Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского, отправленного туда в 1950 году. 9 --—- октября 1859 года он писал б ат из Тве и:
Но Достоевский сел за его написание
только спустя находился
во Франции.
Первоначально Достоевский задумал написать «Преступление и наказание» в форме исповеди
Раскольникова, намеревался
перенести на страницы романа весь духовный опыт каторги, где под влиянием
сильных духом личностей началось изменение его прежних убеждений.
В сентябре 1865 года Достоевский
предложил свою новую на тот момент повесть журналу «Русский вестник». В письме к издателю этого журнала
писатель сообщил, что идеей его нового произведения станет «психологический
отчет одного преступления».
По словам Достоевского, в его
произведении есть намек на мысль, что налагаемое юридическое
наказание за преступление гораздо
меньше устрашает преступника, чем думают хранители закона потому, что
преступник и сам это наказание нравственно требует. Писатель поставил цель
выразить эту мысль на примере молодого представителя нового поколения.
Приступив к непосредственной работе над
произведением, автор объединил
черновики незавершённого романа «Пьяненькие», в котором была намечена сюжетная
линия о семье Мармеладовых, и наброски романа-исповеди, задуманного как
откровение
каторжанина.
В процессе работы план расширился, и в основу сюжета легло преступление
студента Родиона Раскольникова, убившего ради спасения близких
старуху-процентщицу. При этом криминальная история
стала для автора не только
темой, но и поводом для размышлений о социальных обстоятельствах, толкающих
человека на преступления, а также возможностью показать, какие сложные процессы
происходят в душах людей. Одним из образов романа стал большой город второй
половины века, жизнь в котором полна конфликтов и драм.
Сюжет романа «Преступление и наказание» первоначально был задуман писателем как небольшая повесть объемом пять-шесть печатных листов.
С самого начала своего возникновения замысел об «идейном убийце» распадался на две части:
преступление и его причины и действие преступления на душу преступника. Идея двухчастного замысла отразилась и на названии произведения — «Преступление и наказание», и на особенностях его структуры: из шести частей романа одна посвящена преступлению и пять — влиянию совершенного преступления на душу
Раскольникова. В 1866 году первая
часть была напечатана в журнале «Русский вестник». Срок, отпущенный на создание
романа, подходил к концу, а замысел писателя лишь расширялся. История жизни
главного героя гармонично переплелась с историей Мармеладова. Чтобы
удовлетворить требования заказчика, Ф. М Достоевский прерывает работу на 21
день. За это время он создаёт новое произведение под названием «Игрок», отдаёт
в издательство и возвращается к созданию «Преступления и наказания». Изучение
криминальной хроники убеждает читателя в актуальности проблемы. «Я убеждён, что
сюжет мой отчасти оправдывает современность», — писал Достоевский. Газеты
рассказывали о том, что участились случаи, когда убийцами становились молодые
образованные люди, подобные Родиону Раскольникову. Напечатанные части романа
пользовались большим успехом. Это вдохновляло Достоевского, заряжало его
творческой энергией. Свою книгу он дописывает в Люблине, в имении у сестры. К
концу 1866 года роман был закончен и напечатан в «Русском вестнике».
Чтобы лучше разобраться в характере героя, в мотивах его поступков Достоевский изменяет форму повествования. В окончательной третьей редакции ведется «рассказ от себя, а не от него». Кажется, что главный герой живёт своей самостоятельной жизнью и не подчиняется своему создателю. Рабочие тетради рассказывают о том, как мучительно долго сам писатель пытается понять мотивы преступления
Раскольникова. Не найдя ответа, автор решил создать героя, в котором «два противоположных характера поочерёдно сменяются». В Раскольникове постоянно борются два начала: любовь к людям й презрение к ним. Нелегко было Достоевскому написать финал своего произведения. «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека», — читаем мы в черновике писателя, однако сам роман заканчивается иначе. Это заставляет нас размышлять, даже после того, как прочитана последняя страница.
