Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Дивинская средняя общеобразовательная школа
Болотнинского района Новосибирской области
(дошкольное отделение)
Название работы: Педагогический проект « Природа нашего края »
Автор проекта: Плотникова Наталья Петровна
Должность: воспитатель
Место и год выполнения работы : МКОУ Дивинская СОШ (детский сад)
2022г.
Проект «Природа нашего края»
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши.
Чтоб для них экология стала.
Не наукой, а частью души!
В.А. Сухомлинский
Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники старшей группы
Срок реализации: октябрь 2022 г.
Тип проекта: краткосрочный
Создание проблемы: Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать… Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Паспорт педагогического проекта:
Тема: «Природа нашего края»
Автор – разработчик проекта: Плотникова Наталья Петровна – ответственный по приобщению дошкольников к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам.
Место проведения:
МКОУ Дивинская СОШ (детский сад)
Особенности проекта:
По характеру продукта: познавательно-исследовательский
По количеству детей: групповой.
По продолжительности: краткосрочный (1 месяц)
По профилю знаний: межпредметный (все образовательные области)
Цель проекта: Формирование у воспитанников и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края посредством поэтапного решения задач.
Задачи проекта:
1.Систематизировать и обобщить знания детей о природе родного края;
2.Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через практическую деятельность;
3.Познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений и человека;
4.Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;
5.Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой;
6.Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними;
7.Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Новизна проекта: Экологическое воспитание представлено во всех образовательных областях. Использование интегрированного подхода в проекте позволяет ежемесячно решать задачи экологического образования в совместной деятельности не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также привлекая родителей к тесному сотрудничеству.
Ожидаемые результаты проекта:
Расширение знаний о растительном и животном мире нашего края. Бережное отношение к природе, овладение навыками экологически безопасного поведения в природе. Сформируется стремление к исследованию объектов природы. Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Результат деятельности детей: Выставка поделок из природного материала: «Осенние фантазии» Рисование: «Берегите природу»
Открытое занятие: «Природа нашего края»
Аннотация: Мероприятия проводятся в непрерывной образовательной деятельности. В совместной деятельности воспитателя и детей: беседы, досуги, наблюдения за природой, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, кроссвордов, развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, оформление экологического уголка, а также работа дома с родителями.
Этапы работы над проектом:
I этап «Подготовительный»
II этап «Основной»
III этап «Заключительный»
Актуальность. Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентированное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Реализация требований ФГОС ДО в области экологического воспитания дошкольников предполагает формирование у дошкольников первичных экологических представлений и понятий, являющихся основой для процесса экологического образования. Ознакомление детей с природой способствует сознанию важности окружающего мира. Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но и пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края. Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов. Актуальность данной темы заключается в том, что ознакомление с природой родного края в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученных в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее. Но главное, будет положено начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Важный аспект этого – развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим.
Пояснительная записка
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение. Этот проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и педагогов группы. Педагог ведёт ребёнка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнёрство, и, наконец, сотрудничество. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблемных ситуаций. Для реализации данного проекта педагогами группы были разработаны комплексы занятий, направленные на совершенствование работы по экологическому воспитанию дошкольников. Проект направлен на достижение оптимального общего развития дошкольников, развития эстетического вкуса, их чувств, а также приобщение детей к красоте окружающего мира. Процесс познания мира человеком начинается с помощью органов чувств и самым важным среди них является зрение. Мир, окружающий ребенка, разноцветен. Огромен первоначальный интерес ребенка к этому миру вообще и природе в частности. Вот почему нам представляется возможным начать воспитание детей средствами природы на основе интереса ребенка к родному краю. Естественно, что в процессе познания мира участвуют все органы чувств, но в дошкольном возрасте основным является зрение. Для данного проекта была разработана целенаправленная система занятий, куда были включены разнообразные игры, приемы, опыты, наблюдения. Большое место уделяется сезонным экскурсиям. Основной путь экологического развития ребенка - это формирование его деятельности и стремление к творчеству. Это также учитывалось при разработке системы занятий. Экологическое воспитание тесно связано с нравственным и умственным воспитанием, трудовой деятельностью. Взаимосвязь экологического воспитания со всеми сторонами воспитательного процесса обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию подрастающего поколения.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
1.Создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду
2.Организация прогулок, занятий, игр, бесед. Рассматривание рисунков, фотографий о природе нашего края. Знакомство с литературными произведениями. Использование игр.
