Проект "В здоровом теле - здоровый дух"

  • docx
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ХАБАРОВА ОЛЬГА ГЕОРГИЕВНАjob_24316_1605619042.docx

Педагогический проект

1.Автор разработки Хабарова Ольга Георгиевна

2.Муниципальное Дошкольное автономное образовательное учреждение  г. Хабаровска      «Детский сад комбинированного вида № 71»

3. Разработка выполнена в  среде текстового редактора WORD

4. Тема: «В здоровом теле - здоровый дух»

5.Разработка рекомендована учителям-логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми 6-7 лет, а также родителям ( законным представителям).

6.Номинация конкурса: «Педагогический проект».

7. Возраст дошкольников: 6-7 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

Нетрадиционные технологии оздоровления дошкольников

«В здоровом теле - здоровый дух»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск-2020г

 

Содержание

1. Краткая аннотация проект                                                                                   3

2. Паспорт проекта                                                                                                   5

3. Актуальность                                                                                                        7

4. Проблема проекта                                                                                                 9

5. Цель и задачи проекта                                                                                          9

6. Средства достижения поставленных задач                                                       10

7. Методы и формы реализации проекта                                                              10                                                         

8. Предполагаемый результат                                                                                11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«В здоровом теле- здоровый дух»

Девиз: «Здоровье сохраняем  - жизнь детей оберегаем!»

Краткая аннотация проекта.

     От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. По данным исследователей А.А. Баранова, Н.Н.Куинджи, И.С.Песчаной, Г.Н.Сердюковской,Т.И.Стукаловой, А.М.Черных в последние десятилетия наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения на 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5 % возросла численность детей 3-й группы здоровья с отчетливо выраженными отклонениями и хроническим заболеваниями. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с  неудовлетворительным экологическим  положением- лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети испытывают вредное воздействие гиподинамии.

     В современных условиях развития общества проблема сохранения здоровья детей является значимой.Особенно этот вопрос остро стоит дошкольных организациях, где вся практическая работа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Именно в дошкольном детстве  в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребёнка, происходит  тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Поэтому,  профилактика заболеваемости, оздоровление   детей  дело не одного дня, а систематическая и спланированная работа коллектива образовательной организации.

    Данный проект даёт возможность педагогам дошкольных образовательных учреждений  самостоятельного отбора методик, содержания обучения и воспитания дошкольников, позволяет сочетать в работе как традиционные методики, так и нетрадиционные, способствующие укреплению и сохранению здоровья детей.

    Роль педагога ДОУ  состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье  дошкольника и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.

     В ходе совместной деятельности с детьми, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника культуре здорового образа жизни. Известно, что здоровье, более чем на половину, зависит от образа жизни, на четверть - от окружающей среды. Сегодня под здоровым образом жизни понимают активную деятельность того, кто хочет быть здоровым, направленную на сохранение и улучшение здоровья.

Компоненты здорового образа жизни:

1. Правильное питание

2. Рациональная двигательная активность

3. Закаливание организма

4. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния

    Начальные знания и навыки по этим составляющим необходимо заложить основу фундамента здорового образа жизни ребёнка. Более глубокая задача- привить ребёнку необходимость быть здоровым, а значит, активным, дееспособным. Необходимо воспитывать у ребёнка уважение к собственному здоровью и обязанность беречь его. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и  психологического здоровья. До 7 лет  дошкольник проходит огромный путь развития, не повторяемой на протяжении последующей жизни. Именно, в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни .

   С  этой целью перед реализацией проекта «Нетрадиционные технологии оздоровления дошкольников» в дошкольном учреждении в контрольной группе была проведена диагностика уровня представления детей о здоровом образе жизни, в котором приняло участие 20 детей и их родителей. Диагностика включала в себя следующие показатели и критерии компонентов представлений о здоровом образе жизни: физического здоровья и психоэмоционального благополучия.

    Здоровье -  это состояние физического, психоэмоционального и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Существует множество различных , которые факторов, которые влияют на здоровье дошкольников:

- внутренние

- внешние

Принципы здоровье сбережения:

1. Не навреди

2. Принцип триединого представления о здоровье.

3. Непрерывность и преемственность

4. Соответствие  содержания  и организации обучения и воспитания возрастным  и  индивидуальным особенностям ребёнка.

5. Комплексный, междисциплинарного подход

Паспорт проекта

По составу участников - коллективный

По срокам реализации - долгосрочный

Тип проекта

1. Информационный

2. Практико- ориентированный

3.Творческий

База реализации проекта

Муниципальное автономное дошкольное образовательная организация г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 71»

По содержанию

Социально-педагогический

Участники проекта

Дошкольники, воспитатели, узкие специалисты,родители

Нормативно- правовой ресурс

1. ФЗ «Об образовании»

2. Программа развития МАДОУ №71

3.Устав МАДОУ №71

4. ФГОС дошкольного образования

5.Санитарно-эпидемиологические правила и  нормативы СанПиН

Материально-технический ресурс

- приобретение инвентарях, расходного материала для изготовления нетрадиционного оборудования, пособий, необходимых для создания здоровьесберегающей среды в групповом помещении, музыкальном зале, спортивном зале, территории дошкольной организации.