ПЕРСОНАХЦ
Д_фдкдеятельности. Была швеей
, но не получила денег за работу, поэтому ей лришлось заняться непристойной
работой («дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принужде- на была
получить»), во время нахождения в Сибири снова занимается шитьем.
Цачества.
но
честная девица», ранимания («обидеть ее всякий мог почти безнаказанно»),
стеснительная и робкая( «Она всегда робела в подобных случаях»),
«
о ее кротости, терпении, самоотвержении, благородстве и образовании»,верит в
доброту людей( «Как ты смела брать от него (Лужина) десять рублей! н ),
верую
щая(«От бога вы отошли, и вас бог
поразил), добродушная (Принесла она на весь острог подаяние: пирогов и
калачей... Она писала им(другим заключённым) письлд?з
к
их родным и отправляла их на почту»)
Рель в романе. Через образ Сони автор показывает судьбу невинных русских девуu-%2R, которым приходилось жертвовать собой, показывает, как любовь (между Соней Родионом) может изменить человека и его взгляды на мир,
П Е РС О И АХ Ц
Сфера деятельности.
Заботится о хозяйстве дома и воспитывает детей
Качества.
Образованная (воспитывалась в губернском дворянском институте), «великодушная,
но несправедливая>>, («гордая, непреклонная», не допускает к себе
неуважения, чистоплотная, аккуратная женщина («Катерина Ивановна в работе с
утра до ночи скребет и моет и детей обмывает»), «Она справедливости ищет... Она
чистая», сильная женщина (мужественно
переносит все удары судьбы)
Роль в романе. Катерина Ивановна Мармеладова является образом женщины, которая не раз испытала на себе удары судьбы, задавленных нищетой, но сумевших сохранить чувство достоинства, веру в справедливость и человеческую порядочность.
nEPe0HAvtA
сьидрпйао
Это 't.00ba.R вд, е?..тл.о е
-t.m.O си •—ob.mo ое
, ч , ч.2 ушу«.лх-—
Сфера деятельности. Бывший офицер, давно бросивший службу и предававшийся праздной жизни шулера в столице до тех пор, пока не угодил в долговую яму.
Качества. Жестокий, безнравственный , сумасбродный, непредсказуемый, развратный и праздный («Это самый развращенный и погибший в пороках человек, из всех подобного рода людей!») , хитрый («он человек хитрый и обольстительный насчет дам»), «А я ведь человек мрачный, скучный. Вы думаете, веселый? Нет, мрачный: вреда не делаю, и сижу в углу; иной раз три дня не разговорят», азартный игрок, противоречивый характер, безмолвен в борьбе со злом (<<Убил, так убил, дело житейское»).
Роль в романе. Свидригайлова считают двойником Раскольникова и через его образ, автор показывает главному герою , а также читателю, каким бы стал Раскольников, и к чему бы он пришел, если бы он не раскаялся в своем преступлении
М.
«ШУл чип»тц боев ц
и , ,.ааАО
еда-
, бочко ЕОХ«-Т.о фи-
бед ц
Сфера деятельности. Является коллежской секретаршей («про процентщицу, Алену Ивановну, коллежскую секретаршу»).
Качества. Богатая женщина («Славная она, — говорил он, — у ней всегда можно денег достать. Богата как ж * д, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает»), бессердечная, безразличная, но при этом религиозная (Согласно завещанию старухи, Лизавета должна получить движимое имущество сестры (мебель, одежду и т.д., но «Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в Н-й губернии, на вечный помин души»), недоверчивая женщина («жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись ее сверкавшие из темноты глазки»).
Роль в романе. Именно благодаря образу старухи мы узнаем о душевных терзания Раскольникова и ему подобных бедных людей, готовых пойти на убийство для ”улучшения своей жизни и общества:
![]() |
Сфера деятельности. Мать главного героя, вдова, которая получает пенсию в размере 120 рублей, вяжет разные вещи («Косыночки она там зимние вяжет, да нарукавнички вышивает, глаза свои старые портит. Да ведь косыночки всего только двадцать рублей в год»).
