Проект внеклассного мероприятия по
программе
«Финансовая грамотность»
Тема: Квест «Путешествие в страну финансов»
4 класс
|
Авторы-составители: Бердникова Ольга Анатольевна Ярославкина Кристина Сергеевна Чибиеков Андрей Данилович
|
2020-2021 учебный год
Технологическая карта
проекта занятия по финансовой грамотности
ФИО авторов-разработчиков |
Бердникова Ольга Анатольевна Ярославкина Кристина Сергеевна Чибиеков Андрей Данилович
|
Тема занятия: |
Квест «Путешествие в страну Финансов» |
Целевая группа: |
4 класс |
Цель занятия: |
обобщить и систематизировать знания обучающихся о деньгах. |
Планируемые результаты:
|
Формирование понятий: банкноты, купюры, монеты, нумизмат, прибыль, деньга, полушка, обмен, бартер, товары, услуги, бюджет, стипендия, пенсия, зарплата. |
Формирование предметных умений: объяснять причины появления денег; решать задачи на соотношение старинных денежных единиц; описывать современные деньги России; отличать настоящие деньги от фальшивых; производить подсчеты с использованием денег; решать задачи регионального содержания, направленные на нахождение прибыли, стоимости покупки. |
|
Формирование установок: формирование представления о роли денег, формирование грамотного финансового поведения, проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики, развитие навыков сотрудничества. |
|
Отработка компетенций: понимание значения денег в жизни человека, овладение способами применения денег в реальной жизненной ситуации. |
|
Базовая технология |
игровая технология |
Средства обучения |
А) Технические: персональный компьютер, проектор, экран. Б) Дидактический материал: маршрутные листы, кошельки, денежки «финансики», купюры и монеты, кроссворд, тексты задач, презентации, раздаточный материал. |
Расстановка парт и стульев |
Столы будут расставлены для работы в группах по 4-5 человек. |
Сценарий
проекта занятия по финансовой грамотности
№ |
№ слайда презентации, используемое СО |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Образовательный эффект |
этап 1. Организационно-мотивационный этап 5 мин. |
||||
1 |
Слайд 1 |
- Все расселись по местам, Никому не тесно, По секрету скажу вам: "Будет интересно!” - Ребята, сегодня нас ожидает путешествие в мир финансовой грамотности, я приглашаю вас принять участие в интересном квесте, где много увлекательных, иногда даже трудных, заданий, но я уверена, что вы достойно пройдете все испытания! Я желаю вам быть дружными, внимательными, активными! Давайте скорее начнем наше путешествие. Команды у нас готовы. Каждая команда получает маршрутный лист (Приложение 1), где указано, в какой последовательности вам нужно посетить станции. Будьте внимательны, не забывайте вписывать заработанные вами денежки! А денежки за знания сегодня – это вот такие «финансики» (Приложение 2), копите их и храните в ваших кошелечках (Приложение 3). Я желаю удачи всем командам! Мы начинаем! |
Знакомятся с порядком работы на занятии. |
Положительный настрой на работу. |
этап 2. Этап актуализации знаний 30 мин. |
||||
Квест состоит из пяти станций, на каждой станции предлагаются задания в различных формах, способствующие актуализации и обобщению знаний по заявленной теме |
||||
Станция «История денег» |
||||
2 |
Приветствие на станции.
СО – раздаточный материал. |
- Ребята, рада вас приветствовать на станции «Из истории денег». На этой станции вам предстоит выполнить 3 задания из истории появления денег, справившись с которыми, можно заработать 12 финансиков. - Итак, начнем. |
Приветствуют руководителя станции, слушают инструкцию.
|
Положительный настрой на работу. |
|
Задание 1. Первые деньги на Земле |
- Давным-давно, когда люди ещё охотились на мамонтов, никаких денег не было. Да они и не нужны были. У людей всё было общее, жили они в пещерах, еду получали от природы – охотились или собирали плоды. А больше им ничего и не требовалось. Но шло время… И у людей возникла необходимость приобретать товар. - Вспомните, что было в качестве первых денег? Рассмотрите демонстрационный материал (Приложение 4).
