Проект «В гости к нам пришла Матрешка!»
Подготовила воспитатель 2 младшей группы: Пилипенко Татьяна Викторовна.
Для детей младшего возраста.
"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".
Е.Флерина.
Идея проекта: пробудить интерес к разнообразию русских традиций и промыслов народных игрушек через знакомство детей с матрёшкой.
Вид проекта: ролево-игровой
Цель: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.
Программное
содержание проекта:
Познакомить с самой популярной русской народной деревянной игрушкой –
матрешкой. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность.
Задачи:
Образовательные:
* Сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке МАТРЁШКЕ.
* Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края.
* Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края.
* Познакомить детей с нетрадиционными изобразительными техниками.
* Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.
Развивающие:
* Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца.
* Развивать умение детей самостоятельно выбирать различные нетрадиционные техники и использовать их в своей работе, совершенствуя навыки и приёмы работы с ними.
* Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.
Воспитывающие:
* Воспитывать любовь и уважение к народному искусству.
* Создавать радостную атмосферу на занятии, стараться вызывать у детей у детей желание самостоятельно творить с помощью нетрадиционных изобразительных техник.
* Воспитывать аккуратность в работе.
Классификация проекта:
по составу участников – коллективный проект (групповой)
по целевой установке – приобщение детей к культуре родного края
по тематике – творческий проект
по срокам реализации – кратковременный проект
Участники проекта: педагог, дети, родители.
Длительность проекта: 1 месяц.
Этапы реализации проекта «Русская народная игрушка - МАТРЁШКА»:
1 этап Подготовительный
Погружение в проблему, постановка задач.
1. Беседа в диалоговой форме с детьми об игрушках наших бабушек и дедушек, об игрушках матрёшках.
2. Рассматривание игрушки матрёшки.
3. Пробуждение интереса к теме развлечения ( дети совместно с воспитателем знакомятся с материалом проекта и отвечают на вопросы).
4. Рассматривание наглядно – дидактического материала.
5 Знакомство с проектом.
2 этап Продуктивный.
Организация практической работы над проектом.
1. Подборка нужной литературы
2. Изготовление памяток для осуществления проекта.
3.Непосредственно- образовательная деятельность:
1. Аппликация:
Изготавливаем куклу-матрёшку и наносим на неё узоры.
2. Художественная литература: чтение потешек, стихов, загадок, пословиц, закличек о матрёшке
3. Музыкальные занятия: заучивание частушек, знакомство с народными песнями.
4.Рисование «Сарафан для матрёшки».
5.Конструирование «Дома для матрёшек».
3 этап Обобщающий
Систематизация информации
1. Работа с информацией, дополнительной литературой;
2. Выполнение оформления проекта:
* На занятиях по художественному творчеству украшают наряд матрёшке.
* На занятиях по развитию речи и худ. литературе читаем произведения из раздела “Устное народное творчество” .
* На занятии по сенсорике формируем умение разбирать и собирать матрёшку
* На уроках музыки разучивают частушки. Помогают детям, педагогам в организации всех мероприятий.
4 этап Заключительный
Выставка детских работ «В гости к нам пришли матрёшки». Подготовка презентации проекта через проведение развлечения «В гости к матрёшке».
Мероприятия по реализации проекта:
Познавательно - речевое развитие.
- чтение и обсуждение стихотворений, потешек о матрёшках
- рассказ воспитателя о русской народной игрушке матрёшке
- отгадывание загадок о матрёшке
Художественно – творческая деятельность.
- Рисование «Сарафан для матрёшки»
- Конструирование из пластмассового конструктора «Дома для матрёшек»
- Лепка «Украшаем матрёшку»
- Аппликация «Наряд для матрёшки»
- Лепка «Украшаем матрешку»
(См. приложение)
Игровая деятельность.
- Дидактическая игра «Матрёшки»
- Спектакль «Матрёшки»
- Физкультминутка «Научи матрёшку»
- Дидактическая игра «Большие и маленькие матрёшки»
- Дидактическая игра «Красный – синий»
- Дидактическая игра «Подбери двери к домикам»
- Музыкальная игра «Матрёшки танцуют»
- Хоровод «Матрёшки»
Методическое обеспечение.
- Подбор методической и художественной литературы.
- Оформление памятки для родителей «Русская народная игрушка – МАТРЁШКА»
- Картотека потешек, стихотворений, пестушек, песенок, прибауток,
загадок о матрёшках.
План тематического проекта:
1. Тема и ее происхождение__«Мы веселые матрешки». В рамках цикла: «знакомство с народными промыслами» (вторая младшая).
2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта: Мир искусства (сарафан для матрёшки), конструирование (построение лестницы для матрёшек), аппликация (матрешка), лепка (угощение для матрешки), математика (дидактические игры), театрализация, физкультурное развлечение .
3. Необходимые материалы: выставка игрушек матрешек; плотный картон белого цвета; вырезанные трафареты матрешек; кисти; гуашь; цветная бумага; клей; пластилин; «строительный материал»; костюм матрешки; цветные карандаши;
4. Вопросы к детям по предлагаемому проекту
Что мы знаем? - Это игрушка.
Что мы хотим узнать? – Из чего сделана? Как играть?
Как нам найти ответы на наши вопросы? – Можно узнать у мамы или папы. Можно спросить у воспитателя. Можно посмотреть в компьютере.
5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя)
6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта
Актуальность проекта:
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры.
Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.
Принципы:
-вхождение
детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
-формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты);
-составление плана-схемы проекта;
-сбор, накопление материала;
-включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности;
-домашние задания для совместной деятельности с родителями;
-презентация проекта - книжки-малышки (выход на другие группы), открытое занятие (физкультурное развлечение).
Результат:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.