Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 104 г. Томска
Проект
Снимаем мультфильм
про дружбу по собственному оригинальному сценарию.
Подготовила:
педагог-психолог
Дубровская Т.В.
Актуальность проекта.
Дети старшего дошкольного возраста уже достаточно хорошо овладели предметным миром и с интересом овладевают миром человеческих отношений. В этот момент особенно важным становится понятие «дружба».
Ребята придают большое значение нравственным качествам сверстников, начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются разобраться в мотивах дружбы. Старшие дошкольники проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Они стремятся быть вместе в играх, на празднике и т. д., то есть испытывают потребность в постоянном общении и совместной деятельности. Старшие дошкольники ценят и берегут дружбу. Они готовы защищать свои отношения и друзей и их поступки, результаты деятельности считать лучшими, даже вопреки справедливости (рисунок друга - самый лучший). В этом возрасте дети дружат по 3-4 человека, реже по двое.
Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность пойти на помощь друг другу. «Если товарищу трудно – помоги ему». «Если тебе трудно – обратись за помощью». Взрослым необходимо сформировать у детей понятия «друг», «дружба», учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Успешность такой сферы воспитательной деятельности зависти от того, насколько взрослые понимают роль дружбы, вникают в ее мотивы, способствуют сплочению детей. Актуальность проблемы дружеских взаимоотношений между детьми объясняется тем, что не все дети понимают значимость и ценность дружбы, а ее значение для формирования личности очень велико.
Задача педагога – формировать представления у детей о дружбе, сохранять дружеские объединения, способствовать, чтобы дружба была благотворна для каждого ее члена, но и не допускать изолированности от всей группы.
Конечно же, тема дружбы очень часто возникает в различных произведениях для детей: в литературе, кино, мультфильмах. Вот именно поэтому я подумала, что ребятам будет очень интересно не только поговорить о дружбе, но и самим снять мультфильм на эту важную тему.
Дети подготовительной группы сами (с не большой помощью взрослого) вполне могут придумать и снять мультфильм. Это очень разносторонняя деятельность, но в данный момент подробно я бы хотела остановиться на важности создания собственного оригинального сценария. Конечно же, можно предложить ребятам использовать уже готовую сказку или рассказ. Но еще интереснее, на мой взгляд, придумать свою совершенно уникальную историю и экранизировать ее. Ведь все дети замечательные выдумщики и фантазеры. К этому возрасту, они уже накопили достаточный багаж знаний об окружающем мире и взаимоотношениях между людьми, что может стать основой интересного сюжета. Ребёнку, сочиняя сказку необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. А чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание. Сочинение историй развивает не только фантазию, но и речь, мышление, воображение ребёнка, помогает в творческой форме закрепить имеющиеся у ребёнка знания, сплачивает детский коллектив и доставляет массу положительных эмоций, формирует у ребёнка чувство своей успешности. А задача педагога в этом процессе - создать эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению.
Цель: Подвести детей к пониманию значения слова «Дружба».
Расширять представления о том, какими качествами должен обладать друг.
Задачи:
Воспитывать справедливое отношение друг к другу, воспитывать доброжелательно отношение к сверстникам и взрослым.
Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, а также развитие навыков общения.
Учить управлять своими чувствами и эмоциями, расширять представление о дружбе и доброте.
Дать представление о создании мультфильма. Развивать интерес к созданию последующих мультфильмов.
Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный, познавательный, групповой, среднесрочный.
Продолжительности проведения проекта: 1 месяц.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (подготовительная группа), педагог-психолог.
Предполагаемый результат: создание мультфильма о дружбе по собственному оригинальному сценарию в технике рисованная перекладка.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап.
1. Подбор необходимого оборудования для работы над проектом. Нам потребуются: фотоаппарат, установленный на штатив, компьютер со специальной программой, материалы для создания героев и декораций.
2.Подбор материалов и дидактических игр для проведения занятия по теме: «Дружба».
3. Проведение НОД по теме «Дружба»
Основной этап.
