Проект
«Здоровым быть –здорово!»
Практико-ориентированный, групповой, краткосрочный.
старшая
группа
Паспорт проекта
Как воспитать у дошкольников полезные гигиенические привычки-помощники,
чтобы освоение КГН превратилось в привычку-действие и стало
бы потребностью ребёнка?
Актуальность
Здоровье - главная ценность в жизни человека. Несоблюдение правил личной гигиены оказывает пагубное влияние на здоровье людей. С малых лет очень важно воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку, воспитывать культуру поведения за столом, не только в дошкольном учреждении, но и в домашних условиях. В дошкольном возрасте дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Союзниками в этом важном деле выступают родители. Без них трудно достичь хороших результатов, так как они являются основным примером для своих детей.
Считаем, что выбранная тема актуальной потому, что на этом этапе важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, т.к. привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Для формирования КГН, привычек и систематизации представлений ребенка о здоровье и здоровом образе жизни в группе был реализован практико-ориентированный проект «Здоровым быть – здорово!»
Вид проекта: практико-ориентированный
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети старшей группы , воспитатель.
Образовательная область: ФР, СКР.
Продукт проектной деятельности:
Составление карты- схемы «Здоровым быть здорово!»;
Пополнение развивающей среды (для сюжетно-ролевых игр);
Выставка рисунков;
Информационные: методические разработки, художественная литература по теме проекта, ресурс интернета.
Материально - технические: наглядные и дидактические пособия, канцелярские товары, музыкальный центр, телевизор, ноутбук.
Цель: создание условий для формирования культурно-гигиенических навыков и начальных представлений о ценности здоровья.
Задачи:
1. Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать навыки поведения во время еды, умывания;
2. Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки к самообслуживанию, стимулируя чувство ответственности за свое здоровье.
3. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены у детей в домашних условиях.
Ожидаемый результат
· Знание детьми основ гигиенической культуры и культуры поведения.
· Осознанное отношение к своему внешнему виду, чистоте.
· Понимание необходимости соблюдения правил гигиены для здоровья.
· Понимание родителями необходимости единства требований к соблюдению навыков гигиенической культуры в ДОО и в семье.
Этапы реализации проекта
Этапы и сроки |
Цель этапа |
Содержание работы |
I этап подготовительный
|
Определение проблемы и разработка этапов проектной деятельности . |
-определение цели, задачи и ожидаемых результатов -разработка перспективного плана -подбор методической и художественной литературы, пособий, игр. |
II этап основной
|
Реализация работы по проекту. |
-беседы, -дидактические игры, -с/р игры, -чтение худ. литературы,. -разучивание стихов, -рассматривание сюжетных картинок «Будь здоров без докторов», -просмотр презентаций, -лепка, -рисование. |
III этап заключительный
|
Анализ результативности поставленных задач. Обобщение опыта и опред еление результата. |
-составление карты-схемы «Здоровым быть –здорово!» -фоторепортаж
|
Этапы Сроки реализации
|
Содержание |
Ответственный |
I этап
|
· Изучение методической литературы · разработка перспективного плана · определение темы, целей, задач, содержания проекта, прогнозирование результата; · поиск различных средств достижения целей.
|
Воспитатель группы |
II – этап
|
Понедельник 1. Чтение А. Барто «Девочка- чумазая» (Приложение 1) 2. Беседа «Да здравствует мыло душистое…» (Приложение 2) 3. Практикум «Научим куклу Катю умываться» 4. Просмотр презентации «Мы здоровью скажем - Да!» 5. Игра ситуация «Искупаем куклу» Вторник 6. Беседа: «Чистота–залог здоровья» 7. Раскрашивание картинок «Гигиена» 8. Подвижные игры на воздухе (Приложение 3) 9. Беседа «У кого какие зубы», «Какие продукты полезны для зубов» (Приложение 4) Среда 10. Лепка «Микробы» 11. Д/игра :«Быть активным и здоровым» Четверг 12 .Беседа «Опрятность. Уход за одеждой и обувью» 13. Д/игра :«Собери фрукты, овощи и витамины» 14. С/р игра «К нам гости пришли»
|
Воспитатель группы |
III этап
|
Пятница Консультация для родителей «Здоровье ребёнка в наших руках!» Карта- схема «Здоровым быть здорово!» - фотопрезентация - отчёт о проделанной работе
|
Воспитатель группы |
Прогнозируемый результат
Краткосрочный проект «Здоровым быть - здорово!» разрешил проблему, реализовал поставленные задачи. Деятельность детей стала более разнообразной и полезной для их здоровья. Родители приняли активное участие в предложенных мероприятиях, поделились личным опытом приобщения ребёнка к культурно-гигиеническим навыкам, навыкам самообслуживания и здоровому образу жизни. Педагоги проанализировали проделанную работу и наметили новые задачи по культурно – гигиеническому воспитанию и приобщению детей к ЗОЖ.
