Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость.
К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Статистика бьют тревогу. Многие причины – от нас не зависящие и изменить что-либо не в наших силах.
Но есть одна, на мой взгляд, очень важная – это формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья.
Комплексный проект "Азбука здоровья" для детей
старшего дошкольного возраста
Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой
старости. Так гласит народная мудрость.
К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и
разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Статистика бьют
тревогу. Многие причины – от нас не зависящие и изменить чтолибо не в наших
силах.
Но есть одна, на мой взгляд, очень важная – это формирование у детей
дошкольного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья.
Опыт моей педагогической работы показывает, что только физически развитые и
практически здоровые дети достигают успехов и вершин познания мира.
Для реализации данного направления моей педагогической деятельности был
разработан проект “Азбука здоровья” для работы с детьми старшего
дошкольного возраста.
Целью его является формирование осознанного отношения к своему здоровью,
потребности к здоровому образу жизни и обеспечение максимальной активности
детей в преобладающем самостоятельном процессе сознания.
Для развития целостного понимания ценности здоровья у детей мною были
определены следующие задачи:
1. Обогащать представления детей о витаминах, их роли в жизни человека.
2. Содействовать сохранения и укреплению здоровья детей, развивать
потребность в здоровом, активном образе жизни.
3. Воспитывать осознанное отношение их своему здоровью.
Я разработала перспективный план, который позволил целенаправленно и
систематически работать в данном направлении и достичь высоких результатов.
Качественная реализация проекта позволила сформировать у детей следующие
представления: что такое здоровье и как его сберечь;
что такое витамины;
о своих органах, их работе и значении;
что такое режим, гигиена и закаливание;
о самых значимых витаминах, в чём они содержаться и как влияют на
здоровье;
о том, что есть полезные и неполезные продукты, какие они;
то полезно для моего организма;
вода, какая она бывает, какая полезная для здоровья;
как работает наш главный орган;
что такое микробы и вирусы;
какие бывают болезни, что их вызывает;
как предупреждать болезни;
некоторые правила оказания себе первой помощи
что такое аптека, для чего она нужна;
лекарственные растения;
лекарственные растения нашей тундры.
Перспективный план реализации проекта “Азбука здоровья”
Сентябрь
1.Познавательное занятие.
Тема: “Что такое здоровье?”
Задачи:
Систематизировать знания детей о составляющих понятия “здоровье” Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье.
2.Познавательная беседа “Режим дня”
Задачи:
Объяснить детям понятие “Режим”
Воспитывать необходимость соблюдения режима дня.
3. Встреча с интересными людьми.
Тема: “Гигиена залог здоровья!”
Задачи:
Формировать представление о значении соблюдения гигиены в жизни
людей.
Воспитывать навыки гигиены.
4.Спортивное развлечение “ Мама, папа, я – спортивная семья”
Задачи:
Пропаганда активного, здорового семейного отдыха.
Создание условий для тесного продуктивного сотрудничества между
Родителями и педагогами в воспитании детей.
Октябрь
1.Познавательное занятие
Тема “Как устроено тело человека”
Задачи
Познакомить детей со значением скелета и внутренних органов для
жизнедеятельности человека.
Воспитывать осознанное отношение к физическим упражнениям.2. Познавательная беседа.
Тема: “Одежда и здоровье”
Задачи:
Познакомить с понятием температуры тела человека и опасностями
переохлаждения и перегрева.
Воспитывать осознанное отношение к подбору одежды по погоде.
З.Встреча с интересными людьми.
Тема: “Здоровье главная ценность человеческой жизни”.
Задачи:
Познакомить с формами организации физической активности и их значение
для здоровья человека
Воспитание потребности в занятиях физической культуры.
4.Спортивный досуг “Знай своё тело”
Задачи:
Закрепить ранее полученные представления о значение скелета и других
органов для жизнедеятельности человека.
Воспитывать любовь и осознанное отношение к выполнению упражнений и
игр, которые наиболее полезны для развития мускулатуры.
Ноябрь
1.Познавательное занятие.
Тема: “Твоё питание твоё здоровье”
Задачи:
Дать детям знания о полезных и не очень полезных продуктах. Формировать представление о том, что для роста и здоровья необходимо
правильно питаться.
Воспитывать ответственность за своё здоровье
2. Экскурсия на кухню детского сада.
Тема: “И вкусно, и полезно!”
Задачи:
Закреплять представление детей о значимости сбалансированного питания.
Воспитывать осознанное отношение к результатам труда других людей.
З.Выставка рисунков “Весёлый натюрморт”
Задачи:
Закреплять знания детей о правильном питании и ценных продуктах.
Развивать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм,
красок, запахов.
4. Совместная деятельность.
Тема: “Карта полезных продуктов”
Задачи:
Систематизировать полученные знания о полезных продуктах.
Воспитывать умение применять полученные знания.
5. Консультация родителям
Тема: “Разумно есть долго жить!”
Задачи: Показать родителям значение правильного питания для своевременного
физического развития детей.
Декабрь1.Познавательное занятие.
Тема: “Живительные силы”
Задачи:
Рассказать детям о значимости и важности воды для организма.
