Муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка №83
Проект
«Живая аптека рядом с нами»
Сроки реализации: июнь-июль 2020
Участники проекта: дети 5 лет, воспитатели, родители.
Составили: воспитатели
Сосновская Наталья Евгеньевна
Юнгейм Татьяна Юрьевна
Томск-2020
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Образовательные области в интеграции: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Вид проекта: познавательный, долгосрочный
Проблема: В процессе наблюдений и обсуждения растений на нашем участке, выяснилось, что детям незнакомо понятие «лекарственные растения», и ребята не знают никаких средств оздоровления кроме таблеток и сиропов, а также не имеют представления о том, что такие растения входят в состав многих препаратов. Тема заинтересовала ребят, мы решили ее подробно изучить в рамках проекта.
Актуальность: Лекарственные свойства растений были известны людям очень давно. Народные знахари-целители передавали из поколения в поколение крупицы сведений о целебных свойствах той или иной травы, создавая прочный фундамент той природной "зеленой аптеки", которой мы пользуемся и в настоящее время. Лекарственные вещества, выделяемые из целебных растений в чистом виде, используются сейчас в качестве порошков, таблеток, настоек. Многие современные синтезированные лекарства не могут сравниться по своему лечебному эффекту с теми лекарствами, которые получены из трав и растений, не говоря уже о побочных явлениях, вызываемых химическими лекарствами. Дети дошкольного возраста должны знать о пользе лекарственных растений, уметь отличать их от других растений, беречь и не рвать без надобности.
Цель: Формирование знаний о мире лекарственных растений, их ценности для здоровья человека, воспитание основ здорового образа жизни.
Задачи:
-Расширять представления детей о многообразии лекарственных трав и их пользе.
-Создать условия для развития навыков коммуникативного общения, познавательной и творческой активности дошкольников.
-Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям.
-Формировать положительный опыт общения, совместной деятельности детей и родителей.
Ожидаемые результаты:
- Успешное формирование знаний о видах лекарственных растений, их значении в жизни человека, способах сбора, применении.
-Развитие интереса детей к поисковой деятельности, способность находить лекарственные растения в природе.
-Развитие у детей художественного творчества, эстетического восприятия, речевой активности в разных видах деятельности.
-Повышение уровня экологической культуры у детей.
-Повышение педагогического мастерства в теме: «Музейная педагогика».
-Вовлечение родителей в педагогический процесс, заинтересованность родителей в сотрудничестве с воспитателем и детьми.
-Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ; активное участие родителей в жизни детского сада и группы.
Этапы реализации проекта:
1 этап подготовительный:
Планируемые мероприятия |
1.Определение педагогами темы, цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результатов. 2.Составление плана работы по оформлению группового помещения, изучение и подбор методической литературы, стихотворений, сказок, дидактических игр, бесед, создание презентаций. 3.Обсуждение с родителями темы проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. |
2 этап практический:
План реализации проекта «Живая аптека рядом с нами» по образовательным областям:
Образовательная область |
Формы и методы реализации |
Тема |
Цель |
Познавательное развитие |
НОД |
«Лекарственные растения»
|
Знакомство детей с понятием «Лекарственные растения», формирование представлений о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека. |
|
Презентация |
«Зеленая аптека» |
Формирование представлений о многообразии лекарственных растений. |
Мини-музей |
«Целебная сила природы» |
Формирование у детей познавательного интереса к изучению лекарственных растений, расширение и закрепление знаний. |
|
Наблюдения |
«Лекарственные растения на нашем участке» |
Знакомство детей с природным окружением нашего края; расширение знаний о многообразии лекарственных растений, произрастающих прямо на нашем участке. |
|
|
Экспериментальная деятельность |
«Сбор и засушивание ромашки» |
Развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
|
|
Дидактические игры |
«Съедобное-несъедобное» «Вершки и корешки» «Угадай по описанию» «От какого растения листик» «Отгадай по запаху» |
Формирование умений и навыков отличать различения лекарственных растений по внешним признакам, запаху, строению; закрепление знаний о значении лекарственных растений для здоровья человека.
|
Речевое развитие
|
Составление рассказов |
«Если бы я был(а) ромашкой» (подорожником, крапивой…) |
|
|
|
|
|
|
Чтение художественной литературы |
О. Высоцкая «Одуванчик» Е. Серова «Стихи о цветах» Румынская сказка «Ромашка» Т. Крюкова «Лесная аптека. Сказочная энциклопедия лекарственных растений» П. Синявский «Сказка о лекарственных растениях» В. Зотов «Лесная мозаика» |
Обогащение знаний детей о мире лекарственных растений, расширение словарного запаса, воспитание любви к художественной литературе.