- Разложите раздаточные карточки в соответствии: первые деньги – страна.
Проверка выполненного задания. На островах Санта-Крус деньгами служили длинные красные перья. А в Индии тысячу лет назад деньгами были красивые ракушки. Где-то в качестве денег использовали шкурки ценных зверей, где-то – железные гвозди и топоры, а где-то – даже шерсть слона! -Почему возникла необходимость появления первых денег? |
- В качестве первых денег использовали сушеную рыбу, раковины каури, перья, соль, чай, шкуры животных.
Рассматривают раздаточный материал.
Устанавливают соответствие.
Высказывают свое мнение. |
Обобщение знаний по теме (повторение терминов: обмен, бартер, товары, услуги). Формирование умения устанавливать соответствия. |
|
Задание 2. Игра «Бартер» |
- Со временем люди стали встречаться и обмениваться товаром между собой. Обмен товара один на другой называется бартер. - Ребята, предлагаю Вам представить, как это происходило в древние времена и поиграть в игру «Бартер» (Приложение 5). Педагог объясняет правила игры и раскрывает ситуацию. Антон принёс сапоги и ему нужен гусь. Борис принёс топор и ему нужна рубашка. Вася принёс рубашку и ему нужна пила. Гриша принёс пилу и ему нужны сапоги. Дима принёс гуся и ему нужен топор. Задание: торговец Антон посредством бартерного обмена должен получить гуся. Затем происходит обмен.
Решение: 1 обмен. Антон отдаёт Грише сапоги и получает пилу. 2 обмен. Антон отдаёт Васе пилу и получает рубашку. 3 обмен. Антон отдаёт Борису рубашку и получает топор. 4 обмен. Антон отдаёт Диме топор и получает гуся. Вывод: Ребята, в результате четырёх обменов Антон получил то, что хотел, причем, товар был получен без денег. - Как вы думаете, что удобнее — приобретать необходимые товары за деньги или обмениваться ими? (Обменять товары всегда труднее, чем их купить.) |
Обучающиеся принимают правила игры, ищут возможные варианты для проведения обмена. |
Освоение способов решения проблем творческого характера. Развитие навыков сотрудничества.
|
|
Задание 3.
Старинные деньги |
- Слово «деньги» произошло от «деньга» - это была серебряная монета времен Дмитрия Донского (Приложение 6). 1 деньга =1/2 к, 1 полушка = ¼ коп. - Решите задачу: Яблоки стоят по 24 деньги за штуку. У первого покупателя в кошельке только копейки, у второго – только полушки. Сколько каждый из них заплатит за одно яблоко? - Проверка задания. (Ответ: один заплатит 12 к, другой 48 полушек.) |
Решают задачу. Ответ выкладывают с помощью раздаточного материала. |
Закрепляют знания о старинных денежных единицах, развивают умение их соотносить. |
|
Подведение итогов.
|
Итак, подведем итоги. Сколько финансиков вам удалось набрать? Спасибо за работу! Желаю дальнейших успехов! |
Подсчитывают монеты - финансики. Вписывают количество заработанных финансиков в маршрутный лист. |
|
Станция «Задачкино» |
||||
3 |
Слайд 2.
