |
Рисование под музыкальное сопровождение простейших музыкальных инструментов: - «Ручейки и лужи» (металлофон) - «Дождик» (треугольник) |
|||
4 |
Заучивание наизусть стихотворения А.Барто «Барабан»; Е.Благинина «Погремушка» |
|||
5 |
Эксперименты: «Превращение обычных предметов в шумовые инструменты», «Тихие и громкие «шумелки» |
|||
6 |
Составление рассказов об инструменте, сделанном своими руками совместно с родителями |
|||
7 |
Проведение устного журнала «Музыкальные сказки-шумелки в детском саду и дома» |
|||
8 |
Организация выставки работ детей и родителей «Самодельные музыкальные инструменты» |
|
||
Работа с родителями:
- консультация для родителей «Изготовление шумовых инструментов на дому»;
- консультация для родителей «Организация музицирования на детских шумовых инструментах с детьми»;
- раздача буклетов родителям на тему «Сказки-шумелки, как разновидность шумового оркестра»;
- оформление наглядной информации в родительский уголок «Зачем нужны детские звучащие игрушки и музыкальные инструменты?»
- проведение устного журнала «Музыкальные сказки-шумелки в детском саду и дома»;
- оформление папок-передвижек «Воспитание сказкой»; «Звуки, которые нс окружают»;
- информация в родительский уголок: «Советы для развития слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей дошкольного возраста».
4. Заключительный этап:
- создание мини-музея шумовых инструментов: шумелки, гремелки, шуршалки, звонилки, пищалки;
- создание картотек «сказок-шумелок», стихов, потешок;
- показ презентаций к сказкам-шумелкам;
- участие с детьми во Всероссийском конкурсе «Семь+Я» (г.Пенза);
- проведение устного журнала для родителей «Музыкальные сказки-шумелки в детском саду и дома»;
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.