Качества, Добрая, мягкая, неглупая женщина, любящая и заботливая мать, помогает сыну изо все сил (<<такая мамаша есть, что из ста двадцатипятирублёвой своей пенсии, хоть сама есть не будет, а уж Роденьку выручит»), <<Пульхерия Александровна сохранила здравость ума и ясность духа. Она робкая и понимающая женщина, которая не умеет врать или притворяться.»
Роль в романе. Через образ Пульхерии Достоевский раскрывает нам женщину, которая изо всех сил старается помочь своим детям, не смотря на нищету, отправляя им деньги и влезая в долги.
Сфера деятельности. Работала
гувернанткой в не обвинили в том, что она не совершала, ее оправдывают, на
работу она и не возвращается
Качества.
«Многое может снести», трудолюбивая («Живет трудами рук свозаботливая
(у нее на содержании мать), хорошо образована («Красота и образование Авдотьи
Романовны поразили его>>), «Сильная, самоуверенная»(из портрета),
<<Девушка твердая, благоразумная, терпеливая и великодушная, хотя и с
пылким сердцем...(Пульхерия Александровна о дочери), целомудренна, готова на
самопожертвование ради семьи (готовность Дуни на брак с Лужиным, <<Для
себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а
для другого вот и продает! Для милого, для обожаемого человека продаст!»)
Роль в романе. Через образ Дуни Ф.М. Достоевский раскрывает образ русской женщины, готовой пойти на самопожертвование ради повышения статуса семьи, так же через ее образ Родион Романозич предстает перед нами добрым и заботливым братом, не согласным с жертр,зм:,; сестры.
ПЕРсоНАхч
Сфера деятельности. Был студентом в Петербурге, но «принужден был выйти из университета, но ненадолго, и из всех сил спешил поправить обстоятельства, чтобы можно было продолжать>>, «Об издательской-то деятельности и мечтал Разумихин, уже два года работавший на других»
Качества. он
очень беден и решительно сам, один, содержал себя, добывая кой-какими работами
деньги», «Веселый парень, добрый до просто
ты», «Был
он очень неглуп, хотя и действительно иногда простоват», пользуется уважением
среди людей («Кажется, славная личность! - ответила Авдотья
Романовна»,
«Вот и этот тоже хороший человек!. — кивнул он на Разумихина»), «Преданный
молодой человек!..(Слова Пульхерии Александровны), «В
этом
человеке виднелась железная воля».
Роль в романе. Через образ Разумихина автор раскрывает нам образ идеального настоящего друга, в котором многие качества сочетаются в среднем человеке(ни на стороне добра, ни на стороне зла), а также отношение Раскольникова к своему другу
ПБРс-о
феда_деятельности. <<Гость... походил на отставного чиновника», «Он пьяница», «состою титулярным советником».
Качества.
Считает себя слабым («Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие, выходите
слабенькие, выходите скоромники! И мы выйдем все, не стыдясь, и станем»),
малообразованный («она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня
согласилась пойти! Но пошла!»), считает себя «свиньей>>, «зверем»,
«скотом» и («подлецом» («Ну-с, я пусть свинья, а она дама! Я звериный образ имею,
а Катерина Ивановна, супруга моя, —- оссба образованная и урожденная
штаб-офицерская дочь. Пусть, пусть я подлец»), пропивает последние вещи своей
жены («знаете ли вы, государь мой, что я даже чулки ее пропил?»), «это был
человек добрый и благородный, любивший и уважавший
семью свою; одно худо, что по доброте своей слишком доверялся всяким развратным
людям».
Роль в романе, Через образ Мармеладова Раскольников понимает всеобщую несправедливость жизни.
