Проект внеклассного мероприятия по программе «Финансовая грамотность» Тема: Квест «Путешествие в страну финансов» 4 класс
Оценка 4.7

Проект внеклассного мероприятия по программе «Финансовая грамотность» Тема: Квест «Путешествие в страну финансов» 4 класс

Оценка 4.7
docx
04.10.2021
Проект внеклассного мероприятия по программе «Финансовая грамотность» Тема: Квест «Путешествие в страну финансов» 4 класс
Проект внеклассного мероприятия по программе «Финансоваов» 4 класс.docx

 

 

 

Проект внеклассного мероприятия по программе
«Финансовая грамотность»


Тема: Квест «Путешествие в страну финансов»

4 класс

 

 

 

 

 

 

 

Авторы-составители:

Бердникова Ольга Анатольевна

Ярославкина Кристина Сергеевна

Чибиеков Андрей Данилович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020-2021 учебный год

Технологическая карта

проекта занятия по финансовой грамотности

 

ФИО авторов-разработчиков

Бердникова Ольга Анатольевна

Ярославкина Кристина Сергеевна

Чибиеков Андрей Данилович

 

Тема занятия:

Квест «Путешествие в страну Финансов»

Целевая группа:

4 класс

Цель занятия:

обобщить и систематизировать знания обучающихся о деньгах.

Планируемые результаты:

 

Формирование понятий: банкноты, купюры, монеты, нумизмат, прибыль, деньга, полушка, обмен, бартер, товары, услуги, бюджет, стипендия, пенсия, зарплата.

Формирование предметных умений: объяснять причины появления денег; решать задачи на соотношение старинных денежных единиц; описывать современные деньги России; отличать настоящие деньги от фальшивых; производить подсчеты с использованием денег; решать задачи регионального содержания, направленные на нахождение прибыли, стоимости покупки.

Формирование установок: формирование представления о роли денег, формирование грамотного финансового поведения, проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики, развитие навыков сотрудничества.

Отработка компетенций: понимание значения денег в жизни человека, овладение способами применения денег в реальной жизненной ситуации.

Базовая технология

игровая технология

Средства обучения

А) Технические: персональный компьютер, проектор, экран.

Б) Дидактический материал: маршрутные листы, кошельки, денежки «финансики», купюры и монеты, кроссворд, тексты задач, презентации, раздаточный материал.

Расстановка парт и стульев

Столы будут расставлены для работы в группах по 4-5 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий

проекта занятия по финансовой грамотности

 

№ слайда презентации, используемое СО

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Образовательный эффект

этап 1. Организационно-мотивационный этап    5 мин.

1

Слайд 1

- Все расселись по местам,

Никому не тесно,

По секрету скажу вам:

"Будет интересно!”

- Ребята, сегодня нас ожидает путешествие в мир финансовой грамотности, я приглашаю вас принять участие в интересном квесте, где много увлекательных, иногда даже трудных, заданий, но я уверена, что вы достойно пройдете все испытания!

Я желаю вам быть дружными, внимательными, активными! Давайте скорее начнем наше путешествие. Команды у нас готовы. Каждая команда получает маршрутный лист (Приложение 1), где указано, в какой последовательности вам нужно посетить станции. Будьте внимательны, не забывайте вписывать заработанные вами денежки! А денежки за знания сегодня – это вот такие «финансики» (Приложение 2), копите их и храните в ваших кошелечках (Приложение 3).

Я желаю удачи всем командам!

Мы начинаем!

Знакомятся с порядком работы на занятии.

Положительный настрой на работу.

этап 2. Этап актуализации знаний   30   мин.

Квест состоит из пяти станций, на каждой станции предлагаются задания в различных формах, способствующие актуализации и обобщению знаний по заявленной теме

Станция «История денег»

2

Приветствие на станции.

 

 

СО – раздаточный материал.

- Ребята, рада вас приветствовать на станции «Из истории денег».  На этой станции вам предстоит выполнить 3 задания из истории появления денег, справившись с которыми, можно заработать 12 финансиков.