3. Повышение компетентности родителей по вопросам, касающимся экологического воспитания.
Основной этап работы:
Название мероприятий |
Тема |
Работа с детьми НОД Художественно-эстетическое развитие; Речевое развитие; Познавательное развитие; Социально-коммуникативное развитие; Физическое развитие. |
Беседы, занятия: «Что такое природа?» «Как готовятся звери к зиме?» «Перелетные и зимующие птицы нашего края» «Прогулка в лес» «Земля - наш общий дом» Продуктивные виды деятельности: «Кормушка для птиц» - конструирование из бросового материала «Берегите природу» - рисование «Золотая осень» - рисование «Осенний лес» - аппликация «Птичка на веточке рябины» - лепка |
Игры |
Сюжетно-ролевые: «Путешествие в лес», «В зоопарке», «Зоомагазин» Дидактические: «Птицы нашего края», «Кто, где живет», «Найди перелетных и зимующих птиц», «Найди по описанию», «От какого дерева лист», «Чьи плоды» Настольные игры: Лото «Животный мир нашего края», лото «Растительный мир нашего края». Развивающая игра «Времена года», домино «Овощи и фрукты», «Жители - планеты Земля» Подвижные игры: «Где спряталась рыбка», «Четвертый лишний», «Птицы и автомобиль», «Цепочка», «Совы и вороны», «Птица без гнезда», «Найди пару» Игры на внимание и развитие реакции: «Добеги до нужного дерева».
|
Знакомство с литературой |
А.Яшин «Покормите птиц зимой», А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», «Как птицы и звери готовятся к зиме» Г.Снегирев, «Зайчик» Л.А. Блок, загадки, стихи, пословицы. |
Целевая прогулка, экскурсия |
«Осенний лес» «К русской березке» «Целевая прогулка на площадку детского сада» |
Работа с родителями |
Анкетирование родителей по теме: «Экологическое воспитание дошкольников» Консультация для родителей по теме: «Экологическое воспитание дошкольников» Родительское собрание: «Досуг с ребенком на природе» |
Работа с педагогами |
Подбор материалов для создания развивающей предметно-пространственной среды, дидактических игр, художественной литературы. Консультация для воспитателей: «Экологическое воспитание дошкольников на занятиях» |
Заключительный этап:
Итоговые мероприятия:
Выставка поделок из природного материала: «Осенние фантазии»,
Праздник «Осень, осень в гости просим»
Итог проекта:
В результате проведенной работы предполагаем положительные тенденции в приобщении дошкольников к природным богатствам родного края. Благодаря проектной работе, дети внимательнее стали относиться к природе, замечают даже небольшие изменения объектов наблюдения, научились анализировать, контролировать, оценивать свое поведение в природе, разрешать возникшие проблемы. Наблюдения в природных условиях помогли нам решить в комплексе ряд задач: формировать у детей знания о природе, учить их наблюдать, размышлять, развивали наблюдательность, воспитывали эмоционально и эстетически. Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, открыток, альбомов о природе дали возможность подробно рассмотреть природу, длительно сосредоточить на них внимание, подводит ребят к пониманию зависимости изменений в жизни растений и животных от изменения погодных условий. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивало становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост, активизировало у него познавательную активность. Анкетирование родителей группы показало, что родители довольны проделанной работой. Совместные мероприятия сблизили детей, родителей и воспитателей группы. С большой уверенностью можно сказать, что из наших детей вырастут настоящие ценители родной природы.
Приложение
Перспективный план по экологии в старшей группе.
Образовательные области |
Задачи |
Познавательное развитие |
1. Познакомить детей с природой нашего края. 2. Продолжать закреплять и дополнять представления о животном и растительном мире нашего края. 3. Воспитывать культуру поведения на природе. |
Социально-коммуникативное развитие |
1. Развивать игровую деятельность детей. 2. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным). |
Безопасность |
1.Передавать детям знания о правилах безопасности поведения в лесу, на речке. 2.Формировать и развивать у дошкольников умения и навыки безопасного поведения в окружающей среде. |
Речевое развитие |
1.Развивать свободное общение взрослых и детей. 2.Активизировать словарный запас детей. 3.Развивать внимание и логическое мышление. 4.Выявить готовность ребенка к правильным действиям в сложившейся ситуации в природной среде. |
Художественно-эстетическое развитие |
1. Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать стихи, рассказы, загадки. 2. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. 3. Развивать продуктивную деятельность детей (рисование, лепку, аппликацию). 4.Развивать детское творчество. |
Формы работы |
|
Занятия. Беседы. Чтение произведений. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры. Сюжетно-ролевые игры. Подвижные игры. Досуги. Целевые прогулки. Экскурсии. Изобразительная деятельность. |
Конспект непрерывной образовательной деятельности.
