Поморские женские и девичьи головные уборы
ученицы 4 класса «А»
Дровнина Софья, Пестова Анастасия
МБОУ «СОШ № 29»
Руководитель:
Перфильева Маргарита Альбертовна,
учитель начальных классов
Северодвинск
2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Этапы реализации проекта……………………………………………………………...5
Список литературы……………………………………………………………………...7
Приложение № 1 Повойник…………………………………………………………….8
Приложение № 2 Перевязка…………………………………………………………….9
Приложение № 3 Свадебная перевязка……………………………………………….10
Приложение № 4 Кокошник…………………………………………………………...11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мы живём на севере у Белого моря. В Белое море впадают реки, по берегам которых всегда жили люди. В нашем суровом края люди всегда ловили рыбу, охотились.
На Поморском берегу Онеги находятся немногочисленные самобытные поселения. В свое время ученые отдали дань этому удивительному краю, собрав его песни, обряды, традиции. Но постепенно исчезают деревни, уходят из жизни люди – хранители традиционных ремесел. Подобного допустить нельзя, ведь у поморов было все свое, - необыкновенное, особенное: ладьи, иконы, наряды. Больше нигде на Севере женщины не носили также роскошные, расшитые жемчугом повойники, как поморки. Накопленные веками традиции поморов имеют большую ценность как составляющая часть культуры России.
В 19 – начале 20 века в Поморье каждая женщина умела ткать, вышивать. Не случайно вокруг ярмарок монастырей, где имелось сырье для изделий, в том числе речной жемчуг, получили в крае развитие две ветви вышивальных занятий ремесла и промыслы.
Особенно славился вышивальщицами Сумской посад.
В реках Поморья добывался жемчуг. Особенно славился жемчуг, добываемый в Кемском уезде и по берегам реки Онеги.
Познакомившись на уроках краеведения и в рамках программы «Семь ремёсел» с декоративно-прикладным творчеством жителей Севера, мы решили изготовить головные уборы и попробовать украсить их.
Итак, цель проекта:
v изучить специальную литературу о женских и девичьих головных уборах Русского Севера;
v собрать материал о головных уборах Поморья;
v на основе рассказов и собранного материала создать фольклорный образец поморского праздничного женского головного убора.
Задачи:
Изучить технологию изготовления поморских женских головных
уборов, повойников, кокошников;
девичьих: лента, перевязка, повязка, свадебная повязка невесты, на основе
изученной литературы.
Актуальность и значимость выбранной темы состоит в том, что мы подробно исследуем и создаем поморский головной убор нашего края.
Вид проекта – практико - ориентированный.
Целевая аудитория – учащиеся начальной школы.
Конечный продукт – кокошник
Место работы над проектом – МБОУ «СОШ № 29»
Время работы над проектом – октябрь - ноябрь 2017 года.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап |
Содержание деятельности |
Сроки |
Результат |
Орга- низа- цион- ный |
Изучение темы по краеведению «Ремёсла северян. Добыча жемчуга». Определение темы, цели и задач проектной работы; составление плана работы; изучение литературы и интернет сайтов, подбор материалов для создания головного убора – кокошника. |
октябрь 2017 |
Цели и задачи определены. План работы составлен. Подобраны материалы. |
Дея- тель- ност- ный |
Поиск ответов на вопросы: а) Какие головные уборы носили женщины и девушки на Севере? б) Кто изготовлял эти уборы? Из чего делали? в) Есть ли различия между женским и девичьим головными уборами? г) Как выглядели головные уборы для праздника и для повседневной жизни? а) Старинные головные уборы – кокошники, повойники, девичьи повязки украшались стилизованными узорами растительного облика. Предметы поморских рукодельниц, вышитые жемчугом, нитками обменивались через Соловецкий монастырь на заморские товары первой необходимости и хлеб. В совершенстве владели мастерицы жемчужным шитьем. Старинные головные уборы – кокошники, повойники, девичьи повязки украшались стилизованными узорами растительного облика. Народный костюм и его необходимая часть – головной убор – самый массовый вид традиционного народного творчества, несет на себе отпечаток времени, истории родного края. Один из определяющих признаков народного костюма – его комплектность, каждому костюмному комплексу соответствовали и свои головные уборы.
б) Больше нигде на Севере женщины не носили также
роскошные, расшитые жемчугом повойники, как поморки. Головной убор –
удивительно многозначная и глубоко традиционная часть народного костюма.
в) Для замужней женщины считалось большим грехом оставлять
свои волосы непокрытыми головными уборами. Девичьими головными уборами были
ленты, повязки. Девичьим головным убором была повязка («перевязка»,
«перевесточка»). Убор, обхватывая голову вокруг, оставлял ее верх, макушку,
затылок открытым. г) Для праздника шили головные уборы, украшенные жемчугом, в будние дни носили повязки, ленты, повойники. Девичьи головные уборы конца XIX – начала ХХ века выделялись тем, что не имели закрытого верха, оставляя волосы на макушке и затылке головы открытыми. Формой таких уборов был соответственно круг или полукруг, то есть какая-либо повязка или перевязка для косы или распущенных волос, закрепленная сзади узлом. Основными девичьими уборами в Поморье были повязка и косынка. Повязка состояла из полосы ткани, чаще всего парчи, с пришитыми на концах завязками, которые скрепляли головной убор на затылке. Подобные повязки также имели праздничное, а иногда и свадебное назначение. Поверх косынки надевалось украшение – так называемые «нитки жемчужные» («жемчуг», «нить жемчужная», «перо», «бус») – в виде соединенных между собой нескольких рядов снизанного мелкого речного жемчуга. 2. Рисование различных узоров для вышивки. 3. Проведение в классе конкурса вышивок среди девочек. 4. Создание в классе выставки работ.
|
октябрь 2017 |
Нашли литературу по теме проекта и познакомились с ней. Ответили на вопросы. |
Обоб- щаю- щий |
Просмотр экспонатов выставки. Рефлексия – выявление мнений одноклассников по поводу решения проблемы. Обсуждение работ. |
ноябрь 2017 |
Приготовили продукт – головной убор – кокошник. |
Форма продукта нашей проектной работы
Головной убор – кокошник.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша работа на этом этапе не закончилась. Своей задачей считаем продолжить изучение северных ремёсел.
Считаем актуальным вопрос сохранения ремесленных традиций работы с жемчугом, хотя бы в бисерном исполнении. В наших планах продолжить изготовление коллекции украшений из бисера по традициям жемчужных украс. Теперь нам предстоит выполнить серьги-бабочки.
Также актуальным считаем вопрос восстановления природных богатств северных речек.
Цель работы достигнута. Задачи выполнены. Результаты нашей работы могут быть использованы на уроках краеведения, окружающего мира, в концертах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бернштам Т. А.Поморы: формирование группы и системы хозяйства Л., Наука 1978
2. Васильев В. Поют поморы.- Санкт-Петербург: Издательство «Сатис», 2004. с. 6 -11
3. Григорьева Г.А. Ткани и одежда Поморья. Каталог.- Архангельск: Издательство «Правда Севера», 2000. С. 112 – 128
4. Григорьева Г.А. Головные уборы Русского Севера в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»
5. Дуров И. Кустарное производство поморских рукодельниц// Экономика и статистика Карелии. Петрозаводск: Карельское гос. издательство,1926. С.73 – 76
6. Кислуха Л.Ф. Народный костюм Русского Севера в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». -М.: Северный паломник, 2006. с.8, 209-213
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Повойник
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Перевязка
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Свадебная перевязка
Приложение № 4
Кокошник
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.