- Итак, начнем.

Приветствуют руководителя станции, слушают инструкцию.

 

Положительный настрой на работу.

 

Задание 1.

Первые деньги на Земле

- Давным-давно, когда люди ещё охотились на мамонтов, никаких денег не было. Да они и не нужны были. У людей всё было общее, жили они в пещерах, еду получали от природы – охотились или собирали плоды. А больше им ничего и не требовалось. Но шло время… И у людей возникла необходимость приобретать товар.

 - Вспомните, что было в качестве первых денег? Рассмотрите демонстрационный материал (Приложение 4).

 

 

- Разложите раздаточные карточки в соответствии: первые деньги – страна.

 

Проверка выполненного задания.

На островах Санта-Крус деньгами служили длинные красные перья. А в Индии тысячу лет назад деньгами были красивые ракушки. Где-то в качестве денег использовали шкурки ценных зверей, где-то – железные гвозди и топоры, а где-то – даже шерсть слона!

-Почему возникла необходимость появления первых денег?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В качестве первых денег использовали сушеную рыбу, раковины каури, перья, соль, чай, шкуры животных.

 

Рассматривают раздаточный материал.

 

Устанавливают соответствие.

 

 

 

 

 

 

Высказывают свое мнение.

Обобщение знаний по теме (повторение терминов: обмен, бартер, товары, услуги).

Формирование умения устанавливать соответствия.

 

Задание 2.

Игра «Бартер»

- Со временем люди стали встречаться и обмениваться товаром между собой. Обмен товара один на другой называется бартер.

- Ребята, предлагаю Вам представить, как это происходило в древние времена и поиграть в игру «Бартер»  (Приложение 5).

Педагог объясняет правила игры и раскрывает ситуацию.

Антон принёс сапоги и ему нужен гусь.

Борис принёс топор и ему нужна рубашка.

Вася принёс рубашку и ему нужна пила.

Гриша принёс пилу и ему нужны сапоги.

Дима принёс гуся и ему нужен топор.

Задание: торговец Антон посредством бартерного обмена должен получить гуся.

Затем происходит обмен.

 

 Решение:

1 обмен. Антон отдаёт Грише сапоги и получает пилу.

2 обмен. Антон отдаёт Васе пилу и получает рубашку.

3 обмен. Антон отдаёт Борису рубашку и получает топор.

4 обмен. Антон отдаёт Диме топор и получает гуся.

Вывод: Ребята, в результате четырёх обменов Антон получил то, что хотел, причем, товар был получен без денег.

- Как вы думаете, что удобнее — приобретать необходимые товары за деньги или обмениваться ими? (Обменять товары всегда труднее, чем их купить.) 

Обучающиеся принимают правила игры, ищут возможные варианты для проведения обмена.

Освоение способов решения проблем творческого характера.

Развитие навыков сотрудничества.

 

 

Задание 3.

 

Старинные деньги

- Слово «деньги» произошло от «деньга» - это была серебряная монета времен Дмитрия Донского (Приложение 6).

1 деньга =1/2 к, 1 полушка = ¼ коп.

- Решите задачу:

Яблоки стоят по 24 деньги за штуку. У первого покупателя в кошельке только копейки, у второго – только полушки. Сколько каждый из них заплатит за одно яблоко?

- Проверка задания.

(Ответ: один заплатит 12 к, другой 48 полушек.)

Решают задачу. Ответ выкладывают с помощью раздаточного материала.

Закрепляют знания о старинных денежных единицах, развивают умение их соотносить.

 

Подведение итогов.

 

Итак, подведем итоги. Сколько финансиков вам удалось набрать?

Спасибо за работу!

Желаю дальнейших успехов!

Подсчитывают монеты - финансики. Вписывают количество заработанных финансиков в маршрутный лист.

 

Станция «Задачкино»

3

Слайд 2.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3.