«КАК ГОТОВЯТСЯ ЗВЕРИ К ЗИМЕ»
Задачи:
Закреплять знания детей о диких животных.
Расширять представление об их образе жизни.
Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме. Воспитывать любовь к животным, доброе отношение к ним.
Оборудование:
Картинки с изображениями зверей. Маски лисы, зайца, белки, ежа, волка, медведя.
Содержание:
Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей).
Верно осень, и совсем скоро наступит зима. К зиме готовятся все. Как мы с вами готовимся к зиме? (ответы детей).
В лесу звери тоже готовятся к зиме, и каждый по-своему.
Сегодня мы поговорим о том, кто как в лесу готовятся к зиме. А помогут в этом герои, переодетые в лесных жителей. Очерёдность их вы будете определять, отгадывая загадки.
Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
(выходит медведь и рассказывает, как он приготовился к зиме)
Осенью у нас медведей забот не мало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время для нас медведей, много еды: созрели ягоды, всюду много насекомых, с большим удовольствием мы лакомимся медком диких пчёл и ос. Накопим жиру, и спать можно ложиться в берлогу.
Повыше кошки рост,
Живёт в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы … (лису)
(выходит лиса и рассказывает, как она приготовилась к зиме)
А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле я не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, то ни какая хитрость не спасла бы меня от волков и собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И главную добычу – мышей, я нахожу без всяких трудов. Догнать зайца нам трудно, разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка.
Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож
Что не зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(выходит волк и рассказывает, как он приготовился к зиме)
Мы, волки, зимой собираемся в стаи. Осенью я линяю, к зиме шерсть у меня становится густой. В сильные морозы, прячемся мы в логове, так называется наше жилище. Мы ловим зайцев, маленьких птичек. Но главная добыча – олени и лоси. Из-за постоянных поисков пищи многие считают, что мы приносим вред. Но это не так, мы нападаем только на слабых и больных животных.
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки,
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается,
Под кустом спасается.
(выходит заяц и рассказывает, как он приготовился к зиме)
Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня много. И, всё-таки, я живу, не тужу. Выручают меня чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Осенью я линяю: вместо серой у меня вырастает снежно-белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее. Ем веточки деревьев, кору.
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(выходит белка и рассказывает, как она приготовилась к зиме)
Летом я ходила в своей летней шубке. А зимой я надеваю тёплую шубку другого цвета, она мне помогает прятаться среди веток деревьев от врагов. На зиму я сушу грибы на ветках деревьев. Делаю запас орехов в дупле. Мне не страшна ни какая зима. И шубка у меня незаметная, и еды запасла много. Вот так я приготовилась к зиме.
Весь в колючках,
Ворчит, как злючка,
Чуть испугается,
В клубок свивается.
(выходит ёжик и рассказывает, как он приготовился к зиме)
Осенью я готовлю себе дом для зимовки. Мой дом называется нора. Я нанизываю себе на спину листики, а в норе их стряхиваю. Делаю себе мягкую, тёплую постельку. Потом заберусь в свою нору, зароюсь в листья и засну сладким сном на всю зиму. Придёт зима накроет мою нору сугробом и буду я спать, как под пушистым одеялом, тепло мне. Так и просплю я всю зиму до весеннего солнышка.
Физкультминутка
Игра «Лиса и зайцы»
Дети – зайцы, воспитатель – лиса, находятся в противоположных концах игровой комнаты. Зайцы «скачут» на поляне, грызут кору деревьев, по сигналу «Лиса!» приседают на корточки, группируются, замирают, превращаются в «снежные комочки» Лиса ходит среди зайцев, ищет, приговаривает: «Куда же подевались эти зайцы? Один снег кругом лежит!». Если замечает, что кто-то из зайцев шевелится или смеётся, она выводит его из игры.
Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Кто юркнул в дупло? (белка)
Кто спрятался в нору? (лиса)
Кто забрался под листья? (ёж)
Кто укрылся под кустом? (заяц)
Кто залёг в берлогу? (медведь)
Ребята, теперь вы убедились, что не только люди, но и звери готовятся к зиме? (ответы детей)
РИСОВАНИЕ на тему «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»
Цели:
Расширять представления детей о растительном и животном мире.
Учить отображать в рисунке собственные замыслы.
Развивать творческие способности, воображение.
Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.
Материалы и инструменты:
Гуашь, кисти, салфетки, альбомный лист.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о правилах поведения в природе.
Содержание деятельности:
1. Беседа с детьми о том, что они хотят отобразить в своём рисунке.
2. Рисование по замыслам детей на тему «Берегите природу!»
Чтение стихотворения А.Яшина «Покормите птиц зимой».
Цель:
С помощью содержания стиха показать детям как тяжело приходится птицам зимой. Способствовать появлению чувства сострадания к пернатым друзьям. Воспитывать любовь к птицам.
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов. К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма. Горсть зерна нужна Горсть одна – и не страшна. Будет им зима. Сколько гибнет их – не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть. И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать. Заодно с людьми, Приучите птиц в мороз. К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну!
Беседа по содержанию стиха:
Почему надо подкармливать птиц зимой?
От чего птицам так тяжело приходится зимой?
Чем бы вы стали подкармливать птиц?
Как вы думаете, много ли птиц гибнет зимой?
Что вы сделаете для того, чтобы птицы слетались к вашему крыльцу?
Экскурсия в осенний лес
Задачи:
Уточнить представления детей о лесе, его растениях, обитателях;
Закрепить знания о деревьях, животных, птицах, как они готовятся к зиме;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
заучивание стихов, чтение рассказов о лесе, рассматривание картин о
лесе, животных, птицах, приготовление письма с загадками о птицах,
разучивание пословиц о лесе.
активизация словаря: лес, деревья, птицы, обитатели леса, меняет
шубку, роща, краса.
Материал: конверт с загадками о птицах.
Ход экскурсии.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. Послушайте
загадку.
Встал стеною до небес
Перед нами чудо (лес). Воспитатель: Да, мы отправимся с вами в лес.
Давайте вспомним правила поведения в лесу. (Ответы детей).
Вот мы с вами и на лесной поляне. А что такое лес?
Дети: Это место, где много растет деревьев, кустарников, травы; лес это большой дом, где живут животные, птицы, насекомые.
Воспитатель: Послушайте стихотворение о лесе:
Здравствуй лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвой
Ночью темной, грозовой?
Что ты шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь — мы свои...
Дети, посмотрите какие деревья растут на поляне, как много листьев
под ногами. (Ответы детей). Возьмите листики, рассмотрите их, какие они?
(Ответы детей). Дети, а как деревья готовятся к зиме?
Дети: Сбрасывают листья, прекращается их рост, и до весны они засыпают.
Воспитатель: В какое время года на земле лежит «ковер из листьев»?
(Ответы детей).
Листопад, листопад
Листья желтые летят
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят!
(Предложить детям устроить листопад)
Ребята, какие деревья растут в лесу? (Ответы детей).
Давайте с вами поиграем в игру, «с какой ветки эти детки».
Игра, «С какой ветки эти детки?»
Ребятам предлагается определить с какого дерева опавший лист.
Воспитатель:
Дети, какие животные обитают в лесу? (Ответы детей). Как животные
готовятся к зиме? (Ответы детей).
Давайте поиграем в подвижную игру «У медведя в бору»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что это за письмо под кленом лежит?
Наверное, осень приготовила его для нас. Здесь загадки, помогите мне их
разгадать.
Кто так громко все стрекочет,
Рассказать нам что-то хочет?
(сорока)
Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная,
Звонко тенькает:
«Тень-тень!»
Как хорош осенний день!
(синица)
Грудка ярче, чем заря
У кого?
(у снегиря)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах.
А зовут ее...
(ворона)
Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук, тук-тук?»
(дятел)
Воспитатель: Молодцы, всё отгадали. Ответьте на вопрос, как птицы
готовятся к зиме? (Ответы детей).
Воспитатель: Послушайте пословицы о лесе.
Растение — земли украшение.
Рощи да леса — всему свету краса.