Слайд 3. Задача 1 |
- Ребята, рада вас приветствовать на станции «Задачкино». Вам предстоит решить задачи и за правильный ответ получить финансики. Первая задача оценивается в 1 финансик. Трехлитровая банка морошки стоит 2250 рублей. Выберите купюры, которыми можно расплатиться за покупку. - Проверка решения задачи. |
Читают задачу, выбирают варианты оплаты покупки. |
Положительный настрой на работу. Формирование умения набирать сумму разными купюрами. |
|
Слайд 4. Задача 2 |
- Решаем задачу № 2. За правильное решение вы получите уже 2 финансика. Летом килограмм клубники стоит 120 рублей. Маша купила полкилограмма клубники. Сколько рублей сдачи она должна получить со 100 рублей? - Проверка решения задачи. (Ответ: 40 руб.) |
Решают задачу. |
Формирование умения решать задачи на нахождение стоимости покупки и сдачи. |
|
Слайд 5. Задача 3 |
- Решаем задачу № 3. За правильное решение вы получите уже 3 финансика. На каргопольской ярмарке семья Потаповых продала глиняные игрушки: 3 медведя по 50 рублей за штуку, 2 Полкана по 100 рублей за штуку, и одну птицу Сирин за 200 рублей. Сколько Потаповы получили прибыли, если на материалы потратили 150 рублей. - Проверка решения задачи. (Ответ: 400 руб.) |
Решают задачу. |
Формирование умения решать задачи на нахождение прибыли. |
|
Слайд 6. Спасибо за работу. |
Итак, подведем итоги. Сколько финансиков вы заработали? Спасибо за работу! Желаю дальнейших успехов! |
Подсчитывают денежки. |
|
Станция «Азбука финансовых понятий» |
||||
4 |
СО: раздаточный материал. |
- Ребята, вы попали на станцию «Азбука финансовых понятий». Я вам предлагаю разгадать кроссворд (Приложение 7). Алгоритм работы следующий: 1) Прочитайте вопрос. 2) Разгадайте слово. 3) Запишите ответ. 4) Переходите к следующему вопросу.
Проверка результатов. За каждый правильный ответ – 1 финансик. - Итак, подведем итоги. Сколько финансиков вы заработали? Спасибо за работу! Желаю дальнейших успехов! |
Коллективно решают кроссворд.
Подсчитывают количество правильных ответов.
Подсчитывают количество финансиков. |
Актуализация знаний по теме, повторение терминов: бюджет, стипендия, пенсия, товар, зарплата, деньги. Использование данных терминов в жизненной ситуации. |
Станция «Сказка – ложь, да в ней намёк!» |
||||
5 |
СО: компьютер, мультимедиа, презентация. Слайд 7.
Слайд 8. «Выберите категорию и цену вопроса». |
- Уважаемые участники финансового путешествия, рада вас приветствовать на станции «Сказка – ложь, да в ней намёк!».
Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Перед вами две темы вопросов: «Сказочные финансисты из России» и «Сказочные финансисты из зарубежных стран». В каждой теме содержится по три вопроса. Каждый вопрос стоит разное количество финансиков: чем сложнее вопрос, тем больше финансиков вы можете заработать, если дадите верный ответ. Каждая команда может по очереди выбирать любую тему и сложность задания. Если команда не может дать ответ на выбранный вопрос, соперники могут ответить правильно на этот вопрос и заработать дополнительные финансики. |
Изучают предложенные темы, совещаются, какие вопросы будут открывать.
Вопросы открывают в произвольном порядке.
|
Актуализация познавательного интереса. Выработка победной стратегии. |
|
Категория 1. Вопрос 1.
|
Задание: Корней Иванович Чуковский считает, что её достаточно, чтобы купить на базаре самовар! Как называется эта валюта? |
Дают ответ: Денежка. |
Активизировать познавательный интерес к сказочным сюжетам с финансовым содержанием, способствовать внимательному чтению литературных произведений, развивать навыки сотрудничества, принятия коллективных решений.
|
|
Категория 1. Вопрос 2. |
Задание: В сказке Степана Писахова поп нанимал работницу, обещая ей, что через 100 годов она станет богатейкой, потому что заработает за это время много денег. Сколько заработает девушка? |
Дают ответ: 100 рублёв. |
|
|
Категория 1. Вопрос 3. |
Задание: Герой произведения Алексея Толстого открыл вклад путём закапывания денег в землю. Сколько монет внёс герой на свой сберегательный счёт? |
Дают ответ: 5 монет. |
|
|
Категория 2. Вопрос 1. |
Задание: Как называется финансовое учреждение, куда Али-Баба с друзьями вносили на сохранение свои денежные средства? |
Дают ответ: Пещера. |
|
|
Категория 2. Вопрос 2. |
Задание: Какая профессия была у знаменитого утки-миллионера Скруджа Макдака? |
Дают ответ: Банкир. |
|
|
Категория 2. Вопрос 3. |
Задание: Какой валютой расплачивались волшебники из сказочных историй про Гарри Поттера? 1) Доллар. 2) Фунт стерлингов. 3) Галлеон. 4) Евро. |
Дают ответ: 3) галлеон. |
|
|
|
Подведем итоги. Посчитаем, сколько финансиков заработала команда. |
Считают количество заработанных финансиков. |
|
Станция «Секреты денег» |
||||
6 |
СО: презентация, компьютер, проектор, экран, купюры и монеты.
