Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Оценка 4.6

Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
биология
10 кл
25.01.2017
Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА  КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
проект.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА  КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА Выполнила Кушу Зарина Руслановна ученица 10б класса МБОУ СОШ №1 Руководитель Пахомова Ольга Ивановна учитель биологии   ст.Гиагинская 2015год Содержание I.Введение                                                                                               3­5 2.Главы основной части                                                                        6­12 1. Определение адаптационного потенциала учащихся 10 классов учителей МБОУ СОШ №1  2. Расчёт ДБВ и БВ  по методу Войтенко В. П. 3.Заключение и выводы                                                                         13 4.Литература                                                                                            14 5.Приложения                                                                                          15 I. ВВЕДЕНИЕ В настоящее время проблема здоровья приобретает особое значение. В  современных социально­экономических условиях проблема здоровья стоит  остро. В России наступила демографическая катастрофа: ежегодно население  страны убывает на 3 млн человек; рождаемость снизилась вдвое, а на семью  приходится 0,8 ребенка. Детская смертность в 2 раза больше, чем в странах  Европы. По продолжительности жизни Россия на 130­148 месте в мире. В 40  из 79 российских регионах продолжительность жизни населения сократилась  на 5­7 лет (мужчины до 54­57; у женщин 60­65 лет). По уровню жизни и  продолжительности на 20 лет отстаем от Европы. 40% мужчин не доживает до пенсии. В ноябре прошлого года президент России Дмитрий Медведев, выступая с  посланием Федеральному собранию, сообщил, что сейчас уже к первому  классу школы сложности со здоровьем выявляются почти у трети детей. Еще  более удручающие показатели, по его словам, диагностируют у подростков ­  отклонения по здоровью имеют две трети из них. Человек – единственный биосоциальный вид на планете Земля ­ интегрирован  в окружающую среду обитания. Как известно, от уровня адаптации зависит  здоровье человека, его жизнь, физическое и социальное благополучие. Число  абсолютно здоровых детей и подростков по данным медицинской статистики  составляет всего 3–8 %, до 59–62 % возросло число хронически больных  учащихся. За время обучения 70 % функциональных расстройств переходят к  окончанию школы в стойкую хроническую патологию.  Актуальность исследования обусловлена тем, что сохранение и  целенаправленное формирование здоровья детей, молодёжи в современных  условиях развития России сверхзначимо, поскольку связаны напрямую с  проблемой демографической безопасности государства. Цель работы: определить уровень здоровья подростков по адаптационным  показателям (на примере учащихся 10х классов МБОУ СОШ № 1 станицы  Гиагинской .  Задачи исследования:  1. Собрать, изучить, проанализировать разнообразные источники по теме  исследования;  2. Определить биологический возраст и адаптационный потенциал  школьников.  Объект исследования:  состояние здоровья учащихся 10 классов .  Предмет исследования: изучение адаптационных возможностей  (адаптационный потенциал) учащихся 10 х классов.  Гипотеза исследования: знание собственных адаптационных возможностей  может способствовать изменению отношения старшеклассников к  собственному здоровью. Для получения данных по адаптационному потенциалу и степени старения у  испытуемых использовали следующие методики:  Методы функциональной диагностики сердечно­сосудистой системы; расчёт  индекса адаптационного потенциала сердечно­сосудистой системы по  формуле Р.М. Баевского Одна из наиболее простых формул, обеспечивающих точность распознавания  71,8% (по сравнению с экспертными оценками), основана на использовании  наиболее простых и общедоступных методов исследования ­ измерения  частоты пульса и уровня артериального давления, роста и массы тела 2. Вычисления БВ (биологического возраста) и СС (степени старения)  производится по методу Войтенко Владимира Платоновича, доктора  медицинских наук, профессора НИИ Геронтологии АМН СССР. Методика  расчёта была разработана в 1984 году и является упрощённым вариантом  определения Биологического и Должного Биологического возрастов. 3.Сравнение полученных результатов с данными ежегодных медицинских  осмотров учащихся. II.ГЛАВЫ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ 1.Определение адаптационного потенциала учащихся 10 классов Для определения адаптационного потенциала использовалась методика «  Расчётный индекс адаптационного потенциала сердечно­сосудистой системы» Р.