Задача 1

- Ребята, рада вас приветствовать на станции «Задачкино».

Вам предстоит решить задачи и за правильный ответ получить финансики.

Первая задача оценивается в 1 финансик.

Трехлитровая банка морошки стоит 2250 рублей. Выберите купюры, которыми можно расплатиться за покупку.

- Проверка решения задачи.

Читают задачу, выбирают варианты оплаты покупки.

Положительный настрой на работу. Формирование  умения набирать сумму разными купюрами.

 

Слайд 4.

Задача 2

- Решаем задачу № 2. За правильное решение вы получите уже 2 финансика.

Летом килограмм клубники стоит 120 рублей. Маша купила полкилограмма клубники. Сколько рублей сдачи она должна получить со 100 рублей?

- Проверка решения задачи. (Ответ: 40 руб.)

Решают задачу.

Формирование умения решать задачи на нахождение стоимости покупки и сдачи.

 

Слайд 5.

Задача 3

- Решаем задачу № 3. За правильное решение вы получите уже 3 финансика.

На каргопольской ярмарке семья Потаповых продала глиняные игрушки: 3 медведя по 50 рублей за штуку, 2 Полкана по 100 рублей за штуку, и одну птицу Сирин за 200 рублей. Сколько Потаповы получили прибыли, если на материалы потратили 150 рублей.

- Проверка решения задачи. (Ответ: 400 руб.)

Решают задачу.

Формирование умения решать задачи на нахождение прибыли.

 

Слайд 6. Спасибо за работу.

Итак, подведем итоги. Сколько финансиков вы заработали?

Спасибо за работу!

Желаю дальнейших успехов!

Подсчитывают денежки.

 

Станция «Азбука финансовых понятий»

4

СО: раздаточный материал.

- Ребята, вы попали на станцию «Азбука финансовых понятий». Я вам предлагаю разгадать кроссворд (Приложение 7). Алгоритм работы следующий: 1) Прочитайте вопрос.

2) Разгадайте слово.

3) Запишите ответ.

4) Переходите к следующему вопросу.

 

Проверка результатов.

За каждый правильный ответ – 1 финансик.

- Итак, подведем итоги. Сколько финансиков вы заработали?

Спасибо за работу!

Желаю дальнейших успехов!

Коллективно решают кроссворд.

 

 

 

 

 

 

 

Подсчитывают количество правильных ответов.

 

Подсчитывают количество финансиков.

Актуализация знаний по теме, повторение терминов: бюджет, стипендия, пенсия, товар, зарплата, деньги. Использование данных терминов в жизненной ситуации.

Станция «Сказка – ложь, да в ней намёк!»

5

СО: компьютер, мультимедиа, презентация.

Слайд 7.

 

Слайд 8.

«Выберите категорию и цену вопроса».

- Уважаемые участники финансового путешествия, рада вас приветствовать на станции «Сказка – ложь, да в ней намёк!». 

 

Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Перед вами две темы вопросов: «Сказочные финансисты из России» и «Сказочные финансисты из зарубежных стран».

В каждой теме содержится по три вопроса. Каждый вопрос стоит разное количество финансиков: чем сложнее вопрос, тем больше финансиков вы можете заработать, если дадите верный ответ. Каждая команда может по очереди выбирать любую тему и сложность задания.

Если команда не может дать ответ на выбранный вопрос, соперники могут ответить правильно на этот вопрос и заработать дополнительные финансики.

Изучают предложенные темы, совещаются, какие вопросы будут открывать.

 

Вопросы открывают в произвольном порядке.

 

 

 

 

 

Актуализация познавательного интереса. Выработка победной стратегии.

 

Категория 1. Вопрос 1.

 

Задание: Корней Иванович Чуковский считает, что её достаточно, чтобы купить на базаре самовар!

Как называется эта валюта?

Дают ответ:

Денежка.

Активизировать познавательный интерес к сказочным сюжетам с финансовым содержанием, способствовать внимательному чтению литературных произведений, развивать навыки сотрудничества, принятия коллективных решений.

