Проект «В гости к нам пришла Матрешка!»

  • doc
  • 21.09.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала matreshka.doc

Проект «В гости к нам пришла Матрешка!»

Подготовила воспитатель 2 младшей группы: Пилипенко Татьяна Викторовна.

Для детей младшего возраста.

"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Е.Флерина. 

Идея проекта: пробудить интерес к разнообразию русских традиций и промыслов народных игрушек через знакомство детей с матрёшкой.

Вид проекта: ролево-игровой

 Цель: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.

Программное содержание проекта:
Познакомить с самой популярной  русской народной деревянной игрушкой – матрешкой. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность.

Задачи:

Образовательные:

* Сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке МАТРЁШКЕ.

* Познакомить детей и привлечь  родителей к историческому и культурному наследию родного края.

* Познакомить детей и привлечь  родителей к историческому и культурному наследию родного края.

* Познакомить детей с нетрадиционными изобразительными техниками.

* Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.

Развивающие:

* Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца.

* Развивать умение детей самостоятельно выбирать различные нетрадиционные техники и использовать их в своей работе, совершенствуя навыки и приёмы работы с ними.

* Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.

Воспитывающие:

* Воспитывать любовь и уважение к народному искусству.

* Создавать радостную атмосферу на занятии, стараться вызывать у детей у детей желание самостоятельно творить с помощью нетрадиционных изобразительных техник.

* Воспитывать аккуратность в работе.

Классификация проекта:

по составу участников – коллективный проект (групповой)

по целевой установке – приобщение детей к культуре родного края

по тематике – творческий проект

по срокам реализации – кратковременный проект

Участники проекта: педагог, дети, родители.

Длительность проекта: 1 месяц.

Этапы реализации проекта «Русская народная игрушка - МАТРЁШКА»:

1 этап Подготовительный

Погружение в проблему, постановка задач.

1. Беседа в диалоговой форме с детьми об игрушках наших бабушек и дедушек, об игрушках матрёшках.

2. Рассматривание игрушки матрёшки.

3. Пробуждение интереса к теме развлечения ( дети совместно с воспитателем знакомятся с материалом проекта и отвечают на вопросы).

4. Рассматривание наглядно – дидактического материала.

5 Знакомство с проектом.

2 этап Продуктивный.

Организация практической работы над проектом.

1. Подборка нужной литературы

2. Изготовление памяток для осуществления проекта.

3.Непосредственно- образовательная деятельность:

1. Аппликация:

Изготавливаем куклу-матрёшку и наносим на неё узоры.

2. Художественная литература: чтение потешек, стихов, загадок, пословиц, закличек о матрёшке

3. Музыкальные занятия: заучивание частушек, знакомство с народными песнями.

4.Рисование «Сарафан для матрёшки».

5.Конструирование «Дома для матрёшек».

3 этап Обобщающий

Систематизация информации

1. Работа с информацией, дополнительной литературой;

2. Выполнение оформления проекта:

* На занятиях по художественному творчеству украшают наряд матрёшке.

* На занятиях по развитию речи и худ. литературе читаем произведения из раздела “Устное народное творчество” .

* На занятии по сенсорике формируем умение разбирать и собирать матрёшку

* На уроках музыки разучивают частушки. Помогают детям, педагогам в организации всех мероприятий.

4 этап Заключительный

 Выставка детских работ «В гости к нам пришли матрёшки». Подготовка презентации проекта через проведение развлечения «В гости к матрёшке».

Мероприятия по реализации проекта:

Познавательно - речевое развитие.

- чтение и обсуждение стихотворений, потешек о матрёшках

- рассказ воспитателя о русской народной игрушке матрёшке

- отгадывание загадок о матрёшке

Художественно – творческая деятельность.

- Рисование «Сарафан для матрёшки»

- Конструирование из пластмассового конструктора «Дома для матрёшек»

- Лепка «Украшаем матрёшку»

- Аппликация «Наряд для матрёшки»

- Лепка «Украшаем матрешку»

(См. приложение)

Игровая деятельность.

- Дидактическая игра «Матрёшки»

- Спектакль «Матрёшки»

- Физкультминутка «Научи матрёшку»

- Дидактическая игра «Большие и маленькие матрёшки»

- Дидактическая игра «Красный – синий»

- Дидактическая игра «Подбери двери к домикам»

- Музыкальная игра «Матрёшки танцуют»

- Хоровод «Матрёшки»

Методическое обеспечение.

- Подбор методической и художественной литературы.

- Оформление памятки для родителей «Русская народная игрушка – МАТРЁШКА»

- Картотека потешек, стихотворений, пестушек, песенок, прибауток,

загадок о матрёшках.

План тематического проекта:

1. Тема и ее происхождение__«Мы веселые матрешки». В рамках цикла: «знакомство с народными промыслами» (вторая младшая).

2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта: Мир искусства (сарафан для матрёшки), конструирование (построение лестницы для матрёшек), аппликация (матрешка), лепка (угощение для матрешки), математика (дидактические игры), театрализация, физкультурное развлечение .

3. Необходимые материалы: выставка игрушек матрешек; плотный картон белого цвета; вырезанные трафареты матрешек; кисти; гуашь; цветная бумага; клей; пластилин;  «строительный материал»; костюм матрешки; цветные карандаши;

 

4. Вопросы к детям по предлагаемому проекту

Что мы знаем? - Это игрушка.

Что мы хотим узнать? – Из чего сделана? Как играть?

Как нам найти ответы на наши вопросы? – Можно узнать у мамы или папы. Можно спросить у воспитателя. Можно посмотреть в компьютере.

5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя) 

6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта    

 Актуальность проекта:

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено  за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры.

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.

Принципы:
-
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

-формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты);

-составление плана-схемы проекта;

-сбор, накопление материала;

-включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности;

-домашние задания для совместной деятельности с родителями;

-презентация проекта  - книжки-малышки (выход на другие группы), открытое занятие (физкультурное развлечение).

Результат:

  1. Участие в проекте 65% семей,  в мастер -  классе «Как играть с Матрешкой»
  2. Заинтересованность детей  темой:  русская народная игрушка «Матрешка», проявление их познавательной активности: вместе с  родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
  3. Принесение детьми из дома своей литературы для чтения,  самостоятельно нарисованные рисунки матрешек.
  4. Обыгрывание в детском саду сюжетно – ролевой  игры «К нам Матрешки в гости пришли».
  1. Проведение физкультурного досуга «В гостях у матрешки».
  2. Инициативное конструирование детьми  из строительного материала, конструктора домиков для Матрёшек по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
  3. Организация  в детском саду  для детей 2 младшей группы презентации своих книжек – малышек о матрешках.