Проект урока
Предмет: окружающий мир
Класс :1
Название темы: Кто такие рыбы?
Цель: познакомить с признаками и разнообразием рыб.
Задачи:
1. Изучить внешнее строение и отличительные признаки рыб.
2. Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.
3. Развивать интерес к предмету через использование ИКТ.
4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Тип: изучение нового материала.
Форма: урок – мини-исследование.
Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.
Планируемые результаты:
Метапредметные
Познавательные
Умение:
находить нужную информацию, анализировать ее,
находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;
сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Умение:
принять учебную задачу, сохранить ее, действовать в соответствие с ней,
работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
давать оценку своим действиям, оценивать результат.
Коммуникативные:
Умение:
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
сотрудничать с одноклассниками, договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение .
Предметные:
Усвоение характерных признаков рыб , умение их описывать , называя отличительные признаки, сравнивать, находить общее и различия, объединять рыбы в группы.
Личностные:
Проявление творческого отношения к процессу обучения, осознание значимости новой роли « исследователь», оценка своей работы в этой роли.
Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, технология, краеведение.
Оборудование:
Персональный компьютер, мультимедийный проектор.
УМК « Школа России», учебник Плешакова А. А. «Мир вокруг нас», демонстрационный и раздаточный материал.
Список используемых источников:
для учителя:
1. Информационные технологии на уроках в начальной школе». / О. В. Рыбьякова, Издательство « Учитель», Волгоград, 2008г.-360с.
2. Контрольно-измерительные материалы, Окружающий мир: 1 класс/ Сост.И. Ф. Яценко.-2-е изд., перераб.-М.: ВАКО,2011г.-96 с.
3. Максимова Т. Н. Поурочные разработки по курсу « Окружающий мир»: 1 класс.-М.: ВАКО, 2012г.-120с.
4. Мир вокруг нас. 1класс: поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова / авт.-сост. Г. Н. Шевчнко.-2-е изд., стереотип.- Волгоград: Учитель, 2008г.-140с.
5. Примерные программы по уч. предметам, Начальная школа. В 2ч.Ч.1-5-е изд., перераб.-М.: Просвещение , 2011г.( стандарты второго поколения)-204с.
6. Предметно-содержательный журнал // Современный урок: начальная школа// №2/2012(18)-96с.
7. Сборник рабочих программ(1-4 кл.) /пособие для учителей общеобр.учр.М.: «Просвещение», 2011г.- 420с.
Интернет – ресурсы:
http:// viki.rdf.ru.-презентация « Кто такие рыбы?»
http: //fcior.edu.ru.-федеральный центр информационно-образовательных ресурсов;
http: // school- collection .edu.ru.- единая коллекция основных образовательных ресурсов;
http:// 1 september. ru. - материал о рыбах.
для детей:
1. Окружающий мир. Мир вокруг нас: учеб.для 1 кл. нач.школы.в 2ч.1/А. А. Плешаков.-10-е изд.-М.: Просвещение, ОАО» Московские учебники», 2011г.- 140с.
Интернет – ресурсы:
http:// potomy.ru- детская энциклопедия
http: //giftbooks.ru-детская энциклопедия
Планируемые результаты (личностные, метопредметные, предметные) |
Содержание педагогической деятельности |
Содержание деятельности обучающихся |
Инструментарий |
||||
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
|||||
|
|||||||
проявление интереса к поставленной теме Л: положительное отношение к процессу учения. Р: развитие волевой саморегуляции. П: осознавать учебно – познавательную задачу. |
- Ребята, приглашаю вас на урок окружающего мира. Всем, всем добрый день! Прочь с дороги, наша лень, Не мешай учиться, Не мешай трудиться.
- Сегодня мы продолжим изучение животных. О каких животных пойдет речь, вы попытаетесь определить сами.
|
волевая саморегуляция
целепологание, постановка учебной задачи
|
проявление интереса к приобретению новых знаний
|
слушание и понимание речи других |
|
||
|
|||||||
Л: готовность оценить свой учебный труд. Р: организовать свою деятельность. Пр: проверка усвоения материала прошлого урока П: умение ориентироваться в своей системе знаний, знаково-символическое моделирование.
П: понимание информации, представленной в виде граф. диктанта
умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на предыдущих уроках.
умение находить ответы на вопросы. Установление причинноследствен-ных связей.
Л: уметь оценивать свой учебный труд.
