ПРОЕКТ
по развитию межличностных отношений
у воспитанников детского дома
«На встречу друг к другу»
«Ни для кого не секрет, что межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим».
С.Мелибруда,
Пояснительная записка.
Актуальность проблемы формирования межличностных отношений у детей, воспитывающихся в условиях детского дома, не вызывает сомнений на сегодняшний день, так как это одна из форм реализации социальной сущности каждого ребёнка и психологическая база для сплочения коллектива. В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. Содержанием межличностных отношений будет общение, которое имеет большую воспитательную силу, то есть оно выступает не только как средство обмена информацией, но и оказывает влияние на развитие личности воспитанника: происходит восприятие окружающего мира.
Для воспитанников детских домов характерно: неумение самостоятельно контролировать и планировать свои действия; преобладание защитных средств поведения в конфликтных ситуациях; тревожность и неуверенность в себе; суженная перспектива прошлого и будущего, ориентация на настоящее. Ребёнок, растущий в детском доме, как правило, не владеет навыками продуктивного общения. Поэтому важнейшей задачей является формирование у них умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть, то есть сформировать у детей такие личностные качества, как: эмпатию, доброжелательность, аутентичность, терпимость, чуткость.
Необходимо научить воспитанников уважать не только себя, но и тех, кто рядом; показать значимость: человеческой личности, прав человека, самоуважения человека; помочь ребёнку понять, что он личность и рядом с ним такая же личность; формировать умение разрешать конфликты ненасильственным путём, и этому, в большей мере, способствуют межличностные отношения, строящиеся в позитивном векторе развития.
Воспитанники стремятся занять определённое место в группе сверстников. Ярко выражено это, прежде всего, среди сверстников во внеучебной деятельности, где происходит обмен мыслями, эмоциями, нравственными идеалами и духовными ценностями. Главной их потребностью становится: «Научиться общаться», «Научиться лучше понимать друг друга». То есть они стремятся к общению. Одиночество для них невыносимо, оно или тяжело переживется или влияет на дальнейшее формирование личности, таких качеств как замкнутость, стеснительность, отрешённость. Такому человеку тяжело самоутвердиться и найти своё место в обществе. Поэтому очень важно развитие межличностных отношений, поиск близких друзей, на которых можно положиться в любую минуту и которые всегда смогут понять и почувствовать. И наилучшим возрастным периодом для развития межличностных отношений будет подростковый возраст, который является базовым основанием для развития дальнейших отношений.
Проведя диагностику для исследования межличностных отношений по методике Р.Желя с воспитанниками группы, получила следующие результаты: число взаимных выборов 19, положительных – 53. Показатель положительной взаимности составил 40%. Уровень межличностных отношений ниже среднего.
Успешному развитию межличностных отношений у воспитанников группы поможет данный проект. Ведь воспитание толерантной личности является одним из составляющих, компонентом развития межличностных отношений, а также ступенью к успешной адаптации в микро и макро социуме.
Цель программы: воспитание детей в духе терпимости, формирование толерантности, как важного качества современной личности.
Задача состоит в том, чтобы дети осознали значимость проблемы воспитания толерантной личности, у них сформировалось установка на восприятие, отношение и действие в процессе воспитательной работы на основе таких личностных качеств, как эмпатия, доброжелательность, аутентичность, терпимость, чуткость.
задачи:
· улучшение психологического климата, повышение уровня межличностных отношений в группе.
· воспитание нравственных ценностей у воспитанников на основе их ознакомления с правилами нравственного поведения, анализом нравственных ситуаций;
· ознакомление с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях;
· формирование нравственной, толерантной среды воспитания в группе и создание условий личностного развития ценностных ориентаций;
Психолого-педагогические средства: тренинговые занятия, лекции, занятия – практикумы, дискуссии, диалоги, ролевые и имитационные игры, упражнения, предлагающие обратную связь и обмен чувствами, организация рефлексии «здесь и теперь».
Проект рассчитан на пол года. Включает в себя цикл занятий, каждое из которых имеет определенную цель и организационную форму.
Использование различных организационных форм позволяет, включая элемент новизны в каждое занятие, поддерживать постоянный интерес у детей и снимать у них эффект эмоционального пресыщения от использования только одной организационной формы в процессе общения.
Основные принципы:
- принцип эвристической среды – реализация предлагаемой программы должна происходить в творческой форме, ориентироваться на потенциальные возможности детей.
- принцип субъективности – каждый член группы должен принимать активное участие в работе группы, проявлять заинтересованность, высказывать возникшие идеи и пути решения поставленных проблем.