 

 

Категория 1. Вопрос 2.

Задание: В сказке Степана Писахова поп нанимал работницу, обещая ей, что через 100 годов она станет богатейкой, потому что заработает за это время много денег. Сколько заработает девушка?

Дают ответ:

100 рублёв.

 

Категория 1. Вопрос 3.

Задание: Герой произведения Алексея Толстого открыл вклад путём закапывания денег в землю.

Сколько монет внёс герой на свой сберегательный счёт?

Дают ответ:

5 монет.

 

Категория 2. Вопрос 1.

Задание: Как называется финансовое учреждение, куда Али-Баба с друзьями вносили на сохранение свои денежные средства?

Дают ответ:

Пещера.

 

Категория 2. Вопрос 2.

Задание: Какая профессия была у знаменитого утки-миллионера Скруджа Макдака?

Дают ответ:

Банкир.

 

Категория 2. Вопрос 3.

Задание: Какой валютой расплачивались волшебники из сказочных историй про Гарри Поттера?

1) Доллар. 

2) Фунт стерлингов.

3) Галлеон. 

4) Евро.

Дают ответ:

3) галлеон.

 

 

Подведем итоги. Посчитаем, сколько финансиков заработала команда.

Считают количество заработанных финансиков.

Станция «Секреты денег»

6

СО: презентация, компьютер, проектор, экран, купюры и монеты.

 

Слайд 21. Современные деньги России.

- Ребята, рада вас приветствовать на станции «Секреты денег». 

- Рассмотрите информацию на слайде. О каких деньгах пойдет речь?

 

 

 

 

- На какие 2 группы можно разделить представленные деньги?

- Кого называют нумизматами?

- Итак, вам предстоит выполнить 3 задания, справившись с которыми, можно заработать 7 финансиков.

Изучают информацию и делают вывод, что речь пойдет от современных деньгах России.

Отвечают на вопросы.

- На монеты и купюры.

 

- Это те, кто собирают редкие монеты.

Положительный настрой на работу. Формирование понятий по теме.

 

Слайд 22. «От Москвы до самых окраин…» (города на купюрах)

Слайд 23. Купюры.

 

На столе представлены купюры номиналом 50 р, 200 р, 500 р, 1000 р, 2000 р.

 

- Первое задание: перед вами купюры, назовите города, достопримечательности которых изображены на представленных купюрах.

За каждый правильный ответ – 1 финансик.

Рассматривают купюры, называют города.

Формирование умения описывать современные деньги России.

 

Купюры номиналом 50 р, 200 р, 500 р, 1000 р, 2000 р и монеты номиналом 10 р., 5 р, 50 к.

 

- Второе задание: назовите и продемонстрируйте на купюрах не менее трех способов защиты денег от подделок.

За правильный ответ – 1 финансик.

Называют способы защиты денег от подделок: специальные насечки на гурте монеты, номер на купюре, водяные знаки, др.

Формирование умения отличать настоящие деньги от фальшивых.

 

Купюры (200 р., 100 р., 2 по 50 р.) и монеты (3 по 10 р., 3 по 5 р., 3 по 50 к., 3 по 5 к., 2 по 1 к.)

- Третье задание: перед вами купюры и монеты. Посчитайте, сколько денег всего.

За правильный ответ – 1 финансик.

Считают, сколько денег на подносе (446 р. 67 к.)

Формирование умения считать деньги.

 

Слайд 24. Спасибо за работу.

Итак, подведем итоги. Сколько финансиков вам удалось набрать?

Спасибо за работу!

Желаю финансового благополучия!

Подсчитывают финансики.

 

этап 4.  Этап подведения итогов    5  мин.

7

 

Уважаемые участники команд, давайте подведем итоги, посчитаем количество финансиков у каждой команды.

Считают количество заработанных финансиков.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

этап 5.   Оценочно-рефлексивный этап    3-5  мин.

