Педагогический проект
1.Автор разработки Хабарова Ольга Георгиевна
2.Муниципальное Дошкольное автономное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 71»
3. Разработка выполнена в среде текстового редактора WORD
4. Тема: «В здоровом теле - здоровый дух»
5.Разработка рекомендована учителям-логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми 6-7 лет, а также родителям ( законным представителям).
6.Номинация конкурса: «Педагогический проект».
7. Возраст дошкольников: 6-7 лет.
Проект
Нетрадиционные технологии оздоровления дошкольников
«В здоровом теле - здоровый дух»
Хабаровск-2020г
Содержание
1. Краткая аннотация проект 3
2. Паспорт проекта 5
3. Актуальность 7
4. Проблема проекта 9
5. Цель и задачи проекта 9
6. Средства достижения поставленных задач 10
7. Методы и формы реализации проекта 10
8. Предполагаемый результат 11
«В здоровом теле- здоровый дух»
Девиз: «Здоровье сохраняем - жизнь детей оберегаем!»
Краткая аннотация проекта.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. По данным исследователей А.А. Баранова, Н.Н.Куинджи, И.С.Песчаной, Г.Н.Сердюковской,Т.И.Стукаловой, А.М.Черных в последние десятилетия наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения на 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5 % возросла численность детей 3-й группы здоровья с отчетливо выраженными отклонениями и хроническим заболеваниями. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экологическим положением- лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети испытывают вредное воздействие гиподинамии.
В современных условиях развития общества проблема сохранения здоровья детей является значимой.Особенно этот вопрос остро стоит дошкольных организациях, где вся практическая работа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребёнка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Поэтому, профилактика заболеваемости, оздоровление детей дело не одного дня, а систематическая и спланированная работа коллектива образовательной организации.
Данный проект даёт возможность педагогам дошкольных образовательных учреждений самостоятельного отбора методик, содержания обучения и воспитания дошкольников, позволяет сочетать в работе как традиционные методики, так и нетрадиционные, способствующие укреплению и сохранению здоровья детей.
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье дошкольника и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
В ходе совместной деятельности с детьми, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника культуре здорового образа жизни. Известно, что здоровье, более чем на половину, зависит от образа жизни, на четверть - от окружающей среды. Сегодня под здоровым образом жизни понимают активную деятельность того, кто хочет быть здоровым, направленную на сохранение и улучшение здоровья.
Компоненты здорового образа жизни:
1. Правильное питание
2. Рациональная двигательная активность
3. Закаливание организма
4. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния
Начальные знания и навыки по этим составляющим необходимо заложить основу фундамента здорового образа жизни ребёнка. Более глубокая задача- привить ребёнку необходимость быть здоровым, а значит, активным, дееспособным. Необходимо воспитывать у ребёнка уважение к собственному здоровью и обязанность беречь его. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья. До 7 лет дошкольник проходит огромный путь развития, не повторяемой на протяжении последующей жизни. Именно, в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни .
С этой целью перед реализацией проекта «Нетрадиционные технологии оздоровления дошкольников» в дошкольном учреждении в контрольной группе была проведена диагностика уровня представления детей о здоровом образе жизни, в котором приняло участие 20 детей и их родителей. Диагностика включала в себя следующие показатели и критерии компонентов представлений о здоровом образе жизни: физического здоровья и психоэмоционального благополучия.
Здоровье - это состояние физического, психоэмоционального и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Существует множество различных , которые факторов, которые влияют на здоровье дошкольников:
- внутренние
- внешние
Принципы здоровье сбережения:
1. Не навреди
2. Принцип триединого представления о здоровье.
3. Непрерывность и преемственность
4. Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка.
5. Комплексный, междисциплинарного подход
Паспорт проекта
По составу участников - коллективный
По срокам реализации - долгосрочный
Тип проекта
1. Информационный
2. Практико- ориентированный
3.Творческий
База реализации проекта
Муниципальное автономное дошкольное образовательная организация г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 71»
По содержанию
Социально-педагогический
Участники проекта
Дошкольники, воспитатели, узкие специалисты,родители
Нормативно- правовой ресурс
1. ФЗ «Об образовании»
2. Программа развития МАДОУ №71
3.Устав МАДОУ №71
4. ФГОС дошкольного образования
5.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
Материально-технический ресурс
- приобретение инвентарях, расходного материала для изготовления нетрадиционного оборудования, пособий, необходимых для создания здоровьесберегающей среды в групповом помещении, музыкальном зале, спортивном зале, территории дошкольной организации.