1. Создание педагогом мотивации, принятие задачи детьми.
2. Распределение обязанностей между детьми.
3. Изготовление героев мультфильма и декораций
4. Непосредственно съемка.
Заключительный этап.
1. Монтаж мультфильма
2. Показ мультфильма в группе и обсуждение.
Формы работы |
Содержание |
Непосредственная образовательная деятельность |
Приветствие «Я такой». Беседа на тему «Дружба» Динамическая игра «хорошо - плохо». Написание сценария для мультфильма о дружбе (сказка или история). |
Самостоятельная деятельность детей |
Изготовление (рисование и вырезание из бумаги) декораций и героев для мультфильма. |
Совместная деятельность с детьми |
Съемка мультфильма, просмотр и обсуждение в группе. |
Остановимся на каждом этапе подробнее.
На подготовительном этапе было проведено занятие по теме «Дружба»
Содержание НОД:
Вводная часть.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать Вас.
Далее игра – приветствие «Я такой». Участники встают в круг. Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте, я сегодня вот такой» и показывает не вербально свое состояние. Остальные говорят: «Здравствуй (называю имя)». Затем все вместе повторяют имя игрока и говорят: «Дима сегодня вот такой». При этом стараясь копировать его жесты и мимику как можно точнее. Игра продолжается пока в ней не примут участие все. В заключение все берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте все».
Беседа по теме «Дружба»
Педагог: ребята, послушайте:
Мы с моей подружкой Машей
Вместе ходим в детский сад.
В нашей группе появились
Трое новеньких ребят.
Среди них мальчишка Вовка,
Очень вредный и плохой.
Он вчера кричал на Машу,
А потом толкнул рукой!
Я хотела заступиться
За подругу – сдачи дать,
Только Маша почему-то
Позвала его гулять!
Мы лепили вместе бабу,
Он катал нам снежный ком.
Поиграли в астронавтов
И домой пошли потом.
Утром Вовка прямо в группе
Снять ботинки нам помог,
Не кривлялся и не дрался,
Помогал нам всем чем мог!
И с тех пор всегда мы вместе,
Вовка наш хороший друг.
Отчего ж он изменился
Как-то быстро, как-то вдруг?
Я подумала немного
(Ну, полчасика всего),
И решила – просто Маша
Применила волшебство!
(Галина Боргуль)
Какое же волшебство применила Маша. (Она подружилась с мальчиком.) Давайте мы сегодня и поговорим о дружбе.
- Что такое дружба? (Дружба – когда играют вместе, помогают друг другу в чем – то, делятся своими секретами).
- С каким человеком вы хотели бы дружить? (Хорошим, добрым, воспитанным, вежливым, честным, смелым, надежным).
- Может ли быть другом мама, папа, бабушка, дедушка? (Да)
- Как вы думаете, можно ли прожить без друзей? (Нет, без друзей скучно, не интересно, не с кем поговорить.)
- Что друзья могут делать вместе? (играть, работать, отдыхать, шутить, разговаривать, помолчать, сходить в кино, посмотреть мультики и поесть мороженое и др.)
Игра «хорошо - плохо».
Я вам сейчас буду перечислять разные действия. Когда называются, помогающие дружбе, вы хлопаете, когда те, которые мешают дружбе, вы топаете.
Подрались из-за игрушки; помогли дежурить; честно поделили конфеты; обзывали неприятными словами; читали вместе книгу; пожалел, когда ударился; взял поиграть машинку и сломал; попросил прощения если толкнул даже нечаянно; обманул, позвал гулять, а сам не пришел; улыбнулись друг другу.
Ребята, а вы любите смотреть мультфильмы про друзей?
Какие вы можете вспомнить?
А хотели бы сами сделать мультфильм про дружбу? Тогда давайте начнем.
С чего же начинается, создание любого мультфильма?
– С обычного чистого листа бумаги, который берет в руки сценарист, кладет перед собой и начинает писать.
– А что такое сценарий?
