Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Баунтовского района - детский сад "Жемчужинка" общеразвивающего вида
с приоритетным направлением
здоровьесбережение
Проект в средней группе
«Деревья наши друзья»
Выполнила воспитатель 1 категории.:
Бочкарёва Г.А.
с.Багдарин 2018 г.
Тема проекта: "Деревья".
Срок реализации: 10 - 19 января 2018 год.
Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный.
Актуальность:
Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Цель:
Научить детей среднего дошкольного возраста рисовать лиственные и хвойные деревья. Формировать представление о деревьях, как о живых организмах; развивать познавательные и творческие способности детей среднего дошкольного возраста; воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
- расширить и закрепить знания детей о лиственных и хвойных деревьях. - воспитывать у детей бережное отношение к природе. – обогащать словарный запас детей. – научить детей рисовать хвойные и лиственные деревья Расширить знания о деревьях: особенности строения, произрастания и возможности использования человеком.
Оборудование:
- картинки с иллюстрациями лиственных и хвойных деревьев. – краски акварельные, фломастеры, кисточки, емкость с водой, салфетки, бумага для рисования,.
Предполагаемый результат:
Формирование осознанно-правильного отношения к природе, систематизация знаний о деревьях, повышение познавательных интересов через различные виды деятельности.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель.
Методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые, практические:
- наблюдения,
- беседы,
- чтение художественной литературы,
- игры.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап:
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– подбор методической литературы для реализации проекта;
– подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.
II. Основной этап:
1. Беседы с детьми:
- «Здравствуй, дерево!»;
- «Какие деревья растут в наших лесах»;
- «Как деревья помогают человеку»;
- «Как появляются деревья»;
- «Почему нужно беречь и охранять деревья»;
- «Как сберечь деревья?»
2. Ознакомление детей с художественной литературой:
Чтение: И. Семенова «Березка», О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель», А. Прокофьев «Наш лесок», М. Ивенсен «Ёлочка», И. Токмакова «Ива», П. Воронько «Липка»; заучивание: П. Воронько «Берёзка».
3. Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года:
И. Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «Зима», И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща» и беседы по их содержанию;
4. Прослушивание:
Запись «Голоса леса», в музыкально-поэтическом сопровождении: Е. Кочеткова «Дерево», «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.
6. Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность:
- рисование на тему «Дерево»;
7. Дидактические игры:
1. «Что сначала, что потом». Цель: формировать представление о деревьях в разное время года; воспитывать эстетическое восприятие; бережное отношение к деревьям.
2. «С какого дерева листок». Цель: совершенствовать умение сопоставлять листья с деревьями, обогащать словарный запас.
3. «Подбирай, запоминай, называй» Цель: учить находить картинку, называть изображение на них в соответствии со временем года.
4. «Что лишнее». Цель: развивать внимание, логику, умение сравнивать и сопоставлять.
5. «Опиши, я отгадаю». Цель: формировать правильное представление о деревьях, развивать речь детей.
III. Заключительный этап
Художественно-творческая деятельность.
Занятие №5
Тема: «Хвойные деревья».
Цель: Научить детей рисовать хвойное дерево – ель.
Задачи: - обобщить и расширить знания детей о хвойных деревьях. – воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе.
– обогащать словарный запас детей. – научить детей рисовать ель пошагово, с помощью схем.
Оборудование:
- картинки с изображением хвойных и лиственных деревьев.
- краски акварельные, фломастеры, кисточки, емкость с водой, салфетки, бумага для рисования, палитра.
Прежде чем вы узнаете, о каком дереве пойдет сегодня речь, я предлагаю вам внимательно послушать стихотворение.
Мы живем на Севере, где тайга без конца, Где высокие сосны тянутся в небеса. Где дремучие ели словно стражи стоят, Где красивые пихты в глубь лесную манят.
Где могучие кедры – богатыри простирают над нами ветви свои.
Название каких деревьев вы услышали в этом стихотворении? (сосна, ель, пихта, кедр). Что общего у всех названных деревьев? (у всех названных деревьев есть хвоя). Это хвойные деревья). Сегодня мы побеседуем о хвойных деревьях и научимся рисовать наше любимое хвойное дерево, без которого не обходится самый замечательный праздник – Новый Год. Это….. ель, а ласково - ЕЛОЧКА! Давайте поговорим о том, чем похожи и чем отличаются хвойные деревья от лиственных деревьев. А для этого нам надо вспомнить для чего на земле растут деревья и, какую функцию они выполняют.
Ответы детей: хвойные и лиственные деревья очищают воздух, кормят птиц своими семенами, служат жилищем для белок и птиц. А еще из деревьев строят различные постройки, мебель. И те и другие деревья растут в лесу, парке, сквере и т.д.
Скажите, если в лесу растут только ели, как этот лес будет называться: ели - ельник сосны – сосняк кедры - кедровник дубы – дубрава
Отличия: У лиственных деревьев большая листовая пластина, листья сначала зеленые, осенью они становятся разноцветными (красные, желтые), а затем совсем опадают.