Образ? Питербураф юа.ю едир о-Дњо-ао аер-0Ф роеи.а-.њаи
Петербург предстает в романе сумрачным, мучительным, враждебным человеку. Это город узких, тесных улиц, заселенных ремесленниками и нищими чиновниками, грязных и страшных дворов, в которых разыгрываются повседневные трагедии. Этот серый пейзаж придает роману мрачный колорит.
Но
город в данном произведении — не только фон, на котором развертываются
драматические события, а один из героев романа. Его образ становится символом
неблагополучной, безнравственной жизни, четко сопоставимым с описанными в
произведении событиями. Практически все действие романа происходит в той части
города, где жила беднота, где на каждом углу
распивочные, зазывающие бедняков залить их горе, людей, бросающихся с моста.
Это царство физиче
ских и душевных болезней. Именно
теория главного героя зарождается в распивочной на Сенной, происходит его
встреча с несчастным
Мармеладовым, состоялась беседа
Раскольникова со Свидригайловым.
В
романе Ф. М. Достоевского мы знакомимся с Петербургом изнутри. Видим
его глазами «униженного и оскорблённого», задавленного нищетой.
С первых страниц мы погружаемся в
душную атмосферу города. Бедный квартал, в котором обитает несчастный студент,
не может служить вдохновением для творческого порыва. Вонь, грязь, пьяные,
равно душные к чужой боли лица окружают
главного героя. Это не соответствует величественной прохладной Неве. Город
будто подталкивает
Раскольникова к преступлению,
усугубляет его болезненное состояние после убийства. Именно поэтому Петербург
можно считать отдельным героем романа.
Цбемлд
no-w•t..o-aa.e.wvv с...осдт.оа.н.и.ех Ду wvw
Говорят, что цвет помогает понять душевное состояние литературных героев. В произведениях Ф. М. Достоевского много цветовых символов. Встречаются они довольно часто и в романе («Преступление и наказание».
Чаще всего на страницах романа встречается жёлтый цвет, но не привычный нам яркий, а грязно желтый. Это — «жёлтенькие в комнате Раскольникова и других героев. «Пожелтелая кацавейка>> у Алёны Ивановны. У Сони — «жёлтый билет». У Лужина перстень с жёлтым камнем. Жёлтая мебель, жёлтое лицо, желтые рамки, сахар тоже жёлтого цвета... Ощущение от такой цветовой гаммы не радостное, не солнечное, а наоборот — гнетущее. Эти детали отражают безысходность, с которой сталкиваются наши герои, и предвещают недобрые события.
Жёлтый цвет грязного опенок - это цвет болезни, душевного расстройства. Характерной чертой, по которой мы узнаём людей, затронутых болезнью, это нездоровый жёлтый цвет. У Сони бледное лицо «с горящими глазами». У Порфирия Петровича «жёлтое лицо» от постоянного пьянства. Бледность и желтизна — основная портретная характеристика героев романа.
Таким образом, желтый цвет, преобладая в описании героев и окружающих их предметов, создает глубокое впечатление всеобщей убогости и болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, надрыва, затхлости, безысходности.
Кажю-Вю ус-.а-юр- из к.О-оъЪетЮ-Эюъи,и.Ф у роклапн.Ф
Композиция романа довольно проста. Он состоит из шести частей и эпилога:
Первая
часть — преступление Раскольникова;
Последующие
пять частей — наказание;
Эпилог
— покаяние и возрождение героя.
А вот жанров у произведения несколько:
Детективный
(совершено преступление, которое раскрывается);
Социально-бытовой
(изображена жизнь униженных и оскорблённых);
Любовный
(есть любовные линии, например, между Соней и
Раскольниковым, Дуней и Разумихиным);
Философский (серьёзные философские размышления,
например, теория Раскольникова);
Религиозный
(размышления о религиозных вопросах, божественные числа в романе)
Психологический
(исследование человека, его души, поступков).