По лесу ходили — под ноги гляди.
Понравилось вам в осеннем лесу? Теперь пора возвращаться в детский сад.
Давайте вспомним, где мы с вами были, чем занимались? (Ответы детей)
Возвращение в детский сад.
Родительское собрание
«Досуг с ребенком на природе».
Я нашел себе любимое дело:
искать и открывать в природе
прекрасные стороны души человеческой.
М. Пришвин
Досуг ребенка зависит целиком от родителей. Впоследствии, став взрослым, ребенок уже самостоятельно будет заполнять свое свободное время, опираясь на имеющийся опыт. Досуг помогает человеку интересно жить и хорошо учиться. Какую же роль в организации досуга детей может сыграть окружающая нас природа с ее удивительными разнообразными явлениями, неисчерпаемыми возможностями познания и воспитания. Надо чаще отправляться вместе с ребенком на природу. Такие прогулки сближают родителей со своими детьми, помогают установить дружеские отношения на основе взаимопонимания. Во время прогулок родители имеют большие возможности воспитательного воздействия на ребенка, а также развивать его ум, тренировать внимание, память. Родителям лишь надо научиться заполнять прогулки определенным содержанием, добиваясь, чтобы каждая из них стала праздником для ребенка и наполняла его душу радостью Важно, чтобы прогулки с детьми на природе были постоянными и желанными для ребенка. Ведь можно вечером, удобно расположившись в кресле, смотреть телевизор. А можно, отбросив на время все свои дела и заботы, взять за руку своего малыша и пойти с ним на природу. Задумайтесь, сколько всего интересного можно показать ребенку на высоком темном небе с огромным количеством звезд и созвездий. И здесь будет присутствовать все: и задушевная беседа, и откровенный разговор. А сколько положительных эмоций получит ребенок во время такой вечерней прогулки, во время общения с близким ему человеком. А как полезны для здоровья такие прогулки перед сном. Интересное в природе происходит каждый день. Нам лишь надо это уметь видеть самим и показывать это ребенку. Мы должны поддерживать у детей познавательный интерес к происходящему в природе. Нет такого периода у природы, когда ребенку нечего было бы показать. Каждое время года по-своему прекрасно и очаровательно и имеет большой запас разнообразных природных явлений, которые интересны для наблюдений с детьми.
Совершая прогулки, следует помнить, что в природе нет полезного и вредного. Все в природе взаимосвязано. Уничтожение одного вида влечет за собой гибель другого. Об этом мы должны помнить всегда, совершая прогулки с ребенком, и правильно относиться ко всем живым объектам. Например, часто бытуют разговоры о том, что лягушки отвратительные, холодные, мокрые. И было бы, наверное, значительно легче выбирать себе друзей, опираясь лишь на внешность, если бы красивая внешность всегда гармонировала бы с внутренней красотой. Каждый живой организм самобытен, интересен. Каждый вправе рассчитывать на доброе отношение к себе человека — человека разумного. Будь то тритон или лягушка. С наступлением теплых дней нас сильно тянет за город, на природу. И очень хорошо, когда там, рядом с нами наши дети. И как замечательно, когда организуются загородные поездки всей семьей. Заготавливаются продукты, собирается рюкзак, берутся мячи, ракетки и т.д. Поход свой в природу желательно начинать с приветствия не только друзей, с которыми там встречаешься, но при этом важно поздороваться и с деревьями, кустами, птицами, насекомыми. «Здравствуй, природа родная, мы пришли в гости к тебе!» Да, мы пришли к тебе в гости, мы — гости твои, природа, поэтому и вести должны себя соответствующим образом: как доброжелательные люди, не забывая при этом, что наше поведение в природе — эталон поведения для ребенка. Обычно, приехав на пикник, родители капитально обосновываются на месте, с которого их не сдвинешь. А маленьких исследователей всегда манит даль. Здесь он видит перед собой новое и доселе ему не известное. Он изумляется открывшимся ему тайнам природы, которые впоследствии могут стать могучим толчком для развития ребенка. Да, дети — неутомимые исследователи. Поняв закономерность, они сразу же начинают искать новые подтверждения своих выводов. И здесь они не всегда могут обойтись без помощи взрослого. Вопрос: а как ее оказать? По возможности так, чтобы маленький исследователь большую часть поиска сделал сам. Часто бывает достаточно показать ребенку