 Информационный ресурс

1. Изучение методической и познавательной литературы

2. Получение информации из интернет- ресурсов

3. Получение информации из научно- популярных изданий

Принципы реализации проекта

1. Принцип целостности и комплексности

2. Принцип научности

3. Принцип доступности

4. Принцип наглядности

5. Принцип активного обучения

6. Принцип коммуникативность

7. Принцип индивидуализации и дифференциации

8. Онтогенетический принцип

9. Принцип креативности личности ребёнка

10. Принцип постепенного наращивания оздоровительных мероприятий

11.Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса

Актуальность

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении» (Т.В. Хацкевич)

    Здоровье - это сложное  понятие, которое рассматривается как полное физическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, с самим собой, необходимо учиться, заботиться о своём здоровье с детства.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться  детства  следить за своим здоровьем.То, что упущено в детстве, наверстать невозможно.

В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояние здоровья детей, поэтому оздоровление  детей является одной  из основных задач, которые стоят перед государством.

    Актуальность проблемы определяется высокой заболеваемостью дошкольников, увеличение процента детей физически и соматически ослабленных, имеющих проблемы в психоэмоциональном развитии.

    Начинать формировать здоровый образ жизни необходимо в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом  является  природное любопытство ребёнка, желание все узнать  и попробовать, возрастная двигательная  активность  и детский оптимизм.

    Здоровый образ жизни-это рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность,  направленная на сохранение и укрепление здоровья.

   Согласно ФГОС ДО одним из требований в условии реализации основной образовательной программы является  создание образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психоэмоционального здоровья дошкольников.

   Данные исследования, проведённого на базе общеобразовательной группы МАДОУ №71,показали, что:

20% родителей интересуются спортом и приобщают своих детей к здоровому образу жизни, отдают детей в спортивные секции, соблюдают режим дня, заботятся  об эмоциональном благополучии детей.

30% родителей заинтересованы в развитии детей, соблюдают режим дня, заботятся об психоэмоциональном благополучии детей, но спортивные секции не посещают.

50% родителей не интересуются новыми технологиями оздоровления, не соблюдают режим дня, не заботятся о психоэмоциональном благополучии детей.

60% часто болеющих детей и 30% эмоционально неустойчивых детей.

     По результатам  диагностики выявились общие тенденции современного дошкольника:

1. Дисгармоничное физическое развитие.

2.Эмоциональный дискомфорт. Все больше детей с эмоциональными проблемами, находящиеся в состоянии аффективной напряжённости , отсутствия опоры в близком окружении. Такие дети ранимы, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих.

3. Недостаточная социальная компетентность, выражающаяся в неумении разрешать простейшие конфликты.

4. Наблюдается недоразвитие мелкой моторики рук, слабые графические навыки, общая моторная неловкость.

    Таким образом, важность воспитания здорового образа жизни у детей  обусловлена пониманием, что прививать основные знания, навыки и привычки по сохранению и укреплению здоровья необходимо с раннего детства.

   В связи с этим, в условиях  дошкольной образовательной организации и  семьи необходима организация здоровьесберегающего пространства, включающего использование не только современных  лечебно - профилактических средств, но и организацию эмоционально насыщенной, психологически комфортной оздоровительной жизнедеятельности для максимально возможной двигательной активности.

Проблема

1. Поиск участниками образовательного процесса эффективных путей укрепления здоровья детей и приобщение воспитанников и их родителей к здоровому образу жизни.

2. Создание здоровьесберегающей среды в МАДОУ, укрепление интегрированных связей между узкими специалистами, работающими с дошкольниками, применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий с целью обеспечения физического развития и психоэмоционального благополучия и комфорта, предоставление ребёнку возможности проявить себя в социальном плане, освоить определённые правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими детьми, укрепить уверенность в своих силах.

Цель проекта

Создание условий для оздоровления и всестороннего развития дошкольников через применим нетрадиционных здоровьесберегающих технологий.

Задачи

(Целевые ориентиры для педагогов)

1.Проанализировать  мониторинговые исследования физического и психоэмоционального здоровья детей на начало и завершение проекта.

2. Разработать алгоритм деятельности участников образовательного процесса, ориентированной на соблюдение детьми здорового образа жизни.

3.Создать оздоровительный микроклимат, соответствующую здоровьесберегательную среду для обеспечения двигательной активности, психоэмоционального  комфорта дошкольников и осознание успешности в любых видах деятельности.