Дальнейшее развитие проекта
В группе продолжать работу по формированию культурно-гигиенических навыков. Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о котором необходимо постоянно заботится, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем. Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах и ягодах.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Агния Барто
Девочка чумазая
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
на локтях — дорожки.
— Я
на солнышке
лежала,
руки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
будто закопчённый.
— Я
на солнышке
лежала,
нос кверху
держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
— Ах ты, девочка чумазая,
ноги в полосы
измазала,
не девочка,
а зебра,
ноги-
как у негра.
— Я
на солнышке
лежала,
пятки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ой
ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.
Громко
девочка кричала,
как увидела мочалу,
цапалась, как кошка:
— Не трогайте
ладошки!
Они не будут белые:
они же загорелые.
А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.
Оттирали
губкой нос —
разобиделась до слёз:
— Ой, мой бедный
носик!
Он мыла
не выносит!
Он не будет белый:
он же загорелый.
А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.
Отмывали
полосы —
кричала громким голосом:
— Ой, боюсь щекотки!
Уберите щётки!
Не будут пятки белые,
они же загорелые.
А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.
— Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.
Приложение 2
«Да здравствует мыло душистое!»
Послушайте «Сказку о микробах».
Жили-были микробы-разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем было грязнее, тем больше их становилось. Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на её лапках сотни микробов. Особенно много их, если она явилась с помойки. Муха улетела, а микробы остались на столе, на тарелках, на ложках, на хлебе. Для микробов — раздолье! И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезней рукой подать!
Беседа по вопросам:
Как правильно надо мыть руки?
Воспитатель рассказывает, как мыть руки и имитирует мытьё рук.
Воспитатель. От простой воды и мыла
У микробов тают силы.
Педагог спрашивает у детей, что ещё нужно делать каждое утро одновременно с умыванием? Кто не забывает чистить зубы? Почему их нужно чистить?
После того, как дети ответят на эти вопросы, воспитатель объясняет, что зубы чистят для того, чтобы они не болели, были крепкими и красивыми, хорошо пережёвывали пищу, что нужно не только чистить зубы и умываться, но и мыться под душем в ванне.
Также можно попросить детей рассказать, как они моются, спросить, что они больше любят, ванну или душ.
В этой беседе уместно поговорить о привычках некоторых детей грызть ногти, сосать пальцы, ковырять в носу. Очень важно убедить ребят избавиться от этих вредных и некрасивых привычек. Желательно рассказать, что грязная кожа может стать причиной различных кожных заболеваний.
Рассматривание картины по сказке
Воспитатель спрашивает, что дети видят на картине. Они отвечают, почему микробы находятся на тарелке, ложке, вилке и лапках у мухи.
Загадывание загадок
Горяча и холодна,
Я всегда тебе нужна.
Позовёшь меня — бегу,
От болезней берегу. (Вода.)
Гладко, душисто, моет чисто.
Нужно, чтоб у каждого было.
Что это ребята? (Мыло.)
Вот какой забавный случай!
Поселилась в ванной туча.
Дождик льётся с потолка
Мне на спину т бока.
До чего ж приятно это!
Дождик тёплый, подогретый,
На полу не видно луж.
Все ребята любят …(Душ.)
Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
А пока она гуляла,
Спинка розовою стала. (Мочалка.)
Волосистою головкой
В рот она влезает ловко
И считает зубы нам
По утрам и вечерам. (Зубная щётка.)
Вафельное, полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою. —
Что это такое? (Полотенце.)
Песенка — разминка «Будем чистенькими мы»
1. Мы душистым мылом
Руки все намылим.
Припев:
Раз, два, три,
Раз, два, три,
Будем чистенькими мы.
2. Мы душистым мылом
Щёчки все намылим.
Припев.
3. Мы душистым мылом
Ушки все намылим.
Припев.
4. Мы душистым мылом
Носики намылим.
Припев.
Мы не зря старались с вами –
Будем с чистыми носами.
Чтение детьми стихотворений
Уши
Доктор, доктор,
Как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть,
То как нам быть:
Часто мыть
Или пореже?
Отвечает доктор гневно:
— Еже-еже-ежедневно!!!
Э. Машковская
Дядя Стёпа утром рано
Быстро вскакивал с дивана.
Окна настежь открывал,
Душ холодный принимал.
Чистить зубы дядя Стёпа
Никогда не забывал.
С. Михалков
Умываемся мы чисто,
Вытираемся мы быстро.
Мы опрятны, аккуратны —
Всем смотреть на нас приятно.
Никому и никогда
Не была вредна вода!
И. Демьянов
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу,
Оба глаза!
Мойтесь, уши,
Мойся, шейка,
Шейка, мойся хорошенько!
Обливайся!
Грязь, сдавайся!
Грязь, смывайся!
Э. Машковская
Все вместе.
Да здравствует мыло душистое!
И полотенце пушистое!
Мыться будем всегда и везде,
Вечная слава воде!
Приложение 3
Беседа «Чистота — залог здоровья»
Как вы думаете, связаны ли чистота и здоровье?
Правильно! Связаны. Недаром говорится: «Чистота — залог здоровья».
Это означает, что, если человек чист и опрятен, вокруг него царит чистота, — он соблюдает одно из важных жизненных правил, позволяющих быть здоровым.
Представьте себе неопрятно одетого неряшливого мальчугана Петю. Он редко моет руки с мылом, не любит стричь ногти, поэтому под ногтями у него образовались темные полосочки грязи. Петя забывает мыть руки перед едой, после туалета, после того как поиграл со своей любимой собакой.
Хотели бы вы дружить с этим мальчиком?
На руках скапливается огромное количество вредных микробов, которые могут стать причиной опасных заразных болезней. Помните, как называются эти болезни? «Болезни грязных рук». К ним относятся желтуха и дизентерия.
На шерсти животных — собак, кошек — всегда есть крошечные, невидимые глазу яйца глистов. Они попадают на кожу рук человека, погладившего своих любимцев, а если руки потом не помыть, то с едой яйца глистов могут оказаться в вашем желудке и вызвать заболевание гельминтозом.
Давайте вместе припомним все случаи, когда нужно мыть руки с мылом.
Правильно! Когда вы приходите домой из детского сада, с прогулки, из магазина, поликлиники.
Руки нужно мыть перед едой и после еды.
Руки нужно обязательно хорошенько помыть с мылом после того, как вы поиграли с кошкой или собакой, хомячком, попугайчиком, другими животными.
Не забывайте также мыть руки после туалета!
Почаще стригите ногти. Ногти должны быть закругленными, короткими, а
главное - под ними не должно быть грязи!
Поэтому, когда вы моете руки с мылом, тщательно почистите ногти щеточкой, удаляя из-под ногтей грязь.
Вечером перед сном обязательно вымойте ноги теплой водой, а потом облейте их прохладной водой. Это, во-первых, хорошая закалка, а во-вторых - прекрасное средство, помогающее быстро уснуть. А ведь глубокий, спокойный сон - непременное условие хорошего здоровья.
Я думаю, никому из вас не нужно напоминать, что ваша одежда должна быть опрятной и чистой.
Расскажите, как вы убираете свою комнату или свой детский уголок.