М. Баевского и соавт.,1987. Распознавание функциональных состояний на основе анализа данных о  вегетативном и миокардиально ­гемодинамическом гомеостазе требует  определенного опыта и знаний в области физиологии и клиники. Для того  чтобы этот опыт сделать достоянием широкого круга, был разработан ряд  формул, позволяющих вычислять адаптационный потенциал системы  кровообращения по заданному набору показателей с помощью уравнений  множественной регрессии. Одна из наиболее простых формул,  обеспечивающих точность распознавания 71,8% (по сравнению с экспертными оценками), основана на использовании наиболее простых и общедоступных  методов исследования ­ измерения частоты пульса и уровня артериального  давления, роста и массы тела, что доступно любому ученику старшей школы. АП = 0.0011(ЧП) + 0.014(САД) + 0.008(ДАД) + 0.009(МТ) ­ 0.009(Р) +  0.014(В)­0.27; где АП ­ адаптационный потенциал системы кровообращения в баллах, ЧП ­  частота пульса (уд/мин); САД и ДАД ­ систолическое и диастолическое  артериальное давление (мм рт.ст.); Р ­ рост (см); МТ ­ масса тела (кг); В ­  возраст (лет). По значениям адаптационного потенциала определяется функциональное  состояние пациента: 6 Трактовка пробы:  ниже 2.6 ­ удовлетворительная адаптация; 2.6 ­ 3.9 ­ напряжение механизмов адаптации; 3.10 ­ 3.49 ­ неудовлетворительная адаптация; 3.5 и выше ­ срыв адаптации. Для определения адаптационного потенциала с учащимися 10 классов была  проведена практическая работа, где каждый учащийся рассчитал свой  адаптационный потенциал,  определил свое функциональное состояние и  сделал определенный вывод о состоянии своего здоровья и факторах, которые могут изменить и улучшить его. Работу выполняли 28 человек. Были получены следующие результаты 25 учащихся (  89,3% )имеют удовлетворительную адаптацию  3 учащихся (10,7%) имеют напряженный механизм адаптации. Для улучшения состояния своего здоровья и повышения уровня  адаптационного потенциала учащиеся предложили следующее Увеличение физической нагрузки, занятия спортом – 28 Изменение образа жизни ­ 16 Правильное питание ­ 17 Проводить меньше времени за компьютером ­ 4 Проведенное после практической работы анкетирование показало, что 100%  респондентов понимают значимость здоровья для организма человека 90% задумались над результатами адаптационного потенциала 40% только перешли к конкретным действиям. Для изучения адаптационного потенциала учителей был проведен опрос  и  измерение артериального давления и частоты пульса . Для сравнения мы определили адаптационный потенциал учителей нашей  школы. Я рассчитала средний потенциал 20 педагогов. Он составил 1,587 2.Расчёт ДБВ и БВ производится по методу Войтенко Владимира Платоновича, доктора медицинских наук, профессора НИИ Геронтологии АМН СССР. Методика расчёта была разработана в 1984 году и является упрощённым вариантом определения Биологического и Должного Биологического возрастов. Показатели Должного биологического возраста и Биологического возраста  для мужчин и для женщин различаются.  Оценка  индивидуальных  значений должного биологического возраста (ДБВ):  Мужчины:  ДБВ = 0, 629 * КВ + 18, 56  Женщины: ДБВ = 0, 581 * КВ + 17, 24 Где:  КВ – календарный возраст, лет Формула расчёта Биологического возраста для мужчин:  БВ = 26,985 + 0,215 АДС – 0,149 ЗДВ – 0, 151 СБ + 0,723 СОЗ  Где: АДС – систолическое артериальное давление. В расчётную формулу  вставляется значение, отражающее уровень систолического давления  (верхнее), выраженное в  мм.рт.ст. ЗДВ – продолжительность задержки дыхания на вдохе, проба Штанге ( в сек.) Методика измерения. После 5 мин. отдыха, сидя сделать 2­3 глубоких вдоха и выдоха, затем сделать полный вдох (80­90% от максимального), задерживать  дыхание. Отмечается время от момента задержки дыхания до её прекращения. СБ – статистическая балансировка, проба Ромберга, сек.  Методика измерения. Испытуемый должен стоять так, чтобы ноги его были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой, руки  вытянуты вперед, пальцы разведены и глаза закрыты. По нашим данным,  время устойчивости у здоровых нетренированных лиц обычно в пределах 30— 50 сек. При всей простоте проведения этого теста его итог находится в сложной  зависимости от состояния опорно­двигательного аппарата, координации  движений и стойкости психологической установки на достижение наилучшего результата. Продолжительность балансировки имеет взаимосвязи с жизненной емкостью легких, продолжительностью задержки дыхания, силой мышц,  антропометрическими показателями СОЗ – Субъективная оценка здоровья, в баллах. Проводится с помощью  анкеты. (Приложение 1) Формула расчёта Биологического возраста для женщин: БВ = ­ 1, 463 + 0,415 АДП ­ 0,140 СБ + 0, 248 МТ + 0,694 СОЗ  Где: АДП ­ артериальное давление пульсовое. Так называется разница между АДС  (артериальным давлением систолическим т.е верхним) и АДД (артериальным  давлением диастолическим т.е нижним). АДС – АДД.  АДП измеряется в  мм.рт.ст. Пульсовое  давление  отражает жесткость ("возраст") крупных  артерий и является сильным независимым фактором риска  сердечнососудистой смертности (особенно коронарной). Повышенное  пульсовое давление – показатель реального возраста артерий, который далеко  не всегда совпадает с календарным возрастом человека.  МТ – вес тела, кг СБ – статистическая балансировка, проба Ромберга, сек.  СОЗ – Субъективная оценка здоровья, в баллах. Проводиться с помощью  анкеты.