4. Сохранять, укреплять и развивать физическое и психоэмоциональном здоровье дошкольников через комплексное  и систематическое применение нетрадиционных здоровьесберегающей  технологий, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

5.Активизировать  и обогащать опыт дошкольников о способах и правилах сохранения и укрепления своего здоровья.

6. Формировать устойчивый интерес родителей и детей к здоровому образу жизни через повышение их компетенции в вопросах здорового образа жизни.

Целевые ориентиры для родителей

1. Учитывать опыт детей, приобретённый в дошкольном учреждении, создавать  в семье благоприятные условия для физического развития и психоэмоционального благополучия детей.

Средства достижения поставленных задач

1. Сохранение  и укрепление здоровья воспитанников через применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, развлечениях, праздниках.

2. Создание единого здоровьесберегающего пространства с сетью интегрированных связей между участниками педагогического процесса.

3. Использование нетрадиционного оборудования для оздоровления дошкольников.

Методы реализации проекта

1. Объяснительно- иллюстративный

2. Репродуктивный

3. Частично- поисковый

4. Метод проблемного изложения

Формы реализации проекта

1. Групповые

2. Подгрупповые

3. Индивидуальные

Предполагаемый результат

    Ожидаемые результаты  будут продуктивными, если все участники проекта  осознают важность собственных усилий для сохранения и укрепления здоровья. Только в этом случае, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.

1. Сформированы у детей представления о здоровом образе жизни.

2. Развита двигательная активность в различных видах деятельности и в повседневной жизни.

3. Модель развития личности ребёнка к завершению реализации проекта:

Веселый и жизнерадостный

Не подвержен простудам

Эмоционально устойчив

Физически здоров

Чистая речь

Любознательный

Хороший иммунитет

Правильная осанка

Активный

Румяный

Красивый

4. Практическое внедрение и освоение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в системе работы по здоровьесбережению .

5. Созданы оптимальные условия для развития индивидуальности через осознание им своих возможностей и способностей, с учётом « зоны ближайшего развития»

6. Повышен теоретический уровень и профессионализм в вопросах применения нетрадиционных здоровьесберегающих технологий.

7. Реализован педагогический потенциал и творчество педагогов

8. Стабильные показатели состояния здоровья воспитанников, повышено качество здоровьесберегающих мероприятий по укреплению и сохранению здоровья, психоэмоционального благополучия каждого ребёнка

9. Родители станут единомышленниками с педагогами по применению нетрадиционных форм оздоровления детей .

10. Родители приобретут необходимые знания и умения по данной теме, станут более информированными в вопросах оздоровления детей в условиях семьи.

11. Родители будут вовлечены в единое здоровьесберегающей пространство семья - ребенок - детский сад.

Успешному формированию у ребёнка представлений о здоровом образе жизни способствует комплексный подход.

    Проект адресован педагогам дошкольного образования, родителям. В процессе реализации проекта будет создана  и расширена  здоровьесберегающая среда, позволяющая расширить и укрепить  знания педагогов, родителей, детей  о способах оздоровления  и сбережения здоровья.

Работа в системе, с применением нетрадиционных здоровьесберегающих  технологий, повысит  результативность образовательного процесса, сформирует у детей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление  здоровья, приобщит родителей к пропаганде здорового образа жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы реализации проекта.

Этапы проекта

Сроки проведения

Педагоги

Дошкольники

Родители

1 этап

Организационно- подготовительный

Этап

Сентябрь- Октябрь

1.Анализ нормативно- правовой базы

2. Обсуждение цели, задачи, проблему проекта.

3. Составление плана и прогноза реализации проекта.

4. Проведение мониторинговых исследований.

5. Выявление родительского запроса по теме проекта.

6. Создание условий   для   всех участников педагогического проекта. 

7. Анкетирование участников проекта.

Мониторинговые исследования:

Интервью с детьми по теме: «Что такое здоровье и как его беречь?»

 

 

 

 

1. Мониторинговые исследования

2. Проведение родительских собраний по теме проекта:

«Как воспитывать ребёнка здоровым и счастливым?»

«Родители - образец для подражания»

3.  Проведение семинаров- практикумов

«Делай как я, делай лучше меня»

4. Оформление стендов, летбуков о информацией по теме проекта:

«Спорт а наши дни»; «Моя спортивная семья»;

«Здоровая семья- крепкая семья»


 

 

II этап

Содержательно- целевой этап

Ноябрь- апрель

Проведение мероприятий в дошкольном учреждении с применением:

- технологии стимулирования и сохранения здоровья с использованием релаксационных комплексов, упражнений дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, зрительных тренингов, кинестетических упражнений, игр с природным материалом)

- технологии здорового образа жизни: игротерапия, самомассаж, массаж.