Правильно! Вытираете пыль мягкой тряпочкой, аккуратно расставляете на полке книги, игрушки. А мама или бабушка чистят ковры и мягкую мебель пылесосом.
Зачем они это делают?
Верно! Чтобы удалить частички пыли, грязи. Ведь домашняя пыль — очень вредная! Она может вызвать покраснение глаз, чиханье, насморк, т.е. аллергию.
Кроме того, в пыли живут крошечные, или, как говорят ученые, микроскопические, клещи, наносящие вред нашему здоровью.
Лучше всего во время уборки раскрыть настежь окна, форточки и хорошенько проветрить комнату. Можно на 3— 5 минут сделать и сквозное проветривание.
А что такое влажная уборка? Верно! Во время влажной уборки мы протираем полы, оконные рамы, стекла влажной тряпкой, удаляя пыль и грязь.
Соблюдать чистоту, делать уборку нужно не раз в неделю, а каждый день, выделяя на это определенное время.
Отгадай загадки
Поясок я подвяжу,
Да по кухне запляшу.
Мусор соберу в совок
Да и спрячусь в уголок. (Веник.)
Если мусор на полу, Вспоминаем про... (Метлу.)
Он сосет и пыль и сор,
Чистит кресла и ковер.
В доме мусор соберет
И ни разу не чихнет. (Пылесос.)
Соберу рубашки, майки И скажу ей: «Постирай-ка! В барабане покрути
И всё чистым возврати!» (Стиральная машина.)
Приложение 4
Чтобы питание было сбалансированным, а проблемы с зубами сведены к минимуму, нужно поддерживать в организме необходимый уровень полезных веществ. Особенно важны кальций, фтор, фосфор, железо, магний, калий и йод, а также витамины В, С, D, Е, РР и К. Все они не только полезны для зубов, но и оказывают положительное действие на сбалансированную работу всех внутренних органов.
1. Кальций - важнейший элемент для формирования зубной эмали. Усиливает кровообращение в дёснах. Продукты, богатые кальцием, способствуют образованию костных тканей. Больше всего его содержится в сырах и нежирном молоке. Богаты кальцием мак, нежирная рыба, листья капусты, зелень, финики. Но не следует забывать, что избыток этого элемента грозит образованием камней в почках, мочевом и жёлчном пузырях.
2. Фтор. Общеизвестна популярность паст со фтором, которые укрепляют и защищают эмаль от разрушительного действия кислот. Фторапатиты - элементы, сочетающие кальций и фтор, повышают сопротивляемость эмали к негативным воздействиям. Высокое содержание фтора отмечено в чае, сое, рыбе, субпродуктах, лесных орехах. Но избыток его весьма опасен риском развития онкологических образований в желудочно-кишечном тракте.
3. Фосфор. Этот элемент формирует костную ткань вместе с кальцием. Он необходим вашим зубкам во избежание излишней хрупкости. Недостаток фосфора не только плохо влияет на их состояние, но и грозит развитием рахита, остановкой роста и деформацией костных тканей. Максимальная суточная норма составляет не больше 4 тыс. мг. Излишек этого элемента способствует тому, что кальций перестаёт всасываться внутри кишечника, а витамин D не преобразуется в активную форму. Богаты фосфором дрожжи, отруби, бобовые, рыба, мясо, желток, семечки, орехи.
4. Железо — необходимый элемент для кроветворения, входит в состав гемоглобина. В большом количестве содержится в печени, шпинате, лимонах, яблоках, гречке, гранатах. Если организму не хватает железа, то может развиться анемия, начнут кровоточить дёсны, возникнет риск развития пародонтоза.
5. Витамин D. Улучшает усвоение кальция и фосфора, препятствует образованию зубного камня. Источником служат яйца, жирная рыба, сметана, печень.
6. Витамин C - природный антиоксидант. Влияет на уровень содержания кислоты, улучшает обменные процессы в костных тканях. Известны случаи возникновения цинги и выпадения зубов при острой нехватке этого крайне важного витамина. Наш организм получает его из шиповника, смородины, всех кислых ягод и фруктов, из квашеной капусты.
7. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.