Воспитывать необходимость соблюдения санитарных норм при
употреблении воды в пищу.
2. Экспериментальная деятельность
Тема: “Превращения воды”
Задачи:
Расширять знания детей о различных состояниях воды.
Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам нашей планеты.
З.Сочинение сказок, загадок, стихов о воде.
Задачи:
Развитие речи, сочинительской деятельности.
Воспитание культуры речи.
4. Совместная деятельность.
Тема: Коллаж “В чём содержится вода”.
Задачи:
Систематизировать полученные ранее знания детей о воде.
Воспитывать познавательный интерес.
5.Консультация для родителей “Поговорим о воде”
Задачи: Показать родителям значение воды для своевременного физического
развития детей.6. Забавы на воде “Весёлая акватория”.
Задачи:
Формирование осознанного отношения к своему здоровью.
Закрепление правил поведения на воде.
Январь
1.Познавательное занятие
Тема: “Вита значит, жизнь”
Задача:
Познакомить детей с происхождением слова “витамин”.
Дать понятие об основных витаминах (“А”, “В”, “С”, “Д”, “Е”)
Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.
2.Речь и речевое общение. Изготовление книг самоделок
Тема: “Вкусные истории в стране витаминов” (составление книги рецептов).
Задачи:
Развивать умение применять знания в новых условиях.
Воспитывать творческие способности.
3.Познавательная беседа
Тема: “Что необходимо для роста и зрения?”
Задачи:
Познакомить детей с витамином А.
Дать представление о том, вы каких продуктах его содержание наиболее
высоко и как он положительно влияет на организм.4. Тематический вечер “Вита значит жизнь!”
Задачи:
Создание условий для сотрудничества с родителями в воспитании детей.
Воспитание культуры здорового семейного отдыха.
Февраль
1.Познавательное занятие
Тема: “Где живут витамины “В” и “Р”?”
Задачи:
Познакомить с ролью витаминов “В”, “Р” для нормальной
жизнедеятельности.
Воспитание необходимости употреблять в пищу продукты, содержащие
данные витамины.
2. Экскурсия в аптеку.
Задачи:
Познакомить детей с работой аптеки.
Расширять кругозор детей о витаминах.
Воспитывать культуру поведения.
3. Сюжетно ролевая игра “Аптека”
Задачи:
Закреплять представление о работе аптеки.
Воспитывать уважение к представителям данной профессии.
4. Встреча с интересными людьми
Тема: “Витамины всем нужны”Задачи:
Уточнить представления детей о том, что нам для роста и здоровья
необходимо принимать разные виды витаминов.
Продолжать воспитывать уважение к представителям данной профессии.
5. Изобразительная деятельность.
Тема:“Весёлая пекарня”
Задачи:
Развитие навыка лепки из теста, мелкой мускулатуры пальцев.
Воспитание бережного отношения к хлебу.
Март
1. Познавательное занятие.
Тема: “Витамин “Неболейка” (витамин “С”)
Задачи:
Познакомить с ролью витамина “С”.
Воспитание необходимости употреблять в пищу продукты, содержащие
данные витамины.
2. Сюжетно ролевая игра “Кафе”
Задачи
Развитие потребности в полезной пище.
Обогащение социального опыта.
Воспитание навыков культуры поведения.
3. Изобразительная деятельность.
Тема: “Друзья Неболейки”Задачи:
Развитие навыков лепки из глины.
Воспитание аккуратности, умение доводить начатое дело до конца.
4. Социальное развитие.
Выход в кафе с родителями.
Задачи:
Пропаганда семейного культурного досуга.
Обогащение социального опыта
Закрепление правил поведения в общественном месте
Апрель
1.Познавательное занятие
Тема: “Наши зелёные друзья”
Задачи:
Познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями,
используемых для лечения заболеваний (лимон, мята, петрушка, календула,
укроп)
Воспитывать осознанное отношение к употреблению в пищу лекарственных
растений.
2.Познавательная беседа “Аптекарский огород”
Задачи:
Уточнять и расширять представления детей о том, что необходимо для
посадки и роста растений (условия, оборудование)
Воспитывать трудолюбие.
3.Экспериментальная деятельность.Тема: “Что нам надо для роста?”
Задачи: Расширить знание детей о необходимых условиях выращивания
лекарственных растений.
4.Консулътация родителям
Тема: “Советуем посадить дома”
Задачи: Помощь в организации совместной деятельности детей и родителей.
5. Развлечение “ Зелёная аптека”
Задачи:
Закреплять представление о положительном влиянии лекарственных
растений на организм человека.
Воспитание бережного отношения к лекарственным растениям.
Май
1.Праздник “Азбука здоровья”
Задачи:
Подведение итогов проекта “Азбука здоровья”.
Воспитание чувства ответственности за своё здоровье и необходимости
заботиться о нём.
Создание условий для сотрудничества педагогов и родителей в воспитании
детей.
2.Выставка детских работ “Азбука здоровья”
Задачи: Знакомство родителей с работами своих детей, выполненных в рамках
проекта “Азбука здоровья”.