Проект "Живая аптека рядом с нами"

  • docx
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СОСНОВСКАЯ НАТАЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВНАjob_24514_1605800013.docx

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
  центр развития ребенка №83

 

 

 

 

 

 

Проект

«Живая аптека рядом с нами»

Сроки реализации: июнь-июль 2020

Участники проекта: дети 5 лет, воспитатели, родители.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                

 

                                                      Составили: воспитатели

                                                                     Сосновская Наталья Евгеньевна

                                                           Юнгейм Татьяна Юрьевна

 

 

 

                                               

                                               

                                                           

                                                                Томск-2020

 

 

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Образовательные области в интеграции: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Вид проекта: познавательный, долгосрочный                                                              

Проблема: В процессе наблюдений и обсуждения растений на нашем участке, выяснилось, что детям незнакомо понятие «лекарственные растения», и ребята не знают никаких средств оздоровления кроме таблеток и сиропов, а также не имеют представления о том, что такие растения входят в состав многих препаратов. Тема заинтересовала ребят, мы решили ее подробно изучить в рамках проекта.

Актуальность: Лекарственные свойства растений были известны людям очень давно. Народные знахари-целители передавали из поколения в поколение крупицы сведений о целебных свойствах той или иной травы, создавая прочный фундамент той природной "зеленой аптеки", которой мы пользуемся и в настоящее время.   Лекарственные вещества, выделяемые из целебных растений в чистом виде, используются сейчас в качестве порошков, таблеток, настоек. Многие современные синтезированные лекарства не могут сравниться по своему лечебному эффекту с теми лекарствами, которые получены из трав и растений, не говоря уже о побочных явлениях, вызываемых химическими лекарствами. Дети дошкольного возраста должны знать о пользе лекарственных растений, уметь отличать их от других растений, беречь и не рвать без надобности.

Цель: Формирование знаний о мире лекарственных растений, их ценности для здоровья человека, воспитание основ здорового образа жизни.

Задачи:

-Расширять представления детей о многообразии лекарственных трав и их пользе.  

-Создать условия для развития навыков коммуникативного общения, познавательной и творческой активности дошкольников.

-Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям.

-Формировать положительный опыт общения, совместной деятельности детей и родителей.

Ожидаемые результаты:

- Успешное формирование знаний о видах лекарственных растений, их значении в жизни человека, способах сбора, применении.

-Развитие интереса детей к поисковой деятельности, способность находить лекарственные растения в природе.

-Развитие у детей художественного творчества, эстетического восприятия, речевой активности в разных видах деятельности.

-Повышение уровня экологической культуры у детей.

-Повышение педагогического мастерства в теме: «Музейная педагогика».

-Вовлечение родителей в педагогический процесс, заинтересованность родителей в сотрудничестве с воспитателем и детьми.

-Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ; активное участие родителей в жизни детского сада и группы.

 

Этапы реализации проекта:

1 этап подготовительный:

Планируемые мероприятия

1.Определение педагогами темы, цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результатов.

2.Составление плана работы по оформлению группового помещения, изучение и подбор методической литературы, стихотворений, сказок, дидактических игр, бесед, создание презентаций.

3.Обсуждение с родителями темы проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

 

2 этап практический:

План реализации проекта «Живая аптека рядом с нами» по образовательным областям:

Образовательная область

Формы и методы реализации

Тема

Цель

Познавательное развитие

НОД

«Лекарственные растения»

 

Знакомство детей с понятием «Лекарственные растения», формирование представлений о роли растений в оздоровлении и  сохранении здоровья человека.

 

Презентация

«Зеленая аптека»

Формирование представлений о многообразии лекарственных растений.

Мини-музей

«Целебная сила природы»

Формирование у детей познавательного интереса к изучению лекарственных растений, расширение и закрепление знаний.

Наблюдения

«Лекарственные растения на нашем участке»

Знакомство детей с природным окружением нашего края; расширение  знаний о многообразии лекарственных растений, произрастающих прямо на нашем участке.

 

Экспериментальная деятельность

«Сбор и засушивание ромашки»

Развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

 

 

Дидактические игры

«Съедобное-несъедобное»

«Вершки и корешки»

«Угадай по описанию»

«От какого растения листик»

«Отгадай по запаху»

Формирование умений и навыков отличать различения лекарственных растений по внешним признакам, запаху, строению; закрепление знаний о значении лекарственных растений для здоровья человека.