П: использовать имеющиеся знания.
К: уметь строить речевое высказывание в устной форме.
Л: формирование эстетических чувств
|
Индивидуальная работа по карточкам и коллективный графический диктант. (Проверка усвоения изученного материала). - Урок начнем с проверки изученного материала. 1-я группа детей работает с карточкам. Задание знакомо-приступайте, удачи вам! Остальные дети: приготовьтесь к графическому диктанту. Листки у вас на столах. Посмотрите на экран:
O – зеленый цвет – согласны с высказыванием, O – красный цвет – не согласны.
- А Мудрая Черепаха приготовила вам вопросы к диктанту.
1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка? (да) 2. Муха – это насекомое? (да) 3. У насекомого 8 ног? (нет) 4. Божья коровка спасает смородину от тли? (да) 5. Гнездо осы похоже на большой шар? (да) 6. У бабочки 6 крыльев? (нет)
Проверка индивидуальной работы и графического диктанта. Внимание на экран! У кого такая же последовательность цветов? Просигнализируйте (светофор). Контроль, коррекция со стороны учителя.
(Обобщение знаний по изученному ранее материалу).
- Как можно назвать одним словом всех перечисленных животных? (насекомые)
- Кто такие насекомые? (животные, у которых 6 ног).
- Кто из вас встречал вчера или сегодня насекомых? Почему их нет? - А в какое время года насекомых много?
Релаксация Положите руки на стол, опустите на них голову, закройте глаза. Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зеленой лужайке среди множества насекомых.
Утром стрекоза проснулась, Полетела, улыбнулась. У реки остановилась, Над водою закружилась. Настрой на изучение нового материала.
|
принять задание и выполнить его.
Оценивают своё знание и незнание.
Контролируют в форме сличения своей работы с заданным эталоном, коррекция
|
Уметь ориентироваться в своей системе знаний, знаково-символическое моделирование.
Использует результаты учебной деятельности, в ответах на вопросы. |
Уметь высказывать свою точку зрения, уметь оформлять свою мысль в письменной речи. |
«Карточки для инд. опроса, листы для графич. диктанта»
Рисунок Черепахи.
Слайд №1 «Правиль-ные ответы» Цель: проверить правиль – ность выполнения задания. Используется презентация.
Слайд №2 «Звуки луга». Цель: эмоционально настроить учащихся
Картинка стрекозы
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|||||||
Л: проявление интереса к поставленной теме
П: ориентирование в своей системе знаний
Л: положительное отношение к приобретению знаний и умений. Р: принимать учебно – познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий.
Л: формирование чувства ответственности за сохранение природы.
П: умение делать самостоятельные выводы К: Отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения. |
Знакомство со строением рыб, их признаками. (Активизация знаний детей в вопросно-ответной форме). Стрекоза долго кружилась над водой. - Кого же она могла увидеть? (рыб) Муравьишка – Вопросик говорит, что он живет в лесу и не знает, кто такие рыбы. Объясните ему.
- Кто догадался, какая тема урока. Постановка перед детьми учебных задач. Сегодня на уроке узнаем, каких животных называют рыбами. Научимся приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыбу по плану. И продолжим заполнять нашу таблицу.
- Героями каких сказок являлись рыбы? - Где могут жить рыбы? (в воде) - В любой ли воде могут жить рыбы? - А в какой воде им трудно будет жить, они могут погибнуть? - Что должен сделать человек, чтобы они не погибли?
Вывод делают дети: Мы должны помнить, что нельзя отдыхая у водоемов загрязнять воду. В ней живут рыбы.
|
прогнозирование,це- леполагание
|
Извлекают информацию из своего опыта, наблюдений.
|
учатся слушать мнение других, оформляют свою мысль в устной речи.
|
.
Слайд № 3,4 « Вопрос Муравьишки» Цель: подвести к теме урока
|
||
|
|||||||
Л: проявление интереса к поставленной проблеме.
П: самостоятельное создание способов решения проблемы, поиск и выделение необходимой информации
|
Муравьишка Вопросик хотел бы знать: -А могут ли рыбы жить на суше? - Кто согласен? Муравьишка сомневается.
Давайте продолжим исследование окружающего мира и докажем, что рыбы не могут жить на суше и почему. - Где мы можем найти ответы на наши вопросы?
