Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №373 «Скворушка»
Проект
«Знакомство дошкольников с малыми народами Сибири»
Подготовили воспитатели высшей категории
Трудолюбова Оксана Викторовна
Акимова Лариса Анатольевна
2023
Тип проекта: патриотический, познавательно - игровой, групповой
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта: дети, педагоги, родители
Возраст детей: младший дошкольный, средний дошкольный
Актуальность проблемы: Национальная культура малочисленных народов Сибири может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре коренного населения Сибири (Чулымцы ) становится актуальной для педагогов нашего дошкольного учреждения.
Необходимость проведения таких занятий в дошкольных учреждениях, связана с социальным заказом общества, которому нужны культурные, образованные люди, любящие свою Родину.
Цель: познакомить детей с историей, народными традициями, культурой родного края, способствующих формированию познавательного интереса в детях.
Задачи:
1. Познакомить детей с народами ранее населявшие Сибири.
2. Познакомить с культурным наследием сибирских народов: играми сказками, песнями, обычаями.
3. Развивать, по средствам игр, чтения сказок, наблюдательность, внимание, память, мышление.
4.Расширить словарный запас дошкольников.
5. Разнообразить игровой опыт детей.
6.Привлечь внимание дошкольников и их родителей к истории родного края.
7. Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с детьми.
Предполагаемый результат:
1. Воспитание патриотических чувств у дошкольников.
2. Обогащение игрового и речевого опыта детей.
3. Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
4. Проведение развлечения для детей «Праздник Солнца!»
Краткое содержание проекта
Формы работы с детьми Игровая деятельность. Подвижные игры: «Солнце », «Каюр и собаки», «Ловля оленей», «Рыбаки и рыбки», «Прыжки на одной ножке» Познавательно – речевое развитие . Беседа : «Коренные жители Сибири» Чтение сказок. Составление коллективного рассказа по серии картинок к сказке «Страшный гость» Рассматривание альбома «Народные музыкальные инструменты Сибири», беседа: «Ремесло народов Сибири – изделия из бересты»», интегрированное занятие с использованием презентации «Одежда народов Сибири», дидактическая игра «Собери узор» Художественно – эстетическое развитие Музыкальные игры: «Громче бей!», «Пока звучит бубен», «Шумовой оркестр». Рисование « Девочка в шубке», аппликация «Узор на варежках», оформление коллажа «Пастбище оленей» |
Формы работы с родителями Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом познавательного воспитания детей.
Привлечение родителей к оформлению книги «Сказки народов Сибири, живущих
Родительское собрание на тему «Значение подвижных игр в физическом развитии детей»
Оформление стенда для родителей «Чулымский народ»
|
Вывод: Приобщение детей к национальной культуре народов Сибири не должно ограничиваться элементарными географическими сведениями, названиями некоторых предметов быта и национальных праздников. Введение детей в особый, самобытный мир национальной культуры должно осуществляться путём действенного познания, через многообразие форм и методов работы с детьми и воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. Именно такой подход поможет подвести детей к убеждению в том, что изучение национальной культуры не просто учебная обязанность, а обращение к духовности, без которой не может жить современный человек. В процессе обучения в проектной деятельности дети не только знакомятся с культурой, бытом, историей родного края и населяющих его народов, но имеют возможность прикоснуться к национальным истокам, попробовать свои силы в изготовлении предметов традиционных народных промыслов, расширить свои познания о жизни коренных народов Сибири.
Литература
1. «Сказки народов Сибири» перевод: под ред. ГФ Кунгурова. Новосибирск, Западно-Сибирское книжное издательство, 1984 г.
2. http://www.ethnomuseum.ru/
3. http://nsportal.ru/
ПЛАН – КОНСПЕКТ
Интегрированного занятия
( младшая группа)
«Одежда и обувь народов Сибири»
Цель: Обучающая и воспитательная работа. Знакомство детей с особенностями одежды и обуви народов Сибири ( материал, украшение) . Умение образовывать прилагательные от существительных. Развитие связной речи. Продолжать учить составлять описательный рассказ с помощью наглядного материала. Активизация и обогащение словаря. Развитие психических процессов: внимание, память, воображение. Закрепить правила работы с клеем. Учить создавать орнамент, используя повторяющиеся элементы. Развитие мелкой моторики. Воспитать бережное отношение к одежде, обуви.
Предварительная работа. Беседа на тему одежда. Рассматривание презентации на тему «Одежда и обувь народов Сибири» Рассматривание иллюстраций. Разгадывание загадок. Рассматривание тканей ( синтетика, шелк, х/б, мех, шесть)
Орг. момент. Дети находятся в приемной. Воспитатель спрашивает у детей, для чего нам нужны кабинки. Дети отвечают, что они нужны, чтобы складывать одежду.
- Сегодня мы с вами поговорим об одежде. Я вас приглашаю на занятие в группу.
Ход занятия.
Воспитатель обращает внимание на изображение человека в национальном костюме слайды с 1 по 6 и начинает свой рассказ.
- В холодные зимние дни в Сибири не обойтись без меховой шубы, шапки и теплых сапог.
- Как вы думаете, почему?
/ Ответы детей/
Воспитатель добивается логического мышления у детей.
- Мороз заставляет людей одеваться тепло. А теплая одежда должна быть сшита из чего?
/Выслушиваются предполагаемые ответы детей./
- А теперь кажите мне, если одежда сшита из меха, значит она какая?
/ответы детей/
- А если одежда сшита из шерсти, значит, она какая?
/ответы детей/
- Посмотрите ребята, какая теплая одежда у людей, проживающих на территории Сибири. Мы с вами уже говорили о том как назывались эти народы (селькупы, эвенки, тофалары).
/ответы детей/
- Молодцы! Как вы думаете, где люди брали такую теплую, красивую одежу.( шили сами)
/ответы детей/
Дидактическая игра «Назови»
Цель: Закрепление название швейных принадлежностей. Обогащение активного словаря.
Педагог по очереди показывает швейных принадлежности ( иголка, катушка ниток, ножницы, игольницы, наперсток. Дети называют предмет, объясняют, как он используется.
-Давайте рассмотри обувь. Посмотрите, какая она не обычная слайды с 7 по 10.Обувь так же шили из меха, а подошву делали из войлока. Если обувь сшита из войлока, значит она какая?
/ответы детей/
Педагог раздает детям по кусочку войлока.
- Посмотрите внимательно и скажите, а у вас есть войлочная обувь? (валенки)
/ответы детей/
- Ребята, вы заметили, что на фотографиях одежда и обувь очень красивые, необычные. Давайте рассмотрим, какие узоры изображены. Слайды с 12 по 14.
- Каждый узор имеет свое название
Слайд 1 – волны
Слайд 2- олени
Слайд 3 – круги или солнце
- Как вы думаете по чему? ( дети ищут сходство)
/ответы детей/
- А теперь ребятки я вам предлагаю самим побыть народными умельцами, которое умеют красиво украсить одежду, но сначала давайте разогреем наши пальчики
Пальчиковая гимнастика
Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки.
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки.
А вот это валенки
Для малышки Галеньки
Детям раздается по варежке ( картонная заготовка) и элементы орнаментов ( бумага), нужно выполнить аппликацию украсить варежку.
- У каждого из вас есть своя одежда и обувь. А как вы за ней ухаживаете?
Выслушиваются ответы детей.
В конце занятия подводится итог.
- Что мы с вами делали на занятии. О какой одежде мы говорили, для чего она нам нужна. Что вам понравилось? Воспитатель благодарит детей за активность на занятии. Все старались отвечать правильно.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.