– Это содержание будущего фильма с подробным описанием действия, с указанием порядка и времени появления всех персонажей. Это может быть рассказ, сказка, стихотворение. Но чаще всего это сказка.
Сейчас мы с вами попробуем вместе написать маленькую сказку-сценарий. Вот некоторые советы, каким должен быть сценарий будущего фильма:
– Сценарий должен быть написан ярко и выразительно.
– Сценарий не должен быть скучным. В нем одна сцена должна сменять другую, все время должно что-то происходить.
– Помните, что мультипликация – страна особая, в ней животные и вещи разговаривают, а волшебный лес держит на своих плечах небосклон, замки могут шагать и еще много чего может происходить.
– Самое главное – ваш герой должен быть добрым, веселым, справедливым. Давайте попробуем. Жили-были… И далее ребята по цепочке придумывают историю. Устная речь требует быстрой реакции, умения найти нужное слово, и, если это необходимо, уточнить его или подобрать синоним. В устной речи нет времени для отбора слов, для серьёзного размышления над ними.
Вот, что у нас получилось:
В одном замке жили-были Принцесса и Тролль. Вместе они очень любили гулять в лесу неподалеку от замка. И вот однажды прогуливаясь по лесу, они встретили Медведя, который бродил один и был грустный.
- Почему ты грустишь, Медведь? Спросили они
- У меня совсем нет друзей и мне не с кем погулять. Ответил Медведь
- Так давай дружить и гулять вместе. Предложили Принцесса и Тролль.
Медведь, конечно же, с радостью согласился и рассказал и показал какие деревья, грибы и ягоды растут в его лесу. Потом они попрощались, и Принцесса и Тролль пригласили Медведя в гости в свой замок. На следующий день Медведь взял большую корзину и набрал в нее самых вкусных и спелых ягод. Потом он отправился в замок, а там его уже ждали хозяева. Из ягод Принцесса испекла вкусный пирог. И все вместе они пили чай с пирогом и играли.
Вот такая простая, но очень добрая про дружбу история получилась у ребят. Именно она и стала сценарием для нашего мультфильма.
На втором занятии ребята занялись рисованием декораций для мультфильма. Мы обсудили, что именно должно быть нарисовано и решили, что нам потребуются:
- фон для съемок с изображением леса и замка на большом листе формата а1;
- фон для съемок с изображением комнаты в замке на большом листе формата а1;
- нарисованные фигурки героев;
- нарисованные деревья, грибы, ягоды и другие предметы;
Когда с рисованием и вырезанием декораций было закончено, на третьем и четвертом занятиях ребята занялись непосредственно съемкой мультфильма, которая проходила под руководством педагога.
Основной этап. Съемка. Взрослый берет на себя роль режиссёра и руководит всем процессом. Один из детей, выполняющий роль оператора, делает съемку на фотокамеру, установленную на штативе, и осуществляет постоянный контроль качества отснятых кадров. Остальные дети – аниматоры осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом. Показываю отснятый материал детям, поскольку только тогда технологическая цепочка создания фильма будет им понятна. В процессе съемок дети меняются ролями. Ведь каждый хочет выступить в роли и художника, и аниматора, и оператора - внести свой уникальный вклад в общее дело.
Заключительный этап. Монтаж. Выполняется взрослыми. Фотокадры переносятся на компьютер, с помощью специальной программы задаётся движение. Существует много программ для решения этой задачи, я пользовалась бесплатной версией Bolide Slideshow Creator. В одной секунде для плавности движения ставится 8-12 кадров. Нами было отснято около 500 кадров. Общее время мультфильма составляет почти одну минуту. Звук впоследствии накладывается на видео так же с помощью названной выше программы. И, конечно же, состоялся премьерный показ и обсуждение в группе. Очень интересным и мне и ребятам показался тот факт, что все придуманные персонажи получились разными, совершенно не похожими друг на друга, но, тем не менее, смогли найти общий язык и подружиться. Что точно отражает наш реальный мир: мы все разные, но это не должно мешать дружбе и взаимопониманию, хорошо бы чтобы дети и взрослые это всегда помнили.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.