- почитать в учебнике, - подумать
|
Принимают учебную задачу, учиться работать по предложенному учителем плану, используя необходимые средства (учебник, иллюстрации). |
|
Учатся сотрудничать друг с другом, развивают умения оформлять свою точку зрения в устной речи. |
|
||
|
|||||||
Л: стремление преодолевать возникшие затруднения.
П: построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, извлекать информацию для решения учебных задач. Р: планировать в сотрудничестве с соседом по парте свои действия в соответствии с учебно – познавательными задачами. К: осуществлять совместную деятельность при работе в паре, проявлять доброжелательное отношение к партнёру.
Пр: ученик получит возможность узнать, почему рыбы не тонут в воде.
Пр: узнают ещё один признак рыб: тело покрыто чешуёй.
Р: принимать учебную задачу, сохранять её до конца учебных действий.
Л: проявление интереса к поставленной проблеме. П: умение анализировать и делать выводы.
П: умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию из учебника и с урока. Анализ объектов с целью выбрать основания и критерии для классификации.
Предметные Научатся классифицировать рыб по месту их обитания.
|
Организация исследовательской деятельности по решению проблемы.
Муравьишка Вопросик заглянул в водоем и увидел там рыбу.
- Как называется эта рыба? (красноперка)
- Кто догадался, почему эта рыба называется красноперка? (красные плавники похожие на перышки).
-Изучите по рисунку в учебнике строение этой рыбы. Найдите указанные части у других рыб, изображенных в учебнике. - Какая пара готова назвать и показать части тела рыбы? Учитель дает позитивную оценку работы в группе.
-Для чего нужен хвост? - Зачем рыбе нужны жабры?
- Так могут ли рыбы жить на суше? Что необходимо им для жизни? -Молодцы!
- Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут? ( Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде.)
Исследовательская, практическая работа. Загадка. Муравьишка приготовил загадку: И у мамы, и у деток Вся одежда из монеток. (Рыбы). - Какое ключевое слово помогло догадаться, что это рыбы? (Монетки- чешуйки). - Значит тело рыбы покрыто чешуёй. Зачем она?
Озвучивает загадку. Подводит к определению нового признака рыб.
(На столах у детей лежит карточка с силуэтом рыбы, сделанная на уроке технологии из пластилина. Монеткой они оставляют отпечатки в виде чешуек. Делают вывод- чешуйки в шахматном порядке). - Почему в шахматном порядке?
Направляет деятельность детей, следит за точностью выполнения. Физминутка Рыбки плавали, играли В чистой, светленькой воде. То сойдутся, разойдутся, То зароются в песке.
Работа по учебнику в парах. - Перечислите рыб на картинке справа. - Как бы вы их назвали и почему? (морские). Т.е. моря и океаны- их среда обитания. //- //- // на картинке слева. //-//-// (речные). Т.е. пресные водоёмы - их среда обитания.
Сделать выводы. (Направляет деятельность детей, следит за точностью высказываний).
|
Организуют своею учебную деятельность, при работе в паре.
Принимают и сохраняют учебную задачу, организовывают свою учебную деятельность.
Целеполагание, принятие учебной задачи, сохранение, контроль
|
Знать части тела рыб.
Различают с помощью иллюстраций и анализируют.
|
планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером.
Участвуют в коллективном обсуждении.
Формулируют собственное мнение.
Планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером.
Учатся высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, планировать совместную деятельность.
|
учебник
Слайд № 4 «Красноперка» Цель: зрительное восприятие
Используется презентация.
Слайд № 5 «Части тела рыбы»
Цель: проверить усвоение новых знаний. Работа с интерактив. доской.
СЛАЙД № 6 «Чешуйки»
Цель: наблюдение порядка расположения чешуек на теле рыбы.
Используется презентация.
КАРТОЧКИ с силуэтом рыб из пластилина. МОНЕТКИ.
УЧЕБНИК
|
||
|
|||||||
Р: анализ объектов. Умение анализировать, перерабатывать, полученную на уроке информацию: делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной с классом.
Пр: усвоение понятия « речная- морская рыба». Умение объединять предметы в группы.
|
Работа в парах. - Послушайте задание. Обсудите его в парах, приготовьтесь к ответу.
Систематизирует новые для учащихся объекты.