место поиска, например, лужу и понаблюдать там осторожно за водомерками. Многие дети любят рисовать с натуры. Это хорошо делать непосредственно на природе, приспособив для этого фанерку и присев на пенке. Карандаши при этом можно разместить в кармане курточки. Рисовать можно и по памяти дома, отражая в рисунке свои впечатления о проведенной прогулке. Как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки! А также вспомнить ранее прочитанные сказки о жизни животных, насекомых, растений, птиц, поискать их тут же на полянке и понаблюдать за ними. Уместно загадать детям загадки о природных явлениях. Подумайте, сколько положительных эмоций получит ребенок, найдя живую отгадку, также вспомнить пословицы, поговорки, приметы, которые ранее учили с ребенком и которые оказывают большое влияние на развитие личности дошкольника. А сколько замечательных песен о природе имеем мы в своем репертуаре! И как хорошо, собравшись все вместе, негромко их спеть. Такие минуты общения необходимы как взрослым, так и детям и надолго остаются в памяти. С ребенком можно организовать дидактическую игру, в ходе которой закрепить имеющиеся у ребенка знания, например, «Найди дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет» и т.д. Бережное отношение к богатствам родной природы надо воспитывать с раннего детства, и на это нельзя жалеть своего труда. Только в том случае, если сами родители бережно относятся к природе, можно требовать и от детей того же, терпеливо обучая их азбуке поведения на природе с детства. И невдомек иным взрослым, как развращают и ранят души детей картины, которые запечатлевают следы варварского поведения на лоне природы, которые превращают лесные поляны, полные тайн и чудес, в полумертвый пейзаж. Помните, что для понимания природы недостаточно только одних знаний. Здесь требуется еще одно особое чувство — чувство природы. Только вкладывая свою душу, можно научить детей уважать ее и заботиться о ней.
Природа Вас ждет, она Вам рада!
Выставка «Осенние фантазии»
Осень скверы украшает, разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде, и в лесу, и у воды
Приготовила природа всевозможные дары!
Цель: привлечь внимание родителей к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда.
В нашем детском саду был объявлен конкурс на лучшую осеннюю поделку из природного материала на тему: «Осенние фантазии». Родители и дети старшей группы приняли активное участие, проявив свою фантазию и творческие способности. Поделки были разнообразные: одни выполнены в технике "аппликации", другие – в виде макетов и композиций, третьи - панно. Все поделки получились замечательные. Родители и дети потрудились на славу и были отмечены соответствующей оценкой педагогического коллектива нашего детского сада. Вот, что у нас получилось.
Выставка поделок «Осенние фантазии»
Сценарий праздника «Осень, Осень, в гости просим!»
Цель: закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе осенью.
Задачи
- в игровой форме закрепить знания о сезонных изменениях в природе;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- воспитывать чувство коллективизма и поддержки;
- развивать активность, инициативность, воображение, мышление.
Форма проведения: игра.
Оформление: зал украшен шарами, на полу рассыпаны желтые листья (листья выполнены из бумаги, на обратной стороне прикреплены загадки), представлены выставки рисунков об осени, осенних букетов и композиций.
Ход мероприятия:
Звучит музыка.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы интересно и весело провести праздник. А какой, вы попробуйте отгадать. Посмотрите в окошко.
Солнышко не хочет землю согревать,
Листья пожелтели, стали опадать,
Часто дождик льётся, птицы улетают,
Урожай в саду и в поле собирают.
Кто из вас, ребята, знает,
Это всё когда бывает?
Ответы ребят: Осенью!
Ведущий: Правильно. А какие приметы Осени вы можете назвать ещё?
(Ответы ребят).
Ведущий: Да, ребята, к нам пришла Осень – красивое, но немного грустное время года.
Но грустить нам не годится,
Давайте будем веселиться!
На праздник Осень позовём
И вместе время проведём!
Ведущий: Давайте дружно позовём Осень к нам на праздник!
(Ребята зовут Осень): Осень, Осень, в гости просим!
(Заходит Осень с корзиной, в которой листья, цветы, шишки и т.д.)
Осень: Меня вы звали? Вот и я!
Здравствуйте, мои друзья!
Спешила к вам сюда, ребята,
И всех вас видеть очень рада.
