Проект «Веб-квест по произведению А.И.Солженицына
«Матренин двор»
Суменкова Евгения Павловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Карагайская СОШ №1»
Основным видом деятельности на уроках литературы является анализ художественного произведения. Эта работа имеет смысл, если изучаемое произведение было прочитано учащимися в полном объеме. Но именно стадия чтения зачастую выпадает при изучении литературы, и это является серьезным препятствием для постижения литературного произведения. При переходе на дистанционное обучение, с отсутствием контроля, проблема чтения, а, следовательно, полноценного анализа особенно обострилась. Поэтому, выбирая идею для проекта, я остановилась на веб-квесте, посвященном одному литературному произведению, входящему в школьную программу. Мною был разработан и реализован проект «Веб-квест по произведению А.И.Солженицына «Матренин двор», участниками проекта стали ученики 9 классов [Приложение 1].
Квест охватывал проблемы, поставленные в произведении, поэтому участникам были предложены задания, связанные с проблемно-тематическим анализом рассказа, с историей создания, с биографией автора. Выполняя ту или иную задачу, ученикам было необходимо обращаться к сайтам в интернете, рекомендуемым организатором (это и есть суть сетевых проектов), к тексту рассказа.
Мероприятие проводилось 5 дней в сообществе «Азбука проекта» на площадке социальной сети «ВКонтакте». Задания участникам публиковались «на стене» сообщества в 10.00 каждого нового дня. Ответы участников принимались личными сообщениями до 17.00 каждого дня и не публиковались для других участников квеста. Каждое утро нового дня игры публиковалась словесная оценка результатов участников (справились – не справились, сложно или нет). Перед началом квеста всем участникам было предложено не только прочитать рассказ, но и изучить биографию автора [Приложение 2].
Большое значение при анализе художественного произведения имеет знание фактов биографии писателя, без усвоения ее школьниками нельзя привести их к объективному пониманию художественного текста. Как известно, в основу рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор» легли факты автобиографии писателя, поэтому 1 задание было нацелено на выявление таковых в тексте рассказа. Участникам предлагалось пройти по ссылке и, изучив материал, найти комментарии к следующим словам (предложениям, словосочетаниям), употребленным в тексте [Приложение 3].
Окунуться в реальность, описанную Солженицыным, помогло задание 2, в котором участникам квеста предлагалось поговорить о предметах быта, упомянутых в книге [Приложение 4].
Литературный портрет – инструмент, с помощью которого автор создает образ персонажа, и это помогает читателю постигнуть, понять авторский замысел, оценить его отношение к происходящему. Для того чтобы ребята смогли представить главную героиню, воспроизвести в своем сознании ее внешний и внутренний облик, было предложено задание 3, в котором необходимо было создать портрет героини в виде текста, последовательно ответив на предложенные вопросы и сделав вывод [Приложение 5].
Важным эпизодом в рассказе является сцена похорон Матрены, этот фрагмент произведения дает возможность читателю увидеть, чем главная героиня отличалась от ее родственников и знакомых, почему не была она понята ни при жизни, ни после смерти. Чтобы обратить внимание учащихся к этому эпизоду, было предложено задание 4, где ребятам необходимо было просмотреть видеофрагмент спектакля, пройти по ссылке и прочитать статью «Плачи и причитания», вспомнить портрет Матрены, созданный накануне и ответить на вопрос: «Какую мысль пытается донести до нас автор рассказа, описывая сцену похорон Матрены?» [Приложение 6].
Задание 5 стало заключительным. Выполняя его, ребятам было необходимо вспомнить все прочитанное, продуманное, прописанное о рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор» и создать «обобщенную историю» своего прочтения, выразив свое отношение к рассказу и главной героине. Сделать это можно было в любой из предложенных форм: лэпбук, коллаж, интеллект карта, фильм, презентация, буктрейлер, читательский дневник, музей героя, эссе (не более 100 слов) или в любой другой [Приложение 7].