- Приведите свои примеры речных и морских рыб.
|
Принятие, сохранение учебной задачи, пошаговый контроль. |
|
Умение слушать других, договариваться, формулировать мысли вслух.
|
|
||
|
|||||||
Анализ объектов. Умение анализировать, перерабатывать, полученную на уроке информацию: делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной с классом,
Усвоение понятия « речная- морская рыба». Умение объединять предметы в группы.
|
Работа в парах. - Послушайте задание. Обсудите его в парах, приготовьтесь к ответу.
Систематизирует новые для учащихся объекты.
- Приведите свои примеры речных и морских рыб. Давайте заполним таблицу.
|
Принятие, сохранение учебной задачи, пошаговый контроль |
|
Умение слушать других, договариваться, формулировать мысли вслух.
|
СЛАЙД № 7 «Речные, морские рыбы»
Цель: закрепить знание классификации рыб по месту обитания.
Используется электронное приложение к учебнику, интерактивная доска.
|
||
|
|||||||
Л: осознание значимости новой роли «исследователь», оценка своей работы в этой роли.
Пр: умение анализировать полученную на уроке информацию. Усвоение характерных особенностей рыб.
Л: творческое отношение к процессу выполнения задания. Формирование бережного отношения к природе родного края.
Пр:оОсуществление расширенного поиска информации и использованием ресурсов библиотек и интернета. Дать возможность познакомиться с разнообразием рыб нашего края.
Л: осознание значимости новой роли «исследователь», оценка своей работы в этой роли.
К: умение высказывать своё предположение. Делать выводы в результате индивидуальной и парной работы. Умение слушать других, договариваться, формулировать мысли вслух. Умение описывать рыбу по картинке и готовому плану.
|
Фронтальный опрос. Методика «Дополни предложение». - Кто такие рыбы? ( Рыбы- это… - животные, которые живут в воде - двигаются при помощи плавников и хвоста - дышат с помощью жабр - тело которых (у большинства) покрыто чешуёй)
Направляет деятельность детей, следит за точностью высказываний. Проверяет усвоение нового материала.
Расширение знаний по теме с использованием краеведческого материала. - Какая река протекает в Кургане? - Какие рыбы в ней живут? - К сегодняшнему уроку несколько ребят приготовили сообщения об этих рыбах.( сом, ерш, карась).
- Знаете ли вы какая рыба на земле самая большая, самая маленькая?
Организация предварительной исследовательской работы. Заблаговременно даёт задания, корректирует их подготовку. Обращает внимание, что не все рыбы покрыты чешуёй.
Работа в парах по карточкам. Описание рыб по предложенному плану. План описания.
Организует работу в парах, даёт план ответа, корректирует.
Проверка.
Включает всех детей в обсуждение ответов, просит уточнить, дополнить.
Опрос по теме урока. Индивидуальная работа.
Самопроверка.
|
Оценивают свои действия, контролируют знания.
Умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Оценивают свои действия, выполнять учебное задание в соответствии с целью и предложенным планом, контролируют и корректируют свои знания. |
Анализируют полученную на уроке информацию. |
Учатся слушать других, формулировать мысли вслух.
Учатся слушать других, договариваться, формулировать мысли вслух.
|
СЛАЙД № 8 «Рыбы- это…»
Цель: обобщение знаний о признаках рыб.
УЧЕБНИК
Используется презентация.
СООБЩЕНИЯ
КАРТОЧКА с планом описания
СЛАЙД № 9 «Опрос: Кто такие рыбы?»
Цель: проверить степень и качество усвоения нового материала.
|
||
|
|||||||
П: определение границ собственных знаний.
|
- Какую цель мы ставили на уроке? -Достигли ли мы ее? - С помощью чего?
- Кому из ребят можно сказать особое спасибо за активность на уроке и помощь в нашей работе? - Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, то возьмите красную рыбку. Если вы допускали ошибки на уроке, но потом исправили их, то зелёную. А если на уроке вам было трудно, не запомнили названия, то серую. Давайте отпустим их в плавание.
Проводит рефлексию, анализ успешность каждого ученика. |
Оценка своей деятельности |
|
|
КОЛЛАЖ
|
||
Л: творческое отношение к процессу выполнения задания.
|
- У кого дома есть аквариумные рыбки? Узнайте их название, опишите внешний вид, расскажите о правилах ухода за рыбками. Подготовьте об этом сообщение. (даем 2-3 ученикам) Остальные дети рисуют экзотических рыб. Инструктаж по выполнению д.з., рекомендация литературы и интернет- ресурсов.
|
Осознают, принимают задание.
|
|
|
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.