8

 

Выберите фразеологизм, который характеризуют вашу работу сегодня:

 

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

 

Осознание проделанной работы. Подведение итогов занятия.

Излагают свою точку зрения и признают возможность существования других мнений.

Анализируют степень усвоения темы, выделяют наиболее сложные моменты, с которыми требуется дополнительная работа.

9

 

Планирование будущей работы:

Учитель предлагает детям провести мероприятие «Ярмарка Мастеров», в ходе которой можно на заработанные финансики приобрести поделки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

 

Маршрутный лист команды

 

 

Состав команды:____________________________________________

 

Станция

Кабинет

Количество заработанных

финансиков

«История денег»

 

 

«Задачкино»

 

 

«Азбука финансовых понятий»

 

 

«Сказка – ложь, да в ней намек!»

 

 

«Секреты денег»

 

 

Итого:

 

 

 

1финансик = 10 рублей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Финансик

 

 

 

 

 

финансики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

Схема – оригами кошелечка

 

 

Как сделать кошелек из бумаги (своими руками)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

 

Первые деньги на Земле

 

 

https://cf.ppt-online.org/files/slide/4/478ap9Y0EhrIPWF1U2kOV6jslefBzvNyQZMqLD/slide-2.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://shpatel-ok.ru/images/thumbnails/1024/1024/detailed/18/vira-aggressive-cut-800240-400-mm_5409351.jpgПриложение 5

 

Раздаточный материал

 

  

 

 

 

 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=65776a3d975cd0e977f7e87f5a1db1e2&n=13
https://images.ru.prom.st/470243352_topor-1400gr-dlinnaya.jpg
http://www.odeon-dance.ru/img/teatr/max/tr10.jpg
https://image01.bonprix.ru/assets/1400x1960/1494860612/17023197-KpnbMh7w.jpg
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 6

 

Монеты времен Дмитрия Донского

 

 

 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9c25c9121bbcebaf6d425fdbbf559193-srl&n=13

 

 

 

https://cdn.monetnik.ru/storage/market-lot/09/38/91509/260891_mainViewLot.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

Кроссворд

 

 

 

 

uWM5qgCX3Ds

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Проект внеклассного мероприятия по программе «Финансовая грамотность»

Проект внеклассного мероприятия по программе «Финансовая грамотность»

Технологическая карта проекта занятия по финансовой грамотности

Технологическая карта проекта занятия по финансовой грамотности

Сценарий проекта занятия по финансовой грамотности № № слайда презентации, используемое

Сценарий проекта занятия по финансовой грамотности № № слайда презентации, используемое

Итак, начнем. Приветствуют руководителя станции, слушают инструкцию

Итак, начнем. Приветствуют руководителя станции, слушают инструкцию

Борис принёс топор и ему нужна рубашка

Борис принёс топор и ему нужна рубашка

Решают задачу. Ответ выкладывают с помощью раздаточного материала

Решают задачу. Ответ выкладывают с помощью раздаточного материала

Станция «Азбука финансовых понятий» 4

Станция «Азбука финансовых понятий» 4

Категория 1. Вопрос 2. Задание:

Категория 1. Вопрос 2. Задание:

Слайд 22. «От Москвы до самых окраин…» (города на купюрах)

Слайд 22. «От Москвы до самых окраин…» (города на купюрах)

Выберите фразеологизм, который характеризуют вашу работу сегодня:

Выберите фразеологизм, который характеризуют вашу работу сегодня:

Приложение 1. Маршрутный лист команды

Приложение 1. Маршрутный лист команды

Приложение 2 Финансик

Приложение 2 Финансик

Приложение 3 Схема – оригами кошелечка

Приложение 3 Схема – оригами кошелечка

Приложение 4 Первые деньги на

Приложение 4 Первые деньги на

Приложение 5 Раздаточный материал

Приложение 5 Раздаточный материал

Приложение 6 Монеты времен

Приложение 6 Монеты времен

Приложение 7 Кроссворд

Приложение 7 Кроссворд
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2021