На протяжении игры осуществлялось критериальное оценивание всех заданий, и велся рейтинг участников, по итогам которого были выбраны победители и призеры [Приложение 8], работа каждого участника была оценена в баллах и переведена в оценку по пятибалльной шкале (оценки были выставлены в журнал).
В заключительном посте были опубликованы итоги веб-квеста, а также я рассказала ребятам о своей прабабушке, которая была очень похожа на главную героиню рассказа «Матренин двор» [Приложение 9].
В связи с тем, что многие участники проекта не имели доступ к компьютерам, что подтверждает статистика сообщества [Приложение 10], ответы учащихся принимались как в электронном виде, так и в письменной форме (фото). По этой же причине кроме ссылок на интернет ресурсы к каждому заданию прикреплялся файл в формате PDF с информацией, содержащейся на рекомендуемом сайте.
Необходимо также отметить и то, что самым популярным способом выполнения последнего задания стало привычное для обучающихся эссе, его выбрало большинство участников проекта, лишь некоторыми ребятами были сделаны презентации и интеллект-карты [Приложение 10].
Подводя итог, хочется отметить, что данный вид работы в период дистанционного обучения, несмотря на свою трудозатратность, несомненно, дает больше возможностей учащимся в постижении художественных произведений.
Приложение 1
Паспорт проекта
|
Автор |
Суменкова Евгения Павловна |
Идея Краткое описание «Что хочу?» |
Веб-квест по произведению А.И.Солженицына «Матренин двор». Квест охватывает проблемы, поставленные в произведении, поэтому участникам будут предложены задания, связанные с проблемно-тематическим анализом рассказа, с историей создания, с биографией Солженицына. Выполняя ту или иную задачу, необходимо будет обращаться к сайтам в интернете, рекомендуемым организатором, к тексту, с которым работают читатели. |
|
Заказчик/интересант Для кого |
Ученики 9 классов. |
|
Задачи и требования к проекту
Что сделать, как?
|
· Мероприятие проводится 5 дней на площадке социальной сети «ВКонтакте». · Сценарий квеста, предварительный план работы четко описаны в анонсе, опубликованном «на стене» организатора за 2-3 дня до начала игры. · Задания участникам публикуются «на стене» организатора в 10.00 каждого нового дня. Процедура работы, которую необходимо выполнить каждому участнику и задания должны быть понятными, интересными и выполнимыми. Результат, к которому придут участники, должен быть четко определен. Рекомендации по представлению собранной информации, временные рамки, электронные источники описаны точно. Информационные ресурсы, необходимые для выполнения задания, ссылки на ресурсы в интернете должны работать. · Ответы участников принимаются личными сообщениями до 17.00 каждого дня и не публикуются для других участников квеста. · Каждое утро нового дня игры публикуется словесная оценка результатов участников (справились – не справились, сложно или нет, рейтинг не публикуется). · По итогам квеста выбираются 3 победителей, оценки выставляются в журнал (для моих учеников). · Итоги веб-квеста публикуются «на стене» организатора.
|
|
Жизненный цикл проекта
Начало, этапы, окончание и т.п.
|
· 23.04-26.04 – подготовительный этап (разработка заданий, сценария квеста) · 25.04 – публикация на стене в ВК анонса (сценарий квеста, предварительный план работы) · 27.04-1.05 – проведение квеста · 2.05 – публикация итогов веб-квеста |
|
Продукт, результат Образ идеального продукта
|
Овладение знаниями о творчестве А.И.Солженицына и его рассказе «Матренин двор». Создание «обобщенной истории» своего прочтения, в которой выражено свое отношение к прочитанному в любой из предложенных форм: лэпбук, коллаж, интеллект карта, фильм, презентация, буктрейлер, читательский дневник, музей героя, эссе (не более 100 слов) или в любой другой, форме.
|
Приложение 2
Предварительное задание
Приложение 3
Задание 1 «Рассказ из жизни»
В основу рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор» легли факты автобиографии писателя. Пройдя по следующей ссылке https://www.literaturus.ru/2016/02/istorija-sozdanija-Matrenin-dvor-Solzhenicyn-prototipy-kommentarii.html (или МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ) и прочитав комментарии к рассказу, найдите комментарии к следующим словам (предложениям, словосочетаниям):
1. Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад - просто в Россию...