|
|
Словесные игры |
«Интервью с лекарственными растениями» |
Развитие эмоционально-чувственной сферы личности детей в процессе познания ими природы, развитие коммуникативных умений, активизация словаря по теме. |
Художественно-эстетическое развитие |
Рисование в нетрадиционной технике |
«Иван-чай» |
Развитие у детей изобразительных умений, фантазии, творческих способностей. |
Лепка (пластилинография) |
«Подорожник»» |
Развитие творческого воображения, умения передавать характерные особенности растения. |
|
Аппликация |
«Одуванчик» |
Развитие умения детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья |
|
Аппликация с элементами конструирования. |
«Ромашки» (коллективная работа) |
Формирование творческих и познавательных способностей в практической деятельности, совершенствование навыка выполнения коллективной работы. |
|
Прослушивание музыки |
«Родная песенка», «Одуванчик», «На зеленом лугу», «Волшебный цветок» |
Приобщение детей к музыкальной культуре, расширение кругозора, активизация слухового восприятия, развитие воображения. |
|
Социально-коммуникативное развитие |
Беседа |
"Друг или враг".
|
Формирование у детей навыков безопасного поведения в природе, умения отличать ядовитые растения от полезных. |
Сюжетно-ролевая игра |
«Аптека»
|
Совершенствование игровых замыслов и умений детей, закрепление полученных знаний о лекарственных растения и их пользе для здоровья человека. |
|
Проблемная ситуация |
«Что будет, если исчезнут все аптеки?» |
Побуждение детей к активному размышлению, активному поиску средств и способов решения возникшей проблемы. |
|
Физическое развитие |
Пальчиковые игры |
«На лугу растут цветы» «Каждый бутончик» «Цветок» |
Развитие мелкой и общей моторики, умения производить действия в соответствии с текстом. |
Подвижные игры |
«Цветы и ветерок» «У медведя во бору» «Лети лепесток ко мне в кузовок» «В лес идем мы за малиной» «Собери букет» «Догони цветок» |
Развитие координации движений, повышение положительного настроя и укрепление психоэмоционального здоровья. |
|
|
Физкультминутки |
«Мы цветы» «Гимнастика для цветов» «Вместе по лесу идем» |
Внесение эмоционального заряда, развитие общей моторики, предупреждение утомления. |
Взаимодействие с родителями:
1.Создание мини-музея «Целебные силы природы»
2.Подготовка докладов о лекарственных растениях (родители с детьми)
3. Изготовление гербария лекарственных трав
4.Выставка рисунков.
3 этап. Подведение итогов:
Презентация проекта на педагогическом совете.
4 этап. Аналитический
Оценка проекта детьми и родителями, с целью улучшения качества проектной деятельности.
Содержание деятельности |
Вопросы для анализа деятельности |
Дети |
|
Анализ индивидуальных достижений каждого ребенка в проекте |
Чему ты научился? Как ты это освоил? С кем учился? |
Итоговый анализ проекта в группе детей |
Почему мы работали над этим проектом? Что мы сделали? Чему научились? |
Анализ проектной деятельности со всеми детьми |
Что вам доставило больше всего удовольствия? Что хорошо получилось? Что не удалось? |
Родители |
|
Итоговый анализ проекта |
Понравился ли вам и вашему ребенку проект? На что он повлиял? |
Продукты проекта:
1.Мини-музей «Целебная сила природы»
2.Выставка продуктивной деятельности детей.
3.Дидактические игры по теме проекта.
4.Гербарий лекарственных трав.
Используемая литература:
1.Бабина Н.В. «500 как и почему для детей»- М.:ТЦ Сфера, 2013
2.Дыбина О.В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников.-М.:ТЦ Сфера,20145.
3.Зотов В.В. «Лесная мозаика». Книга для воспитателей детского сада. –М.:ТЦ 4.Сфера,1993
5.Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
6.Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.
7.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий– М.: ТЦ Сфера, 2005
8.Николаева С.Н. Юный эколог. М.: Новая школа 1993
9.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009
10.Энциклопедия необходимых знаний/ Пер. с англ. У.В. Сапциной. - М.: РОСМЭН,2014
11.Интернет-ресурсы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.