Слайд 21. Современные деньги России. |
- Ребята, рада вас приветствовать на станции «Секреты денег». - Рассмотрите информацию на слайде. О каких деньгах пойдет речь?
- На какие 2 группы можно разделить представленные деньги? - Кого называют нумизматами? - Итак, вам предстоит выполнить 3 задания, справившись с которыми, можно заработать 7 финансиков. |
Изучают информацию и делают вывод, что речь пойдет от современных деньгах России. Отвечают на вопросы. - На монеты и купюры.
- Это те, кто собирают редкие монеты. |
Положительный настрой на работу. Формирование понятий по теме. |
|
Слайд 22. «От Москвы до самых окраин…» (города на купюрах) Слайд 23. Купюры.
На столе представлены купюры номиналом 50 р, 200 р, 500 р, 1000 р, 2000 р.
|
- Первое задание: перед вами купюры, назовите города, достопримечательности которых изображены на представленных купюрах. За каждый правильный ответ – 1 финансик. |
Рассматривают купюры, называют города. |
Формирование умения описывать современные деньги России. |
|
Купюры номиналом 50 р, 200 р, 500 р, 1000 р, 2000 р и монеты номиналом 10 р., 5 р, 50 к.
|
- Второе задание: назовите и продемонстрируйте на купюрах не менее трех способов защиты денег от подделок. За правильный ответ – 1 финансик. |
Называют способы защиты денег от подделок: специальные насечки на гурте монеты, номер на купюре, водяные знаки, др. |
Формирование умения отличать настоящие деньги от фальшивых. |
|
Купюры (200 р., 100 р., 2 по 50 р.) и монеты (3 по 10 р., 3 по 5 р., 3 по 50 к., 3 по 5 к., 2 по 1 к.) |
- Третье задание: перед вами купюры и монеты. Посчитайте, сколько денег всего. За правильный ответ – 1 финансик. |
Считают, сколько денег на подносе (446 р. 67 к.) |
Формирование умения считать деньги. |
|
Слайд 24. Спасибо за работу. |
Итак, подведем итоги. Сколько финансиков вам удалось набрать? Спасибо за работу! Желаю финансового благополучия! |
Подсчитывают финансики. |
|
этап 4. Этап подведения итогов 5 мин. |
||||
7 |
|
Уважаемые участники команд, давайте подведем итоги, посчитаем количество финансиков у каждой команды. |
Считают количество заработанных финансиков. |
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
этап 5. Оценочно-рефлексивный этап 3-5 мин. |
||||
8 |
|
Выберите фразеологизм, который характеризуют вашу работу сегодня:
Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами
|
Осознание проделанной работы. Подведение итогов занятия. |
Излагают свою точку зрения и признают возможность существования других мнений. Анализируют степень усвоения темы, выделяют наиболее сложные моменты, с которыми требуется дополнительная работа. |
9 |
|
Планирование будущей работы: Учитель предлагает детям провести мероприятие «Ярмарка Мастеров», в ходе которой можно на заработанные финансики приобрести поделки. |
|
|
Приложение 1.
Маршрутный лист команды
Состав команды:____________________________________________
Станция |
Кабинет |
Количество заработанных финансиков |
«История денег» |
|
|
«Задачкино» |
|
|
«Азбука финансовых понятий» |
|
|
«Сказка – ложь, да в ней намек!» |
|
|
«Секреты денег» |
|
|
Итого: |
|
|
1финансик = 10 рублей
Приложение 2
Финансик
Приложение 3
Схема – оригами кошелечка
Приложение 4
Первые деньги на Земле
Приложение 5
Раздаточный материал
Приложение 6
Монеты времен Дмитрия Донского
Приложение 7
Кроссворд
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.