- принцип сотрудничества – в ходе работы необходимо заинтересованное взаимодействие воспитателя с группой в целом и с каждым отдельным ребенком.
- принцип интеграции результатов – выражается в прогностической оценки воздействий воспитателя на группу и коррекции своих воздействий в соответствии с результатами оценки.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный.
2.Информационно-диагностический.
3.Практический
4. Итоговый. (итоговая диагностика)
Ожидаемый результат программы: Дети должны охотно идти на контакт, уметь слушать и слышать собеседника, совместно решать проблемы, овладеть навыками коммуникативного, бесконфликтного общения, партнерского взаимодействия; повысится уровень межличностных отношений, толерантности, коллективистских мотивов совместной деятельности, коммуникативных склонностей детей.
Раздел |
Цель работы |
Тема |
Форма проведения |
Ча-сы |
1.«Понимание себя» |
Формирование ценностного отношения ребенка к своей личности. |
1. «Мое хобби»
2. «Я сам». 3. «Всегда ли я хороший». |
беседа-обсуждение дискуссия диспут |
1
1 1 |
2.«Принятие себя» |
Развитие способности адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей; формирование у детей толерантности к себе. |
1. «И на солнце есть пятна». 2. «Учись властвовать». |
дискуссия
дискуссия
|
2
1 |
3.«Я – член семьи» |
формирование у детей объективных знаний о своих родовых особенностях (традиции, обычаи, история рода). |
1. «История моего имени».
2. «Слово о моем роде». 3. «Эхо старины». 4. «Семейная реликвия». |
Беседа с элементами диспута дискуссия
беседа беседа-практикум |
1
1
1 1 |
4.«В зазеркалье…» |
Помощь каждому ребенку в процессе самоидентификации, в осмыслении внутреннего мира; развитие навыков самоанализа. |
1. «Это я!» 2. «Мой мир». 3. «Гармония с собой». |
игровые тренинги |
1 1 2 |
5.«Школа общения» |
Развитие у детей самоанализа и самопринятия, а также преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению. |
1. «Мое эхо». 2. «Диалог с самим собой». 3.«Комплимент» 4. «Семейный десант» 5. «Параллели» 6. «Быть человеком». 7.«Самый, самый, самый»
1.«Мы команда» 2. «Наши сходства и различия» 3. «Сплочение и доверие» 4. «Общение и умение слушать» 5. «Учимся взаимопониманию» 6.»Средства общения»
7. «Общение без слов» 8. «Проявление эмоций и чувств» 9. «Конфликты и причины их возникновения» 10. «Пути решения конфликтов» 11. «Портрет нашей группы» 12. Подведение итогов
|
коммуникативные тренинги
игра
игра Кл. час
игра
тренинги общения
Итоговое занятие по тренингам общения |
1 2
1 1
1 1
1
1 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 |
6.«Школа толерантности» |
Формирование у детей понятия толерантности, готовности понимать, принимать, относиться к другим людям и взаимодействовать с ними на основе сопереживания, сочувствия, эмпатии. |
1. «Что такое толерантность?"
2. «Виды толерантности» 3. «Насколько вы толерантная личность?» 4. «Толерантная и интолерантная личность»
5. «Толерантность и интолерантность»
6. «Бесконфликтное взаимодействие» 7. «Агрессивное поведение – основная причина формирования интолерантной личности» 8. «Толерантная и интолерантная личность» 9. «Управление эмоциями» 10. «Толерантность в общении»
11. «Толерантное общение» 12. «способы поддержки»
13. «Учимся толерантности» 14. «Толерантность к другим через отношение к себе» 15. «Толерантность, интолерантность и неуверенность» 16. «Взаимопонимание и согласованность действий в группе» 17. «Собственное Я глазами окружающих людей» 18. «Степень вашей толерантности» 19. Подведение итогов» 20. «Выбор за вами»
|
деловая игра с сюжетно-ролевыми заданиями тренинг
тестирование
тренинговое занятие с элементами дискуссии тренинговое упражнение, тестирование тренинг
дискуссия
тренинговое упражнение
тренинговое упражнение диспут с элементами тренинга тренинговое упражнение тренинговое упражнение
мини-игры
тренинговое упражнение, тестирование тренинговое упражнение
тренинговое упражнение
тренинг
тренинговое упражнение дискуссия
Кл.час с элементами группового дискуссии |
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
5по1
2
1
2
1
1
1
1
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.