Информационный ресурс
1. Изучение методической и познавательной литературы
2. Получение информации из интернет- ресурсов
3. Получение информации из научно- популярных изданий
Принципы реализации проекта
1. Принцип целостности и комплексности
2. Принцип научности
3. Принцип доступности
4. Принцип наглядности
5. Принцип активного обучения
6. Принцип коммуникативность
7. Принцип индивидуализации и дифференциации
8. Онтогенетический принцип
9. Принцип креативности личности ребёнка
10. Принцип постепенного наращивания оздоровительных мероприятий
11.Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса
Актуальность
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении» (Т.В. Хацкевич)
Здоровье - это сложное понятие, которое рассматривается как полное физическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, с самим собой, необходимо учиться, заботиться о своём здоровье с детства.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться детства следить за своим здоровьем.То, что упущено в детстве, наверстать невозможно.
В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояние здоровья детей, поэтому оздоровление детей является одной из основных задач, которые стоят перед государством.
Актуальность проблемы определяется высокой заболеваемостью дошкольников, увеличение процента детей физически и соматически ослабленных, имеющих проблемы в психоэмоциональном развитии.
Начинать формировать здоровый образ жизни необходимо в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребёнка, желание все узнать и попробовать, возрастная двигательная активность и детский оптимизм.
Здоровый образ жизни-это рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья.
Согласно ФГОС ДО одним из требований в условии реализации основной образовательной программы является создание образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психоэмоционального здоровья дошкольников.
Данные исследования, проведённого на базе общеобразовательной группы МАДОУ №71,показали, что:
20% родителей интересуются спортом и приобщают своих детей к здоровому образу жизни, отдают детей в спортивные секции, соблюдают режим дня, заботятся об эмоциональном благополучии детей.
30% родителей заинтересованы в развитии детей, соблюдают режим дня, заботятся об психоэмоциональном благополучии детей, но спортивные секции не посещают.
50% родителей не интересуются новыми технологиями оздоровления, не соблюдают режим дня, не заботятся о психоэмоциональном благополучии детей.
60% часто болеющих детей и 30% эмоционально неустойчивых детей.
По результатам диагностики выявились общие тенденции современного дошкольника:
1. Дисгармоничное физическое развитие.
2.Эмоциональный дискомфорт. Все больше детей с эмоциональными проблемами, находящиеся в состоянии аффективной напряжённости , отсутствия опоры в близком окружении. Такие дети ранимы, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих.
3. Недостаточная социальная компетентность, выражающаяся в неумении разрешать простейшие конфликты.
4. Наблюдается недоразвитие мелкой моторики рук, слабые графические навыки, общая моторная неловкость.
Таким образом, важность воспитания здорового образа жизни у детей обусловлена пониманием, что прививать основные знания, навыки и привычки по сохранению и укреплению здоровья необходимо с раннего детства.
В связи с этим, в условиях дошкольной образовательной организации и семьи необходима организация здоровьесберегающего пространства, включающего использование не только современных лечебно - профилактических средств, но и организацию эмоционально насыщенной, психологически комфортной оздоровительной жизнедеятельности для максимально возможной двигательной активности.
Проблема
1. Поиск участниками образовательного процесса эффективных путей укрепления здоровья детей и приобщение воспитанников и их родителей к здоровому образу жизни.
2. Создание здоровьесберегающей среды в МАДОУ, укрепление интегрированных связей между узкими специалистами, работающими с дошкольниками, применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий с целью обеспечения физического развития и психоэмоционального благополучия и комфорта, предоставление ребёнку возможности проявить себя в социальном плане, освоить определённые правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими детьми, укрепить уверенность в своих силах.
Цель проекта
Создание условий для оздоровления и всестороннего развития дошкольников через применим нетрадиционных здоровьесберегающих технологий.
Задачи
(Целевые ориентиры для педагогов)
1.Проанализировать мониторинговые исследования физического и психоэмоционального здоровья детей на начало и завершение проекта.
2. Разработать алгоритм деятельности участников образовательного процесса, ориентированной на соблюдение детьми здорового образа жизни.
3.Создать оздоровительный микроклимат, соответствующую здоровьесберегательную среду для обеспечения двигательной активности, психоэмоционального комфорта дошкольников и осознание успешности в любых видах деятельности.
4. Сохранять, укреплять и развивать физическое и психоэмоциональном здоровье дошкольников через комплексное и систематическое применение нетрадиционных здоровьесберегающей технологий, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка.
5.Активизировать и обогащать опыт дошкольников о способах и правилах сохранения и укрепления своего здоровья.