Но на этом особенности жанра не заканчиваются. Новаторство писателя состояло в том, что Достоевский придумал новую форму детектива: читателю с самого начала известно, кто убил, кого и почему, а затем даётся ответ, почему нельзя убивать. Писатель ищет не преступника, а истину.
о
р
а„деоеие
ЗЛА (.и-и (Зоу-юГо Возњаг-ид ц
ГЮД
Го сд-ца нею
ед..ия
коТЪ Н..1.7Н-њогоз рсо.ря-за&е-ньсй tewObelc,.. ЮМ таV ту V горда теса Йо р 9(..8 о Й Ч2.ы-.О ?
О 3.3 еи.-4-д-о Ь
![]() |
|
|
トのCC 6 2 は代c町eひ、いcc ,名む・.-0にQ戦
I-a- .廴よ- 1-4、0良を
![]() |
![]() |
Было задумано |
Произошло на самом деле |
Назначил преступление на семь часов вечера, так как Лизаветы не должно было быть дома |
Чуть не пропустил назначенный срок |
Взять топор на кухне |
На кухне взять не смог, случайно взял в каморке дворника |
Поменять шляпу на картуз |
Забыл, пошел в шляпе |
Должен был быть осторожен и предусмотрительным |
Забывает проверить, закрыта ли дверь |
Собирался убить только старуху |
Убивает также Лиза вету |
На вырученные деньги собирался изменить свою жизнь и облегчить жизнь самым близким |
Не может использовать украденное |
две правды в романе - это точки зрения на главный вопрос произведения: “имеет ли человек право на убийство?“ Эти мнения раскрываются через образы Софьи Семеновны Мармеладовой и Родиона Романовича Раскольникова.
Критерий сравнения |
Софья Семеновна Мармеладова |
Родион Романович Раскольников |
Преступление |
Нравственное (убийство себя) |
Уголовное (убийство другого) |
Отношение к своему положению |
Смирена, идет на жертвы, позор, унижения ради благополучия близких |
Бунтует, не желает мириться с несправедливостью, идет на убийство |
Жертва |
Жертвует собой |
Жертвует убитыми старушками |
Причина идеи |
Убеждена, что ни в каких обстоятельствах не имеет права судить людей за поступки |
Решает бороться с властью п необыкновенных" над п обычной массой“ |
Характер поступков |
Определяются христианскими заповедями |
Определяются собственной теорией о “правоимеющих“ и обыкновенных людях |
Спасение |
Обоих героев спасает вера, сила души. Оба приходят к ответу на вышепоставленный вопрос и ка итог осознают ценность человеческой жизни |
![]() |
|
Марфа Петров- |
|
Старуха и Соня |
|
В романе семь |
|
на оставила |
|
живут в кварти- |
|
частей; |
|
Дуне три тысячи |
|
рах под номе- |
• |
1-ая и 2-ая ча- |
|
рублей по за- |
|
ром четыре |
|
сти состоят из |
|
вещанию; |
|
Отделение по- |
|
семи глав; |
|
Дуня стреляет в |
|
лиции на чет- |
|
На семь часов |
|
Свидригайлова |
|
вертом этаже |
|
вечера Рас- |
|
на расстоянии |
|
Через четыре |
|
кольников |
|
трех шагов; |
|
дня после убий- |
|
назначил убий- |
• |
В комнате Сони |
|
ства Раскольни- |
|
ство старухи; |
|
три больших |
|
ков начинает |
• |
Во своем сне |
|
окна; |
|
читать Библию |
|
Раскольников - |
• |
Раскольников |
|
Украденное у |
|
семилетний |
|
трижды позво- |
|
убитой герой |
|
ребенок; |
|
нил в колоколь- |
|
прячет у четы- |
|
Семь лет катор- |
|
чик старухи; |
|
рехэтажного |
|
ги получил |
|
Соня отдала отцу последние |
|
дома |
|
главный герой за убийство; |
|
тридцать копеек на похмелье; Свидригайлов предлагал Дуне до тридцати тысяч. |
|
|
• |
Семь лет Свидригайлов прожил со своей женой. |
Иисуса
за 30 серебряников). Четыре - сила мирового порядка. Семь соединение чисел З и
4.
