Проект учениц 4 класса МБОУ СОШ № 29 "Северный кокошник "
Оценка 4.9

Проект учениц 4 класса МБОУ СОШ № 29 "Северный кокошник "

Оценка 4.9
doc
27.04.2020
Проект учениц 4 класса МБОУ СОШ № 29  "Северный кокошник "
Проект МБОУ СОШ № 29 4 а.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поморские женские и девичьи головные уборы

 

 

 

 

                                                                                        ученицы 4 класса  «А»

                                                                                        Дровнина Софья, Пестова Анастасия

                                                                                        МБОУ «СОШ № 29»

 

                                                                                        Руководитель:

                                                                                        Перфильева Маргарита Альбертовна,

                                                                                        учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Северодвинск

2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………3
  2.  Основная часть…………………………………………………………………………..4

Этапы реализации проекта……………………………………………………………...5

  1. Заключение………………………………………………………………………………6

Список литературы……………………………………………………………………...7

Приложение № 1 Повойник…………………………………………………………….8

Приложение № 2 Перевязка…………………………………………………………….9

Приложение № 3 Свадебная перевязка……………………………………………….10

Приложение № 4 Кокошник…………………………………………………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Мы живём на севере у Белого моря.  В Белое море впадают реки, по берегам которых всегда жили люди. В нашем суровом края люди всегда ловили рыбу, охотились.

На Поморском берегу Онеги находятся немногочисленные самобытные поселения. В свое время ученые отдали дань этому удивительному краю, собрав его песни, обряды, традиции. Но постепенно исчезают деревни, уходят из жизни люди – хранители традиционных ремесел. Подобного допустить нельзя, ведь у поморов было все свое, - необыкновенное, особенное: ладьи, иконы, наряды. Больше нигде на Севере женщины не носили также роскошные, расшитые жемчугом повойники, как поморки. Накопленные веками традиции поморов имеют большую ценность как составляющая часть культуры России.

 

В 19 – начале 20 века в Поморье каждая женщина умела ткать, вышивать. Не случайно вокруг ярмарок монастырей, где имелось сырье для изделий, в том числе речной жемчуг, получили в крае развитие две ветви вышивальных занятий ремесла и промыслы.

            Особенно славился вышивальщицами Сумской посад.

В реках Поморья  добывался жемчуг. Особенно славился жемчуг, добываемый в Кемском уезде и по берегам реки Онеги.

Познакомившись на уроках краеведения и в рамках программы «Семь ремёсел» с декоративно-прикладным творчеством жителей Севера, мы решили изготовить головные уборы и попробовать украсить их.

Итак, цель проекта:

v   изучить специальную литературу о женских и девичьих головных уборах Русского Севера;

v   собрать материал о головных уборах Поморья;

v   на основе рассказов и собранного материала создать фольклорный образец поморского праздничного женского головного убора.

Задачи:

Изучить технологию изготовления поморских женских головных уборов, повойников, кокошников;
девичьих: лента, перевязка, повязка, свадебная повязка невесты, на основе изученной литературы.

 

Актуальность и значимость выбранной темы состоит в том, что мы подробно исследуем и создаем поморский головной убор нашего края.

Вид проекта – практико - ориентированный.

Целевая аудитория – учащиеся начальной школы.

Конечный продукт – кокошник

Место работы над проектом – МБОУ «СОШ № 29»

Время работы над проектом – октябрь - ноябрь 2017 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

 

Этап

Содержание деятельности

Сроки

Результат

Орга-

низа-

цион-

ный

Изучение темы по краеведению «Ремёсла северян. Добыча жемчуга». Определение темы, цели и задач проектной работы; составление плана работы; изучение литературы и интернет сайтов, подбор материалов для создания головного убора – кокошника.

октябрь 2017

Цели и задачи определены. План работы составлен. Подобраны материалы.

Дея-

тель-

ност-

ный

Поиск ответов на вопросы:

а) Какие головные уборы носили женщины и девушки на Севере?

б) Кто изготовлял эти уборы?

Из чего делали?

в) Есть ли различия между женским и девичьим головными уборами?

г) Как выглядели головные уборы для праздника и для повседневной жизни?

а) Старинные головные уборы – кокошники, повойники, девичьи повязки украшались стилизованными узорами растительного облика. Предметы поморских рукодельниц, вышитые  жемчугом, нитками обменивались через Соловецкий монастырь на заморские товары первой необходимости и хлеб.

В совершенстве владели мастерицы  жемчужным шитьем. Старинные головные уборы – кокошники, повойники, девичьи повязки украшались стилизованными узорами растительного облика.

Народный костюм и его необходимая часть – головной убор – самый массовый вид традиционного народного творчества, несет на себе отпечаток времени, истории родного края.

Один из определяющих признаков народного костюма – его комплектность, каждому костюмному комплексу соответствовали и свои головные уборы.