6. Формировать устойчивый интерес родителей и детей к здоровому образу жизни через повышение их компетенции в вопросах здорового образа жизни.
Целевые ориентиры для родителей
1. Учитывать опыт детей, приобретённый в дошкольном учреждении, создавать в семье благоприятные условия для физического развития и психоэмоционального благополучия детей.
Средства достижения поставленных задач
1. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, развлечениях, праздниках.
2. Создание единого здоровьесберегающего пространства с сетью интегрированных связей между участниками педагогического процесса.
3. Использование нетрадиционного оборудования для оздоровления дошкольников.
Методы реализации проекта
1. Объяснительно- иллюстративный
2. Репродуктивный
3. Частично- поисковый
4. Метод проблемного изложения
Формы реализации проекта
1. Групповые
2. Подгрупповые
3. Индивидуальные
Предполагаемый результат
Ожидаемые результаты будут продуктивными, если все участники проекта осознают важность собственных усилий для сохранения и укрепления здоровья. Только в этом случае, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.
1. Сформированы у детей представления о здоровом образе жизни.
2. Развита двигательная активность в различных видах деятельности и в повседневной жизни.
3. Модель развития личности ребёнка к завершению реализации проекта:
Веселый и жизнерадостный
Не подвержен простудам
Эмоционально устойчив
Физически здоров
Чистая речь
Любознательный
Хороший иммунитет
Правильная осанка
Активный
Румяный
Красивый
4. Практическое внедрение и освоение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в системе работы по здоровьесбережению .
5. Созданы оптимальные условия для развития индивидуальности через осознание им своих возможностей и способностей, с учётом « зоны ближайшего развития»
6. Повышен теоретический уровень и профессионализм в вопросах применения нетрадиционных здоровьесберегающих технологий.
7. Реализован педагогический потенциал и творчество педагогов
8. Стабильные показатели состояния здоровья воспитанников, повышено качество здоровьесберегающих мероприятий по укреплению и сохранению здоровья, психоэмоционального благополучия каждого ребёнка
9. Родители станут единомышленниками с педагогами по применению нетрадиционных форм оздоровления детей .
10. Родители приобретут необходимые знания и умения по данной теме, станут более информированными в вопросах оздоровления детей в условиях семьи.
11. Родители будут вовлечены в единое здоровьесберегающей пространство семья - ребенок - детский сад.
Успешному формированию у ребёнка представлений о здоровом образе жизни способствует комплексный подход.
Проект адресован педагогам дошкольного образования, родителям. В процессе реализации проекта будет создана и расширена здоровьесберегающая среда, позволяющая расширить и укрепить знания педагогов, родителей, детей о способах оздоровления и сбережения здоровья.
Работа в системе, с применением нетрадиционных здоровьесберегающих технологий, повысит результативность образовательного процесса, сформирует у детей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, приобщит родителей к пропаганде здорового образа жизни.
Этапы реализации проекта.
Этапы проекта Сроки проведения |
Педагоги |
Дошкольники |
Родители |
1 этап Организационно- подготовительный Этап Сентябрь- Октябрь |
1.Анализ нормативно- правовой базы 2. Обсуждение цели, задачи, проблему проекта. 3. Составление плана и прогноза реализации проекта. 4. Проведение мониторинговых исследований. 5. Выявление родительского запроса по теме проекта. 6. Создание условий для всех участников педагогического проекта. 7. Анкетирование участников проекта. |
Мониторинговые исследования: Интервью с детьми по теме: «Что такое здоровье и как его беречь?»
|
1. Мониторинговые исследования 2. Проведение родительских собраний по теме проекта: «Как воспитывать ребёнка здоровым и счастливым?» «Родители - образец для подражания» 3. Проведение семинаров- практикумов «Делай как я, делай лучше меня» 4. Оформление стендов, летбуков о информацией по теме проекта: «Спорт а наши дни»; «Моя спортивная семья»; «Здоровая семья- крепкая семья» |
II этап Содержательно- целевой этап Ноябрь- апрель Проведение мероприятий в дошкольном учреждении с применением: - технологии стимулирования и сохранения здоровья с использованием релаксационных комплексов, упражнений дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, зрительных тренингов, кинестетических упражнений, игр с природным материалом) - технологии здорового образа жизни: игротерапия, самомассаж, массаж. - коррекционных технологий: сказкотерапия логоритмика, сенсорно- моторные упражнения, речедвигательная гимнастика.