( Приложение 1) Рассчитав разницу между биологическим возрастом (БВ) и должным  биологическим возрастом (ДБВ), Вы определите, к какой группе риска Вы  относитесь: D = БВ ­ ДБВ  1 группа (D = ­ 15 … ­ 9,0)  2 группа (D = ­ 8,9 … ­ 3,0)  3 группа (D = ­ 2,9 … + 2,9)  4 группа (D = + 3,0 … + 6,9)  5 группа (D = + 7,0 … + 15)  Если БВ ­ ДБВ = 0, то степень постарения соответствует статистическим  нормативам. Если БВ ­ ДБВ больше 0, то степень постарения большая и следует обратить внимание на образ жизни и пройти дополнительные  обследования.  Если БВ ­ ДБВ меньше 0, то степень постарения малая. Результаты теста  1. Если Вы принадлежите к 3­ей группе, значит Ваш биологический возраст  соответствует Вашему календарному возрасту. Особых причин для  беспокойства нет, но и поводов для оптимизма тоже. Ожидаемая  продолжительность Вашей жизни будет примерно равна  среднестатистической по стране.  2. Если Вы попали в группу 2 или 1, значит Ваш биологический возраст  меньше, чем календарный. Это хорошо. Наверняка Вы следите за своим  здоровьем!  3. Если Вы угодили в группу 4 или, что еще хуже, в 5, то Вам надо срочно  принимать меры! Бросайте все свои вредные привычки и меняйте свой образ  жизни!!! Люди, ведущие активный образ жизни, правильно питающиеся и обычно  имеющие хорошее настроение, живут дольше, чем их малоподвижные и  мрачные современники. Человеческий организм как совершенный механизм рассчитан на длительную  жизнеспособность и продолжительность жизни, что во многом определяется  тем, как человек сам себе её строит, сокращает или продлевает, как заботится о своем здоровье, т.к. именно здоровье является главной основой долголетия  и активной творческой жизни. Медицина не может гарантировать человеку сохранение абсолютного  здоровья и долголетия, если у него нет установки на соблюдение этических  норм в  поведении и желания как можно дольше быть здоровым и  трудоспособным. Изучение биологического возраста проводилось в форме практической  работы.  В исследовании приняли участие 28 человек. В зависимости от  полученных результатов они были  распределены в следующие группы: группа 3 группа 4группа 5группа   Количество учащихся 1 3 24 Проценты  4% 10,7% 85,3% На основе полученных результатов можно сделать вывод, что степень  постарения большая и следует обратить внимание на образ жизни и пройти  дополнительные обследования.   Данные результаты не являются случайными, так как по данным ежегодных  медицинских обследований среди учащихся  10­х классов были выявлены  следующие заболевания: • • • • • • • • • • нарушение осанки – 12 человек сколиоз – 5 человек дефицит массы тела – 7 человек задержка физического развития – 3 человека вегето­сосудистая дистония – 6 человек нарушение зрения – 4 человека плоскостопие – 7 человек дискинезии желчевыводящих путей – 4 человека эндогенный зоб – 1 человек врожденный порок сердца – 1 человек III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ  По результатам проведенного исследования сделаны следующие выводы:  1. Средний адаптационный потенциал школьников составляет 1,9001, что  является удовлетворительным показателем 2. При определении биологического возраста оказалось, что у подростков  разница между календарным и биологическим возрастом  большая и считается неудовлетворительной.  3. Полученные данные говорят о том, что школьники хуже  приспосабливаются к условиям окружающей среды, и, возможно,  окружающая среда влияет на них сильнее, чем на старшее поколение.  4. Гипотеза подтверждена. И хотя мы не имеем данных по достоверности, но  интервьюирование показало, что знание собственных показателей здоровья  (адаптационного потенциала, биологического возраста и др.) может  способствовать изменению отношения старшеклассников к собственному  здоровью с тенденцией на его сбережение. Заключение: Приведённые методики можно использовать для проведения массовых  обследований различных групп населения с целью выявления групп риска  развития того или иного заболевания, ухудшения здоровья в результате  чрезвычайных климатических обстоятельств, профессиональных факторов и  т.д. Данные методы относятся к скрининговым, они достаточно «быстрые»,  дешёвые и нетрудоёмкие. IV.ЛИТЕРАТУРА 1.Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей  организма и риск развития заболеваний. ­ М.: Медицина, 1997, 2. Войтенко В. П., Полюхов А. М. Системные механизмы развития и старения. Л.: Наука. 1986.

Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА  КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА  КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА  КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА  КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА  КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА  КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА  КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА  КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА  КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА  КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА  КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА  КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА  КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Проект АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА  КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2017