Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №373 «Скворушка»
Проект
«Знакомство дошкольников с малыми народами Сибири»
Подготовили воспитатели высшей категории
Трудолюбова Оксана Викторовна
Акимова Лариса Анатольевна
2023
Тип проекта: патриотический, познавательно - игровой, групповой
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта: дети, педагоги, родители
Возраст детей: младший дошкольный, средний дошкольный
Актуальность проблемы: Национальная культура малочисленных народов Сибири может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре коренного населения Сибири (Чулымцы ) становится актуальной для педагогов нашего дошкольного учреждения.
Необходимость проведения таких занятий в дошкольных учреждениях, связана с социальным заказом общества, которому нужны культурные, образованные люди, любящие свою Родину.
Цель: познакомить детей с историей, народными традициями, культурой родного края, способствующих формированию познавательного интереса в детях.
Задачи:
1. Познакомить детей с народами ранее населявшие Сибири.
2. Познакомить с культурным наследием сибирских народов: играми сказками, песнями, обычаями.
3. Развивать, по средствам игр, чтения сказок, наблюдательность, внимание, память, мышление.
4.Расширить словарный запас дошкольников.
5. Разнообразить игровой опыт детей.
6.Привлечь внимание дошкольников и их родителей к истории родного края.
7. Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с детьми.
Предполагаемый результат:
1. Воспитание патриотических чувств у дошкольников.
2. Обогащение игрового и речевого опыта детей.
3. Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
4. Проведение развлечения для детей «Праздник Солнца!»
Краткое содержание проекта
Формы работы с детьми Игровая деятельность. Подвижные игры: «Солнце », «Каюр и собаки», «Ловля оленей», «Рыбаки и рыбки», «Прыжки на одной ножке» Познавательно – речевое развитие . Беседа : «Коренные жители Сибири» Чтение сказок. Составление коллективного рассказа по серии картинок к сказке «Страшный гость» Рассматривание альбома «Народные музыкальные инструменты Сибири», беседа: «Ремесло народов Сибири – изделия из бересты»», интегрированное занятие с использованием презентации «Одежда народов Сибири», дидактическая игра «Собери узор» Художественно – эстетическое развитие Музыкальные игры: «Громче бей!», «Пока звучит бубен», «Шумовой оркестр». Рисование « Девочка в шубке», аппликация «Узор на варежках», оформление коллажа «Пастбище оленей» |
Формы работы с родителями Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом познавательного воспитания детей.
Привлечение родителей к оформлению книги «Сказки народов Сибири, живущих
Родительское собрание на тему «Значение подвижных игр в физическом развитии детей»
Оформление стенда для родителей «Чулымский народ»
|
Вывод: Приобщение детей к национальной культуре народов Сибири не должно ограничиваться элементарными географическими сведениями, названиями некоторых предметов быта и национальных праздников. Введение детей в особый, самобытный мир национальной культуры должно осуществляться путём действенного познания, через многообразие форм и методов работы с детьми и воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. Именно такой подход поможет подвести детей к убеждению в том, что изучение национальной культуры не просто учебная обязанность, а обращение к духовности, без которой не может жить современный человек. В процессе обучения в проектной деятельности дети не только знакомятся с культурой, бытом, историей родного края и населяющих его народов, но имеют возможность прикоснуться к национальным истокам, попробовать свои силы в изготовлении предметов традиционных народных промыслов, расширить свои познания о жизни коренных народов Сибири.
Литература
1. «Сказки народов Сибири» перевод: под ред. ГФ Кунгурова. Новосибирск, Западно-Сибирское книжное издательство, 1984 г.
2. http://www.ethnomuseum.ru/
3. http://nsportal.ru/
ПЛАН – КОНСПЕКТ
Интегрированного занятия
( младшая группа)
«Одежда и обувь народов Сибири»
Цель: Обучающая и воспитательная работа. Знакомство детей с особенностями одежды и обуви народов Сибири ( материал, украшение) . Умение образовывать прилагательные от существительных. Развитие связной речи. Продолжать учить составлять описательный рассказ с помощью наглядного материала. Активизация и обогащение словаря. Развитие психических процессов: внимание, память, воображение. Закрепить правила работы с клеем. Учить создавать орнамент, используя повторяющиеся элементы. Развитие мелкой моторики. Воспитать бережное отношение к одежде, обуви.
Предварительная работа. Беседа на тему одежда. Рассматривание презентации на тему «Одежда и обувь народов Сибири» Рассматривание иллюстраций. Разгадывание загадок. Рассматривание тканей ( синтетика, шелк, х/б, мех, шесть)
Орг. момент. Дети находятся в приемной. Воспитатель спрашивает у детей, для чего нам нужны кабинки. Дети отвечают, что они нужны, чтобы складывать одежду.
- Сегодня мы с вами поговорим об одежде. Я вас приглашаю на занятие в группу.
Ход занятия.
Воспитатель обращает внимание на изображение человека в национальном костюме слайды с 1 по 6 и начинает свой рассказ.
- В холодные зимние дни в Сибири не обойтись без меховой шубы, шапки и теплых сапог.
- Как вы думаете, почему?
/ Ответы детей/
Воспитатель добивается логического мышления у детей.
- Мороз заставляет людей одеваться тепло. А теплая одежда должна быть сшита из чего?
/Выслушиваются предполагаемые ответы детей./
- А теперь кажите мне, если одежда сшита из меха, значит она какая?
/ответы детей/
- А если одежда сшита из шерсти, значит, она какая?
/ответы детей/
- Посмотрите ребята, какая теплая одежда у людей, проживающих на территории Сибири. Мы с вами уже говорили о том как назывались эти народы (селькупы, эвенки, тофалары).
/ответы детей/
- Молодцы! Как вы думаете, где люди брали такую теплую, красивую одежу.( шили сами)
/ответы детей/
Дидактическая игра «Назови»
Цель: Закрепление название швейных принадлежностей. Обогащение активного словаря.
Педагог по очереди показывает швейных принадлежности ( иголка, катушка ниток, ножницы, игольницы, наперсток. Дети называют предмет, объясняют, как он используется.
-Давайте рассмотри обувь. Посмотрите, какая она не обычная слайды с 7 по 10.Обувь так же шили из меха, а подошву делали из войлока. Если обувь сшита из войлока, значит она какая?
/ответы детей/
Педагог раздает детям по кусочку войлока.
- Посмотрите внимательно и скажите, а у вас есть войлочная обувь? (валенки)
/ответы детей/
- Ребята, вы заметили, что на фотографиях одежда и обувь очень красивые, необычные. Давайте рассмотрим, какие узоры изображены. Слайды с 12 по 14.
- Каждый узор имеет свое название
Слайд 1 – волны
Слайд 2- олени
Слайд 3 – круги или солнце
- Как вы думаете по чему? ( дети ищут сходство)
/ответы детей/
- А теперь ребятки я вам предлагаю самим побыть народными умельцами, которое умеют красиво украсить одежду, но сначала давайте разогреем наши пальчики
Пальчиковая гимнастика
Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки.
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки.
А вот это валенки
Для малышки Галеньки
Детям раздается по варежке ( картонная заготовка) и элементы орнаментов ( бумага), нужно выполнить аппликацию украсить варежку.
- У каждого из вас есть своя одежда и обувь. А как вы за ней ухаживаете?
Выслушиваются ответы детей.
В конце занятия подводится итог.
- Что мы с вами делали на занятии. О какой одежде мы говорили, для чего она нам нужна. Что вам понравилось? Воспитатель благодарит детей за активность на занятии. Все старались отвечать правильно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.