 

Речевое развитие

 

Составление

рассказов

«Если бы я был(а) ромашкой»

(подорожником,

крапивой…)

 

 

 

 

 

 

Чтение художественной литературы

О. Высоцкая «Одуванчик»

Е. Серова «Стихи о цветах»

Румынская сказка «Ромашка»

Т. Крюкова «Лесная аптека. Сказочная энциклопедия лекарственных растений»

П. Синявский «Сказка о лекарственных растениях»

В. Зотов «Лесная мозаика»

Обогащение знаний детей о мире лекарственных растений, расширение словарного запаса, воспитание любви к художественной литературе.

 

 

Словесные игры

«Интервью с лекарственными растениями»

Развитие эмоционально-чувственной сферы личности детей в процессе познания ими природы, развитие коммуникативных умений, активизация словаря по теме.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование в нетрадиционной технике

«Иван-чай»

Развитие у детей изобразительных умений, фантазии, творческих способностей.

Лепка

(пластилинография)

«Подорожник»»

Развитие творческого воображения, умения передавать характерные особенности растения.

Аппликация

«Одуванчик»

Развитие умения детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья

Аппликация с элементами конструирования.

«Ромашки»

(коллективная работа)

Формирование творческих и познавательных способностей в практической деятельности, совершенствование навыка выполнения коллективной работы.

Прослушивание музыки

«Родная песенка»,

«Одуванчик»,

«На зеленом лугу»,

«Волшебный цветок»

Приобщение детей к музыкальной культуре, расширение кругозора, активизация слухового восприятия, развитие воображения.

Социально-коммуникативное развитие

Беседа

 "Друг или враг".

 

Формирование у детей навыков безопасного поведения в природе, умения отличать ядовитые растения от полезных.

Сюжетно-ролевая игра

«Аптека»

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствование игровых замыслов и умений детей, закрепление полученных знаний о лекарственных растения и их пользе для здоровья человека.

Проблемная ситуация

«Что будет, если исчезнут все аптеки?»

Побуждение детей к активному размышлению, активному поиску средств и способов решения возникшей проблемы.

Физическое развитие

Пальчиковые игры

«На лугу растут цветы»

«Каждый бутончик»

«Цветок»

Развитие мелкой  и общей моторики, умения производить действия в соответствии с текстом.

Подвижные игры

«Цветы и ветерок»

«У медведя во бору»

«Лети лепесток ко мне в кузовок»

«В лес идем мы за малиной»

«Собери букет»

«Догони цветок»

Развитие  координации движений, повышение положительного настроя и укрепление психоэмоционального здоровья.

 

Физкультминутки

«Мы цветы»

«Гимнастика для цветов»

«Вместе по лесу идем»

Внесение эмоционального заряда, развитие общей моторики, предупреждение утомления.

 

Взаимодействие с родителями:

1.Создание мини-музея «Целебные силы природы»

2.Подготовка докладов о лекарственных растениях (родители с детьми)

3. Изготовление гербария лекарственных трав

4.Выставка рисунков.

3 этап. Подведение итогов:

Презентация проекта на педагогическом совете.

4 этап. Аналитический

Оценка проекта детьми и родителями, с целью улучшения качества проектной деятельности.

Содержание деятельности

Вопросы для анализа деятельности

                                                             Дети

 

Анализ индивидуальных достижений каждого ребенка в проекте

Чему ты научился? Как ты это освоил? С кем учился?

Итоговый анализ проекта в группе детей

Почему мы работали над этим проектом? Что мы сделали? Чему научились?

Анализ проектной деятельности со всеми детьми

Что вам доставило больше всего удовольствия? Что хорошо получилось? Что не удалось?

                                                     Родители

 

Итоговый анализ проекта

Понравился ли вам и вашему ребенку проект? На что он повлиял?

 

Продукты проекта:

1.Мини-музей «Целебная сила природы»

2.Выставка продуктивной деятельности детей.

3.Дидактические игры по теме проекта.

4.Гербарий лекарственных трав.

 

Используемая литература:

1.Бабина Н.В. «500 как и почему для детей»- М.:ТЦ Сфера, 2013

2.Дыбина О.В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников.-М.:ТЦ Сфера,20145.

3.Зотов В.В. «Лесная мозаика». Книга для воспитателей детского сада. –М.:ТЦ 4.Сфера,1993

5.Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

6.Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.

7.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий– М.: ТЦ Сфера, 2005

8.Николаева С.Н. Юный эколог. М.: Новая школа 1993

9.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009

10.Энциклопедия необходимых знаний/ Пер. с англ. У.В. Сапциной. - М.:  РОСМЭН,2014

11.Интернет-ресурсы