2. ...я задержался с возвратом годиков на десять...
3. ..Торфопродукт... ...Тальново... ..А дальше целый край идёт деревень: Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово... ..Электричество < ... > ещё в двадцатые годы подтянули от Шатуры... .Черусти...
4. .. Игнатич ...
5. .Товарищ Григорьева...
6. ..Мне дороже была эта улыбка её кругловатого лица, которую, заработав наконец на фотоаппарат, я тщетно пытался уловить. < ... > Раз только запечатлел я, как она улыбалась чему-то, глядя в окошко на улицу...
7. ...Вышел перед тем новый пенсионный закон...
8. ...Всю пятницу, субботу и воскресенье- от конца следствия и до похорон - на переезде днём и ночью шёл ремонт пути...
9. ..Он за меня первый сватался ... раньше Ефима ... Он был брат - старший ... Мне было девятнадцать, Фаддею - двадцать три ... < ... > Без малого не вышла, Игнатич. Война германская началась. Взяли Фаддея на войну...
Приложение 4
Задание 2 «Из жизни вещей»
В рассказе «Матренин двор» упоминаются предметы, изображенные в ниже следующей таблице. Назовите эти предметы и напишите, какова их роль в жизни общества 50 годов 20 века, в связи с чем упоминает их автор.
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 5
Задание 3 «Портрет героини»
Создайте портрет героини в виде текста (если вы ответите на вопросы в таком порядке, в каком они расположены, у вас получится текст). Не забудьте написать вывод.
1. Какую героиню вы описываете?
2. Полное имя героини?
3. Возраст героини?
4. Место жительства героини?
5. Семейное положение героини?
6. Какова история замужества Матрены?
7. Чью дочь воспитывала Матрена и почему?
8. Каково здоровье главной героини?
9. Как зовут единственную подругу главной героини?
10. Сколько сестер у Матрены?
11. Каково материальное положение героини?
12. Какие овощи выращивает она на своем огороде? Какого размера ее огород?
13. Какая животина есть в хозяйстве героини?
14. Из чего состоял день героини?
15. Какую плату берет героиня с тех, кому помогает?
16. Является ли Матрена верующим человеком?
17. Чего больше всего в жизни боится главная героиня?
18. Что помогает героине забывать о неприятностях, бедах?
19. Вывод.
Приложение 6
Задание 4 «Плач по Матрене»
Пройдите по ссылке https://sitekid-ru.turbopages.org/s/sitekid.ru/literatura/plachi_i_prichitaniya.html и прочитайте статью «Плачи и причитания» (или МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ). Вспомните портрет Матрены, созданный вами вчера. Затем посмотрите видео, прикрепленное к этому заданию. Письменно ответьте на вопрос: «Какую мысль пытается донести до нас автор рассказа, описывая сцену похорон Матрены?»
Приложение 7
Задание 5. Мой «Матренин двор»
Вспомните все прочитанное, продуманное, прописанное о рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор», создайте «обобщенную историю» своего прочтения, в которой выразите свое отношение к прочитанному. Сделать это Вы можете в любой из предложенных форм: лэпбук, коллаж, интеллект карта, фильм, презентация, буктрейлер, читательский дневник, музей героя, эссе (не более 100 слов) или в любой другой, выбранной Вами форме.
Приложение 8
Дипломы призеров и победителей квеста
Приложение 9
Пост на странице сообщества «Азбука проекта» по итогам квеста
Приложение 10
Статистический отчет сообщества «Азбука проекта» об охвате устройств, которыми пользовались участники проекта
Приложение 11
Ответы учащихся на задание 5 «Мой Матренин двор»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.