Хвойные деревья вечнозеленые, вместо листьев у них иголки. По стволам хвойных деревьев течет смола, которую люди собирают, так как смола полезна.
Все ли хвойные деревья вечнозеленые? Лиственница сбрасывает свою хвою на зиму. Остальные хвойные деревья стоят зелеными круглый год, а хвоинки выдерживают суровые морозы и не осыпаются потому, что они покрыты воском, который хорошо защищает их от холода. Вы совершенно верно назвали сходства и отличия лиственных и хвойных деревьев.
Люди сложили много пословиц о лесе, давайте их вспомним. Лес – богатство и краса, береги свои леса. Лес и вода – брат и сестра. По лесу иди – под ноги гляди. Лес не школа, а всех учит. Не высок лесок, а от жары спасет.
А еще в народе говорят, что каждый человек должен посадить дерево.
Мы с вами уже многое узнали о таких деревьях, как береза, дуб, ива. Сегодня поговорим о елке. Это дерево знакомо нам с самого детства. Наш любимый праздник Новый Год не обходится без нарядно украшенной елочки, под которой Дедушка Мороз оставляет для нас подарки.
Ель – высокое, стройное хвойное дерево с густой конусовидной кроной. Хвоя у ели колючая. Растет оно очень медленно; 10 – 15летнее деревце редко бывает выше полутора метров. Живет ель 250 – 300 лет, бывает иногда до 500 лет.
Ель лучше, чем другие деревья очищает воздух и поставляет кислород. Примерно четыре средней величины ели обеспечивают на всю жизнь дыхание одного человека.
Древесина у ели легкая, мягкая. Музыкальные инструменты, сделанные из ели (пианино, скрипки, контрабасы) обладают изумительным звучанием.
Из древесины ели так же делают бумагу, картон, кинопленку. Еще древесину ели широко применяли для изготовления мелких судов – от лодок до пассажирских колесных пароходов. Настои и отвары хвои, шишки применяют в народной медицине, они обладают противомикробным действием. Название ели переводится как смола. Широко еловую смолу используют в медицине.
Существует такая легенда:
В далекие времена все деревья на земле красовались листвой даже в холодные зимы, но все изменилось. Однажды стая птиц летела в южные страны. Одна птица сломала крыло и отстала от стаи. Она искала пристанище на деревьях. Просила помощи птица у дуба, у ивы, у березы, но все они не ответили на ее мольбы. Только ель приняла птицу на своих пушистых ветвях. Лесной дух разозлился на жестокие деревья и решил проучить их. С морозами пришел холодный ветер и отобрал у дуба, ивы и березы их защиту и красоту – листья.
С тех пор эти деревья вынуждены страдать в зимние морозы. А добродушная ель круглый год имеет зеленое убранство.
Вот сколько нового и интересного мы сегодня узнали о елке и хвойных деревьях.
Прежде чем мы начнем рисовать это удивительное дерево, давайте разомнем наши руки с помощью пальчиковой игры: «Деревья».
Всем в лесу на удивленье (трут ладони друг о друга). Разные растут деревья (открывают ладони и растопыривают пальцы). Вот уперлась в небеса вся смолистая сосна (соединяют локти «стволы», раскрывают ладони «кроны»).
Распустила ветви – косы белоствольная береза («фонарики» с движением вверх, вниз)
Дуб раскинул свои ветви, и не страшен ему ветер (вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)
Ель иголки распустила (опускают руки через стороны вниз с растопыренными пальцами)
И грибочки все закрыла (показывают гриб – указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка)
Шелестят листвой деревья словно разговор ведут, Руки – ветки распустили, птичек в гости к себе ждут (сцепляют большие пальцы, разводят ладони в стороны – показывают птиц).
Вот теперь наши руки готовы к тому, чтобы перейти к рисованию елки, а помогут нам в этом схемы – алгоритмы. Рисовать мы будем пошагово.
Шаг №1 Обозначаем ствол будущей елки в виде линии.
Шаг №2 Расширяем ствол дерева: получается высокий узкий треугольник. Затем рисуем большие ветви дерева. Все ветви тянутся к небу, лишь самые нижние ветви наклонены к земле.
Шаг №3 Расширяем скелет крупных ветвей – делаем их более объемными. Затем добавляем на каждой ветке несколько маленьких веточек.
Шаг №4 Ствол с ветками «наряжаем» в зеленые иголочки. Получается красивая елочка – зеленая иголочка.
Теоретическая значимость проекта: систематизация и расширение имеющихся теоретических представлений у детей о деревьях (особенности строения, произрастания, рисования).
Практическая значимость проекта: формирование экологически грамотного и безопасного для природы поведения, развитие творческих способностей детей.
Познавательная значимость проекта: формирование познавательных интересов: наблюдать, анализировать, сравнивать; формирование осознанно-правильного отношения к природе: желания ухаживать беречь и любоваться красотой деревьев.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.