 

б) Больше нигде на Севере женщины не носили также роскошные, расшитые жемчугом повойники, как поморки. Головной убор – удивительно многозначная и глубоко традиционная часть народного костюма.
Он являлся отражением древнейших народных представлений о защитной силе волос.
Для замужней женщины считалось большим грехом оставлять свои волосы непокрытыми головными уборами.
Девушка могла открывать свои волосы, в этом не виделось никакого зла.

 

в) Для замужней женщины считалось большим грехом оставлять свои волосы непокрытыми головными уборами. Девичьими головными уборами были ленты, повязки.
Лента была своеобразным символом девичества, - «вольной волюшки девичьей».
Девичья коса украшалась множеством лент.

Девичьим головным убором была повязка («перевязка», «перевесточка»). Убор, обхватывая голову вокруг, оставлял ее верх, макушку, затылок открытым.
Девушка могла открывать свои волосы, в этом не виделось никакого зла.

г) Для праздника шили головные уборы, украшенные жемчугом, в будние дни носили повязки, ленты, повойники. Девичьи головные уборы конца XIX – начала ХХ века выделялись тем, что не имели закрытого верха, оставляя волосы на макушке и затылке головы открытыми. Формой таких уборов был соответственно круг или полукруг, то есть какая-либо повязка или перевязка для косы или распущенных волос, закрепленная сзади узлом. Основными девичьими уборами в Поморье были повязка и косынка. Повязка состояла из полосы ткани, чаще всего парчи, с пришитыми на концах завязками, которые скрепляли головной убор на затылке. Подобные повязки также имели праздничное, а иногда и свадебное назначение.

Поверх косынки надевалось украшение – так называемые «нитки жемчужные» («жемчуг», «нить жемчужная», «перо», «бус») – в виде соединенных между собой нескольких рядов снизанного мелкого речного жемчуга.

2. Рисование различных узоров для вышивки.

3. Проведение в классе конкурса вышивок среди девочек.

4. Создание в классе выставки работ.

 

 

октябрь 2017

Нашли литературу по теме проекта и познакомились с ней.

Ответили на вопросы.

Обоб-

щаю-

щий

Просмотр экспонатов выставки.

Рефлексия – выявление мнений одноклассников по поводу решения проблемы. Обсуждение работ.

ноябрь 2017

Приготовили продукт – головной убор – кокошник.

 

Форма продукта нашей проектной работы

 Головной убор – кокошник.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наша работа на этом этапе не закончилась. Своей задачей считаем продолжить изучение северных ремёсел.

Считаем актуальным вопрос сохранения ремесленных традиций работы с жемчугом, хотя бы в бисерном исполнении. В наших планах продолжить изготовление коллекции украшений из бисера по традициям жемчужных украс. Теперь нам предстоит выполнить серьги-бабочки.

Также актуальным считаем вопрос восстановления природных богатств северных речек.

 

Цель работы достигнута. Задачи выполнены. Результаты нашей работы могут быть использованы на уроках краеведения, окружающего мира, в концертах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бернштам Т. А.Поморы: формирование группы и системы хозяйства Л., Наука 1978

2. Васильев В. Поют поморы.- Санкт-Петербург: Издательство «Сатис», 2004. с. 6 -11

3. Григорьева Г.А. Ткани и одежда Поморья. Каталог.- Архангельск: Издательство «Правда Севера», 2000. С. 112 – 128

4. Григорьева Г.А. Головные уборы Русского Севера в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»

5. Дуров И. Кустарное производство поморских рукодельниц// Экономика и статистика Карелии. Петрозаводск: Карельское гос. издательство,1926. С.73 – 76

6. Кислуха Л.Ф. Народный костюм Русского Севера в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». -М.: Северный паломник, 2006. с.8, 209-213

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Повойник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Перевязка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Свадебная перевязка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

Кокошник

Картинки по запросу картинки северного кокошникаКартинки по запросу картинки северного кокошника

 

 

 

Картинки по запросу картинки северного кокошникаКартинки по запросу картинки северного кокошника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поморские женские и девичьи головные уборы ученицы 4 класса «А»

Поморские женские и девичьи головные уборы ученицы 4 класса «А»

ОГЛАВЛЕНИЕ Пояснительная записка…………………………………………………………………3

ОГЛАВЛЕНИЕ Пояснительная записка…………………………………………………………………3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мы живём на севере у

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мы живём на севере у

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Дея- тель- ност- ный

Дея- тель- ност- ный

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Наша работа на этом этапе не закончилась

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Наша работа на этом этапе не закончилась

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бернштам

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бернштам

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Повойник

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Повойник

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Перевязка

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Перевязка

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Свадебная перевязка

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Свадебная перевязка

Приложение № 4 Кокошник

Приложение № 4 Кокошник
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020