- коррекционных технологий: сказкотерапия логоритмика, сенсорно- моторные упражнения, речедвигательная гимнастика.

 

 

 

 

Применение нетрадиционных здоровье-

сберегающих

технологий в образовательно- воспитательной работе через все виды деятельности:

- элементы Суд- джок терапии;

- кинезиоло-

гические упражнения;

-биоэнерго-

пластика;

-музыкотерапия;

-цветотерапия;

-релаксационные упражнения с элементами логоритмики;

-игровой стретчинг

(снижение мышечного тонуса, повышение эластичности мышц);

- ниткография;

- применение в качестве материала для занятий прищепок, цветной проволоки, шерстяных ниток;

- оформление альбомов детского словотворчества

по теме проекта

- создание

«Календаря  Неболейки»;

-составление Книги рекордов детского сада

 

 

 

Проведение тематических занятий:

-«Сохраним здоровье с детства»;

-«Мы- активные, мы - здоровые!»;

-Создание игровых ситуаций на основе применения  дидактических игр «Полезные и вредные привычки», «Съедобное- несъедобное»,

«Азбука здоровья», использования

сюжетно- ролевых игр «Доктор Неболейка», «Айболит спешит на помощь», «Полезные Советы Совушки-Совы;

-Беседы с детьми:

«Распорядок дня»;

«Утренняя зарядка- залог хорошего настроения;

-Сочинение сказок на тему: «Буду жить до 100 лет»;

Интервью с долгожителями и спортсменами  города;

Заучивание пословиц, поговорок по теме: «В здоровом теле - здоровый дух»;

Проведение мероприятия «Веселые старты»

 

Активное участие родителей в проекте

- информация родителям о спортивных секциях города

- проведение утренней гимнастики

- составление  картотек подвижных игр

- мастер - класс «Дышим правильно»

-

III этап

Заключительный

(констатирующий)

Май-июнь

1. Мониторинговые исследования по результатам  проведения проекта

2. Проведение итогового мероприятия «День здоровья»

3. Презентация продуктов проекта

4. Обобщить опыт работы педагогов

5. Пропаганда опыта педагогов в учреждении и в социуме

1. Постановка спектакля по сказке «Доктор Айболит»

2. Праздник «День здоровья»

3. Выставка детских работ

4. Составление пирамиды семейного здоровья (совместно с родителями)

1. Анкетирование родителей и педагогов с целью подведения итогов работы  по реализации проекта.

2. Участие в празднике «День здоровья»

3. Выпуск газеты

«Самая спортивная семья»

 

 

 

 

 

 

 

 

Предварительная работа по выработке стратегий проекта 

 

Этапы

проектирования

Задача этапа

Алгоритм действий

Первый этап.

Подготовка к проектированию

Предварительная оценка ситуации. Признание необходимости проектирования, определение задач. Разработка концепции проектирования объекта.

Предварительная оценка проблем, противоречий в объекте; определение предметов анализа; описание тех сторон объекта, которые необходимы и достаточны для инновационного исследования содержащихся в нем проблем; формулирование гипотез, обоснованных путей решения проблем; разработка концепции проектирования, установление целей и различных условий проектирования; разработка плана осуществления проектирования; формирование проектной группы, консультанта (эксперта). Разделение труда в проектной группе.

Второй этап

Предпроектный

Эмпирическое исследование и анализ состояния объекта. Выработка предложений по развитию объекта.

Анализ организации образовательной системы школы; стратегических направлений ее развития; анализ всех элементов системы, их роли, места, соответствия социальному заказу и потребностям управляемого объекта; оценка фактического состояния, ее потенциальных возможностей в связи с предполагаемыми изменениями системы; предложения по развитию.

Третий этап. Выработка проектных решений, разработка программы действий по их выполнению.

Разработка пакета проектных решений, перестроечных программ и систем измерения.

Выработка, анализ, оценка альтернатив; критический анализ; расширение проектных групп; расширение спектра альтернатив и выбор; принятие и формулирование решений; обсуждение, определение программы действий; документальное оформление.

Четвертый этап. Системные изменения. Включение выработанных решений в проект.

Разработка механизмов изменения объекта; устранение барьеров на пути внедрения проекта.

Формирование целей изменения соответственно целям проектируемой системы; определение реально существующих средств изменения объекта; моделирование изменений; конструктирование механизмов этого изменения; проверка предлагаемых средств на модели; налаживание коммуникаций, информации и т.д.; инструктажи, обучение; урегулирование конфликтов и др.

Пятый этап. Маркетизация результатов проектирования.

Обобщение результатов проектирования объекта; информирование заинтересованных сторон о проведенной реструктуризации системы, установление связей и отношений с исполнителями.

Систематизация проверенных знаний об исходном и измененном состояниях объекта, о механизмах и способах перевода объекта из первого его состояния в следующее; разработка системы методик для исполнителей.