Ведущий: И мы тоже рады видеть тебя! Нам очень нравится наряд, который ты даришь деревьям и кустарникам. Недаром тебя называют «золотой» осенью. Вот только нам хотелось бы узнать, почему осенью листья так необычно меняют цвет?
Осень: Ребята, а вы разве не знаете?
Баба-Яга: (влетая): Я, я, я! Я знаю!
Ведущий: Какая Вы невоспитанная, Баба-Яга! Даже не сказали нам «здравствуйте». Такая пожилая женщина, а до сих пор не знаете элементарных правил поведения.
Баба-Яга: Здравствуйте! Здравствуйте, ребята! Я узнала от сороки, что у вас сегодня праздник и очень торопилась, поэтому забыла поздороваться. А я знаю, почему листья желтые! Это я их покрасила! Сколько краски извела, ужасть!
Осень: Неправда, Баба-Яга! Нехорошо обманывать!
Баба-Яга: Это я-то обманываю? Сама лично красила!
Ведущий: А вот и не Вы! Дело в том, что вся эта краска есть в самих растениях. Только мы не видим её, потому что летом в листьях больше всего зелёной краски - хлорофилла.
Баба-Яга: Какого ещё хлорофилла? Хлорофилл, хлорофилл, зелёный он как крокодил! (Кривляется).
Ведущий: Хлорофилл – это красящее вещество. Чем больше света, тем больше образуется этого зелёного красителя.
Баба-Яга: Не верьте им! Сказки это!
Осень: Баба-Яга, не перебивай! Дай ребятам послушать правильное объяснение.
Ведущий. Так как летом дни длинные и много света, то хлорофилла образуется много и поэтому листья зелёные. Вы же помните, ребята, какие длинные и теплые дни летом?
Баба-Яга: Да, прекрасное время было! Только жаль, что наступила осень.
Осень (обиженно): А я чем хуже лета? Только осенью вы едите виноград, арбузы. Что ещё, ребята? Подскажите!
(Ответы ребят).
Осень: А сколько на улице красивых листьев, особенно желтых. Недаром меня называют «золотой» осенью.
Баба-Яга: Не только желтые, ещё есть красные, багряные, даже фиолетовые.
Ведущий: Правильно. С уменьшением светового дня хлорофилла становится всё меньше, и начинают проявляться другие красители, которые были в листьях.
Осень: Ну что, Баба-Яга, это ты раскрасила все эти листья?
Баба-Яга: Сдаюсь, сдаюсь, не красила я эти листья. Я пошутила.
Осень: Теперь вам понятно, ребята, почему листья такие разноцветные? А знаете ли вы, почему они ещё и падают?
Баба-Яга: Это я им приказываю, вот они и падают! «Швабра-дабра-кадабра! Листья, падайте!»
Ведущий: Опять Вы, Баба-Яга, шутите, ребят с толку сбиваете!
Баба-Яга: Всё-всё-всё, я больше не буду! А, правда, почему они падают?
Ведущий: Ребята, вам приходилось когда-либо срывать листья с деревьев летом?
(Ответы ребят).
Баба-Яга: Ещё как приходилось! Вздумала я себе метёлку летом сделать, так все руки исцарапала, пока эти листья отдирала!
Осень: Вот именно! А Вы, Баба-Яга, метёлку делайте не летом, а осенью. Листья легко отрываются, не исцарапаете руки.
Баба-Яга: Ну, а почему же листья осенью легко отрываются? Никак не пойму!
Ведущий: Осенью в том месте, где лист к дереву прикрепляется, пробковый слой образуется. Он как перегородка отделяет лист от дерева, и достаточно небольшого ветерка, чтобы листья стали падать.
Баба-Яга: И зачем это нужно, чтобы они упали? Осень, скажи – зачем?
Осень: А давай спросим у ребят, может они знают?
(Ответы ребят).
Осень: Правильно. А ещё, потому что листья испаряют много влаги. Зима для деревьев не только холодное, но и сухое время года. Теряя листья, деревья защищаются от зимней засухи.
Ведущий: Кроме того, в листьях накапливаются вредные вещества. Теряя листья, дерево от них избавляется. Если дерево сбросило все листья, значит, оно хорошо подготовилось к зиме. Запомнили?
Осень: Молодцы, ребята! Но ведь я богата не только красками, дарами природы, но и играми! Давайте с вами поиграем!