|
Применение нетрадиционных здоровье- сберегающих технологий в образовательно- воспитательной работе через все виды деятельности: - элементы Суд- джок терапии; - кинезиоло- гические упражнения; -биоэнерго- пластика; -музыкотерапия; -цветотерапия; -релаксационные упражнения с элементами логоритмики; -игровой стретчинг (снижение мышечного тонуса, повышение эластичности мышц); - ниткография; - применение в качестве материала для занятий прищепок, цветной проволоки, шерстяных ниток; - оформление альбомов детского словотворчества по теме проекта - создание «Календаря Неболейки»; -составление Книги рекордов детского сада
|
Проведение тематических занятий: -«Сохраним здоровье с детства»; -«Мы- активные, мы - здоровые!»; -Создание игровых ситуаций на основе применения дидактических игр «Полезные и вредные привычки», «Съедобное- несъедобное», «Азбука здоровья», использования сюжетно- ролевых игр «Доктор Неболейка», «Айболит спешит на помощь», «Полезные Советы Совушки-Совы; -Беседы с детьми: «Распорядок дня»; «Утренняя зарядка- залог хорошего настроения; -Сочинение сказок на тему: «Буду жить до 100 лет»; Интервью с долгожителями и спортсменами города; Заучивание пословиц, поговорок по теме: «В здоровом теле - здоровый дух»; Проведение мероприятия «Веселые старты»
|
Активное участие родителей в проекте - информация родителям о спортивных секциях города - проведение утренней гимнастики - составление картотек подвижных игр - мастер - класс «Дышим правильно» - |
III этап Заключительный (констатирующий) Май-июнь |
1. Мониторинговые исследования по результатам проведения проекта 2. Проведение итогового мероприятия «День здоровья» 3. Презентация продуктов проекта 4. Обобщить опыт работы педагогов 5. Пропаганда опыта педагогов в учреждении и в социуме |
1. Постановка спектакля по сказке «Доктор Айболит» 2. Праздник «День здоровья» 3. Выставка детских работ 4. Составление пирамиды семейного здоровья (совместно с родителями) |
1. Анкетирование родителей и педагогов с целью подведения итогов работы по реализации проекта. 2. Участие в празднике «День здоровья» 3. Выпуск газеты «Самая спортивная семья»
|
Предварительная работа по выработке стратегий проекта
Этапы проектирования |
Задача этапа |
Алгоритм действий |
Первый этап. Подготовка к проектированию |
Предварительная оценка ситуации. Признание необходимости проектирования, определение задач. Разработка концепции проектирования объекта. |
Предварительная оценка проблем, противоречий в объекте; определение предметов анализа; описание тех сторон объекта, которые необходимы и достаточны для инновационного исследования содержащихся в нем проблем; формулирование гипотез, обоснованных путей решения проблем; разработка концепции проектирования, установление целей и различных условий проектирования; разработка плана осуществления проектирования; формирование проектной группы, консультанта (эксперта). Разделение труда в проектной группе. |
Второй этап Предпроектный |
Эмпирическое исследование и анализ состояния объекта. Выработка предложений по развитию объекта. |
Анализ организации образовательной системы школы; стратегических направлений ее развития; анализ всех элементов системы, их роли, места, соответствия социальному заказу и потребностям управляемого объекта; оценка фактического состояния, ее потенциальных возможностей в связи с предполагаемыми изменениями системы; предложения по развитию. |
Третий этап. Выработка проектных решений, разработка программы действий по их выполнению. |
Разработка пакета проектных решений, перестроечных программ и систем измерения. |
Выработка, анализ, оценка альтернатив; критический анализ; расширение проектных групп; расширение спектра альтернатив и выбор; принятие и формулирование решений; обсуждение, определение программы действий; документальное оформление. |
Четвертый этап. Системные изменения. Включение выработанных решений в проект. |
Разработка механизмов изменения объекта; устранение барьеров на пути внедрения проекта. |
Формирование целей изменения соответственно целям проектируемой системы; определение реально существующих средств изменения объекта; моделирование изменений; конструктирование механизмов этого изменения; проверка предлагаемых средств на модели; налаживание коммуникаций, информации и т.д.; инструктажи, обучение; урегулирование конфликтов и др. |
Пятый этап. Маркетизация результатов проектирования. |
Обобщение результатов проектирования объекта; информирование заинтересованных сторон о проведенной реструктуризации системы, установление связей и отношений с исполнителями. |
Систематизация проверенных знаний об исходном и измененном состояниях объекта, о механизмах и способах перевода объекта из первого его состояния в следующее; разработка системы методик для исполнителей. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.