Межрегиональная научно - практическая конференция
«Нам нужна Россия!»
Ученическое самоуправление как элемент демократического уклада
Юхаева Лиана Сергеевна,
учащаяся 9 «А» класса
МАОУ «Лицей гуманитарных наук»
Руководитель проекта Риминюк Н.А.
учитель технологии
Саратов
Оглавление
1. Введение…………………………………………………………..3
2. Ученическое самоуправление…………………………………...4
3. Заключение……………………………………………………….8
4. Ресурсы……………………………………………………………9
Введение
Я учащаяся 9 класса «А» лицея-интерната № 6, являюсь членом Совета Лицея, а точнее, исполняю функции заместителя председателя Совета Лицея. Мне захотелось проанализировать ученическое самоуправление как структуру, выяснить, что дает нам, ученикам, существование такого органа в лицее, как это влияет на формирование собственной позиции каждого ученика. Есть ли это элемент демократического уклада в лицее-интернате??? Мы так много слышим о демократии, теоретически знаем, что это такое, но мне захотелось выяснить, в чем именно проявляются элементы демократического уклада. В основной части своего доклада я опишу структуру нашего ученического самоуправления, затем попытаюсь сделать выводы о наличии или отсутствии демократических элементов в структуре ученического самоуправления.
В структуру нашего школьного самоуправления входят учащиеся всех классов (с 1-го по 11-й класс). Все мы члены школьного самоуправления обладаем свободой выбора тех видов направлений деятельности, в которой они хотят себя проявить, руководствуясь программой развития школы на учебный год. Деятельность нашего самоуправления основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета человеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности.
Ученическое самоуправление
Основной целью ученического самоуправления является формирование активной жизненной позиции, развитие лидерских качеств учащихся, социальной ответственности.
А так же поставлены задачи:· - вовлечение учащихся в активную школьную жизнь через организацию различных видов деятельности; - развитие творческой индивидуальности школьников;· - воспитание у учащихся уважительного отношения к членам коллектива, укрепление сферы дружеских отношений;· - защита прав учащихся. - Объединить коллектив, сформировать организацию с органами школьного самоуправления.
Первый уровень: ученическое самоуправление в классах, классное ученическое собрание, совет класса, председатель, заместитель председателя, сектор порядка и труда, сектор финансов, сектор физической культуры и спорта, сектор культуры и досуга, информационный сектор шефский сектор.
Второй уровень: школьное ученическое самоуправление, руководящий Совет, Совет школы, Совет общежития, отдел «Образование», информационный отдел (СМИ). Отдел культуры и досуга , Отдел порядка и труда, Отдел финансов, Отдел физкультуры и спорта.
Возглавляет школьное самоуправление председатель совета старшеклассников школы.
Как видим, Совет лицея имеет четкую, разветвленную структуру. На мой взгляд, это позволяет нам, ученикам, чувствовать себя свободно и комфортно в стенах лицея, так как многие решения принимаем мы сами, инициатива проведения многих праздников тоже исходит от нас. Нужно отметить. Что педагоги лицея нас поддерживают, прислушиваются к нашим предложениям и дают возможность самим делать выводы, приходить к компромиссному решению. Использование принципа "Нет министров без портфеля", то есть каждому органу самоуправления четкие полномочия и объем ответственности. Разработан план по внедрению в нашу систему обучения активистов, которая обеспечить "преемственность поколений". Постоянно обновляем программы и методику обучения актива.
В нашем самоуправлении освещены следующие области школьной жизни:
1. В каждом классном коллективе (с 5-го по 11-й класс) учащиеся делятся на группы по направлениям деятельности: образование, досуг, спорт, информация, труд, финансы.
2. В каждой группе выбирается руководитель, который делегируется в состав школьного Отдела (таким образом, в каждом школьном Отделе представитель каждого класса).
3. На организационном сборе Отдел выбирает главу Отдела и определяет основные направления деятельности.
4. Ежемесячно на заседании Отделов представители классов отчитываются о своей деятельности. Глава Отдела, в свою очередь, отчитывается о работе перед Советом школы. На первом заседании Совета школы определяются основные направления деятельности. Решения доводятся до всего коллектива через Отделы и СМИ.