Осень и Баба-Яга набирают себе команды, раздавая листья (Осень) и мухоморы (Баба-Яга). Команды по 5 человек выходят вперед. Остальные дети становятся болельщиками. Ведущий объявляет конкурсы и объясняет условия игры. Осень и Баба-Яга помогают Ведущему проводить игровую программу, поддерживают игроков своей команды, «болеют» за неё.
Игровая программа.
1. «Поляна загадок».
На полу зала разбросаны осенние листья. С обратной стороны каждого листа находится загадка. Каждый участник игры выбирает себе 1 лист и по очереди зачитывает свою загадку. Если игрок не может дать ответ, ему помогает его команда. (За каждый правильный ответ – 1 балл).
1. Без пути и без дороги,
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
2. Тучи нагоняет,
Веет, задувает,
По свету рыщет,
Поёт да свищет. (Ветер)
3. Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит,
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем. (Сентябрь)
4. Середина твоя, Осень,
Иногда на небе просинь,
Солнца луч уже не греет,
Часто дождик мелкий сеет. (Октябрь)
5. Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает,
Кто зовет к нам холода,
Знаете? Конечно, да! (Ноябрь)
6. Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Расскажите без утайки,
Кто это собрался в стайки? (Птицы)
2. «Осенние приметы».
Игроки обеих команд получают листочки, на которых написаны незаконченные предложения о переменах в природе осенью. Нужно прочитать их и закончить предложения правильно. Читать и отвечать может каждый член команды по очереди, а можно совещаться и давать ответы сообща всей командой. (За каждый правильный ответ – 1 балл).
1 команда
1. Осенью перелетные птицы (улетают на юг)
2. Осенью насекомые (прячутся в щели под корой)
3. Осенью зайцы (меняют цвет шубки с серого на белый)
4. Осенью деревья и кустарники (теряют свою листву)
5. Осенью день становится (короче)
2 команда
1. Осенью зимующие птицы (остаются на зимовку)
2. Осенью медведи (впадают в спячку)
3. Осенью солнце светит и греет (меньше)
4. Осенью в садах и огородах (собирают урожай)
5. Осенью ночь становится (длиннее)
3. «Кого зимой не встретишь?»
4. Участникам каждой команды раздаются картинки с изображение птиц, животных, насекомых. ( См. Приложение. Картинки (на выбор) можно выпустить на принтере, а можно показать на мультимедийной установке). Каждый игрок выбирает себе картинку и должен рассказать, что происходит осенью с тем, кто изображен на этой картинке. Члены команды могут помогать, дополнять ответ.
5. (За каждый правильный ответ – 1 балл).
4. «Собери пословицу».
Каждой команде выдаются набор карточек со словами, из которых нужно сложить пословицу об осени. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием. ( За правильность составления пословицы – 2 балла, за быстроту – 1 балл).
1. Весна красна цветами, а осень – пирогами.
2. Лето со снопами, а осень – с пирогами.
5. «Лесная типография»
6. Обеим командам выдается одинаковый набор букв: ГРАЧСИНИЦАДЯТЕЛСОВА. Из них нужно составить названия птиц. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием. (За каждый правильный ответ – 1 балл, за быстроту – 1 балл).
Ведущий подводит итоги игры, объявляет результаты. Осень награждает игроков обеих команд, а также авторов лучших рисунков, композиций, букетов.
Осень: Молодцы, ребята! Порадовали меня! Хотела, уж, было попрощаться с вами, да вот что вспомнила. Осенью не только красиво бывает, но и холодно, сыро, дождливо. А знаете ли вы, как нужно защищаться от простуд и инфекций?
(Ответы ребят).
Баба-Яга: А я знаю смешную зарядку для лица. Если её делать каждый день, тоже не заболеете! Повторяйте все за мной! (Массирует точки на лбу, у носа, тянет себя за уши, показывает язык, кривляется).
Ведущий: Ребята, а ведь это на самом деле полезная зарядка! Вы делаете массаж активных точек и усиливаете защитные свойства своего организма!
Осень: Ну, ребята, мне пора! Много ещё работы по лесам, по полям! Спасибо вам за праздник! Желаю вам здоровья и успехов в учебе!
Баба-Яга: И мне пора! Желаю вам побольше двоек! Тьфу, пятерок! Весело у вас, ещё в гости приду!
Ведущий: Спасибо и вам за беседу, за игры, за подарки! До новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.