Науж.ал.их Дан.нм.Го р.оои.а.ю — ком.едьия.?
Сразу же ответим на выше поставленный вопрос -нет, но кое-что от комедии в романе имеется. Как известно для вышеупомянутого жанра характерны “говорящие" фамилии. Эту особенность и можно найти в романе Ф.М.Достоевского преступление и наказание.
Герой |
Значение имени или фамилии |
Раскольников |
Раскольников образовано от слова П раскол" - с одной стороны в характере героя проявляется любовь к людям, великодушие, с другой стороны отвращение к ним, что доказывает его решение на убийство. |
Соня Мармеладова |
Смиренномудрие, Соня смиренно несет крест своей судьбы, выпавшей на ее хрупкую маленькую фигуру, верит в добродушие и справедливость людей. Так же Софья в переводе с древнегреческого - мудрость, что тоже прослеживается в характере героини |
Авдотья Раскольникова |
Прототипом этой героини является первая любовь писателя - Авдотья Панаева. |
Разумихин |
Умный, рассудительный (даже Лужин называет по ошибке героя Рассудкиным в 4 части). |
Лизавета |
“Елизавета" с древнееврейского - почитающая, а как известно это героиня и вправду жила по Законам Божьим. |
1. PonnaH (D.M.AocroeBcKoro ”npecrynneHvıe HaKa3aı-ıvıe l ',
2. 06L.qe06pa30BaTeJ1bHbıİ xypHan "Ce30Hbl roqa l' - 'I npaBAa PaCKOJ1bH%KOBa vı npaBAa COHH II (https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--
3. Ol-ınaİH ı.üKorıa I 'YMCKYJI II - Pa360p l 'npecTynneHvıe vı F-ıaKa3ay-ıvıe ll
Q.M.AocToeBcKoro
B -ra6nvıqax (https://vk.com/wall-151441700 14158)
4. 143AarenbCTBO ll J1uqeZ” - KPHT%KH o
pomaı-ıe ıı npecTynneı-ıvıe H
HaKa3aHvıe” TBopqecTBe @.M.AocroeBCKoro
(https://licey.net/free/llkratkie_soderzhaniya_literaturnyh_proizvedenii/46
prestuplenie i_nakazanie
fm_dostoevskogo_kratkoe soderzhanie_osobenn
osti_romana_sochineniya/stages/2435kritiki_o_romane prestuplenie_i_nakazanie
i_tvorchestve_fm dostoevskog
o.html) vı VICTOPHR poMaı-ıa np0H3BeqeHL,1R (https://licey.net/free/llkratkie_soderzhaniya_literaturnyh_proizvedenii/46-
_ prestuplenie_i_nakazanie fm_dostoevskogo_kratkoe_soderzhanie_osobenn osti_romana_sochineniya/stages/2429-istoriya_sozdaniya_proizvedeniya.html)
5. ReSoch.ru - 3HaqeHvıe L.4Bera B l 'npecrynneHvıvı
vı
(https://resoch.ru/znachenie-cveta-v-prestuplenii-i-nakazanii/)
6. VICTOP%R C03AaH%R «npecrynneı-ıvıe H HaKa3aı-ıvıe»
(https://obrazovaka.ru/sochinenie/prestuplenie-i-nakazanie/istoriyasozdaniya-romana.html)
7. npecrynnewıe Hav«a3aı-ıvıe
(https://ru.wikipedia.org/wiki/npecTyrıneHvıe_vı_HaKa3aHvıe#flYTb_0T_3arv1bıcn
8. 14H@ LUKona
(https://info-shkola.ru/raskolnikov-ubivaet-staruxuprocentshhicu/)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.