Выборы есть неотъемлемая часть демократии. Когда мы выбираем представителей своего класса в Совет Лицея, мы стараемся сделать осознанный, обоснованный выбор, очень ответственно относимся к этому. Думаю, в будущем нам это очень пригодится, ведь с 18 лет мы будем обладать избирательным правом, и уже от нашего выбора будет зависеть будущее нашей страны. Бывают ситуации, когда кто-то из нас жалеет о своем выборе, когда избранный представитель не смог отстоять интересы класса в Совете лицея.
От нашего выбора зависит в конечном итоге наша школьная жизнь. Чтобы она была интересной, мы сами должны выбрать направления деятельности, активно участвовать в организации различных мероприятий. Здесь должно найтись место для каждого ученика, ведь мы должны уважать и мнение меньшинства. Например, 2 года назад практически вся школа участвовала в проекте «Я выбираю жизнь». С чего все началось? Два-три учащихся предложили выйти с акцией «Кто с нами?», целью которой должно было стать снижение процента курящих детей. Не все поддержали эту идею, работу начали несколько человек. Но энтузиазм небольшой группы вызвал интерес у остальных. В результате акция переросла в крупномасштабный проект, который вышел за пределы школы. Мы показали этот проект учащимся и педагогам школы № 23.
Поэтому при выборе форм организации школьной жизни Совет лицея старается учитывать и мнение меньшинства. Круглосуточное пребывание в нашем учебном заведении толкает к принятию самостоятельных решений. От этого зависит наше комфортное пребывание здесь. Нужно отдать должное педагогам лицея, которые поддерживают большинство наших предложений. Например, в нашем общежитии, в частности в игровой комнате, было не очень уютно. Там есть прекрасная мягкая мебель, телевизор, настольные игры, но…нам захотелось сделать её еще более уютной. Эта идея переросла в общешкольный проект «Дом, в котором мы живем», в котором приняли участие все сектора Совета лицея. В результате наша игровая комната в общежитии преобразилась, старшие школьники показали малышам (учащимся начальной школы) как пользоваться этой игровой, так как в ней появилось много новых игрушек, сделанных нашими руками, спортивного инвентаря, панно. Все остались довольны результатом работы, но такого результата не было бы, если бы нам не разрешили в полной мере осуществлять свои замыслы. Здесь большую роль сыграло умение аргументировать свою позицию, мы смогли убедить директора и педагогов в важности и практичности нашего замысла.
Когда мы постоянно принимаем решения, высказываем свое мнение, аргументируем его, в нас вырабатываются такие качества как коммуникабельность, уважение иной точки зрения, принятие другой позиции.
Заключение
В заключении можно сделать вывод, что участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции, и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.
Ученическое самоуправление позволяет учащимся старших классов формировать свою собственную позицию по многим вопросам, легко адаптироваться в новых условиях, чувствовать себя свободными за пределами школы. Открывает для нас возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.
Школа – наш второй дом, и всем должно быть в ней уютно, комфортно, каждый обитатель этого большого дома должен чувствовать свою значимость, свою, хоть самую небольшую роль в установлении порядка, в организации свободного времени – в общем, ощущать свою востребованность. Вообще, быть успешным, занимать активную жизненную позицию, уметь жить, сосуществовать, общаться, обладать толерантным сознанием. Жить в коллективе, коллективно решать свои проблемы, организовывать свой досуг. Все участники самоуправления связаны друг с другом товарищескими отношениями, отношениями делового сотрудничества, взаимной помощи и доброжелательности. Объединить коллектив, сформировать организацию с органами школьного самоуправления – вот наша задача.
Список используемой литературы и ресурсов интернет
1. Рогаткин, Д.В. Школьное ученическое самоуправление [Текст] /
a. Д.В.Рогаткин. - Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2003. – 92 с
2. Прутченков, А.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении [Текст] / А.С. Прутченков. - М:,2003. -328с..
3. 3Коротов, В.М. Самоуправление школьников [Текст] / В.М. Коротов Изд. 2-е, дополненное и переработанное - М.: Просвещение, 1976. – 175 с.
4. Бочкарев, В.И. Директору школы о самоуправлении [Текст] / В.И.Бочкарев – М.:ВЛАДОС, 2001. – 192 с.
5 http://www.bestreferat.ru/referat-198869.html
6 http://www.schoolkb-34.narod.ru/p21aa1.html
7 http://clck.yandex.ru/redir/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.